Камерный портрет Хрипуновых
Но лучшими произведениями мастера считаются камерные парные портреты переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел Козьмы Аксентьевича Хрипунова и его супруги Христины Мефодьевны. Аргунов сумел воплотить в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, там же, где проживал и сам художник.
Козьма Аксентьевич был не богат, но его хорошо знал граф, возможно, переводчик пользовался благосклонностью аристократа. Аргунов изобразил Хрипунова в домашней обстановке с журналом или газетой в руке. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжёлыми веками задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.
А вот его супруга, одетая в серо-голубое платье с большим беличьим воротничком, которое скрывает очертания фигуры, сидит на стуле с книгой в руках и внимательно смотрит с полотна. Во внешнем облике и манере себя держать нет даже намёка на кокетство. Сразу ясно, она внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Можно предположить, что молодой художник много и с удовольствием говорил с ней на учёные темы.
Ярлыки
-
«Вирсавия»
(1) -
«Даная»
(1) -
«Девочка с персиками»
(1) -
«Девушка освещенная солнцем»
(1) -
«Кружевница»
(1) -
«Ночной дозор»
(1) -
«Пётр на смертном ложе»
(1) -
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
(1) -
«Последний день Помпеи»
(1) -
18 век
(9) -
Академия хкдожеств
(1) -
Академия художеств
(1) -
Александр Македонский
(2) -
Алексей Петрович Антропов
(2) -
амулеты
(1) -
анималист
(1) -
анималистический жанр
(1) -
Антон Лосенко
(1) -
Анубис
(1) -
Апеллес
(1) -
архитектура
(1) -
барокко
(2) -
богиня Хатхор
(1) -
Брюллов К.П. Автопортрет
(1) -
Брюллов Карл
(1) -
Бурлаки
(1) -
бытовой жанр
(1) -
В.А. Тропинин
(1) -
Валентин Серов
(4) -
Василий Андреевич Тропинин
(1) -
Великий сфинкс
(1) -
Виргилиус Эриксен
(1) -
Вишняков Иван
(1) -
Гентский алтарь
(1) -
Георг Кристов Гроот
(1) -
Геродот
(2) -
Гертье Диркс
(1) -
Гиза
(1) -
Гор
(1) -
Горький
(1) -
графиня Юлия Самойлова
(1) -
грифоны
(1) -
Губерт ван Эйк
(2) -
Д.Г. Левицкий
(1) -
Дашур
(1) -
Джордж Стаббс
(1) -
Джосер
(2) -
Древний Египет
(8) -
Египет
(1) -
Екатерина II
(1) -
Елизавета Петровна
(1) -
Ермолова
(1) -
Женский портрет 18 века
(1) -
живописец Иван Аргунов
(1) -
живопись
(3) -
Живопись Нидерландов
(1) -
Живопись Нидерландов 15 века
(2) -
жизнь и творчество
(1) -
И. Е. Репин
(2) -
И.Е. Репин «Царевна Софья»
(1) -
И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
(1) -
Иван Аргунов
(2) -
Иван Никитин
(3) -
идущие вброд
(1) -
изображение Мадонны
(1) -
изображения лошадей
(1) -
Икона «Ангел Златые власы»
(1) -
Илья Репин
(1) -
Имхотеп
(1) -
интимный портрет
(1) -
Иоганн Фридрих Гроот
(1) -
Исаак Ильич Левитан
(1) -
искусство портрета
(1) -
историческая живопись
(1) -
исторические картины
(1) -
исторический жанр
(1) -
история жизни и любви Рембрандта и Саскии
(1) -
история создания Русского музея
(1) -
К.Е. Маковский
(1) -
канопы
(1) -
Каравакк
(1) -
Карл Брюллов
(2) -
картина «Бурлаки на Волге»
(1) -
картина «Воскрешение дочери Иаира»
(1) -
классицизм
(1) -
классицизм. Карло Расстрели
(1) -
конный монумент
(1) -
Константин Тон
(1) -
Коровин
(1) -
Красная пирамида
(1) -
крепостной художник
(2) -
критический реализм
(1) -
Левитан
(1) -
Левицкий
(1) -
Ломаная пирамида
(1) -
Лоренс Альма-Тадема
(1) -
Луи Токке
(1) -
М.И. Козловский
(1) -
Мазини
(1) -
Мари Анн Колло
(1) -
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
(1) -
Медный всадник
(1) -
Медум
(1) -
Мемфис
(1) -
Микерин
(1) -
Михаил Микешин
(1) -
мумия
(1) -
набережная
(1) -
Наполеон Бонапарт.
(1) -
натюрморт
(1) -
Невский проспект
(1) -
немес
(1) -
Нидерланды
(4) -
Никитин Иван
(1) -
О. А. Кипренский
(1) -
острохарактерные народные типажи
(1) -
Павел Федотов
(1) -
памятник А.С. Пушкину
(1) -
памятник Екатерине Великой
(1) -
парадные портреты
(1) -
парадный портрет
(1) -
парадный портрет Петра III
(1) -
пейзаж
(1) -
Пётр III
(1) -
пирамида
(1) -
пирамида Микерина
(1) -
пирамида Хеопса.
(1) -
пирамида Хефрена
(1) -
Пирамиды
(3) -
площадь Искусств
(1) -
поздний академизм
(1) -
Портрет
(1) -
портрет А.С. Пушкина
(1) -
портрет графини М.А. Румянцевой
(1) -
портрет Е.С. Авдулиной
(1) -
портрет Иды Рубинштейн
(1) -
портрет императрицы Елизаветы Петровны
(1) -
портрет Сары Фермор
(1) -
портрет статс-дамы А.М. Измайловой
(1) -
Портрет супругов Арнольфини
(1) -
портретист
(2) -
портреты
(2) -
портреты Екатерины II
(1) -
портреты Петра I
(1) -
портреты Саскии
(1) -
портреты светских красавиц
(1) -
портреты смольнянок
(1) -
прерафаэлиты
(1) -
приветствие
(1) -
придворный живописец
(1) -
реализм
(2) -
Рембрандт ван Рейн
(2) -
Репин И.Е.
(2) -
Риччи Себастьяно
(1) -
Рождество Христово
(1) -
рококо
(4) -
Рокотов
(1) -
романтизм
(2) -
русский классицизм
(1) -
Русский музей в СПб
(2) -
русский пейзаж
(1) -
русский реализм
(1) -
Санкт-Петербург
(3) -
саркофаг
(2) -
Саския ван Эйленбюрх
(1) -
Северное возрождение
(2) -
Северное возрождение.
(1) -
сентиментализм
(1) -
сердаб
(1) -
Серов Валентин
(2) -
скарабей
(1) -
скульптор М.К. Аникушин.
(1) -
скульптура
(2) -
Снофру
(2) -
список литературы
(1) -
строительство пирамиды
(1) -
сфинксы
(1) -
Таманьо
(1) -
Титус ван Рейн
(1) -
учеба в Академии художеств
(1) -
Ф.С. Журавлёв
(1) -
фараон
(4) -
фараон Хеопс
(1) -
фараоны четвёртой династии
(1) -
Хеб-сед
(1) -
Хендрикье Стоффельс
(1) -
Хеопс
(4) -
Хефрен
(1) -
Химеун
(1) -
Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
(1) -
Хуфу
(1) -
Чемесов
(1) -
Чудеса света
(1) -
Шаляпин
(1) -
Этьен Фальконе
(1) -
Юсуповы
(1) -
Ян ван Эйк
(4) -
Ян ван Эйк — портретист
(1) -
XIX век
(2) -
XV век
(4) -
XVIII век
(2)
Иван Аргунов
Иван Аргунов развивал концепцию национального портрета. Постепенно он отказывался от старинных традиций России и принимал стиль европейской живописи. Среди всех его работ выделяются ретроспективные портреты, которые он писал с прижизненных картин семейства Шереметевых. Художник жил в XVIII веке, хотя и в его полотнах предугадывались черты следующего столетия.
Список портретов Аргунова:
- четы Шереметевых;
- Екатерины Алексеевны;
- Лобановой-Ростовской;
- Екатерины Второй.
Аргунов стал создателем камерного портрета. Все его образы выделяются одухотворенностью. А также среди работ художника известны интимные портреты, хотя они стали распространенными только в 19 веке. Наследие Аргунова пользуется популярностью до сих пор. Его работы вдохновляют многих современных художников.
Дмитрий Левицкий
Специалисты сферы искусства среди всех художников-портретистов выделяют Дмитрия Левицкого. Они говорят, что в его работах отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщиком этого живописца, он передавал не просто внешний вид человека, но и его психологические особенности. На портретах Левицкого можно рассмотреть открытость, грусть, душевное тепло, обиду, а также национальные особенности личности.
Множество портретов этого мастера занимают промежуточное место между парадными и камерными. Самые известные работы:
- Нелидовой;
- Львовой;
- Дьяковой;
- Новикова;
- Митрофановых;
- Храповицкого.
Стоит отметить также портреты Кокоринова и целый цикл «Смолянки», образы Маркеровского и Бакуниной. Творчество Левицкого объединило точность Антропова и лирику Рокотова. То есть его портреты выглядят не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из наиболее известных художников XVIII века. Мастер создавал портреты дворянской знати, знаменитых личностей и простых людей.
Валентин Серов
Серов был признан мастером портрета, он был известным человеком и графиком. Хотя его первыми работами были натюрморты и пейзаж, позже он стал изображать людей. Художник не просто писал полотна на заказ, он иллюстрировал книги известных авторов, создавал керамические изделия, давал частные уроки будущим живописцам.
Самые известные его портреты:
- «Девочка с персиками»;
- Левитана;
- Репина;
- Мамонтовой;
- Симоновича.
Серов принимал участие в многочисленных выставках, создавал целые серии портретов, благодаря чему удостоился почетных наград. Этот художник не боялся изображать обнаженную натуру. Его знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн поразил публику, ведь женщина на его полотне была полностью нагой. Картины Серова были известны не только в Российской империи, но и далеко за рубежом — во Франции, Италии, Швеции.
Творческая удача Аргунова
Большой творческой удачей Ивана Аргунова считается портрет калмыцкой девочки Аннушки, любимой воспитанницы графини Варвары Алексеевны Шереметевой, написанный уже после её смерти. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые чёрные глаза миндалевидного разреза, которые графиня называла «глазашки-таракашки».
Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами, и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке — браслет из коричневых бархоток, в ушах дорогие серёжки.
Блестящая династия
Многие любители искусства наверняка видели в музеях картины Константины Маковского и его брата Владимира. Но не все знают, что в семье Маковских творчеством занимались все. Во многом этому способствовали родители.
Художник-любитель и певица
Глава семьи, Егор Иванович, по профессии работал бухгалтером, но в душе был предан искусству. На любительском уровне он писал миниатюры, копировал картины и, конечно, много коллекционировал. При его содействии открылся Московский художественный класс, который со временем перерос в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Красавица-жена Любовь Корнеевна обладала редким по красоте сопрано, она прекрасно пела на концертах. Поэтому дети с пелёнок погружались в мир музыки, театра и изобразительного искусства.
Константин Егорович Маковский. Портрет отца, Егора Ивановича Маковского, 1859
Четверо художников и одна актриса
Все пятеро детей Маковских нашли своё место в творческой среде, наверное, исполнив мечту обоих родителей. Константин Маковский прославился как модный портретист, автор исторических полотен и блестящих «боярышень». Картины у него заказывали члены царской семьи и дворяне. Константин Егорович женился только на красавицах и умел жить на широкую ногу.
