С.м. соловьёв и его вклад в развитие отечественной историографии

С.м. соловьёв и его вклад в развитие отечественной историографии

«История России с древнейших времён»

Поняв, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей современным научным требованиям, когда отечественная историография вышла из карамзинского периода, перестав видеть главную задачу в изображении смены правительственных форм и деятельности правителей, Соловьёв принялся за неё, видя в этом свой общественный долг.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Соловьёв работал над «Историей России с древнейших времён» в течении 30 лет. Первый её том вышел в 1851 году, подготовка заняла более трёх лет; затем по тому выходило из года в год. 29-й, последний, том вышел уже после смерти автора в 1879 году.

С точки зрения полноты изложения фактических событий, «История России с древнейших времен» является наиболее полным хранилищем таких фактов. Ни один русский историк в попытках изложить ход отечественной истории, не включал такое огромное хронологическое пространство с V века до нашей времени.

По стилю изложения «История России» утомительна и для обыкновенного читателя, и для подготовленного специалиста. Зачастую изложение в ней переходит в пересказ летописей (в допетровских периодах) и выписки из архивных документов (в ХVІІІ столетии). Общие рассуждения, которые иногда автор предпосылает повествованию, или которыми сопровождает изложение периода или эпохи русской истории, бросая взгляд на исторический путь общества, остаются незамеченными читателем, поскольку тонут в изобилии фактического изложения. К этим рассуждениям относятся:

  • влияние природных условий северо-востока Европы на характер русской истории;
  • влияние христианства на славяноруссов;
  • различия в общественных основах и историческом процессе южной России и северо-восточной Руси;
  • значение монгольского завоевания и возвышения Московского княжества;
  • значение эпохи с Иоанна III до Смутного времени;
  • «канун» реформ Петра I и сами реформы, их дальнейшая историческая судьба при его преемниках.

Преобладающая роль в русской истории государственного начала подчёркивалась Соловьёвым и раньше, но впервые им указано его взаимодействие с элементами общественными. Соловьёв показал преемственность правительственных форм в тесной связи с обществом и с переменами, внесенными в его жизнь этой преемственностью. Он не мог противопоставлять «государство» «земле», ограничиваясь проявлением одного лишь «духа» народа. Одинаково необходимым был генезис общественного и государственного быта. В логической связи с этой задачей находилось другое воззрение Соловьёва, позаимствованное у Эверса и развитое в учение о родовом быте. Переход родового быта в государственный быт, превращение племён в княжества, а затем — в государственное целое — являл собой, по мнению Соловьёва, смысл истории России. Прежние деления на периоды, лишённые внутренних связей и основанные на внешних признаках, потеряли смысл; их сменили стадии развития. Соловьёв установил в истории России четыре раздела:

  • Господство родового строя — до Андрея Боголюбского;
  • до начала XVII века;
  • Вхождение России в систему европейских государств — до середины XVIII века;
  • Новый период.

Соловьёв считал неуместным при оценке роли личности в истории «чрезмерные похвалы и неумеренные порицания». Он полагал неисторичным, когда «деятельность исторического лица отрывалась от деятельности народа; в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по произволу…».

Не обошел Соловьев стороной и проблему революций. Различия между ними он нашел в их характере: французская революция произошла «снизу», а петровская революция – «сверху».

«История России с древнейших времён» доведена до 1774 года. Став эпохой в развитии историографии, работа Соловьёва определила направление, создав многочисленную школу. По определению В. И. Герье, «История» Соловьёва является национальной историей: впервые необходимый для подобного труда исторический материал, был с надлежащей полнотой собран и строгим соблюдением научных приёмов исследован: источник на первом плане, пером автора руководят объективная истина и трезвая правда. Монументальный труд впервые схватил форму и существенные черты исторического национального развития.

Другие труды

До известной степени продолжением «Истории России» могут служить две других книги Соловьёва:

  • «История падения Польши» (М., 1863. — 369 с.);
  • «Император Александр Первый. Политика, Дипломатия» (СПб., 1877. — 560 с.).

Соловьёв написал ещё «Учебную книгу русской истории» (1-е изд. 1859; 10-е изд. 1900), применительно к гимназическому курсу, и «Общедоступные чтения о русской истории» (М., 1874; 2-е изд., М., 1882), примененные к уровню народной аудитории, но выходящие из тех же начал, как и главный труд Соловьёва.

«Публичные чтения о Петре Великом» (М., 1872) — блестящая характеристика преобразовательной эпохи.

Из сочинений Соловьёва по русской историографии:

  • «Писатели русской истории XVIII в.» («Архив ист.-юрид. свед. Калачева», 1855, кн. II, пол. 1);
  • «Г. Ф. Миллер» («Современник», 1854, т. 94);
  • «М. Т. Каченовский» («Биогр. словарь профессоров Моск. унив.», ч. II);
  • «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства российского» («Отечественные записки» 1853—1856, тт. 90, 92, 94, 99, 100, 105);
  • «А. Л. Шлецер» («Русский вестник», 1856, № 8).

По всеобщей истории:

  • «Наблюдения над исторической жизнью народов» («Вестник Европы», 1868—1876) — попытка уловить смысл исторической жизни и наметить общий ход её развития, начиная с древнейших народов Востока (доведено до начала X века)
  • и «Курс новой истории» (М., 1869—1873; 2 изд., 1898).

Свой метод и задачи русской историографии Соловьёв изложил в статье: «Шлецер и антиисторическое направление» («Русский вестник», 1857. — апрель, Кн. 2). Весьма незначительная часть статей Соловьёва (между ними «Публичные чтения о Петре Великом» и «Наблюдения») вошла в издание «Сочинений С. М. Соловьева» (СПб., 1882).

Библиографический перечень сочинений Соловьёва составлен Н. А. Поповым (систематический; «Речь и отчет, чит. в торжеств. собр. Моск. унив. 12 января 1880 г.», переп. в «Сочинениях» Соловьёва) и Замысловским (хронологический, неполный, в некрологе Соловьёва, «Журнал Министерства народного просвещения», 1879, № 11).

Литература

  • Кучурин В. В. Религиозный мир С. М. Соловьёва // Мир историка. — Вып. 3. — Омск, 2007. — С. 107—136.
  • Кучурин В. В. С. М. Соловьёв: христианин и учёный. — СПб.: Петрополис, 2001. — 116 с.
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 227—228. — 300 с. — 2000 экз.
  • Иллерицкий В. Е. С. М. Соловьёв / отв. ред. д.и.н. А. А. Преображенский; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1980. — 192 с. — (Научные биографии). — 38 000 экз. (обл.)
  • Цимбаев Н. И. Сергей Соловьёв. — М. «Молодая гвардия», 1990. — 367 с. — (ЖЗЛ). — 150 000 экз.
  • Сахаров А. М. История России в трудах С. М. Соловьёва // «Вестник МГУ. — Серия 9. „История“». — 1971. — № 3.
  • Пресняков А. Е. С. М. Соловьёв в его влиянии на развитие русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — М.-Л., 1963.
  • Ефимов А. В. С. М. Соловьёв как историк международных отношений // История и историки. — М., 1966.
  • Корецкий В. И. Соловьёв Сергей Михайлович // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Соловьев, Сергей Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Соловьев, Сергей Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ключевский В. О. Исторические портреты (О Болтине, Карамзине, Соловьёве). — М., 1991.
  • Ключевский В. О. С. М. Соловьёв, как преподаватель // «Изд. историч. общества при Моск. унив.» — М., 1896.
  • Автобиографическая записка Соловьёва: «Биографический словарь профессоров Московского университета».
  • Отрывки из дневника Соловьёва: «Из неизданных бумаг С. М. Соловьёва» («Русский вестник», 1896, № 2—5).
  • «Вестник Европы». — 1896. — № 1.

Семья

Жена: Поликсена Владимировна, урождённая Романова

Дети:
Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849—1903) — романист, автор исторических романов и хроник.Вера Сергеевна Соловьёва (1850—1921)Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900) — философ, историк, поэт, публицист, литературный критик.Михаил Сергеевич Соловьёв (1862—1903)Поликсена Сергеевна (1867—1924) — поэтесса и художница.Мария Сергеевна СоловьёваПреподавательская деятельность

Кафедру русской истории в Московском университете Соловьёв занимал (за исключением небольшого перерыва) в течение более 30 лет (1845—1879); был избираем в деканы и ректоры.

В лице Соловьёва Московский университет имел всегда горячего поборника научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя. Выросший в эпоху напряжённой борьбы славянофилов и западников, Соловьёв навсегда сохранил чуткость и отзывчивость к явлениям современной ему политической и общественной жизни. Даже в чисто научных трудах, при всей объективности и соблюдении строго критических приёмов, Соловьёв обыкновенно всегда стоял на почве живой действительности; его научность никогда не носила отвлечённого кабинетного характера. Держась известных принципов, Соловьёв чувствовал потребность не только следовать им самому, но и пропагандировать их; отсюда выдающиеся по благородному пафосу страницы в его книгах, наставительный оттенок в университетских его лекциях.

В пору студенчества и за границей, — говорит он о себе, — «я был жаркий славянофил, и только пристальное занятие русской историей спасло меня от славянофильства и ввело мой патриотизм в должные пределы».

Позже, примкнув к западникам, Соловьёв не порвал, однако, со славянофилами, с которыми его сближали одинаковые воззрения на религию и вера в историческое призвание русского народа. Идеалом Соловьёва была твёрдая самодержавная власть в тесном союзе с лучшими силами народа.

Огромная начитанность, глубина и разносторонность знания, широта мысли, спокойный ум и цельность миросозерцания составляли отличительные черты Соловьёва как учёного; они же обуславливали и характер его университетского преподавания.

Лекции Соловьёва не поражали красноречием, но в них чувствовалась необыкновенная сила; они брали не блеском изложения, а сжатостью, твёрдостью убеждения, последовательностью и ясностью мысли (К. Н. Бестужев-Рюмин). Тщательно продуманные, они всегда вызывали на размышление.

« Соловьёв давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании дельным взглядом на научный предмет. Обобщая факты, Соловьёв стройной мозаикой вводил в их изложение общие исторические идеи, их объяснявшие. Он не давал слушателю ни одного крупного факта, не озарив его светом этих идей. Слушатель чувствовал ежеминутно, что поток изображаемой перед ним жизни катится по руслу исторической логики; ни одно явление не смущало его мысли своей неожиданностью или случайностью. В его глазах историческая жизнь не только двигалась, но и размышляла, сама оправдывала своё движение. Благодаря этому, курс Соловьёва, излагая факты местной истории, оказывал сильное методическое влияние, будил и складывал историческое мышление. Настойчиво говорил и повторял Соловьёв, где нужно, о связи явлений, о последовательности исторического развития, об общих его законах, о том, что называл он необычным словом — историчностью. (В. О. Ключевский)

Черты характера

Как характер и нравственная личность, Соловьёв обрисовался вполне определённо уже с самых первых шагов своей научной и служебной деятельности. Аккуратный до педантизма, он не потерял даром, кажется, ни одной минуты; каждый час его дня был предусмотрен. Соловьёв и умер за работой. Избранный в ректоры, он принял должность, «потому что тяжело было её выполнение». Убедившись, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей научным требованиям времени, и почувствовав в себе силы дать таковую, он принялся за неё, видя в ней свой общественный долг. В этом сознании он черпал силы для совершения своего «патриотического подвига».

Биография

Детство и юность

Сергей Михайлович родился в семье протоиерея и в то же время законоучителя Московского коммерческого училища М. В. Соловьёва. Мать историка происходила из семьи мелкого чиновника, выслужившего дворянство, но тоже вышедшего из духовного сословия. Она была племянницей архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама (Шумилина).

В детстве отец обучал сына не только Закону Божьему, но и древним языкам. По обычаю духовенства, сначала определил сына в духовное училище, но с условием, что светские предметы он будет проходить в коммерческом училище, а экзамены по ним сдавать в духовном. В итоге он всё-таки перевёл сына в третий класс московской гимназии, которую тот окончил с серебряной медалью и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Это тоже очень важный момент: в то время история и словесность воспринимались как очень близкие дисциплины.

Уже в детстве он любил историческое чтение: к тринадцати годам перечитал историю Карамзина Николая Ивановича не менее 12 раз; увлекался также и описаниями путешествий, сохранив интерес к ним до конца жизни.

Окунувшись в студенческую жизнь, Соловьёв усердно конспектировал лекции и жадно читал всё, что попадалось ему из исторических сочинений. Большое впечатление произвела на него гегелевская «Философия истории».

Главным наставником в университете студента Сергея Соловьёва стал Погодин М. П., читавший курс русской истории. Первый ученик на факультете, Соловьёв был допущен разбирать богатейший архив Погодина, где и сделал своё первое открытие: нашёл пятую часть «Истории Российской» Татищева В. Н. Но считается, что с большим воодушевлением он слушал лекции не «славянофила» Михаила Погодина, а «западника» Тимофея Грановского. Возможно, это и определило его будущее мировоззрение: «западник» по убеждениям, он был одновременно и «государственником», рассматривая русскую историю как движение от разобщённого родового строя к государственному управлению. В то же время его священническим происхождением объясняется особый интерес историка к религиозной жизни народов.

Домашний учитель в семье графа А. Г. Строганова

За успехами Соловьёва внимательно следил сам попечитель — граф Строганов Сергей Григорьевич, который, не имея формального права отправить за границу исследователя, специализирующегося по русской истории, рекомендовал его по окончании университета в 1842 году в качестве домашнего учителя своему брату, Строганову Александру Григорьевичу, семья которого собралась в длительную поездку за рубеж.

В  — Соловьёв слушал лекции выдающихся учёных Берлина, Парижа и Гейдельберга, посещал торжественные заседания Французской академии. Вернувшись в Москву, приступил к сдаче магистерских экзаменов. В 1845 году в издательстве Московского университета вышла книга Соловьёва «Об отношениях Новгорода к великим князьям», которая была защищена им как магистерская диссертация. В том же году был утверждён экстраординарным профессором. В 1846 году им была закончена рукопись докторской диссертации на тему «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома», опубликованная и успешно защищённая в 1847 году. Вследствие этой защиты Соловьёв в 1850 году получает должность ординарного профессора Московского университета.

Семья

Жена Сергея Михайловича, Поликсена Владимировна Соловьёва (урождённая Романова), родила ему 12 детей. Четверо из них умерли ещё в детском возрасте. Из остальных трое стали выдающимися людьми с ярко выраженными литературными талантами.

Всеволод — известный и очень популярный романист, автор исторических романов и хроник. Поликсена — поэт и художник, писала рассказы для детей и была известна в литературных кругах под псевдонимом Allegro. И наконец, его сын Владимир стал великим русским поэтом и философом — основоположником новой русской религиозной философии. Её представителями являются Н. Бердяев, М. Булгаков, П. Флоренский.

Младший из сыновей — Михаил — преподавал географию в гимназии, но в свободное время переводил Платона и памятники древней церковной письменности. Две дочери — Вера и Мария вышли замуж за историков. Вера — за профессора русской истории Н. А. Попова, который был директором архива Министерства юстиции, Мария — за историка-византиниста П. В. Безобразова.

Мнения и критика

Основные положения Соловьёва подверглись критике ещё при его жизни. Кавелин, в разборе обеих диссертаций и 1-го тома «Истории России», указывал на существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным — вотчинного строя («Полное собрание сочинений Кавелина» т. I, СПб., 1897); К. Аксаков, в разборе 1, 6, 7 и 8 тт. «Истории России», отрицая родовой быт, настаивал на признании быта общинного («Полное собрание сочинений К. Аксакова», т. I, изд. 2-е, М., 1889). Сергеевич определял отношения древнерусских князей не родовым, а договорным началом («Вече и князь», М., 1867). Против Кавелина и Сергеевича Соловьёв защищался в «Дополнениях» ко 2-му тому, а Аксакову возражал в одном из примечаний к 1-му тому «Истории России» позднейших изданий.

Бестужев-Рюмин, впоследствии один из самых горячих поклонников Соловьёва, в более ранних своих статьях («Отечественные записки», 1860—1861) охотнее подчеркивал слабые стороны «Истории России».

