Николай римский-корсаков — биография, новости, личная жизнь

170 лет со дня рождения н. а. римского-корсакова

Наследие и продолжение творческого наследия в музыке

Творчество Николая Римского-Корсакова имело огромное влияние на развитие русской и мировой музыки. Его музыкальное наследие остается актуальным и востребованным и по сей день.

Один из наиболее заметных элементов творческого наследия Римского-Корсакова – это его мастерство в оркестровке и создании живописных образов в музыке. Он считается одним из основоположников русской оркестровой школы и разработал ряд новых техник и приемов в оркестровке. Его методы и подходы к оркестровке до сих пор изучаются и применяются музыкантами и композиторами.

Также важным элементом наследия Римского-Корсакова является его использование народной музыки и музыкальных традиций России. Он высоко ценил искусство русских народных песен и использовал их мотивы и характерные черты в своих произведениях. Это помогло придать его музыке национальный колорит и сделать его композиции узнаваемыми и популярными.

Многие композиторы, выросшие в послеримскокорсаковскую эпоху, также находили вдохновение в творчестве Римского-Корсакова и продолжали развивать его идеи. Среди них можно назвать Игоря Стравинского, который был студентом Римского-Корсакова. В своих произведениях Стравинский также использовал оркестровку и народные мотивы, а также экспериментировал с музыкальными формами и стилями.

Продолжение творческого наследия Римского-Корсакова Значимые композиторы
Игорь Стравинский Сергей Прокофьев
Дмитрий Шостакович Александр Глазунов
Модест Мусоргский Сергей Рахманинов

Эти композиторы и многие другие продолжали и развивали традиции Римского-Корсакова, каждый из них делая свой уникальный вклад в музыкальное искусство.

Таким образом, творческое наследие Николая Римского-Корсакова сыграло важную роль в развитии музыки как в России, так и во всем мире. Его влияние простирается на современных композиторов и музыкантов, которые продолжают глубоко уважать его идеи и наследие в своих работах.

На флоте

1861-й год стал для будущего композитора не только годом смерти отца, но и годом знакомства с Милием Балакиревым. Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью. Николай ему сразу же пришелся по нраву, и он решил его взять в свой кружок. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов. Стасов сам это в малой степени поощрял, так что Римский-Корсаков на законных основаниях стал членом Могучей  кучки и написал свою первую симфонию. Под руководством все того же Балакирева сделал все аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот, куда его и определили. К тому времени в состав балакиревского кружка входили не только Римский-Корсаков, но и Модест Петрович Мусоргский, а также Цезарь Кюи.

Репин И.Е. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1893 год

Сказать толком, кто на самом деле был истинным создателем произведений тех лет, быдет довольно сложно. Нет, создателями, конечно, были Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков. Но. Одно только большое-пребольшое НО: за ними всеми стоял Балакирев.

Это он был их идейным вдохновителем, «мучителем» и корректором. Если ему что-то не нравилось, то он мог попросту заставить переработать все произведение, и в итоге от первоначального варианта уже мало что оставалось, пока Учитель не оказывался доволен, а потому молодые композиторы поскрипывали зубами, но продолжали служить эдакой кистью в умелых руках Балакирева.

Но вернемся к герою нашего повествования. Итак, он отправился служить во флот. Сперва он служил на клипере «Алмаз». Благодаря этой службе он побывал во многих интересных странах того времен, среди которых Англия, Норвегия, Польша, Франция, Италия, Соединенные Штаты, Бразилия и Испания. Стоит ли говорить, что Николай вобрал в себя множество впечатлений, которые ну просто грех было не воплотить в партитуре. Он это и сделал, яркими и насыщенными красками передавая эти настроения в оркестровках к своим произведениям.

Стоит, правда, отметить, что служба на клипере практически не оставляла ему возможности совершенствовать композиторское мастерство. Да и вообще, писать было особо некогда, служба моряка сложна и насыщенна. Поэтому  за все эти годы из-под его пера появилась лишь вторая часть его Первой симфонии. Он ее написал в конце 1862-го года, после чего надолго забросил сочинительство.

Начало творческой деятельности

Русский композитор, педагог, дирижёр и музыкально-общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) в старинной дворянской семье в городе Тихвин. Первоначальное общее и музыкальное образование получил дома. В 1856 поступил в петербургский Морской корпус, по окончании которого участвовал в 3-годичном плавании на клипере «Алмаз» (посетил Северную и Южную Америку, ряд стран Западной Европы). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, который руководил также первыми опытами Римского-Корсакова в области композиции. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее — с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка («Могучей кучки»), под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились национальная основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Под руководством и непосредственным влиянием Балакирева создавались 1-я симфония es-moll (1861—1865), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1866), «Сербская фантазия» (1867), некоторые ранние романсы. Творческую индивидуальность Римского-Корсакова выявляют прежде всего программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867) и 2-я симфония «Антар» (1868). Ранний период творчества завершает опера «Псковитянка» (1868—72).

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы. В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года. За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

«Могучая кучка»

Будучи кадетом Морского корпуса, Николай в начале 1860-х годов познакомился со знаменитым музыкантом Милием Балакиревым, который ввел его в свой кружок «Могучая кучка». Музыка полностью заслонила интерес Римского-Корсакова к морскому делу. Он решил подать в отставку, но по настоянию старшего брата все же отправился в кругосветное плавание. Три года службы на клипере «Алмаз» стали для Николая отличной проверкой серьезности его увлечения музыкой. В свободное от вахты время он работал над своей Первой симфонией. И труд этот увенчался успехом: дебютную симфонию морского офицера Римского-Корсакова исполнил оркестр под управлением самого Милия Балакирева.

В 27 лет у Римского-Корсакова появилась возможность преподавать: его пригласили профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Будучи больше музыкантом-практиком, чем теоретиком, Николай Андреевич параллельно со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. Не оставил он и морскую службу. Его, дирижирующего в офицерском мундире, еще долго можно было увидеть в столице или Кронштадте, главной базе флота.

В 1880 году в Мариинском театре публике была представлена опера, над которой Римский-Корсаков начал работать еще в 1877 году, «Майская ночь», написанная по мотивам его любимой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение имело успех, но, увы, краткосрочный. Оперу исполнили всего один раз, а потом сняли с репертуара.

Непростая судьба была и еще у одной знаменитой работы композитора — «Садко». От первого замысла до желаемого результата ушло около пятнадцати лет. Когда же произведение было предложено дирекции Мариинского театра, оно встретило холодный прием. Император Николай II собственноручно вычеркнул его из репертуара. В итоге «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы.

Триумфу не помешали даже некоторые сложности произведения. В одной из его частей автор использовал сложнейший тактовый размер, 11/4. Хор и музыканты постоянно сбивались. Выкрутился дирижер, который на этот размер сочинил строчку-подсказку: «Рим-ский Кор-са-ков со-всем с у-ма со-шел». Только проговаривая про себя эту фразу, некоторые исполнители могли не сбиваться.

Римский-Корсаков-композитор сочинил 15 опер, несколько симфоний, великолепную симфоническую сюиту «Шехерезада». Однако нельзя не отметить, что не меньше сделал он для России и в качестве педагога. Среди его воспитанников Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский — целая музыкальная школа.

В окружении композиторов Могучей кучки

Римский-Корсаков Н.А., портрет

Так продолжалось до того времени, пока он не вернулся из своего путешествия. Тогда он снова попадает в окружение композиторов Могучей кучки, где  знакомится с новым участником кружка — Александром Бородиным – молодым талантливым химиком, который также подает надежды, что станет прекрасным композитором.

Вскоре Балакирев познакомил Николая Андреевича с такими яркими людьми, как Петр Чайковский, Александр Драгомыжский и Людмила Шестакова.

В конце концов Милий Алексеевич попросту заставил начинающего композитора полностью переписать Первую симфонию. Чтобы с ним работать, надо было вообще обладать завидной скромностью и терпением, но все-таки пришлось полностью переписать скерцо, переделать всю оркестровку, и лишь затем учитель одобрил его работу. Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев. А потом так уж сложилось, что он стал главным исполнителем всех ранних произведений Римского-Корсакова.

https://youtube.com/watch?v=bVYqXGbsEhQ

Продолжение рассказа о жизненном пути и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Начало 1900-х годов XX века

В начале 1900-х гг. творчество Римского-Корсакова, соприкасаясь с художественными направлениями, выдвинувшимися в русском искусстве конца XIX — начала XX вв., обогатилось новыми чертами. Характерное для этих направлений тяготение к эстетике чистого созерцания, к любованию красотой и отточенным совершенством формы оказалось во многом близким композитору. Новые тенденции отчётливо проявились в опере «Сказка о царе Салтане» (1899—1900), «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1901—1902), в которых сказочная тематика приобретает условную, символистско-аллегорическую трактовку. Стремясь освоить новые для себя темы и сюжеты, Римский-Корсаков в те же годы создаёт оперы «Сервилия» (на сюжет из истории Древнего Рима, 1900—1901) и «Пан воевода» (из польской жизни, посвящённую памяти Ф. Шопена, 1901—1903). Крупнейшей работой Римского-Корсакова в этот период явилась опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902—1904).

Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков, преподававший в Петербургской консерватории, выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия реакционной администрации. В ответ дирекция РМО приняла решение об увольнении Римского-Корсакова из консерватории, вызвавшее волну возмущения и протеста по всей стране. Лишь после предоставления консерватории частичной автономии и смены руководства (директором стал А. К. Глазунов) Римский-Корсаков смог вернуться в консерваторию. Творческим откликом композитора на революционные события было создание в 1905 симфонической обработки песни «Дубинушка», а также замысел оперы-песни «Стенька Разин» (не осуществлён). Творческий путь Римского-Корсакова завершает опера «Золотой петушок» («небылица в лицах», 1906—1907), в которой дана острая, беспощадная сатира на царское самодержавие, лишь слегка завуалированная формой условной оперы-сказки и приёмами старинного театра масок.

Песня «Дороги». История создания. Ноты. Видео

Песня защитников Москвы. История. Ноты. Видео

Русский народный инструмент «рожок»

Ранние годы музыкального гения

Николай Римский-Корсаков, выдающийся русский композитор XIX века, родился 6 марта 1844 года в семье зажиточного землевладельца. Его родители внимательно относились к образованию сына и обеспечили ему отличное домашнее преподавание.

Музыкальные способности Николая проявились еще в раннем детстве. Он начал писать музыку в возрасте 9 лет и проявил большой интерес к творчеству, особенно к опере

Отец обратил внимание на потенциал сына и решил развивать его музыкальные способности

В 1856 году Римский-Корсаков поступил в петербургское училище морского малярства, где ему предстояло изучать не только рисование, но и музыку. Здесь он встретился со своим будущим ментором, композитором Антоном Григорьевичем Рубинштейном, который выявил талант юного Римского-Корсакова и рекомендовал его для поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию.

В 1862 году Римский-Корсаков стал студентом Санкт-Петербургской консерватории, где его преподавателями были выдающиеся композиторы и музыкальные педагоги. Здесь он познакомился и подружился с Модестом Мусоргским и Арсением Николаевичем Лядовым, с которыми впоследствии создал священное общество Нели и принял участие в исторических концертах «Кучки». Изучение музыки в консерватории привело Римского-Корсакова к осознанию своего призвания и выбору пути в искусстве.

Первые музыкальные пробы

Творческая биография Римского-Корсакова началась примерно в 1855 году, когда он только стал учиться в кадетском корпусе. На тот момент молодому человеку было всего 11 лет. Ранние опусы были незрелыми и подражательными.

Все изменилось к началу 60-х. Стараниями своего преподавателя фортепиано Канилле Николай Андреевич познакомился с известным музыкантом Милием Балакиревым.

Милий Алексеевич Балакирев, учитель Римского-Корсакова

Помимо композиторской и дирижерской деятельности, он занимался тем, что направлял молодые дарования двигаться верным путем. Римский-Корсаков вошел в состав кружка, созданного мэтром. Позже это сообщество композиторов получило название «Могучей кучки».

Помимо начинающего сочинителя в числе членов объединения входили Цезарь Кюи, Модест Мусоргский и другие, чье имя также вошло в историю мировой классической музыки.

Балакирев показывал себя не только как композитор, но и как талантливый, чуткий педагог. В судьбе младших коллег он принимал непосредственное, тесное, почти отеческое участие. Помогал выбрать правильные ходы, подсказывал, как лучше оформить инструментовку и пр. Такое наставничество очень помогало.


Молодой Н.А. Римский-Корсаков

Под руководством Балакирева Николай Римский-Корсаков начал серьезную работу над своим дебютным произведением, Первой симфонией. Известно, что писать ее автор начал еще в годы обучения, но добиться успеха сумел лишь позже.

На заре 60-х молодой человек окончил кадетское училище, после чего поступил на службу на судно. Времени на сочинительство оставалось очень мало. В экспедициях график был крайне напряженным, обязанностей хватало с головой.

Кое-как Римский-Корсаков умудрялся выкраивать время на сочинительство, работу над своей Первой симфонией, но быстро понял, что не успевает и отложил сочинительство на потом.

С 1862 по 1865 композитор служил на флоте, полностью отдавая себя мореходству. За этот период в несколько лет Николай Андреевич успел объехать полмира. Впечатления от путешествия позже отразились в его произведениях.

Римский-Корсаков – гардемарин

В середине 60-х Римский-Корсаков возвращается в Россию. Он принимает решение уйти со службы и посвятить все свое время искусству и сочинительству. Прибыв на родную землю композитор вновь налаживает контакты с «Могучей кучкой».

За годы его странствий кружок существенно разросся. В него вошли новые участники. В числе таковых были А. Бородин, Л. Шестакова, а также А. Даргомыжский.

В тот же период Николай Александрович познакомился с Петром Чайковским, который был идейным противником сообщества, но поддерживал тесные контакты с коллегами.

80-е годы XIX века

В 80-е гг. Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, активно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в организованных им «Русских симфонических концертах». Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей — членов «Могучей кучки».

Творчество Римского-Корсакова 80-х гг. связано главным образом с симфоническими жанрами. В эти годы созданы «Сказка» для оркестра (1879—80), ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в том числе концерт для фортепиано с оркестром (1882—83), симфониетта (1884—85), фантазия для скрипки с оркестром (1886), а также вершинные творения Римского-Корсакова в области симфонической музыки — «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Поисками новых оркестровых красок и звучаний отмечена «волшебная опера-балет» «Млада» (1889—90), в которой близкие творчеству Римского-Корсакова ритуально-обрядовые элементы, широко развитые народные сцены и фантастические эпизоды соединяются с обилием внешне декоративных эффектов, рассчитанных на феерически пышную постановку.

Родители композитора

Отец композитора, Андрей Петрович (1784–1862), своё детство и юность провёл в селе Никольском, затем служил в Петербурге, был начальником 1-го отделения Канцелярии министерства внутренних дел. В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков едет в Орловскую губернию, село Троицкое Малоархангельского уезда, и посещает дом своего друга, богатого помещика Якова Фёдоровича Скарятина.

В доме Я. Ф. Скарятина Андрей Римский-Корсаков встречает Софью, восемнадцатилетнюю племянницу своего друга, взятую им на воспитание. Софья, как и её старшая сестра, была внебрачной дочерью Василия Фёдоровича Скарятина от его крепостной Ксении…

Но! Ах, это русское «НО»! Всё зависело от желания или нежелания отца, совершившего прелюбодеяние! В лице батюшки судьба была благосклонна. Софью взяли в дом, и она получила очень приличное домашнее дворянское воспитание: с малых лет говорила по-французски, музицировала, пела, говорила хорошим слогом и грамотно писала, была начитана, увлекалась астрономией, талантливо занималась изысканным рукоделием. Была богобоязненна, строго относилась сама к себе, проникновенно увлеклась чтением «Житие святых» и в свои юные годы решила посвятить себя Богу — бежать от людей в пустыню или уйти в монастырь. 

Юная Софья была в том возрасте, когда она понимала своё положение… «И сдерживала себя в желании принарядиться, поправить причёску и полюбоваться на свой вид в зеркале перед приходом понравившегося ей молодого Андрея Римского-Корсакова. Она убеждала себя, что проявлять такое кокетство нехорошо». (Т. В. Римская-Корсакова «Из семейной переписки»).

В 1821 году Андрей Петрович Римский-Корсаков (37 лет) и Софья (19 лет) обвенчались там же, в Троицком.

Родственники приняли юную жену Андрея Римского-Корсакова благодушно и с любовью. Впереди у них долгая счастливая жизнь, коей никак не мешала большая разница в возрасте — 18 лет…

Личные вещи Софьи Васильевны: шкатулка для бисера, французские романы, которые она читала в оригинале

После смерти мужа Софья Васильевна напишет своему младшему сыну Нике: «Папа меня баловал 40 лет нежностью и вниманием… Таких мужей, каков папа был, я думаю, из тысячи один встречается»…

После венчания, в 1821, году молодая семья поселилась в Тихвине, через год у них родился первенец. Сына назвали в честь прадеда Воином.

Андрей Петрович вернулся на службу в 1827 году — его назначили новгородским вице-губернатором, но был по доносу уволен со службы, так как в рапорте указал, что новгородские «помещики в плохом состоянии дороги содержат», а это было расценено как мнение, порочащее дворянство. Вновь приступил к службе в 1831 году — был назначен гражданским губернатором Волынской губернии. С этой последней должности он был уволен в 1835 году, так как «его мягкий нрав не согласовывался с предъявляемыми к нему высшей властью требованиями, направленными к притеснению по поляков». С той поры окончательно поселился в тихвинском доме, прослыв «тихвинским затворником»…

Семья и любовь

Женат Николай Андреевич был один раз на пианистке Надежде Пургольц. Венчание состоялось 30 июня 1872 года. Надежда сделала фортепианные вариации произведений своего супруга для игры в две и четыре руки.

Надежда Пургольц

У супругов родилось семеро детей, но до взрослых лет дожили только пятеро – двое скончались в раннем детстве.

Младший сын композитора Владимир стал скрипачом и работал в Театре драмы имени А.С. Пушкина и Ленинградской филармонии. Средний сын Андрей был известным музыковедом и доктором философии, а старший сын Михаил стал известным советским зоологом-энтомологом.

Жена композитора Надежда пережила своего супруга на 11 лет и умерла от оспы в 1919 году. Она была захоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище, а затем, как и он, перенесена в Александро-Невскую лавру.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

И да, читайте самые интересные факты на InteresnyeFakty.org и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Жизненный путь композитора

  1. В 1862 году Николай Андреевич оканчивает Морской корпус с отличными отметками и поступает на службу в чине гардемарина. Он служит на клипере под названием «Алмаз» до 1865 года и посещает множество стран Европы, Бразилию и Северную Америку. Служба не дает возможности для творчества, и он откладывает свои идеи и мысли. Это большое путешествие по морским просторам, однако, оставляет след в будущем творчестве и отразится в музыке.
  2. После возвращения в 1865 году Николай Андреевич опять входит в Балакиревский кружок, где знакомится с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским и А.С. Даргомыжским. Римский-Корсаков опять начинает сочинять музыку. Балакирев направляет композитора на путь использования народного творчества.
  3. В 1867 году Николай Андреевич пишет музыкальную картину «Садко», частично легшую в основу будущей оперы. В этой опере Римский-Корсаков впервые использует прием симметричного лада. Он будет использовать этот прием в остальных своих сказочных произведениях.
  4. В 1869 году звучит премьера Второй симфонии композитора, вдохновленной сказкой Осипа Сенковского.
  5. 1871 год для Николая Андреевича ознаменовывается званием профессора в Санкт-Петербургской консерватории.
  6. Уже в период с 1873 по 1884 он выступает в качестве инспектора духовых оркестров Морского ведомства.
  7. Начиная с 1874 года, Николай Андреевич начинает активно заниматься дирижерской деятельностью и работает как на оперных постановках, так и на симфонических концертах.
  8. В середине 1870-х годов Николай Андреевич активно занимается собственным музыкальным образованием, так как чувствует его недостаток, несмотря на уже большую педагогическую деятельность в этой области.
  9. В период 1877-1878 годов композитор совместно с Балакиревым и Лядовым работает над редактурой известной оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинки. Редактурой произведений других композиторов он занимается с конца 1860-х годов.
  10. В 1882 году он начинает возглавлять «Беляевский кружок» – группу композиторов и музыкантов, которые собирались на музыкальные вечера в доме М.П. Беляева.
  11. С 1886 по 1900 годы является постоянным дирижером «Русских симфонических концертов», организованных тем же меценатом и музыкантом Беляевым.
  12. В октябре 1887 года впервые звучит его «Испанское каприччо», оркестром в этот день руководил сам автор произведения.
  13. С начала 1890-х годов наблюдается спад его творческой деятельности, так как композитор увлекается изучением философии, но с середины десятилетия его активность в музыке набирает новые обороты, и он пишет свои известные оперы «Садко», «Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и другие.
  14. С 1906 года Римский-Корсаков избирается членом Шведской королевской музыкальной академии.
  15. В 1905-1907 годах композитор активно поддерживает революционные движения. В поддержку бастующих студентов он увольняется из консерватории и возвращается только после смены ее руководства и удовлетворения некоторых требований протестующих.
  16. В 1907 году Николай Андреевич становится членом Комитета, занимающегося организацией «Исторических русских концертов», проводившихся в Париже. На них он также выступает в качестве дирижера. В программе концертов звучат его произведения.
  17. 8 июня 1908 года в результате инфаркта миокарда Николай Андреевич скончался в Любенске в стенах своей загородной усадьбы. Его похоронили в столице на территории Новодевичьего кладбища, но в 1930-х годах прах был перенесен советскими властями при создании Некрополя мастеров искусств, находящегося в Александро-Невской лавре.

Римкий-Корсаков за работой

Опера и зрелое творчество

Желая продолжить деятельность на ниве искусства, Римский-Корсаков вновь попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего преподавателя он продолжил трудиться над Первой симфонией и серьезно ее переработал. Произведение композитора исполнили в 1865. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим высотам.

Н. Римский-Корсаков в юности

В ранние годы своей активности Римский-Корсаков ориентировался на сочинения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его работах прекрасно уживались зарубежные и русские народные мотивы, что в итоге стало визитной карточкой композитора.

В 1867 году из-под пера Николая Андреевича вышло произведение «Садко». Позже его фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А еще через год на свет появилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вошел в период профессионального, зрелого творчества.

Помимо композиции он занимался рутинными вопросами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь, работ коллег по музыкальному сообществу.

В начале 70-х Римский-Корсаков нащупал свою нишу. Он стал трудиться в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его излюбленной. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.

Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою порцию славы и был признан широкой общественностью. В том числе профессиональными кругами.

Немногим до этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. Начиная с 70-х, он получил еще и административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и пр. Также Римский-Корсаков занимался дирижированием, управлял оркестрами.

Несмотря на явный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезного творчества ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, которые преподают в консерватории.

Покрыть недостаток формальной подготовки ему удается довольно быстро. В результате музыкант смог усовершенствовать свою композиторскую технику. Старания не прошли даром и на свет появилась Третья симфония и еще ряд произведений.

В период нового десятилетия, в 80-е Римский-Корсаков берется за творчество со свежими силами. После долгой работы на свет появляются две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Не считая других произведений, в иных жанрах.

В период 80-х Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными вопросами, много дирижировал.

Кропотливая работа, труд без устали сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состоянии творческого кризиса.

Спад активности композитора пришелся на начало 90-х. В этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризисного состояния.

Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90-х Н. А. Римский-Корсаков взялся за активное сочинительство. Судьба будто бы вознаградила его за терпение и позволила наверстать упущенные годы.

Вторая половина десятилетия стала временем исключительной творческой активности композитора. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.

В числе работ того периода можно назвать оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Ночь перед рождеством», «Садко». Все с неизменным постоянством становились известны практически сразу после первого исполнения.

В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Он работал до самого конца своего жизненного пути.

Помимо композиторской деятельности и музыкальных талантов, сочинитель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.

Реакционные, репрессивные действия царской администрации, давление власти, а также революционные события 1905-1907 года, что последовали позже, Римский-Корсаков воспринял с воодушевлением. Он открыто поддерживал студентов, которые выступали против ужесточения правил, а также казарменных порядков в университетах.

В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории и вернулся на должность, только когда события более-менее утихли, и власть пошла на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: