Оценка деятельности,
Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем, небольшая. Неизбежные у всякого учёного мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда партийность действительно проявлялась у Костомарова — а именно в некоторых трудах его по украинской истории, — это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность придерживаться своих взглядов на задачу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.
Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской и украинской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая — о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.
Саратовский изгнанник
В центре Саратова и поныне есть улица Шевченко. Она названа в честь знаменитого малороссийского поэта, который 31 августа 1857 г. приехал в дом на Крапивной, 36, где жил Костомаров. Крапивную следовало переименовать в улицу Костомарова, который отдал Саратову почти десятилетие своей блестящей неоднозначной жизни, но уж никак не в улицу Тараса Шевченко, который и был-то в Саратове всего полдня, с пополудни до вечера. Однако на момент переименования улицы в 1939 г. Костомаров считался «буржуазным либералом и идеологом украинского буржуазного национализма», в то время как Шевченко был «основоположником украинской литературы».
Сейчас «домика Костомарова» по улице Шевченко, 36, не существует: на его месте находится строительная площадка. Саратовские современники Н.И. вспоминали, что «квартира Костомарова была завалена массой книг, из которых он черпал данные, дополняя их своими мыслями. Таким трудом Костомаров, будучи в Саратове, создал фолианты собственноручного писания…» В частности, именно здесь Костомаров написал монографию «Богдан Хмельницкий», а также создал первую редакцию знаменитого «Бунта Стеньки Разина», опубликованную в 1853 г. в «Саратовских губернских ведомостях» (редактором которых, собственно, на тот момент Н.И. и являлся — вот такая суровая ссылка). Саратовский «Бунт» Костомарова, как известно, вызвал живой отклик в обществе России и Европы: текст читал и конспектировал сам Карл МАРКС…
Нет смысла подробно останавливаться на деталях пребывания Костомарова в Саратове, все они хорошо изучены и, если кому станет интересно, имеются в открытом доступе в Сети. Отметим лишь, что в Саратове он познакомился и сотрудничал со знаменитым в будущем писателем и этнографом малорусского происхождения Даниилом МОРДОВЦЕВЫМ. Вместе с ним Костомаров разбирался в истории протестных наградных движений и в феномене самозванства, в губернском правлении работал с секретными архивами, глубоко интересовался этнографией, географией, корпусом статистических данных, а также фольклором Саратовской губернии (в частности, Н.И. записал здесь народную песню о Разине «Мы не воры, мы не разбойнички»).
Саратов оставил глубокий след в душе Костомарова, в его творчестве, в его общественной работе. Достаточно сказать, что в 1857 г., уже будучи освобождённым от надзора и статуса ссыльного, Н.И. посетил целый ряд европейских стран (в частности Швецию, где он изыскал данные о гетмане Иване МАЗЕПЕ), собрал в архивах и библиотеках огромный информационный багаж и вернулся с ним опять же в Саратов — уже по собственной воле. Окончательно его саратовское изгнание окончилось в 1859-м, когда он был приглашён на пост профессора русской истории Санкт-Петербургского университета.
Личная жизнь
Костомаров вступил в брак в возрасте 58 лет. Его женой стала Алина Леонтьевна Кисель. Стоит отметить, что девушка была его невестой еще до ареста в 1847 г.
Однако, когда Николая отправили в ссылку, родители Алины настояли на том, чтобы она вышла замуж за помещика М. Киселя. Десятки лет спустя, в 1873 г. Костомаров случайно узнал, что его овдовевшая невеста проживает в
Киеве
с тремя детьми. В результате, через 26 лет мужчина нашел возлюбленную и сделал ей предложение, на которое та ответила согласием.
Аспект жизни | Информация | Детали |
---|---|---|
Биография | * Дата рождения: 27 марта 1817 г. * Место рождения: село Юрасовка, Воронежская губерния, Российская империя * Дата смерти: 30 апреля 1885 г. * Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя | * Был русским историком, фольклористом, редактором и писателем. * Сыграл важную роль в развитии украинского национального самосознания. * Был одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства. |
Вклад в историю | * Написал более 100 работ по истории России и Украины. * Его работы оказали большое влияние на развитие исторической науки в России и Украине. * Был одним из первых историков, которые использовали фольклорные материалы в своих исследованиях. | * Его работы были переведены на многие языки. * Его труды были высоко оценены многими историками, в том числе Василием Ключевским и Александром Лаппо-Данилевским. |
Литературная деятельность | * Написал несколько романов и повестей, в том числе “Маруся”, “Черниговка” и “Кудеяр”. * Его произведения были опубликованы в ведущих русских журналах того времени, таких как “Современник” и “Отечественные записки”. | * Его произведения были высоко оценены критиками и читателями. * Его работы были переведены на несколько языков. |
Научная деятельность
Еще в студенческие годы у Николая Костомарова выработался свой взгляд на историю. Тогда же он задался вопросом: почему во всех историях подробно рассказывают о биографиях и достижениях известных государственных деятелях, законах и учреждениях, тогда как жизнь, духовность и быт простого народа практически не освещаются.
Со временем Костомаров придет к выводу, что историю следует исследовать не только по летописям и прочим документам, а и посредством «живого народа». В молодости он овладел украинским языком настолько хорошо, что издал на нем 2 драмы и несколько поэтических сборников.
В 1840 г. Николай Иванович успешно сдал магистерский экзамен, а через 3 года представил диссертацию – «Об историческом значении русской народной поэзии». В 1846 г. он начал преподавать в Киевском университете.
Костомаров был сторонником панславизма – течения, в основе которого лежат идеи о потребности славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. В результате, вокруг него собрался кружок лиц, разделявших его идеи.
Позднее данный кружок настолько разросся, что преобразовался в полноценное общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Однако вскоре братство, по причине доноса, подверглось репрессиям. Всех участников задержали, обвинили в государственных преступлениях и подвергли разным наказаниям.
Николай Костомаров около года пробыл в Петропавловской крепости, после чего был определен на службу в Саратове. Он постоянно находился под надзором правоохранителей, а также не имел права преподавать в учебных заведениях и публиковать свои труды.
В данный период биографии Костомаров писал биографическую работу о
Богдане Хмельницком. Одновременно с этим, он собирал народные песни, были, сказания и любой материал о быте русского народа 16-17 веков. Еще он общался с раскольниками и представителями различных сект.
В середине 1850-х годов Николаю Костомарову разрешили вновь издавать свои работы и даже одобрили его поездку за рубеж. В 1859 г. он получил место руководителя кафедры русской истории в Императорском университете.
Лекции профессора пользовались большим успехом. В ходе изложения того или иного материала, он с разных сторон комментировал исторические события, выводя на первый план жизнь простого народа. Таким образом, он преподносил историю Русского государства с совершенно другого ракурса, противоречившего воззрениям той эпохи.
Костомаров пытался максимально объективно смотреть на прошедшие события и биографии разных известных личностей. Критическое отношение к истории вскоре привело его к мысли о необходимости признать недостоверными некоторые «блестящие» ее эпизоды.
На ученого обрушился шквал критики и упреков. Тем не менее, в родном университете его лекции имели фантастический успех. Их стремились послушать не только учащиеся, но и множество посторонних людей. Параллельно с этим он издавал научные статьи в нескольких издательствах.
Николая Костомарова называли приверженцем федерализма, признававшего малороссийскую народность частью единого русского народа. При этом «в первой половине нашей истории» он выделял 6 основных народностей: южнорусскую, северскую, великорусскую, белорусскую, псковскую и новгородскую.
По словам Костомарова, все они представляли собой Русскую Землю и принадлежали к одному общему составу. То есть они имели общие языки, быт, княжеский род и религию. Такие высказывания снова вызвали недовольство некоторых его коллег и действующей власти.
По этой причине, мужчина часто подвергался разного рода давлению. В 1862 г. он посетил множество регионов России, собирая разный материал. В том же году он покинул университет, не в силах сопротивляться нападкам правительства.
В последующие годы биографии Костомаров писал новые работы, посвященные истории Малороссии, Русского государства и Речи Посполитой. Это вылилось в написание таких трудов, как «Смутное время московского государства», «Последние годы Речи Посполитой» и «Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей».
Зрелые годы трудов
Наказанием для Николая Костомарова стал год в стенах Петропавловской крепости, а затем надзор полиции в Саратове, куда он был переведён. Мечтательности после таких событий у историка поубавилось, но идей своих он не оставил. Он совершал этнографические экспедиции, где собирал местный фольклор, в том числе и среди староверов, при этом не оставляя свой труд о Хмельницком и новую книгу о русском быте XVI-XVII веков.
В 1856 году вскоре после вступления на престол Александра II Николай Иванович получил свободу от надзора и снятие запрета на публикации. Посетив столицу и побывав за границей, он вернулся в тот же Саратов, где выпустил монографию о бунте Степана Разина. Не остался он в стороне и от подготовки важнейшего преобразования эпохи – отмены крепостного права, трудясь в комиссии по улучшения крестьянского быта. Через три года Костомаров получил разрешение вновь преподавать, встав во главе кафедры русской истории Петербургского университета.
Обладая живой манерой изложения материала, Костомаров стал невероятно популярным среди студентов. Он излагал свою концепцию народной истории со всеми ее особенностями. Однако профессор не абсолютизировал роль народа в складывании русской государственной жизни, как не абсолютизировал и роль самой власти. Он рассматривал эти явления в совокупности, пытаясь определить сам характер строя и его влияние на жизнь общества. Николай Иванович рассматривал историю Государства Российского более критично, чем многие до него и при нём, чем часто вызывал недовольство и критику, особенно со стороны славянофилов.
Войдя в состав археографической комиссии, Костомаров изучал и публиковал акты по истории Малороссии, задумав тогда же составить ее полную историю. Над этим трудом он работал до последних своих дней. Говоря о великороссах и малороссах, историк писал о двух русских народностях, которые при этом были едины.
В 1861 году из-за беспорядков был временно закрыт Петербургский университет, после чего Николай Иванович с другими профессорами стал читать публичные лекции, но и они затем были запрещены. В следующем году учёный совершил этнографическое путешествие, открыл захоронение новгородских воинов, погибших в 1471 году в битве при Шелони.
Детство крепостного мальчика, сына помещика
Он появился на свет в слободе Юрасовке недалеко от Воронежа 4 (16 по новому стилю) мая 1817 года. На момент его рождения мать, крепостная помещика, отца ребенка, не была официально в браке. Поэтому по закону сын считался крепостным. Первые 10 лет жизни мальчик воспитывался в имении отца. Костомаров-старший привил ему любовь к свободе, а мать вложила в него религиозность. Он много читал и легко усваивал прочитанное.
На одиннадцатом году жизни Колю отдали в Московский пансион. Учителя называли его «чудо-ребенок» за его способности. Через год в семье случилось несчастье. Отца-помещика ограбила и убила дворня. Матери пришлось сначала выкупать сына из крепостных, а потом переводить мальчика в более дешевый пансион в Воронеже. Через три года мать отдала сына в гимназию.
Личная жизнь
Крагельская (Кисель) Алина Леонтьенва, супруга Костомарова Н.
В 1847 году, проживая на тот момент в Киеве, Костомаров повстречал девушку, Алину Леонтьевну Крагельскую. Молодые люди запланировали свадьбу, но буквально в назначенный день венчания Костомаров был арестован по обвинению в незаконной организации сообщества. После этого он отбыл год в заключении, после чего отправился в Саратов в ссылку. Будущее молодого человека было весьма туманно. Невесте не оставалось ничего другого, как поддаться уговорам родителей и расстаться с Костомаровым, чтобы в скором времени выйти замуж за другого.
Спустя много лет (1873 г.), будучи проездом в Киеве, Костомаров вновь встретился со своей невестой. Та овдовела к этому времени и одна растила троих детей. В 1875 году свадьба Костомарова и Крагельской все-таки состоялась. Вместе они прожили 10 лет.
Судя по воспоминания, Костомаров был весьма мнителен в отношении своего здоровья. Возможно, речь идет об ипохондрии. Часто его поездки по Европе и России сопровождались купанием в море, по советам врачей, к которым он чутко прислушивался.
После перенесенного сыпного тифа в 1875 году Костомаров так и не смог полностью восстановить свое здоровье. Это, в свою очередь, серьезно сказалось на его работоспособности. С той энергией и самозабвенностью историк уже не мог работать. Через 10 лет, 7 апреля 1885 года в возрасте 67 лет Николай Иванович Костомаров скончался. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Заметки Костомарова о либералах
«Все это делалось в эпоху самого крайнего развития либерального движения умов в России. В образованной молодежи начиналось направление, которое так характеристично прозвано нигилизмом. То было недовольство всем существующим общественным, семейным и политическим строем, у иных переходившее уже в мечтания о перестройке общественного здания, — у других ограничивалось либеральными осуждениями всего того, что нравилось правительству и пожилым людям.
… Настало новое царствование, а с ним — иные времена. Само правительство рядом предначатых реформ показало, что у нас накопилось много требующего изменения. Русские умы стали проникаться мыслию, что в России слишком много дурного и наше общество требует радикального возрождения. Как всегда и везде бывает, мыслящая молодежь несется без удержу вперед; все, что делается вокруг нее хотя бы с явными целями улучшений, ей кажется малым, недостаточным; ей хотелось бы видеть совершившимся в несколько месяцев то, на что по неизменным законам истории потребны годы, десятки лет и даже века! «У нас все дурно!» — такая фраза сделалась модною и стереотипно произносилась всяким, кто не хотел быть или казаться отсталым. Что в нашем общественном строе, как и вообще во всех человеческих обществах, есть темные стороны — это ни для кого не новость, и иначе быть никогда не могло, пока человечество проходит свое земное поприще; но пылкая молодежь редко умеет отличать злоупотребления от сущности того, чем злоупотребляет, склонна бывает смешивать то и другое, и вместо того чтобы обрезывать ветви дерева, мешающие его росту, посягает на самый корень.
В ту эпоху, о которой идет речь, молодежь стала попирать все, пред чем старое поколение благоговело: религию, государственность, нравственность, закон, семейство, собственность, даже искусство, поэзию и таланты
Наука имела для нее важность только в утилитарном отношении, насколько она могла содействовать улучшению материального быта человека. Все, что прежде считалось достоянием духовного мира, отвергалось как праздное занятие, и самый духовный мир назывался мечтою
Нет сомнения, что во всех исчисленных сферах были всегда и везде темные стороны, возбуждавшие ум к критике.
Религия, в вульгарном смысле, нисходила до ханжества или бессмысленной приверженности к символической букве; государственность, как показывала история, нередко являлась в форме бессмысленного насилия над массами народа, люди государственные придавали ореол святости тому, что держалось на обмане, создавали права, основанные вначале на дикой силе, закон часто выказывался бессильным против людских пороков или служил им благовидною прикрышкой; права собственности, упорно защищаемые собственниками, обличали свою несостоятельность, как только подвергались критике средства возникновения и упрочения собственности; семейство представляло слишком частые случаи, показывающие, что на деле происходило совсем не то, что признается предрассудками общества; нравственность вообще имела очень шаткое и неточное применение: что в одно время или в одном месте считалось нравственным, то в иных временах и местах признавалось противным; наконец, искусство, поэзия и свободная наука оказывались по большей части привилегиями счастливцев мира сего, эксплуатировавших бедную, невежественную массу народа.
Такой мрачный взгляд не человеческие отношения не был новостью: сам Спаситель Христос положил ему начало для своих последователей. Его пламенная проповедь против фарисеев была осуждением и приговором для ханжества всех веков. В противоположность земному величию владык и царей, требовавших себе поклонения, Спаситель указал правила признавать старшим над всеми того, кто будет всем слугою».
Автобиография. Костомаров Н. И.
КОСТОМА́РОВ
В книжной версии
Том 15. Москва, 2010, стр. 470
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСТОМА́РОВ Николай Иванович (лит. псевдонимы Iєремiя Галка, И. Богучаров) , рос. историк, этнограф, публицист, писатель, чл.-корр. Петерб. АН (1876), д. стат. сов. (1870; одновременно получил потомственное дворянство). Внебрачный сын помещика И. П. Костомарова и укр. крепостной крестьянки (их брак оформлен после рождения К.), по рождению был крепостным; его мать, Т. П. Костомарова, выкупила сына у наследников мужа после 1827. Детство К. провёл среди украинцев, тогда же полюбил нар. укр. песни и язык, считал себя «южнороссом». Окончил историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та (1836). Его 1-я магистерская дис. «О причинах и характере унии в Западной России» (1841) была уничтожена по распоряжению мин. нар. просвещения С. С. Уварова. К. под влиянием М. М. Лунина, А. О. Валицкого и И. И. Срезневского заинтересовался устным нар. творчеством как источником для изучения духовной жизни народа, собирал русский («Об историческом значении русской народной поэзии», 1843; магистерская дис.) и украинский (часть записей опубл. в 1859) фольклор. Преподавал в 1-й киевской гимназии, в Образцовом женском пансионе и в Ин-те благородных девиц в Киеве. С 1846 адъюнкт-проф. Ун-та Св. Владимира в Киеве, одновременно чл. Киевской врем. комиссии для разбора древних актов. Один из основателей Кирилло-Мефодиевского общества (кон. 1845 – нач. 1846), автор его программного документа – «Книги бытия украинского народа». Считал, что у всех слав. народов, в т. ч. украинского, есть право на политич. самостоятельность. Выступал за создание добровольной федерации слав. народов с центром в Киеве. В 1847 арестован вместе с др. участниками Кирилло-Мефодиевского об-ва, заключён в Петропавловскую крепость. В 1848 сослан в Саратов под надзор полиции с запрещением преподавать (надзор снят в 1856, запрет преподавать – в 1859), служил в губернском правлении, изучал старообрядчество, в 1858–59 секретарь Саратовского губернского к-та по крестьянскому делу.
Частые вопросы
Что доказал профессор Н и Костомаров?
В 1846 г. Костомаров избран адъюнкт-профессором русской истории Киевского университета, где прочел курс лекций по славянской мифологии, доказывая духовное единство славян в доисторическом прошлом.
Чем известен Костомаров?
Рома́н Серге́евич Костома́ров (род. 8 февраля 1977, Москва) — российский фигурист, выступавший в танцах на льду с Татьяной Навкой. В паре с ней — олимпийский чемпион 2006 года, двукратный чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, трёхкратный победитель финалов Гран-при и трёхкратный чемпион России.
Где родился Роман Костомаров?
Роман Костомаров родился 8 февраля 1977 года в Москве. В 1986 году в возрасте девяти лет он приступил к занятиям в детском театре на льду при Дворце спорта АЗЛК. В 1986 году успехи молодого фигуриста заметила тренер Лидия Караваева.
Интерес к «живому народу»
Некоторое время после выпуска из университета молодой человек служил в армии, однако и здесь он показывал увлечение наукой о прошлом – изучал историю слободских казачьих полков. В 1837 году он возвратился в Харьков и полностью переключился на занятия любимой наукой.
Здесь начало складываться его собственное видение истории как жизни народа с его языком, обычаями и культурой. Костомаров принялся штудировать книги украинских народных сказаний и песен, одновременно изучая украинский язык и совершая поездки по селам и деревням. Более того, в 1830-е годы он издавал под именем Иеремии Галки художественные произведения на украинском языке.
В 1840 году Костомаров успешно сдал экзамен на магистра, а через два года из-под его пера вышла диссертация, посвященная православно-католической унии. Она была отвергнута из-за придирок харьковского архиепископа. В 1844 году молодой историк всё же смог защитить другую диссертационную работу – о русской народной поэзии.
Важные даты из жизни
Ученый-историк провел бурную и насыщенную жизнь. Вот некоторые биографические моменты из нее:
- 1833 год. Николай поступил в Харьковский университет на историко-филологический факультет.
- 1835 год. В университете появился преподаватель истории М.М.Лунин, чьи лекции оказали на студента Костомарова сильное влияние.
- 1837 год. После недолгого пребывания на военной службе вновь прибыл в Харьков. Он захотел расширить свои знания по истории. Костомаров задумал написать историю о полках слободских казаков.
- 1838 год. Николай Костомаров прослушал курс лекций С. П. Шевырёва о народности в истории. Он укрепился в романтическом отношении к этому явлению.
- 1839-1841 года. Взяв псевдоним, который назывался Иеремия Галка, написал и опубликовал несколько стихотворных сборников и две драмы на украинском языке и в переводе.
- 1840 год. Костомаров сдал экзамен на магистра.
- 1842 год. Он опубликовал диссертационную работу «О значении унии в западной России». Книга вызвала отрицательную реакцию у духовенства и профессоров.
- С 1843 года он представил на факультет другую магистерскую работу «Об историческом значении русской народной поэзии». Ее он успешно защитил.
- 1844 год. Стал преподавать в гимназии в Ровно. Он хотел побывать в исторических местах, чтобы лучше написать о Богдане Хмельницком.
- 1845 год. С этой же целью переехал в Киев.
- 1846 год. Костомаров был избран преподавателем российской истории в Киевском университете. Его лекции вызывали у слушателей глубокий интерес.
- 1847 год. Члены Кирилло-Мефодиевского братства были арестованы по доносу студента Петрова. Костомаров был заточен в Петропавловскую крепость, где просидел год.
- 1848 год. Арестант «переведён на службу» в город Саратов. Тут он продолжил писать «Богдана Хмельницкого».
- 1856 год. С Костомарова снят надзор. Ему отменили запрещение печататься. После посещения заграницы он вернулся в Саратов, где помогал готовить крестьянскую реформу.
- 1859 год. Профессор был приглашён в Петербургский университет на кафедру русской истории.
- 1861 год. Закрыли Петербургский университет из-за беспорядков, вызванных студентами. Несколько профессоров устроили в думе «вольный» университет. Там Костомаров читал лекции по истории древней Руси.
- 1862 год. Николай Иванович совершил путешествие по России с археографическими целями. Вышел из профессорского состава университета.
- 1863 год. С этого года Костомаров занялся научно-литературной деятельностью. Он печатался в России и за рубежом.
- 1875 год. Ученый переболел сыпным тифом. В мае он обвенчался, в конце концов, с Алиной Леонтьевной Кисель. Она считалась его невестой ещё до того, как Николая арестовали.
- 1885 год, 7 (19) апреля. После долгой болезни Костомаров Н. И. умер.
Николай Костомаров в старости
Фигурное катание
Костомаров уехал из России в 21 год. Москвич отправился в неизвестность, без денег и связей. В Делавэре фигурист жил на небольшой арендованной вилле с коллегами и получал $ 150 в месяц. Ежедневные тренировки отбирали время, на подработки сил у чемпиона не оставалось. Он питался в университетской столовой или в «Макдоналдсе». Часто парню приходилось ходить пешком до спорткомплекса — полчаса туда и обратно.
https://youtube.com/watch?v=7_PJU81s4Gw
Тренеры не видели в Костомарове чемпиона, поэтому уделяли ему мало внимания. С на тот момент партнершей по льду Анной Семенович взаимопонимания не было, тренировки часто заканчивались конфликтами. В 23 года пара Семенович – Костомаров распалась, и Роман переехал в Нью-Джерси.
Он скитался по квартирам друзей, ночевал на чердаках и спал на надувном матрасе, жил в съемных квартирах без кровати и телевизора. То время стало периодом становления Костомарова как фигуриста и как личности, закалил волю и характер.
В 2000 году Роман начал кататься с Татьяной Навкой. У спортсменов оказалось идеальное сочетание ростовых данных (рост фигуристки — 170 см, вес 51 кг, рост Костомарова — 182 см, вес 75 кг). В 2002-м в Солт-Лейк-Сити пара заняла 10-е место, а через 2 года к фигуристам пришла долгожданная победа. На чемпионате мира – 2004, проходившем в немецком Дортмунде, они стали первыми.
Заветной целью Романа и его партнерши была медаль на Олимпийских играх. Они записывали в актив победу за победой — за 3 сезона у фигуристов было всего одно поражение. Триумфом пары стала Олимпиада в Турине в 2006 году, когда пара Навка – Костомаров выиграла олимпийское золото.
Победу дуэту принес музыкальный номер «Кармен», сочетающий классические элементы и зажигательные латинские движения. Видео выступления, принесшего России золото, и сегодня востребовано зрителями и собирает новые просмотры на YouTube. После Олимпиады пара вернулась в Россию.
Русский Эдмон Дантес
Как так вышло, что этнически русский Костомаров вдруг стал знаменем отечественного «украинства», а с переездом в Киев и с триумфальным избранием на профессорскую должность (в 29 лет!) в местном университете — лидером местных украинофилов? Как вышло, что он стал идеологом мирного, интеллигентского, но вполне антиправительственного Кирилло-Мефодиевского братства, которое зачитывалось произведениями Тараса ШЕВЧЕНКО и грезило созданием панславянской федерации?
Научными объяснениями этого феномена пусть занимаются специалисты, а мы упомянем вот о чём. Современники вспоминали, что в Костомарове был очень силён дух противоречия: если при нём говорили о человеке хорошее, превозносили его, он всегда умел подчеркнуть какое-то отрицательное качество обсуждаемого. И наоборот — если человека порицали, Н.И. выводил на первый план какое-либо яркое достоинство этой личности. На момент создания Кирилло-Мефодиевского братства «было принято хорошо говорить» о государственном устройстве Российской империи и её железном самодержце — НИКОЛАЕ I, «жандарме Европы»; разумеется, вольнодумец Костомаров справедливо изыскал целый ряд изъянов системы и принялся вычислять альтернативы и противовесы самодержавию в истории.
Собственно, основная черта творческого метода Костомарова — это поиск федеративных и республиканских традиций в русской истории, в частности, в истории Новгородской и Псковской вечевых республик, а также в Донской казачьей вольнице, откуда вышли РАЗИН и ПУГАЧЁВ. Костомаров положительно относился к раскольникам, к сектантам, ко всем, кто был «против» и представлял собой ну хоть какую-то оппозицию «мертвящему централизму власти». (Современные либералы, выходящие на бесчисленные и бессмысленные марши мира, меня поймут.)
И всё бы ничего, да уж очень неудачно Костомаров и его киевский кружок кирилло-мефодиевцев выбрали время для рассуждений о панславизме и федерализации: шёл 1847 г., близилась грозная «весна народов» — парад европейских революций 1848-1849 гг., и император Николай, как главный гарант спокойствия в Европе, едва ли мог поощрять политическое творчество интеллигентов-карбонариев.
…Если в печальную историю со смертью отца Костомарова так или иначе вплелось имя ВОЛЬТЕРА, то применительно к ещё одному эпизоду из жизни историка крайне уместны аналогии с другим французским писателем — ДЮМА-старшим, точнее, с его знаменитым героем Эдмоном Дантесом, графом Монте-Кристо. Как известно, последний по политическому доносу был арестован накануне собственной свадьбы и на четырнадцать лет загремел в тюрьму замка Иф. На 30 марта 1847 г. была назначена свадьба Николая Костомарова с Анной КРАГЕЛЬСКОЙ, однако 29 марта Н.И. был арестован и выслан из Киева в Петербург, где провёл год в Петропавловской крепости, после чего (24 июня 1848 г.) был отправлен на поселение в Саратов.
Не оправдывая действительно суровый режим царя Николая, отмечу, что Костомаров легко отделался. Его другу-«заговорщику», поэту Шевченко, дали десять лет солдатчины в Оренбурге.