Маковские: Владимир Егорович, Константин Егорович, Сергей Константинович
Владимир Маковский – известный мастер жанровых картин – отличался организованностью и строгой дисциплиной. Написание картин он совмещал с преподавательской и управленческой работой. Их средний брат Николай менее известен, но не менее талантлив. В картинах он с долей юмора рассказывал о повседневной жизни разных сословий XIX века.
Владимир Егорович Маковский. Игра в бабки, 1870.
Александра Маковская не отставала от братьев, став одной из первых женщин-художниц. А вторая сестра, Мария, покоряла театр. Третье поколение Маковских тоже прославилось. Сын Константина Егоровича, Сергей, известен как поэт, организатор выставок и художественный критик. А дочь, Елена Константиновна Лукш-Маковская, стала художницей и скульптором, жила в Германии. Один из сыновей Елены тоже посвятил себя искусству. Сын Владимира Егоровича, Александр, стал живописцем и графиком, профессором Академии художеств, автором учебных пособий.
Владимир Егорович Маковский. Деспот семьи. В мастерской, 1893.
Крепостные и провинциальные художники
Как показывает история, стремление создавать прекрасное разрушает все препятствия, ведь художником может стать только целеустремлённый человек с сильной волей.
Аргуновы
Одна из самых известных художественных династий – крепостные Аргуновы. Основатель рода, Иван Аргунов, был крепостным знатной и влиятельной семьи царской России – графов Шереметевых. Известно, что Шереметевы давали своим людям хорошее образование – учили грамоте, музыке, основам изобразительного искусства. Особенно одарённым в живописи оказался Иван Аргунов, который заставил окружающих по-новому взглянуть на крепостных. Вопреки зависимому положению, он обретал свободу в творчестве.
Иван Аргунов стал родоначальником камерного портрета. Он одним из первых художников написал портрет крестьянки. С выполнением хозяйственных поручений и управлением имением Иван Аргунов сочетал преподавание живописи. Он обучил многих будущих художников, в том числе своих детей, которые пошли по его стопам. Павел стал архитектором, Николай и Яков – художниками. Павел спроектировал дворец-театр в Останкино. Яков рисовал иллюстрации, оформлял книги и давал уроки рисования. Но большую известность получил Николай Аргунов, который профессионально писал портреты уже в 17-18 лет. После освобождения от крепостной зависимости Николай был назначен академиком Императорской академии художеств.
Иван Петрович Аргунов. Автопортрет, 1750-е годы
Колокольниковы
Провинциальные художники Колокольниковы не совершили открытий в русской живописи, но они вошли в её историю как представители крепкой творческой династии. Основателями рода были крепостные крестьяне при монастыре в селе Кравотынь Тверской губернии. Самыми известными представителями семьи Колокольниковых стали Мина и его брат Михаил.
Михаил расписывал храмы, Мина Лукич писал портреты, оформлял торжественные мероприятия и имел мастерскую, куда входило около 20 человек. Их братья, Иван Большой, Иван Меньшой и Федот, тоже владели навыками рисования, они были иконописцами. Способность к созданию прекрасного унаследовали дети. Сын Михаила Лукича, Яков, писал иконы и картины в разных жанрах, а также основал Осташковский театр и сам отлично играл в спектаклях. Сыновья Якова Колокольникова-Воронина тоже отличались художественными талантами, а внучка Валентина писала детские книги.
Яков Колокольников-Воронин. Автопортрет с женой и сыном, 1820-е.Семейный портрет Якова Михайловича был куплен у прямых потомков художника в 1937 году и сейчас хранится в Тверской галерее.
Начало творческой деятельности
Аргунов — художник 18 века. Расцвет его творчества пришелся на 1740-е годы, как раз на то время, когда на престол взошла Елизавета Петровна. В годы ее правления российская культура получила огромное развитие: процветала архитектура, театральное искусство, декоративная скульптура, а вместе с ней и живопись, что очень привлекало иностранных художественных мастеров. Одним из зарубежных художников был Георг Христофор Гроот, который позже стал учителем Ивана Петровича.
Благодаря своему наставнику Аргунов овладел европейской манерой написания и научился умело ей пользоваться, применяя ее в передаче самобытного облика русского человека, что придает наибольшую уникальность его работам. Совместными работами стали иконы, написанные ими в 1747 году для церкви Большого Царскосельского дворца. Уже на этом этапе своей творческой деятельности художник Аргунов своеобразно и талантливо проявляет себя в портретном искусстве, которое потом станет его основным направлением.
Самая многочисленная династия художников
Дворянский род с красивой французской фамилией Бенуа подарил России множество деятелей искусства – талантливых художников, архитекторов, музыкантов, актёров. Эта известная династия берёт своё начало в далёком XVIII веке и продолжается по сей день. Чтобы рассказать о Бенуа понадобится не одна статья: эта семья была очень плодотворной и многочисленной. Запутывает многих и тот факт, что представители этой фамилии особенно любили имя Александр.
Всего за несколько минут вы можете бесплатно зарегистрировать собственную Цифровую капсулу времени и начать составлять свое родословное древо уже сегодня. Также в своей Капсуле вы можете сохранить для потомков семейную летопись, историю своей жизни, рассказанную от первого лица, фото и видео архивы.
Основатель династии Бенуа
История рода начинается с Луи-Жюль (Леонтия) Бенуа. Он приехал в Российскую империю в 1794 году, когда Францию ещё сотрясала революция. Луи-Жюль Бенуа удалось построить успешную карьеру: сначала он работал метрдотелем при дворе Павла I, затем – поваром-кондитером у вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Удачным оказался и брак Леонтия с дочерью медника, немкой Анной-Катериной. Супруги воспитали одиннадцать детей.
Четверо сыновей основателя рода, Юлий, Леонтий, Александр и Франсуа, не были связаны с творчеством. А уже их сыновья и внуки оставили о себе память в искусстве. Среди них – сын Александра Леонтьевича, Александр Бенуа-Конский, и его внук по материнской линии Александр Бенуа ди Стетто. Бенуа-Конский стал пейзажистом, членом Общества русских акварелистов. Он же вдохновил на творчество своего сына. Бенуа ди Стетто тоже посвятил себя искусству. Правда, его картины известны немногим российским зрителям, поскольку художник жил и работал во Франции.
Источник gallery24rusart.ru // Александр Николаевич Бенуа, картина из Версальского цикла
Творческие гены: от отца к сыну
Большой след в искусстве оставил сын Луи-Жюль Бенуа – Николай, прославившийся как талантливый архитектор второй половины XIX века. Николай Бенуа стал главным архитектором Петергофа, позже – главным архитектором императорских театров. Он строил железнодорожные станции, придворные конюшни, доходные дома, учебные заведения и храмы.
Николай Леонтьевич женился на Камилле Кавос, дочери известного итальянского архитектора. Их дети стали достойными продолжателями династии. Так, Альберт Бенуа основал объединение русских акварелистов, преподавал в Императорской Академии художеств, был хранителем Русского музея. А его брат Леонтий Бенуа вписал своё имя в историю архитектуры. Он основал Общество архитекторов-художников, был редактором журнала, много лет преподавал. Сегодня сохранилось около 40 архитектурных комплексов и построек, возведённых Бенуа.
«Рождаются с карандашом в руке»
Самым знаменитым представителем творческой династии стал Александр, девятый ребёнок Николая и Камиллы Бенуа. Александр Бенуа известен многим как художник, критик, главный идеолог объединения «Мир искусства». Его точные высказывания о художниках встречаются во многих источниках. А написанные им мемуары помогают полнее понять не только художественный мир, но и всю эпоху первой половины XX века в целом.
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)
«Дети у нас рождаются с карандашом в руке», — однажды сказал Александр Бенуа о «феномене» своей династии. Влюблённостью в творчество отличались не только представители сильного пола. Любили рисовать если не все, то очень многие. Например, одна из сестёр Александра Бенуа, Екатерина, реализовалась как художник-график. Она копировала картины и создавала свои произведения, открыла первый художественный кружок для дам, а ещё помогала своему мужу, одарённому скульптору Евгению Лансере.
Потомки Бенуа
Большое количество людей, носивших фамилию Бенуа, были вынуждены уехать за границу в годы советской власти. Поэтому потомки Бенуа сейчас проживают во многих странах. Сегодня праправнуки не только бережно сохраняют наследие своей семьи, но и рассказывают о знаменитых родственниках на экскурсиях в музее.
Среди потомков Бенуа широко известно имя британского актёра театра и кино Питера Устинова, запомнившегося многим по роли Эркюля Пуаро. Его мать Надежда Устинова, дочь архитектора Леонтия Бенуа, была художницей и книжным иллюстратором. Известно, что одна из дочерей Питера Устинова покоряет кинематограф, а сын стал скульптором. Где бы ни находились потомки Луи Бенуа, они так или иначе находят себя в разных областях искусства.
Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере и Питер Устинов
Аргунов Иван Петрович (1729-1802)
АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало
1802, Москва…
Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа
П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени,
владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково
под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье
крепостных интеллигентов — художников и архитекторов.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные
обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б.
Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не
знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал
двойственность своего положения: с одной стороны — признанный
художник, с другой — бесправный раб.
А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что
именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса»
певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.
Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у
Г.Х.Гроота,
придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в
1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для
церкви Большого Царскосельского дворца.
Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И.
Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А.
Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько
жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем
молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности
исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно
эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов
колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы,
горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
В будущем Аргунов станет писать мягче и «технически совершеннее,
однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку,
изысканно-сдержанному колориту и спокойное,
внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.
Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов
на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как
«Портрет неизвестного скульптора».
В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей
близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых
художника, он создает новый для России тип интимного (камерного)
портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу
говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в
России середины XVIII в. еще редкость.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты
Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему
«Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется
«Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая
дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в
расшитом цветами платье.
Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев —
фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и
императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.
Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая
воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках
гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в.
среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того —
на арапчат.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ —
«Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом
изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную
ноту в парадный по типу портрет.
1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их
П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает
управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает
на Аргунова массу новых обязанностей.
В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время
появляется его едва ли не самое знаменитое произведение —
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)—
первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена
действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в
этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а
не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали
некоторые исследователи).
В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома
Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник.
Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел —
архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график).
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в
Останкино (арх. П.И.Аргунов — сын).
Георгий Шишкин
Ещё один русский художник, Георгий Шишкин, разработал особый метод подготовки полотна под пастель. Его считают настоящим мастером портрета, специалистом высокого класса. Образы с его полотен передают всю чувствительность его техники. Шишкин знаменит как автор серии портретов творческих личностей. Ему позировали многие известные люди:
- Гусев;
- Гоголева;
- Чхиквадзе;
- Смоктуновский;
- Жан Маре;
- Чурикова;
- Жерар Депардье;
- Безруков.
Благодаря своему мастерству он прославился не только на территории России, но и за рубежом. С ним готовы сотрудничать иностранные актеры, писатели и другие известные личности. Шишкин даже работал над созданием почтовых марок для княжества Монако. Он создал официальное изображение с портретом Альберта Второго.
Этот знаменитый живописец заслужил множество отечественных и зарубежных наград. Он удостоился чести организовать свою выставку в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в 2017 году. А некоторые его портреты находятся в частных коллекциях королевы Великобритании, князя Лобанова-Ростовского и даже во дворце Монако.
Расцвет творчества
Одни из первых произведений, дошедших до наших дней, приходятся на начало 1750-х годов. Работы этого периода наиболее разнообразны: тут и портреты, и иконы, и декоративная живопись. Одна из таких работ — картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Последующие произведения создаются Аргуновым в стиле парадного портрета, во всем его великолепии и изображении дворянских особ в изысканных нарядах на фоне шикарных апартаментов. Одним из таких произведений является великолепный портрет Петра Шереметьева с собакой, написанный в 1753 году.
Вообще чета Шереметьевых была наиболее популярна в его картинах, ведь наибольшую часть времени художник проводил в их доме и вскоре был назначен там управляющим. В 1760-х годах Иван Петрович создает целую галерею портретов этой семьи, абсолютно реалистичных, стилизованных и лишенных идеализации. Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет». Наиболее выдающейся работой в этой области стал парный портрет Козьмы Хрипунова со своей женой, которые также, как и Иван Петрович, служили в доме у Шереметьевых.
В этот период художник много времени уделяет заказным работам, основным отличием которых служит способность художника улавливать суть личности, сопровождающуюся скромностью палитры. В 1762 году слава художника Аргунова достигает стен императоркого двора, и Аргунов получает почетный заказ на портрет ее императорского величества Екатерины II, изображенной в слегка театральной позе с надменным взглядом и с полным комплектом императорских атрибутов, который она оценила по достоинству.
С годами техника художника становится все более совершенной и тонкой. Это видно на одном из самых выдающихся его произведений — портрете калмычки Аннушки, воспитанницы, уже покойной на тот момент, супруги графа Шереметьева. На картине она изображена с портретом своей хозяйки.
биография
Он был крепостным, принадлежащей графа Шереметева и вырос в семье своего дяди, Семен Михайлович Аргунова, который был стюардом принцесса Черкасского, а позже мажордомом для графа Шереметева. Семен много лет управлял домом Шереметева на Миллионной улице в Санкт-Петербурге, где вырос Иван.
В 1746–1749 Иван Аргунов учился живописи у немецкого художника Георга Гроота, который в то время работал у российской императрицы Елизаветы. Иван также брал уроки у своих двоюродных братьев Федора Леонтьевича Аргунова и Федора Семеновича Аргунова, художников, работающих в Санкт-Петербурге над украшением Императорских резиденций.
Первыми произведениями Аргунова стали иконы для Дворцовой церкви в Большом Царскосельском дворце (1753 г.) и Ново-Иерусалимского монастыря (1749 г.). Тогда же он создал свою единственную известную историческую картину « Умирающая Клеопатра». Его самые ранние известные портреты — князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1752 г.) и княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская (1754 г.). Здесь можно увидеть старые традиции традиционного русского искусства парсуны, смешанные с влиянием нового барокко.
В 1760-х годах Аргунов был на пике карьеры. Создал множество красивых парадных и психологических портретов и икон. Среди его подданных были русские члены королевской семьи и, конечно же, хозяева Аргунова Шереметевы, а также их родственники Лазаревы и графы Толстые. Он был одним из создателей жанра посмертных портретов, нарисовав множество погибших Шереметевых.
В 1770 году Аргунов стал мажордором дома Шереметевых на Миллионной улице, затем мажордом московского дома Шереметевых, затем одним из управляющих их имений (член крепостной коллегии графов Шереметевых). Он писал гораздо меньше, но именно в это время (1784 г.) создал свой шедевр « Портрет неизвестной в крестьянской одежде». Личность натурщицы картины остается неясной, хотя исследования показали, что она была крепостной актрисой и певицей графов Шереметевых, Анной Ковалевой-Жемчуговой, в равной степени предполагалось, что на самом деле это не был ее официальный портрет. а скорее изображение неопознанной кормилицы, сделанное среди крестьян Сереметевых. Со второй половины 1780-х годов и до своей смерти в 1802 году Аргунов не рисовал, а все время руководил разными имениями и предприятиями Шереметевых.
Аргунов был важным учителем искусства. Он преподавал уроки живописи с 1753 года — до открытия Императорской Академии художеств в 1757 году. Среди его учеников были Антон Лосенко, Федор Рокотов, Кирилл Головачевский (ru) и Иван Саблуков (ru) — все четыре будущих учителя Академии. Сыновья Аргунова также были его учениками. Двое из них: ( Николай Аргунов и Яков Аргунов ) стали художниками, а третий ( Павел Аргунов ) стал архитектором.
Картина «Портрет женщины в русском костюме» (И. Аргунов)
К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Поскольку неизвестно имя той, кого он писал, стала она называться «Портрет женщины в русском костюме».
Сначала к этой работе проявляли интерес разве что специалисты — все-таки она была необычной для XVIII века, когда даже простых женщин старались изобразить как маркиз, когда тщательно завитые локоны и грациозный жест холеных пальцев был неизбежной принадлежностью почти каждого портрета. А тут аскетическая простота крестьянского костюма, строго, почти сурово выписанное, скорее вылепленное или выточенное лицо крестьянки… Впрочем, крестьянки ли? Столько достоинства в лице, так ясен и тверд взгляд, столько царственности в посадке головы, что невольно закрадывается мысль — а не маскарад ли это? Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда, их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему.
В том-то все и дело, что не маскарад это, а поразительный по художественной силе портрет русской женщины. Вероятнее всего, крепостной. Не для Аргунова только поразительный, даже не для XVIII века, а, пожалуй, для всего русского искусства. Ибо в настоящее время считается эта картина жемчужиной Третьяковской галереи.
В портретах художников раннего итальянского Возрождения — Учелло, Фра-Анжелико — такая же лепка строгих задумчиво-непроницаемых лиц, как бы отстраненных от века, не желающих удостаивать его взглядом. Вспомните эти чеканные профили, прекрасные не правильностью черт, не вызеренностью пропорций лица, а пластической чистотой линий, как будто бы проявляющих внутреннюю чистоту и высокую духовность.
Аргуновская женщина не красива — широкоскулое лицо, во взгляде небольших глаз какая-то почти не женская твердость. И все-таки она прекрасна. Духовной ясностью. И вот этой своей — не отстраненностью, а скорее обособленностью, выделенностью из окружающего. Такими простыми средствами, удивительно простыми (фон высветлен, и бледное лицо читается на этом фоне скульптурно четко, объемно), суметь сказать так много, прикоснуться к таким великим темам, как национальный характер, вообще человеческий характер…
Пожалуй, все известные нам работы Аргунова — будь то портрет князя М. Голицына, портрет неизвестного скульптора и его жены, портрет графини В. Шереметевой и девочки-калмычки Анны Николаевны — отличаются классичностью, которая выражается не в подборе аксессуаров, не в нарочитой манере письма, а в отношении художника к тем, кого он пишет. Это отношение всегда исполнено высокого спокойствия, не безразличия, не равнодушия, а именно спокойствия. И «Портрет женщины в русском костюма» тоже классичен.
Рассматривая его, можем поддаться восторженному чувству и говорить о его достоинствах с пафосом. Сам художник свое любовное отношение к модели не выразил открыто, его сдержанность и строгость здесь больше, чем где-либо. Он эпически прост. Именно поэтому и возникает ощущение высокого стиля, высокого разговора. Возникает ощущение высокого искусства.
Это могло быть под силу только художнику с поразительным чувством внутренней раскованности, глубоко развитым ощущением меры и такта, с ничем не смущаемым чувством душевной ясности. Свободному человеку.
Л. Осипова, по материалам журнала “Семья и школа”, 1970 год
Владимир Боровиковский
Еще один известный российский портретист — Боровиковский. Его личность связана с появлением сентименталистского жанра. Он писал полноценные портреты и миниатюры маслом. Наиболее известные образы:
- Павла Первого;
- Куракина;
- Жуковского;
- Державина;
- Безбородко с дочерьми.
Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его натурщицы были написаны на природном фоне, при этом они держали в руках цветы или фрукты. Каждая девушка изображалась исключительно по пояс, она обязательно на что-то опиралась. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Его современники перенимали у него опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историографом.