Биография ивана айвазовского

Краткая биография

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).

Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.

Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.

Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.

Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842

В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.

Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?

Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен. Если вам интересен Айвазовский в цифрах, читайте об этом статью [ 

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

С 1844 года Айвазовский — в России. Сразу же по возвращении ему присвоили звание академика,причислив к Главному морскому штабу. Но петербургская жизнь была не по душе художнику. «Чуть повеет весной,— писал он,— меня тянет в Крым,к Чёрному морю». Уже в следующем году он купил участок земли в Феодосии и начал строить там дом с большой мастерской. Вскоре,отпросившись у начальства,живописец — к удивлению петербургской публики — оставил столицу и переехал в Феодосию.

Шумные толки в петербургских гостиных вызвала и женитьба Айвазовского. Страстно влюбившись в англичанку Юлию Гревс,дочь петербургского врача,служившую гувернанткой,он «в две недели»,по собственным словам,решил дело,хотя — при своих славе,достатке и эффектной внешности — вполне мог выбрать себе в жёны девушку благородного происхождения. В этом браке родились четыре дочери.

Поначалу семейная жизнь была вполне благополучна — Юлия Яковлевна,как казалось,разделяла интересы своего мужа и даже принимала активное участие в археологических раскопках близ Феодосии,предпринятых Айвазовским в 1853 году. Они,к слову,были вполне успешны — обнаруженные художником золотые изделия,датируемые IV в. до н.э.,сейчас находятся на закрытом хранении в Эрмитаже. Между тем семья вскоре дала трещину. Юлия Гревс подвергалась жестокому обращению со стороны Айвазовского,терпела боль и унижения от него. Прожив с художником одиннадцать лет,уехала от него в Одессу — дальнейшие их отношения складывались очень тяжело:Юлия Яковлевна жаловалась на Айвазовского царю,рассказала свою историю и попросила разрешение на развод. Император приказал жандармам провести расследование,результаты которого подтвердили факты насилия. Айвазовский сперва пытался оправдываться,обвиняя во всех грехах супругу,но,увидев доказательства,согласился на развод. В дальнейшем Юлия всячески препятствовала общению художника с дочерями.

Впрочем,на склоне лет и семейное счастье улыбнулось художнику. В 1882 году он женился на Анне Никитичне Саркизовой,молодой вдове феодосийского коммерсанта. Анна Никитична была почти на 40 лет моложе Айвазовского,что не помешало ей стать его верной подругой и понимающим собеседником.

Айвазовский и Пушкин

Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.

Морской берег, 1840

Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.

А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886

И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни

Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.

Поэт, как вспоминал художник:

Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.

Ничего из той давней беседы не забыл живописец:

Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.

«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887

И вновь признание самого Ивана Константиновича:

Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!

Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880

И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.

И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие

Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:

А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.

На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной

Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно

Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях

Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:

Непростая жизнь

Ованес Айвазян (а именно так звали мастера на самом деле) родился в июле 1817 года в армянской семье, жившей в Феодосии. Отца мальчика звали Геворк Айвазян, однако после переезда он решил взять русское имя, записавшись как Константин Гайвазовский.

Глава семейства отличался смекалистым и находчивым характером. Он свободно владел многими языками, благодаря чему решил начать предпринимательскую деятельность, связанную с поездками. Феодосия в ту пору стремительно развивалась, а порт позволял странствовать и заниматься торговлей на значительном отдалении от родных мест. Несомненно, дела Гайвазовского пошли бы на лад, но всё перечеркнула эпидемия чумы.

Материальное положение семейства оставляло желать лучшего, и родителям приходилось искать средства, чтобы прокормить многочисленных отпрысков. Мать будущего живописца Рипсиме Айвазян была прекрасной вышивальщицей. Проводя целые дни за работой, она старалась выгоднее продать свои изделия, чтобы принести домой кусок хлеба и немного сладостей для ребятни.

Иван Константинович Айвазовский «Автопортрет», 1889 годМестонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия

Мнение известных людей о художнике

Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда, и как показывает интерес к его творчеству на данный момент, так будет и в будущем. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма:

Он действительно нравился всем, нравится и сегодня. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий — так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу — этот корабль будет написан на восьми его картинах.

Чесменский бой, 1848

Две его ранние юношеские работы — «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 году, восхитили баснописца Крылова:

Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции.

Передвижники не ревновали. Более того — ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».

Вот слова императора Николая I:

Слово своё он держал — на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе и знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай I как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему:

Пожалуй, это самая точная оценка его картин.

Академия художеств

Став самым молодым студентом академии, Иван Константинович поражал виртуозным мастерством своих работ. Он действительно был самородком, однако для совершенствования следовало аккуратно «отшлифовать» врождённый талант. В немалой степени этому способствовал известный пейзажист Максим Воробьёв, который стал наставником мариниста. Именно он раскрыл перед Айвазовским все секреты создания пейзажа и сформировал того самого художника-виртуоза, в подаче которого природа кажется действительно не нарисованной, а живой.

Первыми, так сказать, «осмысленными» работами мариниста стали «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем». За эти картины начинающий живописец был награждён серебряной медалью.

Через некоторое время Иван Константинович стал учеником Филиппа Таннера, который прибыл из Франции. Правда, с ним сложились не столь доброжелательные отношения, как с Воробьёвым. Таннер нередко заставлял своего подопечного делать «грязную» работу или же заказывал обыкновенные копии. Однако своенравный Айвазовский находил время для работы над собственными полотнами, а потому в итоге заставил Таннера поменять своё отношение к ученику.

Иван Константинович Айвазовский «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Правда, снисходительности учителя хватило ненадолго. По собственному решению Айвазовский на выставке, организованной Таннером, представил несколько своих картин. Критики были восхищены этими работами, а вот сам Таннер негодовал. Он даже пожаловался на своего ученика императору, и тот приказал снять картины с выставки. Демонстрировать публике свои творения Айвазовский получил право лишь через полгода.

А потом наступил не менее значимый период обучения Ивана Константиновича. Его определили в класс к художнику-баталисту Александру Зауервейду. Здесь он проучился совсем недолго, однако сумел постичь многие тонкости батальных картин, которые также составят весомый пласт творчества Айвазовского.

Кстати, после обучения у Зауервейда живописец представил свою картину «Штиль», за которую был награждён Большой золотой медалью. После этого преподаватели академии приняли решение о выпуске Айвазовского. По сути, больше ничему новому научиться у них он не мог. Иван Константинович стал самым молодым выпускником, покинув стены учебного заведения в двадцатилетнем возрасте.

Иван Константинович Айвазовский «Штиль», 1837 годМестонахождение: Частная коллекция

Биография Ивана Айвазовского

Родился Иван 29 июля 1817 года в Феодосии. Первые годы биографии Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца. Но все, же ему удалось поступить в гимназию Симферополя. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. В 1847 году в своей биографии Иван Айвазовский стал профессором художественной Академии Петербурга.

Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. А с 1844 года он даже был художником морского штаба. Также в биографии Ивана Константиновича Айвазовского была открыта собственная школа искусств. Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. Среди других его серий картин: кавказские, украинские пейзажи, армянская история, Крымская война. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.

Кроме того в биографии художника Айвазовского всегда находилось время для общественно полезных мероприятий. Так Иван Константинович активно помогал развитию родного города – Феодосии. Построил там музей древности, основал картинную галерею, способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

Комментарии

Марш, марш отсюда, русские?!

Vistal
сегодня в 19:47

Взгляды на мiр

Александр Суворов
сегодня в 15:25

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья

Александр Суворов
17 марта в 19:06

Большие игры в мере и вне её

АМ
17 марта в 17:04

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу…

АМ
17 марта в 14:26

Секреты Геральдики

Агафонов
15 марта в 16:02

О государстве и гос. суверенитете

Александр Суворов
14 марта в 18:05

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

Олег Низамов
14 марта в 17:33

Числовая символика в управлении

Александр Суворов
14 марта в 17:03

КОБ как запретный плод

Агафонов
13 марта в 20:12

Троица и тяга взаимная

Александр Суворов
12 марта в 20:11

Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)

Емеля
10 марта в 21:38

Хроники пробуждения цивилизации: Путь

Александр Суворов
10 марта в 18:12

Государственный флаг

Александр Суворов
10 марта в 16:28

Неумеха? В руководители!

Александр Суворов
9 марта в 16:35

У вас лопаты есть? Улыбайтесь!

Агафонов
8 марта в 19:16

Надувная сила политической ренты

Олег
6 марта в 19:26

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?

Кирилл_Москва
6 марта в 16:31

Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы

Олег Низамов
19 февраля в 23:16

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Влад
18 февраля в 06:26

Концессия «Lena Goldfields»

Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
14 февраля в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
14 февраля в 11:35

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
13 февраля в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

Как правильно смотреть работы Айвазовского и что о них говорили Достоевский, Крамской и он сам

Сам Айвазовский говорил, что на холсте нужно искать самую яркую точку, источник света и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. А еще: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

И про «Лунную ночь», про которую говорили, что она как будто незакончена: «Если зритель обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части мимоходом, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Искусствоведы считают, что на восприятие картин Айвазовского сильно влияет освещение

При жизни его полотна в свете люстр и канделябров, а не электрических ламп, как сегодня. При современном освещении некоторые пейзажи выглядят более простовато. Но они сразу оживают, если смотреть на них при свечах

Искусствоведы считают, что на восприятие картин Айвазовского сильно влияет освещение. При жизни его полотна в свете люстр и канделябров, а не электрических ламп, как сегодня. При современном освещении некоторые пейзажи выглядят более простовато. Но они сразу оживают, если смотреть на них при свечах.

Творчество

Живописец Иван Айвазовский приобрёл мировую славу самого знаменитого художника-мариниста. Его способность подмечать самые мельчайшие детали в сочетании с изумительным талантом и умелыми руками позволила ему переносить на холст настолько реалистичные картины, что, кажется, они вот-вот оживут. Неудивительно, что он ещё при жизни добился признания не только в России, но и в других странах.
Известность ему принесли изумительные морские пейзажи, которые он изображал с поразительным талантом. Однако, рисовал художник самые разные сюжеты — и степи, и горы, и эпизоды из Библии. С 1846 года было проведено сто двадцать его персональных выставок за границей и в России.
Яркость красок и «живость» картин поражали критиков. Не раз высказывались предположения, что он использует какие-то «особые» краски. Сам живописец только посмеивался, зная, что всё дело в таланте, а не в красках.
Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства, и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство.
Айвазовский писал и морские сражения, его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.

Продуктивность: Айвазовский мог написать картину по памяти и за два часа

Живопись была главной страстью и главным смыслом для Айвазовского. Он всегда чувствовал себя счастливым, когда находился в творческом состоянии. И всегда был вдохновленным – без поиска отдельных источников. В письмах Айвазовский часто упоминал, что именно сейчас работает над лучшей картиной. И так повторялось раз за разом. Ему настолько нравилось писать, что он брал паузы только, когда физически не мог этого делать – чаще всего на кораблях (из-за тряски).

Литератор Василий Кривенко наблюдал за работой Айвазовского: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение».

Художественное наследие

Творчество Ивана Айвазовского является несомненным богатством и достоянием русской культуры. За свою плодотворную жизнь художник написал около 6000 картин и устроил 125 персональных выставок по всему миру. Он задолго до своего конца начал создавать собственный музей в Феодосии. Город свой он любил страстно, отдавал много сил его благоустройству и просвещению. Еще в 1845 году Айвазовский спроектировал и построил Феодосийский музей древностей, к которому позже присоединил дополнительный зал для демонстрации собственных полотен. Этот музей стал настоящим культурным центром города. После смерти художника галерея по его завещанию стала собственностью города. Но у властей не было ни средств, ни мотивации, чтобы заниматься ею. И только с приходом советской власти в 1921 году музей обрел государственный статус и начал возрождаться. Сегодня в коллекции музея Айвазовского хранится около 600 полотен. Крупнейшие собрания работ Айвазовского находятся также в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Национальной картинной галереи Армении, в Петергофе. Но кроме того, работы русского мариниста есть почти во всех крупнейших музеях мира. Его полотна нередко появляются на мировых художественных аукционах, производя там всякий раз фурор. В 2012 году на аукционе «Сотбис2 работа художника «Вид Константинополя и Босфора» была продана за рекордные 3,2 млн фунтов стерлингов.

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Смерть

Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

Изучая краткую биографию Ивана Айвазовского, следует обратить внимание на некоторые интересные факты из его жизни

  • Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
  • Великий художник, которому повезло быть признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
  • Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией

По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.

Ночной Константинополь, 1886

Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:

Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.

Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.

Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:

Погром армян в Трапезунде, 1895

Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.

Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897

Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.

Далее он пишет:

Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год

А Малютин в своём дневнике отмечает:

Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:

А письмо к Католикосу он заканчивал словами:

Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.

«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.

Наполеон на острове св. Елены, 1897

Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».

Взрыв турецкого корабля, 1900

Поездки и работа

А впереди было немало приключений. Душа тянула Айвазовского в путешествие, которое бы стало источником вдохновения и энергии. Он ощущал себя свободным и счастливым – разве может быть что-то прекраснее осознания, что ты нашёл своё место и можешь всю жизнь заниматься любимым делом?

Иван Константинович отправился в родной Крым, посетив многие города на побережье, затем вновь приехал в Петербург, а оттуда направился в поездку по Европе, посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Как вы понимаете, всюду, где Айвазовский видел море, он старался запечатлеть его на своих полотнах, показав особенный колорит каждого морского пейзажа. Все картины были неповторимыми.

Иван Константинович Айвазовский «Сотворение мира. Хаос», 1841 годМестнахождение: Монастырь Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция, Италия

Оказавшись в Италии, Айвазовский знакомился с творениями известных мастеров, и сам очень много трудился. Одной из картин, написанных в то время, стал «Хаос». Узнав, что сам Папа Римский выразил восхищение этим полотном, Айвазовский преподнёс его в дар понтифику.

В качестве ответного знака благодарности Папа наградил русского мастера золотой медалью. Казалось бы, ничего особенного не произошло – просто встреча живописца и представителя духовенства. Однако влияние и масштаб власти Папы Римского вскоре превратили Ивана Константиновича в художника, известного всей Европе. Согласитесь, ведь интересно же было взглянуть на работы мастера, чьё творение впечатлило понтифика.

Посетив несколько европейских стран, Айвазовский стал собираться на родину – всё равно родная Россия, а особенно Крым были ему милее дальних государств. Вот только по пути домой корабль, на которой находился маринист, попал в шторм. Вскоре по Феодосии поползли слухи, что живописец погиб во время бури. К счастью, они не оправдались – море помиловало человека, воспевавшего его всю свою жизнь, и Айвазовский вернулся на родину живым и невредимым. А вот увиденное им «сердце шторма» подарило мастеру немало интересных идей.

Иван Константинович Айвазовский «Кораблекрушение», 1843 годМестонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: