Statements
instance of
human
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
image
Irina godunova03 reconstruction.jpg484 × 530; 65 KB
media legend
Reconstrucción facial forense de Irina obra de S. Nikitin (Spanish)
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
Царица Ирина Годунова — Псалтирь Годунова.png386 × 735; 623 KB
0 references
Irina Godunova, engraving.jpg1,392 × 1,833; 619 KB
0 references
Борис Годунов и Александар-Ирина Фёдоровна.jpg1,200 × 1,696; 1.71 MB
0 references
sex or gender
female
1 reference
based on heuristic
inferred from patronymic name
country of citizenship
Tsardom of Russia
0 references
given name
Irina
0 references
family name
Godunov
0 references
date of birth
31 May 1557
1 reference
imported from Wikimedia project
Italian Wikipedia
1557Gregorian
1 reference
imported from Wikimedia project
Polish Wikipedia
place of birth
Moscow
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
date of death
29 October 1603Gregorian
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
place of death
Novodevichy Convent
0 references
place of burial
Ascension Convent
1 reference
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
Cathedral of the Archangel
start time
1929
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
father
Theodore Godunov
1 reference
stated in
The Peerage
sibling
Boris Godunov
0 references
spouse
Feodor I of Russia
start time
1580Gregorian
1 reference
The Peerage person ID
retrieved
7 August 2020
child
Feodosia Feodorovna of Russia
0 references
family
Rurik dynasty
1 reference
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
languages spoken, written or signed
Old East Slavic
0 references
occupation
empress consort
start time
18 March 1584Gregorian
end time
16 January 1598Gregorian
0 references
nun
start time
1598
0 references
position held
Tsar of All Russia
start time
16 January 1598Gregorian
end time
21 February 1598Gregorian
replaces
Feodor I of Russia
replaced by
Boris Godunov
0 references
religion or worldview
Eastern Orthodoxy
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
described by source
Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary
statement is subject of
Q22344261
0 references
Russian Biographical Dictionary
statement is subject of
Q22344283
0 references
Věnec slávy žen slovanských
statement is subject of
Q63726987
0 references
Commons category
Irina Godunova
1 reference
imported from Wikimedia project
German Wikipedia
Воцарение
Избрание Бориса Годунова на царство было событием небывалым. Произошло оно спустя несколько недель после смерти Федора Ивановича. В этот период проходили заседания Боярской думы и Земского собора. Годунов в это время покинул Кремль, сославшись на траур по умершему царю. Необычным в воцарении было и то, что он отказывался стать правителем.
Согласно официальной точке зрения, могущественный царедворец хотел, чтобы проблема престолонаследия разрешилась как можно более легитимно. Но противники Годунова считали его поведение лицемерием.
И у них были основания ведь, невзирая на отсутствие Годунова, в Москве развернулась полноценная «агитация» за его избрание на царство. В ход шло всё – от подкупа и лести до увещеваний и запугиваний. Апогеем всего этого стал поход москвичей в Новодевичий монастырь с целью «умолить» его принять власть. В итоге Земский собор избрал Бориса царём, а 1 сентября 1598 года стало датой его венчания на царство.
Житие
Великомученица Ирина появилась на свет в семье знатного рода в первом веке нашей эры. Родители дали ей имя Пенелопа, которое она носила до крещения. Ее отец был правителем одного из городов Византии и, являясь язычником, полностью отрицал наличие Бога.
Для своей любимой дочери он построил отдельный дом, по роскоши не уступавший дворцу, в котором она проживала со своей воспитательницей. Юной Пенелопе давал образование учитель Апелиан, рассказывающей ей втайне и о христианской вере.
Когда девушка достигла подходящего возраста, родители забеспокоились о ее будущем и решили выдать замуж. Однако этому событию не было суждено свершиться. Бог послал красавице знак, и, растолковав его с помощью Апелиана, она твердо решила посвятить свою жизнь служению Господу.
Три птицы, которые отправил Пенелопе Всевышний, несли определенные послания. Первой из них был голубь, в клюве он держал масличную ветку, что символизирует чистоту и благодать. Второй — орел с веночком, олицетворяя силу духа, получаемую через богослужение. Третьей — черная ворона со змеей как символ земных искушений и нечистых замыслов.
Ученик апостола Петра Тимофей провел обряд крещения девушки, после которого она стала носить имя Ирина. На иконах ее часто изображают с тремя птицами, убедившими ее в своих верованиях и в желании служить Богу.
Несмотря на то, что изначально родители не высказывались против выбора девушки, со временем отец потребовал от нее служения языческим богам. Получив отказ, разгневанный мужчина приказал заточить юную Ирину в темницу со змеями на десять дней. Ангел-хранитель помог девушке остаться невредимой. Но на этом ее мучения не закончились.
Ее отец Ликиний приказал казнить бедняжку, натравив на нее лошадей. Однако, кони не сдвинулись с места, и лишь один из них помчался к Ликинию и вырвал ему руку. Непоколебимая вера в Господа и искренние молитвы Ирины помогли мужчине выжить. Произошедшее чудо заставило родителей девушки и тысячи других людей поверить в Бога.
На протяжении всей жизни великомученица подвергалась мучениям, жестоким пыткам и приговору к безжалостной казни. Но Всевышний всегда был рядом и помог преодолеть все трудности. Сотням тысяч людей Ирина помогла обрести веру в Иисуса Христа.
Скончалась святая на 97-ом году жизни, уйдя в одну из пещер, вход в которую закрыли ее ученики по ее желанию. Спустя время в пещеру вошли люди, но тело Ирины там найдено не было. Таким образом, считается, что она обрела свое место рядом с Богом и продолжает помогать людям, обращающимся к ней с молитвами.
Ссылки [ править ]
- ^ Б с д е е г ч я J Garland 1999 , с. 73.
- ^ Б с д е е г Гарланд 1999 , стр. 74.
- ^ Herrin, стр. 56, 70, 134.
- Перейти ↑ Garland, 1999 , pp. 74–75.
- ^ Б с д е е г ч я J к л м п о р Garland 1999 , с. 75.
- Перейти ↑ Garland, 1999 , pp. 75–76.
- ^ а б в г Гарланд 1999 , стр. 76.
- ^ См. Александр и др. , п. 423.
- ^
- ^
- ↑ Лиз Джеймс, «Мужчины, женщины, евнухи: пол, пол и власть» в «Социальной истории Византии» (Дж. Халдон, изд.), Стр. 45,46; опубликовано в 2009 г .; ISBN 978-1-4051-3241-1
- ^ См. Гарланд, стр. 89, который объясняет, что Этиос пытался узурпировать власть от имени своего брата Льва.
- ↑ Каждан, 1991 , с. 165.
- ^ Теодори Studitae Epistulae , Том 2 (Берлин, 1992).
-
^ Иеромонах Макарий Simonos Петра (2008). «Synaxarion: Жития святых Православной церкви», том шестой . Ормилия, Халкидики, Греция: Святой монастырь Благовещения Богородицы. С. 403–04.
Память есть.
.
.
можно найти в некоторых рукописях Константинопольского синаксариона.
Библиография править
Основные источники
- Анастасий Библиотекарий Chronographia tripartita
- Феофан Хронография
Вторичные источники
Голландия, Сесилия (художественная литература), Золотой пояс (1984)
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Каждан, Александр , под ред. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8.
- Александр, Арчибальд и Андре Лагард, Джозеф Турмель. Латинская церковь в средние века , Сыновья К. Скрибнера, 1915.
- Барбе, Доминик. Ирен де Визанс: Женщина-император , Париж, 1990.
- Барбара Х. Розенвейн, Краткая история средневековья, второе изд. (Торонто: University of Toronto Press, 2014), 80, 98–99.
- Сэр Стивен Рансимен. «Императрица Ирина». Обзор истории 1.1 (1974): 1–11.
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). ИрэнБританская энциклопедия . 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 792.
- Херрин, Джудит (2001). Женщины в пурпурном: правители средневековой Византии . Лондон: Phoenix Press. ISBN 1-84212-529-X.
- Гарланд, Линда (1999), «Ирэн (769–802)», Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. Н. Э. , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Рутледж, стр. 73–94, ISBN 978-0-415-14688-3
- Уэйс, Генри и Уильям Смит, Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин, Дж. Мюррей, 1882 г.
Версия, согласно которой Годунов опасался влияния Нагих и был заинтересован в смерти Дмитрия
Есть и другая точка зрения. Так, известный медиевист В. Б. Кобрин, не соглашаясь с Р. Г. Скрынниковым, в книге «Кому ты опасен, историк?» обосновывал гипотезу о прямой причастности Годунова к угличской трагедии 1591 года.
Историк приводит серьёзные аргументы в пользу «годуновской версии». Англичанин Джилс Флетчер, уехавший из России в 1588 году, опубликовал вскоре книгу, в которой прямо заявил о заинтересованности правителя в смерти Дмитрия Угличского («жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя»).
Царевич Дмитрий, 1899 г. М. В. Нестеров. (Государственный Русский музей)
Годунов имел все основания опасаться молодого царевича, который при любом раскладе мог претендовать на трон, как это было во времена Ивана Грозного, когда на российскую корону кроме законного сына царя претендовал двоюродный брат Грозного Владимир Андреевич Старицкий, а его были готовы поддержать представители боярской оппозиции. Дмитрий мог стать соперником потомков Фёдора Иоанновича или Бориса Годунова, если у последнего Калитича так и не появилось бы наследников.
Нагие не скрывали своей враждебности по отношению к Годунову, а малолетний царевич допускал прямые угрозы в адрес царского шурина. О дерзких речах мальчика, ненавидевшего Годунова, писал Авраамий Палицын и некоторые иностранцы (Конрад Буссов и Исаак Масса). Флетчер утверждал, что в маленьком Дмитрии проявляются все ужасные качества отца: злая воля и тяга к кровопролитию (мальчик с удовольствием убивает животных и любит смотреть «на перерезанное горло, когда течёт из него кровь: тогда как дети обыкновенно боятся этого»).
Проанглийский государь
Именно Борис Годунов, а не Пётр I стал первым государем, ориентированным на европейские порядки. Он поддерживал дружеские связи с Англией и состоял в лестной переписке с английской королевой. При Годунове англичане получили небывалые привилегии, в том числе и право беспошлинной торговли.
Дабы показать свою европейскую культуру, Борис Годунов стал брить коротко бороду. Правда, от других он подобного не требовал.
Англичане тоже старались не терять благосклонность русского государя. Например, когда один из послов Флетчер, по возвращению из России написал сочинение, где не в самых светлых тонах описал Московию, его работа подверглась запрету, дабы не гневить русского царя. Сегодня, памятником русско-английским отношениям времён Годунова является город Архангельск.
Биография
На российской эстраде принято награждать исполнителей неофициальными званиями, подчеркивающими их особенности, стиль и значимость. Николай Басков – Золотой голос России, Филипп Киркоров – Император, Алла Пугачева – Примадонна. Ирину Аллегрову уже давно величают не по имени, а Императрицей.
Выступление певицы – настоящее украшение любого мероприятия. Поговаривают, что Андрей Малахов, подыскивая название для нового телешоу, не долго мучился и взял строчку из песни Аллегровой «Привет, Андрей!», которую любит петь в караоке.
Певица Ирина Аллегрова Журналисты, которым повезло взять интервью у артистки, убедились, что Ирина остра на язык. Хотя сама Аллегрова с долей иронии утверждает, что по натуре человек добрый. Заслужить доверие певицы сложно, потому и друзей у нее немного, но они готовы примчаться по первому зову. О разочарованиях и испытаниях она предпочитает не вспоминать. Сейчас артистка счастлива, потому что делает то, что хочет, и рядом дорогие сердцу люди.
День ангела Ирины по церковному календарю
День ангела — важный день, и плотно связан с религией и духовностью.
Имя Ирина — распространено в современном мире. У Ирины именины день ангела — это день, когда мы вспоминаем святого, в честь которого нас нарекли. День именин определяют по календарю церковному. Святой, в честь которого нас называют, является нашим покровителем и заступником
Поэтому, не стоит забывать о таком важном дне и необходимо почтить память святых
Есть несколько интересных старинных легенд с происхождением имени Ирина. По одной из них, данное имя пришло из Греции, где так нарекали богиню мира и плодородия Эйрену. Из-за этого оно и переводится как мир, гармония и покой. А по другой легенде имя произошло от древнеславянского, так называли бога Ярило, в переводе урожай, красота и солнце. Наверное, поэтому все Ирины такие солнечные и яркие личности.
Если посмотреть производные формы имени Ирина, то это будут:
- — Арина;
- — Рина;
- — Ираида;
- — Ирэн;
- — Ирена.
СПРАВКА! В современном мире все чаще и чаще стали отмечать день ангела. По статистике, каждый пятый житель России отмечает свои именины имени и ангел день.
Монастырь
Царь ушел из жизни, не оставив даже завещания. Все его мысли были о Ирине. Что же станет с ней? На смертном одре Федор строго наказал жене уйти в монастырь. Прошло 9 дней после его кончины, и Ирина выполнила последнюю волю мужа, объявив, что желает стать монахиней.
Ирина приняла постриг в Новодевичьем монастыре, наречена была в монашестве Александрой. А на трон взошел ее брат Борис. Пять лет прожила в монастыре Ирина Годунова и скончалась в 1603 году. Она не дожила до Смутного времени. Была захоронена в усыпальнице Вознесенского монастыря. А много лет спустя мощи инокини Александры были перенесены в Архангельский собор Кремля.
Вдовствующая царица
Федор Иоаннович умер 7 января 1598 года, не оставив после себя ни единого документа о престолонаследии. Борис Годунов в сговоре с патриархом Иовом объявили боярам о желании покойного государя посадить на русский трон его любимую супругу. Боясь страшного времени междувластия, дума согласилась присягнуть ей на верность. Так на престол взошла Ирина Годунова — царица Всея Руси. Ее правление не назовешь долгим — номинально главой государства она являлась с 16 января по 21 февраля 1598 года. Уже на 9-й день после смерти мужа русская царица Ирина решила постричься в монахини, освободив тем самым трон для своего любимого брата.
Еще Федор говорил ей об уходе в монастырь в случае его смерти, тем самым он хотел обезопасить супругу от заговоров и изощренных интриг боярства. Российская царица Ирина объявила о своем решении принародно, выступив с речью на Красном крыльце. Простой люд молил государыню остаться и править, но она осталась непреклонна.
Ирина Аквилейская
В середине IV века, в городе Италии Аквилеи, проживала Ирина, со своими старшими сестрами Хионией и Агапией. С ранних лет они были сиротами, и в роли их опекуна выступал местный духовник Зинон. Сестры славились праведным образом жизни, следуя духовным наставлениям Зинона, и отказывались от предлагаемых замужеств. Наставнику девиц во снах было видение, что по его кончине, сестер ожидает мученическая жизнь и смерть.
Так и случилось, когда Зинон почил, девицы подверглись аресту, и были переправлены на суд сначала к римскому императору Диоклетиану, а затем обратно к правителю Македонии, Дулкицию. Ради спасения своих жизней правитель предлагал сестрам отречься от христианской веры, и требовал удовлетворения своей похоти. Получив отказ от молодых сестер, Дулкиций пытался в ночное время проникнуть в камеру и воспользоваться ими, но неведомая сила остановила его и напугала.
Новый судья, Сисиний, получив отказ на отречение от веры, приказал старших сестер Ирины казнить через сожжение. Когда огонь погас, все увидели, что тела были им не тронуты, а на лицах умерших девушек сохранилось спокойное выражение лица. Оставленную на потом Ирину, снова судили, и обрушивали грозы, что, если та не отречется от веры во Христа, ее отправят на обслуживание в блудный дом.
Ирина проявила стойкость, и была отправлена с охраной в публичный дом, где к ней никто так и не посмел притронуться. После всех мытарств, Ирина, которая сохранила свое целомудрие и верность вере, была сожжена заживо.
Биография
О дате и месте её рождения сведений нет. Она была взята в царские палаты в возрасте семи лет, и воспитывалась там до брака. Вероятно, во дворец Ирина попала в 1571 году, когда ее дядя Дмитрий Иванович был пожалован в думу в чине постельничего. До совершеннолетия Ирина воспитывалась в царских покоях вместе с братом Борисом, находившимся «при его царьских пресветлых очах всегда безотступно по тому же не в совершенном возрасте, и от премудрого его царьского разума царственным чином и достоянию навык».
В 1575 году Ирина становится женой царевича Федора Иоанновича без традиционного царского смотра невест, а её брат получает боярство. Брак с Фёдором совершился по воле царя Ивана IV и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, дальнейшее влияние которого на Фёдора в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Свадьбе способствовал дядя Дмитрий Иванович, постельничий царя.
Ирина ухаживала за больным Иваном IV перед его смертью и позаботилась о том, чтобы Годунов, несмотря на жестокие нападки со стороны бояр, не впал в глазах умирающего в немилость. Карамзин же пишет, что за три дня до смерти царя Ивана IV, пришла было утешить больного, но «бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства».
Любопытно, однако, что Ирина Мстиславская по завещанию Ивана Грозного назначалась женой царя Фёдора в случае бездетства Годуновой; но в результате интриг Годунова она была похищена из дома отца и насильно пострижена в монахини.
Царица
Со смертью Ивана в 1584 году и воцарением её мужа Фёдора стала царицей. Однако она не смогла родить ему наследника — их единственная дочь Феодосия родилась 29 мая 1592 года и умерла во младенчестве.
Тем не менее, в общественно-политической жизни царица оставалась весьма значимой фигурой. «Ирина Годунова, в отличие от предшествовавших цариц, играла общественную и политическую роль, которая уже расходилась с образом женщины, проводившей большую часть времени в тереме». Она не только принимала иностранных послов, но и участвовала в заседаниях боярской Думы.
Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора неожиданно появляется имя царицы Ирины. Она вела переписку с королевой Елизаветой Английской (именовавшей ее «любезнейшею кровною сестрою») и патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви, которая тогда еще не являлась патриархатом. Она посылала патриарху дорогие подарки — и в ответ в июле 1591 года он прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и «венец царской золот, с каменьем и с жемчюги».
В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию , прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на нее Иова — первого русского патриарха. Описание этого события оставил епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию:
Затем патриарх московский, митрополиты, архиепископы, епископы и проч. благословляли царицу и говорили ей подобные приветственные речи. Ирина выступила с ответной речью. После этой «прекрасной и складной» речи, по отзыву епископа Арсения, царица, отступив немного, стала между своим мужем, царем Федором, и братом Борисом. (Это первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам).
Гостей потряс богатый наряд царицы. Арсений отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: «И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». После обмена речами боярин Дмитрий Иванович Годунов передал обоим патриархам подарки от цapицы — кaждoмy по серебряному кубку и бархату черному, по две камки, по две объяри и по два атласа, по сороку соболей и по 100 рублей денег. Вручая дары, он сказал патриарху: «Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский! Се тебе милостивое жалованье царское, да молишь усердно Господа за великую государыню царицу и великую княгиню Ирину и за многолетие великого государя и о их чадородии». Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей «царского наследия плода». Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приема (в том числе и епископу Арсению), царица, «печальная о своем неплодии», вновь обратилась к патриарху и сопровождавшему его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника. Государь Федор Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них еще благословение.
Происхождение. Юные годы
Брату и сестре Годуновым выпала честь воспитываться вместе с детьми Ивана Грозного. В царские палаты они попали благодаря дяде, который выполнял при дворе роль постельничего. Годуновы происходили из костромского малоизвестного рода. Близость к государевой семье делала их исключительными.
Еще с малых лет Ирина полюбилась будущему царю Федору Иоанновичу, человеку безвольному и смиренному. Выросшие вместе, они знали друг о друге все. Свадьба была делом времени, они повенчались в 1575 году, когда обоим было по 23 года. Вопреки обычаям, смотра невест у Федора Иоанновича не было, он выбрал одну-единственную и был верен ей до конца.
Великий голод
В 1601 году в Россию пришёл Великий Голод, который продлился до 1603 года. Это стало настоящим роком Годунова и всей его династии. Несмотря на все попытки царя помочь своему народу – запреты повышения цены на хлеб, строительство амбаров для голодающих – люди вспомнили об антихристе. По Москве поползли слухи о преступлениях Бориса: дескать, и Иван Грозного он отравил, и царевича Дмитрия убил, и к смерти Фёдора Иоанновича тоже руку приложил. Развиться слухам о пришествии антихриста в нечто массовое и боевое помешали внезапная кончина Бориса Годунова и пришествие на Русь «чудом спасенного» царевича Дмитрия.
13 апреля 1605 года Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Спустившись, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.
« Где в России чаще всего встречаются серые глаза
Талисманы для Арины
- Планета-покровитель – Венера.
- Покровительствующий знак зодиака – Телец. Давать имя Арина рекомендуется девочкам, родившимся под этим знаком.
- Удачное время года – весна, удачный день недели – пятница.
- Счастливый день – желтый, синий и голубой.
- Тотемное растение – ландыш и каштан. Ландыш – символ любви, нежности и непорочности. Каштан дарит Арине жизненную энергию и придает силу, устраняет боль и недомогание. В христианской религии каштан считается символом целомудрия, он придает силы в борьбе с искушениями.
- Тотемное животное – термит и сова. Термит – это символ перемен и жизненной активности, а сова – это символ мудрости, одиночества и ностальгии.
- Камень-талисман – опал и топаз. Опал издревле славится своими лечебными свойствами, он помогает в борьбе с нервными заболеваниями, бессонницей и депрессией. Камень впитывает в себя негативные эмоции и болезни хозяина. Топаз – это настоящий помощник людей, которые не боятся трудностей и испытаний, а тем, кто ищет покоя и тишины камень бесполезен. Опал придает силы и укрепляет дух.
Личная жизнь
Вопрос о наследниках был больной темой для Ирина и Федора. Историки называют несколько причин, по которым супруги могли быть бесплодными. В их числе нездоровье мужа. Для Федора Иоанновича приглашали лекарей, но ситуация оставалась неизменной.
Ирина неоднократно была в положении, и беременность не удавалось сохранить. Единственная дочь Феодосия, появившаяся на свет в 1592 году, не дожила до двух лет. Спустя столетия ученые выяснили, что причина бесплодия царицы крылась в особенностях строения таза. Оно не позволяло успешно выносить ребенка.
Пелена Похвала Богородицы, конец XVI века. Работа Ирины Годуновой
Федор Иоаннович любил жену больше престола. С его согласия Ирина примерила весомую общественную и политическую роль. Царь предоставил жене возможность обучиться и доверил право голоса в Боярской думе, считая мудрой и прозорливой. Монарх не жалел ничего ради возлюбленной.
Ирина любила роскошь, и ее наряды соответствовали статусу. Царица появлялась на публике в одеяниях, усыпанных драгоценными камнями. Для нее восстановили Золотую Палату, игравшую роль парадного зала. Помещение было расписано фресками, повествующими о житии женщин на престоле: княгини Ольги, царицы Динары и святой Елены.
Детоубийца?
Как говорится в известном фильме – ну, эта улика «перевесит сто тысяч других улик». И тут, конечно, криминалисту нечего делать. Улик-то нет, кроме трупа невинного младенца, чудес на его могиле и канонизации.
Иное дело – кому это реально было на руку?
Убийцы ликвидированы путем разрывания в клочья, свидетелей – ни одного.
Версия о самоубийстве (в припадке эпилепсии напоролся на нож) основана на заявлении члена тогдашней следственной комиссии… да-да, Василия Шуйского, который потом внезапно прозрел, и ничтоже сумняшеся узнал в самозванце Димитрия. А потом, зарезав его, выдал на-гора ложный донос, т.е. версию о том, что убийство младенца «заказал» Годунов. Ну, это пусть с ним на том свете разбираются. Но логика показывает, что Годунову незачем было вообще мараться кровью ребенка.
Царевич Димитрий стал Царевичем только после своей мученической кончины. Он, как сын от седьмого брака, ну никак не мог считаться законным наследником своего отца. Каноны в исключительных случаях допускают три брака, но семь – не допускают. Русь –не Франция, где даже капля августейшей крови делает человека монсеньором (вспомним графа Дюнуа и его титул — Jean le Bâtard d’Orléans, — который на великий и могучий язык и переводить-то непристойно.
Так что несчастного ребенка все равно бы не допустили до трона, боярская элита разобралась бы с ним еще на подходе.
Кто убил Димитрия – неизвестно, а зачем – очевидно: «повесить», как говорится в определенных кругах, на Годунова труп. Что удалось, надо признать, блестяще.
Следующий момент – поведение Бориса после появления самозванца.
Станет ли убийца нервничать, будучи полностью уверенным в смерти убиенного? Скорее бы, первым поставил вопрос о самозванстве.
А Борис Годунов нервничал, он, выходит, допускал, что этот человек – Димитрий. И скончался Годунов, судя по описаниям, от апоплексического удара (т.е. надорвавшись и перенервничав).
(Если и можно обвинить в чем-то Годунова, так это в том, что он сам обрек на гибель своего собственного сына, талантливого, умного, образованного Федора, оставив его один на один с неисправным государством, кишащим врагами)
Есть еще один, крайне важный момент: усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре. Годуновых после убийства закопали на кладбище для тогдашних бомжей, куда выбросили из кремлевского Архангельского собора и прах старшего Годунова.
Однако далее, тотчас по окончании «правления» первого самозванца, прах Годуновых без каких-либо колебаний забрала к себе Лавра, а это многое значит для того, кто понимает, что такое Троице-Сергиева и ее авторитет. И потом, это довод из той же серии, что и канонизация царевича Димитрия – абы кого Церковь не принимает к себе. По крайней мере, Русская Православная Церковь. В Церкви не принято сначала помещать в мавзолей, а потом выкидывать из него.
Борис Годунов (нерешительный, слишком мягкий, боящийся «сильных» людей, тяжело переживающий предательство и т.п.) – сам по себе повод спокойно и по-новому перечитать бессмертную пушкинскую трагедию.
Христианская вера, политая кровью великомучениц
Кроме перечисленных Божьих угодниц, в церковном календаре отмечены ещё несколько имён, чьи дни поминовения может выбрать Арина. Именины можно праздновать также 12 и 16 января, 29 апреля, 17 августа и 1 октября. Все эти даты являются днями памяти святых великомучениц, носивших имя Ирина. Не следует удивляться столь большому их количеству.
Дело в том, что, появившись в I веке нашей эры, христианство встретило на своём пути жестокое сопротивление со стороны язычества, являвшегося в те времена государственной религией Римской империи и многих подвластных ей территорий. Вера во Христа росла и укреплялась на крови тех, кто отдал за неё свои жизни, а таких было очень много. Имен большинства из них история не сохранила, но те, что дошли до нас, внесены в святцы для ежегодного поминания.
Царь Федор и царица Ирина Годунова
В году 1581 Иван Грозный женил сына Ивана в третий раз, однако уже осенью царевич умирает, и поговаривают, что погибает он от рук отца. Наследником становится Федор. На тот момент ему было уже 25 лет, однако детей как не было, так и нет.
Смерть Ивана – сына Ивана Грозного
Царь Иван Грозный, знаменитый своей непримиримостью, решил и Ирину постричь в монахини, а Федора женить снова. Но тут царевич проявил недюжинную волю и смелость и дал отцу отпор, став на защиту Ирины. Пришлось царю отступить.
Даже помня про это обстоятельство Ирина Годунова, проявляя чудеса кротости и милосердия, самоотверженно ухаживала за свекром во время его болезни. После смерти Ивана Грозного правителем стал Федор Иоаннович, а Ирина в возрасте 27 лет оказалась царицей. Примечательно, что эта женщина наравне с супругом участвовала в политической жизни, принимая послов из других держав и даже вела переписку с Елизаветой I – королевой Англии.