20 мая 1916 года родился алексей петрович маресьев

См. также[править | править код]

  • 3-я авиационная школа первоначального обучения
  • Бадер, Дуглас Роберт (летал и воевал без обеих ног)
  • Белоусов, Леонид Георгиевич (летал и воевал без обеих ног)
  • Грисенко, Александр Иванович (летал и воевал без левой ноги)
  • Елькин, Леонид Ильич (летал и воевал, будучи слепым на левый глаз)
  • Киселёв, Иван Михайлович (летал без ноги)
  • Кузьмин, Георгий Павлович (летал и воевал без обеих ступней)
  • Леонов, Иван Антонович (летал и воевал без левой руки)
  • Любимов, Иван Степанович (летал и воевал без левой ступни)
  • Петерман, Виктор (летал и воевал без левой руки)
  • Маликов, Илья Антонович (летал и воевал без правой ноги)
  • Рудель, Ганс-Ульрих (летал и воевал без правой ноги)
  • Сакаи, Сабуро (летал и воевал, будучи слепым на правый глаз)
  • Сорокин, Захар Артёмович (летал и воевал без обеих ступней)

Детство и юность

По официальным данным родился Алексей Петрович в городе Камышове Саратовской области (в то время губернии). Однако позже в найденных документах было обнаружено, что место рождения является хутор Веревкин Верхне-Добринской волости, что находился в Камышинском уезде.

Отец — Пётр Авдеевич Маресьев, участник Первой мировой войны, умер от ран, когда сыну было 3 года. По национальности русский. Мать — Екатерина Никитична. В то время она работала на деревообделочном заводе в должности уборщицы. 

После смерти мужа осталась вдова с тремя сыновьями — Петром, Николаем и Алексеем, которых нужно было кормить, растить, воспитывать и обучать.

После завершения 8-ми классов школы Алексей поступил в фабрично-производственное училище, произошло это 1932 году. В то же время начал работать токарем на лесозаводе г. Камышина.

Война

Годы войны стали по-настоящему удивительными в его судьбе. Начнем с того, что практически с самого начала своего боевого счета он должен был выйти из игры, так распорядилась судьба. 1 апреля 1942 года он сбил первый самолет — «Юнкерс» Ю-52, затем очередные вылеты и очередные успехи. Но уже 5 апреля подбили его самого. Это случилось в Новгородской области, когда эскадрилья прикрывала действия бомбардировщиков у «Демянского котла». Сбитый летчик смог вывести самолет за линию фронта, он рухнул уже на территории своих, но именно рухнул — с 30 метров. Маресьев оказался жив, но израненный, с переломами, мог только выползать из лесного массива. 18 дней занял его путь к людям, его обнаружили дети из деревни Плав на Валдае.

Сначала помощь ему пытались оказать деревенские, но 18 дней в лесу привели летчика в жуткое состояние — он терял сознание, на ногах развивалась гангрена. В самом начале мая за ним прилетел самолет, доставивший его в госпиталь. Врачи ампутировали летчику обе ноги до голеней, но все-таки спасли ему жизнь. Он стал инвалидом и начал реабилитацию — в Куйбышеве, где находился госпиталь для людей, переживших ампутацию, он получил протезы и стал к ним привыкать. Никто и подумать не мог, что он вернется к обычной жизни, а уж тем более вернется на войну.

Но Маресьеву здесь помогла выбранная им стезя — для управления самолетом нужны были руки, от ног там зависело не так много. В 1943 году он вновь отправился в летную школу, на этот раз в чувашский поселок Ибреси. Управление кадров ВВС дало добро на то, чтобы Маресьев восстанавливался как летчик, и около пяти месяцев он провел на курсах, пытаясь заново научиться летать

Маресьеву было важно убедить военное руководство в том, что он не просто владеет машиной, а будет полезен в качестве пилота истребителя. И второй шанс ему дали

Сразу после окончания учебы он отбыл на фронт.

С июня 1943 года Алексей Маресьев служил в 63-м гвардейском истребительном авиаполку. Предстояла грандиозная Курская битва, обстановка была крайне напряженной, ситуация в небе — сложная. Поначалу летчику не доверяли летать одному, первые боевые вылеты он совершал в паре с командиром эскадрильи Александром Числовым. И эти вылеты были признаны удачными — Маресьев вновь вынужден был доказывать то, что умеет воевать, и вновь всех убедил в этом.

Летчик Алексей Маресьев (в центре) со спасшими его жителями Новгородской области Александром Вихровым (слева) и Сергеем Малинным, 1984 год

Мечта о небе

С раннего детства Алексей мечтал летать на самолётах. Он дважды пытался поступить в лётное училище, но его документы возвращали. Главной причиной была перенесённая в детстве болезнь, давшая осложнение в виде ревматизма. 

Однако юноша не сдавался и ему всё же удалось поступить заочно на рабфак Московского авиационного института. Занятия молодой человек совмещал с трудовой деятельностью в другом месте.

В 1934 г. отправлен райкомом комсомола на строительство авиастроительного завода в строящийся Комсомольск-на-Амуре. Поспособствовали этому данные парню лестные характеристики. В этом месте он частично осуществил свою мечту о полётах, занимаясь в аэроклубе и совмещая своё «хобби» с работой.

На военную службу призвали в 1937 г. Прикомандирован был в качестве техника, обслуживающего самолёты, к Тихоокеанскому пограничному округу, находившемуся в городе Александровск-Сахалинский на острове Сахалин. Именно в это время Маресьев в первые реально соприкоснулся с боевыми самолётами.

Спустя 2 года его направили в лётную школу г. Читы, готовившую военных пилотов. Через несколько месяцев после начала обучения, учебное заведение Алексея перевели в г. Батайск и совместили с Батайским авиационным училищем им. А. К. Серова.

Маресьев окончил обучение в 1941 г., по окончании получил звание младшего лейтенанта. Замеченная страсть к самолётам была оценена преподавателями, и молодому человеку предложили остаться при учебном заведении в качестве инструктора.

Интересные факты о летчике Маресьеве

В книге описана опасная встреча Алексея Маресьева с медведем. Он действительно убил зверя, израсходовав на это весь запас патронов. В фильме снималась настоящая медведица, которую игравший Маресьева актер Кадочников приручал при помощи лакомств, спрятанных в кармане.

Алексей Маресьев был знаковой фигурой в СССР. Его безмерно уважали на всех уровнях – от простых людей до высшего руководства. Он прожил долгую жизнь – 84 года, почти 85. Скончался от инфаркта за час до начала торжества, посвященного его 85-летию, которое проводилось в Театре Российской армии. Несмотря на столь печальный факт концерт всё-таки состоялся как дань памяти герою. Начался он с минуты молчания. Похоронен великий русский летчик на Новодевичьем кладбище.

Пилот с протезами ног, летавший и воевавший в ВОВ, был избран почетным гражданином нескольких городов в России и болгарского города Стара-Загора. Его имя дано нескольким улицам в разных уголках страны, планете, образовательным учреждениям и даже сорту сирени. Установлены памятные доски, бюсты, памятники. В Камышине открыт музей Маресьева, а также работает общественный фонд его имени.

Решивший исход войны

Борис Полевой, который напишет о Маресьеве «Повесть о настоящем человеке», услышал рассказ о его подвиге от солдат, когда в качестве корреспондента «Правды» объезжал фронтовые части. Маресьева показывали уже многим журналистам, и вот под Орлом в августе 43-го года он встретился и с Полевым. Эта встреча проходила в землянке, корреспондент внимательно записал весь рассказ со слов летчика. И это произвело на него такое впечатление, что он стал думать о художественной книге по мотивам записанного.

Около трех лет он держал эту идею в голове и лишь после войны приступил к работе. Сначала у него ничего не получалось, поскольку рассказ Маресьева не превращался в книгу, а оставался рассказом Маресьева. Полевой понял, о чем будет эта книга, лишь после заседаний Нюрнбергского трибунала, на которых присутствовал сам в качестве журналиста. Герман Геринг, дававший показания, тогда заявил: «Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских. <…> Наполеон совершил ошибку. Мы ее повторили. Это не преступление, это — рок».

В своих воспоминаниях Полевой указал: «Мне сразу вспомнился безногий летчик, о котором я еще ничего не писал. Летчик, который так упорно уходит от меня. Вот он, этот “рок”, который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!». Он создал свое произведение всего за 19 дней, оно принесло действительно всесоюзную славу как самому Полевому (а еще и Сталинскую премию), так и Маресьеву. В период до 1954 года книга вышла тиражом более 2,3 миллиона экземпляров, а Сергей Прокофьев написал по ней оперу, снабдив таким же названием — «Повесть о настоящем человеке». Фамилия главного героя лишь немного изменена — там Алексей Мересьев, а не Маресьев. Но страна быстро узнала о прототипе.

Сам летчик отнесся к этому успеху очень скромно. Он отмечал только, что на свете очень много людей, на которых Полевого не нашлось: «Воевали все». И эта позиция только укрепляла к нему уважение. Он оставался примером и после окончания военных действий — занимался лыжами, катался на велосипеде (на протезах!), переплывал Волгу в одном из самых широких мест — у Куйбышева, более 2 километров. И некоторое время продолжал летать уже в качестве инструктора школы ВВС в Москве.

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

Война и мир

А ведь в 1980 г., за год до смерти, Борис Полевой опубликовал книгу «Самые памятные. История моих репортажей». Там, разумеется, есть очерк, посвящённый Маресьеву. Носит он характерное название: «Продолжение подвига». И вот что отмечает писатель практически в самом начале: «Тяжёлое и, может быть, самое главное испытание поставила жизнь перед ним уже после того, как прогремел салют Победы, стихли фронты и наступил мир на земле. Из героя своей части, храбрость, мастерство и заслуги которого были всеми признаны, он превратился в одного из тысяч инвалидов, навсегда искалеченных войной…»

Борис Полевой упомянул об очень серьёзной проблеме интеграции ветеранов войны в мирную жизнь. К концу войны в стране насчитывалось 20 млн фронтовиков, которые, возвращаясь к своей прежней работе, внезапно осознавали, что им предстоит выполнять распоряжения людей, с которыми они, быть может, и в разведку бы не пошли.

Статья по теме

«Так и живут во мне 4 осколка – память о той войне». Воспоминания ветерана

Сейчас в нашем обществе к ветеранам Великой Отечественной войны относятся с бесконечным уважением и благоговением. Это выглядит настолько естественным, что кажется – так было всегда, потому что как же иначе? В реальности путь к этому был долгим и чрезвычайно трудным. И у его истоков стоял как раз Алексей Маресьев.

Правила жизни от героя Маресьева

Летчик на протезах ВОВ, прошедший всю её от начала и почти до самого завершения, показавший пример выдающегося мужества, научившийся заново ходить и вернувшийся за штурвал, летал до 1950 года. По завершении летной карьеры продолжил усиленно заниматься физкультурой: бегал на лыжах, катался на коньках, совершал велопрогулки, плавал. Даже установил рекорд, когда переплыл Волгу, ширина которой в том месте равнялась 2200 метров, за 55 минут. Такая воля к победе и жажда жизни являются вдохновляющим образцом.

Алексей Маресьев считал, что человеку, чтобы стать настоящим, нужны пять качеств: смелость, мужество, сила воли, упорство, умение преодолевать трудности. При этом все качества связаны одно с другим, нельзя возвысить одно самое главное или убрать какое-то из них.

Память[править | править код]

Кожаное пальто Маресьева в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве

В честь Маресьева названы улица в Москве в жилом районе Люберецкие Поля (район Некрасовка, ЮВАО), ранее носившая название Ново-Преображенская (также установлена памятная доска), центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики (в 2005 году открыта мемориальная доска), а также улицы в Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.

Имя Маресьева также носят:

  • Малая планета (2173) Маресьев, открытая 22 августа 1974 года астрономом Людмилой Журавлёвой в Крымской астрофизической обсерватории. Название присвоено 1 апреля 1980 года.
  • Школа-лаборатория № 760 и школа № 89 в Москве.
  • Камышинский педагогический колледж.
  • МБОУ СОШ № 13 города Орла. В этой школе также есть музей, где хранятся некоторые личные вещи Алексея Петровича.
  • Cорт сирени.

Монументы, бюсты и мемориальные доски:

  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения Маресьева в Камышине был открыт монумент, недалеко от дома, где он жил.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герой Советского Союза» в Батайске.
  • В честь Алексея Маресьева поставлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, кроме того, он является почётным гражданином этого города, его фотография висит на городской доске почёта.
  • Бюст установлен на Аллее героев на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков.
  • Мемориальная доска на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске Ростовской области. Установлена 6 мая 2003 года.
  • К 105-летию со дня рождения героя открыт мемориальный комплекс «Легендарный Маресьев» в городе Бологое Тверской области, включающий в себя копию самолёта Як-1 на гранитном постаменте и бронзовую фигуру лётчика.

Прочее:

  • В школе рудника Старый Берикуль Тисульского района Кемеровской области существовала пионерская дружина имени Маресьева, участники которой переписывались с лётчиком.
  • В 100-й юбилей Героя в городе Камышине открыт музей Маресьева.
  • В 2004 году при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени Алексея Маресьева «За волю к жизни». Премия направлена на возрождение популяризации примеров мужества и жизнестойкости людей нашего времени.
  • В г. Камышине Волгоградской области 29 августа 2014 года образован Региональный общественный Фонд имени А. П. Маресьева «За волю к жизни».

Памятник в городе Чимишлия, Молдавия

Алексей Маресьев после госпиталя

Ампутация обеих ног в области голени могла бы поставить крест на полетах. Однако Алексей Маресьев без ног решил, что не будет сдаваться. После московского госпиталя он проходил реабилитацию в госпитале для ампутантов в Куйбышеве. Там Алексея буквально поставили на ноги – выдали тяжелые и неудобные протезы, которые причиняли при хождении боль. Несмотря на это он решил продолжить тренировки на протезах, чтобы как можно быстрее вернуться к полетам.

Он добился своего и уже в начале 1943 года прошел медкомиссию, которая разрешила ему летать. То есть для восстановления ему понадобилось всего полгода. За это время он научился ходить без изъянов на протезах, его походку сложно было отличить от ходьбы здорового человека. Он смог даже танцевать на протезах.

Пробный вылет состоялся в феврале, а в июне отважный летчик с протезами ног вернулся на фронт в составе 63 Гвардейского авиаполка. Поначалу его не выпускали в небо, потому что обстановка накануне Курской битвы была тяжелой. Летчик на протезах переживал, что не может быть полезным. Командир эскадрильи Числов решил поддержать его и взял Алексея с собой в пару. Сделав успешные парные вылеты, летчик, летающий на протезах, доказал, что летает ничуть не хуже остальных.

19 июля 1943 года впервые после возвращения за штурвал Маресьев подбил вражеский бомбардировщик, назавтра – ещё два истребителя, а также спас двух советских летчиков. После этого о летчике на протезах вместо ног узнали за пределами его 15 воздушной армии. В числе прочих к Алексею Петровичу приехал писатель Полевой, работавший в те дни военкором. Рассказ Алексея Маресьева послужил основой для будущей книги.

24 августа 1943 за то, что уничтожил три вражеских самолета и спас жизни двух советских летчиков, Алексей Петрович Маресьев получил звание Героя Советского Союза. Он продолжил воевать, был помощником командира и штурманом 63 авиаполка. И воевал на протезах вплоть до марта 1945 года, когда ему настоятельно рекомендовало руководство перейти в качестве инспектора-летчика в управление вузов подготовки ВВС РККА. В июле 1946 года уволился в запас в звании майора.

Всего за время, которое продолжалась война, герой Советского Союза Маресьев Алексей Петрович совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов противника.

Книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

В школьную программу по литературе входит эта книга. Жизнь Алексея Маресьева, его мужество, воля и стремление к победе служит образцом для следующих поколений. Подвиг был описан Борисом Полевым в книге, при этом несущественно были изменены некоторые факты, а фамилия героя отличается всего на одну букву – Мересьев. Также в книжке появился сюжет о любви молодого летчика и девушки по имени Ольга, чего в жизни не было. Сам Маресьев книгу целиком так и не прочитал. Но одобрил её сюжет. О выходе книги он узнал по радио, встретился после этого с автором и получил экземпляр с автографом.

Книга была издана более 150 раз, переведена на разные языки, по ней сняли художественный фильм, а Сергей Прокофьев даже написал оперу. Такой успех вызван в большей степени тем, что у главного героя был реальной прототип, который в книге не был приукрашен, а действительно был исключительно мужественным человеком. К тому же Полевой во время войны был корреспондентом, поэтому в книге был очень точен, понимал, что и как он описывает.

Награды[править | править код]

  • Герой Советского Союза (24 августа 1943)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения
  • Орден Дружбы (4 мая 2000) — за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами
  • Два ордена Ленина (24 августа 1943, 19 мая 1986 — за большие заслуги перед Советским государством, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием)
  • Орден Октябрьской Революции (1 декабря 1971)
  • Орден Красного Знамени (23 июня 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (19 мая 1966 — за активную и плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием, 6 мая 1981)
  • Орден Дружбы Народов (19 мая 1976) — за активное участие в патриотическом и интернациональном воспитании советских людей, укрепление дружественных связей между народами Советского Союза и других стран и в связи с шестидесятилетием
  • Орден Красной Звезды (22 февраля 1968)
  • орден Почёта (26 июля 1991) — за особо плодотворную общественную деятельность, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами
  • медали СССР
  • Орден Дружбы (ЧССР, 1986)
  • Медаль «За заслуги в деле развития дружбы и сотрудничества с ЧССР» в золоте (ЧССР, 1969)
  • Медаль «60 лет Вооружённым силам МНР» (МНР, 1985)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (27 апреля 2001) — за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, социальной защите ветеранов, укреплению дружбы между народами
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (14 мая 1996) — за мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, большой личный вклад в развитие ветеранского движения, активное участие в патриотическом воспитании молодёжи и в связи с 80-летием со дня рождения

Испытание на прочность

Первый боевой вылет Маресьева состоялся в августе 1941 года, и уже спустя полгода на счету отважного летчика было четыре сбитых вражеских самолета. Вскоре произошло событие, навсегда изменившее жизнь Алексея Петровича

4 апреля 1942 года во время очередного боевого вылета самолет Маресьева был подбит немецким летчиком. Тяжело раненый советский офицер был вынужден совершить посадку на вражеской территории. В течение трех недель он ползком пробирался к своим, питаясь лишь ягодами, шишками и корой деревьев.

Обессиленного летчика обнаружили деревенские жители, но доставить его в госпиталь смогли лишь спустя десять дней. К тому времени он был практически обречен на смерть – у молодого лейтенанта было заражение крови и ужасная гангрена обеих ног. Спас Алексея Петровича профессор Теребинский. Он ампутировал пострадавшему летчику ноги, но самое главное – подарил ему жизнь.

Роковой вылет

Когда Алексею исполнился 21 год, он был призван на срочную службу. Именно в армии он наконец достиг своей цели — его направили в школу военных пилотов в Чите. Когда началась Великая Отечественная война, Маресьев был уже опытным авиатехником и лётчиком.

Его первый боевой вылет состоялся в августе 1941 года. Через 8 месяцев, в апреле 1942 года, произошёл тот самый роковой случай, который прославил Алексея Петровича. Во время воздушного боя самолёт Маресьева был подбит. Сумев дотянуть авиаборт до линии фронта, лётчик не смог предотвратить его падения. Самолёт упал с 30-метровой высоты в лесу неподалёку от деревни Рабежа.

Летчик 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Алексей Маресьев у своего истребителя Ла-5Ф, 1943 год

Придя в себя, Маресьев попытался встать, однако почувствовал адскую боль — обе ступни были сломаны. Однако отважный лётчик не собирался сдаваться. Он собрал все силы и двинулся вперёд. Уже на следующий день Алексей понял, что придётся ползти — ноги сильно распухли, и даже переваливаться на них было невозможно. Маресьев питался кореньями, шишками и мхом, пил талый снег.

Через заснеженный лес лётчик пробирался 18 суток. Согласитесь, страшно даже представить, какие испытания пришлось вынести человеку. Кроме того, Маресьев был ранен, а значит, не знал, сумеет ли вообще продержаться, выжить до того, как выйдет к своим. Как признавался лётчик, однажды он даже поймал ящерицу, но съесть её не смог — всё-таки отвращение было сильнее голода. Алексей Петрович рассказывал:

Лётчик по призванию

Алексей Маресьев родился в 1916 году в Саратовской губернии. В раннем возрасте мальчик потерял отца — тот умер от ранений, полученных на войне. А вскоре семью ожидало новое потрясение. Маленький Алёша заболел малярией. Спасти жизнь ребёнку врачи сумели, однако его здоровье было подорвано, что привело к заболеванию ревматизмом.

Едва ли не с первых лет жизни Алексей был влюблён в небо и мечтал стать лётчиком. Закончив школу, он несколько раз пытался поступить в лётное училище, однако получал отказ по причине слабого здоровья. Однако отступаться от своей мечты Маресьев не собирался. Работая токарем, он поступил на заочное отделение рабочего факультета Московского авиационного института.

Алексей Маресьев, верхний ряд 4 справа

Что нужно ветерану?

Советский комитет ветеранов войны, СКВВ, учреждённый в 1956 г., создавался в основном для внешнеполитической деятельности. Членам комитета надлежало устанавливать связи с зарубежными ветеранскими организациями и сообща бороться за сохранение мира и недопущение войны.

Цели благие. Однако Алексей Маресьев, избранный на должность ответственного секретаря комитета, твёрдо гнул свою линию – прежде всего надо помогать совет­ским фронтовикам. Что вызывало конфликты чуть ли не с самого начала: «Я прошёл три отдела ЦК и сказал: «Мы не сможем обойтись без того, чтобы принимать ветеранов по личным вопросам». И мне сказали: «Вы не вздумайте открывать там собес». Я сказал: «Ну, социальное обеспечение само собой, но если придут люди с просьбой – я ж их не выгоню…» – «Нет! Ваше дело – такое-то и такое-то, а всего остального как можно меньше!»

Здесь нужно понимать, какую работу взвалил на себя Маресьев. Сам он говорил об этом как бы вскользь: «В сентябре 1956-го состоялась первая учредительная конференция ветеранов войны. Маршал Василевский сделал доклад, я – доклад по уставу».

Поединок с историей. Что правда, а что вымысел в рассказах о Маресьеве
Подробнее

За этими словами стоит многое. Устав приходилось сочинять с нуля. А потом согласовывать тонкие и спорные моменты с юристами и властями. И ещё добиваться финансирования, помещения, транспорта… При этом преодолевая бездушие иных номенклатурных работников, которые никак не могли понять, чего ещё нужно «живой легенде», у которой есть и солидная пенсия, и персональный автомобиль, и квартира в Москве на ул. Горького.

Вторая жизнь в небе

Первый после возвращения сбитый самолет — «Юнкерс» Ю-87, пикирующий бомбардировщик, одна из самых успешных машин времен Второй мировой войны. Этот самолет составлял основу воздушного сопровождения атакующих войск и активно применялся немцами для нападения на корабли.

Но проблема была не столько в эффективных самолетах, сколько в массовости немецких воздушных атак. Не редкостью были воздушные бои, в которых немцы значительно превышали числом обороняющихся. И здесь все зависело от мастерства летчика. За одну такую атаку Маресьеву удалось сбить сразу два истребителя, сопровождавших бомбардировщик. В этом же воздушном бою он спас двух советских летчиков, что окончательно закрепило его статус героя. Еще до официальных наград слава об успехах Маресьева разнеслась по воинским частям.

Алексей Маресьев передает факел, зажженный от огня на Марсовом поле, Леониду Брежневу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: