Самые известные картины ивана ивановича шишкина с названиями

Краткая биография ивана шишкина для школьников 1-11 класса. кратко и только самое главное

Семья

В биографии Шишкина сказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Тест по биографии

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Барамзина

    7/10

  • Нижнеярская Библиотека

    8/10

  • Светлана Вихарева

    7/10

  • Аксана Ахбердилаева

    9/10

ЛИЧНАЯ ДРАМА

Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой,сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина,и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало,чтобы обеспечить скромный комфорт,хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей:два сына,умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах:«Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много,а Иван Иванович был радушным хозяином,поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем,которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества,не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей,а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.

Буквально за два года до этого,в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать,начал отдаляться от верных друзей,сблизился со своими однокашниками,которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями,и родственники всё чаще заставали его во хмелю.

Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех,кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни,которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью,только родной природой,ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц,проводившая лето по соседству с его дачей,рассказывала:“Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы,чтобы было одинаковое освещение. Я знала,что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы,что под вечер,когда седой туман уже окутывает даль,он сидит у пруда,пишет ивы и что утром,ни свет,ни заря,его можно найти у поворота в деревню,где катятся волны колосящейся ржи,где загораются и потухают росинки на придорожной траве».

Спустя три года после смерти Евгении,Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода,красива,талантлива,полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин,принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы,а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.

У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода,сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней,заботясь о племяннице,о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.

Рожь


В этом известном полотне Шишкин соединил два основных цвета отечественной школы живописи: голубой и золотой. Такая гамма часто использовалась в иконописи. Из этого можно сделать вывод, что в этом произведении художник ставит русский пейзаж вровень с природой божественной.

Также следует обратить внимание на символическое значение сосен, которые олицетворяют выносливость, силу жизни и несгибаемость. Деревья на этой картине выступают эдакими былинными богатырями, оберегающими ржаное поле

Диссонансом в их общем ансамбле выглядит засохшее дерево. Вероятнее всего, Шишкин, так хотел обозначить свое сложное душевное состояние, в котором он пребывал работая над созданием полотна, ведь незадолго до создания картины, художник потерял дорогих ему людей (отца, супругу и двоих детей).

Биография и творчество

Родился 13 января (25 января по новому стилю) в городе Елабуга Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872), представителя древнего вятского рода Шишкиных, насчитывающего более трёхсот лет.

«Сосна на Валааме»

С 1844 года до пятого класса учился в Первой Казанской мужской гимназии, но оставил учёбу и вернулся домой. Через четыре года поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В училище обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Затем продолжил своё образование в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств, где был учеником академика, профессора С. М. Воробьёва. В Академии Иван Шишкин подружился с соучениками по классу Воробьёва — Александром Гине и Павлом Джогиным, с которыми работал на берегу Финского залива около Сестрорецка и на острове Валаам Ладожского озера. Этюд «Сосна на Валааме» принёс Шишкину в 1858 году Большую серебряную медаль Академии художеств. В 1859 году он был удостоен Малой золотой медали за пейзаж «Ущелье на Валааме» и в 1860 году — Большой золотой медали за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»

Получив за свои успехи пенсию Академии художеств, Иван Шишкин заслужил право на поездку за границу и отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников. Затем переехал в Цюрих и там делал первые попытки гравировок «царской водкой». После этого Шишкин побывал в Женеве, а в 1864—1865 годах находился в Дюссельдорфе, где посещал Дюссельдорфскую художественную школу. Там по заказу петербургского коллекционера и мецената Николая Быкова в 1865 году Шишкин написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. Эта работа экспонировалась в том же году на выставке в Академии художеств.

После шести лет заграничных путешествий, в 1866 году, И. И. Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где его старые товарищи по академии организовали Санкт-Петербургскую артель художников (позднее организация стала называться Товарищество передвижных художественных выставок или коротко — Передвижники). Шишкин не являлся её участником, но бывал на творческих собраниях своих друзей. Много работал и выставлялся. В 1868 году Великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств, наградила его орденом Святого Станислава 3-й степени. В 1873 году картина Шишкина «Лесная глушь» принесла ему звание профессора.

В 1892 году Шишкина пригласили в Императорскую Академию художеств в качестве преподавателя пейзажа, где он в течение двух лет возглавлял пейзажную мастерскую. Одним из его любимых учеников был Валентин Серов. В 1897 году на 25-й выставке передвижников И. И. Шишкин представил свою картину «На опушке соснового леса». Эта работа понравилась императору Николаю II, и он пожелал её купить, на что художник ответил отказом и позже продал картину своему племяннику Николаю Стахееву — промышленнику, меценату и коллекционеру живописи.

Умер художник 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года в Санкт-Петербурге за мольбертом, во время работы над новой картиной. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, но в 1950 году его прах был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Произведения великого русского художника-пейзажиста находятся во многих музеях России, в числе которых Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Рязанский государственный областной художественный музей, Самарский областной художественный музей, Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Дальневосточный художественный музей и другие, а также в Армении (Национальная галерея Армении), в Киргизии (Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана) и на Украине (Киевская картинная галерея и Львовская галерея искусств).

В честь И. И. Шишкина назван ряд географических объектов, а также астероид (3558) Шишкин, открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой. В родном городе художника ему установлен памятник. В СССР и России выпущено много почтовых марок, посвящённых как Шишкину, так и его картинам.

Происхождение и детство

Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).

Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.

В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.

Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.

Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Талантлив более других

В академии преподаватели замечают, что молодой человек самобытен, имеет свой особый почерк в живописи. Он рисовал больше и лучше своих сокурсников, преподаватели отмечали его и ставили в пример. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков говорит о Шишкине:

Перед тем как поехать в Петербург, Иван пообещал родителям, что, если по окончании академии художеств медаль не получит, то вернется домой и продолжит дело отца. Стремление молодого художника было сильно, а талант открылся очень рано, и большая золотая медаль досталась Шишкину.

И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В ту пору Ивану уже исполнилось 28-мь лет. Для медалистов открывалась возможность стажировки заграницей. Иван отправляется сначала в Германию, а потом в Швейцарию. В Германии он получил много знаний, но стремился на родину – писать русскую природу. Сам он говорил:

Светлана Степанова – доктор искусствоведения про шишкинскую стажировку отзывается так:

Европейская практика длилась в течение трех лет. Несмотря на то, что немецкие пейзажи Шишкин не очень-то и жаловал, германские выставки охотно покупали его картины. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика художеств, которое он получил, вернувшись в Россию. Изучив в Швейцарии анималистику – технику изображения животных, Шишкин с нетерпением возвращается на родину.

И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ

Шишкин много ездил по России:писал этюды в Крыму,в Беловежской пуще,на Волге,на Балтийском побережье,в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных,академических,передвижных,торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии,оказавшись на удивление «толерантным» педагогом,— застылой «партийностью» Шишкин не бравировал,на первое место в оценке художника ставя талант,а не верность тому или иному направлению.

Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом,пожаловавшись на недомогание,вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел,что мастер падает со стула. Подбежав к нему,он увидел,что Шишкин уже не дышит.

Лесные дали


Картина была написана в 1884 году. Работы Шишкина этого периода отличаются особой глубиной и удивительной мощью.

Протяжные, гулкие песни разлетаются над бескрайними просторами. Неторопливое чередование планов, могучие плечи русского приволья – вот основная тема этого полотна.

Здесь Шишкин особенно ярко проявляет переполняющую его любовь к родной земле и ее бескрайним красотам.

Написанная как будто с высоты птичьего полета, картина самобытна по своему композиционному ключу. В оптическом центре виднеется маленький водоем, который в какой-то степени символизирует лучезарность природы, насыщенной солнцем.

Зрителю становится понятно, что зеркальная, блестящая гладь воды отражает прекрасное летнее небо, но этот броский блик света в соединении с переливами света на кронах деревьев наполняет среду картины какой-то сказочной аурой.

Эпический масштаб произведению придает не только его формат, но и невероятно скрупулезно выписанные детали, наталкивающие на философские раздумия.

Краткая биография Ивана Шишкина

Шишкин Иван Иванович — известный русский художник-пейзажист; гравёр-аквафортист; академик и руководитель пейзажной мастерской. Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. До 17 лет был учеником­ 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. С детства Иван был личностью незаурядной, поэтому в молодости даже несколько лет был городским главой Елабуги. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.

Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Здесь его творчество расцвело. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу. В академии его картины одна за другой награждались медалями. В 1860-х гг. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.

В 1863 году он путешествует также в Цюрих, а через три года возвращается в Санкт-Петербург, где ему присваивают звание академика. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.

Самые главные картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Рубка леса», «Дождь в дубовом лесу», «Рожь», «Дубовая роща», «Полдень в окрестностях Москвы», «Корабельная роща», «Ручей в березовом лесу», «На севере диком», «Сныть-трава. Парголово», «Сосновый бор».

У Ивана Ивановича умерли два сына, затем отец. Он был женат дважды и обе жены также умерли рано. Художнику ничего не оставалось, как всецело погрузиться мыслями в работу. Сам он прожил 66 лет и умер 1 апреля 1898 года в своей петербургской мастерской, работая над очередной картиной. За свою жизнь он вел активную преподавательскую деятельность и имел немало учеников-последователей.

­

Сочинения-описания картин Шишкина:

­­ «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», Шишкин

­ «Дождь в дубовом лесу», Шишкин

­ «Дубовая роща», Шишкин

­ «Зима», Шишкин

­ «Корабельная роща», Шишкин

­ «Лесная глушь», Шишкин

­ «Лесные дали», Шишкин

­ «На севере диком», Шишкин

­ «Осенний пейзаж. Парк в Павловске», Шишкин

­ «Перед грозой», Шишкин

­ «Полдень. В окрестностях Москвы», Шишкин

­ «Рожь», Шишкин

­ «Ручей в лесу, Сиверская», Шишкин

­ «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», Шишкин

­ «Сосны, освещённые солнцем», Шишкин

­ «Среди долины ровныя», Шишкин

­ «Утро в сосновом лесу», Шишкин

­ «Цветы на опушке леса», Шишкин

«Утро в сосновом лесу»[править | править код]

И. И. Шишкин, К. А. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889. Холст, масло. 139 × 213 см. Третьяковская галерея, Москва.

Среди всех произведений художника наиболее популярна[источник не указан 781 день] картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину Константином Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса, посещения острова Городомля на озере Селигер — территории, не тронутой человеческой цивилизацией. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании), мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но со включением жанровой сцены.

Первоначально на панно внушительных размеров (139×213 см) медведей не было. Однако художник Константин Савицкий, хорошо знавший Шишкина, предложил дополнить картину фигурами живых существ — медведей. По просьбе Шишкина, имеющего некоторые сомнения в своих способностях анималиста, Савицкий изобразил семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен, сделав картину динамичнее. До покупки картины Павлом Третьяковым, на ней стояли подписи двух художников: И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины.

В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации — «Красный Октябрь») решил придать одному из видов продукции парадный вид. С владельцем картины «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив тем самым возможность снять копию с шедевра. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевали Гран-при. Авторство дизайна знаменитых конфет принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обёртку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зелёных еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звёзды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

Интересные факты:

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: