Обер-охранитель. к юбилею к.п. победоносцева

Ученье и учитель константин победоносцев

Саратов: «Я вам готов помогать»

Интересно, что «советский Победоносцев», «Победоносцев № 2», скромный «серый кардинал» СССР, был удивительным образом похож на своего предтечу по направлению охранно-консервативной идеологической работы. Речь, конечно, о нашем земляке, уроженце Хвалынского уезда Саратовской губернии, главном идеологе брежневского Политбюро Михаиле СУСЛОВЕ. Михаил Андреевич действительно походил на Константина Петровича, и не только внешне (взгляните на фотографии): скромная «учительская» внешность, негромкая речь, неявная, скрытая, но никаким ломом и никаким иным внешним воздействием не перешибаемая уверенность в своей правоте и верность своему курсу. Сходство очевидно: с уходом Михаила Суслова в 1982-м начал фатально сыпаться идеологический фасад советской империи, с отставкой Константина Победоносцева в 1905-м осыпался фасад империи Российской. А потом просело и вовсе рухнуло всё грандиозное здание… 

Есть и ещё одно — периферийное — сходство двух «серых кардиналов»: вклад в развитие Саратова. Кардинал советский внёс колоссальный вклад в строительство научной библиотеки СГУ, в реконструкцию Саратовского цирка, в открытие здесь целого ряда НИИ, в развитие мелиорации в Заволжье. А кардинал имперский решил вопрос с основанием едва ли не самого известного символа нашего города: Радищевского музея, первого общедоступного музея в Российской империи. Хотя что это я, если можно привести цитату из первоисточника: «Проездом в Петербурге я был у моего приятеля Константина Петровича Победоносцева, — писал в 1877 г. основатель музея Алексей БОГОЛЮБОВ. — Я стал думать <…> об устройстве в Саратове художественно-промышленного музея со школою. Мысль эта давно у меня зародилась, да, кроме того, мне всегда хотелось увековечить имя моего знаменитого деда, многострадального Александра РАДИЩЕВА, саратовского дворянина и уроженца. «Дело хорошее, — сказал мне Константин Петрович, — но подумайте и помните всегда русскую пословицу — семь раз отмерь, один раз отрежь. А что касается меня, то я вам готов помогать».

И ведь помог. Написал письмо действующему саратовскому губернатору Михаилу ГАЛКИНУ-ВРАСКОМУ с предложением рассмотреть идею Боголюбова и решить вопрос со зданием для музея. Привлёк к работе самого наследника престола, будущего императора Александра III, который лично утверждал проект и позже подарил музею много картин из своей личной коллекции. 

…Пикантность ситуации состоит в том, что Александр Радищев считался врагом того самого государства, оплотом и символом которого был Победоносцев, и люди, чтящие память Радищева, боялись обер-прокурора Святейшего Синода как огня. А тут — вон оно как. Интересно, что Победоносцев оставил немало тёплых слов о нашем городе в «Письмах о путешествии наследника цесаревича по России от Санкт-Петербурга до Крыма» (1863): «Поднявшись наверх, мы остановились на Соколовой горе, откуда открывается поразительный вид на весь Саратов, на широкую Волгу и на горы, которыми окружён город». 

P. S. Защищать Константина Петровича сложно, да и не нуждается он в этой защите. Да, ретроград, да, контрреформатор. Ни разу не добряк. Человек надменного и острого интеллекта, называвший «великой ложью нашего времени» парламентаризм, выборное право и вообще все институты демократии, в наши дни он наверняка получил бы много голосов избирателей, тех самых, чьё право на гражданскую позицию он так последовательно и так чётко отрицал, спасая, быть может, государство от многих — и куда более ранних, чем год 1905-й, не говоря уж о 1917-м, — потрясений. Он прекрасно знал историю и старался отодвинуть вот это: «Мы ИХ убиваем не потому, что они виновны, а потому, что им больше нет места в новом мире!» — изрёк великий РОБЕСПЬЕР. Идущие по его следам прекрасно помнили эти слова. 

Но бывает и наоборот: «Для того, чтобы уметь делать добро, мало быть добрым человеком».

Почести

  • Почётный член ряда университетов и научных обществ, в том числе:
    • Московского университета (1865);
    • Санкт-Петербургского университета (1869);
    • Русского исторического общества (1871);
    • Московского юридического общества (1873);
    • Петербургской академии наук (1880);
    • Православного палестинского общества (1882);
    • Французской академии (1888);
    • Общества истории и древностей Российских (1900).
  • Кавалер многочисленных орденов, в числе которых:
    • орден Святого Станислава (1-й и 2-й степеней);
    • орден Святой Анны (1-й и 2-й степеней);
    • орден Белого орла;
    • орден Святого Александра Невского (1883; алмазные знаки к ордену — 1888);
    • орден Святого Владимира (1-й и 2-й степеней);
    • орден Святого апостола Андрея Первозванного (Высочайший рескрипт от 16 августа 1898 года, в день открытия памятника Александру II в Москве; алмазные знаки к ордену при Высочайшем рескрипте — 1 января 1904);
    • орден Князя Даниила I;
    • орден Святого Саввы;
    • орден Святого Александра;
    • орден Звезды Румынии.

110 лет без «первого контрреволюционера» страны

В истории каждой страны есть фигура, которую принято рисовать исключительно чёрными красками, без полутонов, не говоря уж о «цветном изображении». В немецкой истории это, безусловно, Гитлер и вся руководящая когорта Третьего рейха, в испанской — великий инквизитор Торквемада и его «псы Господни», в русской — палач Малюта Скуратов и, с рядом оговорок, «политическая проститутка» товарищ Троцкий. 

Человек, о котором пойдёт речь, является не только носителем роскошной фамилии, но и мишенью для не менее пышной, растянутой во времени критики и часто клеветы. Со всеми прилагающимися эпитетами за авторством передовой общественности: «русский ТОРКВЕМАДА», «рыцарь несвободы», «воплощение леденящего петербургского бюрократа», «яростный реакционер» и даже, прошу прощения, «развратный страус нравственности». Именно с этого человека, как считается, классиком был написан Каренин, муж Анны: «длинная спина, большие оттопыренные уши». Именно этот политический деятель в юности направлял свободолюбивые статьи в «Колокол» ГЕРЦЕНА, а в классический период своей деятельности стал воплощением самой чёрной реакции и мракобесия; именно он, многолетний обер-прокурор Святейшего Синода, отлучал от церкви Льва ТОЛСТОГО, но при этом обменивался единомышленническими письмами с Фёдором ДОСТОЕВСКИМ. А большинство из нас — в лучшем случае — и вовсе помнит его по единственной фразе из поэмы «Возмездие» Александра БЛОКА: «…Победоносцев над Россией // Простёр совиные крыла».

Да, всё это он — Константин ПОБЕ­ДОНОСЦЕВ, человек, которого считали основным идеологом контрреформ 

АЛЕКСАНДРА III, вторым лицом в стране, главным носителем «охранно-консервативной» национальной идеи. «Вице-император», злодей, корифей. Фигура интереснейшая, стоящая особняком в русской истории второй половины XIX — начала XX в. И уж точно не такая антрацитово-чёрная, каким принято рисовать Константина Петровича с лёгкой руки либеральной дореволюционной, а потом и советской печати и историографии. Я далёк от мысли выстраивать последовательную апологию К. П., как это делали иные исследователи в ревизионистские 90-е, бросившись в другую, славословящую, крайность: дескать, выяснилось, что Победоносцев едва ли не в одиночку противостоял революционному беспределу и смуте, твёрдой рукой держал под уздцы Россию; что стоило отставить Константина Петровича, как страна покатилась в тартарары — в кипящий котёл первой русской революции 1907-го. Победоносцев уже не видел завершения этих потрясений: его не стало 23 (10) марта 1907-го, ровно 110 лет назад. Но он, безусловно, успел осознать, что все худшие его предположения о «русском пути» и «русской Голгофе» сбываются ясно, отчётливо, беспощадно. «Да знаете ли вы, что такое Россия? Ледяная пустыня, а по ней бродит лихой человек!» — это вырванное из контекста, перевранное и многократно аукнувшееся Константину Победоносцеву ещё при жизни изречение стало особенно активно сбываться через десятилетие после его смерти. 

Но обо всём по порядку. 

Критика

Согласно мнению авторов энциклопедии Britannica, Победоносцев стремился «защищать Россию и Русскую православную церковь от всех конкурирующих религиозных групп, как то: староверов, баптистов, католиков и иудеев» и был, таким образом, «в значительной степени ответствен за правительственную политику подавления религиозных и этнических меньшинств, а также западнически ориентированной либеральной интеллигенции».

Победоносцеву рядом научных источников приписывается фраза о будущем живущих в России евреев: «Одна треть вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении». Профессор Университетского колледжа Лондона Джон Клиер, анализируя источники цитаты (он приводит английскую версию «A third will be converted, a third will emigrate, and a third will die of hunger») и взгляды Победоносцева, приходит к выводу, что происхождение этой цитаты «очень сомнительно» в связи с тем, что Победоносцев неоднократно скептически высказывался о возможности обращения евреев в православие. В статье, посвящённой Победоносцеву в энциклопедии Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Клиер пишет, что Победоносцев использовал пейоративное именование «жид» как синоним «либерал» или «прогрессист» и видел в евреях символ ненавистных ему изменений. Историк Роберт Джераси не видит причин сомневаться в подлинности оригинальной цитаты и полагает, что высказывание Победоносцева можно отнести к разряду фантазий о геноциде, а саму проводимую им политику относительно евреев — к его практическому осуществлению, как, вероятно, считал и автор термина геноцид Рафаэль Лемкин.

Оценку роли Победоносцева как проводника антиеврейской политики давала европейская пресса того времени; «Краткая еврейская энциклопедия» (1976—2005) называет его «вдохновителем самых жестоких антиеврейских мероприятий Александра III»; историк В. Энгель в начале 2000-х годов утверждал: «Укрепление начал православия по Победоносцеву означало отказ от мирного сосуществования с другими религиями, „враждебными“ православию. Самой враждебной религией был признан иудаизм». Историк Михаил Штереншис пишет, что Победоносцев стремился направить социальные протесты крестьян и рабочих в сторону евреев как «главных эксплуататоров народных масс».

К началу XX века, когда реальное влияние Победоносцева начало ослабевать, в леворадикальной и либеральной среде его фигура превратилась в символ крайней реакции и объект ненависти, иллюстрацией которой может служить характеристика, данная ему одним из деятелей Конституционно-демократической партии (кадетов) В. П. Обнинским в его анонимно изданной в Берлине книге: « злой гений России, советчик реакции трёх императоров, беспринципный бюрократ, неверующий глава духовенства, развратный страус нравственности, подкупной ревнитель честности. Главный виновник разложения православной церкви. <…>». В первом издании Большой советской энциклопедии (Т. 45, 1940) о нём говорилось: « — реакционер, яростный поборник самодержавия, вдохновитель самой чёрной дворянско-крепостнической реакции 80—90-х гг., вождь воинствующего мракобесия и черносотенства, злейший и активнейший враг не только социализма, но и буржуазной демократии. <…> проводил политику жесточайших преследований старообрядцев и сектантов и притеснения всяких иноверцев.»

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

(21 мая 1827 – 10 марта 1907) – рус. реакц. социолог, правовед, политич. деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода (1880–1905). Используя отдельные положения славянофильства и идеи французской социологической школы Ле Пле, Каруса, Карлейля, П. с крайне реакц. позиций идеализировал духовную инертность человечества, утверждал фидеизм, иррационализм и алогизм (см. «Моск. сборник», М., 1896). За наукой и философией П. признавал лишь статус «вероятного предположения»: «теория и формула… не могут заключать в себе безусловное», каждая из них – «нечто неполное, сомнительное, условное и лживое»; абс. истину («истинный разум фактов») «народ чует душой», веруя в бога. П. выступал с критикой англ. и франц. материалистов, Руссо, «лукавой диалектики современных просветителей», дарвинизма («очень выгодное» учение для «аргументации нового материализма»), а также «идеалов неверия» Канта, позитивистов (Спенсера, Дж. Милля и др.); в этих последних учениях П. возмущали уступки материализму. П. пытался развенчать идеалы бурж. демократии («великая ложь нашего времени»), используя объективные противоречия капитализма в реакц., антинар. целях.

Соч.: Историч. исследования и статьи, СПБ, 1876; Ле-Пле, М., 1893; Победа, победившая мир, М., 1895; Курс гражд. права, ч. 1–3, СПБ, 1896; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1, полутом 1–2, П., 1923.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 230; Слонимский Л., О великой лжи нашего времени. К. П. Победоносцев и князь В. Н. Мещерский. Критич. этюд, СПБ, 1908; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры, Л., 1929; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, , 1958 (см. указат. имен).
В. Зверев. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

Ссылки

  • Победоносцев Константин Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Биография на сайте Биография.ру
  • Биография на сайте Знаменитые юристы России
  • ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович в Библиотеке Якова Кротова
  • Победоносцев и школьная реформа
  • Николай Бердяев «Нигилизм на религиозной почве»
  • «Друг моего детства» и другие материалы
Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.
Предшественник:Толстой, Дмитрий Андреевич Обер-прокурор Преемник:Оболенский, Александр Дмитриевич
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: