Педагогические взгляды
Работа в Казанском университете принесла Лесгафту запрет на преподавательскую деятельность. Он оказался вовлечен в скандал, который был спровоцирован экзаменом. Преподаватель, заменявший Лесгафта, провел итоговые испытания студентов с грубыми нарушениями, без препарирования трупа. Возмущенный Петр Лесгафт решил оповестить общественность через газету, и вскоре вышла статья, которая нелестно отзывалась об университете. Коллеги добились того, чтобы Лесгафту запретили преподавать. Остро переживая невозможность заниматься научно-практической деятельностью, Петр Лесгафт переезжает в Петербург и с неофициального разрешения местного градоначальника начинает преподавать анатомию, которая была вычитана им в форме лекций в домашних условиях. Так родились знаменитые курсы Лесгафта.
В 70-е годы Петр Лесгафт активно начинает интересоваться физическим воспитанием
Работая врачом-консультантом в клинике, он обратил внимание, что к гимнастике подходят скорее с врачебной точки зрения и для правильной ее организации считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Увлеченный перспективами использовать скрытые возможности гимнастики, Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений с просьбой взять его на работу
И приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками военной гимназии. Лесгафт добился больших успехов на данном поприще и вооружившись знаниями, полученными на заграничных курсах, стал проводить занятия по немецкой, шведской и собственной системе.
Освободившись от запрета преподавать, Лесгафт возвращается за университетскую кафедру. Лесгафт стал работать на физико-математическом факультете и начался его новый десятилетний этап преподавательской деятельности в известном университете.
Лесгафт являлся основоположником лечебной гимнастики в России. Многие методы, которые применялись для коррекции врожденных пороков развития костно-мышечной системы у детей, с успехом применяются сегодня. Также Лесгафт участвовал в разработке основы школьной гигиены и занимался практическим внедрением данной системы в школах Петербурга. Благодаря ему в России был создан кабинет гигиены.
Замечание 1
Физическому воспитанию Лесгафт посвятил очень много своего времени и труда. В 1881 году именно по его инициативе были созданы специализированные курсы предназначенные для преподавателей гимнастики. В 1893 году Лесгафт открыл Биологическую лабораторию, которая стала первой в России научно-исследовательской лабораторией с программой работ по многим наукам.
Педагогическая деятельность
Важное место в педагогической деятельности Лесгафта занимала
подготовка учителей физкультуры. В 1877-1882 гг
он руководил учебными и
гимнастическими курсами физической культуры, созданными им для военных училищ и
армии. По примеру этих курсов в 1896 году Лесгафт открыл Высшие курсы
преподавателей и директоров физкультуры. Он выступал за высшее образование для
женщин. Его курсы считались самым прогрессивным учебным заведением. Для
поступления в колледж не требовалось свидетельство о политическом доверии.
Курсы преподавали многие известные ученые: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. А.
Ухтомский. Выпускники курсов, получившие теоретическую и практическую
подготовку, работали во многих городах России. В 1905 году курсы были закрыты
из-за участия слушателей в мероприятиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт
организовал Высшую добровольческую школу. В годы первой русской революции
помещения школы использовались для проведения политических собраний, лекций и
различных общеобразовательных курсов. Школа преследовалась царским
правительством и была закрыта в 1907 году. Благодаря энтузиазму личностей
прогрессивной русской педагогики были возобновлены курсы в гимназии Лесгафта.
Лесгафт был социальным педагогом, в 1893 году основал в
Санкт-Петербурге Общество содействия физическому развитию учащихся, в котором
Лесгафт принимал активное участие. Следуя примеру этого общества, его филиалы
появились в других городах России — Москве, Киеве, Одессе и других. В
результате работы ОСФРУМа были открыты игровые площадки, организованы экскурсии
и пешие походы из города в леса, катание на коньках и другие формы отдыха и
развлечений, в основном для детей и молодежи из малообеспеченных семей. Царское
правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он
постоянно находился под надзором полицейского участка. В 1901 году был
арестован и отправлен из Санкт-Петербурга в Финляндию на год за выступления в
защиту студенческих демонстрантов. Он ведет постоянную борьбу с реакционными
теориями в биологии, медицине и образовании. Он критиковал научно зарубежные
методы физического воспитания. Он особенно критиковал немецкую и шведскую
гимнастику за отсутствие научно-педагогического подхода к выбору упражнений и
использованию спортивного оборудования.
Имя Лесгафта и его научно-теоретическая и педагогическая
деятельность заняли достойное место в отечественной науке и педагогике.
Несмотря на ряд недостатков, «отнесение педагогики к разделу биологии,
отказ от спортивных соревнований и упражнений на гимнастических аппаратах и
т.д.», созданная им система физического воспитания отличалась своей
оригинальностью и прогрессивностью для своего времени. Многие научные работы
Лесгафта не потеряли своей значимости и по сей день. В его честь был назван
один из крупнейших специализированных институтов — Государственный институт
физической культуры в Ленинграде, ныне Санкт-Петербургская академия физической
культуры имени Лесгафта.
Система «Лесгафт» не стала основой национальной
системы физического воспитания в России из-за отсутствия в стране
квалифицированных учителей. Более того, идея системы не соответствовала
интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого Лесгафта было
много неверных представлений, которые вытекали из его формального логического
взгляда на мир. Однако многие положения его системы, доказавшие свою
обоснованность на практике, были включены как элементы советской системы
физического воспитания.
Научная работа
В двухтомном труде «Руководство по физической культуре
детей дошкольного возраста» (1888 и 1901 гг.) Лесгафт научно установил
содержание, средства и методы физической культуры в школах. В основу системы
физического воспитания он положил дидактические принципы сознательности,
описательности, активности, доступности, постепенности и последовательности,
которые должны строго соблюдаться при выполнении физических упражнений
Лесгафт
рекомендовал уделять пристальное внимание возрасту, полу и индивидуальным
особенностям учащихся. На основе данных физиологии, анатомии и антропологии
разработал классификацию физических упражнений и игр, которая состояла из
четырех основных разделов
Первые включали в себя как простые упражнения
(голова, туловище, движения конечностей), так и сложные (ходьба, бег, бросок).
Вторая секция состояла из упражнений с возрастающей нагрузкой (упражнения с палками,
гирями, метание деревянных и железных мячей, прыжки, борьба, скалолазание и
т.д.). Третий раздел включал в себя упражнения, связанные с изучением
пространственно-временных отношений (бросание в цель, бег в определенном темпе,
прыжки на определенное расстояние и т.д.) Четвертый раздел включал в себя
систематические упражнения в виде сложных видов деятельности (простые и сложные
игры, катание на коньках и лыжах, фехтование, пешие прогулки и экскурсии).
В методике физического воспитания можно отметить следующие
отличительные особенности….. Физическое воспитание должно основываться на
связи между физическим и умственным: «Существует тесная связь между
умственным и физическим развитием человека….. Психический рост и развитие
требуют соответствующего физического развития».
Лесгафт пытался создать правильную картину окружающего мира
с помощью ощущений и их проверки. Например, при выполнении практических заданий
ученикам давались предметы из различного материала, веса, формы и т.д. Дети, не
видя этих предметов, должны были определить, что они собой представляют:
деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба и т.д.
Предпочтение было отдано варианту, при котором упражнение выполнялось в
соответствии с устным объяснением, а не демонстрационному методу.
P. Ф. Лесгафт был первым ученым в России, который начал
изучать процесс физического воспитания с помощью методов научных исследований.
Он создал специальное педагогическое направление в этой области. Цель всего
образования, включая физическое воспитание, состояла в том, чтобы подготовить
человека к творческой работе, чтобы с наименьшими усилиями достичь наилучших
результатов. Он считал, что при выборе движений человек должен исходить из
сознания целесообразности каждого, по принципу «сначала подумай — потом
действуй». Чтобы заставить студента работать умственно, он даже отказался
показывать упражнения, а только объяснил их. Более того, П. Ф. Лесгафт считал,
что упражнения на гимнастических снарядах не соответствуют анатомическому строению
человека и поэтому не подходят для детей.
Лесгафт в своих работах уделял большое внимание методике
преподавания физических упражнений. Он первым в России создал учение о методах
«слова» и «демонстрации» в процессе физического воспитания.
Ученый потребовал, чтобы каждое упражнение было четко и кратко объяснено
заранее
Учащиеся, в свою очередь, должны были выполнять упражнение
сознательно, а не механически. Лесгафт не отказывался от показа, но считал, что
его следует применять после того, как упражнение будет сознательно выполнено
учениками.
Лесгафт установил высокие стандарты в области физической
культуры. Он сказал, что учитель должен отлично знать свой предмет, обладать
достаточными знаниями анатомии, физиологии и психологии. По его мнению,
хорошего учителя характеризуют дисциплина, самоконтроль, любовь к ученикам,
внешняя чистота и изящество в движении.
Лесгафт Петр Францевич: легенда физического воспитания, истории и личной жизни в России
Физическое воспитание всегда занимало важное место в развитии страны и нации. В 1834 году был основан первый российский институт физической культуры — Теоретико-прикладное училище оружейных наук
Однако настоящий прорыв в организации физического воспитания произошел после создания в 1896 году Императорского института физической культуры. Одной из ключевых фигур этого института был Лесгафт Петр Францевич — выдающийся педагог, наставник, всемирно известный деятель физической культуры и спорта.
Имея широкие познания в разных областях науки и умении эффективно преподавать, Лесгафт смог создать инновационную систему физической подготовки. Его методика, основанная на целенаправленной системной физической подготовке, не только позволяла достигать высоких результатов в спорте, но также и развивала культуру здорового образа жизни через физическое воспитание населения. Кроме того, Лесгафт занимался научно-исследовательской работой по развитию теории физического воспитания и углублению знаний о физических процессах в организме.
- К достоинствам физической культуры по методике Лесгафта можно отнести:
- Целенаправленное обучение и тренировка;
- Системность тренировочного процесса;
- Максимальное использование потенциала организма;
- Развивающий эффект не только на тело, но и на ум и душу.
Личная жизнь Петра Францевича была также вдохновляющей. Супругами с женой Лесгафт воспитали четверых детей и смогли прожить вместе более 50 лет. Легенда физического воспитания ушел из жизни в 1947 году, но своим наследием и своим новаторским подходом к физической культуре навсегда оставил след в истории России.
П. Ф. Лесгафт как педагог
Как педагог, Петр Францевич внимательно наблюдал детей, изучал их психологию. Большой исследовательский материал собран в его интереснейшей книге «Школьные типы».
П. Ф. Лесгафт— поборник женского образования — считал, что без образованных и культурных женщин невозможна перестройка общества. В своем труде «Антропология и педагогика» он писал: «Воспитание ребенка в самые первые годы жизни все же в большинстве случаев находится в руках матери и ее отношения к нему, несомненно, оставляют самый глубокий след на всю его жизнь
Потому степень ее наблюдательности и научного развития имеет очень важное значение. Чем больше она знает сама, чем более она в состоянии поделиться своими знаниями со своими детьми, тем менее произвола в семье, тем более взаимного уважения между ее членами и тем выше идеалы подрастающего поколения»
Особое значение Петр Францевич придавал физическому воспитанию детей с первых дней их жизни. Он положил в России начало науке о физическом воспитании как особому отделу педагогической науки.
Важную роль Лесгафт отводил чувству меры в воспитании. Неумеренные похвалы, незаслуженные подарки и дорогие игрушки развивают в детях эгоизм.
Лесгафт был за внимательное отношение к детям, рекомендовал взрослым вдумчиво изучать детский характер и постоянно контролировать свои действия. К ребенку необходимо относиться серьезно и мягко, не сюсюкая, не балуя, не бегая за ним. Надо объяснять ему смысл и значение его поступков, вызывать его на самостоятельные размышления. Надо учить его стойко переносить неудачи и лишения, быть скромным.
Не должно быть никакой навязчивости в организации деятельности и развлечений ребенка. Поощряйте его стремление самому находить себе игры и предметы для занятий. Доставляйте ему простейшие игровые материалы и помогайте в тех случаях, когда действительно необходима помощь.
Если ребенок, указывал Петр Францевич, не может сам найти себе занятие, подскажите ему. Бессмысленные же замечания вроде: «не шали», «не приставай», «не рассуждай, а делай как тебе говорят» — обрывают инициативу ребенка, его стремление к творчеству.
Литература
- Таймазов В. А. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды / Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. — СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. — 720 с.: ил.;
- Таймазов В. А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. — СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. — 480 с.: ил.;
- Шабунин А. В. П. Ф. Лесгафт (-) . — М.: Медицина, 1982. — 77 с. : ил. — (Научно-популярная медицинская литература. Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения);
- Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1989;
- Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности: стенограмма публичной лекции… — Л.: Тип. ЛенВо, ;
- Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию // Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов / под общ. ред. Торопова Н. И. — М., Л., .
- Памяти П. Ф. Лесгафта. Сборник статей / под редакцией Медынского Е. Н. — М.: ФиС, ;
- Памяти Петра Францевича Лесгафта / под ред. Совета С.-Петерб. биол. лаборатории П. Ф. Лесгафта. — СПб.: Изд. газ. «Школа и жизнь», . — XII, 317 с. : ил.
- Касьяненко, В. Г. Петр Францевич Лесгафт / В. Г. Касьяненко ; Академия наук Украинской ССР. Совет научно-технической пропаганды. — Киев : Академия наук Украинской ССР, . — 40 с., 1 л. портр.;
- Свирса, А. А. П.Ф.Лесгафт и XX век : страницы истории / А. А. Свирса, А. А. Чуркин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.: ГАФК, 1996. — 29 с. : ил.;
- Важнинская, Н. А. Петр Францевич Лесгафт и его наследие // Шестые открытые слушания «Института Петербурга»: Ежегодная конференция по проблемам петербурговедения, 9—10 января 1997 года / ред. Л. К. Ермолаева, Н. В. Скворцова, сост. Л. К. Ермолаева, И. М. Сергеева. — СПб.: Ин-т Петербурга, 1999. — С. 17-21.
Служба в российских университетах
Занимаемые позиции/должности
В 1868 – 1869 — прозектор МХА в Институте практической анатомии.
В 1869-1871 — экстраординарный профессор физиологической (нормальной) анатомии медицинского факультета ИКУ
В 1884-1897 — приват-доцент медицинского факультета СПБГУ
Научные интересы
Один из идеологов гармоничного воспитания детей в семейной обстановке, настаивал на необходимости физического воспитания.
Диссератации
Тип | Год защиты | Место защиты | Название |
---|---|---|---|
Докторская | 1865 | Императорская Медико-хирургическая академия | Об окончании продольного слоя мышечной оболочки прямой кишки и о прибавочных слоях заднепроходно-предстательной области |
Общественно-политическая деятельность
С 1871 г. под надзором полиции. В 1893 году организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 году была преобразована в Естественнонаучный институт им. Лесгафта. С 1893 г. участвует в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования – Высшие курсы Лесгафта (сейчас — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта). Не раз был обыскан вследствие политической неблагонадежности. В 1901 г. за организацию протеста против избиения полицией демонстрантов (4 марта 1901 г.) выслан из Петербурга и в течение года жил в Териоках (Финляндия). В 1905 г. открыл Вольную высшую школу физического образования, закрытую в 1907 г. правительством.
Карьера вне университета
В 1863-1868 – ассистент проф. В.Л. Грубера, затем — сверхкомплектный ординатор (без содержания) во 2-м Военно-сухопутном госпитале.
В 1872-1874 годах руководит кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии.
В 1874-1886 — организатор физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях.
В 1877 году основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии.
В 1878-1884 – прозектор при профессореВ.Л. Грубере на кафедре анатомии ВМА.
В 1881 по инициативе Л. были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии
В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на Рождественских женских курсах
В 1896-1909 – руководитель Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта).
Дополнительные сведения
После публикации в октябре 1871 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» Лесгафтом «обвинительной статьи против Совета Казанского университета и г. Попечителя округа» уволен с запрещением впредь служить по Министерству народного просвещения («дело Лесгафта»). В знак протеста против этого семь профессоров университета подали в отставку; четверо из них были профессорами медицинского факультета: биохимик А. Я. Данилевский, гистолог А. Е. Голубев, терапевт П. И. Левитский, гигиенист А. И. Якобий, а также В. В. Марковников. В октябре 1874 г. было разрешено вновь вступить на службу по МНП. В октябре 1909 г. заболел воспалением легких и почек, был отправлен в Египет, где и умер. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках
Основные труды
Лесгафт П. Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.
Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М., 1991.
Библиография
Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды. СПб., 2006;
Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. СПб., 2006;
Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989;
Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950;
Памяти П.Ф. Лесгафта. Сборник статей / Под ред. Медынского Е.Н. М., 1947;
Памяти Петра Францевича Лесгафта / Под ред. совета Петерб. Биологическ. лаборатории. СПб., 1912;
Памяти П. Фр. Лесгафта. Сборник. М., 1924;
Архивы
ЦГИА СПб. Ф. 2165 (личный фонд П.Ф. Лесгафта, 146 ед. хр.).
РГВИА. Ф.316. Оп. 63. Д. 3546 (студенческое дело).
РГВИА. Ф.316. Оп. 30. Д. 274 (экзамен на степень доктора медицины).
РГВИА. Ф. 316. Оп. 37. Д. 114 (о переходе в Казанский университет).
РГВИА. Ф. 316. Оп. 60. Д. 432 (формулярный список, 1868).
РГВИА. Ф. 316. Оп. 32. Д. 22. Л. 2, 6.
РГВИА. Ф. 316. Оп. 48. Д. 9 (формулярный сптсок, 1884).
РГВИА. Ф. 316. Оп. 39. Д. 106, 1006 (отзыв В. Грубера).
Краткая биография П.Ф. Лесгафта
8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира Петра Карловича
Лесгафта, члена ювелирной мастерской, родился сын. Это был будущий Петр
Петрович (Францевич) Лесгафт, многогранный ученый и «вдохновленный
учитель», как его называл академик И.П. Павлов. Изучая биографию Петра
Лесгафта, каждый исследователь сталкивается с загадкой, которая остается
неразгаданной и по сей день. Почему он вошел в историю как
«Францевич», а не как «Петрович»? И Питер Лесгафт, и его
брат Франц называются Францевичем. Из его скудных воспоминаний о детстве Петра
Лесгафта мы узнаем, что отец относился к мальчику очень грубо и приучал его к
работе: с детства ему приходилось таскать дрова и убирать тротуар. Окружающая
среда, которая окружала маленького Питера, сформировала его дальнейшую жизнь. Уважение
к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальности и самоотверженности,
которые были установлены в его детстве, впоследствии стали незаменимой чертой
Петра Лесгафта.
В январе 1848 г., получив начальное домашнее образование,
Петр Лесгафт был принят в «великую приму» как первый класс Петровской
гимназии при Государственной гимназии. Л. хорошо учился. Он получил почти все
предметы, кроме латыни и французского, которые впоследствии освоил без особых
затруднений. Он усердно выполнял задания и иногда тратил много времени на
чтение и изучение книг. Но в 1851 году отец решил прервать учебу и отправил
четырнадцатилетнего сына в качестве ученика в известную аптеку.
Мы не знаем, как развился бунтарский подросток с аптекарем.
Известно, что Петр не убегал из аптеки и года, что вызвало гнев не только отца,
но и матери. Питер закончил свое образование в мужском отделении колледжа
Святой Анны, который назывался «Анненшуле». Летом 1856 года в
медицинскую и хирургическую академию поступило 500 кандидатов, и только 254 из
них были зачислены. Среди них был Петр Лесгафт. Прием Петра Лесгафта в
Медико-хирургическую академию совпал с радикальными изменениями в ее
руководстве. По инициативе президента академии П.А. Дубровского были внесены
значительные изменения в учебный план, созданы новые кафедры, начато
интенсивное строительство новых зданий и реконструкция старых. Под руководством
ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт
получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился
неукоснительно проводить эксперименты и работать с химическими реагентами.
Очень скоро Л. Лесгафт начал помогать Зинину в его лекциях. Лекции в академии
начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов вечера, практическая
работа, как правило, вечером. Многие профессора Академии оказали большое
влияние на формирование характера и взглядов Л., но главную роль в формировании
его как анатома-исследователя и ученого, несомненно, сыграл профессор Венцеслав
Леонидович Грубор.
Биография
П. Ф. Лесгафт — студент медико-хирургической академии, 1860 г.
Родился 8 () сентября года в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, ювелира, члена Цеха золотых художеств Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец числился купцом 3-й гильдии, был владельцем небольшой ювелирной лавки.
Получил начальное домашнее образование. С 1848 года учился в Петришуле, с 1853 — в Анненшуле.
В 1856 году поступил в Медико-хирургическую академию, где он увлёкся анатомией и изучал её под руководством профессора В. Л. Грубера. С 1861 года, по окончании академии с серебряной медалью, работал ассистентом в хирургической клинике профессора А. А. Китера.
В 1865 году получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных». В 1868 году защитил диссертацию на степень доктора медицины и хирургии: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения» и с 4 мая 1868 года состоял в должности прозектора Императорской медико-хирургической академии.
С 27 февраля 1869 года П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором физиологической (нормальной) анатомии в Казанском университете. Из-за конфликта 21 октября 1871 года царским указом он был отстранён от должности без права преподавания и над ним был установлен негласный надзор. В знак протеста против этого семь профессоров университета подали в отставку; четверо из них были профессорами медицинского факультета: биохимик А. Я. Данилевский, гистолог А. Е. Голубев, терапевт П. И. Левитский, гигиенист А. И. Якобий, а также В. В. Марковников.
В 1872—1874 гг. на кафедре В. Л. Грубера Лесгафт преподавал анатомию на Женских врачебных курсах и, одновременно, посещал лекции М. М. Руднева по патологической анатомии. С этого времени начались его работы над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. С 1874 года он начал работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, проводил занятия гимнастикой во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. В течение двух лет он изучал организацию занятий гимнастикой в Европе, практику подготовки учителей гимнастики. Публикации П. Ф. Лесгафта по теории физического воспитания получили широкую известность и популярность и в сентябре 1877 года он получил разрешение на открытие при 2-й военной гимназии двухгодичных учебно-гимнастических курсов, где он читал лекции по анатомии, привлекая сведения из физиологии и руководил всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование.
В 1878 году был избран вторым прозектором в медицинской академии при профессоре В. Л. Грубере.
Только в 1884 году он смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П. Ф. Лесгафт высылался на год из Петербурга по мотивам политического характера.
В 1893 году, на пожертвованные Лесгафту деньги, он создал Санкт-Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадежная в политическом отношении. После революции, в 1918 году школа возобновила работу как Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта.
Умер в Египте, возле Каира, 28 ноября (11 декабря) года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.
Примечания
- Стрельников И. Д. Из истории палеонтологии в России // Организм и среда в геологическом прошлом. — М.: Наука, 1966. — С. 7-13.
- ↑
- ↑
- . Дата обращения: 5 января 2014.
- Лесгафта курсы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- . Дата обращения: 4 августа 2019.
- Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003. — С. 204.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003. — С.374.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2010.
- . Дата обращения: 5 января 2014.
Обучение П.Ф. Лесгафта физкультуре и его педагогическая деятельность
Создание российской системы физического воспитания
неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.
Пётр Лесгафт (1837-1909) вошел в историю русской науки как
крупный учёный в области анатомии и педагогики. Его научная теория физического
воспитания. Обладая глубокими знаниями анатомии и физиологии, он заложил основы
научной теории физического воспитания
В 1974 году Лесгафт опубликовал работу
«Основы природной гимнастики», которая привлекла внимание российского
педагогического сообщества, а также заинтересовала Военное министерство России.
Он был приглашен на работу в штаб военных учебных заведений для управления
физической подготовкой студентов
Лесгафт проработал в системе ГУВУЗ 12 лет. Он разработал и
написал руководство по физическому воспитанию школьников. Он также организовал
курсы для офицеров, ответственных за физическое воспитание русской армии.
Лесгафту снова разрешили заниматься педагогической
деятельностью. Разработал систему физического воспитания воспитанников военных
гимназий. В своей педагогической и общественной деятельности он поддерживал все
прогрессивные и прогрессивные идеи. В науке и практике Лесгафт отстаивал точку
зрения естественного материализма. Его педагогическая система была основана на
доктрине единства психического и физического развития личности. Главной целью
педагогической системы Лесгафта было «гармоничное, всестороннее развитие
человеческого тела», под которым он понимал системное умственное, нравственное,
эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка
развивается любовь к труду и он готов к любой начальной работе.
Лесгафт подробно разработал теорию дошкольного образования.
Он определил основные принципы воспитания детей в семье: чистота, движение,
человечность в образовании, последовательность в словах и делах, отсутствие
произвола, насилия и угнетения.
Понимая, что основной задачей школы является образование, то
есть приобретение знаний и навыков, П.С. Лесгафт назвал свою систему системой
физического воспитания, которую он построил на достижениях современной науки.
Его работы в области анатомии, педагогики, биологии и истории не потеряли своей
значимости и по сей день.
Основные положения теории физического воспитания можно обобщить
следующим образом:
- Как психическое, так и физическое воспитание
должно помочь подготовить человека к высокопроизводительному труду на благо
общества в целом; - Творческая деятельность, как умственная, так и
физическая, возможна только при осознанном выборе средств для достижения цели.
Поэтому П. Ф. Лесгафт считал одной из важных задач физического воспитания
развитие способности сознательно воспринимать и анализировать результаты
физических упражнений; - Только гармонично развитые люди с «идеально
нормальным организмом» могут достичь наивысшей производительности и
эффективности; - П.Ф. Лесгафт понимал гармоничное развитие как
правильное сочетание психических и физических сил человека; - Гармоничное развитие возможно только при
соблюдении принципа последовательности и последовательности выполнения
упражнений с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей физического
развития каждого человека; - Надлежащее физическое развитие может быть
достигнуто только с помощью научно обоснованной системы физического воспитания; - Сама система физического воспитания должна
состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в разных
условиях и в разных формах, постепенно усложняющихся в соответствии с
образовательной задачей.
Лесгафт уделил особое внимание использованию народных игр.
Он видел их большую образовательную ценность. В играх дети повторяют то, что
видят вокруг
Его советы дать детям больше времени для свободных игр и
физических упражнений на свежем воздухе остаются актуальными и сегодня.
Педагогические идеи
Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.
«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.
Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.
Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.
Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?
Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».