Карандаш (клоун)

Карандаш. с чего начать - научиться рисовать

Фильмография

Роли

  • 1938 — Весёлые артисты (короткометражный, музыкальный фильм)
  • 1938 — Новая Москва — клоун на карнавале
  • 1939 — Высокая награда — клоун в цирке
  • 1939 — Девушка с характером — официант в вагоне-ресторане
  • 1941 — Неистовый рыболов (короткометражный) — главная роль
  • 1941 — Старый двор
  • 1942 — Концерт фронту — клоун Карандаш (номер с собакой «Речь министра пропаганды Геббельса»)
  • 1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной армии
  • 1944 — Иван Никулин — русский матрос — итальянец
  • 1948 — Карандаш на льду (короткометражный) — клоун Карандаш
  • 1955 — Самоуверенный Карандаш (короткометражный) — клоун Карандаш
  • 1964 — Соберите Венеру (фильм-спектакль) — Карандаш-киномеханик
  • 1969 — Две улыбки (киноальманах) (новелла «Выкрутасы»)
  • 1969 — Парад-алле (клоунада «Венера» («Случай в парке»)) (фильм-концерт с участием артистов цирка)

Участие в фильмах

  • 1966 — Это очень, очень серьёзно… (из документального цикла «Великие клоуны»)
  • 1967 — Юрий Никулин (из документального цикла «Великие клоуны»)
  • 1967 — День цирка на ВДНХ (документальный)
  • 1983 — Цирк нашего детства (документальный)

Резюмируя

С чего начать обучение рисованию карандашом.

  1. Купить несколько карандашей разной мягкости. Например, H, 2В, 4В, 6В
  2. Правильно заточить эти карандаши, как описано в статье
  3. Подобрать бумагу, легче всего начать с чертежной гознака с оранжевой буквой Ч.
  4. Сделать тоновую растяжку своими карандашами на выбранной бумаге в 2 вариантах: тушевкой и штриховкой.
  5. Протестировать возможности карандаша рисуя линии разной толщины, фактуры, тонируя бумагу боковой стороной грифеля, то есть сильно наклоняя карандаш к поверхности бумаги. Заодно потренироваться правильно держать карандаш в руке. Для этого имеет смысл сделать упражнения для рисования карандашом.
  6. Сделать несколько рисунков-упражнений на тушевку и штриховку. Например, равномерно или с разряжением заполняя простейшие фигуры тоном (круг, квадрат, конус, цилиндр).
  7. Попробовать нарисовать мелкий бытовой предмет с натуры в 2-х вариантах: при помощи тушевки и при помощи штриховки по форме. Освещение для постановки желательно сделать боковое от одного источника света. Например, это могут быть фрукты, овощи, посуда, предметы для рукоделия: пуговицы, нитки, ножнички, наперстки и т д.
  8. Проанализировать рисунок по разным направлениям: тон, линия, пропорции, композиция, перспектива, владение техникой. Составить на основе анализа свой план обучения рисованию. Начать собирать учебный материал по требующим развития темам: книги, видео-уроки, примеры рисунков художников для копирования и анализа.
  9. С удовольствием продолжать рисовать

Основные факты из биографии

  1. В 21 год юноша переехал от семьи в Тверскую область и устроился там на свою первую работу. Михаил Румянцев стал оформителем в театре. Суть его должности заключалась в рисовании плакатов и афиш для выступлений. Помимо этого, он исполнял работу ассистента и билетёра, когда ездил на гастроли вместе с театральной труппой.
  2. В 1925 году парень решил снова переехать. Теперь местом переезда Михаила стала Москва. В этом городе Румянцев также стал рисовать плакаты, но уже для кинотеатра.
  3. В возрасте 25 лет, вдохновившись актёрами немого кино, юноша задумался о карьере актёра и поступил на несколько курсов, которые и помогли ему добиться успеха. Это были курсы сценического движения и курсы циркового искусства.
  4. В 1930 году Михаил Румянцев окончил обучение и начал гастролировать по циркам в разных городах России. Он ездил на гастроли не один, а с труппой абсолютно разных артистов. Наблюдая за каждым из них, Михаил Николаевич черпал для себя самые важные и интересные моменты, а затем записывал их в блокнот. На основе этих наблюдений клоун выстраивал собственные выступления.
  5. Вскоре после начала гастролей артист захотел вернуться в свой родной город, в Ленинград, и продолжить выступать там.
  6. Приехав в Ленинград в возрасте 27 лет, клоун решил попробовать выступать в образе Чарли Чаплина, однако через 4 года начал поиски нового образа от выступлений, отказавшись от предыдущего.
  7. В 1935 году артист нашёл для себя наиболее интересный образ. Им стал образ французского художника по имени Каран д’Аш.
  8. В 1936 году Михаил стал работать в Московском цирке, расположенном на Цветном бульваре, где и обрёл свою популярность. В Москве артист решил внести серьёзные коррективы в свои выступления. Он задумался о партнёре. Люди не соответствовали требованиям клоуна, поэтому тот решил играть на сцене вместе с собакой. Поиски подходящей собаки заняли длительное время, так как все животные выглядели огромными по сравнению с низким Румянцевым. Однако всё-таки нашлась собака, которая хорошо смотрелась вместе с артистом. Это был скотч-терьер, которого прозвали Кляксой, из-за чёрной окраски. Появление пса на сцене вместе с клоуном усилило интерес публики к образу Румянцева.
  9. С 1940 года Карандаш стал вовлекать в выступления не только постоянного партнёра по имени Клякса, но и своих учеников. Большинство выступлений клоуна были в некоторой степени связаны с политической повесткой ХХ века, и это очень быстро переняли его ученики. Они тоже начали выступать на темы, касающиеся политики. Среди этих учеников оказался и Юрий Никулин, который позднее стал таким же успешным артистом, как Михаил Румянцев.
  10. В 1941-1945 годах, во время Великой Отечественной войны, клоун на сцене сыграл пародии на Гитлера и его соратников. Так Михаил Румянцев заинтересовался жанром политической сатиры, в котором и продолжил выступать в послевоенное время. В этом жанре клоун определил для себя рамки возможного поведения и никогда не выходил за них.
  11. К 50-ым годам ХХ века Карандаш стал настолько известным, что любое его выступление на сцене цирка собирало полный зал зрителей. Артист добросовестно относился к своей работе, по этой причине он требовал того же от сотрудников, отвечающих за организационную часть выступления. Карандаш был строг по отношению к опозданиям и некачественно выполненной работе.
  12. Артист любил выпить, поэтому в своей гримёрной комнате Михаил Румянцев хранил бутылки с крепким дорогим алкоголем. Однако Карандаш никогда не появлялся на сцене пьяным. Он считал подобное поведение безответственным.
  13. В 60-ых годах ХХ века клоун отказался от номеров, связанных с риском. Однако Карандаш продолжил выступать на сцене, несмотря на то, что ему было уже больше 60 лет. Возраст не являлся помехой для Карандаша. Он продолжал выступать в цирке до самого конца.
  14. В последний раз артист Михаил Румянцев выступил на сцене цирка за две недели до смерти. Преданная публика видела клоуна активным и даже не могла представить, что совсем скоро Карандаш больше не сможет радовать их своими выступлениями.
  15. 31 марта 1983 года Карандаш скончался из-за пневмонии, которая развилась вследствие обыкновенной простуды. Его похоронили на Кунцевском кладбище, одном из старейших кладбищ Москвы.

Михаил Николаевич Румянцев

Техники рисования карандашом

Основные техники рисования:

  • штриховка
  • тушевка
  • растушёвка

Для рисования карандашом используются штриховка и тушевка.

Растушевка иногда применяется в работе с мягкими материалами, такими как уголь, пастель, сангина и сепия. В работе карандашом растушёвка не используется (во всяком случае для начинающих художников ее использование нежелательно).

Штриховка

Штриховка — это нанесение отрывистых коротких линий (они же штрихи),  расположенных на небольших интервалах, в определенной последовательности.

Последовательность эта может сильно отличаться.

Классический всем известный штрих сеточка получается нанесением нескольких слоев перекрестной штриховки, где каждый последующий слой параллельных штрихов ложится на предыдущий под небольшим углом, который может варьироваться, но не больше 45 градусов. Сила тона в данном случае зависит от мягкости карандаша, силы нажима и количества слоев.

Вообще, о штриховке можно говорить долго, поэтому чуть позже напишу отдельную статью с примерами и нюансами.

Тушевка

Тушевка предполагает равномерное нанесение тона, не отрывая карандаш от бумаги.

Этот технический прием используется для обработки  только относительно небольших участков рисунка, либо для придания равномерности тону, набранному штрихом. Тушевка дает возможность сделать переходы более плавными, а рисунок более материальным.

Например, целесообразно применять тушевку в рисовании простых бытовых предметов мелкой формы.

Часто 2 этих технических приема (штриховка и тушевка) комбинируются в рисунке.

!Важно. Не путать тушевку и растушевку

Там где идет размазывание карандашного слоя, используются пальцы и специальные приспособления — это растушёвка! И этого в рисунке карандашом следует избегать! Тушевка  же никогда не размазывается, а просто равномерно наносится на бумагу.

Твердость карандашей

Карандаши бывают разной мягкости (твердости). И это нужно учитывать в работе. Это не значит, что у вас обязательно должна быть вся линейка от 9Н до 9В, по моему опыту можно прекрасно обойтись 3-4 карандашами, а иногда и одного достаточно

Важно лишь понимать, какой тоновой диапазон способен дать имеющийся в наличии набор

9Н — это самый твердый, а значит и самый светлый тон, HB — средний, 9В — самый темный тон. 

Например, в моем активном наборе присутствуют следующие карандаши: Н/HВ, 2В, 3В/4В, 6В и 8В. И этого более чем достаточно практически для любого карандашного рисунка.

Однако, карандаши по-разному ложатся на разную бумагу и тон может значительно видоизменяться в зависимости от того, на чем делается рисунок. К тому же тон можно регулировать силой нажима и видом штриха. Поэтому перед работой всегда имеет смысл свои карандаши протестировать именно на том материале, на котором будет выполняться рисунок, чтобы заранее представлять себе на что они способны. 

Способы держать карандаш

Для того, чтобы использовать максимальные технические возможности карандаша, художники предпочитают держать его определенным образом.

Существуют 2 основных варианта держать карандаш:

  • Карандаш удерживается 3 пальцами: большим, указательным и средним (рис. а).
  • Карандаш держится всеми пальцами, как шпага (рис. б).

Рекомендуется держать карандаш достаточно далеко от заточенного конца, чтобы не заслонять от себя рисунок. Помимо этого такое положение позволяет работать более широко, экономя усилия руки.

Во время работы карандаш держится в основном на весу, что улучшает маневренность руки и позволяет рисунку не затираться.

Если нужен легкий упор на поверхность листа, то это делается на кончики безымянного пальца или мизинца (рис. в) либо на конец мизинца (рис. г).

Карандаш в руке должен быть в постоянном движении и при смене направления штриха, выявляющего форму, меняет свое положение и карандаш. Не желательно сильно сгибать руку в локте, когда рука вытянута рисовать гораздо удобнее.

Рисовать в таком положении нужно за мольбертом, когда  плоскость на которой ведется работа расположена так, что луч зрения падает на нее под прямым углом, это дает возможность видеть свой рисунок без перспективного искажения.

В случае рисования в скетчбуке, за столом, в походных условиях все эти условия соблюсти  сложнее и приходится идти на компромиссы, однако, поставленной рукой это делать будет гораздо проще и удобнее.

Бумага

Важное значение имеет не только то, чем мы рисуем, но и то на какой поверхности ведется работа. Фактура, цвет, плотность и другие свойства бумаги также имеют большое значение.Наиболее распространенный вариант — это чертежная бумага

 В целом это неплохой, недорогой вариант бумаги, который легко найти в любом магазине. Из этой категории мне больше всего нравится гознаковская бумага с оранжевой буквой Ч на обложке, ее же рекомендовало несколько художников в своих уроках.

Но есть и масса других вариантов, которые могут раскрыть материал по-новому. Например, пейзажи карандашом, я рисовала на желтоватой, фактурной бумаге из сонетовского скетчбука. И мне она понравилась, единственное неудобство — это то что листы склеены в скетчбуке так, что рисовать комфортно можно только на первых страницах, дальше пришлось листы срезать канцелярским ножом.

Также  я рисовала (и рисую) в скетчбуках Daley Rowney, Fabriano, Talens art creation, Strathmore, крафте и  на обычной офисной бумаге. И благодаря этому у меня сложились личные предпочтения, приемы и понимание того, как карандаш по-разному может раскрыться на разных материалах.

Это большой отдельный разговор, скажу только, что на данный момент для набросков и зарисовок у меня выбилось в лидеры 2 вида бумаги: гладкая бумага в прошитых скетчбуках Talens art creation и фактурная бумага fabriano sketch. На последней сейчас рисую больше всего и рисунки слева  и заглавный к статье сделаны как раз на ней. Однако,  у обоих моих фаворитов довольно тонкие листы, это раз, а второе, бумага желтоватая, желтее, чем чертежная, что не всегда хорошо. Поэтому буду пробовать и другие варианты.

История карандаша[]

Начиная с 14 века, художники использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли «серебрянными карандашами». Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли. Однако, грифельные карандаши известны с 16 века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, меторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие, заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. В 17 веке графит продавали на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графиты «карандашами», между кусочками дерева или веточками, обворачивали в бумагу или обвязывали бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в серенине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репуцацией. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французкий учёный и изобритатель Николя Жак Контэ. В конце 18 века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в центральную Европу контрабандным путём, что привело к увеличению его цены. По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами было достигнута высокая прочность, однако ещё более важный факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни раздной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости (она указана на карандаше): М (или B — for blackness) — мягкий и Т (или H — for hardness) — твёрдый. Стандартным (твёрдо — мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ или HB обозначается буквой F (for fine point). P.S. В отличии от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала. В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Шестигранную форму карандаша предложил в конце 19 века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглово сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда на создание в 1856 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующею длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую владельцем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Детские и юношеские годы

Михаил Николаевич был рождён 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1901 года в городе Санкт-Петербург. Всё своё детство мальчик провёл в кругу семьи, состоящей из четырёх человек:

  • Отец – слесарь, работавший в небольшой компании «Симменс и Гальск».
  • Мать – домохозяйка.
  • Младший брат – Николай.
  • Младшая сестра – Елена.

Мать Михаила скончалась, когда будущий клоун закончил среднюю школу. Ребёнок понимал, что его отцу сложно заботиться и обеспечивать троих детей, поэтому в возрасте 13 лет Румянцев пошёл на курсы художников-ремесленников, однако желания и интереса к обучению на данных курсах ребёнок не имел.

Михаил Румянцев в молодости

Виды карандашей

  • Офисный, он же школьный. Этот вид карандаша неизменно присутствует в любом канцелярском магазине, подходит для набросков, однако, нет вариантов разной твердости и для художественных работ практически не используется.
  • Художественный карандаш. Такие карандаши уже имеют диапазон твердости. У большинства производителей можно найти карандаши от 9Н до 9В. Они лучше по качеству, подходят как для набросков, так и  для зарисовок и длительных этюдов. Их при необходимости можно докупить поштучно.
  • Механический карандаш. Существуют механические карандаши с разной толщиной грифеля, самые распространенные это 0,5-0,7 мм, но могут быть механические карандаши и с толстым грифелем 5-6 мм. Грифели для механических карандашей могут быть разной мягкости. Как правило, это НВ/2B.
  • Плотницкий карандаш. Это широкий плоский карандаш в деревянной прямоугольной оболочке. Он был создан для столярных работ, но полюбился и многим художникам, поскольку позволяет наносить тон широкими мазками, а также дает хорошую вариативность линии.

Акварельный карандаш. Этот карандаш дает возможность размывать нанесенные штрихи водой. Например, вот так

Графитный карандаш без деревянной оболочки. Такие карандаши могут иметь форму круглого и граненого карандаша с защитным покрытием на грифеле, или форму прямоугольного брусочка. Очень хорошо набирают тон, дают вариативную линию, можно сделать любой кончик.

  

Угольный карандаш. Уголь очень пластичен, его можно смешивать, наносить пальцами, тканью, накладывать как жирными мазками, так и едва заметными, четкими штрихами, или равномерным тоном. Поэтому уголь так любим  и часто используется художниками. Выпускается он в разных вариантах: в виде карандаша, брусочков, палочек, в прессованном виде с добавлением углерода и т.д.

Что касается производителей, то у меня сейчас самые ходовые карандаши марок Koh-i-noor и  Faber Castell. Учитывая их распространенность, доступность и хорошую репутацию, можно начать именно с них.

Заслуги

Михаил Румянцев добился многого упорным трудом и наблюдением за работой других. Он пробовал себя в разных жанрах цирковых выступлений и смог найти наиболее интересный как для себя, так и для публики. Верным помощником и партнёром клоуна в цирковых выступлениях стала собака Клякса.

Михаил Румянцев и Клякса

Также артист обрёл любящую жену, которая пережила вместе с ним Великую Отечественную войну и поддерживала Михаила Румянцева во всех начинаниях. После смерти Карандаша коллеги клоуна в память о нём и его партнёре в Москве на улице Ефремова, а также перед зданием цирка в Гомеле установили памятники.

Звания и награды:

  • Заслуженный артист РСФСР — 1939 г.
  • Народный артист РСФСР — 1958 г.
  • Народный артист СССР — 1969 г.
  • Герой Социалистического Труда — 1979 г.
  • Орден Ленина — 1979 г.
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени — 1939, 1971 г.

Память

  • В Москве на доме (1-я Тверская-Ямская ул., д. 13, стр. 1), в котором Карандаш проживал с 1974 по 1983 год, установлена мемориальная доска.
  • В Москве на улице Ефремова, д. 12, около здания Союза цирковых деятелей России установлена скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса»: клоун в смешной шляпе стоит в натуральный рост, а у его ног — чёрный скотч-терьер. Автор этой композиции — белорусский скульптор В. Долгов.
  • Аналогичный памятник также установлен перед зданием Гомельского государственного цирка.
  • В 1987 году имя клоуна было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.
  • В 2003 году о Михаиле Румянцеве был снят документальный фильм «Карандаш».
  • Памятник в Москве на улице Ефремова, 12

  • Мемориальная доска на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве

  • Памятник перед зданием Гомельского государственного цирка

  • Могила на Кунцевском кладбище

Личная жизнь

Михаил Румянцев женился на своей коллеге Татьяне Семёновне, которая была на 20 лет его младше. В браке цирковая ассистентка и артист прожили больше 50 лет. Их отношения были крепкими, Михаил и Татьяна видели друг в друге не только супругов, но и единомышленников. Даже низкий рост Карандаша, который составлял лишь 142 сантиметра, не доставлял супругам никаких неудобств.

В 1938 году у цирковой ассистентки и артиста родилась дочь Наталья, которая, когда выросла, стала успешным искусствоведом. Также Наталья Румянцева написала книгу под названием «Карандаш» о жизни своего отца и их семьи в общем. Впервые книга была издана в 1976 году.

Помимо дочери Натальи у Карандаша была и внучка Овенэ Гагиковна, родившаяся в 1972 году. Девушка стала драматургом и поэтом.

Михаил Румянцев и Юрий Никулин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: