Освальд шпенглер, «закат европы»: краткое содержание

«Всемирно-исторические перспективы»

  1. Историю нужно воспринимать морфологически.
  2. Европейская культура трансформировалась в цивилизацию, то есть вступила в эпоху увядания.

Во втором томе автор более детально рассказывает о своей теории развития культур. Шпенглер уверен, что каждая из них проходит свой, особенный жизненный цикл.

Рассматривать краткое содержание по главам «Заката Европы» О. Шпенглера лучше, ссылаясь на второй том его произведения. Так, в первом параграфе «Возникновение и ландшафт» автор проводит аналогию культуры с органическим существом, рассматривая его «микрокосм» и собственно само космическое, телесное существование. Рассматривает проблемы мироощущения и мышления живых организмов. Подробно описывает поведение животных и растений, находя различные характеристики и схожие черты. Рассказывает о том, что такое мышление и как оно стало причиной раскола в человеческом обществе. А в завершение добавляет, что «чертами животности обладают все, кто не обладает способностью к мышлению». Развивает мысль о том, что всемирная история состоит из двух основных аспектов: существование отдельных культур и взаимоотношения между ними.

Вторая глава второго тома носит название «Города и народы». Здесь Шпенглер вводит такое понятие, как «душа города». В истории можно найти не один десяток ситуаций, когда обнаруживаются настроения масс, что можно спокойно отнести к проявлениям человеческой души. К тому же эту душевность можно применить не только к конкретному городу, но и к определенной культуре. Шпенглер рассматривает понятие «народ» как самое часто употребляемое в современной исторической науке. Шпенглер уверяет, что народ – это осознанная взаимосвязь, а не научные псевдореалии.

В четвертой главе «Государство» Шпенглер рассматривает проблему сословий, в частности знати и духовенства, которые отождествляет с мужскими и женскими течениями истории. В пятой главе рассматривает формы экономической жизни и проблематику денег в становлении культуры.

Книги (7)

Годы решенийРаздел библиотеки: Философия

Политические работы Освальда Шпенглера оставались до недавнего времени не переведены на русский язык, несмотря на то что его работа «Годы решений» (1933) имела в предвоенной Германии огромный читательский успех.

В ней содержатся основные идеи политической социологии Шпенглера, которого считают одним из основателей современной теории международных отношений («Новые формы мировой политики»).

Далее »

Закат Европы. В двух томах. Том 1Раздел библиотеки: Философия

Первый том «Заката Европы» вышел в 1918 году и имел шумный успех. Уже в 1923 году он был переведен на русский язык. В 1924 году осуществляет второе, переработанное автором издание, по которому и выполнен настоящий перевод.

Настоящее издание снабжено обширной вступительной статьей, подготавливающей читателя к ошеломительному чтению, примечаниями, без которых многое останется просто за пределами понимания.

Далее »

Закат Европы. В двух томах. Том 2Раздел библиотеки: Философия

Во второй томе знаменитого сочинения О. Шпенглера рассматриваются типы культур, выделенные в первом томе на материале религии и политики.

Книга снабжена подробными комментариями.

Далее »

Закат Европы. Образ и действительностьРаздел библиотеки: Философия

Эта книга не переиздавалась у нас с 20-х годов: считалось, что она написана под влиянием реакционных идей Ф. Ницше.

Вместе с тем Шпенглер говорил о неизбежной дегуманизации европейской культуры, о растущем техницизме как новом источнике власти. Он по праву может быть назван продолжателем традиций Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, остро ставивших и глубоко осмысливавших общеевропейские и глобальные проблемы.

Далее »

Закат Западного мира. Полное издание в одном томеРаздел библиотеки: Философия

Впервые в одном томе издаётся всемирно известное сочинение немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Западного мира» (более знакомое российским читателям под названием «Закат Европы»), в котором он ещё в 1923 году предсказал объединение Европы и выдвинул собственную концепцию развития человеческой цивилизации, создал оригинальную классификацию типов человеческой культуры, которые, подобно живым организмам, проходят стадии развития и в итоге умирают, превращаясь в бесплодную механическую цивилизацию.

Эта книга Шпенглера оказала огромное влияние на развитие мировой исторической и философской мысли в XX веке.

Далее »

Пессимизм?Раздел библиотеки: Философия

«…почти всеобщее недоразумение, какое вызывала до сих пор моя книга, есть до известной степени необходимое сопутствующее явление всякого воззрения, которое вторгается в духовный строй данной эпохи не только своими выводами, но уже всем своим методом и прежде всего совершенно новым взглядом на вещи, из которого вырастает и самый метод…»

Далее »

Политические произведенияРаздел библиотеки: Философия

Политические работы Освальда Шненглера оставались до недавнего времени не переведенными па русский язык, несмотря на то, что его работа «Годы решений» (1933) имела в предвоенной Германии огромный читательский успех.

В ней содержатся основные идеи политической социологии Шпенглера, которого считают одним из основателей современной теории международных отношений («Новые формы мировой политики» (1924)). Для анализа политики современной России представляет особый интерес его статья «Двойной лик России и немецкие восточные проблемы» (1923), которая также вошла в предлагаемое издание.

Сборник представляет интерес для всех интересующихся современными социальными и политическими проблемами.

Далее »

Добавить отзыв об авторе

Жизненный путь

Шпенглер непродолжительное время работал преподавателем в Саарбрюккене и Дюссельдорфе. А в период 1908-1911 годов он работал в одной из гимназий в Гамбурге. В стенах этого учебного заведения он преподавал естественнонаучные дисциплины, математику и историю Германии.

Он перебрался в Мюнхен в 1911 году, после кончины матери. Там он жил в изоляции, при этом подрабатывал репетитором и писателем в журнале. В это же время он принял решение написать первый том своей самой известной работы «Закат Европы». Изначально он планировал сосредоточиться только на Германии, но резкое обострение обстановки в мире и Агадирский кризис 1911 года привел его к мысли, что мировая война лишь вопрос времени и это будет предопределенным историческим изменением фазы, которая происходит внутри исторического организма.

Хотя работа «Закат Европы» и была завершена в 1914 году, из-за разразившейся Первой мировой войны ее не удалось быстро опубликовать. Первый том работы вышел в 1918 году и стал очень успешным.

Такие исторические события как подписание Версальского договора в 1919 году и экономический кризис 1923 года, подтверждали правоту его убеждений. Работа получила известность и за пределами Германии, в 1919 году ее перевели на многие языки мира.

Однако в среде ученых и историков «Закат Европы» вызвал неоднозначную реакцию. Его критиковали за культурный пессимизм и ненаучный подход.

Конец 1919 ознаменовался выходом его следующей работы, которая получила название «Пруссия и социализм». Это эссе, в основе которого лежат примечания ко 2-ому тому «Заката Европы». По мнению Шпенглера, только немецкий социализм является «истинным социализмом» по сравнению с английским. Он утверждал, что «правильный» социализм должен иметь национальный дух.

По его предсказанию, последние 100 лет своего существования человечество проведет в гармоничном единстве под диктаторской властью. Государство «цезаревого социализма» — так он назвал его.

Шпенглер отвергал все демократические положения, но прославлял капиталистические элементы. В 1922 году им было выпущено переработанное издание «Заката Европы», а спустя год он опубликовал второй том, который получил название «Перспективы всемирной истории».

Освальд Шпенглер

Во втором томе подчеркивалась разница между немецким социализмом и марксизмом, а также его совместимость с традиционным немецким консерватизмом.

В 1924 Шпенглер ненадолго занялся политикой и хотел привести к власти генерал-полковника Ханса фон Секта, но не смог этого сделать.

В 1931 он опубликовал свой новый труд, книгу «Человек и техника», в которой предостерегал общество от индустриализма и технологий. Работа была плохо принята в основном из-за его антииндустриализма. В 1933 у него состоялась встреча с Гитлером, но он не был впечатлен.

У Шпенглера была публичная ссора с одним из главных идеологов Третьего Рейха Альфредом Розенбергом, а его высказывания в адрес фюрера привели к общественному молчанию и изоляции. В 1934 году он выпустил еще одну книгу «Годы решений», которая также получила высокие оценки, но в Германии ее запретили.

Освальд Шпенглер (на переднем плане)

Шпенглер сегодня

Бывший министр иностранных дел США Генри Киссинджер признает в Шпенглере «интересный взгляд … на рост и упадок цивилизаций», но он отказывается следовать за ним во всем: «Что меня больше всего очаровало, так это то, что все формы цивилизации система, проявления которой характерны ».

По словам философа Теодора Адорно в « Призмах»  : «Шпенглер с трудом нашел соперника своего размера: забвение похоже на побег». Он добавляет: «Культура несет в себе ферменты Смерти: ее нельзя игнорировать, прочитав Шпенглера, который изучал секреты культур не меньше, чем Гитлер — секреты пропаганды». Однако это не посмертная поддержка. Адорно писал прежде всего: «Шпенглер до такой степени разоблачил себя определенным количеством второстепенных писаний высокомерного тона и с легкими антитезами, что здоровой воле к жизни не составило особого труда отвергнуть его».

Ранние годы и образование

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (полное имя при рождении) появился на свет 29 мая 1880 года в городе Бланкенбург (земля Саксония-Анхаль) Германской Империи. Освальд был самым старшим из выживших детей в семье Бернхарда Шпенглера (1844–1901) и Полины Шпенглер (урожд. Гранцов, 1840–1910). Его старший брат родился преждевременно и спустя несколько недель скончался. Освальд родился спустя 9 месяцев после его гибели. После этого в семье появилось еще 3 детей, все девочки: Адель (1881–1917), Гертруда (1882–1957) и Хильдегард (1885–1942). Его дед по линии отца Теодор Шпенглер (1806–1876), трудился в должности инспектора металлургии (Hütteninspektor) в Альтенбраке.

Его мать Полина имела еврейские корни и происходила из творческой семьи, обладала богемным характером и была пухленькой на вид. При этом была достаточно раздражительной и капризной.

В 10-летнем возрасте семья Освальда переехала в университетский город Галле, где будущий философ получил классическое образование в гимназии, изучая латынь и греческий язык, а также математику и естественно-научные дисциплины. Здесь же у него проявилась тяга и страсть к искусству, в частности, к музыке, драме и поэзии. На него сильно повлияли идеи писателя Иоганна Вольфганга фон Гете и философа Фридриха Ницше. В 17-летнем возрасте он написал свое первое произведение, драму «Монтесума».

В 1901 его отец ушел из жизни, Освальд стал посещать несколько университетов в Мюнхене, Берлине и Галле как частный исследователь, занимаясь изучением широкого круга различных дисциплин.

В 1903 году он не смог защитить первую докторскую диссертацию, которая называлась «Фундаментальная метафизическая мысль гераклитовой философии», она была написана под руководством философа Алоиса Риля. А на следующий год, 6 апреля 1904 ему удалось защитить докторскую диссертацию в Галле и получить степень доктора. В декабре 1904 он стал писать свою вторую диссертацию и получил сертификат, который дает право заниматься преподавательской деятельностью.

Освальд Шпенглер в молодости

Освальд Шпенглер – видный немецкий философ

Шпенглер родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах, докторскую степень получил в 1904.

Работал учителем в Гамбурге. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако после прихода к власти нацистов в 1933 и изъятия одной из его книг вел уединенную жизнь.

В 1918 вышел в свет первый том его известного труда «Закат западного мира» (2 тт., 1918–1922, исправленный вариант первого тома вышел в 1923). Это произведение имело сенсационный успех, однако этому успеху, сделавшему философа на многие годы властителем дум читающей публики, отнюдь не сопутствовало широкое признание в мировой научной и общественной мысли — как при жизни автора, так и в последующие годы. И если книга Шпенглера была восторженно встречена не только широкими читательскими кругами, но и, в частности, молодежью германских университетов, жаждущей новых путей в науке, то профессура выступила против автора как «развратителя молодежи», вменяя ему в вину подрыв понятий эволюции, прогресса, абсолютных ценностей, неизменных рациональных опор науки. В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, аналогично соотносятся Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.

Среди других значительных работ Шпенглера – «Человек и техника» (1931), «Годы решений» (1933), в которых он писал о сложном политическом и духовном положении Германии после Первой мировой войны.

Умер Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936.

В творчестве Шпенглера можно выделить влияние некоторых идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, а также эстетического учения В. Воррингера. Гораздо существеннее влияние на Шпенглера творчества и теоретических воззрений Гете, хотя учение гениального мыслителя о жизни, о живом Шпенглер подчас интерпретирует весьма субъективно.

Шпенглер определяет судьбу культуры

«Каждая культура проходит через стадии возраста одного человека. У каждого из них есть свое детство, молодость, зрелость и старость». Нигде Шпенглер не объясняет происхождение и причины зарождения культуры, но зарисовывает ее последующую судьбу достаточно полно. В развитии культуры можно выделить следующие фазы: ранняя культура, мифо-символическая; период зрелости, метафизико-религиозная высокая культура; поздняя культура, окостеневшая, утратившая жизненную силу души. Эта поздняя культура Шпенглера называет цивилизацию. «Как только цель достигнута и вся полнота внутренних возможностей завершена и реализована наружу, культура внезапно замерзает, она вымирает, ее кровь забивается, ее силы ломаются — она становится цивилизацией. На этапе развития цивилизаций преобладают «жесткие» формы формирования культуры — архитектура, технология, идеология. Цивилизация — это смерть культуры. Ориентировочная продолжительность жизни культуры составляет около 1000 лет.

На этапе цивилизации активно развиваются тенденции массификации, глобализации и урбанизации. Под классификацией понимается распространение культурных ценностей среди широких слоев населения; это сопровождается резким снижением уровня понимания произведений высокой культуры. Может наступить день, пишет Шпенглер, когда «последний портрет Рембрандта и последняя планка музыки Моцарта перестанут существовать, поскольку нарисованное полотно и ноты могут остаться, потому что исчезнут последний глаз и ухо, имевшие доступ к языку своих форм». Глобализация — это распространение умирающей культуры на новые территории; она неизбежно сопровождается столкновениями с другими культурами и войнами. Урбанизация — гигантский рост крупных городов — неизбежно сопровождается отчуждением человека от природы.

Шпенглер рассматривает культуру как исторический феномен, который не может быть проанализирован научными методами и концепциями (причинность, право). Закон, по словам Шпенглера, анти-исторический. Культура не должна определяться, измеряться и разлагаться в соответствии с законом, а должна создаваться и жить. Она определяется не законом, а судьбой; ее захватывает не разум, а интуиция.

Шпенглер насчитывает семь «мертвых» культур и одну «живую», но уже вымирающую — нынешнюю западноевропейскую (которая находится на стадии цивилизации). Интересно, что его список «мертвых» культур почти полностью повторяется Данилевским, но список Данилевского несколько шире и включает в себя иранскую, еврейскую культуру и культуру инков (Шпенглер перечисляет только культуру майя среди всех американских культур). Разница лишь в том, что Шпенглер объединил византийскую и арабскую культуры в одну «магическую» культуру, в то время как Данилевский включает византийскую культуру в европейскую (романо-германскую) культуру. Но самое интересное совпадение состоит в том, что они оба говорят, что в свое время возникновение новой «русской» культуры, точнее, Данилевский говорит о «русско-славянской», а Шпенглер говорит о «русско-сибирской». Шпенглер даже планировал изучить их специально, но так и не реализовал свой проект. Наиболее очевидная причина согласия в списке «мертвых» культур состоит в том, что оба исследователя опирались на историографию своего времени, в которой эти культуры выделялись как наиболее заметные и самостоятельные. Что касается утверждений о рождении новой русской культуры, то они, вероятно, связаны с очень быстрым и очень заметным развитием России в XIX — начале XX веков. Шпенглер последовательно отстаивает идею о том, что любая культура, в силу своей целостности, проявляет свою сущность во всех сферах жизни: экономической, политической, правовой, художественной, религиозной, философской и т.д. Рожденная на фоне определенного пейзажа, «душа культуры» выбирает свой «оригинальный символ», из которого, подобно эмбриону, формируются все его «органы и ткани». Она находит свое выражение в самых разнообразных формах: архитектурной, художественной, лингвистической, политической, философской и др.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Что важнее: чувства или разум?
  2. Коэволюционная теория развития общества и природы
  3. Нумений из апамеи
  4. Законы диалектики
  5. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  6. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  7. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  8. Право как элемент духовной структуры общества
  9. Причинность и целесообразность
  10. Философия неоконсерватизма

Культура и кризис

В своей работе немецкий философ и математик призывает к новому пониманию мира. Произведение было написано до Первой мировой войны. Автор выделяет восемь «высоких культур», или цивилизаций:

  • Вавилонскую;
  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Индийскую;
  • Классическую (греческая и римская);
  • Арабскую;
  • Западную;
  • Мексиканскую.

Пять из перечисленных он использует в качестве примеров, но более подробно рассуждает об арабской, классической и западной культуре.

Шпенглер считает свою работу морфологией истории, то есть он рассматривает любую культуру отдельно, как живой организм, и пытается определить рождение, рост, упадок и смерть каждой. Кроме того, для Шпенглера ни одна из них не превосходит другие. Автор использует термин «культура», чтобы описать стадию роста и жизни или душу организма, и термин «цивилизация», чтобы определить стадию умирания организма, в которой исчезает человеческое творчество.

Душа культуры удерживается кровными узами, а цивилизация фактически разрушает ее, а с этим разрушением душа начинает умирать. Стадия цивилизации культуры может длиться сотни лет в окаменевшем состоянии. Поскольку они постоянно меняются, история представляет собой бесконечный ряд образований и трансформаций.

Три понятия жизненно важны для понимания морфологии истории Шпенглера:

  • единство развития в жизни каждой отдельной культуры;
  • любая стадия жизненного цикла длится примерно одинаковый промежуток времени;
  • каждый этап связан с другими культурами.

[править] Карьера

Затем — педагог, трудившийся в школах в Саарбрюккене и в Дюссельдорфе, а в 1908—1911 гг. трудился в гимназии (Realgymnasium) в Гамбурге.

С 1911 г. и до конца жизни жил в одиночестве и в условиях нехватки средств в Мюнхене, преподавал математику в Мюнхенском университете, занимался репетиторством, писал для журналов.

Из-за проблем с сердцем не был призван на военную службу, и в целом в годы войны жил фактически в нищете.

В 1918 г. вышел его главный труд «Закат Европы» (Der Untergang des Abendlandes). Книга была закончена ещё в 1914 году, но её публикация была отложена в связи с Первой мировой войной. В ней автором, среди прочего, даётся прогноз, заключающийся в том, что Европу вскоре ожидает упадок и гибель (схожие взгляды высказывал и Макс Шелер).

Книга имела шумный успех, ему предложили стать профессором философии в Геттингенском университете, однако он отказался, решив сосредоточиться на литературной деятельности.

В конце 1919 года опубликовал эссе «Пруссизм и социализм» (Preußentum und Sozialismus), в котором утверждает, что немецкий социализм является правильным социализмом в отличие от прочего социализма. По его мнению, правильный социализм имеет гораздо более «национальный» дух. Хотя в целом, он скептически относился к идеям социализма:

Области исследований: «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур («духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые посредством аналогий.

Отвергая условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (так как она нерелевантна для неевропейцев), предлагал иной взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур.

Как и с живыми организмами, наблюдается возникновение, расцвет и гибель самобытных и неповторимых культур.

Умирание культуры, по его мнению, характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Например, культура Древней Греции нашла завершение в древнеримской цивилизации.

Тем самым, культура проходит несколько главных этапов:

  1. мифо-символическая (зарождающаяся культура)
  2. ранняя культура, когда ее формы лишь возникают
  3. метафизико-религиозная (высокая) культура, период ее расцвета
  4. старение и гибель культуры (стадия цивилизации)

Предложил понятие исторический псевдоморфоз, суть которого он характеризовал следующим образом:

Утверждал, что большевизм имеет азиатскую природу:

В борьбе с левыми, он стал выступать даже против профсоюзов, забастовок прогрессивного налогообложения для богатых и т. д.

Прославлял «старопрусский дух», монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война по его мнению — «вечная форма высшего человеческого бытия».

В 1931 году заявил, что враждебные белым цветные расы будут использовать созданное европейцами же оружие и технологии против Запада.

В 1932 году голосовал за Гитлера и поначалу приветствовал победу национал-социализма:

Но познакомившись с Гитлером лично в 1933 году разочаровался и перешёл к противникам режима, во всяком случае он отказался от сотрудничества с национал-социалистами. Публично поссорился с Альфредом Розенбергом, отклонил предложение Иозефа Геббельса выступить с публичными речами и т. д.

13 октября 1933 года стал одним из 100 сенаторов Немецкой академии.

В 1934 году вышедшая его работа была запрещена за критику национал-социализма.

После изъятия его книги «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития» и запрещения упоминать его имя в печати, вел уединенную жизнь.

Осудил нацистский антисемитизм, хотя и сам рассматривал иудаизм как «разлагающийся элемент», который действует деструктивно. Евреи по его мнению обладают «денежным мышлением» (Gelddenken). В «Закате Европы» утверждал, что существует антагонизм между евреями и немцами и выводил неизбежность конфликта между ними.

Триединство культур

Шпенглер в своей книге показывает цикличность жизни трёх культур — греческой, западноевропейской и арабской. У каждой из них своя душа со своими традициями, укладом жизни, стремлениями и идеалами.

В Древней Греции на Олимп возводится аполлоновская душа, для которой идеал заключен в чувственном теле. Шпенглер приводит в пример число Пифагора, что являет собой меру и пропорцию. Это — материальная характеристика символа тела у древних греков. Наверное, именно поэтому в древнегреческой мифологии боги стоят рядом с людьми, наделяются человеческими очертаниями и кажутся настолько реальными, что воплощают качества целой нации. Божественное стоит наравне с человеческим. Шпенглер говорит о рационалистическом мировоззрении греков: существуют только тела (то есть, то, что мы можем увидеть), а пространства (то есть, то, что находится вокруг нас и в какой-то степени характеризуется влиянием метафизики) не существует. Теорию подтверждает история: страх пространства мешал грекам расширять небольшие государства. Море сливалось с образом непонятной и враждебной бесконечности, поэтому греки держали корабли греки недалеко от побережий.

У западной культуры — фаустовская душа. В противовес идеям Пифагора действует Декарт. По Шпенглеру, символический смысл геометрии Декарта равен символическому смыслу трансцендентальной эстетики Канта: бесконечное пространство — это основа всего существующего мира, фаустовский порыв к непознанному. Если в античности богов много, фаустовская культура подразумевает единство созданного с Создателем. В желании объять бесконечность греки создавали идеал, к которому сводилось всё живое. Древнегреческие трагедии основывались на традиционной форме. Но западное искусство совершенно другое. В качестве примеров Шпенглер приводит искусство живописи Рембрандта и Тициана, музыку Глюка, Баха и Бетховена, готические формы сравнивает с «музыкальным порывом к бесконечности».

Но душа Фауста мятежна, стремится покорить мир своей волей. Шпенглер отрицает концепцию воли Шопенгауэра, которая управляет космическим законом в человеческой жизни. Но не случайно Шпенглер упоминает следующий факт. Гендель обвинял Бетховена с его вольнолюбивой «Одой к жизни» в неверии, тем самым показывая трагическую обречённость собственной теории. Получается, что смерть европейской музыки начинается именно с Бетховена как с человека, превознёсшего свой индивидуалистский порыв над идеей Единого целого.

В рассмотрении западноевропейской культуры О

Шпенглер уделяет внимание портрету как вершине освобождения живописи от музыки. (Гёте называл готику застывшей музыкой, а идеи Гёте и его Фауст стали основополагающими в присвоении Шпенглером западной культуре имени фаустовской). Каждый портрет индивидуален, и здесь, по-видимому, и начинает старение культуры, что само по себе удивительно, ведь Шпенглер признавал обособленность каждой культуры

Но, возможно, в это и состоит суть его учения: всё индивидуальное смертно, а так как каждая культура держится на собственном пьедестале, она циклична, то есть смертна

Каждый портрет индивидуален, и здесь, по-видимому, и начинает старение культуры, что само по себе удивительно, ведь Шпенглер признавал обособленность каждой культуры. Но, возможно, в это и состоит суть его учения: всё индивидуальное смертно, а так как каждая культура держится на собственном пьедестале, она циклична, то есть смертна.

Третья культура, описанная Шпенглером, — арабская. Её душа — магическая, противостоит телу. При этом подчёркиваются магические отношения между душой и телом арабской культуры.

Шпенглер говорил о неизбежной борьбе двух начал — культуры и цивилизации, без которых не будет жизни. Не случайно в качестве коэффициента, к которому Шпенглер приравнивает целую культуру, выступает одна душа. Как смертен человек, так и циклична культура. Когда человек умирает, он не может забрать с собой ничего из материального мира. Так же и культура, умирая, теряет тех, кто признавал её и жил ею. Таким было видение Освальда Шпенглера.

Ася Шкуро

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: