Уточкин — фамилия воздухоплавательная

Вход

Новые публикации

Бамбара на русском. В Мали интерес к языку Пушкина огромен 19.03.2024

В Русском доме в столице Мали Бамако прошла презентация учебника русского языка как иностранного (РКИ), адаптированного для западноафриканского языка бамбара (бамана). Новое пособие позволит малийцам осваивать русский язык без французского посредника, что ускорит и облегчит процесс.

Русист из Колумбии: Выпускникам российских вузов проще найти хорошую работу 19.03.2024

«Именно язык Пушкина будет объединять Россию с другими народами планеты», –  пишет в своем эссе «Пушкин – наше всё. И что? Нужен ли русский гений новому поколению?» на XXIV Международный Пушкинский конкурс «Российской газета» русист из Колумбии Дина Максимова.

Знай русский! 10,5 миллиона или миллионов просмотров? 19.03.2024

Как грамотно заявить о количестве просмотров на своей странице в социальной сети? Почему нельзя сказать «четверо подписчиц»? Верно ли написание «десяти миллионный пользователь»? Предлагаем вспомнить основные правила, которые необходимо знать при употреблении числительных.

Альфонсо де Хойос (Испания): Корни русофобии стоит искать там же, где и корни испанофобии 18.03.2024

Испанский общественный деятель Альфонсо де Хойос представил в Мадриде книгу о своём предке – первом герцоге Альмодоваре-дель-Рио, который служил послом в Российской империи при Елизавете Петровне, Петре III и Екатерине Великой. История отношений между нашими странами знала разные периоды как охлаждения, так и дружбы, и ставить точку здесь ещё рано, уверен испанец.

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову 18.03.2024

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный.

Знай наших! Николай Бердяев и его русская идея 18.03.2024

Одного из самых известных в мире русских философов – Николая Бердяева – называют «философом свободы». Сам он писал, что для него свобода – это «дух, творческий акт, личность, общение любви». Его поиск духовной свободы получился непростым: дворянин, революционер, заметная фигура Серебряного века, эмигрант, участник Сопротивления, гражданин СССР.

«Мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы». 100 лет Юрию Бондареву 15.03.2024

«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…»», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Бондарев прожил долгую плодотворную жизнь и ушёл совсем недавно, в 2020-м, в возрасте 96 лет. 15 марта мы отмечаем 100-летие писателя.

Студенты из Казахстана в восторге от Всемирного фестиваля молодёжи 15.03.2024

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ)  недавно вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодёжи.  Попасть на фестиваль было непросто, но время, проведённое в Сириусе, навсегда останется в их памяти.

В небе над Двинском

Задолго до исторического события провинциальный Двинск украсился афишами о предстоящем шоу. В те дни тема воздушного полета была самой обсуждаемой, как среди местной аристократии, так и у простого люда.

Первый двинский аэродром решено было обустроить на лугу, неподалеку от нынешней улицы Нометню в Ругелях. Поле огородили, посередине поставили ангар, в котором и собирали прибывший накануне в город самолет. Для его доставки потребовалось три железнодорожных платформы, сам груз – фанерный биплан «фарман» в разобранном виде вместе с необходимым оборудованием весил 380 пудов – более 6 тонн.

Город жил в предвкушении чуда. И оно пришло.

Ранним солнечным утром под гром восторженных криков, аплодисментов и военного оркестра самолет, пилотируемый Сергеем Уточкиным, на 3 минуты поднялся в воздух, совершил круг над аэродромом и приземлился. После чего «фарман» еще дважды поднимался в небо. Уточкин демонстрировал искусство управления летательным аппаратом, а также сброс почты с самолета в конкретно заданную точку. Планировалось, что на следующий день полеты продолжатся, и в воздух за плату в 100 рублей смогут подняться все желающие, но, увы, погода помешала этим планам. В сильный ветер хрупкие фанерные конструкции просто разламывались.

«Двинский листок» восторженно писал о событиях тех дней: «Вчера у нас состоялся первый в Двинске полет. Зрители заняли почти все места для публики на аэродроме и буквально усеяли каждый холмик, каждую высокую точку окрестностей. В 7.30 аэроплан был установлен на стартовую дорожку, и Уточкин уверенно занял место пилота. Зажужжал мотор, и тысячи взоров устремились к машине. Легкий жест летчика – и аэроплан, пробежав несколько сажен, плавно оторвался от земли под звуки военного оркестра и рукоплескания публики».

Роковой 1911-й

1911 год стал для Сергея Уточкина поистине роковым, а перелет Москва-Петербург стал его «лебединой песней». Он дважды потерпел крушение, после второго Уточкин взлететь не смог никогда. Всеми забытый, со сломанными ребрами и туго забинтованными ногами он валялся в какой-то заштатной лечебнице, пока его не доставили в Одессу. А в это время искалеченного «Икара» бросила любимая женщина. Его жена ушла к богатому одесскому бизнесмену Артуру Анатре. Из больницы Уточкин вышел совсем больным человеком, страдающим манией преследования.

В последний год жизни Сергей Уточкин страшно бедствовал и голодал. Он скончался в январе 1916 года в больнице Святого Николая Чудотворца для душевнобольных от кровоизлияния в мозг. В связи с войной смерть его осталась практически незамеченной широкой публикой, но его похороны были на удивление многолюдными.

Буквально на следующий вечер после смерти Сергея Уточкина Александр Куприн опубликовал некролог: «В промежутках между полетами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями».

«В людях»

Ставший еще при жизни легендой, Уточкин не дожил до своего сорокалетия всего 6 месяцев. 150 вылетов и 4 падения – таков итог его летной карьеры. Фехтовальщик, автогонщик, велосипедист, футболист, яхтсмен, боксер, летчик, любимец женщин и кумир всех мальчишек Сергей Исаевич был удивительным человеком. Писатель Куприн так описал внешность Уточкина: «Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, – платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был очень некрасив, но в минуты оживления – в улыбке – очарователен. Из многих виденных мною людей он – самая яркая, по оригинальности и по душевному размаху, фигура».

Сергей Исаевич родился в семье одесского купца и удачливого строителя-подрядчика. Братья Уточкины – Сергей, Николай и Леонид – очень рано остались сиротами. Их воспитывали чужие люди, бравшие мальчиков пансионерами за деньги, оставленные отцом. 

Трагедия произошла, когда Сережа жил на пансионе в семье алкоголика-преподавателя гимназии. Однажды поднявшаяся на чердак хозяйка нашла там своего мужа, повесившимся в веревочной петле. Обезумевшая от горя женщина на Сережиных глазах схватила кухонный нож и зарезала своих детей. Мальчику удалось убежать, но с тех пор он так и остался на всю жизнь заикой.

«Показал открытое и доброе сердце»

Вместе с сотрудниками Дома авиации и космонавтики прокладываем маршрут перелета из Петербурга в Москву в 1911 году. Участвовали 12 авиаторов. Одессит Уточкин стартовал, по воспоминаниям, эффектнее всех: «Еду чай пить в Москву. Прощайте!»

Но до Москвы не долетел, моноплан забарахлил на подлете к Новгороду, потребовалась аварийная посадка и ремонт. На следующий день поднялся в небо — и потерпел крушение в районе Крестцов. Израненный, помог запустить пропеллер на аэроплане Александра Васильева, которому отдал и оставшееся топливо…

Васильев в итоге оказался единственным, кто долетел до финиша. Александр Куприн опишет потом этот трогательный эпизод: «Уточкин с великолепной стороны показал свое открытое, правдивое и доброе сердце».

А подвело его вовсе не сердце. Когда после новгородской катастрофы и долгого лечения Уточкина доставили в родную Одессу…

«Это был уже не тот Уточкин, — писали в 1913 году «Одесские новости» (цитирую по живому журналу Desants). — Это был тихий, хмурый и как бы прибитый обыватель, с бесконечной подозрительностью он смотрел на окружающих».

Есть версия, будто в больнице Уточкину давали обезболивающие, и он пристрастился к наркотикам. Есть другая версия: впервые его угостили гашишем на полетах в Египте, а вскоре он пристрастился и к кокаину. Возможно, сказались на психике страшные воспоминания детства. Хозяйка дома, в котором воспитывался Сережа (родители рано умерли), узнав, что ее муж повесился, обезумела и зарезала всех своих детей. Сереже удалось спастись, но с тех пор он всю жизнь заикался…

Он пытался вылечиться. Снова и снова ложился в психиатрические лечебницы то Одессы, то Петербурга. Но болезнь прогрессировала, стала развиваться мания преследования. Он стремился все время куда-то бежать, бежать…

Начало подъема. Фото: «Московский листок» от 9 мая 1910 года.

Биография

Происхождение и детство

Родился 12 июля (30 июня по старому стилю) 1876 года в Одессе. В церковной книге Успенской церкви Херсонской духовной консистории в Одессе сделана запись:

Отец принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, был строительным подрядчиком. Родители Сергея Уточкина рано ушли из жизни, и он с двумя братьями воспитывались в разных семьях на деньги, оставленные родителями. В детстве испытал шок, в результате чего стал заикой на оставшуюся жизнь.

Спортивная карьера

Сергей Уточкин был одним из первых русских футболистов, выступал за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол культивировался в основном среди иностранцев.

Одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу и боксом.

Будучи спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. В течение 17 лет неоднократно завоевывал призы как в России, так и за границей. В дальнейшем стал еще и мотогонщиком и автогонщиком.

Воздухоплавание

29 июля 1908 года впервые в Одессе совершил полет на воздушном шаре. Высота полёта — 1200 м.

31 марта 1910 года Уточкин впервые поднялся в воздух на самолёте, став вторым авиатором в России (первым был Михаил Ефимов). Свой первый полёт он осуществил на биплане Фармана, принадлежавшем банкиру С. Ксидиасу. В общей сложности Сергей Уточкин совершил около 150 полетов.

Неоднократно самолеты Уточкина терпели крушение, самая тяжелая авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Санкт-Петербурга в Москву. Сергей Исаевич получил многочисленные травмы. Тем не менее, через полтора месяца после аварии он снова вернулся в авиацию.

В 1912 году Сергей Уточкин, совершая публичные полёты в некоторых российских городах, побывал в станице Каменской, приземлившись на Христорождественской площади.

Последние годы и смерть

Перенесённые события сказались на душевном здоровье Сергея Уточкина, и с 1913 года он проходил лечение в разных клиниках Санкт-Петербурга.

В последние годы жизни С. Уточкин жил в Санкт-Петербурге, постоянных заработков не имел, периодически зарабатывал игрой на бильярде. В «Синем журнале», издаваемом А. И. Куприным, были опубликованы его воспоминания.

Умер в январе 1916 года от кровоизлияния в лёгкие.

Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установлен надгробный памятник, входящий в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) наследия, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

«Рискуй, и хоть шею сломай!»

Удержать биплан «Фарман» с заведенным двигателем на кочковатом поле — нужно «человек 7-10 солдат, которые по знаку Уточкина отбегают». А затем происходит чудо, сочно описанное современником:

«Аэроплан вздрагивает, быстро катится на колесах по траве и сажен через 10-ть плавно отрывается от земли, забираясь все выше и выше. Он пролетает вдоль трибун, летит кругом всего ипподрома скакового поля, проделывает восьмерки, красивые повороты… Сам Уточкин ясно виден всем, слившийся с аэропланом в своей напряженной опасной работе, проносясь с громадной быстротой вперед. 4 мая Уточкин продержался в воздухе 12 минут, пролетев 17 верст…

Опускается аэроплан по-птичьи: слегка коснувшись земли и вновь чуть взлетев и затем уж, скользнув колесиками по земле, совершенно останавливается».

Прирожденный боец

В 15 лет Сережа бросил учебу в коммерческом училище и профессионально занялся велосипедным спортом. Когда его упрекнули в этом, он серьезно по-взрослому ответил: «Я не хочу быть философом… Я – спортсмен». Если посмотреть, какими видами спорта увлекался Уточкин, то смело можно говорить о том, что Сергей был прирожденным бойцом, потому что именно борьба была главной.

Сергей сам построил яхту, дав ей странное имя «Баба Ягуржь». Уточкин не раз рисковал на ней жизнью. Однажды яхта, перевернувшись, накрыла его своим корпусом. По счастливой случайности Сергей не утонул. Императорский яхт-клуб вынужден был запретить Уточкину принимать участие в морских гонках. А он нашел себе другое увлечение – небо. Когда один из одесских богачей купил самолет, Уточкин выпросил у него разрешение полетать.

С тех пор он летал, падал, разбивался и снова рвался в небо. Он демонстрировал полеты на аэроплане в Тифлисе и Египте, в Париже, Тамбове — в 70 городах мира. Он падал в Екатеринославле, Петербурге, Новгороде и Москве. В Египте Сергей сошелся с местным полицейским, который угостил его гашишем. Уточкин увлекся этим зельем и даже привез с собой достаточный запас. Потом он перешел на кокаин.

 В 1905 году во время еврейских погромов в Одессе, Уточкин на улице стал на защиту старика-еврея. И получил нож в спину. Когда евреи пришли благодарить его, он отказался от денег, заявив: «Я – человек, и считаю еврея человеком!»

ВЗГЛЯД ПОЭТА

  • Куда, петербургские жители,
  • Толпою веселой бежите вы?
  • Какое вас гонит событие
  • В предместье за чахлый лесок?
  • Там зонтики белою пеною
  • Мальчишки и люди степенные,
  • Звенят палашами военные,
  • Оркестр играет вальсок.
  • Ах летчик отчаянный Уточкин,
  • Шоферские вам не идут очки.
  • Ну что за нелепые шуточки —
  • Скользить по воздушной струе?
  • И так ли уж вам обязательно,
  • Чтоб вставшие к празднику затемно
  • Глазели на вас обыватели,
  • Роняя свои канотье?
  • Коляскам тесно у обочины,
  • Взволнованы и озабочены,
  • Толпятся купцы и рабочие,
  • И каждый без памяти рад
  • Увидеть, как в небе над городом,
  • В пространстве, наполненном холодом,
  • Под звуки нестройного хора дам
  • Нелепый парит аппарат.
  • Он так неуклюж и беспомощен!
  • Как парусник ветром влеком еще,
  • Опору в пространстве винтом ища,
  • Несется он над головой.
  • Такая забава не кстати ли?
  • За отпрысков радуйтесь, матери,
  • Поскольку весьма занимателен
  • Сей праздничный трюк цирковой.
  • Куда, петербургские жители,
  • Толпою веселой бежите вы?
  • Не стелят свой след истребители
  • У века на самой заре,
  • Свод неба пустынен и свеж еще,
  • Достигнут лишь первый рубеж еще…
  • Не завтра ли бомбоубежище
  • Отроют у вас во дворе?

Алесандр Городницкий

ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ

Порою играл безудержно в карты, всегда бывал влюблен без ума и памяти, испытывал на себе действие разных наркотиков — и все это ради живой, ненасытимой жажды сильных впечатлений. И во все свои увлечения он умел вносить тот неуловимый отпечаток оригинальности, изящества, простодушного лукавства и остроумия, который делал его столь обаятельным. Он, как никто, умел поэтизировать спорт и облагораживать даже ремесло.

Александр Куприн

ВЗГЛЯД КОСМОНАВТА

Я жадно ловил имена первых русских летчиков, таких, как Уточкин, Ефимов, Попов, Нестеров, слава которых далеко выходила за пределы тогдашней России. И впитывал, как губка, были, напоминающие легенды, и легенды, похожие на были, связанные с их талантом, мужеством, профессиональным мастерством.

Георгий Береговой

Памятник Сергею Уточкину в Одессе, расположенный по адресу ул. Дерибасовская 22 в доме, в котором располагалась синема́, открытая братьями Уточкиными — «УточКино». Фото: Inhotteb / Википедия

«Необыкновенно интересный тип…»

Сегодня недалеко от Ходынки, где он летал, — Центральный дом авиации и космонавтики.

— Боюсь, про Уточкина у нас совсем мало информации. Но мы сейчас посмотрим, — говорит главный музейный хранитель Валерий Яценко. И его голос эхом отдается в залах с лепниной, слышавших шум мотора легендарного «Фармана».

Листаю номера «Аэро и автомобильной жизни» за 1910 год, добытые из дальних запасников руководителем библиотеки Еленой Мельниковой: «Москвичам удалось наблюдать смелые, эффектные и блестящие полеты авиатора Уточкина», — сообщает журнал и горделиво констатирует: теперь-то «Москва с чувством некоторого удовлетворения и без особой зависти может относиться к Петербургу, который почти одновременно и довольно успешно сумел организовать свою авиационную неделю».

Вечное противостояние Москвы и Питера!

С 1 по 7 мая Уточкин совершил около 25 полетов на биплане, который «красивым видом, простотой устройства и легкостью всего сооружения невольно располагает к себе», а «удобство подъема и сами полеты, эффектные и такие уверенные, положительно приводят в восторг».

Есть в журнальных статьях и портрет героя дня: «Сам Сергей Исаевич Уточкин сравнительно молодой человек и представляет из себя необыкновенно интересный тип спортсмена на все руки».

Боль Одессы

В Одессе не могли поверить в происходящее, ведь даже присказка была, что Одесса без Уточкина — не Одесса. Город у моря боготворил своего героя. Ведь это здесь Уточкин переворачивался на яхте и едва не расшибся на биплане; мог съехать по Потемкинской лестнице на велосипеде/машине/роликах; подраться с босяками забавы ради и получить нож в спину; не дать растерзать толпе старика-еврея во время погромов…

Жизнь пронеслась как полет.

Главный хранитель музея Дома авиации и космонавтики Валерий Яценко раскрывает бережно запакованный в пластик список пилотов-авиаторов России к весне 1916 года. Тут уже сотни фамилий. Напротив Уточкина — номер летного диплома (N 5).

И маленький крестик.

В очередной раз выйдя из лечебницы, Сергей Исаевич добился зачисления в автомобильно-авиационную дружину, где ему присвоили звание прапорщика. Но на фронт Первой мировой его не взяли. А зимой 1915 года Уточкина с воспалением легких снова доставили в больницу, где он и умер в возрасте 39 лет, как писала «Петроградская газета», «забытый всеми, от кровоизлияния»…

— Мой первый полет длился 12 минут, — говорил Уточкин. — Это время ничтожно, когда оно протекает в скучной, серой, мертвящей обстановке жизни на земле, но когда летишь, доминирует одно властное желание — бесконечно длить этот момент и никогда больше не касаться земли. Всех зову с собою в мое новое, прекрасное царство…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: