Литовско-прусское происхождение Рюрика
Проанализировав ДНК представителей ряда фамилий, называющих себя в наше время Рюриковичами, Клёсов пришёл к выводу, что «Рюриковичи – либо носители гаплогруппы R1a, славяне, либо носители южнобалтийской, славянской ветви гаплогруппы N1a1».
Предположим, что носители широко распространённой у восточных славян группы R1a случайно затесались в ряды Рюриковичей. Невозможно, чтобы за тысячу с лишним лет во всех семьях не было измен жён мужьям. Гаплогруппа N1a1 встречается здесь реже. Среди русских к ней относятся всего 14%. Она вполне может быть пришлой. Рассмотрим, как обстоят дела с ней у других народов.
«У шведов такой гаплогруппы вообще мало, около 7%, в Норвегии ещё меньше, всего 2,5%. У южных балтов примерно 40%».
Тщательным анализом Клёсов подбирается к истокам ДНК родословной Рюриковичей и приходит к выводу, что «если Рюрик вообще существовал и не был собирательной фигурой …, то первые Рюриковичи … были выходцами с Южной Балтики».
Учитывая, что в IX веке на южном побережье Балтийского моря жило много славян, Клёсов и первых Рюриковичей чаще всего называет славянами, хотя иногда – и южными балтами (к которым относятся литовцы и древние пруссы). Вряд ли действительно возможно указать их точную этническую принадлежность, основываясь только на ДНК-генеалогии.
Но, во всяком случае, теперь можно совершенно точно утверждать, что Костомаров в диспуте с Соловьёвым, а заодно Михайло Ломоносов, а также Никоновская летопись и «Сказание о князьях Владимирских» XVI века были ближе к истине, говоря о литовском или прусском происхождении Рюрика.
« Страшное оружие чукчей: чем они воевали против русских
Происхождение и краткая биография Рюрика
Однозначных сведений о происхождении основоположника царской династии Рюриковичей, а, следовательно, и его национальности, нет. Исторические факты, содержащиеся в различных летописях, и прежде всего в «Повести временных лет», трактуются историками по-разному.
В связи с этим выдвигаются две теории происхождения Рюрика: норманская и антинорманская.
Согласно норманнской теории родословная Рюрика связана со скандинавскими викингами. Сторонники данной версии отождествляют его с конунгом (т. е. правителем) Рёриком, пришедшим из Дании, ютландского Хедебю. Данные о его появлении разняться: одни источники указывают 817 год, как дату его рождения, другие — 806 — 807 гг.
Рёрик родился в датской королевской семье рода Скьольдунгов Хальвдана, но его отец был изгнан из Ютландии, а император Карл Великий приютил его семью. Возмужав, Рёрик отомстил за отца: Ютландия была завоевана, а Дания практически вся покорена. И он стал, по словам современников, некоронованным королем норманнов благодаря своему таланту полководца.
Приверженцы антинорманской теории считают, что Рюрик – это представитель славянского племени ободритов, которых называли «ререгами», что означает «соколы». А слово «варяг» происходит от славянского прибалтийского племени вагров.
В поддержку этой версии приводят фамильные знаки, которые Рюриковичи ставили на монетах, клеймах или печатях для заверения важных документов, изображающие сокола, нападающего на добычу.
Призвание и правление Рюрика
Одним из основных источников, откуда ученые берут сведения об исторических событиях, происходивших в IX веке, является «Повесть временных лет».
В ней мы читаем о том, что Рюрика и его братьев позвали править огромной территорией, охваченной внутренними конфликтами в 862 г.
Междоусобица, которая разгорелась между славянскими племенами, ослабила их и не оставляла сил для борьбы с внешними врагами. Поэтому для спасения отечества было решено пригласить князя из чужих краев.
Отправились славяне к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами». По традиции данное событие считается летописцами и историками точкой отсчета государственности у восточных славян и называется «Призванием варягов».
Через тысячу лет, в 1862 г., это историческое событие нашло отражение в памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в Великом Новгороде (скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман).
Рюрика не существовало
Существует точка зрения, отрицающая существование Рюрика. Её чаще всего отстаивают филологи и текстологи, а автором этой гипотезы является известный русский учёный Алексей Шахматов, выдвинувший своё предположение в начале 20-го века. По его мнению, «рукою летописца управляли мирские страсти и политические интересы», а сообщение о призвании варягов учёный считал поздней вставкой.
Тезис Шахматова уже в советское время развил выдающийся отечественный учёный-филолог Дмитрий Лихачёв. В целом ленинградский исследователь не отрицал возможность происхождения великокняжеской династии «извне», однако он справедливо отмечал, что приглашение правителей «из-за моря» не оказало значительного влияния на складывания государственности на территории Древней Руси — местное население уже было готово к новому этапу своей истории. Тем не менее легенды о призвании чужеземцев для управления страной — сюжет не исключительный. Как отмечал Лихачёв, «династии большинства западноевропейских государств имели иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что государственные образования Западной Европы имели автохтонное происхождение».
***
Несмотря на многочисленные споры, само существование Рюрика не подвергается сомнению большинством исследователей. Кем бы ни был родоначальник великокняжеской династии, он действительно с отрядом сторонников действовал на северном отрезке «пути из варяг в греки» и стал лидером протогосударственного образования с центром в Ладоге, а позднее — и Новгороде. Споры же о происхождении Рюрика имеют зачастую политический характер и весьма косвенно связаны с серьёзными научными дискуссиямм.
Святая Ольга у истоков государственной религии
Если Вещий Олег стал основоположником Киевской Руси, князь Игорь — родоначальником династии Рюриковичей, то княгиня Ольга стояла у истоков христианства на Руси.
Княгиня Ольга — знакомство с Игорем
Согласно летописи, на момент свадьбы в 903 году Игорю было 25 лет, а Ольге всего лишь 12. Существует несколько версий — как именно Ольга стала женой Игоря. Согласно более реалистичной, она была дочерью Олега.
Источник Twitter
Есть и другая, более романтичная версия. Она описана в Степенной книге и выглядит как легенда или сказка. Согласно этой версии, Игорь однажды случайно увидел Ольгу на переправе под Псковом. Не зная, как переплыть реку, он позвал человека, проплывавшего мимо на лодке. Когда лодка причалила, Игорь увидел, что на веслах была юная девушка, поразившая его своей красотой и силой.
Игорь влюбился в юную Ольгу, и, когда пришел черед играть свадьбу, он послал за ней, так как не представлял себе другой жены.
Так или иначе, похоже, что брак между Игорем и Ольгой был заключен по любви. И это объясняет некоторые события. Во всяком случае, Ольга сразу заняла второе место после мужа и допускалась к обсуждению решений во внутренней и внешней в политике государства.
Месть за мужа
После смерти любимого мужа Ольга решила отомстить. Причем мстила она древлянам несколько раз.
Сразу после убийства Игоря древляне прислали к вдове послов, предлагая ей выйти замуж за древлянского князя Малу и решить все миром. Этих послов Ольга велела похоронить заживо. Следующих послов, присланных древлянами, Ольга пригласила в баню, и сожгла.
После этого сама, с небольшим войском Ольга отправилась в древлянские земли. Заявив, что хочет провести тризну над могилой мужа, она устроила пиршество, во время которого приказала заколоть перепившихся древлян.
И, наконец, в 946 году, она осадила с большим войском столицу древлянских земель, Искоростень. Однако, так и не смогла взять ее силой. И тогда она сказала, что помирится с древлянами, но сначала хочет получить дань. Самую малость — по три голубя и по три воробья с каждого двора.
Источник Twitter
После того, как жители принесли птиц, она велела привязать к ним трут, поджечь и пустить обратно. Птицы подожгли город, а когда люди стали выбегать, Ольга приказала воинам убивать их или брать в плен.
Принятие христианства
Несмотря на то, что христианство станет государственной религией на Руси лишь при князе Владимире, именно княгиня Ольга заложила основу для этого решения. По преданию, крестил ее лично император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом в 955 году. Однако историки не соглашаются и считают, что на самом деле обряд крещения произошел позже, в 957 году, и крестил Ольгу сын Константина Роман II.
Плюсы и минусы
Достижения и успехи
- Основал Древнерусское государство и род Рюриковичей, которые правили русскими землями более 700 лет.
- По летописи, прибыл для прекращения раздоров и установления порядка в северорусских землях («призвание варягов» 862 г.). Взял под контроль племена ильменских словен (Новгород), северных кривичей (Изборск и Полоцк), чудь (к северу от Изборска), мерю (Ростов), весь (Белооозеро) и мурому (Муром). Также управлял варягами в городе Ладога.
Рюрик. Портрет неизвестного автора
- Взял под контроль северную часть Волжского торгового пути («путь из варяг в арабы») — одну из двух важнейших экономических осей Древнерусского государства наряду с Днепровским «путём из варяг в греки».
- Возможно, основал Новгород в 864 г. (точнее, укреплённое поселение, ныне известное как Рюриково Городище в 2 км от современного Новгорода, образовавшегося несколько позже путём слияния отдельных торговых поселений в этом районе).
Ошибки и неудачи
- Летописи говорят о мирном характере призвания варягов, однако как в действительности обстояло дело, доподлинно неизвестно — возможно, славянские и финские племена были попросту завоёваны. Иоакимовская летопись (считается сомнительным источником позднего происхождения) сообщает о восстании некоего Вадима Храброго в Новгороде, которое Рюрику пришлось подавлять.
- По летописной версии, Рюрик выслал дружинников Аскольда и Дира на юг, где те завоевали Киев, однако отложились от Рюрика и сами стали князьями. Это можно считать первым расколом русского государства. С другой стороны, уже при преемнике Рюрика, князе Олеге, Киев был присоединён к государству Рюрика, и по всей вероятности, подданные и дружинники Аскольда и Дира, убитых Олегом, быстро перешли в подданство Рюриковичей.
Так все же кто такой князь Рюрик?
Князь Рюрик, Геннадий Мацуков
Но сомневающихся в русскости князя Рюрика ещё остаётся более чем предостаточно. Наша обязанность всеми возможными способами довести дело до логического конца.
Мы возвращаемся в нашу древнюю историю. Призвание варягов в 862 году считается началом русского государства. В этом есть некоторое несоответствие. Ведь если пригласили на княжение, значит, уже было чем править. Русь называли страной городов, а строительство городов, как известно, требуется много времени. Но об этом в следующий раз. Сейчас о Рюрике. В подлинности этого исторического персонажа уже не сомневается никто,… кроме наших непримиримых недругов.
Раз могила не найдена, значит подвергнем сомнению. Это приём нечистоплотной идеологической борьбы применяется постоянно. Подвергнуть сомнению по возможности всё, что нежелательно знать нам о своей собственной истории.
Лаврентьевская летопись
сообщает: «Въ лето 6370 . Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и
почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в
них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе
князя иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к
руси. Сице бо ся зваху тыи варязи русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии же
Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Русь, Чюдь, Словени, и Кривич и
вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в не нетъ. Да пойдете княжить и
володети нами».
Неверный
перевод этих строк о том, что порядка у нас нет, долгое время давал основание
пришельцам наводить у нас свой порядок.
Это ещё один пример того, насколько внимательными нужно быть к каждому слову. Сейчас наконец-то, возвращено правильное слово «наряд». Нарядить нашу землю надо было. Охранить и поддерживать уже установленный порядок.
Главные события правления Рюрика
- 862 год – начало Новгородского княжения. Согласно летописям, восточные славяне жили родами, время от времени собираясь по важным вопросам на вече. Они вели оседлый образ жизни, иногда воевали с финно-угорскими и скандинавскими племенами за территорию, платили им дань. В местах пересечения водных путей существовали центры торговли — города Чернигов, Новгород, Ростов, Смоленск. Отказавшись платить дань варягам, племена славян погрязли в междоусобных войнах. Поэтому возникла необходимость в едином правителе. Им стал князь Рюрик. Сначала он поселился в Старой Ладоге, но в 862 году перебрался княжить в Новгород.
- 862 год – постройка Староладожской крепости. В месте впадения реки Ладожки в Волхов Рюрик отстроил деревянную крепость, которая служила местом базирования его войска. Она играла роль пограничного укрепления для защиты русских земель от вторжения непрошенных гостей со стороны Балтийского моря. Позднее на месте деревянной построили каменную крепость, которая сохранилась до наших дней.
- 863 год – изобретение славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит и славянский литературный язык. Азбука имела 2 варианта: глаголица и кириллица. Мефодий перевел большинство христианских книг, написанных латынью, на славянский язык. Христианство стало главной религией славянских народов.
- 864 год – восстание новгородцев. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что Рюрик силой захватил власть в Новгороде, убив местного князя и старейшин. Среди новгородской элиты были люди недовольные его правлением. Это вылилось в восстание, которое возглавил местный князь Вадим Храбрый. Мятеж был жестоко подавлен. Рюрик убил Вадима. Многие знатные новгородцы бежали в Киев.
- 864 год – смерть родных братьев. Согласно «Повести временных лет» Рюрик начал правление совместно со своими братьями Синиусом и Трувором. Синиус княжил над племенем весь на Белоозере, а Трувор – у кривичей в Изборске. Нестор Летописец утверждал, что спустя 2 года после княжения оба брата умерли. Рюрику пришлось взять в свои руки управление их землями. С 862 по 864 годы княжество расширило свои границы. К нему присоединились Муром, Смоленск, Ростов.
- 864 год – захват Киева Аскольдом и Диром. Внешняя политика Рюрика была направлена на захват новых земель. С этой целью он совершает поход на южные земли славян к Киеву. В это время Кий, Щек и Хорив умерли. Поляне не имели своего князя. Поэтому власть в Киеве захватили дружинники князя – Аскольд и Дир. Так описывает события «Повесть временных лет». В «Новгородской первой летописи» упоминается, что Аскольд и Дир не были связаны с Рюриком, а начали княжить в Киеве задолго до прихода последнего к власти.
- 864 год – рождение сына Игоря. Точный год рождения Игоря Рюриковича, будущего князя Киевского, неизвестен. Исторические источники указывают разные даты — 861, 864, 875 годы. Нестор Летописец утверждает, что Рюрик умер, когда Игорь был ещё ребенком. Поэтому он поручил наследника своему родственнику князю Олегу, который правил Новгородом, а затем Киевом до совершеннолетия Игоря. Рюрик имел несколько жён. Однако единственным наследником был Игорь, сын норвежской княжны Ефанды.
- 865 год – поход князя Аскольда на Полоцк. Конфликт между Киевским и Новгородским княжествами возник из-за Полоцка. Стремясь расширить свою власть, контролировать Янтарный торговый путь из Скандинавии в Средиземноморье, Рюрик посадил в Полоцке своего наместника. Этим он вызвал недовольство Аскольда, которые не допускал влияния Новгорода на этой территории. Чем закончился поход Аскольда на Полоцк не известно.
- 866-870 годы – походы Аскольда на Новгородские земли. Противостояние Киевского и Новгородского княжеств продолжалось в 60-е годы IX века. Князь Аскольд периодически совершал набеги на земли новгородцев. В свою очередь Рюрик пытался заключать политические союзы с европейскими племенами против Киева. Мирные соглашения между враждующими княжествами не соблюдались. В 870 году Рюрик разбил армию Аскольда. Более точных исторических данных об этих походах не сохранилось.
- 879 год – смерть князя. Предположительно князь умер в Новгороде, оставив управление государством своему родственнику и дружиннику Олегу, прозванному Вещим, и малолетнем сыну Игорю. Место его захоронения не известно. Существует 3 версии причины смерти: старость; убийство сторонниками Вадима Храброго; смерть в бою у реки Луга.
Биография[]
Становление Рюрика
К сожалению, время рождения Рюрика не известно. Но известно, что он родился в Померании, на землях западных славян. Его имя происходит от вянского «Рарог» — сокол. В 808 году его отец, Готлиб, был убит на переговорах с германцами. По легенде, германцы казнили Готлиба на виду у защитников города Рерика (столица славянской Померании). Мать Рюрика, славянка Умила, закрыла его младшим братьям глаза, а Рюрик всё видел. И затаил он злость на германцев. Умиле с детьми: Рюриком, Синеусом и Трувором удалось бежать на остров Рюген. Там уже существовал город Аркона. Сведения о этом периоде его жизни очень неоднозначны, но известно, что он стал начальником варягов. Они воевали с германцами, датчанами и норманнами.
Вскоре после этого правитель восточных славян, словенский князь Гостомысл, начал подумывать о наследовании престола.
Призвание варягов
- Основная статья: Призвание варягов
Призвание варягов Гостомыслом
Вскоре перед Гостомыслом встал вопрос о наследовании престола. Так как наследников у него не было, то в 862 году он отправил своему племяннику послание, в котором говорил:
«Земля наша велика, а наряду в ней нет» (слово наряд нужно толковать, как государственность)
Однако добиться решения отдать престол Рюрику на Вече было нелегко. Тем более, что зять ничего не отвечал на послание Гостомысла. Но вдруг ему приснился сон, в котором на Восточную Русь пришёл княжить Рюрик и «разрослась земля русская до огромных размеров и покрыло державное дерево по всему миру». Вече согласилось призвать Рюрика. Последний долго думал но всё же согласился, приехав к умирающему Гостомыслу со своими братьями, Синеусом и Трувором. Так Восточная Русь поделилась на Новгородское (во главе с Рюриком), Белоозерское (во главе с Синеусом) и Кривичское княжество (во главе с Трувором).
Восстание Вадима Храброго
- Основная статья: Новгородское восстание (864)
Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.
Восстание Вадима Храброго. Скриншот из анимационного телесериала «История Государства Российского»
Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.
Единовластие
По наиболее популярной версии, братья Рюрика, Синеус и Трувор, погибли при восстании Вадима Храброго. После их гибели Рюрик объединил Новгород с землями братьев и положил начало единовластию на Руси.
При Рюрике также началось завоевание свободных славянских и финно-угорских племён. Так в 865 году к Новгородской Руси присоединилась территория некоторых финских племён, которые добровольно переняли славянскую веру, язык и обычаи.
Поход на Царьград
- Основная статья: Русско-византийская война (860)
Были у Рюрика недовольные и в своем окружении. Недовольные князем Аскольд и Дир в поисках богатства отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси, которая в будущем станет оплотом Русского государства: Киевское княжество.
Собрав многочисленную дружину, Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев, ужас охватил всех. Такого не видел еще никто. Пощады не было никому — ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев.
Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.
Наследник
Согласно обычаям язычников Рюрик мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен, Эфанда, родила ему сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.
Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему воеводе Олегу.
Мекленбургские генеалогии
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Правление
Рюрик. Фрагмент картины Ильи Глазунова
Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывать, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Ещё меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было. Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода
Поэтому, рассуждая о «правлении Рюрика», правильнее говорить не столько о личности первого князя, сколько о самом временном отрезке, занимающем важное место в истории России.
Начало государственности и основание надплеменного органа власти
Тем не менее изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времён) города
Всего за полтора века народы этих земель проходят путь от небольшого племенного союза из ниоткуда до крупнейшего и весьма сильного и влиятельного государства Европы — древней Руси. И истоки этого поистине грандиозного процесса следует искать примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда ещё не следует, что до этого времени на территории будущей Руси бродили безъязыкие собиратели ягод, некоторые ещё и с хвостами. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией, ремеслом и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, ознаменовавшее конец племенного периода становление более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.
Первая осада Константинополя
В это же время происходят первые засвидетельствованные неудачные походы Руси на Византию, когда русские флотилии появляются под стенами Царьграда, известные по сообщениям патриарха Фотия и древнерусским летописям. И хотя росы, описанные у Патриарха Фотия, скорее всего, ещё не были славянами, а относились к скандинавам (сторонники теории Русского Каганата считают, что росы могли иметь иранское происхождение), именно этот исторический эпизод древнерусские летописцы выбирают за начало отсчёта русской истории.
РЮРИК
РЮРИК (IX в.) — полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.
Согласно «Повести временных лет», в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Старший — Рюрик — сел в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске.
В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомыслаот его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе.
В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев
В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга — бояре новгородского князя Рюрика — Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве
Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.
Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли «призвание» добровольным или он захватил власть силой.
Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени «руриков» или «рауриков». Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему «третий по рождению».
Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком.
Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях — результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (синеус) и верной дружиной (трувор).
Для более детального просмотра карты дважды "щелкните" по ней мышкой
Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно — не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).
авторы статьи А. Королев
Этимология имени
Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского — rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:
- Hrodric — старо-германский язык
- Hreric и Hroiricus — старо-английский язык
- Rorik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
- Hrirekr — западный старо-норманский язык
- rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей
Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):
- Hreiric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
- Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
- Rudereiks (Рудерих) — король вестготов в Испании в 710-711 гг.
- Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
- Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»
Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.
Смерть Игоря Рюриковича
Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии.
Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
«Поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»
Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.
По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.
В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (ранее 1050 года) генеалогия русских князей прослеживается только до Игоря. Не упомянуты князья до Игоря и в «Слове о полку Игореве».
Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем». Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века:
«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»
Источник
Рорик из Дании
По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.