Как пример полного непонимания исторических воззрений Соловьёва можно указать статью Шелгунова «Учёная односторонность» («Русское Слово», 1864, № 4).

Общую оценку трудов Соловьёва смотрите у:

Герье В. И. С. М. Соловьёв // «Истор. Вестн.», 1880, № 1.Ключевский В. О. (некролог Соловьёва) // Речь и отчёт, читанные в торжественном собрании Московского университета 12 января 1880 г.Бестужев-Рюмин К. Н. XXV-летие «Истории России» С. М. Соловьёва // «Русская Старина», 1876, № 3.Некролог Соловьёва // «Журнал Министерства народного просвещения», 1880, № 2.Биографии и характеристики. — СПб., 1882.Барсов Н. П. // «Древняя и Новая Россия», 1880, № 1.Коялович М. О. История русского самосознания. — СПб., 1884.Безобразов П. В. С. М. Соловьёв, его жизнь и учёно-литературная деятельность. — СПб., 1894. (в серии «Биографической библиотеки» Павленкова).

Назад

Добавить комментарий

Литература[править | править код]

  • А.В. Лавров «Продолжатель рода» — Сергей Соловьев // Соловьев С. М. Воспоминания. — М.: Новое литературное обозрение, 2003.о книге
  • Н. С. Соловьева «О судьбе отца» // «Новый Мир». — 1993. — № No8.
  • Н. С. Соловьева «Отцом завещанное» // «Наше наследие». — 1993. — № №27.
  • Марк Смирнов «Священник Сергей Соловьев».
  • Гайденко П. «Соблазн «святой плоти» (Сергей Соловьев и русский серебряный век)» // Вопросы литературы. — Июль-август 1996. — С. 72-127.
  • Скрипкина В.А. Сергей Михайлович Соловьев: Духовные искания. Эволюция творчества. — М.: МГОУ, .о книге

Марк Смирнов Последний Соловьев. — М.: Прогресс-Традиция, 2014.о книге

Биография[править | править код]

Семьяправить | править код

Родился в семье Михаила Соловьёва — брата известного русского философа Владимира Соловьёва, поэтессы Поликсены Соловьёвой и романиста Всеволода Соловьёва, и матери украинки Ковалинской, по которой приходился троюродным братом русскому поэту Александру Блоку, с которым его связывали также и дружеские отношения. 17 августа 1903 года Сергей Соловьёв был шафером на свадьбе Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

В сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы в селе Надовражном (Московская губерния) венчается с Татьяной Алексеевной Тургеневой. 25 августа 1913 года в семье рождается дочь Наталия, в  — Мария (умерла в пятилетнем возрасте). 28 июля 1916 года рождается третья дочь — Ольга. Впоследствии Татьяна Тургенева увлеклась марксизмом, оставила мужа и повторно вышла замуж.

Соловьёвы

Сергей(1820—1879)
Поликсена (1867—1924) Михаил (1862—1903) Владимир(1853—1900) Всеволод(1849-1903)
Сергей (1885-1942) Татьяна Тургенева
Наталия (1913-?) Мария (1914-1919) Ольга (1916-?)

Литературная деятельностьправить | править код

Учился Соловьев в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. 16 января 1903 года умерли оба родителя Сергея Соловьёва. В 1904 году поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского государственного университета, осенью 1907 года перевёлся на классическое отделение того же факультета, которое окончил с дипломом I-й степени весной 1911 года. Защитил кандидатскую «Комментарии к идиллиям Феокрита».

Стихи писал с детства, в 1905 году впервые выступил в печати со стихами и литературоведческими статьями. В была издана первая книга стихов Соловьёва, озаглавленная «Цветы и ладан». Позже пишет философские и богословские произведения, занимается переводами на русский язык зарубежной литературы. В 1916 году он переиздаёт стихотворения Владимира Соловьёва, предваряя сборник биографическим очерком, эпиграфом к нему он ставит слова хорватского епископа Штроссмайера «Solovief anima candida, pia ac vere sancta est». В 1926 году переводит «Конрада Валенрода» Адама Мицкевича. В 1928 году работает над переводом «Энеиды» Вергилия.

Священническое служениеправить | править код

В октябре 1913 года Соловьёв поступил на второй курс духовной академии в Сергиевом Посаде. Знакомится с В. В. Розановым, о. Павлом Флоренским и В. Ф. Эрном. В 1915 году заканчивает духовную академию, 21 ноября 1915 года рукополагается в диаконы, а 2 февраля  — в сан священника.

Сергей Соловьёв рано заинтересовался католичеством, на что безусловно оказало влияние творчество его дяди — Владимира Соловьёва, который незадолго до смерти присоединился к Католической Церкви. Этому интересу также способствовало знакомство в 1916 году с В. В. Абрикосовым, главой московских греко-католиков. После долгих и мучительных исканий отец Сергий Соловьёв принимает решение о том, что никогда не станет католиком, о чём пишет в своём письме Наталии Врангель-Левицкой от 14 октября 1916 года:

Однако в 1920 году, когда Католическая церковь в России и особенного Российская греко-католическая церковь оказываются гонимыми, Соловьёв присоединяется к общине русских католиков восточного обряда, официально присоединяется к Католической Церкви в 1921 году. В 1922 году вновь возвращается в православие, но уже в ноябре 1923 года окончательно воссоединяется с Католической церковью и возглавляет общину московских греко-католиков. С он служит в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В 1926 году после ареста экзарха блаженного Леонида Фёдорова отец Сергий Соловьёв был назначен апостольским администратором Москвы Пием Невё — вице-экзархом для католиков синодального обряда. В 1928 году посещает Саратов, где тайно служит в местной католической церкви.

Арест и заключениеправить | править код

В ночь с 15 на 16 февраля Сергий Соловьёв был арестован вместе с группой греко-католиков, в основном евреек, обращённых им в католичество, многие из них впоследствии умерли в заключении, первой из жертв стала Виктория Бурвассер. 18 августа по постановлению Коллегии ОГПУ приговорён к 10-ти годам ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан. В ходе следствия психически заболел, в октябре по состоянию здоровья освобождён от наказания и помещён в психиатрическую лечебницу. 21 ноября 1932 года о. Сергий оказывается на свободе, впоследствии он снова будет помещён в лечебницу. Осенью 1941 года вместе с больницей имени Кащенко Сергий Соловьёв эвакуирован в Казань, где он и скончался 2 марта 1942 года. Похоронен на Арском кладбище, могила не сохранилась.

Литература[править | править код]

  • Автобиографическая записка Соловьёва: «Биографический словарь профессоров Московского университета».
  • «Вестник Европы». — 1896. — № 1.
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 227—228. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5.
  • Гутнов Д. А., Цыганков Д. А. СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 677—680. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Ефимов А. В. С. М. Соловьёв как историк международных отношений // История и историки. — М., 1966.
  • Иллерицкий В. Е. С. М. Соловьёв / отв. ред. д.и.н. А. А. Преображенский; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1980. — 192 с. — (Научные биографии). — 38 000 экз. (обл.)
  • Ключевский В. О. С. М. Соловьёв, как преподаватель // «Изд. историч. общества при Моск. унив.» — М., 1896.
  • Корецкий В. И. Соловьёв Сергей Михайлович //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кучурин В. В. С. М. Соловьёв: христианин и учёный. — СПб.: Петрополис, 2001. — 116 с.
  • Отрывки из дневника Соловьёва: «Из неизданных бумаг С. М. Соловьёва» («Русский вестник», 1896, № 2—5).
  • Пресняков А. Е. С. М. Соловьёв в его влиянии на развитие русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — М.-Л., 1963.
  • Садовничий В. А. Сергей Михайлович Соловьёв (1820—1879) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 36—38. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
  • Сахаров А. М. История России в трудах С. М. Соловьёва // «Вестник МГУ. — Серия 9. „История“». — 1971. — № 3.
  • С. М. Соловьёв и его эпоха: К 200-летию со дня рождения историка. М:, 2020.
  • Корсаков Д. А. Соловьев, Сергей Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1909. — Т. 19: Смеловский — Суворина. — С. 82–92.
  • Шмурло Е. Ф. Соловьев, Сергей Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 30а. — С. 798—803.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: