Семья Николая Бестужева
Отец Николая, Александр Федосеевич, получил престижное военное образование, был конференц-секретарем Академии художеств и правителем канцелярии Мраморной экспедиции Строганова, статским советником, главным управляющим Екатеринбургской гранильной фабрики, участвовал в создании бронзолитейных мастерских и фабрики холодного оружия.
Александр Федосеевич был тяжело ранен во время русско-шведской войны. Выходили его девушка-мещанка Прасковья, на которой он впоследствии женился, и крепостной слуга Федор (на репродукциях картин, помещенных ниже, изображены родители Николая Бестужева).
В этом браке родилось пятеро декабристов: Николай (1791 год рождения), Александр (1797 год), Михаил (1800 год), Петр (1804 год) и Павел (1808 год). Кроме того, в семье воспитывались три дочери: Елена (1792 год), Мария и Ольга (примерно 1794 года рождения).
Дом Бестужевых был одних из немногочисленных в то время культурных центров Петербурга, где проходили встречи художников, писателей и композиторов. Здесь бывали А. И. Корсаков (сенатор, выдающийся государственный деятель, ценитель искусства, коллекционер), В. Л. Боровиковский (русский художник-портретист), Н. Я. Озерецковский (ученый-энциклопедист, член Академии наук), М. И. Козловский (известный скульптор) и другие.
При воспитании детей применял разработанную им же систему гуманной педагогики. Александр Федосеевич защищал идею государственного образования и был противником религиозного воспитания. Свои взгляды на вопросы педагогики он изложил в трактате «О воспитании». Николай Александрович Бестужев благодаря отцу рано приобщился к искусству: он хорошо знал музыку и живопись, любил литературу.
Ссылка
10 июля 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы обращены на поселение в город Селенгинск Иркутской губернии. Прибыли в Селенгинск 1 сентября 1839 года.
Избранная проза
/ Сост., вступ. ст. и примеч.
Я.Л. Левкович. — М.: Сов. Россия, 1983. — 336 с.
Из содерж.:
Левкович Я. Н.А. Бестужев. — С.
3-18; Левкович Я. Примечания. — С. 319-334.
Шлиссельбургская станция: (Черновые наброски)
/ Публ.
и коммент. Б.Н. Капелюш // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на
1972 год / ИРЛИ; Отв. ред. К.Д. Муратова. — Л.: Наука, 1974. — С. 72-77.
Бурятское хозяйство; Гусиное озеро; Очерки
забайкальского хозяйства
// Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма /
АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук; Отв. ред. П.Т. Хаптаев
и С.Ф. Коваль, сост., авт. предисл. и примеч. В.Б. Бахаев. — Улан-Удэ: Бурят.
книж. изд-во, 1975. — С. 57-160, 223. — Библиогр.: С. 228-230.
Биогр. справка — с. 61.
Из содерж.:
Бестужев Н.А. Воспоминание о Рылееве.
— С. 62-89; 14 декабря 1825 года. — С. 184-189.
// Декабристы: Антология в 2 т. / Сост.
Вл. Орлов. — Т. 1. Поэзия. — Л.: Худож. лит., 1975. — С. 380-382, 431-433
(биогр. заметка), 481 (примеч.)
Трактирная лестница; Шлиссельбугрская станция.
Истинное происшествие; Воспоминание о Рылееве; 14 декабря 1925 года
//
Декабристы: Антология в 2 т. / Сост. Вл. Орлов. — Т. 2. Проза. Лит. критика. —
Л.: Худож. лит., 1975. — С. 267-343, 423-426 (примеч.).
// Литературно-критические работы декабристов
/ Вступит. статья, сост., подгот. текста и примеч. Л.Г.Фризмана. — М.: Худож.
лит., 1978. — С. 138-140, 322-323 . — (Рус. лит. критика).
Биогр. справка — с. 322.
Ответы на вопросы, предложенные в первой книжке
«Благонамеренного»
// «Их вечен с вольностью союз»:
Лит. критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. Волка
С.С. — М.: Современник, 1983. — С. 198-199, 347. — (Б-ка «Любителям рос.
словесности»: Из лит. наследия). — Указ. имен: С. 359-366.
Трактирная лестница; Отчего я не женат!
//
Русская романтическая повесть: (первая треть XIX в.) / Сост., общ. редакция,
вступ. ст. и коммент. В.А. Грихина. — М.: Изд. Москов. ун-та, 1983. — С.
415-445. — (Университетская библиотека).
Мартышка и бритва; К улетевшему гению
// Поэзия
и письма декабристов / Сост., вступ. ст. и примеч. Фомичева С.А. — Горький:
Волго-Вятск. книж. изд-во, 1984. — С. 233-235. — (Сельская б-ка Нечерноземья).
// Поэты-декабристы: Стихотворения /
Вступ. ст. Н.Я. Эйдельмана, сост. и биогр. справки Н.Г. Охотина. — М.: Худож.
лит., 1986. — С. 355-357. — (Б-ка «Рус. муза»).
Биогр. справка — с. 411
Гуго фон Брахт: Происшествие XIV столетия
//
Русская историческая повесть: В 2 томах / Сост., подгот. текста, вступ. ст.,
коммент. Ю.А. Беляева. — М.: Худож. лит., 1988. — Т. 1. — С. 134-145.
Трактирная лестница
// Тот дивный мир. XVIII-XIX
вв. / Сост. Н.Д. Ткаченко. — М.: Сов. Россия, 1991. — С. 101-112.
Русский в Париже 1814 года
// Русская
историческая повесть первой половины XIX века / Вступ. ст. Носова Н.Е. — М.:
Правда, 1986. — С. 531-714.
Опыт истории Российского флота
/ Глав. архивное
упр. Центр. гос. архив воен.-мор. флота; Подгот. к изд. И.А. Лившиц и Г. Е.
Павлова. Науч. ред. С.Б. Окунь. — Л.: Судпромгиз, 1961. — 172 с.; портр. —
Библиогр. в конце книги.
Из содерж.:
Павлова Г.Е. Декабрист Николай
Бестужев и его «Опыт истории российского флота». — С. 5-29.
Полностью публ. впервые (ЦГАВМФ, ф. 315, оп.1, д. 41).
Портрет.
Живопись
Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств — Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах «Сын отечества», «Полярная звезда», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг «Записки о Голландии 1815 года» (СПб., 1821) и «Плавание фрегата «Проворного» в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда «История русского флота».
Масон, член ложи «Избранного Михаила» (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации «Северное общество» (1824), написал проект «Манифеста к русскому народу». Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.
В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 — февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе — октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве — в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге — в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле — в областном краеведческом музее; в Иркутске — в областном художественном музее («Портрет П.П.Сукачева», 1842, «Портрет П.С.Трапезниковой», 1842) и областном краеведческом музее («Портрет И.С.Сельского», 1847 (?)); в Кяхте — в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича — «Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, «Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, «Портрет А.И.Трапезниковой», 1842, «Портрет М.П.Беттихер с дочерью», начало 1850-х (?)).
Дворянский род Бестужевых
Бестужевы — многочисленный дворянский род (герб ниже), представители которого какое-то время даже принадлежали к кругу высшей аристократии, имея графский титул. Последний граф в роду (Андрей Алексеевич Бестужев-Рюмин) умер в 1766 году, то есть за четверть века до рождения Николая Александровича Бестужева (1791-1855).
Алексей Петрович — отец последнего графа Бестужева — кто он? При Екатерине Великой он был кардиналом, но фаворитом самодержицы государственному деятелю и дипломату стать так и не удалось. Хотя известно, что императрица относилась к нему довольно-таки благосклонно.
Творчество
Как писатель Николай Бестужев остался в тени своего популярного брата, однако его творческая деятельность была обширной и плодотворной. Бестужев смог проявить себя в самых разных жанрах от басен и стихотворений до этнографических очерков, статей по физике и математике. Он же является автором первой истории государственного флота, оставшейся незаконченной и опубликованной только в 1961 году.
Бестужеву принадлежат записки о путешествиях «Записки о Голландии 1815 года» (1821) и «Гибралтар» (1825). В отличие от предшествующей сентиментальной традиции эти тексты Бестужева более сдержаны и конкретны.
Одна из излюбленных тем в творчестве Бестужева – это море. Писатель любит живописать его во время бури. Его обращения к суровой стихии отличаются жанровым своеобразием: среди них есть и романтическая повесть «Путешествие на катере» (1831), и описание катастрофы «Известие о разбившемся российском бриге Фальке в Финском заливе у Толубухина маяка, 1818 года октября 20 дня» (1818), и очерк «Об удовольствиях на море» (1824), чью ясную и простую прозу критики, в том числе и Петр Вяземский, противопоставили орнаментальному излишеству произведений его брата.
Во время ссылки Бестужев обращается к жанру воспоминаний. Им написаны мемуары о восстании «14 декабря 1825 года», впервые опубликованные Герценом в 1861 году, и «Воспоминания о Рылееве». Исследователи находят в сплаве исторического и фикционального пространств мемуаров Бестужева тот образец, которым руководствовался Герцен при написании своего многотомного труда «Былое и думы».
Повести Бестужева «Трактирная лестница» (1826), «Похороны» (1829) и «Шлиссельбергская станция» (1860) написаны в психологическом ключе
Автор использует аналитический прием повествования, что позволяет ему освободиться от излишней выспренности стиля и сосредоточить внимание на внутренней жизни своих персонажей. Герой «Трактирной лестницы» считается первой рефлектирующей индивидуальностью в русской литературе
Основные темы произведений – идеалистическая преданность любви и самоотречение, обличение пустоты светской жизни. Самым примечательным прозаическим сочинением писателя считается его большая повесть «Русский в Париже 1814 года» (1860), где художественные размышления о национальном характере и патриотизме сочетаются с волнующей любовной интригой (отношениями русского офицера и вдовы французского полковника). Исследователи подчеркивают тематическую близость повести к роману Михаила Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», правда, как и неоконченный фрагмент Пушкина на эту же тему, повесть Бестужева может восприниматься полемично по отношению к сочинению Загоскина.
К этнографическим трудам Бестужева относится статья «Гусиное озеро», написанная в соавторстве с Петром Кельбергом. Этот труд считается первым естественнонаучным описанием Бурятии.
Сборник очерков и повестей писателя появился только в 1860 и носил название «Рассказы и повести старого моряка».
Литература
- Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
-
Барановская М.Ю.
Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры). - Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. — С.21-22.
- Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
-
Зильберштейн И.С.
Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с. - Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
- Иркутск в творчестве художников: .- Иркутск, 1961.- С.14.
- Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
- Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII — начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
- Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
- История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. — Л., 1968.- С.499.
- Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII — XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
- Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
- Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства .- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
-
Лапшин В.
Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60. - Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
-
Полунина Н., Фролов А.
Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30. -
Принцева Г.
Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с. -
Романов Н.С.
Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480. - Сибирский портрет XVIII — начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
- Сибирь в произведениях изобразительного искусства: .- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
- Сибирь в произведениях изобразительного искусства: .- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
-
Сидоров А.А.
Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503. -
Снытко Л.
Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125. -
Токарев В.П.
Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35. -
Фатьянов А.Д.
Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267. -
Фатьянов А.Д.
Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78. -
Фатьянов А.Д.
Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102. -
Фатьянов А.Д.
Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33. -
Фатьянов А.Д.
Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126. -
Фатьянов А.Д.
Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146. - Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. — Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
-
Шостакович С.В.
Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130. - Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
- Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.
Литература о нем
Вильчинский В.П.
У истоков
русской маринистики. Братья Бестужевы. Даль // Вильчинский В.П. Русские
писатели-маринисты / ИРЛИ АН СССР. — М.; Л.: Наука, 1966. — С. 11-69.
Рец.:
Осьмаков Н.
Русские писатели-маринисты// Вопр. лит.- 1967.- № 4.- С. 225-226.
О Н. Бестужеве — с. 11-23.
Бобина Т.И.
Декабристский этический идеал в романе Н.А. Бестужева «Русский в Париже
1814 года» // Этические принципы русской литературы и их художественное
воплощение / Пермск. пед. ин-т; Отв. ред. В.Е. Кайгородова. — Пермь, 1989. — С.
27-33. — Библиогр.: с. 33.
Клибанов А.И.
Неизвестные
письма Н.А. Бестужева // Проблемы истории русского общественного движения и
исторической науки / АН СССР. Отд. истории. Ин-т истории СССР; Отв. ред. Е.М.
Жуков. — М.: Наука, 1981. — С. 40-47.
Публ. 4 писем Б. к Я.Д. Казимирскому
— с. 43-46: б/д (февр.-март 1838), дек. 1838, б/д, 9 окт. 1842 (Красноярский
музей, рукоп. собрание; копии — ГБЛ ОР, ф. 648).
Архипова А.В.
Литературное
дело декабристов / ИРЛИ АН СССР; Отв.ред. Левин Ю.Д. — Л.: Наука, 1987. — 190
с. — Указ. имен: с. 186-189.
О Бестужеве см. по указателю.
Натанов Н.
Николай
Бестужев: портрет Рылеева // Прометей. — М., 1967. — Т. 2. — С. 346-347.
О портр. Рылеева работы Б., хранящ. в
ОР ГПБ (ф.179, альбом Н.В. Гербеля) .
Эйдельман Н.
Селенгинск —
Лондон // Байкал. — Улан-Удэ, 1967. — № 4. — С. 114-119.
История публикации «Воспоминаний
о Кондрате Федоровиче Рылееве» Н. Бестужева в «Колоколе» Герцена
в 1861-1862.
Азадовский М.К.
Страницы
истории декабризма / Подгот. Благоволиной Ю.П. и др. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн.
изд-во, 1991. — 491 с. — Указ. имен: с. 450-489.
Из содерж.:
Николай
Бестужев — этнограф.- С. 55-75; Областные слова селенгинского округа в записи
декабриста Н.А. Бестужева.- С. 166-171; Мемуары Бестужевых как исторический и
литературный памятник.- С. 231-315.
Кузнецова
М.В.
Кто автор перевода Д. Байрона в очерке Н.А. Бестужева «Об
удовольствиях на море»? // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе:
Мат-лы 6 Тверск. межвуз. конф. ученых-филологов и школьных учителей / Тверск.
ун-т. — Тверь, 1992. — С. 147-148.
Атрибуция Бестужеву стихотв. перевода
отрыв. из 4 песни «Чайльд-Гарольда» и басни «Мартышка и
бритва».
Демин Э.
Охотничий
мир Николая Бестужева // Байкал. — 1985. — № 4. — С. 132-135.
Дугар-Нимаев Ц.-А.
«Гусиное озеро» Н. Бестужева // Дугар-Нимаев Ц.-А. Живут в душе
народа. — Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1979. — С. 129-142.
Тиваненко А.В.
Археологические увлечения Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы / Отв. ред. и
сост. С.Ф. Коваль. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. — Вып. 5. — С.
114-120.
Бахаев В.Б.
Этногрфические исследования декабристов в Бурятии // Бахаев В.Б.
Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в
Бурятии. — Новосибирск, 1980. — С. 134-147.
О деятельности Бестужева и его очерке
«Гусиное озеро» — с. 137-147.
Полетаева Л.Г.
Бурятская
тема в творчестве Н. Бестужева // Сибирь — Америка: взаимодействие этносов и
культур в политэтнических регионах / Забайк. гос. пед. ун-т им. Н.Г.
Чернышевского и др.; Отв. ред. Т.В. Воронченко. — Чита: ЗабГПУ, 1999. — С.
39-43.
Краеведческие исследования Бестужева;
указание на соавторство П.А. Кельберга (врача и краеведа) в создании очерка
Бестужева «Гусиное озеро».
Память о Николае Бестужеве
В память о Н. Бестужеве в думе купца Дмитрия Старцева, воспитавшего детей декабриста, был открыт музей. Кроме того, жизни Николая Александровича в Сибири посвящен фильм Б. Халзанова «Нет чужой земли».
НАРОДНОЙ памятью ОТМЕЧЕНЫ декабристы БЕСТУЖЕВЫ.
В сентябре 1839 года декабристы братья Бестужевы Николай и Михаил Александровичи прибыли на поселение в Селенгинск.
Жители Селенгинска, и русские, и буряты, встретили поселенцев с большим радушием, а когда познакомились с ними и стали поближе, стали приходить к ним за советом и помощью, декабристы по возможности делились со всем, что у них было часто защищали от произвола местных властей. Михаил Бестужев писал: «Кругом нас живут добрые буряты. Старики любят и уважают нас». А Николай Бестужев, которого Селенгинцы называли «источником ума, знаний и добра», писал в дневнике: «Что за добрый народ эти буряты, я большую часть времени провожу с ними в расспросах и в разговорах».
С приездом в Селенгинск братья получили свои наделы пахотной и сенокосной земли и начали заниматься земледелием, но урожаи хлеба приносили только убытки.
В борьбе за существование братья открыли в Селенгинске часовую, ювелирную и оптическую мастерски. Учениками и помощниками их стали местные буряты. Они учили их ремеслу не только у себя в мастерской, но и выезжали в улусы. Буряты приезжали к Бестужевым, проходили курс обучения, а затем, запасшись инструментами, возвращались домой.
В 1847 году к Бестужевым приехали в Селенгинск сестры — Елена, Мария и Ольга «на добровольное вечное…. Заключения с братьями». Братья и сестра не виделись более 20 лет, за эти годы ушли из жизни братья Александр, Павел и Петр. По дороге в Сибирь, скончалась в Москве мать Прасковья Михайловна в 1846 году.
Николай и Михаил сделали все возможное, чтобы лучше и уютнее обставить жизнь сестер в Селенгинске. Руководство хозяйством перешло в руки Елены Александровны.
Но их жизнь катилась к закату, молодость давно миновала. Елене было уже 55 лет, чуть меньше Марии и Ольге, Николаю 56 лет, а Михаилу 47 лет, он был женат на сестре есаула Селиванова, имел детей. Жили вместе большой и дружной семьей, работали, на досуге делились воспоминаниями о прошлом. Михаил по случаю купил фортепиано, сестры Мария и Ольга прекрасно играли, и каждый вечер из окон Бестужевского дома неслись звуки прекрасной музыки. Для жителей Селенгинска все это было не обычно.
Шли годы. Бестужевы работали, в их доме всегда царили теплота и уют. Многие декабристы, находившиеся в Сибири, побывали у них в гостях. Сохранившиеся документы и письма современников свидетельствуют о том, что это была дружная семья, но время брало свое: братья и сестра старели, и силы покидали их.
Николай Бестужев простудился при поездке в Иркутск через Байкал. Проболев 17 дней, он умер 15 мая 1855 года в возрасте 64-х лет.
После кончины Николая Бестужева семья стала испытывать материальные затруднения. Елена Александровна стала добиваться выезда в Москву чтобы издать там сочинения брата Александра (Бестужева-Марлинского) и этим материально помочь семье брата Михаила. Однако разрешения на выезд не давали, так как им разрешили поездку в Селенгинск при условии, что они смогут покинуть Сибирь, когда умрут оба брата Бестужевых.
Только после смерти царя Николая 1, когда декабристам была объявлена амнистия, пришло разрешение на выезд. Сестры выехали в Москву лишь в 1858 году, прожив в Селенгинске 11 лет. Попытки издать сочинения брата Бестужева-Марлинского для Елены Александровны окончилось не удачей. Свет увидел лишь небольшой сборник его рассказов.
После отъезда сестер Михаил Бестужев прожил в Селенгинске еще почти 10 лет. Неудача и несчастья преследовали его: умер 8-й сын Николая, а в Москве — жившая у сестер дочь Елена, в 1867 году скончалась жена. Михаил Бестужев остался в Селенгинске с маленькими детьми: дочерью и сыном. Наконец он решился выехать в Москву. Было это в 1867 году старому и больному декабристу была назначена правительством нищенская пенсия (114 рублей 28 копеек). На эту сумму невозможно было существовать, только в 1869 году Михаилу была назначена ежегодная пенсия от Литературного фонда (300 рублей), но этим пособием он пользовался всего полтора года.
«Нас пять братьев, писал Михаил Бестужев, — и все пятеро погибло в водовороте 14 декабря».Из пяти братьев Михаил ушел из жизни последним. Он умер в Москве 21 июня 1871 года и похоронен на Ваганьтовском кладбище.
Благородные имена Николая и Михаила Бестужевых никогда не будут забыты в истории культуры и просвещения нашего народа.
Главная » Сленг » Что открыл н а бестужев. Николай александрович бестужев
Планы декабристов и подготовка
Программным документом была «Конституция» Муравьева. Согласно «Конституции», предполагалась введение конституционной монархии, формирование федерации, разделение на пятнадцать «держав» на основе экономических особенностей регионов, разделение власти на три ветви. Также предусматривалась отмена крепостного права, наделение всех граждан равными правами, свобода слова, печати и вероисповедания.
Бестужев (кто правил при нем известно — это Александр I Павлович, который умер за несколько дней до восстания, и Николай I) с братьями стали главными помощникам Рылеева накануне восстания. Четырнадцатого декабря 1825 года именно Николай Александрович привел на Дворцовую площадь гвардейцев, хотя он уже практически не имел отношения к морской службе.
Биография
Он родился в дворянской семье. Его отец, , был писатель и правительственный советник. Его братья, Александр, а также были писателями, военными и декабристами.
Он поступил в школу Морского кадетского корпуса в 1802 году и окончил его. в 1809 году. Находясь там, он посещал классы Андрея Воронихина в Императорской Академии художеств. В 1810 году он стал лейтенантом корпуса. В 1815 году он участвовал в военно-морской академии. действия в Нидерландах. Он был назначен помощником суперинтенданта Балтийского маяка в Кронштадте в 1820 году. Два года спустя он реорганизовал литографический отдел Адмиралтейства, за что был награжден Орденом св. Владимира и начал писать историю флота.
В 1824 году он был произведен в капитан-лейтенанты и вскоре после этого был назначен директором Адмиралтейского музея, где он был известен как «Мумия». В это время он также сотрудничал с журналами Полярная звезда (редактировал его брат Александр) и Сын Отечества (Сын Отечества). Он также служил в Бюро цензуры и в 1825 году стал членом Императорского общества поощрения художеств.
Однако эти достижения были недолговечными. С 1824 года он был членом «», секретной организации, возглавляемой Кондратием Рылеева, и написал «Манифест к русскому народу». После восстания декабристов на площади Петра, во время которого он возглавил отряд мятежных гвардейцев, он скрылся, но был найден и арестован. Его доставили в Петропавловскую крепость и 10 июля 1826 года осудили за участие в подрывной деятельности и мятеже. Он был приговорен к каторге (каторжные работы) на всю жизнь.
Жизнь в Сибири
В следующем месяце он и его брат Михаил были доставлены в крепость в Шлиссельбург. В сентябре 1827 г. они были переведены в Сибирь и помещены в особую тюрьму при слиянии рек Чита и Ингода. В 1830 г. их снова переселили в город Петровск-Забайкальский. В 1832 году их сроки были сокращены до пятнадцати лет. Вскоре после этого он вступил в гражданский брак и имел двоих детей; один из них был , крупной фигурой в коммерческой торговле между Россией и Китаем. В 1839 году он и его брат были переведены в Новоселенгинск, где он решил остаться; скончался там в 1855 году.
Несмотря на суровые условия, он написал множество портретов своих товарищей-декабристов, членов семьи, следовавших за ними туда, и местных жителей; сначала акварелью, потом маслом. В конце срока он провел 1841 год в Иркутске, делая портреты правительственных чиновников.
Он также работал сапожником, токарщиком и часовщиком. В этом качестве он разработал дизайн высокоточного хронометра, основанный на «новой системе», которую он так и не раскрыл. Во время Крымской войны он сконструировал пистолетный замок. Он также провел метеорологические и астрономические наблюдения, создал ирригационную систему, разводил овец, нашел новое месторождение угля и собрал бурятские народные сказки.
В 1973 году драматург написал драму о Бестужеве «Гражданин России». Полнометражный фильм 1990 года (Нет чужой земли) основан на его жизни в Сибири. Режиссер и звезды как Бестужев.