История древней руси. выбор князя андрея боголюбского презентация

Потомки Андрея Боголюбского

В 1148 году отец женил Андрея на Улите, дочери казенного боярина Степана Кучки. Она славилась красотой и родила мужу пятерых детей. История сохранила их имена:

  • Изяслав. Участвовал в походе на Волжскую Булгарию, умер в 1165 г. Женат не был, детей не оставил.
  • Мстислав. Участник многих военных походов, умер в 1173 году. Имел сына Василия (1171 г. р.), судьба которого неизвестна.
  • Юрий Андреевич Боголюбский. В 1185—1189 гг. — муж царицы Тамары, с которой связан золотой век в истории Грузии. Умер около 1190 г.
  • Ростислава. Супруга последнего представителя ветви черниговских Давыдовичей — Святослава Владимировича. Сведения о потомках отсутствуют.
  • Глеб Владимирский. Святой, по летописям неизвестен. Согласно более поздним источникам, с 12 лет читал духовную литературу и общался с монахами. Умер в двадцатилетнем возрасте незадолго до гибели отца.

Супруга Боголюбского относилась к роду Кучковичей, и историков участвовала в коварном заговоре против супруга. За это она была казнена. Однако существует версия, что в коварном убийстве принимала участие вторая жена (осетинка, родом из Яз), и казнили именно ее.

На схеме-таблице показано происхождение князя:

В борьбе за киевский престол

Задолго до татаро-монгольского нашествия, когда Киев в 1240 году подвергся разграблению ордынских войск, после которого окончательно потерял статус столицы русских земель, начался упадок Киевской Руси. Раздробленность киевского государства и бесконечные войны претендентов на престол, стали постоянным явлением. Ситуация осложнялась близостью к столице кочевых племён с юга – половцев, которые не только активно участвовали в грабеже русских земель, но и использовались в междоусобных войнах среди князей.

К тому моменту, когда в 1169 году Андрей Боголюбский направил войска на штурм «матери городов русских», борьба за Киев, хозяин которого, всё ещё в соответствии с традицией являлся великим князем всея Руси, представляла собою настоящую западню, смертельную, запутанную ловушку.

Постоянный переход города из рук в руки, интерес к нему со стороны огромного количества князей из рода Рюриковичей, бунты и внутренние перевороты внутри Киева, делали его очень опасным «призом». В конечном итоге, отказ от княжения в такой столице, был весьма благоразумным ходом со стороны Андрея Боголюбского. При этом, для такого решения имелась и иная, серьезная причина, — экономическая.

Затухание торговли по «пути из варяг в греки»

Киевская Русь сложилась в своё время как государство торговое, получавшее большую выгоду от торговли по знаменитому «пути из варяг в греки». Некоторые историки считают, что и Рюрик был призван на княжение в русских землях, а столица государства основана именно в Киеве, на Днепре, благодаря решающей роли этого пути.

Трудно сказать, что было сначала — упадок торговли «из варяг в греки» и последовавшее ослабление Киевского государства или же неумение Рюриковичей преодолеть междоусобицы и наладить торговлю — однако всё способствовало упадку этого пути. Тем не менее, к XIII веку происходит серьёзное снижение значения этого торгового маршрута, примерно в одно время с ослаблением самой Византии и усилением раздробленности на Руси. С началом монгольского нашествия «путь из варяг в греки» был окончательно уничтожен.

Правление Андрея Боголюбского

Начало своей истории Владимирский князь берет в 1112 году. Отец Андрея Боголюбского, бесстрашный воин и дипломатичный правитель Юрий Долгорукий, большую часть своей жизни провел в нескончаемых походах, которые в конечном итоге привели его к княжению в центральных русских землях — великокняжеском киевском престоле. Однако оно продлилось лишь несколько незначительных лет — в 1157 году Юрий был отравлен, и титулы да почести перешли под ответственность его сына, который с первых решений продемонстрировал народу неординарность собственной личности и ярко выраженную целеустремленность в достижении поставленных целей.

Так, с первых принятых решений Андрей Юрьевич разрушил общепринятый в то время устой: «Раз великий князь — значит князь Киевский». Мужчина отказался от княжения в столице и остался на Владимиро-Суздальской земле с желанием привести ее к величию, стабильности и процветанию. Таким образом, некогда малонаселенный и небогатый внешним и внутренним убранством город, разросся и приобрел черты торжественности, безопасности и духовенства.

Внутренняя политика в общих чертах

Внутренняя политика Андрея Юрьевича Боголюбского была сконцентрирована на развитии некогда обособившегося Суздаля и централизации власти в северо-восточной Руси. Пользуясь, так называемым, «правом сильного», молодой и амбициозный правитель изгнал из земель, находящихся под его влиянием, родственников — братьев, племянников, мачеху, а также отозвал полномочия бояр, которые в прошлом были приближены к Юрию Долгорукому.

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внутриполитическим решениям:

  • 1157 год — после смерти отца под влияние Андрея Юрьевича переходят Ростовское, Суздальское и Владимирское княжества.
  • 1160 год — решение Владимиро-Суздальского князя утвердить в собственных владениях новую и независимую от Киевской столицы метрополию; попытка провалилась.
  • 1161 год — установление на Владимиро-Суздальской земле единовластия, перенос столицы в город Владимир-на-Клязьме.
  • 1158–1164 годы — духовное просвещение в новой столице; строительство церквей, храмов и монастырей, из которых самой значимой стала церковь во имя Успения Богородицы.

Внешняя политика в общих чертах

Поскольку Андрей Боголюбский занимался политикой единовластия и всеми возможными путями продвигал собственные взгляды на сосредоточении власти на одном лице, большая часть его внешнеполитических решений была направлена на расширение влияния Владимиро-Суздальского княжества на территории северо-восточной Руси. Князь распространял свое влияние любыми доступными направлениями — в его деятельности были задействованы и дипломатические переговоры, и ожесточенные и кровопролитные походы на близлежащие территории.

Можно сказать, что сын шел по стопам отца, однако отличительной чертой его решений являлось расширение владений без переноса центра управления — мужчина стремился обособить собственные владения от Киевского влияния и разрушить Киев как значимое государство на мировой арене.

Основные события (даты и краткое изложение), относящиеся к внешнеполитическим решениям:

  • 1164 год — первый поход на волжских булгар, закончившийся успехом для войск Андрея Юрьевича; многие города взяты штурмом, разграблены и сожжены.
  • 1167 год — поход «за Волок» сыном Андрея Боголюбского, Мстиславом, для сбора налогов с населения и подвластных территорий в пользу Владимиро-Суздальского княжества.
  • 1169 год — собор коалиции из одиннадцати князей и осада Киева, которая изменила эру Киевского княжества раз и навсегда.
  • 1170 год — поход на Новгород и осада города, закончившаяся миром из-за возможной угрозы голода.
  • 1171 год — второй поход на волжских булгар, который закончился неудачей; бояре и дружинники, ранее считавшиеся соратниками и советниками, из-за потери статуса и личной власти не поддержали князя.
  • 1173 год — осада Вышгорода, которая в очередной раз закончилась неудачей для войск Андрея Боголюбского; осажденный народ благодаря помощи союзников разгромил коалицию Владимирских князей.

Утеря влияния

Его летописец по тому поводу с сокрушением отмечал, что доблестный во всех отношениях князь Андрей Боголюбский (биография которого до того не имела таких моментов) поддался неуемному гневу и гордыне, а потому и сказал столь дерзкие и злые слова. Присоединив к своему воинству еще и Смолян (поневоле), а также войска некоторых русских князей и половцев, он отправился в поход. Вот только настолько хорошо оборонял Вышгород, что все огромное войско обратилось в бегство.

Князь Андрей полностью утратил свое влияние на южных правителей. Но и у тех было не все так гладко: всего через год в их владениях началась смута, связанная с утратой Киевского престола, а потому Ростиславичи отправили послов к Боголюбскому с тем, чтобы просить его о Киевском престоле для князя Романа. Никто не знает, чем бы закончились переговоры, но в это время Андрей Боголюбский, исторический портрет которого мы привели в этой статье, умирает.

Историки не могут утвердительно сказать дату рождения Андрея
Боголюбского. Впервые о нём упоминают русские летописи в связи с враждой его
отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем. Некоторые исследователи
утверждают, что будущий князь Андрей родился в 1111 году (есть версия, что в
1113 году). О его детстве известно немного. Получив хорошее воспитание и
образование, он уделял много времени изучению христианства. Детальные сведения
о его жизни появляются только после достижения Андреем совершеннолетия. Именно
тогда молодой князь по приказу отца начинает княжить в разных городах.

В 1149 году по настоянию отца отправляется на княжение в
Вышгород, но уже спустя год его переводят в города Пинск, Пересопницу и Туров,
где он пребывает около года. К 1151 году Долгорукий вновь возвращает сына в
суздальскую землю, где тот княжит до 1155 года и снова отправляется в Вышгород.

Несмотря на отцовскую волю (Долгорукий хотел видеть сына
именно князем в Вышгороде), князь Андрей возвращается во Владимир, куда
привозит с собой икону Богородицы, которую позже начали называть иконой
Владимирской Богоматери.

В 1157 году после кончины Юрия Долгорукого, князь Андрей
Боголюбский принимает на себя титул отца, но при этом решает остаться во
Владимире, не переезжая в Киев. Историки считают, что именно данный поступок
князя явился первым шагом к децентрализации власти. Также в том же году его избирают
князем Ростовским, Суздальским и Владимирским.

В 1162 году опираясь на помощь своей дружины, Андрей Боголюбский
изгоняет из своих княжеств всех родственников, тем самым становясь единым
правителем этих земель. За время своего правления князь расширил свою власть,
подчинив и завоевав многие окрестные
земли на северо-востоке Руси. В 1169 Боголюбский совершает нападение на Киев,
результатом которого был полностью разорённый город.

Андрей Боголюбский был убит боярами в 1174 году тридцатого
июня в городе Боголюбовка, который он же и основал. Историки считают, что на
организацию заговора против князя повлияла его политика и растущий среди
населения авторитет, что было не на руку боярам.

В 1702 году князь Андрей Боголюбский был причислен к лику
святых именно за свою внутреннюю политику, основанную на христианской вере.
Кроме того, князь возводил соборы и церкви по всей территории своего
государства.

Взятие Киева

В 1167 году умер киевский князь Ростислав Мстиславич. Смерть великого князя вскрыла противоречия между его родственниками; началась борьба за княжеский стол и перераспределение волостей. Великим князем стал старший племянник Ростислава Мстиславича Мстислав Изяславич, правивший тогда в Волынском княжестве. У нового великого князя возник конфликт с детьми своего почившего дяди — смоленскими Ростиславичами, поддержавшими ранее кандидатуру Владимира Мстиславича. Мстислав прогнал своего дядю Владимира Мстиславича, скитавшегося после по всей Руси и нашедшего в итоге приют в Рязани. Один из Ростиславичей занимал тогда Новгородский стол, но был изгнан оттуда вечевым собранием; горожане попросили себе в правители сына киевского князя Романа Мстиславича. Новгородская земля имела для князя Боголюбского особое значение, и терять контроль над ней он не желал. Тогда Андрей Юрьевич, опасавшийся объединения власти над Киевом и Новгородом в одних руках, решил сформировать военную коалицию.

В 1168 году Мстислав Изяславич одержал значительную победу над половцами, серьёзно угрожавшими Киеву. В походе великого князя участвовали черниговские и новгород-северские Ольговичи. В какой-то момент между ними и Мстиславом возникло недопонимание, переросшее в конфликт. К владимирскому князю и его младшим братьям, помимо Ростиславичей, теперь присоединилась часть Ольговичей, муромцы и рязанцы. Всего же в походе, который возглавил сын Андрея Мстислав, участвовало одиннадцать князей. На стороне Мстислава Изяславича оказались лишь его сыновья, галицкий князь Ярослав Осмомысл и несколько других мелких феодалов. В том же году Роман Мстиславич стал княжить в Новгороде, но ситуация с его соседями требовала военной помощи, которую киевский князь вскоре отправил сыну. Этим и поспешил воспользоваться Андрей Боголюбский.

9 марта 1169 года, в первый день Великого поста, огромное войско подошло к Киеву. Сил удержать город у Мстислава не было, и уже 12 марта Киев пал. Великому князю удалось ускользнуть, но его жена-полька и дети были захвачены в плен. Нападавшие вошли в город и впервые в истории подвергли жесточайшему разграблению столицу Руси. Не щадили ни горожан, ни церквей с их утварью, ни древних монастырей. Три дня княжеские войска жгли и грабили «мать городов русских». Остаётся спорным вопрос о том, отдавал ли Андрей Боголюбский приказ о разорении Киева. Тем не менее подобное ослабление города было явно на руку Владимиру. Занимать стол в разорённом городе Андрей Юрьевич не собирался. По поручению отца Мстислав Андреевич объявил киевским князем своего дядю и младшего брата князя Боголюбского Глеба Юрьевича. Так владимирский князь уничтожил престиж киевского стола: главным на Руси теперь становился тот, кто сильнее, а не тот, кто по праву занимал Киев. Глеб Юрьевич оставался в Киеве наместником, пока реальный великий князь находился во Владимире.

На следующий год часть коалиции отправилась покорять Новгород, которым управлял Роман Мстиславич. Однако на этот раз удача оказалась на стороне осаждённых. Войско в панике бежало, оставив новгородцам много пленных. Но после введения экономической блокады в Новгороде начался голод, и горожане предпочли избрать себе нового князя, заключив с Боголюбским мир. Сначала им стал Рюрик Ростиславич, а уже через год сын Андрея Боголюбского Юрий — будущий супруг-соправитель грузинской царицы Тамары.

Интересные факты

В жизни правителя много таинственного. Историкам неизвестна точная дата его рождения. У Татищева указано, что он был убит в возрасте 63 года. День и год смерти зафиксированы точно — 29.06.1174 . Следовательно, великий князь родился в 1111 г. Однако есть предположение, что он был рожден в период с 1120—1125 год. В его пользу свидетельствуют данные антропологических исследований.

Много споров вызывает и внешность князя. В школьных учебниках по истории представлен его скульптурный портрет. Ясно видно, что лицо имеет выраженные монголоидные черты: узкий разрез глаз, зачесанные волосы, выделенные скулы, горделиво приподнятые брови. Однако после исследования мощей, которое провел Институт судебно-медицинской экспертизы, мнение о внешности Боголюбского поменялось. Ученых поразили такие моменты:

  • отличная сохранность мощей;
  • отсутствие признаков принадлежности к монголоидной расе;
  • установлено, что облик князя типичен для европейца.

Источники свидетельствуют, что матерью князя была половчанка. В представлении советских антропологов половцы относились к монголоидам. Согласно современным источникам, это люди с голубыми глазами и светлыми волосами. Следовательно, скульптура Михаила Герасимова — результат ошибочного представления историков о половцах.

Удивление ученых вызвала сильная скрученность плечевых костей Андрея, что свидетельствовало о колоссальных физических нагрузках. Есть информация, что он с малых лет воспитывался как воин, и в 3 года хорошо управлял конем. По данным ученых-антропологов, Боголюбский владел особой тактикой боя, несвойственной русским воинам.

Где же обучался великий князь технике сражения? Ученые выяснили, что до 1148 года его имя практически не упоминается в летописях. К тому времени ему исполнилось немало лет, а о жизни в юные годы ничего не известно. В одном из старообрядческих житий Андрея сказано, что многие годы князь пребывал в Иерусалиме. На святой земле он проводил время в постах и молитвах. Вероятно, что в Иерусалиме он встретил воинов, у которых научился боевому искусству.

Князь владел шестью языками и вел активную переписку с Фридрихом Барбароссой (полководцем, рыцарем, императором священной Римской империи). Его родословная включает все правящие династии эпохи. На четверть грек и англосакс, он навсегда сохранил преданность Залесским землям (Владимиро-Суздальскому краю).

Ученые говорят о правителе как об опытном стратеге, архитекторы — как о выдающемся проектировщике музыканты — как о ценителе прекрасного. Церковь чтит его как святого, трагически закончившего жизненный путь. Все без исключения признают в нем одаренную личность, патриота, деятельность которого помогла создать из Владимира центр православной культуры.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

карта Владимиро-Суздальского княжества

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.  В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Результаты правления

Итогами правления Андрея Боглюбского можно считать укрепление границ Владимиро-Суздальского княжества и его возросшее политическое значение.

Основная его заслуга – рост процветания княжества

Так как князь не был занят борьбой за киевский престол, все его внимание было направлено именно на собственную землю. Относительно спокойная обстановка на Ростовской земле вызвала в свое время очень большой приток жителей, которые хотели жить хотя бы в относительном мире

Это, несомненно, способствовало процветанию экономики княжества.

За это время княжество также открыло для себя новые торговые пути.

Впоследствии, ближе к концу правления князя, Владимиро-Суздальская земля, отняв власть у Киева, практически станет новым политическим центром.

Нельзя оставить без внимания вклад Андрея Боголюбского в культуру Руси.

Во время правления князя Андрея Владимир стал одним из красивейших городов на Руси. Он превратился в настоящую столицу: было возведено множество сооружений, которые и по сей день считаются памятниками культуры.

Благодаря тому, что князь приглашал для постройки церквей разных зодчих, на Руси начал складываться собственный стиль в постройке храмов. Является основателем белокаменного строительства на Руси.

Трагическая гибель

К 1174 году некогда могущественный князь Андрей Боголюбский оказался в одиночестве: все его сыновья и родные братья умерли, а сводных он изгнал из своих земель и возвращать не планировал. Неудачный поход на Киев и поражение под Новгородом сделали князя ещё более непопулярным среди отстранённых от власти бояр. Дружины, которыми князь Боголюбский не руководил в походах лично, не были преданы князю. Жители крупных городов Северо-Восточной Руси, лишённые возможности влиять на политику через вече, также были недовольны узурпатором. Словом, союзников у Андрея Юрьевича не осталось.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года недовольные князем заговорщики ворвались в спальню Андрея Юрьевича. Меч, который ранее принадлежал святому князю Борису, из опочивальни заранее выкрал ключник Анбал Ясин, оставив правителя беззащитным. Князь долго сопротивлялся, но в итоге, весь в крови, он пал. Похоронили князя только на третьи сутки. Его замок был разорён; погромы и грабежи продолжились затем и во Владимире. Как всегда, после смерти авторитарного правителя началась анархия.

Деспотичный стиль правления князя Боголюбского, единоличная узурпация власти, отстранение от неё аристократии, попытка формирования централизованного государства — всё это станет московской концепцией самодержавия, последовательно реализованной преемниками Андрея Боголюбского.

Слайд 55Борис, святой благоверный князь, один из первых русских святых, ум. 1015

г.Борис (в крещении Роман)- князь ростовский, сын святого князя Владимира. Был воспитан в христианском благочестии и получил хорошее образование. Любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви и особенно жития святых. В управлении княжеством проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры. Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Возвратившись из похода, распустил свое войско, не желая междоусобной войны с братом Святополком, занявшим после смерти князя Владимира великокняжеский престол. Святополк, не поверив искренности брата, подослал к нему убийц. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. Князь Борис прославлен в лике святых. Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу Православной Церковью отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) и 15 (2) мая (перенесение мощей святых Бориса и Глеба).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: