Художник константин юон (1875

Юон, константин фёдорович — энциклопедия руниверсалис

Творчество Юона

В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей.

После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. В 1920-х — 1950-х он создал ряд портретов, картин на темы истории революции и современной ему жизни, в которых придерживался реалистической традиции.

Наполненные тонким лиризмом, они представляют наибольшую ценность во всем творческом наследии мастера.

Юон как театральный декоратор сильно уступает Юону-живописцу. Большинство его театральных работ не отличаются новизной и художественным воображением, которые характерны для сценографии многих его современников.

Посмертные ретроспективы работ мастера состоялись в 1962 и 1976 в Третьяковской галерее, в 1976 в Русском музее. Произведения художника находятся в коллекциях многих отечественных музеев, в том числе ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, ГРМ в Санкт-Петербурге.

Биография

Происхождение и семья

Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве, в германо-швейцарской семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

До революции

Голубой куст.

Лавра зимой.

Весенний солнечный день.

С 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году стал одним из организаторов Союза русских художников. Также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева.

До революции основной темой творчества были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

После революции

В провинции. Город Торжок. Тверская губерния.

После революции остался в России. В качестве отклика на революционные события им было создано полотно «Новая планета», трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что художник изобразил на нём «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идёт о созидании нового мира.

В 1925 году стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы был директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений (Институт имени И.Е. Репина в Ленинграде, Заочный народный университет искусств в Москве).

С 1957 года был первым секретарём правления Союза художников СССР.

В 1951 году вступил в ВКП(б).


Могила К. Ф. Юона.

Умер 11 апреля 1958 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

Брат — Павел Фёдорович Юон (1872—1940), композитор, музыкальный педагог, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к власти Адольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

Основные произведения


Зима (Ростов Великий)

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Голубой куст», 1907, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910, ГРМ
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915, ГТГ
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1921, ГТГ
  • «Подмосковная молодёжь», 1926; ГРМ
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927. ГЦМСИР.
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Люди будущего», 1929, ТОКГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947, ГТГ
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929, ГТГ

Оформление театральных спектаклей

  • опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С. П. Дягилева
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921, МХАТ
  • пьеса «Сердце не камень» А. Н. Островского, 1923, Малый театр
  • пьеса «Егор Булычов и другие» М. Горького, 1934, МХАТ
  • опера «Хованщина» М. П. Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

«Баловень судьбы»

Константин Юон принадлежал к тому редкому типу счастливцев, которым одинаково повезло и в работе, и в личной жизни. Близкие разделяли любовь будущего художника к творчеству и поощряли все его начинания. В большой семье (у Константина Федоровича было десять братьев и сестер) часто устраивались концерты и спектакли. Дети готовились к представлениям сами: писали и разучивали тексты, шили костюмы, рисовали декорации. Последним занимался, конечно, Константин. Рисовать он начал с восьми лет и сразу понял – вот оно, его призвание. Когда Юон учился в реальном училище, на занятии по рисованию всем было предложено раскрасить на свой вкус здание в восточном стиле. Когда Константин выполнил задание, учитель воскликнул: «Ну прямо по Верещагину!» С творчеством великого художника-баталиста Юон тогда еще не был знаком и отправился в Третьяковку. С того дня ему открылся удивительный мир профессиональной живописи, частью которого он со временем стал.

В семнадцатилетнем возрасте Константин Юон поступает в Московское художественное училище и делает большие успехи. На одной из выставок студенческих работ к его полотну «Огороды» подошел сам Илья Ефимович Репин, внимательно посмотрел и сказал: «Весело!» В 1900 году Юон уже продает первую картину – «У Новодевичьего монастыря весной» – Третьяковской галерее. Дела молодого художника шли в гору: его пейзажи, в основном посвященные красотам родной Москвы и Подмосковья, полюбились ценителям живописи и быстро раскупались. На средства, полученные от продажи полотен, Юон много путешествовал по России и несколько раз выезжал за рубеж. Его стиль соединил в себе приемы русских передвижников и популярных тогда в Европе импрессионистов. «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах…», – рассказывал он в начале своего творческого пути. Константину Федоровичу удавалось найти красоту даже в скромных, прозаичных пейзажах и обыденных ситуациях. На всех крупных выставках начала 1900-х годов неизменно присутствовали его произведения.

Довольно рано Константин Юон обнаружил у себя и преподавательский талант. Открыв в Москве частную студию, он не только сам трудился в ее стенах, но и обучал молодых творцов. Среди самых известных учеников Константина Федоровича – братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, Вера Мухина, Владимир Фаворский, Роберт Фальк. Судьба благоволила художнику во всем – свою будущую жену Клавдию он встретил в конце 1890-х годов и счастливо прожил с ней более полувека. Несмотря на сопротивление со стороны отца (Юоны считались обеспеченной семьей, Клавдия же была из простых крестьян), Константин Федорович ни на секунду не сомневался в своем выборе. Супруги стоически вынесли потерю сына и сплотились еще больше. Знакомые говорили, что они понимали друг друга с полуслова.

Один из товарищей Юона запомнил историю, тронувшую его до глубины души. Как-то раз они с Константином Федоровичем зашли к художнику домой, но обнаружили, что лифт в подъезде не работает. Юон тогда уже был пожилым человеком и испытывал немалые трудности, поднимаясь по лестнице. Однако, делать нечего – пришлось идти. На последней ступени художник остановился, чтобы отдышаться, и заметил стоящее рядом ведро. Ударив по нему ногой, он объяснил товарищу: «Клавдия Алексеевна будет волноваться, а звук от удара похож на скрежет дверей лифта. Пусть она думает, что мы приехали на лифте». Уже в квартире к гостю незаметно подошла супруга художника и вполголоса спросила, не слишком ли трудно Константину Федоровичу было подниматься по лестнице. В ответ на недоуменный взгляд она пояснила, что специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы супруг не думал, что заставил ее переживать.

Происхождение и детство

Родился 24 октября 1875 года в Москве в дружной многодетной семье – у Константина было 10 братьев и сестёр (он стал четвёртым ребёнком). Отец, успешный страховой агент, когда-то приехал из Швейцарии, здесь и остался строить карьеру (позже стал директором страховой компании).

Мать увлекалась музыкой и прививала детям любовь к творчеству. По распространённой в те времена традиции в доме, где всегда были рады гостям и никогда не утихал смех, ставили домашние спектакли, «живые картины», организовывали концерты. Сама подготовка уже была увлекательным процессом, Константину здесь принадлежала роль декоратора и костюмера. Так обнаружилось его художественное дарование, и с восьми лет начались занятия по рисованию. Пока в частном порядке.

Благополучная жизнь в центре Москвы (на 4-й Мещанской улице, в особняке, некогда принадлежавшем Муравьёву-Апостолу, отцу трёх декабристов) и созидательная атмосфера в семье способствовали развитию в детях живого интереса ко всему прекрасному. Так, Константин Юон ещё с детства проникся архитектурой старой Москвы. Полюбил периодические художественные выставки и Третьяковскую галерею, единственное на то время место, где можно было лицезреть произведения искусства.

Учитель из реального училища посоветовал родителям обратить внимание на явное дарование сына. Путь Юону был предопределён

Метаморфозы нового века

Пейзаж считался «фирменным» жанром Константина Юона. Несмотря на то что художник написал серию портретов своих известных современников, самую искреннюю радость ему все же приносила работа с природой. За годы творчества Юон изобразил на своих полотнах множество русских городов – от Москвы и Ростова Великого до Сергиева Посада и Твери. После Октябрьской революции его индивидуальный «почерк» не изменился, однако темы для картин стали несколько иными. В 1920-х годах Константин Федорович пишет серию акварельных работ, посвященных жизни в Москве во время революции. Последняя картина из этого цикла, «Штурм Кремля в 1917 году», будет написана уже к тридцатилетнему юбилею тех судьбоносных событий.

В 1922 году художник отходит от привычного стиля и создает совершенно новый во всех смыслах шедевр. Картина «Новая планета» произвела фурор в творческих кругах. Причем родилась она практически случайно. Юон трудился над рисунком занавеса Большого театра и придумал необычную композицию: темные фигуры людей тянут руки навстречу ослепительному свету и планетам Солнечной системы. Идея настолько захватила художника, что привела к созданию отдельного полотна. Некоторые искусствоведы, впрочем, полагают, что «Новая планета» символизирует катастрофу и является аллегорией на революционные потрясения. Тем не менее с советской властью у художника установились хорошие отношения. В 1940 году Юону поручают писать эскизы для мозаик Дворца Советов – правда, интересный проект так и не был реализован.

В годы Великой Отечественной войны художник не покидал родного города и разделил тревожное настроение, царившее в Москве в 1941 году. Константин Федорович приступил к работе над картиной «Парад на Красной площади 7-го ноября 1941 года» и трудился целый год. Художник намеренно показал «сердце столицы» мрачным и безлюдным – лишь марширующие солдаты, отправляющиеся прямиком на фронт. Главной целью живописца было показать, как разительно переменился город во время войны. И все же темная палитра указывает не на упаднические настроения, а на строгость и торжественность момента. Символы столицы – Спасская башня и Храм Василия Блаженного – своим видом напоминают, что никому еще не удавалось покорить Москву. Вдали художник изображает линию заводов и фабрик – как дань труженикам тыла. Полотно Юона получило высокую оценку коллег: в 1943 году художник удостоился Сталинской премии первой степени. Вторая версия легендарной картины увидит свет в 1949 году.

После войны Константин Федорович Юон продолжал заниматься любимым делом: писал картины, оформлял театральные постановки, кино- и мультфильмы, а также преподавал в Московском художественном институте. Живописец скончался в 1958 году. В память о его жизни и творчестве на доме №14 на московской улице Земляной Вал установлена мемориальная табличка.

Обложка: К.Ф. Юон. «Весенний солнечный день» 1910 год

После Революции

Переворотные политические события в России не испугали мастера – он остался на родине. Новая власть признала его и не препятствовала работе. Писал и выставлялся, работал в театре, преподавал в собственной студии, позже в Ленинградской академии художеств и институте Сурикова в Москве. Отмечался наградами и назначениями: лауреат Сталинской премии, глава НИИ теории и истории изобразительных искусств при Академии, первый секретарь Союза художников.

При этом Юон картины писал, по оценке специалистов, весьма двусмысленные. Советский человек в них не имеет явного энтузиазма и не озарён счастьем. Герои его работ живые и настоящие. Жизнеутверждение и восхищение переменами в картинах Юона не главное. Он продолжал писать народ, город, церкви, пейзажи, провинцию – русское, всё, что любил.

Акварели о событиях 1917-го, свидетелями которых был художник, соединяют сцены из реальной жизни с архитектурой Москвы. Солдаты и рабочие – на фоне городских пейзажей

Часто перспектива так прекрасна и обширна, что невольно завоёвывает главное внимание, заставляя зрителя переносить взгляд с тёмных фигур на переднем плане. Сам художник отмечает собственную связь с историческим живописцем Суриковым: «Моя любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете – влекли меня…»

В 1922 году Юон стал свидетелем парада на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции. В результате родилось полотно «Парад Красной армии» – пожалуй, единственная работа, выполненная в не свойственном художнику колорите, в соответствии с реальностью. Герои картины представлены тёмной массой, их действия строги и выверены. Подобные работы позволяют причислить Константина Юона к настоящим мастерам исторической живописи.

Удивительно, но живописцу удавалось сохранять баланс даже в годы гонений на церковь. Ведь он продолжал писать храмы, наделяя их особым ореолом святости, света и любви, которых было не скрыть. Не иначе как спасло везение и личное обаяние мастера.

Биография Константина Юона

Родился в семье страхового агента, выходца из Швейцарии. В 1894 поступил в МУЖВиЗ, на архитектурное отделение. Вскоре перешел на живописное отделение, учился у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, в 1899 работал в мастерской В. А. Серова.

С 1896 до конца 1900-х неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях. С 1898 давал частные уроки. В 1900–1917 возглавлял Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Увлекся культурой Древней Руси.

В конце 1890-х — 1900-е неоднократно путешествовал по старинным русским городам. Посетил также Италию, Австрию, Швейцарию, Германию. Жил в Москве, в Сергиевом Посаде (1903, 1911, 1918–1921), Тверской губернии (1905–1906, 1916–1917), Переславле-Залесском, Ярославле.

Принимал участие в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900), «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 был постоянным экспонентом Союза русских художников, с 1904 — входил в состав Комитета «Союза».

Работал преимущественно как пейзажист, снискав «широкую известность» у московской и петербургской публики.

Произведения Константина Юона

Картины художника выставляются в крупнейших музеях России и неизменно задерживают возле себя толпы зрителей. Ведь в них свет, воздух, краски – жизнь.

Наиболее известны картины под названиями:

  • «Лубянская площадь зимой» (1905);
  • «Голубой куст» (1907);
  • «Весенний солнечный день» (1910);
  • «Весна в Троицкой лавре» (1911);
  • «Утро в Угличе» (1913);
  • «Мартовское солнце» (1915);
  • «Купола и ласточки» (1921);
  • «Конец зимы. Полдень. Лигачёво» (1929);
  • «Утро Москвы» (1942);
  • «Загорск. Базарная площадь» (1943);
  • «Утро индустриальной Москвы» (1949);
  • «Летнее утро» (1956).

Любимым писателем художника был Пушкин, который стал неким ориентиром в живописи: «Хотелось создать пейзаж по-пушкински…». Идти вместе с веком, слушая голос разума и сердца, по признанию Юона, было его творческим принципом.

Биография художника Константина Маковского

Биография Константина Коровина

Биография художника Константина Андреевича Сомова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: