Волошин, максимилиан александрович

Волошин максимилиан: русский поэт и художник

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Личная жизнь

Волошин и Сабашникова

Год 1903 был для Макса судьбоносным. Он познакомился с Маргаритой Сабашниковой, художницей с чертами лица древнеегипетской царицы. А в Коктебеле полным ходом шло строительство дома, который впоследствии станет легендарным. Маргарита, или, как её звали друзья, Маргоря, приехала в Париж учиться, в России она брала уроки у И. Е. Репина — и тот считал её весьма одарённой. Макс был околдован ей едва ли не с первой встречи.

Смешной поэт таскал свою избранницу по всем парижским музеям, они вместе рисовали, говорили обо всём — и постепенно Макс понял, что перед ним его судьба. Но сама Маргоря не торопилась отвечать на чувства чудака — сердце её не принадлежало никому, девушка, вполне в духе Серебряного века, ощущала себя «мёртвой и алебастровой». Волошин приходил в отчаяние от её холодности, терял надежду, обретал её заново — и в конце концов добился своего: они поженились и отправились в нелепое свадебное путешествие по Дунаю.

Долго этот брак не продержался. В Петербурге молодые поселились в знаменитом доме на углу Таврической и Тверской, сняв квартиру под «Башней» Вячеслава Иванова, а потом и попросту переехав к Ивановым. Волошин и Иванов давно интересовались друг другом, Макс преклонялся перед своим старшим товарищем и мэтром, на знаменитые «среды» в «Башню» съезжался весь цвет богемы обеих столиц. Вскоре случилось то, что и должно было случиться: Иванов и Маргоря влюбились друг в друга. Смятенная Маргарита пришла к супруге Иванова, Лидии Зиновьевой-Аннибалл, чтобы проститься и немедленно уехать. Но та решительно ответила молодой женщине, что уезжать никуда не надо, потому что Маргарита уже очень важный для них обоих человек. Лидия с мужем настолько полно слились, что готовы к открытым отношениям — и предложила… тройственный союз — как высшую и наиболее полную форму эроса и эзотерического откровения.

Правда, Максу места здесь не оставалось, но он, искренне любя Маргорю и преклоняясь перед Ивановыми, предоставил ей полную свободу действий. При этом на бытовом уровне всё шло, как было: Волошин и Иванов работали над общими проектами, обе семьи (или уже практически одна?) жили совместно. Эта мучительная для всех четверых коллизия разрешилась драматично. Маргарита чувствовала себя обязанной объяснить родителям изменившиеся обстоятельства своей семейной жизни: она больше не расстанется с Ивановыми, Вячеслав ёе любит, а Макс и Лидия согласны. «Мама пришла в неописуемый ужас. Она заявила, что я уйду к Ивановым только через её труп, и она была в таком состоянии, что можно было в это поверить». В результате Макс с матерью, Еленой Оттобальдовной, вернулись в Коктебель, покинув «круг людей, специализирующихся на психологических и половых экспериментах», Маргорю её родные поместили в санаторий, брак Волошиных, и без того некрепкий, фактически распался, но Маргарита и Макс нашли в себе силы расстаться друзьями.

В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В 1927 году они поженились. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта», в котором сегодня находится дом-музей поэта-живописца.

Максимилиан Александрович Волошин — краткая биография (makingbook.ru)

Образование

Первоначальное образование Волошин получил, занимаясь дома с гувернером. Основной упор в занятиях был сделан на гуманитарные науки. В последующем он обучался, правда, без особых успехов в гимназиях Москвы и Феодосии.
В 1893 году мать будущего поэта купила дом в Коктебеле, куда и перебралась вместе с сыном.

C мамой

В 1897 году, уступив напору родителей, Максимилиан поступил в Московский университет на юридический факультет. Собственная инициатива учиться на историко-филологическом факультете так и осталась не реализованной.
В 1899 году Волошин был исключен из университета на год за участие в «студенческих беспорядках». Однако после восстановления его учеба так и не задалась, и скоро молодой человек окончательно распрощался с так и не полюбившейся ему альма-матер.

Творческая жизнь: поэзия, переводы, живопись

1896 год.

В 1890-м годом датируется первый стихотворный опыт Волошина. В 1895 году первая публикация его творчества в сборнике «Памяти В. К. Виноградова».

В период с 1898, будучи еще студентом университета, и по 1905 гг. Волошин много путешествовал («годы странствий»). Не имея в избытке средств, он часто передвигался пешком, оставался переночевать в ночлежках, и таким образом исследовал ряд европейских государств (Италия, Швейцария, Германия, Франция, Греция). Полтора месяца Волошин провел в Средней Азии.

Период с 1905 г. по 1912-й поэт назовет позже «годами блужданий». В это время он будет искать смыслы в буддизме, католичестве, увлечется оккультизмом, будет принят в Париже в масоны. В 1914 году его заинтересуют идеи антропософии.

Не задерживаясь на долго в одном месте, Волошин, тем не менее, был активным участником литературной жизни России. В 1907 г. поэт обосновался в Коктебеле, там он приступил к подготовке цикла «Киммерийские сумерки». Он переводит с французского на русский язык поэзию Поля Верлена, Анри де Ренье, Жозе-Марии де Эредиа, Стефана Малларме, Эмиля Верхарна и прозу Вилье де Лиль Адана, Поля Клоделя, Поля де Сен-Виктора.
В 1910 году вышел первый сборник стихотворений Волошина. В это же время он сотрудничает с журналом символистов «Весы» и акмеистов «Аполлон», все более приобретая авторитет в писательской среде

Крымский пейзаж 1925

В январе 1913 года в Третьяковской галерее была подвергнута акту вандализма картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Этот случай всколыхнул общество. Волошин также не остался в стороне. 13 февраля он выступил в Политехническом музее с лекцией «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», суть которой сводилась к тому, что причиной агрессивного поступка вандала стали форма и содержание самого полотна Репина. Лекция аудиторией была воспринята неоднозначно, некоторое время публикации Волошина бойкотировались издателями.

Спустя год, в 1914 г., вышла книга статей Волошина о культуре «Лики творчества». В 1915 г. — стихотворение-реакция на военные события в мире — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). Свою антивоенную позицию Волошин обозначил, написав письмо военному министру, в котором отказался служить в царской армии и участвовать «в кровавой бойне».

Карадаг в облаках

Луна восходит

В эти же годы поэт плотно занялся акварельной живописью. Основной темой его работ станет Киммерийский пейзаж. Свои акварели Волошин, подобно японским мастерам, подписывал строками из своих же стихотворений. С рядом картин он принял участие в выставках «Мир искусства».
Волошина-художника принято относить к «Киммерийской школе живописи», наряду с Айвазовским, Куинджи и пр. Его акварели можно встретить в Третьяковской галерее, а также в некоторых провинциальных музеях.

Детство и юность

Максимилиан Александрович Волошин – один из самых известных представителей Серебряного века, великолепный поэт-символист, журналист, литературный и художественный критик. Талантливый творец не только писал стихи, но также переводил зарубежную литературу, писал картины. Появился на свет 16 мая (по старому стилю) 1877 г. в древнем городе Киев. При рождении мальчику дали двойную фамилию Кириенко-Волошин.

Отец будущего поэта, Александр Кириенко-Волошин, работал юристом, дослужился до звания коллежского советника. Мать, Елена Оттобальдовна (девичья фамилия – Глазер) происходила из немецкого дворянского рода. По тем временам Максим считался поздним ребенком: матери на момент рождения сына было 37 лет. Отношения между супругами были напряжёнными и вскоре закончились расставанием. Когда мальчику было 4 года, отец скоропостижно скончался.

Родители — Александр Максимович и Елена Оттобальдовна (с Максимилианом на руках)

Семья не раз переезжала, маленькому Максимилиану довелось пожить в Таганроге, Симферополе и Москве. В столице Империи мальчик поступил в гимназию, но спустя шесть лет вновь сменил место жительства. В 1893 г. Елена Оттобальдовна вместе с сыном переехала в крымский Коктебель. В 1897 г. подросток закончил Феодосийскую гимназию.

Максимилиан Волошин во время учебы в гимназии

Максимилиан Волошин: биография и галерея картин

Максимилиан Александрович Волошин (псевдоним.; настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877–1932), – русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед.

Родился 16  мая 1877 в Киеве, предки по отцу – запорожские казаки, по матери – обрусевшие в 17 веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897 окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Максимилиан Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».

 С 1899 Максимилиан Волошин путешествовал по Европе, побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Греции, Испании. В 1899–1907 и 1913–1916 жил в Париже, в 1907–1913 — попеременно в Петербурге и Коктебеле, с 1917 — в Коктебеле.

Занимался в Луврской школе музееведения, Школе Ф. Колароссии, мастерских Д. Уистлера и Е. С. Кругликовой (с 1901). Слушал лекции в Сорбонне, посетил многие библиотеки Европы. В 1906 женился на художнице В. М. Сабашниковой.

Сотрудничал в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», газетах «Русь», «Русская художественная летопись», «Утро России». С 1910 работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, Е. С. Кругликовой, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне. Выступал в прессе в защиту художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Опубликовал брошюру «О Репине» (1913), пропагандируя отказ от натурализма в искусстве.

В 1910 Максимилиан Волошин выпустил первый поэтический сборник («Стихотворения. 1900–1910». М., 1910). Издал сборники стихотворений Anno mundi ardentis (М., 1915), «Иверни» (М., 1918), «Демоны глухонемые» (Харьков, 1919), «Усобица» (Львов, 1923), «Стихи о терроре» (Берлин, 1923); сборник статей о культуре «Лики творчества» (М., 1914). Переводил стихи В. Гюго, П. Верлена, Ш. Бодлера, О. Барбье, Г. Гейне, Э. Верхарна, рассказы Г. Флобера, О. Мирбо.

В 1910–20-х Максимилиан Волошин выполнил множество пейзажей Крыма, Франции, Испании. Писал преимущественно по памяти. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (1916–1924), «Жар-цвет» (1924–1929), Художественного общества им. К. К. Костанди (1925–1929). Провел персональные выставки в Москве и Ленинграде (обе — 1927).

В 1920-х работал уполномоченным Крымского ревкома по охране памятников истории и культуры Крыма, выступал с лекциями по искусству, с чтением своих стихов. С 1923 дом Волошина в Коктебеле имел статус бесплатного Дома творчества.

Максимилиан Волошин умер в Коктебеле; похоронен на холме Кучук-Енишар. В доме-мастерской Волошина организован музей.

Произведения Волошина находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.

В 2006 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Музей личных коллекций) прошла выставка акварелей художника.

Картины Максимилиана  Волошина

Золотые ворота  

Испания. Пейзаж с кипарисами. 31,6х47,4 Бумага, акварель  

Кара-Даг в облаках   

Коктебель. 1932. 

Коктебель. 1929   

Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е  

Лунное безмолвие. 1930   

Tags:

  • акварели волошина
  • виды коктебеля
  • картины коктебеля
  • картины максимилиана волошина
  • крым на картинах
  • максимилиан волошин
  • пейзажи крыма
  • русский поэт

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Лики творчества

Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910
вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». Волошин предстает зрелым
мастером, прошедшим школу «Парнаса», постигшим сокровенные тайны поэтического
ремесла. В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская
весна» (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается
к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует
с античными стихотворными размерами, заставляя сквозь аскетические краски крымских
пейзажей услышать дыхание древних цивилизаций. Волошину принадлежат венки сонетов
«Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» — безупречные образцы редкой
в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета
является первым в одном из 14 сонетов и одновременно — последним в предыдущем
сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona
astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой), с которой связана еще одна
грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации
— Черубины де Габриак.

Особое место в культуре серебряного века заняла художественная и литературная
критика Волошина. В своих эссе он не разделял произведения и личность художника,
стремясь дать «цельный лик» мастера, сотворить легенду о нем. Разбросанные по
периодике многочисленные статьи Волошина о современном искусстве он объединил
в книге «Лики творчества» (в 1914 вышел 1-й том, посвященный французской литературе
и театру, начавшаяся война помешала осуществить замысел многотомного издания).

Одновременно с художественной критикой Волошин сам занимается живописью. Темперой,
а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью
работая по памяти. С годами акварели превращаются в ежедневное занятие, играя
роль своего рода дневника. Как художник Волошин участвует в 1914 в строительстве
антропософского храма «Гетеанум» в Швейцарии (рубит барельефы, работает над
эскизом занавеса).

Последние годы жизни

С 1926 г. Максимилиан Александрович отошёл от литературы, жил в Коктебеле, занимался живописью и раздаривал свои акварели многочисленным друзьям. Навестивший поэта в 1932 г. Николай Чуковский (сын Корнея Ивановича) нашёл его в весьма плачевном состоянии: никогда не отличавшийся стройностью Волошин сильно располнел и ослаб после перенесенного воспаления лёгких. Кроме того, недавно с добряком Максом случился инсульт, поэтому говорить не мог, только мычал, хотя и находился в здравом уме.

11 августа 1932 г. Максимилиан Александрович Волошин скончался от второго инсульта. Проводить его в последний путь пришли Н. Чуковский, А. Габричевский, Г. Шторм, Г. Артболевкий, последний прочел над могилой стихотворение Баратынского «На смерть Гете». Похоронили поэта на горе Кучук-Янышар. После смерти супруга Мария Степановна сохранила его творческое наследие и дом, который он ещё в начале 1932 г. завещал Союзу писателей.

Киммерийская школа художников: М. Волошин, К. Богаевский.

“Искусство Богаевского, — писал Волошин, — целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью. Поэтому, прежде чем говорить о Богаевском и его искусстве, я постараюсь дать представление о той земле, голосом которой он является в современной живописи…”Уже будучи взрослыми, немало в жизни повидавшими людьми, оба вернулись в родные края для того, чтобы там жить и созидать. Их звала память сердца. Благодаря рассказам гимназических учителей, путешествиям они основательно изучили Восточный Крым и ещё в юношеские годы полюбили его пустынные берега, чётко обозначенные линии невысоких холмов, Феодосию с её многовековой историей. Своё творчество эти талантливые люди навсегда связали с родной Киммерией и городом на побережье Феодосийского залива.

К.Богаевский. Феодосия. Карантин. Генуэзские башни Климента и Криско. Бумага, акварель. 1924 г.Богаевский пребывал в поисках образа исторического пейзажа, который стал главным содержанием его искусства. Прошлая жизнь полуострова запечатлелась для него в развалинах древних городов, остатках крепостных стен, башен, рвов. Особенно вдохновляла Феодосия, её богатое историческое прошлое. Примечательны названия его картин: «Киммерия», «Тавроскифия», «Древняя крепость», «Феодосия», «Мой город», «Город у моря». Киммерия стала главной темой поэзии и живописи Максимилиана Волошина, сердцу которого были «безысходно близки феодосийские холмы». Привитые в гимназические годы любовь к родному городу и интерес к его истории сыграли главенствующую роль в формировании характера творчества и Богаевского, и Волошина.

Константин Фёдорович Богаевский. Феодосия. 1920-е годыМы, столь различные душою,Единый пламень берегли,И тесно связаны тоскоюОдних камней, одной земли,Одни сверкали нам вдалиСозвездий пламенные диски,И где бы ни скитались мы,Но сердцу безысходно близкиФеодосийские холмы.Волошин Максимилиан Александрович «Другу» 1911.

Константин Федорович Богаевский, «Генуэзская крепость»

Константин Федорович Богаевский, «Феодосия»

В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника

Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, – говорил Волошин, – и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

Окончательную осмысленность образ Киммерии приобрёл у поэта в стихотворном цикле «Киммерийская весна» (1910-1926) и в статьях о творчестве феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского, еще одного выпускника феодосийской мужской гимназии.Дружба и творческое взаимодействие Волошина и Богаевского, объединённых любовью к «горестной, пустынной и огромной» красоте киммерийского пейзажа, дало замечательные плоды. «Коктебель, — писал Богаевский Волошину в 1907 году, — моя светлая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле». Важным событием в их творческой биографии стало появление в 1912 году в журнале «Апполон» статьи Волошина «Константин Богаевский», содержащей ряд очень точных и важных эстетических формулировок. Они помогли и Богаевскому и Волошину осмыслить и обосновать концептуальную разработку киммерийской тематики.

Кто бывал в гостях у М. Волошина

Поскольку литературная тусовка Москвы в начале XX века была очень разнообразной по составу, но довольно сплоченной, то в доме Волошина побывали почти все известные на тот момент литераторы. М. Булгаков, В. Брюсов, сестры Цветаевы, Н. Обухова, А. Толстой, К. Тренев, О. Мандельштам, И. Эренбург, М. Плисецкая, М. Зощенко, М. Горький и другие известные люди.

Особенно тепло о жизни в Коктебеле всегда отзывалась поэтесса Марина Цветаева. Именно в этом курортном месте она познакомилась с мужем, С. Эфроном. Здесь расцвело ее литературное творчество. Она обожала гулять по окрестностям, здесь ее душа отдыхала в полной мере от московской суеты и лицемерия нового советского строя.

Александр Грин также считался одним из самых почетных гостей дома Волошиных. Писатели дружили семьями и после удачного переезда Гринов в Феодосию, виделись довольно часто, проводя много времени в беседах о литературе и в обсуждениях новостей.

Волошин о Крыме

Отношение Волошина к Крыму, как части государства Российского, можно понять из письма к А. Петровой, написанное 10 мая 1918 года: «Крым слишком мало Россия, и в сущности почти ничего кроме зла от русского завоевания не видал за истекшие полтора века. Самостоятельным он быть не может, так как при наличности двенадцати с лишком национальностей, его населяющих, и притом не гнездами, а в прослойку, он не в состоянии создать никакого государства. Ему необходим «завоеватель». Для Крыма, как для страны, выгодно быть в ближайшую эпоху связанным с Германией непосредственно (а не с Украиной и не с Австрией). [… Гораздо сложнее вопрос психологический, для нас русских, связанных всеми корнями своей души с Киммерией. Наша физическая — земная родина хирургически отделяется сейчас от родины духовной Святой Руси)».

дом М. Волошина в Крыму

Дом поэта

Едва ли не главным творением Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный
им в 1903 на берегу моря. Просторный дом с художественной мастерской и башней
для астрономических наблюдений усилиями хозяина превратился в место паломничества
литературно-художественной интеллигенции. Здесь бывали М. И. Цветаева, Н. С.
Гумилев, А. Н. Толстой, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич, Е. И. Замятин, М.
А. Булгаков, С. В. Шервинский, А. П. Остроумова-Лебедева, М. С. Альтман и многие
другие. В 1920-х гг. число приезжавших в летние месяцы достигало нескольких
сотен. Искрометные коктебельские мистерии — турниры поэтов, шарады, живые картины
и пр., прогулки на Карадаг, собирание камешков и ловля бабочек — Волошин был
душой всех начинаний. В подпоясанном парусиновом балахоне и сандалиях на босу
ногу, с массивной головой Зевса, украшенной венком из полыни, представал гостям
демиург Коктебеля, хозяин «земли могил, молитв и медитаций» (стихотворение «Дом
поэта», 1926), «киммерийский царь».

После смерти Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной,
верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося
здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енишар, где похоронен поэт, справа
— Карадаг, на скалистом обрыве которого «судьбой и ветрами изваян» его профиль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: