Вокальная музыка
Список произведений Мусоргского произведений этого жанра охватывает три вида настроений:
- Лирические в ранних сочинениях и переходящие в более поздних в лирико-трагические. Вершиной становится созданный в 1874 году цикл «Без солнца».
- «Народные картинки». Это сценки и зарисовки из жизни крестьян («Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Калистрат», «Сиротка»). Их кульминацией станут «Трепак» и «Забытый» (цикл «Пляски смерти»).
- Социальная сатира. К ним следует отнести романсы «Козел», «Семинарист», «Классик», созданные в течение 1860-х годов последующего десятилетия. Вершиной становится сюита «Раёк», в которой воплотилась галерея сатир.
В списке отдельно стоят созданный на его собственные слова в 1872 году вокальный цикл «Детская» и «Песни и пляски смерти», в которых всё наполнено трагическими настроениями.
В балладе «Забытый», созданной по впечатлению от картины В. В. Верещагина, впоследствии уничтоженной художником, композитор и автор текста противопоставили образ лежащего на поле брани солдата и ласковую мелодию колыбельной, которую крестьянка поёт сыну, обещая встречу с отцом. Но её ребёнок никогда его не увидит.
«Блоху» из Гёте с блеском и всегда на бис исполнял Федор Шаляпин.
Литература
- Мусоргский М. П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни М.П. Мусоргского, адресованные ему письма)
- Стасов В. В. статья в «Вестнике Европы» (май и июнь г.).
- Стасов В. В. «Перов и М.» («Русская Старина», , т. XXXVIII, стр. 433—458);
- В. Баскин, «М. П. М. Биографич. очерк» («Русс. Мысль», , кн. 9 и 10; отдельно, М., );
- Кругликов С. Мусоргский и его «Борис Годунов» // Артист, , № 5.
- Трифонов П. Модест Петрович Мусоргский // Вестник Европы, , декабрь.
- Туманина Н. М. П. Мусоргский. М. — Л., .
- Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 3, М., ;
- М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти —. Статьи и материалы. Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. Москва: Госмузиздат, (содержит ценные статьи и список сочинений, подготовленные П. А. Ламмом, воспоминания современников, письма, подробные указатели, первую публикацию сатирической картины К. Е. Маковского «Могучая кучка» и др.)
- Орлова А. Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 702 с. (формат книги увеличенный; содержит подробный хронограф)
- Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. — М., 1981.
- Мусоргский М. П. Письма. Москва, 1984.
- Наследие М. П. Мусоргского. Сборник материалов (к выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в 32 томах). Москва: Музыка, 1989 (содержит подробнейшую библиографию и полный перечень автографов Мусоргского).
- Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 1989.
- М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 1989.
- Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003.
- Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009.
Небывалый успех
В стремлении приблизиться через создаваемые произведения к происходящей действительности музыканты прибегали к помощи нетрадиционных форм. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре композитор Мусоргский представил свою шуточную композицию «Женитьба», которую в общении с друзьями он часто называл разговорной оперой. Она стала своеобразным тренировочным вариантом перед созданием шедеврального произведения «Борис Годунов».
Из достоверной информации известно, что пушкинский сюжет подвергся активной обработке в 1868 году. Уже по истечении года Модест подготовил основную партитуру, также был создан клавир. Отмечен тот факт, что композитор мысли относительно будущих своих творений вынашивал подолгу. При создании же новой музыки он никогда не пользовался черновиками и вспомогательными записями.
Преследуя историко-поэтический замысел, творец выбрал для себя 2 основных темы, касающиеся судьбы всего народа и человека как его отдельной части. Сольные номера были сведены к минимуму, чаще стали ставиться хоровые масштабные сцены. Вероятно, именно по этой причине первая попытка демонстрации «Бориса Годунова» в 1870 году наткнулась на жесткую критику дирекции в Мариинском театре, где не состоялся показ оперы.
Композитор не опустил руки и с помощью и поддержкой ближайших друзей за короткое время смог переработать подготовленное произведение. Была кардинально изменена сюжетная линия, появились новые яркие персонажи. Положительным моментом стал финал всей картины, представленный народной массовой сценой. В итоге представленный обновленный «Борис Годунов» стал величайшим творением в оперном искусстве, принесшим небывалую славу своему создателю. Он отличился натуралистичными колоритными образами, интересными фольклорными мотивами.
Последние годы
Стоит отметить в краткой биографии Мусоргского: самое главное, содержание всей его жизни – любовь к русскому народу, его культуре, быту. Ничего не могло затмить ее. Всю свою жизнь он посвятил музыке, желая писать ее так, чтобы в каждом звуке, каждой музыкальной фразе звучало русское слово.
«Могучую кучку» можно было сравнить только с русскими художниками-передвижниками, с некоторыми из которых Модест Петрович дружил. Он много работал, оставаясь бедным. Несмотря на то что его «Борис Годунов» был поставлен в театре и имел успех, его запретили к постановке. Мусоргский был знаменитым, хотя многие его произведения явно опережали время.
У него случались затяжные депрессии, так называемая «нервная болезнь». Бесконечно одинокий Мусоргский пристрастился к алкоголю – наследие армейской жизни. После распада «Могучей кучки» у него случился очередной нервный срыв, он запил.
После его гастрольной поездки по югу России с певицей Д. Леоновой, которая хотела помочь ему и пригласила с собой, он вернулся в Петербург вдохновленным. Но узнав, что его уволили с работы, он снова запил.
Мусоргский поступил в Николаевский госпиталь 13.02.1881 г. с белой горячкой. Его друг Илья Репин успел написать его портрет. 16 марта он умер в госпитале. Ему было только 42 года.
Музыка
Оставив военную службу Мусоргский с головой окунулся в музыку. Его творческий путь начался с более простых жанров, но со временем он захотел взяться за более серьезную работу. В результате, после создания сонаты, 2-х оркестровых скерцо и пьесы «Марш Шамиля», парень задумался об опере.
На протяжении 3-х лет Модест Петрович писал крупное произведение по мотивам трагедии Софокла «Эдип», но так и не окончил его. После этого он переключился на оперы по книге Флобера «Саламбо», но и они не были доведены до конца.
В начале 1860-х годов композитор смог создать немало работ в различных жанрах, положив музыку на стихи известных поэтов: «Песнь старца», «Царь Саул», «Калистрат» и др. Затем свет увидели романсы «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и прочие произведения.
Мусоргский был одним из ярчайших представителей «Могучей кучки» – творческого сообщества русских композиторов. Музыканты находились в поисках новых нестандартных форм, для выражения своих чувств.
Одним из результатов таких поисков оказалось шуточное произведение Модеста «Женитьба», которое сам он назвал «разговорной оперой». После этого он начал вынашивать идею о создании крупной оперы «Борис Годунов», которая сегодня считается шедевром мирового уровня.
Любопытно, что Мусоргский на протяжении долгого времени вынашивал идеи будущих произведений и, сочиняя музыку, практически не пользовался черновиками. Во время написания «Бориса Годунова» он делал акцент на 2-х темах – судьбах человека и народа.
Кроме этого, мастер намеренно отказался от сольных партий в пользу крупных хоровых сцен. Именно поэтому первая редакция оперы не удовлетворила цензоров Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1871 г.
В результате, Модест Мусоргский внес ряд изменений в произведение, изменив сюжетную линию и финал. Изобилие народных мотивов и эффектных образов принесло «Борису Годунову» и ее автору огромное признание. Опера была впервые представлена зрителю в Петербурге в начале 1874 г.
Тогда же композитор начал трудиться над созданием драматической оперы «Хованщина», обратившись к теме кровопролитных стрелецких бунтов. Написание произведения проходило достаточно медленно, так как параллельно с этим, Мусоргский сочинял песни и романсы, а также фортепианные миниатюры, известные под циклом «Картинки с выставки».
Тогда же Модест представил свой знаменитый вокальный цикл «Песни и пляски смерти». Во время создания «Хованщины» он начал писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка». В последующие годы биографии композитор разрывался между двумя крупными творениями.
Ситуация усугублялась крайне сложным материальным положением Мусоргского, наряду с его ухудшающимися физическим и психическим состояниями. К слову, при жизни Модеста «Хованщина» так и не будет издана.
В 1879 г. друзья организовали Модесту гастроли по городам Российской империи, а также создали фонд в его поддержку. Благодаря этому, мужчина смог продолжить заниматься творчеством еще пару лет.
Начало творческого пути
Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.
Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.
Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.
К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.
Смерть композитора
Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.
В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.
Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.
Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.
Опера «Борис Годунов»
Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.
Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.
В
1896 г.
Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в
1908 г
. ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.
Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.
Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.
Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и
драматического действия
, точной обрисовке сценических героев и их
психологической характеристике
. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.
Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.
Родословная и детские годы композитора
Род Модеста Мусоргского берет начало из глубины истории и занесен в Бархатную книгу. Начало роду дал его предок – Роман Мусорга, который жил в XV веке. Представители этого рода долгое время исправно несли службу государям. Одному из предков, Ивану Николаевичу, было пожаловано поместье в Псковской губернии за доблесть в войне с поляками.
Правнуку Ивана Николаевича, Мусоргскому Михаилу Ивановичу была дарована вотчина в Луцком уезде, которая располагалась вблизи с родовым поместьем. По мужской линии все в роду состояли на службе у государей. Исключение составил только отец композитора, поскольку он был незаконнорожденным. Его мать была крепостной крестьянкой, служила ключницей
Она очень любила петь, и поэтому на нее обратил внимание барин
Крепостная Ирина Егоровна родила Алексею Григорьевичу троих детей, но он не мог узаконить отношения с крестьянкой, пока была жива его жена. После смерти законной супруги все дети были усыновлены, однако военная карьера для сына была уже невозможна из-за упущенного времени. Тем не менее, Петр стал наследником имения, а его дети должны были продолжить династию.
Композитор родился в родовом имении под Псковом в 1839 году. Помимо него в семье воспитывались еще трое сыновей, Модест был самым младшим. Отец, Петр Алексеевич, отслужил в сенате около 8 лет и вышел в отставку. Он поселился в своем имении, женился и регулярно принимал гостей, постепенно закладывая поместье. Мать композитора, Юлия Алексеевна также принадлежала знатному роду. Она воспитывалась в пансионе, хорошо владела несколькими языками, любила музыку и играла на фортепиано.
Ее родственником являлся Михаил Кутузов, поэтому она страстно желала видеть своих сыновей военными. Во многом ранние годы Модеста были настолько счастливыми благодаря матери, которая уделяла детям много времени, стараясь подмечать их способности. Именно она первая заметила увлечение младшего сына музыкой, поэтому обучала Модеста ее основам, а затем пригласила преподавательницу по музыке.
Мусоргский всегда с теплотой вспоминал детские годы. Мать окружала его любовью и заботой, ему не запрещали играть с дворовыми детишками, он мог наслаждаться природой родных мест. Все это впоследствии отложило отпечаток на его музыкальные произведения. Огромную роль в духовном воспитании сыграла няня братьев, которая занимала их сказками.
https://youtube.com/watch?v=YSy6qVQB6Ck
Национальные черты творчества М. Мусоргского
В музыкальном творчестве М.П. Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. М.П. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление М.П. Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Самые масштабные творческие достижения М.П. Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы М.П. Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века.
По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, при отсутствии ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.
М.П. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Это — колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено для фортепиано в году), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII века.
Выдающееся произведение М.П. Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В.А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
«Картинки с выставки»
Творчество для фортепиано представлено у композитора одним циклом, созданным в 1874 году. «Картинки с выставки» являются уникальным произведением. Это сюита из десяти разнохарактерных пьес. Будучи виртуозом-пианистом, М. Мусоргский воспользовался всеми выразительными возможностями инструмента. Эти музыкальные произведения Мусоргского настолько ярки и виртуозны, что поражают своей «оркестровостью» звучания. Шесть пьес под
общим названием
«Прогулка» написаны в тональности си бемоль мажор. Остальные — в си минор. Кстати, их часто перекладывали для оркестра. М. Равелю это удалось лучше всех. Вокальные мотивы композитора с их речитативностью, песенностью и декламационностью органично вошли в это произведение М. Мусоргского.
Знакомство с Даргомыжским
В это время в России музыка русских композиторов была не в чести. Произведения великого композитора Михаила Глинки, его знаменитая опера «Жизнь за царя», подвергались жестокой критике последователей классической музыкальной школы. Но Мусоргского, воспитанного на русском фольклоре, очень интересовала музыка Глинки. Он с радостью принял предложение своего товарища Ванлярского представить его русскому композитору Даргомыжскому, в доме у которого собирались музыканты и почитатели таланта М. Глинки.
В биографии М. П. Мусоргского эта встреча с известным композитором сыграла поворотную роль: она изменила судьбу гвардейского офицера и сделала из него великого композитора. Первый вечер в доме Даргомыжского — его встреча с единомышленниками, впоследствии известными русскими композиторами, — был не забываемым. Впервые он попал в круг людей, профессионально занимающихся музыкой.
Он стал постоянным гостем и членом этого удивительного музыкального сообщества, где, в противовес официальной музыкальной школе, исполняли произведения Глинки, романсы Даргомыжского и других русских композиторов. Самое главное — члены этого кружка своим творчеством продвигали русскую музыку.
Обучение в школе и военная служба
Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу
Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине
В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.
После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.
Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.
Детские годы
Биография Мусоргского начинается в имении Карево, это Псковская губерния. Родился на свет будущий талант 9 марта 1839 года. Его родителями были зажиточные землевладельцы, являвшиеся выходцами из смоленских православных князей. По некоторым сведениям историков известно, что род произошел из династии Рюриковичей.
Отец будущего композитора — хозяин большого поместья в Торопецком уезде, гвардейский офицер, полководец. Когда он получил во владение имение, сразу же покинул военную службу при питерском сенате и вступил в брак с Юлией Ивановной Чириковой.
Родители Модеста не относились к бедным людям, соответственно, и все его детство прошло в атмосфере, наполненной ощущением праздника. Мальчик рос в окружении нянек. Уже в раннем возрасте у него проявился необычный интерес к русским сказкам и песням, народным обычаям и традициям. Мама занималась образованием сына, всячески прививая интерес к классической музыке и обучая игре на пианино.
В возрасте 7 лет мальчик мог по слуху подбирать фортепианные усложненные пьесы, параллельно создавал собственные импровизации.
Биография Мусоргского кратко для детей
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.
С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.
С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.
С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.
Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.
Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.
Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.
2, 3, 4, 5 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Цветаева
Марина Ивановна Цветаева – одна из значимых поэтов своего времени. Родилась она в семье, очень близкой к искусству. Из поколения в поколения члены ее так или иначе, да относились к этой сфере. Мать ее была известной пианисткой. А отец основал музей
-
Чарльза Дарвина
Чарльз Роберт Дарвин был рожден зимой 1809 года в Англии. У его родителей было шесть детей. Отец семейства работал лекарем. Семья была состоятельная. Один дедушка Чарльза был ученым, а другой – художником. Мальчику нравилась история. Еще одно еще
-
Эзоп
Эзоп – первый древнегреческий баснописец, живший в VI в. до н.э., заложивший начало жанра «басни». Он родился в стране Фригии, находившейся на северо-западе Малой Азии. Внешний вид Эзопа был неуклюжим: голова большая, нос курносый,
-
Горбачев Михаил Сергеевич
Писать о таком великом человеке очень интересно, так как Михаил Сергеевич является один из тех руководителей государства, который взбудоражил народ и сделал многое для страны. Детские и юношеские годы прошли в Ставропольском крае.
-
Григ Эдвард
Эдвард Григ был рожден летом 1843 года в Норвегии. Его прадедушка был купцом, а родители были обеспеченными людьми. Мама Эдварда умела играть на фортепиано и петь, она давала концерты, на которых играла произведения известных классиков.
-
Дебюсси Клод
Клод Дебюсси был рожден в 1862 году во Франции, в небольшом городке. Его родители занимались продажей посуды. С восьмилетнего возраста мальчик начал брать уроки игры на фортепиано. У ребенка проявился талант, он был отправлен учиться в консерваторию