Карл ясперс

Карл ясперс: биография, философия, произведения и фразы

Содержание

Карл Ясперс(1883-1969) был одним из важнейших немецких философов 20 века и одним из главных пропагандистов экзистенциализма. Его работы сосредоточены в основном на заботе человека о собственном существовании и его значении.

Как и многие его современники, Ясперсу пришлось постараться остаться незамеченным в своей родной Германии из-за оккупации нацистского режима, с которой он оказался в конфликтной ситуации. Этот факт, а также характер режима, установленного в его стране силой, привели его к развитию нового образа мышления, который он назвал «мировой философией».

Одной из основных целей Карла Ясперса было изменить представление о психических заболеваниях, существовавшее в области психиатрии, поскольку его не устраивало официальное определение. Для этого он разработал то, что теперь известно как «биографический метод», способ исследования истории пациентов, чтобы лучше понять происхождение их симптомов и проблем.

В области философии Карл Ясперс опирался на работы экзистенциалистов, таких как Ницше и Кьеркегор. Большинство его теорий было сосредоточено на идее индивидуальной свободы, которая в его случае связана с уверенностью в смысле жизни, не основанной на объективных или эмпирических данных.

Истина и наука

Ясперс рассматривает проблему правды через призму общения.

Ясперс объясняет, что истина — это коммуникабельность, и что истина — это то, что может быть передано другому, или, скорее, то, что соединяет меня с другим коммуникабельно, что служит средством единства.

Наука не может дать нам всю правду, говорит Ясперс, потому что она не может выйти за пределы предметного существа и вступить в контакт с трансцендентностью.

По мнению Ясперса, общность не является признаком истинной истины: истина — личная, а значит, различная для каждого человека.

Следуя философии прагматизма, Ясперс вводит принцип множественности истины.

Но оправдание Ясперсом принципа множественности истины не имеет ничего общего с прагматизмом. Напротив, Ясперс критикует прагматизм, показывая, что прагматик утверждает, что множественность истин проистекает из множественности эмпирического бытия человека, в то время как его понимание множественности истин имеет иной характер и теоретическую основу.

Но если общность не является признаком истины, то как отличить истину от иллюзии, от субъективного, произвольного тщеславия?

Способом отличить истину от иллюзии снова является общение: если я могу донести свою истину до другого человека (а не до всех), то есть, если она в принципе общительна, то это и есть критерий ее истины.

В науке истина сначала должна быть открыта, а затем доведена до сведения всех. По словам Джасперса, в науке это не так. Истина, по словам Ясперса, — это «та истина, которая действительна только как общение и через него, и поэтому возникает в ней, а не та истина, которая существует и затем передается, и не та истина, которая является методически достижимой целью, в которой она может иметь смысл даже без общения».

Таким образом, по словам Ясперса, истина встречается только в общении. Коммуникация — это не средство распространения правды, а ее получения. Коммуникабельность сама по себе является конститутивным моментом истины.

Наука, по Ясперсу, предполагает разделение предмета и объекта, поэтому в науке истина понимается как соответствующая объективному положению дел. Реальная истина, по словам Джасперса, может быть определена только через общение как коммуникабельность.

Ясперс соединяет коммуникативный характер истины непосредственно с ее историчностью, которая, как и общение, является важным аспектом существования.

Историчность существования выражается в том, что человек всегда находится в ситуации.

Для Ясперса так называемые пограничные ситуации — смерть, страдания, борьба, вина — особенно важны с точки зрения идентификации существования. Самый поразительный случай пограничной ситуации — это, как уже было сказано выше, смерть, в которой конечность своего существования предстает перед человеком со всей непосредственностью.

По словам Джасперса, историчность бытия выражает нечто неповторимое. Он пишет: «Если мы посмотрим на историю с точки зрения универсальных законов… мы никогда не войдем в контакт с самой историей». Ведь история — это нечто индивидуальное, уникальное….. То, что повторяется, то, что как индивидуум может быть заменен другим, не является историей…»

Ясперс считает изучение истории различными науками законным. Но до тех пор, пока они не возьмут на себя обязательство окончательно решить вопрос о природе исторической реальности и тем самым ответить на вопрос о том, что такое человек. Здесь, по Ясперсу, лежит предел всех знаний, и ни биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не смогут дать ответ на вопрос о природе человека. На этом «проблемы» заканчиваются и начинаются «загадки».

По мнению Ясперса, «экзистенциальная философия» не может быть систематической: она больше «философская», чем «философская».

Разрыв с Ясперсом

В июне 1933 года Хайдеггер выступает с еще одной речью. В ней он утверждает, что университет должен «обучать лидеров государства» — в духе платоновского диалога «Государство». Хайдеггер читает ее перед Студенческой ассоциацией Гейдельбергского университета — учебного заведения, где работал Ясперс.

Карл Ясперс. Источник

Тот пишет о выступлении коллеги:

Они снова встречаются, и Ясперс четко осознает глубинную пропасть, пролегающую теперь между ними, а Хайдеггер ее словно бы не замечает. Он всерьез говорит коллеге о существовании «опасного международного союза евреев» и кажется Ясперсу «одурманенным».

Работа в сфере психиатрии

Получив диплом врача, Ясперс начал проводить исследования на добровольной основе в психиатрическом отделении Гейдельбергского университета. Джаспер решил выполнять задачи на своей должности в своем собственном темпе и без расписания и работать только с пациентами и случаями, которые ему были интересны.

В обмен на эти условия Джаспер должен был согласиться работать бесплатно; но такая схема казалась ему адекватной, поскольку его главным интересом было узнать больше о психиатрии. В то время изучение психики считалось эмпирической дисциплиной, но ее основы еще не были прочно установлены.

Таким образом, когда Ясперс вошел в мир психиатрии, основное внимание уделялось диагностике различных психических заболеваний, которые были распространены в то время. Однако терапевтических методов практически не было, и у экспертов не было универсального языка, на котором они могли бы делиться своими открытиями

За годы работы в области психиатрии Карл Ясперс попытался разработать универсальный лексикон, который позволил бы нам говорить о существующих психических заболеваниях, в дополнение к попыткам найти терапевтический подход, который позволил бы решить самые важные из них. Для этого он опирался на феноменологию, метод прямого исследования, основанный на описании явлений в соответствии с тем, как они переживаются.

Вскоре Джаспер приобрел отличную репутацию исследователя и сделал множество открытий, которые продвинули эту дисциплину. Одним из наиболее важных моментов в его карьере в этой области была публикация книги «Общая психопатология», в которой он суммировал несколько самых новаторских методов в этой дисциплине.

Экзистенциальная философия Карла Ясперса

Отличительная черта экзистенциализма Ясперса проявляется в его доктрине «пограничных ситуаций», которая послужила основой для последующей защиты «культурной психологической ценности». По мнению Ясперса, истинный смысл существования в человеке раскрывается только в моменты глубочайших потрясений жизни (болезнь, смерть, неискушенная вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит «коллапс шифра»: Человек освобождается от бремени своих повседневных забот («бытия в мире») и от своих идеалистических интересов и научных представлений о реальности («быть трансцендентным в мире»). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («просветления бытия») и подлинного переживания Бога (трансцендентного). Главная тема учения Ясперса — человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук, исторические науки человека и, следовательно, методы изучения также различны. Чтобы понять историю, необходимо объяснить, что такое человек, а человеческое существование, в свою очередь, раскрывается через время, через историю. Ясперс впервые столкнулась с проблемой человека под определенным углом зрения. Он начал свою работу в качестве психиатра и сразу же столкнулся с трудностями в общении с психически больными пациентами. Яшма обнаружила ограничения подхода, при котором болезнь в основном изучается физиологическими средствами и, таким образом, организм лечится.

Только при обращении с человеком как с существованием, то есть с личными отношениями с ним, является наиболее эффективным лечением. Для того, чтобы понять человека, по словам Ясперса, необходимо «почувствовать» его, «ухватиться» за суть его поведения. Это привело к концепции экзистенциальной коммуникации. По словам Джасперса, «Человек в целом не является объективным». Будучи объективируемым, он является объектом….. но как таковой он никогда не бывает самим собой. Теперь уже невозможно перепутать цель в человеке… в эмпирическом смысле с самим собой, как с экзистенциальностью, раскрытой в общении.»

Существование — это то, что никогда не может стать объектом, и поэтому является объектом не только научного знания, но и философского созерцания. Первые склонны отождествлять его с настоящим эмпирическим существом, в лучшем случае с «сознанием в целом», а вторые — с духом. Существование не может быть «найдено» в объективном мире, потому что экзистенциализм — это свобода. Отсюда следует: «Либо человек как объект исследования — либо человек как свобода». Здесь возникает проблема противостояния духа и души. Ясперс, который начал критику рационализма и ученого в 1930-е годы, столкнулся с трудной дилеммой: либо формальная рациональность, которая не оставляет места экзистенциализму и свободе, либо восстание против разума, как это сделал Ницше. По словам Ясперса, «сегодня задача состоит в том, чтобы вновь обосновать истинный разум — в самом Дасейне». Связь между ними настолько близка, что каждый из этих моментов теряется, если теряется другой. Существование — источник бытия, разум — не такой источник, но без него существование, основанное на чувствах, переживаниях, слепом порыве, инстинкте и произволе, становится слепым насилием.

По мнению Ясперса, существование неотделимо от «трансцендентности», от Бога. «Существование, — пишет Ясперс, — нуждается в чем-то другом, а именно в трансцендентности, через которую, не создавая себя, оно сначала появляется как самостоятельный источник в мире; без трансцендентности существование становится бесплодным и безлюбовным демоническим упрямством».

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Целью экзистенциализма является воссоединение человека с миром.

На протяжении всего своего философского развития, о чем свидетельствует его Философская автобиография, Ясперс рассматривал философию как способ преодоления тяжелых психических состояний, как других, так и своих собственных. Для него философия в принципе была связана с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией; она функционировала и как ее продолжение, и как ее фундамент. Здесь нет противоречия: предлагая человеку картину мира, философия дает ему возможность найти свой путь в нем, примириться с ним и обрести мир — хотя бы на определенный период жизни, пока эта картина мира не сотрясается новыми ударами жизни. Но даже если этот «философский» механизм психологической защиты терпит неудачу, именно это недовольство заставляет человека заглянуть в себя, в свою экзистенциальность, которая также может оказаться выходом из кризиса.

Философия экзистенциализма, как и психиатрия, направлена на преодоление фундаментальных кризисов в человеческой жизни. В этом случае философия может действовать как метод лечения, благодаря тому, что в ней, во-первых, можно устно выразить кризисное состояние существования, а во-вторых, через нее можно раскрыть путь искупления. Ситуация кризиса жизни, который переживает человек, как коллапс всего и каждого, пробуждает в человеке необходимость восстановить свое первоначальное единство с Существом, пытаясь найти его, ухватившись за идею, что он есть Существо — «Существование». Поэтому необходимость «прояснения казеина» рассматривается К. Ясперсом как основной метод в формировании экзистенциального мировоззрения

Мировоззрение включает в себя не только идеи, взгляды, предпочтения и интересы человека, важно то, что человек определяет в своем мировоззрении свое отношение к миру и свое место в нем. Мир — это единство себя и мира

Бытие и бытие, однако, находятся не только во взаимном обмене, коммуникативном взаимопонимании, но и в состоянии перемен. Мировоззрение — это не фиксированная система мировоззрения, а динамично развивающийся процесс, в котором человек динамически приспосабливается к миру, а мир — к самому себе. Самопреобразование воплощается в этом ясперсидском контексте в необходимости трансформации мировоззрения, в поиске самых надежных основ человеческого бытия. Причина дополняется чем-то другим, а именно «экзистенциальным мышлением». Человек обращается к существу, но не как раньше — как субъект объекта — а как экзистенциальность, включённая во вселенский порядок и соотнесённая с трансцендентностью.

Цель экзистенциализма — «установить», восстановить связь человека с миром, реконструируя его мировоззрение, примиряя его с миром, обнаруживая их общность с экзистенциализмом. Проясняя экзистенциальность индивида, философия «сливается» со всем миром, тем самым устраняя кризис и безграничность опыта. Поэтому можно говорить о философии Ясперса как об экзистенциальной философии, которая действует как жизненная потребность, удовлетворение которой имеет терапевтический эффект.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Поль Анри Тири Гольбах и его философия
  2. Основные понятия политической философии Канта
  3. Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
  4. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  5. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  6. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
  7. Структуралистские идеи в современной культуре
  8. Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
  9. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  10. Основные сферы жизнедеятельности общества

Ссылки

  1. «Экзистенциальная философия Карла Ясперса» в: Future Learn. Получено: 22 февраля 2020 г. с сайта Future Learn: futurelearn.com.
  2. «Цитаты Карла Ясперса» на: Brainy Quote. Получено: 22 февраля 2020 г. из Brainy Quote: brainyquote.com.
  3. «Карл Ясперс: биография этого немецкого философа и психиатра» в кн .: Психология и разум. Получено: 22 февраля 2020 г. с сайта Psychology and Mind: psicologiaymente.com.
  4. «Карл Ясперс» в: Британника. Получено: 22 февраля 2020 г. с сайта Britannica: britannica.com.
  5. «Карл Ясперс» в: Википедия. Получено: 22 февраля 2020 г. из Википедии: en.wikipedia.org.

Ранние года

Карл Ясперс был старшим из трех братьев. Его отец был юристом, потомком пастухов, сумевших изменить курс своей семьи и одним из первых достигших определенного уровня благосостояния. Его мать, Генриетта Танцен, тоже происходила из скромной семьи.

В детские годы Ясперс был хрупким ребенком с многочисленными проблемами со здоровьем. В результате всех болезней, которые он перенес за это время, в подростковом возрасте у него развился бронхоэктаз, что вызвало проблемы с сердцем в очень раннем возрасте.Все эти недуги сыграли важную роль в развитии его взрослой жизни.

В 1901 году Ясперс поступил в Гейдельбергский университет. Хотя сначала он начал изучать право, этот предмет никогда не любил его. Из-за этого вскоре после этого он сменил специальность и обучался медицине в университетах Берлина, Гейдельберга и Геттингена.

В феврале 1909 года Ясперс получил степень доктора медицины. Год спустя он женился на Гертруде Майер, которую знал во время учебы.

Сочинения[править | править код]

Как отмечают, вероятно самой популярной его работой является неоднократно переиздававшийся и переведённый на многие языки трактат «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии» (1946).

Изданные на других языках

  • 1919 — Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen);
  • 1931 — Духовная ситуация эпохи;
  • 1932 — Философия (Philosophie, 3 Bd.);
  • 1938 — Экзистенциальная философия;
  • 1946 — Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage);
  • 1947 — Об истине (Von der Wahrheit);
  • 1948 — Философская вера;
  • 1949 — Смысл и назначение истории;
  • 1957 — Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1);
  • 1958 — Философия и мир;
  • 1958 — Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen);
  • 1962 — Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung);
  • 1970 — Шифры трансценденции (Chiffren der Transzendenz)

На русском

  • Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — (Мыслители XX в.).
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527 с. — (Мыслители XX в.).
  • Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина / Пер. с нем. Г. Б. Ноткина. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академические проект», 1999.
  • Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. / Пер. К. В. Лощевской. — СПб.: Наука, 2000.
  • Ясперс К. Ницше и христианство / Пер. Т. Ю. Бородай. — М.: Медиум; Моск. Филос. Фонд, 1994.
  • Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии / Пер. С. Апта. — М.: Прогресс, 1999.
  • Ясперс К. Введение в философию / Пер. и ред. А. А. Михайлова. — Мн.: Пропилеи, 2000.
  • Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Изд. центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.
  • Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка 1920—1963. — М.: Ad Marginem, 2000.
  • Ясперс К. (трёхтомная книга) Философия. Книга 1. Философское ориентирование в мире ; Философия. Книга 2. Просветление экзистенции ; Философия. Книга 3. Метафизика / Пер. с нем. А. К. Судакова — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012.
  • Ясперс К. Язык. — В сб.: Философия языка и семиотика. — Иваново: ИвГУ, 1995. — С. 184—203. (перевод А. Н. Портнов, М. А. Кукарцева). — ISBN 5-230-01725-2.

Парадоксы ректора

Осенью 1933 года Хайдеггер становится первым ректором-фюрером Фрайбургского университета (это значит, что теперь ректор не будет избираться сотрудниками, его назначит министерство образования). Историк Хьюго Отт приводит в книге дневниковую запись прелата Иозефа Зауэра, которого Хайдеггер сменил на посту ректора (не считая очень короткого ректората Мёллендорфа), от 22 августа 1933 года:

В декабре 1933 года Хайдеггер пишет негативный отзыв на Эдуарда Баумгартена в адрес руководителя нацистской профессуры города Геттингена, где тот преподает после разрыва с Хайдеггером (они были друзьями, но поссорились, потому что Хайдеггер раскритиковал статью Баумгартена об американском прагматизме):

Эта записка, больше похожая на донос, попадает в руки Баумгартена, ее копия оказывается и у Ясперса. Тот говорит о знакомстве с этим хайдеггеровским текстом как о «решающем опыте своей жизни».

Биография

Родился в Ольденбурге в 1883 году. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии занимал должность директора банка. С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его решение об изучении права в университете. Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 году меняет специализацию, занявшись изучением медицины.

В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909 году получил степень доктора медицины. В 1909—1915 годах работает в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин. Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс защищает докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 году). Получив степень доктора психологии, сразу после защиты Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда больше не возвращается к практике в клинике.

В 1919 году Ясперс издаёт «Психологию мировоззрений», которая затрагивает уже философские проблемы и приносит автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете, где сменил в этой должности Г. Майера.

В Гейдельберге Ясперс общается с Максом Вебером и его группой, куда входят Эрнст Блох, Эмиль Ласк, Георг Зиммель и Георг Лукач. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды — либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта.

Ещё большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам. Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на (крещёной) еврейке Гертруде Майер. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после 1933 года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.

В 1937 году Ясперс был лишён звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. Долгие восемь лет Ясперс продолжает работать — писать «в стол».

В 1945 году он оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замешаны в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни немецкого общества. Ясперс возвращается к преподаванию — сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, — в Базельском университете. В 1948 году, символически демонстрируя отвращение к сохранению пагубных политических взглядов в Германии (ФРГ), он отказался от своего немецкого гражданства и, заранее переехав через границу в Базельский университет, стал гражданином Швейцарии . Публикуются работы: «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Наше будущее и Гёте» (1947), «Истоки истории и её цель» (1948), «Философская вера» (1948), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962).

В 1959 году Карл Ясперс стал лауреатом премии Эразма.

В 1964 году был удостоен ордена «За заслуги», вручаемого гражданским лицам, — Pour le mérite für Wissenschaften und Künste.

Именем Карла Ясперса названы Центр перспективных транскультурных исследований при Гейдельбергском университете и астероид (48435) Ясперс.

Общая характеристика творчества

Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.

В философию истории Ясперс ввёл понятие осевое время для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное и философское (в Греции, Риме, Палестине, Индии, Китае между 800 и 200 годами до нашей эры).

Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.

Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.

Вклад в психиатрию

Недовольство Ясперса распространённым подходом к психическим заболеваниям заставило его усомниться в диагностических критериях и методах клинической психиатрии. В 1910 году он опубликовал статью, в которой рассмотрел вопрос, является ли паранойя аспектом личности или результатом биологических изменений. Несмотря на то, что он не предлагал в ней новых идей, эта статья представила довольно необычный, по крайней мере, в сравнении с распространёнными тогда нормами, метод изучения пациентов

В отличие от Фрейда, Ясперс подробно изучал пациентов, уделяя внимание не только биографической информации, но и заметкам о том, как сами пациенты относились к своим симптомам. Этот подход стал известен как биографический метод, и в дальнейшем стал одной из основ психиатрической и прежде всего психотерапевтической практики.

Ясперс изложил свои взгляды на психические заболевания в книге «Общая психопатология», опубликованной в 1913 году. Эта работа стала классикой ​​психиатрической литературы, и многие современные диагностические критерии основаны на изложенных в ней идеях. Одним из центральных принципов Ясперса было то, что психиатры должны диагностировать симптомы психического заболевания (особенно психоза) по их форме, а не по содержанию

Например, при диагностике галлюцинаций более важно отметить, что человек ощущает зрительные явления, не испытывая соответствующего сенсорного воздействия, чем отмечать то, что именно видит пациент. То, что пациент видит, является «содержанием», но несоответствие между зрительным восприятием и объективной реальностью является «формой».

Ясперс полагал, что психиатры могут подходить подобным образом и к диагностике бреда. Он утверждал, что клиницисты должны считать убеждение бредовым, основываясь не на содержании убеждения, а только на том, как пациент придерживается такого убеждения. Ясперс также различал первичный и вторичный бред. Он определил первичный бред как автохтонный, что означает, что он возникает без видимой причины и кажется непостижимым с точки зрения нормального психического процесса . Вторичный бред, с другой стороны, он определил как то, на что повлияло происхождение человека, текущая ситуация или психическое состояние.

Ясперс считал, что первичный бред абсолютно «непонятен», полагая, что за его образованием не было никакого последовательного процесса рассуждения. Эта точка зрения вызвала некоторые возражения, и некоторые специалисты, к примеру, Р. Д. Лэйнг и Ричард Бенталл подвергли её критике, подчеркнув, что эта позиция может привести терапевтов к самоуспокоенности в предположении, что если они не понимают пациента, то пациент бредит, и дальнейшее исследование со стороны терапевта не будет иметь никакого эффекта.

Также Ясперс известен и другими идеями в психиатрии, которые имеют значение и по сей день:

  • Сформулировал критерии диагностики психогенных расстройств (триада К. Ясперса).
  • Сформулировал критерии диагностики расстройств сознания.
  • Провел классификацию нарушений сознания.
  • Проводил исследования в области других психических расстройств (напр. вопросы классификации шизофрении).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: