«САЛЮТ-2»
Уже в начале 1960-х военное и политическое руководство сверхдержав — США и СССР — пришло к пониманию важности использования космоса в военных целях, прежде всего для глобальной разведки. Сначала появились первые автоматические спутники-разведчики, затем задумались и о пилотируемых космических аппаратах
Сначала появились первые автоматические спутники-разведчики, затем задумались и о пилотируемых космических аппаратах.
В конце 1963 года президент США Джонсон заявил о проекте разработки пилотируемой орбитальной лаборатории с задачами разведки.
Ответный ход СССР не заставил себя ждать: 12 октября 1964 года, за два дня до окончания «эры Хрущева», Челомей поставил перед ведущими специалистами своего КБ задачу создать орбитальную пилотируемую станцию военного, но также научного и народнохозяйственного назначения, которой он дал название «Алмаз». Это должен был быть космический комплекс со сменяемым экипажем из двух-трех человек. Постановлением Совмина от 1 июня 1966 года ЦКБМ Челомея было поручено стать головным исполнителем по комплексу «Алмаз».
О масштабах работы можно судить по тому, что эскизный проект насчитывал более 100 томов и защищался в июле 1967 года перед комиссией из 70 известных ученых, руководителей НИИ и КБ промышленности и Министерства обороны.
Однако появилась альтернативная идея. Конструктор и космонавт Константин Феоктистов, по-видимому, первым предложил следующее: быстрее всего можно создать пилотируемую орбитальную станцию, если взять корпус орбитальной станции «Алмаз», установить на него переходной отсек, поставить солнечные батареи, двигательную установку и другие системы корабля «Союз», доработать его стыковочный узел. В качестве средств выведения станции на орбиту предлагалась ракета «Протон-К», а средств доставки экипажа на орбиту — доработанный космический корабль «Союз» и ракета Р-7А.
«Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много неоткрытого и необъясненного. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их»
Феоктистов доложил непосредственно Дмитрию Устинову об этой идее, позволяющей создать орбитальную станцию в короткие сроки, примерно за год. Устинов сразу понял: появился реальный шанс опередить американцев. И поддержал Феоктистова.
ЦКБМ Челомея срочно выпускает проект долговременной орбитальной станции (ДОС). Далее по указанию Устинова заместитель Челомея Бугайский выпускает доработанные чертежи по проекту станции ДОС-17К, забросив разработку комплекса «Алмаз», что в дальнейшем стало причиной разрыва сотрудничества Челомея и Бугайского.
Наконец, по приказу министра отрасли Афанасьева у Челомея забрали все восемь готовых корпусов станции «Алмаз» для доработки в стендовые и летные экземпляры станции по проекту Феоктистова.
Феоктистов вспоминал: «Челомей не без оснований рассматривал подключение своего филиала к нашим работам как пиратский набег на его остров с нашей стороны. Конечно, элемент пиратства тут был».
Несмотря на сильное сопротивление Челомея и апеллирование к военным, все его аргументы отметались — вопрос был решен на самом верху. Челомею пришлось смириться, и в результате такой ход событий затормозил работу по «Алмазу» на два года.
А первая станция под названием «Салют» была запущена 19 апреля 1971 года.
Тем временем в ЦКБМ у Челомея и на заводе им. Хруничева (ЗИХ) продолжались работы над «Алмазом», который 25 декабря 1972 года отправили спецэшелоном на Байконур.
В начале 1973 года «Алмаз» начали готовить к первому полету, который состоялся 3 апреля. Эту станцию в открытой печати назвали «Салютом-2».
Таким образом, в 1970-е годы в СССР одновременно выполнялись две различные программы разработки орбитальных пилотируемых станций — «Алмаз» и «Салют», но в открытой печати они носили одно общее название — «Салют».
В 1981 году все работы ЦКБМ по орбитальным станциям «Алмаз» и вообще по космической тематике были прекращены. Устинов считал, что Челомей должен заниматься только крылатыми ракетами.
Станция «Алмаз-Т» была запущена 29 ноября 1986 года уже после смерти и Челомея, и Устинова. Но из-за аварии ракеты-носителя станция на орбиту не вышла. Зато второй пуск «Алмаза-Т» под именем «Космос-1870» был вполне успешным — в течение двух лет на Землю передавались радиолокационные снимки высокого разрешения.
Станция «Алмаз-Т» была запущена 29 ноября 1986 года уже после смерти Челомея. ru.wikipedia.org
ДОСТИЧЬ ПАРИТЕТА С США
Согласно принятой в СССР концепции развития ракетных войск стратегического назначения их группировка должна была включать в себя большое количество межконтинентальных баллистических ракет (МБР) легкого класса (40‒100 тонн) и в несколько раз меньшее количество тяжелых межконтинентальных ракет (стартовая масса около 200 тонн).
С помощью универсальной межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 легкого класса с дальностью полета примерно 11000 км Челомей предлагал решение важнейших оборонных задач страны.
Ракетные комплексы с УР-100, развертываемые в большом количестве, должны были обеспечить гарантированный ответный удар со стороны потенциального противника, которым в то время считались США.
В июле 1967 года комплекс с ракетой УР-100 был принят на вооружение.
С помощью универсальной межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 легкого класса с дальностью полета примерно 11000 км Челомей предлагал решение важнейших оборонных задач страны
Однако в конце 1960-х — начале 1970-х годов в СССР, в руководстве Вооруженных сил и военно-промышленного комплекса, возникла дискуссия о направлениях дальнейшего развития ракетно-ядерного оружия в рамках военной доктрины нанесения гарантированного ответного удара.
Предложения КБ «Южное», которое возглавлял Михаил Янгель, заключались в том, что ответом на усилившуюся стратегическую угрозу должно стать развертывание новых тяжелых ракет и замены ими ракет УР-100 в существующих шахтах с предварительным повышением их стойкости. Ракеты оснащались разделяющимися головными частями индивидуального наведения с восемью боевыми блоками.
В свою очередь, предложения Челомея заключались в сохранении значительного количества развернутых ракет УР-100 в слабозащищенных шахтах и создании нового межконтинентального ракетного комплекса на основе новых ракет УР-100Н условно легкого класса, тоже с разделяющимися головными частями индивидуального наведения с шестью боевыми блоками.
Борьба двух концепций стала настолько острой, что разделила военных и гражданских специалистов — от руководителей высшего ранга до рядовых исполнителей — на два противоборствующих лагеря и получила в литературе название «спор века или «малая гражданская война».
В конце концов было принято соломоново решение. В самом конце 1975 года по решению Совета обороны, а фактически его председателя, Леонида Брежнева, склонного к компромиссам, были приняты на вооружение оба конкурирующих ракетных комплекса.
В июле 1967 года комплекс с ракетой УР-100 был принят на вооружение. bastion-karpenko.ru
Решение, которого никто не ожидал
В 1963 году Хрущев принимает решение, которого никто из военных авиаконструкторов не ожидал. В марте месяце вышло постановление, которое обязывало Владимира Челомея заняться разработкой ответа на следующий вызов: американцы развертывали 1000 ракет лёгкого класса «Минитмен». Надо было ликвидировать колоссальный разрыв.
Задача была поставлена не Министерству оборонной промышленности, а Министерству авиационной промышленности, которое прежде не занималось баллистическими ракетами.
Челомея, который вышел из чужого министерства, жутко не любили. Но он сделал то, что не удалось Королеву и Янгелю, ведущим авиаконструкторам ракетной техники.
Упомянутая выше УР-500 — это универсальная ракета. От Земли ее отрывают 6 двигателей на топливных блоках. Однако ее универсальность заключается не только в разных нагрузках, которые можно выводить. Применявшиеся технологии позволяли на базе одной ракеты создавать другую. Например, лёгкую баллистическую УР-100. Ведь каждый из 6 топливных блоков — это уже ракета. УР-100 стала самой дешёвой в мире баллистической ракетой с ядерным зарядом. Она могла храниться годами в заправленном состоянии и готовилась к пуску в течение 3 минут.
Было принято ещё несколько жёстких решений. Особое КБ Янгеля перепрофилировали в простое заводское для производства ракет Челомея. У Королёва было решено забрать военную тематику полностью и переориентировать его на космос.
Таким образом, Владимир Челомей одержал оглушительную победу в противостоянии умов и определил развитие советского ракетостроения на десятилетия. И это действительно конструктор, который заслуживает, чтобы его имя звучало наравне с Сергеем Королевым, но его достижения остались забыты.
-
Конструктор funny bricks веселые шестеренки 81 деталь
-
Проектная работа по лего для учащихся начальной школы
-
Терминатор из лего бионикл
-
Lego пираты карибского моря системные требования
- Самый первый набор лего ниндзяго
Освоение космоса
Приход Владимира Челомея в космическую отрасль был в определенной степени вынужденным или, скажем так, незапланированным. Это стало следствием развития ракет большой дальности. Для четкого обнаружения подвижной цели в море нужна система космической разведки. Предприятие Челомея стало разрабатывать ракету, которая бы выводила на орбиту Земли подобные аппараты. В результате ОКБ разработало целый комплекс унифицированных ракет от легкого до супертяжелого класса: УР-100, 200, 500, 700. Самыми удачными стали два варианта. Первый — УР-100, межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования, которая стала основной ударной силой РВСН на долгие годы.
Эксперты отмечали, что Челомею удалось создать не только эффективную ракету, но и простую в эксплуатации и, что немаловажно, недорогую. Следующая удачная разработка — УР-500, которая стала базовой моделью для ракеты-носителя тяжелого класса «Протон» («Протон-К», «Протон-М»)
Именно на «Протонах» в космос вышли пилотируемые станции «Салют», базовый блок и модули комплекса «Мир», различные спутники, а также два базовых блока МКС. Кстати, Челомей еще в середине 1960-х предложил идею орбитальной пилотируемой станции, рассчитанной на пребывание двух-трех космонавтов в течение длительного периода.
Биография
Владимир Челомей родился в городке Седлец Привисленского края во время Первой мировой войны. Вскоре из-за войны семья вынуждена была переехать в Полтаву (Украина). В 1926 году семья снова переехала, на этот раз в Киев, где Владимир начал учиться в семилетней трудовой школе. В 1929 году он окончил школу, а в 1932 году — Киевский автомобильный техникум и поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института. На следующий год на базе авиационного факультета был создан Киевский авиационный институт. Ещё в студенческие годы он начал активно заниматься наукой и опубликовал более 20 научных статей.
Челомей проходил практику на Запорожском моторостроительном заводе. Во время практики им был выполнен ряд работ, упростивших диагностику отказов двигателей. Тогда же ему пришла идея пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), и, с разрешения начальства, он начал работы по исследованию его разработки и постройки.
Во время работы на моторостроительном заводе он прочёл курс лекций для инженеров завода. По оценкам специалистов, некоторые из этих результатов были новыми для своего времени и были включены в специальную литературу.
В 1937 году, усвоив программу обучения на год раньше остальных студентов, Челомей с отличием окончил Киевский авиационный институт. Учёный совет признал, что его дипломная работа по своему уровню соответствует кандидатской диссертации.
После института Челомей работал в Институте математики Академии наук Украинской ССР и учился в аспирантуре. В 1939 году он стал кандидатом технических наук, защитив диссертацию по теме «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций». В 1940 году, как особо выдающемуся молодому учёному, работающему над докторской диссертацией, ему была назначена Сталинская стипендия. Через год он защитил докторскую диссертацию, но из-за войны она не была утверждена. Повторная защита диссертации состоялась в 1951 году в МВТУ имени Баумана и Челомею было присвоено звание профессора.
В 1941 году Челомей стал начальником группы по исследованию реактивных двигателей в Центральном институте авиационного моторостроения, где продолжил работы по исследованию ПуВРД. На следующий год им был создан первый в стране ПуВРД, который впоследствии устанавливался на различные летательные аппараты.
В 1944 году он был назначен директором и главным конструктором завода № 51. На следующий год на заводе под его руководством был разработан беспилотный самолёт-снаряд 10Х, оснащённый ПуВРД, который не был принят на вооружение из-за недостаточной эффективности. В 1954 году Челомей вошёл в состав конструкторов завода № 500 (Тушино), которые занялись разработкой крылатых ракет следующего поколения по заказу Военно-морского флота СССР. В ходе разработки был использован целый ряд идей Челомея, которые позволили опередить США в этом направлении.
В 1955 году под начало Челомея был передан механический завод в Реутово (впоследствии Научно-производственное объединение машиностроения). Здесь было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности СССР. В 1959 году была принята на вооружение разработанная здесь крылатая ракета П-5, на базе которой впоследствии были созданы более десятка различных более совершенных модификаций. В 1964 году была принята на вооружение ракета П-6, а вскоре после этого — ракетный комплекс П-35. Далее были разработаны межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УР-500 (поступила на вооружение в 1965 году), МБР УР-100 (поступила на вооружение в 1966 году), первая в мире противокорабельная крылатая ракета с подводным стартом (1968 год), унифицированный противокорабельный комплекс П-120 «Малахит» (1972), первая сверхзвуковая крылатая ракета П-500 «Базальт» (1977), противокорабельная крылатая ракета П-700 «Гранит» (1983).
ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ
К концу 1959 года ОКБ-52 приступает к проектированию космических аппаратов и ракет-носителей для них. Космические аппараты — космоплан, ракетоплан, управляемый спутник, управляемая боеголовка, истребитель спутников-разведчиков противника — первые проекты ОКБ-52 в новом направлении.
На основе поисковых работ, выполненных проектными и конструкторскими подразделениями, Челомей вырабатывает концепцию создания управляемых космических аппаратов, прежде всего оборонного назначения, и ракет-носителей для них.
Челомей впервые в мире выступил с идеей создания системы глобальной морской космической разведки и целеуказания в Мировом океане. В состав системы управляемых спутников, орбиты и количество которых были рассчитаны с участием академика Мстислава Келдыша, должны были входить космические аппараты двух типов: с бортовой радиолокационной станцией для всепогодной круглосуточной разведки кораблей противника и ядерной энергоустановкой и с бортовой системой радиотехнической разведки и энергоустановкой на солнечных батареях.
Выводить спутники на орбиту, по замыслу Челомея, должна была новая универсальная ракета-носитель УР-200. Спутник УС-А был первой работой Челомея в области космических систем, он на десятилетие опередил подобную разработку США и стал первым в мире управляемым космическим аппаратом активного наблюдения с ядерной энергоустановкой на борту для энергоснабжения локатора и других бортовых систем.
Одновременно в ОКБ-52 велась разработка системы противоспутниковой обороны — «истребитель спутников» для поражения спутников-разведчиков противника. Это был первый в мире маневрирующий космический аппарат
Одновременно в ОКБ-52 велась разработка системы противоспутниковой обороны — «истребитель спутников» для поражения спутников-разведчиков противника. Это был первый в мире маневрирующий космический аппарат.
Еще в 1961 году в ОКБ-52 была начата разработка первой универсальной ракеты, которая должна была стать ракетой-носителем космических аппаратов как орбитальная (или глобальная) межконтинентальная баллистическая ракета и с неманеврирующей, и с маневрирующей в атмосфере головной частью.
В сентябре 1964-го, во время демонстрации ракетной техники высшему руководству страны, Челомей продемонстрировал Хрущеву и сопровождавшим его лицам полноразмерный 42-метровый макет этой ракеты на пусковом столе и макет шахтной пусковой установки для нее в уменьшенном масштабе. Это было полной неожиданностью и для правительства, и для руководства авиапрома, и для военных, поскольку это была инициативная разработка Челомея. Рассказывают, что Хрущев, осмотрев макет, задал присутствующим вопрос: «Так что мы будем строить — коммунизм или шахты?»
Тем не менее было принято решение построить две шахты для этой ракеты, получившей название УР-500. Но до строительства дело не дошло: после прихода к власти нового руководства страны в порядке борьбы с «волюнтаристскими решениями» Хрущева в области ракетной техники ставится вопрос о прекращении работ по УР-500.
Однако твердая позиция президента АН СССР академика Келдыша позволила ему отстоять УР-500, но уже не как боевую ракету, а как ракету-носитель космических аппаратов.
В качестве полезной нагрузки для первого пуска этой ракеты был разработан тяжелый, массой 12 тонн, спутник-лаборатория, названный «Протоном» и предназначенный для изучения космических частиц высоких энергий. В то время это был самый тяжелый в мире космический объект. Название «Протон» закрепилось и за ракетой-носителем, первый пуск которой состоялся в июле 1965 года.
Ракета-носитель УР 500 («Протон») на стартовой площадке. bravo-voronezh.ru
Засекреченный генеральный конструктор
В 1959 году Челомея назначают генеральным конструктором авиационной техники СССР. При этом, все знали и боготворили именно Королева. Его рассекретили сразу же после смерти, превратили в легенду. Когда же умер Владимир Челомей, его имя стало известно только через 5 лет. И то непонятно, по той ли причине, что решили: пора. Или потому, что на дворе стоял 1989 год, и многие вещи уже и так стали доступны общественности.
В КБ у Владимира Челомея работал сын Хрущева – Сергей. Было ли это причиной основной или дополнительной, но правление Никиты Сергеевича было золотой эпохой для конструктора. Генсек сокращает авиацию и флот, поощряя при этом конструкторов ракетно-космических систем. Так, Владимиру Челомею досталось авиастроительное ОКБ-23 Владимира Мясищева и авиационный завод им. Михаила Хруничева – лучшее на то время предприятие такого профиля в Союзе. Это породило шутки, что «к одинокой реутовской «пуговице Челомея» пришили «хруничевское пальто», а Большой театр срочно готовится к закрытию по причине передачи его Челомею в качестве «красного уголка». Но в 1964 когда Хрущева отсранили, для конструктора начались трудные времена.
РАЗРАБОТКИ БЕСПИЛОТНЫХ САМОЛЕТОВ-СНАРЯДОВ
Первого июля 1941 года Челомей поступает на работу в ЦИАМ в должности начальника группы реактивных двигателей. Здесь он приступает к практической реализации своей идеи создания нового типа реактивного двигателя периодического действия — пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД). С августа 1944-го Челомей возглавляет отдела в 200 человек, который создает первые образцы этого двигателя.
В марте 1945 года начались летные испытания самолетов-снарядов, которые подвешивались под переоборудованные серийные бомбардировщики. А в сентябре 1945-го Челомей награжден первым орденом Ленина
Девятнадцатого сентября 1944 года приказом наркома авиапрома Алексея Шахурина тридцатилетний Челомей назначается директором и главным конструктором завода № 51 Наркомата авиапрома, но продолжает работать и в ЦИАМе. Соединение опыта ЦИАМа по разработке пульсирующего двигателя и опыта завода по созданию самолетов Н. Н. Поликарпова, ударная круглосуточная работа без выходных позволили уже в сентябре 1944 года разработать и запустить в производство конструкторскую документацию на советский аналог ФАУ-1 — беспилотный самолет-снаряд 10Х авиационного базирования с двигателем Челомея.
В марте 1945 года начались летные испытания самолетов-снарядов, которые подвешивались под переоборудованные серийные бомбардировщики. А в сентябре 1945-го Челомей награжден первым орденом Ленина.
Но 19 февраля 1953 года, незадолго до смерти Сталина, было принято постановление Совмина о прекращении работ под руководством Челомея и передаче завода № 51 и его ОКБ в КБ А. И. Микояна в качестве филиала. Челомей не смог смириться с ликвидацией своего КБ, и в 1954 году он добивается создания Специальной конструкторской группы, которая по постановлению правительства в 1955 году реорганизуется в опытно-конструкторское бюро — ОКБ-52 — в подмосковном городе Реутове с передачей ему небольшого Реутовского мехзавода. Именно ОКБ- 52 было суждено стать «третьим китом» ракетно-космической отрасли СССР (после фирм Сергея Павловича Королева и Михаила Кузьмича Янгеля).
ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ВИБРАЦИИ
Несмотря на гигантскую загрузку в качестве генерального конструктора, Челомей не забывал и о научной работе.
Три его статьи были посвящены изложению теории пневматических (1954, 1955) и гидравлических (1958) сервомеханизмов с золотниковым распределением, применяемых в качестве рулевых машин летательных аппаратов.
В «Докладах АН СССР» в 1956 году опубликована небольшая по объему (сам автор называет ее заметкой) статья фундаментального характера с парадоксальным на первый взгляд названием: «О возможности повышения устойчивости упругих систем при помощи вибраций». Это изящное теоретическое исследование в дальнейшем получило развитие в работах других авторов.
В 1960 году Челомей основал в МВТУ им. Баумана кафедру аэрокосмических систем и бессменно руководил ею до конца своей жизни. Учебный процесс и научные работы сотрудников кафедры были тесно связаны с разработками его КБ. На кафедре Челомей блестяще читал курс лекций «Теория колебаний».
На одной из лекций Челомей скажет своим студентам: «Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много неоткрытого и необъясненного. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их». В качестве подтверждения этой мысли можно привести работу самого Челомея, опубликованную в «Докладах АН СССР» в 1983 году «Парадоксы в механике, вызываемые вибрациями». Эта работа посвящена необычным явлениям, наблюдаемым в специально поставленных экспериментах, когда под воздействием высокочастотных вибраций тяжелые тела, находящиеся в жидкости, могут всплывать, а легкие — тонуть; в других экспериментах твердое тело переходит как бы в состояние невесомости.
Парадоксы в механике, вызываемые вибрациями, которые демонстрировал Челомей, не имели тогда теоретического обоснования. Он собирался изложить теорию этого сложного динамического процесса в отдельной публикации, но не успел: оторвавшийся тромб оборвал его жизнь 8 декабря 1984 года в восемь часов утра во время телефонного разговора с женой из Кремлевской больницы (куда он попал с не опасной, как казалось, для жизни травмой — переломом ноги). Его последняя фраза: «Знаешь, я такое придумал!»
Использованная литература
- Бодрихин Николай. Челомей. М.: Молодая гвардия, 2014.
- Задонцев В. А. Академик В. Н. Челомей — генеральный конструктор ракетно-космических систем» // Авиационно-космическая техника и технология, 2009, № 9 (66).