Предыстория
Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду. В византийских источниках описывается момент крещения руссов в период 842-867 гг, по другим источникам во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
«Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, — повествуют, наконец, третьи, — царь руссов поспешил собрать вече. Тут присутствовало великое множество простого народа, а председательствовал сам царь со своими вельможами и сенаторами, которые по долгой привычке к язычеству более других были к нему привержены. Начали рассуждать о вере своей и христианской; пригласили архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать пред ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему: «Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аэ творю, и той сотворит (Ин. 14, 12) |
В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.
Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и христианство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Крещение Руси
Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вёл беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнёру и военному союзнику. И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жёны императорскую сестру Анну. Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с лёгкостью согласился.
По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь 6-тысячный отряд русских витязей нанёс сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.
«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. (wikipedia.org)
Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».
Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу). Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освящённую воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел. За князем обряд крещения прошла и его дружина.
В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.
Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил её духовные и политические ориентиры.
Какая вера была до принятия христианства?
До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.
Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру.
Однако, несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Несмотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
Краткие исторические сведения о жизни основоположника христианства в Руси
В мировой христианской истории киевский повелитель известен как Владимир Креститель и Красное Солнышко. Во время крещения святой равноапостольный князь Владимир получил имя Василий.
Благодаря Владимиру христианство восторжествовало над язычеством. После смерти Владимира причислили к лику святых, прославив его, как равноапостольного за подвиг внедрения христианской веры.
Путь от сына рабыни к киевскому княжеству
В истории Руси не сохранилось точной даты рождения великого князя. Приблизительно в начале шестидесятых годов десятого столетия у сына Великой княгини Ольги Святослава родился мальчик, матерью которого была ключница княгини — Малуша.
В свое время грозная Ольга убила княжича Мала, за которого ее заставляли выйти замуж после смерти Игоря, а детей убитого, Добрыню и Малушу забрала в свой дом. Княгиня Ольга в великом гневе отправила Малушу рожать подальше от княжеского дворца, забрав у той ребенка сразу после рождения.
Малуша прощается с Владимиром
Святослав доверил воспитание сына строгой бабке Ольге, у которой будущий святой жил все время, испытывая к себе презрение, как к сыну рабыни. Сыновья Святослава после отъезда отца в дунайские края правили в своих княжествах, Ярополк в Киеве, Олег в Древлянской земле.
Малушинский сын в возрасте 10 лет был провозглашен новгородским правителем.
Святослав, уехав на Дунай, в 972 году погиб. Между его взрослыми сыновьями начались раздоры, переросшие в 977 году в войну, в результате которой Олег был убит.
Владимир, которому на то время было 15 −17 лет, боясь брата, из Новгорода бежал к варягам. Буквально через год он сумел создать целую армии из наемных варягов и начать войну против Ярополка.
Очистив родной Новгород от наместников брата, будущий креститель Руси завоевал Киев в 978 году, перед этим захватил Полоцк, в котором жила прекрасная Рогнеда, невеста Ярополка.
Князь Владимир и Рогнеда
Гордая правительница Полоцка отказала молодому завоевателю стать его женой, за что была покарана. Весь ее род был убит, сама Рогнеда была изнасилована Владимиром и насильно выдана на него замуж. Прекрасная Половчанка до конца жизни не простила своего насильника, хоть и родила ему сыновей и дочерей.
Молодой правитель Киева через предателя из окружения Ярополка хитростью заманил брата к себе и убил его руками варяг, которые буквально подняли того на мечах.
Второй женой властелина Киева стала беременная вдова Ярополка, сына которой князь после рождения усыновил.
Так началось тридцатисемилетнее княжество Владимира.
Великий князь Киевский
Новый властелин поразил всех сменой своего характера. Некогда злой и мстительный князь начал свое правление с заботы о мире в своем крае.
Киевский властелин применял оружие только для усмирения непокорных народов, таких как радимичи, вятичи, литовские ятвяги. Западная Волынь с городом Владимир-Волынский, который существует и поныне, также отошли к Киевской Руси. Укрепив внешние границы, молодой Святославович принялся за сооружение новых городов, которые строили для защиты от набегов врагов.
Мудрый князь заселял новые города переселенцами из разных мест, чтобы те не смогли объединяться для бунта. Славяне и норманны стали основными воинами в его дружинах, которые князь любил и часто проводил с ними роскошные пиршества. Буйные и своенравные варяги были отправлены к греческому императору на службу.
Правление князя Владимира
Ярый поклонник язычества киевский правитель поставил на горе видимого со всех сторон идола, бога Перуна, у которого была серебряная голова, золотые усы.
Важно! Языческие истуканы заполонили всю русскую землю, им приносились даже человеческие жертвы, среди которых были и ранние христиане, одними из первых был некий Федор и его сын Иоанн. Мудрые бояре и старцы составляли руководящее ядро, с которыми Владимир принимал законы для поддержания порядка, но личная жизнь князя не изменилась
Пять жен, сотни невольниц, убийства недовольных и поклонников христианства продолжались
Мудрые бояре и старцы составляли руководящее ядро, с которыми Владимир принимал законы для поддержания порядка, но личная жизнь князя не изменилась. Пять жен, сотни невольниц, убийства недовольных и поклонников христианства продолжались.
Своих шесть сыновей, в том числе усыновленного племянника, киевский властелин поставил княжить по Руси, отдав сыновьям:
- Ярославу — Новгород;
- Изяславу, матерью которого была Рогнеда, Полоцк;
- Борису — Ростов;
- Глебу — Муром;
- Святославу — Древлянские земли;
- Всеволоду — Волынь;
- Мстиславу — Тмутаракань;
- Святополку — Туров.
Важно! Все сыновья были под строгим контролем отца и не имели своевольничать, пока у того была сила власти
Крещение князя Владимира и киевлян
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет
, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).
Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:
Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.
Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: « и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумъти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бъ всегда о благовърьнии земли Гречьскъ, христолюбиви же и сильнъ върою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дъются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовърьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови пръстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгоръ духомъ, яко быти ему христиану и земли его».
Где крестился сам князь
Это случилось в Херсонесе (Корсуни), греческой колонии в Крыму. Сейчас развалины города находятся близ Севастополя. Год принятия христианства Владимиром, согласно летописи – 988. Он же считается условным годом Крещения Руси.
1987 г. Крест выложен из лепестков мака. Место крещения Владимира. Координаты: 44.612035, 33.49305
Город Севастополь, ул. Древняя, 1, историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический» .Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе. Сегодня в руинах баптистерия (крещальни) около Уваровской базилики установлена металлическая часовня . Предположительно, именно в этом месте крестили князя Владимира. Координаты: 44.612035, 33.49305
Как звали князя Владимира до Крещения?
Владимиром и звали. Славянское имя, которое особенно часто давали князьям, означает «владеющий миром» (позже, уже в христианские времена, имя было переосмыслено как «властитель, несущий мир, тишину людям»).
Святой равноапостольный князь Владимир — Креститель Руси. Значение имени:«владеющий миром», «властитель, несущий мир, тишину людям». В крещении Василий, в честь Василия Великого. Фото из архива пресс-службы Ижевской епархии
Не в последнюю очередь такое изменение в понимании связано с личностью св. Владимира: решившись на Крещение по соображениям политическим, он принял христианство действительно всем сердцем, изменил свою жизнь, став действительно христианским правителем. В Крещении он получил имя Василия. Его небесный покровитель – свт. Василий Великий.
Детали: Князь Владимир Святославович: вся история жизни святого равноапостольного в 63 фактах, коротких, но достоверных
Последствия принятия христианства
Цивилизационное значение
Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:
Эти два события , сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно |
Политические последствия
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс
) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.
Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»[
Культурные последствия
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.
Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»).
Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
Карта органов государственной власти
-
Президент России
-
Государственная дума Федерального Собрания РФ
-
Портал государственных услуг
-
Национальный антитеррористический комитет
-
Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
-
Правительство Российской Федерации
-
Председатель Правительства Российской Федерации
-
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
-
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
-
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
-
Министерство финансов Свердловской области
-
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
-
Министерство промышленности и науки Свердловской области
-
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
-
Министерство социальной политики Свердловской области
-
Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
-
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
-
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
-
Счетная палата Свердловской области
-
Избирательная комиссия Свердловской области
-
Серов
-
Кушва
-
Арамиль
-
Артемовский
-
Асбест
Крещение других русских земель
Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Переяславская епархия.
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993). Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией († 15 мая 1090), восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».
Юбилейные празднования
Впервые юбилей события официально праздновался в Российской империи в 1888 году. «Летопись церковных событий» епископа Арсения(Иващенко) упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев.
В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси.
1000-летие крещения отмечалось также и в СССР как внутрицерковный юбилей; основные торжества проходили в Москве 12 июня 1988 года в Даниловом монастыре.
1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях; в торжествах приняли участие Вселенский Патриарх Варфоломей I и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (с 2008 года «День крещения Киевской Руси — Украины» объявлен государственным праздником Украины). Юбилей также праздновался 23 — 25 октября 2008 года в Белоруссии; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий II.
Крещение[править | править код]
Файл:VelKnVladimirByEggink.jpg Великий князь Владимир избирает религию. Картина XIX в.
Крещение Руси летопись считает результатом сознательного «выбора вер» Владимиром: к его двору якобы вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, пока Владимир после беседы с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда. Несмотря на агиографический трафарет, в этом повествовании есть и историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом нужно видеть отсылку к событиям года, когда германский император присылал епископа и священников Ольге; не принятые на Руси, они «еле спаслись». Об этих контактах Ольги с императором известно только из западных источников; таким образом, указание летописи на то, что при Владимире велись какие-то переговоры с западными христианами о крещении Руси, достоверно. Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.
Непосредственным толчком к Крещению стало требование Владимира дать ему в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну в обмен на поддержку русских войск в борьбе с узурпатором Вардой Фокой. Императоры согласились, но потребовали от Владимира крещения. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город в Крыму Херсонес (Корсунь) и лишь после этого состоялся брак.
Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII века. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от до г. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).
Крещение Владимира.Фреска В. М. Васнецова.
вятичей
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата, епархия была создана ещё как минимум в Новгороде (а по некоторым данным — также в Белгороде Киевском, не путать с современным Белгородом, Переяславле и Чернигове). При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому, недолговечная.
Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в году Новгородского кодекса явствует, что в году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.
Языческое правление
Новый князь киевский (величался также древним титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.
Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:
«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны , а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» |
Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения. Православные авторы указывают, что князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жен. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.