Память апостола и евангелиста иоанна богослова

Иоанн богослов - биография, новости, личная жизнь

Встреча с Иисусом Христом

Иоанн Богослов был малым сыном Зеведея и Саломеи и братом Апостола Иакова. Он родился в галлилейской деревне Вифсаиде и с детства был вовлечен в дело своего отца — рыболовства. Однако, все изменилось, когда Иоанн встретил Иисуса Христа.

Во время одного из путешествий Иоанна Богослова, он услышал об Иисусе, о его учении и потрясающих событиях, которые сопровождали его. Будучи пробужденным желанием узнать Иисуса ближе, Иоанн отправился к месту, где находился Христос, вместе с другим страстным учеником Иоанна Крестителя.

Встреча Иоанна Богослова с Иисусом Христом происходила в начале служения Иисуса. Иоанн и Иисус встретились на берегу Иордана. Великий Иоанн видел, как Иисус готовился к крещению, и признал его как главное олицетворение Божественной силы. Когда Иоанн крестил Иисуса, произошло огромное событие — оба увидели откровение Духа Святого, который снизошел на Иисуса в образе голубя. Это было духовное откровение, с помощью которого Иоанн осознал, что Иисус — Сын Божий и Логос, и что он был послан Богом, чтобы спасти мир.

Важность этой встречи для Иоанна Богослова была очевидной. Он стал первозванным апостолом — тем, кто был при первой встрече с Иисусом, и этот факт наделил Иоанна особым духовным достоинством в ранней церкви

Его связь с Иисусом и его способность видеть Божественное откровение сделали его одним из главных свидетелей Исуса Христа и его учения.

После этой встречи Иоанн Богослов оставил свою прошлую жизнь и последовал за Иисусом. Вместе с другими апостолами, он стал свидетелем многих чудес и проповедником христианства. В своем Евангелии, написанном много позже, Иоанн Богослов подробно описывает учение Иисуса и исторические события, связанные с его жизнью, смертью и воскрешением.

Сама встреча с Иисусом Христом оставила глубокий след на душу Иоанна Богослова и определила его призвание в качестве одного из важнейших апостолов. Впоследствии, Иоанн играл значительную роль в создании евангельских текстов, которые стали основой веры и духовного наследия христианской церкви.

Таким образом, встреча с Иисусом Христом стала главной точкой в жизни Иоанна Богослова. Она открыла его глаза на истинное значение Божественного плана для спасения человечества и дала ему силу и благословение, чтобы свидетельствовать об этом послании и распространять истину Евангелия. Вклад Иоанна Богослова в христианскую теологию и церковь до сих пор остается неоценимым.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

Основные факты биографии евангелиста

Есть несколько интересных фактов из биографии святого, с которыми

Происхождение

По одной из версий Иоанн Богослов родился на свет в шестом году в северо-восточной части Израиля. Однако по некоторым данным он родился не в шестом, а в семнадцатом году. Эта информация основывается на том, что в 33 году, когда распяли Иисуса, ему исполнилось шестнадцать лет.

Детство и юность

Когда мальчик немного вырос, он пошел по стопам своего отца и начал вместе с ним ловить рыбу в Галилейском море, которое сейчас называют Тивериадским озером. Он был очень трудолюбивым и терпеливым ребенком. Однажды неподалеку от места, где Иоанн ловил рыбу, появился Мессия с небольшой группкой верующих людей. Он с братом Андреем сели в небольшую рыбацкую лодку, после чего всю ночь занимались ловлей рыбы. Однако рыбалка не задалась, так как не удалось поймать ни одной рыбы. Внезапно Господь явил людям чудо и указал место, куда лучше закинуть рыболовные снасти, чтобы поймать много рыбы. Рыбаки послушались совета и поймали так много рыбы, что их лодки чуть не утонули.

Затем Христос подошел к группе людей, в которой находился Иоанн, и предложил им последовать с ним. Они откликнулись на предложение, покинули свой дом и пошли за Иисусом.

Христианское служение

После призыва Христа Иоанн не расставался с ним и стал его верным наперсником. Он постоянно молился, вел целомудренный образ жизни и много времени пребывал в богомыслии. Во время служения Иисусу ему довелось увидеть немало чудес. Он был одним из немногих свидетелей Господнего Преображения. Также он был участником Тайной вечери и видел собственными глазами воскрешение единственной дочки Иаира.

Апостол служил и Мадонне, он был предан ей, как своей родной матери. Незадолго до смерти она увидела архангела Гавриила, который вручил ей одну лилию, сорванную из райского сада. Во время траурного процесса этот цветок нес именно Иоанн.

После смерти Богородицы святой активно распространял христианскую веру и ее основные идеи. Для этого он несколько лет проповедовал в таких городах, как Фиатир, Смирн, Пергам и Эфес. Также он воскрешал мертвых и исцелял больных людей. Благодаря его проповедям и благим делам христианство приняло много людей.

Книги Нового Завета

Богослов известен не только своими проповедями, но и написанием некоторых книг.

Многие считают, что именно он написал пять книг, входящих в состав Нового Завета. Наиболее известной считается четвертая книга, которая получила название «Евангелие от Иоанна». Однако современные ученные сомневаются в том, что автором является именно он.

Апостол долго предпочитал только устные проповеди, однако после того, как он написал Евангелие, многие начали спрашивать его о ранних годах жизни Иисуса. Поэтому он решил написать следующую книгу, в которой детально описаны ранние деяния Христа. Позднее было написано «Первое соборное послание», которое также попало в состав Нового Завета. Формально у этого произведения нет автора, однако многие все равно приписывают ее апостолу.

Другие книги

Есть и другие книжки, автором которых тоже является апостол Иоанн. Например, он написал «Апокалипсис Иоанна», которая значительно отличается от других работ святого. Здесь подробно рассказывается о событиях, которые происходили до Второго пришествия мессии. В книге можно найти информацию не только о чудесах, но и природных катаклизмах. Также детально описываются события, свидетелем которых был сам Богослов.

Некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу того, что автором «Апокалипсиса» является апостол. Такие утверждения основываются на том, что язык изложения отличается от других произведений, написанных святым. Однако митрополит Иларион опровергает такие предположения и объясняет изменение стиля повествования тем, что автор решил писать новую книгу в стиле Старого Завета.

Смерть

Апостол провел достойно свои годы жизни и умер естественной смертью, когда ему исполнилось сто лет. Он единственный из двенадцати апостолов, кто смог прожить так долго. Например, Иаков, один из его братьев, умер намного раньше — в возрасте 44 лет.

Обстоятельства смерти апостола до сих пор считаются необычными. Когда он почувствовал приближение смерти, он поговорил со своими учениками и попросил, чтобы они живьем закопали его в могилу, имеющую форму креста. Ученики исполнили просьбу апостола, однако на следующий день тело исчезло из могилы.

Работа над Евангелием от Иоанна

Иоанн Богослов работал над Евангелием от Иоанна, которое считается одним из самых глубоких и духовных произведений Нового Завета. Это Евангелие было посвящено личной духовной и Божественной жизни Иисуса Христа, исследовало его отношение к Отцу, давало учение об Истинном Боге и истинном вероучении.

Иоанн Богослов, будучи молодым человеком, стал учеником Иоанна Крестителя, принимал крещение от его рук

После этого он проповедовал воду крещения для прощения грехов и привлекал к себе внимание общества. В своих материалах, Иоанн Богослов призывал людей к особой вере и уверенности, что Иисус Христос является Сыном Божьим

Во время своей духовной работы Иоанн Богослов познакомился с Петром и другими апостолами, узнал об Иисусе Христе и его уникальной миссии на земле. Имея особую связь с Иисусом, Иоанн Богослов был свидетелем его проповедей, чудес и событий, таких как Тайная Вечеря и Воскресение.

В начале Христианской эры Иоанн Богослов, будучи святитель и богословом, стал автором не только Евангелия, но и других писем и апокалипсиса, которые до сих пор известны и используются в христианской традиции.

Самым значительным трудом Иоанна Богослова стало Евангелие от Иоанна, в котором он раскрыл глубочайшие духовные истины и учение Иисуса Христа. В этом Евангелии Иоанн Богослов описал самые важные для христиан веры моменты жизни и служения Иисуса Христа, включая его смерть на кресте, Воскресение и Вознесение на небеса.

Иоанн Богослов также описал в Евангелии откровения, которые Иисус Христос сделал ему, например, во время Христианского праздника Пасхи, который представляет собой символическую чашу, наполненную кровью Христа. Этот сакрамент является основой христианской веры и общения с Богом.

В Евангелии от Иоанна Иоанн Богослов также описал события великой экономии, когда Иисус Христос совершил важное учение и оказал огромное влияние на своих учеников. В этих главах Евангелия описаны такие важные события, как Воскресение Лазаря из мертвых, Последний Вечер Христа с его учениками, молитва Христа в Гефсиманском саду и его распятие на кресте

Иоанн Богослов в своем Евангелии подчеркнул и важность духовного наследия Иисуса Христа, его учение и пример, который должны следовать все богослова и христиане во всем мире. Это наследие Иоанн Богослов оставил всему христианскому сообществу и стало одним из основных камней в формировании христианской теологии

Личность апостола

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию бывшей дочерью святого Обручника Иосифа. Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим старшим братом Иаковом, последовал за Христом. Сцена призвания братьев описана в Евангелии от Матфея () и Марка ().

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (), Иисус назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк 9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса ().

Иоанн наряду с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Господа. Вместе с Петром и Иаковом он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (, ). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (, и ) и Гефсиманского борения ().

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии.

Иоанн упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (), от Марка (), от Луки (), а также в Деяниях Апостолов ().

Миссионерский путь

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти, Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Ссылка

Когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и Грядый, Вседержитель» (), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Возвращение

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где он продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом — символом высокого парения его богословской мысли.

Завершение земного пути

Когда настало время отшествия апостола Иоанна из этого мира, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в горний мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8 (21) числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных.

Детство и юность в Антиохии

В детстве и юности Иоанн Богослов, по настоянию своего отца, который был епископом Антиохии, увлекался изучением Священного Писания и духовным образом жизни. Он был юношей мудрым за свои годы, и его присутствие всегда ощущалось как особый дар духа.

Иоанн часто присутствовал на богослужениях, внимательно слушая проповеди и молитвы. Он был очень верным и преданным христианином, потому что его сердце полно было любви к Богу и к ближнему своему. Его жизнь была просто насыщена духовными поисками и стремлением к истине.

Когда Иоанн узнал о встрече Иисуса Христа с первосвященниками и жителями Иерусалима, он весьма оживленно начал изучать Евангелие и читать в главной части Священного Писания о призыве Спасителя к вере и любви ко всем людям.

Он обратился к своим друзьям и призвал их принять Христа в свою жизнь. Несмотря на противодействие первосвященников и лидеров еврейской общины, Иоанн остался крестным отцом многих верующих, принявших крещение и исповедовавших веру в распятого Иисуса Христа.

У Иоанна Богослова имеет особое значение день 27 июля, который считается днем истинного отцовства в Церкви. В этот день он прочитал свое последнее послание, посвященное преданию и преображению Христова искупительного дела на земле.

Имя Иоанн
Памятная дата 27 июля
Верованье христианство
Символ иелисейское миротворение

Иоанн Богослов в своем житии оставил неизгладимый след. Его традиции и учение активно используются в современной христианской теологии и оказывают значительное влияние на верующих.

Из детства и юности в Антиохии Иоанн принес с собой сильные духовные принципы и убеждения, которые сопровождали его на пути служения Богу и людям. Он был примером непоколебимой веры и истинной любви, и его жизнь стала образцом для подражания многим поколениям верующих.

Сын рыбака

Апостол и евангелист Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Заведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника. Вместе со старшим братом Иаковом Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на Галилейском озере.

С детских лет Иоанн стремился к уединению и размышлению и стал одним из первых последователей Иоанна Предтечи. От него узнал он о пришествии Мессии – Иисуса Христа. Однажды во время проповеди Иоанна Крестителя на Иордане вдали показался Христос. Иоанн указал на Него ученикам своим. Двое из них – Андрей (в будущем Андрей Первозванный) и Иоанн – пошли за Христом. Им хотелось узнать, где живет Мессия. Они с радостью воспользовались позволением Христа идти с Ним. Они пошли в Его жилище и пробыли там до ночи (Ин. 1:35–39). Иоанн привязался к Христу всей юной душой. До времени он еще оставался в доме отца и продолжал помогать ему в нелегких рыбацких трудах. Когда же Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собою, ничто уже не могло удержать его в родительском доме.

Избрав братьев Заведеевых – Иакова и Иоанна – в число 12-ти ближайших учеников, Господь назвал их «Воанергес», то есть «сыны Громовы» (Мк. 3:17), что отмечало их пламенную ревность к новому учению. За кротость свою, за чистоту и целомудрие Иоанн пользовался особенной любовью Господа.

Апостол Иоанн-Евангелист в молчании. XIX век

Все, что делал Господь особенно важного, все происходило в присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, его сопровождает любимый ученик; преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн становится свидетелем преображения; учреждает ли Он последнюю таинственную Вечерю, приготовления к ней делаются на глазах Иоанна

И во время этой Вечери, последней в земной жизни Господа, с любовью позволяет Иоанну возлежать на груди Своей. Наконец, Иоанн сопровождает Христа в Гефсиманский сад, где Он молился в последние минуты перед Своими страданиями.

После ареста Иисуса Христа все ученики Его подверглись тяжкому испытанию. И здесь любовь Иоанна к Господу открылась во всей полноте. Лишь он и Петр последовали за взятым под стражу Учителем и пришли за Ним на двор первосвященника. Иоанн не предавался ни бесполезной смелости, ни безотчетному страху, он просто старался быть как можно ближе к Учителю, чтобы при малейшей возможности стать хоть в малости Ему полезным.

Но вот совершилось ужасное злодеяние: Христос, Сын Божий, пригвожден к Кресту, и грубые воины принялись делить Его одежду. Уже опустело место казни, и лишь немногие, самые близкие люди, и между ними – Иоанн, остались уМогила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI в. в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в 130 м, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве.Креста. В это мгновение любовь и преданность Иоанна была отмечена высокой наградой.

– сказал с Креста Господь исстрадавшейся Своей Матери. И, обратившись к Иоанну:

Иоанн в точности исполнил божественное послушание и был верным охранителем Богоматери до самого Ее успения.

Для апостолов наступили тяжелые, печальные дни. Все они были в унынии, когда на утро третьего дня Мария Магдалина и другие жены взяли благовония и пошли к гробу Господню. С тревогой и недоумением увидели они, что камень отвален от погребальной пещеры и сам гроб пустой. Здесь предстал перед ними Ангел и сказал, что Христос воскрес из мертвых, повелев сообщить об этом апостолам. Но те не поверили такой удивительной вести. Лишь Иоанн всем сердцем уверовал, что воскрес Учитель, что все это случилось на самом деле (Ин. 20:8).

Через несколько дней Иоанн и другие из 12-ти были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. И здесь Иоанн тотчас распознал Учителя и сказал Петру:

Иоанн Богослов с учеником Прохором

По сошествии Святого Духа Иоанн и Петр много потрудились для устройства Иерусалимской церкви. Они вместе проповедовали и вместе разделяли гонения и темничные узы.

По свидетельству предания, в Иерусалиме Иоанн оставался до самой кончины Богоматери. После Ее успения ничто уже больше не удерживало Иоанна в городе и, взяв с собою ученика Прохора, апостол отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.

Что значит имя

Оно, еврейского происхождения, дословно значит «Господь помиловал» или «Господь сжалился». Богословом же святого называют издавна, и не в том смысле, какой вкладывают, например, в понятие «богословия» в семинарии, когда оно является «специальностью» или «направлением подготовки». Церковь исходит из другого понимания, которое в свое время сформулировал прп. Евагрий Понтийский, подвижник IV в.:

Именование значит высоту духовной жизни, единение человека с Богом.

Орёл или лев – символ Иоанна Богослова

Значение символа в виде орла связано, прежде всего, с высотой истин, которые содержатся в Евангелии от Иоанна.

Например, из Евангелистов только он:

  • рассказал о Христе как Слове Божием, в первых строках Евангелия приоткрывая тайну Святой Троицы – насколько может ее воспринять человек;
  • не раз и в подоробностях говорит о Таинстве Евхаристии как приобщении Тела и Крови Христа; если другие Евангелисты рассказывают об этом лишь повествуя о Тайной Вечере, то св. Иоанн приводит проповеди Господа, в которых Он говорит о Себе как Небесном Хлебе.

Смерь апостола Иоанна Богослова

Свя­той апо­стол Иоанн Богослов скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Поскольку он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, то дол­го оста­ва­лся един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью уче­ни­ка­ми. Там он по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу. Потом он в нее лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Прежде всего, они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния. Они рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Чудеса на могиле святого апостола

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах. Его ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал не только на пла­мен­ный, ог­нен­ный, но и жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви. Именно про­по­вед­ни­ком её был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел — сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли — ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Ссылка на Патмос

Император Домициан был ярым язычником и ненавидел христиан, самые лютые гонения на верующих были во время его правления, не избежал этой участи и Богослов.

По повелению Епарха Асийского святой проповедник был доставлен перед кесарем, после побития плетьми он должен был выпить яд. Будущий евангелист прочитал обещание Иисуса о том, что ничто смертоносное не навредит Его ученикам, спокойно выпил яд и остался жив. По приказу разгневанного императора узника бросили в кипящее масло, из которого тот вышел невредимым. Народ вокруг ликовал и кричал о славе великого Бога.


Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Посрамленный император сдался и отправил Богослова на остров Патмос, о чем Господь предупредил Своего любимого ученика во сне. Во время морского путешествия узники изнывали от жары и нехватки воды, а императорские вельможи устроили пир, во время которого отрок богатого отца упал в море и утонул. Моряки слышали о силе воскрешения Иоанна, и пришли к нему с поклоном.

Святой проповедник предложил помолиться каждому своему богу, Аполлону, Зевсу, Геркулесу, Эскулапу, Артемиде. На моления была дана ночь, но и на утро идолы молчали. Тогда узник встал на колени и со слезами на глазах обратился к Творцу, и в тот же миг юноша живым был выброшен на палубу огромной волной. Благодарный отец освободил Иоанна от железных кандалов.

Это было не единственное чудо, совершенное любимым учеником Спасителя на корабле. Во время опасного путешествия Богослов:

  • запрещал бурям разбивать корабль;
  • исцелил моряка от болей в желудке;
  • морскую воду превратил в пресную.

Во время прибытия на остров благодарные моряки хотели отпустить Иоанна, но он сказал им не делать этого. Поселившись в доме Мирона, святой проповедник освободил от пут беса сына Мирона, продолжал проповедовать на острове Слово Господнее, исцелять, разрушать капища бесов, обращая в истинную веру бывших язычников.

Могила и чудеса

Первым из них уже во II в. стало ежегодное исхождение «розовника», как греки называли розовый прах, появлявшийся всегда 21 мая. Св. Прохор называет его также «миром», или «манной». Приходившие паломники разбирали эту святыню, получая от нее духовное утешение и благословение, а многие – и исцеление болезней.

Могила Иоанна Богослова. Эфес

Известны также и другие посмертные чудеса Апостола, среди которых самые известные:

  • явление святого вместе с Богородицей прп. Григорию Неокесарийскому в III в.; прп. Григорий записал тогда продиктованное ему Апостолом исповедание догмата Святой Троицы; позже на нем основывали свое изложение догматов свтт. Василий Великий, Григорий Богослов;
  • чудо помощи юноше, который хотел научиться иконописи, но ввиду бедности вынужден был пасти гусей; некий незнакомый человек (видимо, эот был сам св. Иоанн) дал ему рекомендательное письмо, по которому он смог учиться в Константинополе; св. Иоанн и до наших дней считается покровителем иконописцев.

Остров Патмос сегодня

Он находится в юго-восточной части Эгейского моря, принадлежит Греции. Население острова сейча около 3000 человека. Здесь действует посвященный Апостолу монастырь.

Монастырь святого Иоанна Богослова на о. Патмос

Близ него сохраняется «Пещера Апокалипсиса», где св. Иоанн получил откровение о судьбах мира. В ней – небольшой храм.

Пещера Апокалипсиса на острове Патмос

Вот какое ее описание оставил на рубеже XIX—XX вв. русский церковный историк А.А.Дмитриевский:

«Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Откр. 6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем. Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века».

Базилика в Эфесе

Она была возведена в VI в. над могилой святого, и была одним из самых больших храмов христианского мира. Впоследствии, когда эта местность перешла под власть турок, храм был разрушен. Ныне он не существует, однако, на месте гробницы святого по-прежнему находится каменная плита. Сейчас это территория музея. Чудо исхождения «розовника» здесь больше не происходит.

Эфес, Место погребения Иоанна Богослова

Почитание Апостола любви в исламе

Мусульмане признают как «пророка Ису» (Иисуса), так и его учеников. Они, конечно, не считают Апостолов святыми, не молятся им. Вместе с тем, могила Богослова в Эфесе содержится в порядке, сюда пускают христианских паломников.

В чем помогает в наши дни

Святой считается покровителем иконописцев, целителем недугов. Но по-особому он покровительствует тем, кто хотел бы вести истинно христианскую жизнь, исполняя главную заповедь, о любви к Богу и людям.

Молятся о любви, здоровье, исполнении желаний…

К св. Иоанну обращаются, молясь:

  • о взаимной любви и согласии между мужем и женой;
  • об отношениях с детьми, чтобы в них царила любовь и гармония;
  • о здоровье, когда человек одержим недугом;
  • о преодолении грехов и страстей;
  • об исполнении и иных желаний, если они богоугодны и полезны.

Апостол любви

Поделиться


Апостолом любви принято называть Иоанна Богослова. Слово «богослов» не должно вводить в заблуждение: речь не о том, что апостол Иоанн был хранителем академического знания, эрудированным интеллектуалом, похожим на нынешних профессоров духовных семинарий. Апостол Иоанн был рыбаком. Просто исконный смысл слова «богослов» несколько отличается от сегодняшнего. Существует мнение, что греческое «теология» (theos — Бог, logos — слово) на русский язык точнее было бы переводить не впрямую как «богословие», а как «боговедение» — смысловая многозначность греческого «logos», если верить специалистам, это позволяет. Тот, кто давным-давно впервые перевел теологию как «богословие», вероятно, опасался даже малейшей ущербности в переводе греческого «logos», у которого существует несколько десятков значений и оттенков, и потому выбрал самый первый и самый общий смысл. Тем не менее богословами в исконном смысле слова были именно боговеды — не просто те, кто умели о Боге рационально рассуждать, но те, кто подлинно Его познали, изведали. А богопознание, с христианской точки зрения, происходит в первую очередь не в голове, а в сердце. Именно таким был первый в истории богослов — святой апостол Иоанн.

Видимо, только такого человека и могли в христианской традиции назвать апостолом любви. То, что слова, ставшие сердцевиной христианства, — «Бог есть любовь» — сказаны именно апостолом Иоанном в его Первом соборном послании (1Ин 4:16) — должно быть, не случайность. Они не просто итог его раздумий, но реальный опыт всей его жизни. Во множестве статей об апостоле неизменно подчеркивается его крайняя пылкость и усердие в следовании за Христом — иногда вплоть до перегибов. Об этом — евангельский сюжет, в котором апостол Иоанн пытался предложить, чтобы «огонь сошел с неба и истребил» самарянское селение, где не приняли Христа. Но Спаситель ответил, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-55)

Но в случае апостола Иоанна «ошибки» и перегибы лишь подчеркивают, что он шел путем любви. Ведь настоящая любовь — это то, что всегда на пределе. В том смысле, что она несовместима с теплохладностью. Иоанн, надо полагать, понимал это как никто другой, раз именно он по вдохновению свыше записал завершающую книгу Нового Завета — Откровение (Апокалипсис), где теплохладности со всей пронзительностью произнесен приговор: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр 3:15-16)

Так написать мог только подлинный богослов — в смысле боговед, познавший и прикипевший к Богу сердцем. А еще у веры такого боговеда есть одна фундаментальная черта — привязанность не просто к учению о спасении, а лично ко Христу как Учителю и Спасителю, который Сам «есть путь, истина и жизнь» — кстати, слова как раз из Евангелия от Иоанна (Ин 14:6). На такую привязанность Бог «отвечает взаимностью». И святой апостол Иоанн Богослов мог, не смущаясь, избежать упоминания собственного имени в им же написанном Евангелии и сказать о себе: «ученик, которого любил Иисус» (Ин 13:23).

Заподозривших на этом фоне святого Иоанна в тщеславии должен разубедить тот факт, что из двенадцати апостолов только один Иоанн решился дойти вместе со Христом до Голгофы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: