«Жизнь за царя»
В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским
Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым
С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».
Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».
В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.
Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.
На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».
После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.
К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.
Екатерина Керн. (wikipedia.org)
В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.
Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Гениальный русский композитор, смелый и дерзновенный новатор XIX в., в творчестве опередивший своё время, патриот, человек высокого национального самосознания, могучего темперамента и трагичной судьбы.
М.П. Мусоргский – сын помещика, дворянина из древнего рода Рюриковичей. Родился в селе Карево Псковской губернии. Вместе со старшим братом получил домашнее образование. Музыкальный дар проявился рано. Занимался музыкой под руководством матери, а затем с профессиональным педагогом.
Но в семье музыка не подразумевалась профессией, и 10-летнего Модеста с братом определили в Школу гвардейских подпрапорщиков. Там также к музыке относились как к развлечению и не поощряли серьёзных занятий. Но юноша, преуспевая в военной науке, мечтал о серьёзном изучении музыки и вообще о серьёзном образовании: он изучал иностранные языки, литературу, историю, брал частные уроки игры на фортепьяно.
В 1856 г. молодой офицер поступил в гвардейский Преображенский полк. Но военная карьера не состоялась: знакомство с композиторами «Могучей кучки» полностью изменило его судьбу.
Главные творческие принципы «кучкистов» – народность и национальность. Тематика творчества, по их мнению, должна быть связана с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки. Мусоргский, убеждённый демократ, стал наиболее радикальным членом объединения.
В 1858 г. Мусоргский подал прошение об отставке и погрузился в музыку. Ему хотелось сочинять, он спешил наверстать упущенное. Иногда начинал и не доводил до конца начатое – так остались незавершёнными три оперы.
Обратился к симфонической музыке и создал шедевр – «Ночь на Лысой горе» (1867). Обратился к вокальной музыке – появились песни с целой галереей народных образов: «Светик Савишна», «Сиротка» на собственные стихи, «Калистрат», «Колыбельная Еремушке» на стихи Н. Некрасова и др.
Вершиной творчества композитора стала опера «Борис Годунов», основанная на трагедии А. Пушкина и на материалах «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Впервые была исполнена в Мариинском театре Петербурга в 1874 г.
Замысел другой оперы – «Хованщина» – возник у него ещё во время работы над «Годуновым». Он сам написал либретто. Новая работа шла трудно из-за широты материала, который не укладывался в рамки оперы. Кроме того, распался «Балакиревский кружок», и композитор тяжело пережил это событие.
Знаменитые творения Бетховена
Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха
Самые знаменитые балерины России
В 1868 г. Мусоргский начал службу чиновником Лесного департамента, для сочинения музыки остались лишь вечера и ночи, что привело к сильному переутомлению и депрессии. К тому же параллельно с «Хованщиной» он работал над комической оперой «Сорочинская ярмарка» на сюжет Гоголя.
Шедевром Мусоргского стал цикл фортепьянных пьес «Картинки с выставки» (1874), музыкальных иллюстраций к картинам художника В. Гартмана, с которым он дружил и который скоропостижно умер в возрасте 39 лет. Его смерть стала сильным потрясением для композитора.
Последние годы Мусоргского были омрачены многими обстоятельствами: развал «Могучей кучки», который был им воспринят как измена русской идее; непонимание его творчества академическими музыкантами; неприятие его новаторства даже друзьями-композиторами. Участились нервные срывы. Началось пристрастие к алкоголю.
Композитор умер 28 марта 1881 г. в военном госпитале в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Музыка М. Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения русских и зарубежных композиторов.
Произведения заграничного периода
Во время пребывания в Италии Михаил Иванович пишет ряд произведений, получивших положительную оценку. Среди них романсы и фортепианные пьесы, однако были и не очень серьезные сочинения. В скором времени все, что написал Глинка, перестало нравиться ему самому.
В 1832 году у него зреет мысль создать большое национальное произведение. Он уже обдумывал сюжет будущей оперы: по его замыслу она должна быть патриотичной и иметь национальный характер. Долгое время композитор размышлял не только над либретто будущего произведения, но и музыкой.
Одно из его высказываний в то время:
Когда композитор вернулся на родину, он уже был опытным мастером своего дела.
Память
В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки
- Памятники М. И. Глинке:
- в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек — отрывков 24 произведений композитора
- в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
- В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки
-
- в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.
- в Киеве открыт 21 декабря 1910 года (Основная статья: Памятник М. И. Глинке в Киеве)
-
- в Запорожье открыт в 1956 году напротив входа в концертный зал имени Глинки
- в Дубне установлен у здания музыкальной школы № 1.
- в Челябинске открыт 20 июля 2004 года на площади перед академическим театром оперы и балета; скульптор Вардкес Авакяни, архитектор Евгений Александров
- 20 мая 1899 года дом в Берлине, где умер М. И. Глинка, был увековечен мемориальной доской
- Премии и фестивали имени М. И. Глинки:
- В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года
- С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки
- С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки
- С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки
- Фильмы о М. И. Глинке:
- В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича (в роли — Борис Чирков).
- В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка» (в роли — Борис Смирнов).
- В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»
Михаил Глинка в филателии и нумизматике:
-
- В 1951 году выпущена почтовая марка СССР к 175-летию Большого театра в Москве, на которой портретную галерею русских композиторов возглавляет портрет М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1613; Скотт #1554)
- В 1954 году в СССР были выпущены две почтовые марки, посвящённые 150-летие со дня рождения М. И. Глинки (ЦФА (ИТЦ) #1781—1782; Скотт #1723—1724), на одной из них изображён портрет композитора, на другой — сцена из оперы «Иван Сусанин»
- В 1957 году вышли две почтовые марки СССР, посвящённые 100-летию со дня смерти композитора (ЦФА (ИТЦ) #1979—1980; Скотт #1907—1908)
- В 1958 году марки с портретом М. Глинки выпустили почты Болгарии (Михель #1052) и Румынии (Михель #1712)
- В 1991 году в рамках «Международного года русской культуры» Министерством связи СССР выпущен конверт с оригинальной маркой, оригиналом портрета на которой послужила картина И. Репина «М. И. Глинка за сочинением оперы „Руслан и Людмила“», а на конверте — репродукция с литографии «Квартет М. Ю. Виельгорского»
- 20 мая 2004 года Почта России выпустила три почтовые марки к 200-летию со дня рождения М. И. Глинки. На одной из миниатюр помещён портрет М. Глинки, на двух других — сцены из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». На купоне, объединяющем все марки в единое целое, помещено факсимиле композитора и лист с нотами гимна-марша «Славься» (ЦФА (ИТЦ) #942—944; Михель #1174—1176)
- 18 июня 2004 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 2 рубля
- В 2004 году Б. Г. Федоров профинансировал чеканку памятной медали с изображением композитора в честь 200-летия со дня рождения.
- В честь М. И Глинки названы:
- Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
- Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
- Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
- Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
- Магнитогорская государственная консерватория.
- Минское музыкальное училище
- Челябинский академический театр оперы и балета.
- Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
- Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).
- Концертный зал в Запорожье.
- Государственный струнный квартет.
- Улицы многих городов России, а также городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.
- В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора — 2205 Glinka.
- Кратер на Меркурии.
Личная жизнь
В ходе путешествий по Европе, Глинка стал героем нескольких любовных романов. Приехав в Россию, он взял в жены свою дальнюю родственницу Марию Иванову. Однако этот брак не принес ему семейного счастья.
Живя с нелюбимой супругой, Михаил начал оказывать знаки внимания Екатерине Керн – дочери музы Пушкина, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Между ними завязался бурный роман, продолжавшийся на протяжении около 10 лет.
Михаил Глинка с женой
В свою очередь, Мария также не хранила верность своему мужу, о чем прекрасно знал Глинка. Спустя 6 лет Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда об этом стало известно композитору, он смог получить развод, но на Керн так и не женился.
В зрелом возрасте Михаил часто общался с Пушкиным, который был старше него всего на 5 лет. Их дружба продолжалась вплоть до гибели гениального поэта. По словам музыкального критика Владимира Стасова, они оба создали новый русский язык – один из них в поэзии, а другой – в музыке.
Личная жизнь
В ходе путешествий по Европе, Глинка стал героем нескольких любовных романов. Приехав в Россию, он взял в жены свою дальнюю родственницу Марию Иванову. Однако этот брак не принес ему семейного счастья.
Живя с нелюбимой супругой, Михаил начал оказывать знаки внимания Екатерине Керн – дочери музы Пушкина, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Между ними завязался бурный роман, продолжавшийся на протяжении около 10 лет.
Михаил Глинка с женой
В свою очередь, Мария также не хранила верность своему мужу, о чем прекрасно знал Глинка. Спустя 6 лет Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда об этом стало известно композитору, он смог получить развод, но на Керн так и не женился.
В зрелом возрасте Михаил часто общался с Пушкиным, который был старше него всего на 5 лет. Их дружба продолжалась вплоть до гибели гениального поэта. По словам музыкального критика Владимира Стасова, они оба создали новый
русский язык
– один из них в поэзии, а другой – в музыке.
Опера | Премьера | Место премьеры |
---|---|---|
“Жизнь за царя” | 9 декабря 1836 | Большой театр, Санкт-Петербург |
“Руслан и Людмила” | 27 ноября 1842 | Большой театр, Санкт-Петербург |
“Арагонская хота” | 16 декабря 1845 | Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург |
М. И. Глинка (1804-1857 гг.)
Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.
Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.
Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 2 февраля 1818 — конец июня 1820 года — Благородный пансион при Главном педагогическом институте — набережная реки Фонтанки, 164;
- август 1820 — 3 июля 1822 года — Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете — Ивановская улица, 7;
- лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
- 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
- конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
- весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
- 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
- 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
- 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
- середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
- октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
- 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
- 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.
М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)
Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.
Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).
Странствующий меланхолик
В Петербурге в 1820-е годы Глинка познакомился с романтизмом, «сросшимся» на русской почве с «домашним» сентиментализмом. Новыми культурными идолами стали Дж. Байрон и И. В. Гёте. Именно противоречивая романтическая картина мира (вспомним, как П. А. Вяземский сравнивал романтизм с домовым, в которого «многие верят», но не могут найти его приметы) сформировала личность Михаила Ивановича и его музыкальный почерк. Дуализм в искусстве и быту, вечный поиск и неудовлетворенность жизнью стали устойчивыми чертами характера музыканта. Но, пожалуй, доминантой в его мировосприятии являлась меланхолия, одна из производных романтической картины мира, провоцирующая у него постоянное ощущение собственной уязвимости, в том числе физической. К тому же он с рождения страдал сильнейшими приступами «золотухи» (в современной классификации – атопическим дерматитом), которая сформировала и его ипохондрию.
Меланхолия, знавшая за многие столетия человеческой истории разные проявления, в эпоху Глинки расценивалась как признак принадлежности к избранным. Это был знак творца и гения. Меланхолия идентифицировала высокую степень утонченности души, способность проникать в тайны мироздания и, наконец, общаться с Богом посредством искусства.
Меланхолия в жизни Глинки принимала разные формы – от парализующей депрессии (музыкант мог месяцами не выходить на улицу) до сильнейших эмоций (он плакал во время прослушивания опер В. Беллини и К. В. Глюка, его оперных кумиров до конца жизни). Периоды бездействия сменялись безостановочным весельем, например, на вечерах у литератора Нестора Кукольника в конце 1830-х годов.
Постоянное стремление к идеалу и перфекционизм (особенно в своем творчестве, что вызывало неподдельное удивление среди коллег, например, Дж. Мейербера) замедляли процесс сочинения музыки.
Он часто ощущал безысходное отчаяние, бездонный ужас, заставлявший его сердце, как он сообщал в письмах, буквально останавливаться. Его «спасала» либо музыка (в «Патетическом трио», как он указывал, он выразил свои мучения и страх от приближающейся смерти), либо хорошенькая девушка.
Н. А. Степанов. «С гитарой и шпагой я здесь под окном». Слева направо: дон Педро Ноласко Фернандес, М. И. Глинка. Акварель. РНБ, Санкт-Петербург.
6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры
Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности
В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»
Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов
Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
Известный русский композитор предклассической и классической эпохи.
Больше всего известен как автор романса «Соловей» на стихи А. Дельвига, но оставил богатое музыкальное наследие: 6 опер, 8 водевилей, один балет, Симфонию, музыку к спектаклям, увертюры, хоровые и инструментальные сочинения, около 200 романсов.
Алябьев – человек драматичной судьбы. Его жизнь разделилась на две контрастные части: первая – счастливая, а вторая была наполнена страданиями и скорбью.
Родился в Тобольске, где его отец был губернатором. Затем семья переехала в Петербург, Александра зачислили на службу по горному ведомству. Начались серьёзные занятия музыкой.
Его первые сочинения (Первый струнный концерт, романсы, пьесы для фортепьяно) были изданы уже в Москве, куда он переехал в 1804 г.
На Отечественную войну 1812 г. Алябьев ушёл добровольцем, был ранен, награждён. Но после окончания войны военная карьера перестала его привлекать, и он ушёл в отставку. Жил попеременно в Москве и Петербурге. Познакомился и сблизился со многими деятелями культуры: И. Крыловым, В. Одоевским, А, Грибоедовым и др., много сочинял.
В 1825 г. был арестован по подозрению в убийстве одного помещика во время карточной игры. 3 года шло судебное разбирательство, вина доказана не была, но его лишили всех прав и дворянского звания, сослали в Сибирь. Сестра Екатерина добровольно последовала за братом в ссылку. Император Николай I не принял ходатайства о смягчении его участи – Алябьев был близок к декабристам.
После возвращения из ссылки жил на Кавказе, в Оренбурге, в Московской губернии, служил регентом в храме.
Умер в Москве 22 февраля 1851 г., похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Творческое наследие обширно, но не всё из созданного равнозначно.
Современным любителям музыки наиболее известны романсы А. Алябьева:
- «Соловей» (1826) на стихи А. Дельвига;
- «Вечерний звон» (1828) на стихи И. Козлова;
- «Зимняя дорога» (1831) на стихи А. Пушкина;
- «Я вас любил» на стихи А. Пушкина;
- «Нищая» (ок. 1851) на стихи Беранже.
Детство и юность музыканта
20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился будущий композитор. Родители дали ему имя Михаил. Отец мальчика, отставной офицер Иван Глинка, за службу в рядах Русской императорской армии получил крупное имение.
Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка. Она души не чаяла в мальчике, а потому выполняла все его прихоти и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих «Записках» говорил, что «не выходил из шубки».
В 6 лет Миша потерял бабушку, и тогда воспитанием ребёка занялись его родители. Они пригласили учителей, которые привили Глинке интерес и любовь к познанию.
Когда в 1812 году началась Отечественная война, семья Глинки уехала в Орёл, подальше от мест боевых действий. Вернувшись в село Новоспасское через год, Иван Николаевич обнаружил, что от его роскошного имения остались лишь руины. Решено было строить новый дом. В одной из комнат поставили фортепиано. Однажды, когда в доме проходил концерт, на котором присутствовали друзья семьи, Михаил Глинка так вдохновился музыкой, что решился когда-нибудь стать композитором. Тот вечер навсегда изменил судьбу юноши.
Вскоре он поделился мечтой с матерью. Евгения Андреевна обратилась к одному из своих родственников, обладавших личным оркестром, чтобы её сына научили играть на музыкальном инструменте. Так в жизнь Михаила Ивановича пришли фортепиано и скрипка.
Через несколько лет отец отправил Глинку в Санкт-Петербург, где тот поступил в пансион при Педагогическом институте. Изучая иностранные языки и различные науки, параллельно Михаил Иванович практиковался в игре на рояле. Также он брал уроки у разных мастеров, а свободное от учёбы время проводил на концертах.
Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.
После окончания института Глинка отправился на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Однако долго там Михаил Иванович не пробыл: воды Пятигорска не помогли, и он уехал в родную Смоленскую губернию.
В 1824 году Глинка вернулся в Петербург, где из финансовых соображений поступил на службу в Главное управление путей сообщения. При этом каждый день Михаил Иванович музицировал. В этот непростой период жизни Глинка впервые создал законченное произведение — романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды».
После Глинка оказался под подозрением, так как в тот день был на Сенатской площади, но покинул её до начала основных событий. После допроса, не выявшего вины композитора, его отпустили. Глинка же отправился к родным в Смоленскую губернию. Там он написал несколько романсов и музыку для хора.
Детство и образование
Композитор Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года по новому стилю на территории Смоленской губернии, в селе Новоспасское.
Отец музыканта, Иван Николаевич, был потомственным аристократом, когда-то служил в русской армии. На момент рождения сына вышел в отставку в офицерском чине.
Мужчина происходил из рода польской шляхты, которая долгие годы жила на территории Смоленска. А после того, как город и его окрестности оказались под властью Российской Империи, предки композитора приняли православие и взяли русские имена.
Шляхтичам оставили их имения, аристократический статус, а также право использовать старый родовой герб. Предки Глинки быстро обрусели и обрели положение российского дворянства.
Смоленская губерния. Господский дом в Новоспасском, где родился и работал Глинка
Мать будущего композитора звали Евгенией Андреевной. Она была из того же рода, приходилась отцу музыканта, своему законному супругу, троюродной сестрой, что стало для тех лет довольно обыденным явлением.
Первые 6 лет своей жизни Глинка провел под присмотром бабушки Феклы Александровны. Она была женщиной строгой, суровой и воспитывала композитора вялым, мнительным и нервным ребенком.
После смерти мать взяла сына на свое попечение и долгие годы старалась искоренить то, что посеяла в юноше сердобольная бабушка.
Начальное образование Михаил Иванович получал дома. В освоении наук ему помогали гувернеры. В том числе Варвара Кламмер, первая учительница композитора, которую пригласили приехать из Санкт-Петербурга.
М. Глинка в детстве
Увлекаться музыкой Глинка начала в довольно позднем возрасте (Конечно, если сравнивать с прочими гениями композиции и исполнительского искусства). На тот момент ему было уже 10 с лишним лет. Молодой человек взялся за освоение фортепиано и скрипки.
В годы Отечественной Войны 1812 семья укрылась в Орле. Смоленск стал небезопасным. Пришлось спешно бежать. Вернуться Глинки смогли только к 1813-у, обнаружив на месте дома руины. Жилище пришлось выстраивать с нуля.
В ранние годы Глинки не был страстным любителем музыки. Толчком к выбору профессии композитора стал концерт, который как-то провели дома.
Отец юноши любил пышные праздники. Он часто приглашал родственников и друзей, устраивал шумные торжества. Как-то раз в гости к семье приехал Афанасий Глинка, брат матери. Он вместе со своим оркестром, собранным из крестьян, исполнил концерт Б. Крусселя, который произвел на молодого человека сильнейшее впечатление.
Михаил Глинка с матерью Евгенией Андреевной и сестрой Пелагеей. Миниатюра, 1817 г.
Ближе к совершеннолетию семья музыканта переселилась в Санкт-Петербург. В 1817 году композитор попал в Благородный пансион, где учился у одного из будущих декабристов, Вильгельма Кюхельбекера (того самого лицейского друга Пушкина).
Однако не только формальное образование привлекало Михаила Ивановича. Переезд в столицу государства дал Глинке возможность учиться музыке профессионально.
Молодой человек брал уроки у крупнейших деятелей искусства, композиторов, сочинителей и исполнителей. Среди его преподавателей были Джон Филд, Шарль Майер и Карл Цейнер.
Михаил Глинка — биография
Михаил Иванович Глинка — один из самых выдающихся русских композиторов. Маэстро жил и творил в первой половине 19-го века. По воспоминаниям современников, он обладал удивительной работоспособностью, мог трудиться без устали часами.
В историю Михаил Глинка вошел в первую очередь как создатель первой оперы на национально-патриотическую тему «Жизнь за царя», посвященной событиям Смутного времени, борьбе с польскими интервентами, подвигу Сусанина.
Еще при жизни Михаил Иванович стал человеком уважаемым и известным на всю Российскую империю. О его творчестве высоко отзывались Пушкин и поэт Жуковский.
На представления и концерты, где ставили и исполняли произведения Глинки, регулярно ходили члены императорской семьи, который были высокого мнения о творчестве знаменитого современника.
Жизнь композитора оказалась довольно короткой. На этом свете он провел немногим более 50 лет. Однако за отведенный период музыкант успел оставить огромное творческое наследие, которое широко известно даже сейчас. Причем как в России, так и далеко за ее пределами.
Его произведениями вдохновлялись очень многие композиторы, которые творили после него, в том числе Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.
По меткому выражению критика и искусствоведа В. Стасова, Глинка стал основоположником русского музыкального языка. И в этом отношении он стоит в одном ряду с фигурой Пушкина, который совершил революцию в литературе и словесности.
Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».
Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»
Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский
Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.