«а в голове всё звенит да звенит…»

Тургенев, иван сергеевич - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «знание.вики»

Безрадостное детство

В Орловской губернии жил в XIX веке родовитый, но обедневший дворянин Сергей Николаевич Тургенев. Служил он кавалергардом, прошел войну с Наполеоном и доблестно сражался на Бородинском поле. После окончания войны в 22 года Сергей вернулся в родное имение.

Был он дружен с богатой соседкой – помещицей Варварой Петровной Лутовиновой. Тургенев частенько заезжал погостить и поиграть с ней в карты. Варвара Петровна была на шесть лет старше юного кавалергарда. Случилось так, что звезды их сошлись, и в 1816 году они стали семейной парой.

Существуют две версии, почему этот брак свершился, ведь по сохранившимся данным, Лутовинова не блистала красотой. По одной из версий, молодой Сергей Николаевич выиграл у неё партию в карты на желания, и захотел, чтобы она стала его женой.

Ольга Александровна Сорокина «Портрет Сергея Николаевича Тургенева», отца писателя Ивана Сергеевича ТургеневаМестонахождение: Государственный литературный музей, Орёл, Россия

Помещица обладала пятью тысячами крепостных, имела запасы серебра и жемчуга, в денежном эквиваленте у неё имелось сто тысяч в рублях. Она была отличной партией для небогатого дворянина. По другой версии, на женитьбе настояли родственники Тургенева, и под их натиском он взял в жены богатую помещицу.

Как бы то ни было, но в 1816 году состоялась свадьба Варвары Петровны и Сергея Николаевича. В этом же году у них родился первый сын, названный Николаем. Спустя два года, 9 ноября 1818 года, появился на свет второй сын Тургеневых – Иван. Произошло это в городе Орле. Родился в этой семье и третий сын, но ему было уготовано скончаться в возрасте 16-ти лет от эпилепсии.

Характер у матери Тургенева был непростой и, как отмечают современники, довольно противоречивый. Она любила мужские увлечения той эпохи: охоту, игру на бильярде, верховую езду. В её имении Спасском-Лутовинове был свой крепостной театр, там устраивались шикарные балы с фейерверками.

Варвара Петровна Тургенева, мать Ивана Сергеевича Тургенева

Варвара Петровна открыла в имении богадельню, больницу и школу для крестьян. При этом провинившихся крепостных ждало суровое наказание от помещицы, их жестоко секли, отправляли в дальние деревни, разлучали с семьей, продавая по одному. Не жаловала она и своих родных детей.

Детские годы не были счастливыми для Ивана, матери он боялся, его секли розгами почти каждый день. Мальчик чувствовал несправедливость происходящего в имении. Уже в ту пору Тургенев возненавидел крепостное право. Кого-либо из крестьян каждый день секли на конюшне, в будущем Иван Сергеевич напишет про это:

Образ матери он не один раз изобразит на страницах своих произведений, а своего отца он опишет в «Первой любви», где без прикрас расскажет автобиографическую историю своей семьи. С малых лет дети Тургеневых говорят на нескольких европейских языках и ездят в путешествия с родителями за границу. Мать хотела дать своим сыновьям превосходное образование, чтобы благодаря ему они могли занять высокое положение в обществе.

Неизвестный художник «Иван Тургенев в возрасте 12 лет»Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

В 1824 году семья переехала в купленный Варварой Петровной дом в Москве. С 1827-го года для двух старших сыновей начинается учеба в частном пансионе. Учеба в этом заведении отразится затем в произведении Тургенева «Яков Пасынков». О годах в пансионе писатель всегда вспоминал с теплом.

Когда мальчику было 15 лет, он уже учился в Московском университете, а после переезда семьи в столицу продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Там он слушает лекции на кафедре истории, которые читает сам Николай Васильевич Гоголь. В этот период жизни юный Тургенев начинает писать стихи. В журнале «Современник» даже напечатали два его стихотворения. В 1837 году университетское образование Ивана Сергеевича было окончено.

Молодой человек считал, что в России он не получил полноценного образования, поэтому поехал в Берлин, чтобы обучиться более полно. Там он изучал различные науки, древние языки и философию Гегеля. Юный литератор путешествовал по всей Германии, ездил в Швейцарию и Италию. После Европейского турне Иван вернулся на родину, в московский дом матери на Остоженке.

Кирилл Антонович Горбунов «Портрет Ивана Тургенева», 1838-1839 годыМестонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Тернистый путь в творчество

Творчество Тургенева пришлось на время, следующее за так называемым «золотым веком» русской литературы — литературной эпохой Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В прозе Тургенева отразился период исторических перемен в российском обществе и государстве, касавшихся прежде всего его социального устройства, политики и идеологии. Поражение в Крымской войне, реформы времени правления императора Александра II, освобождение крестьян, духовные поиски интеллигенции, революционные настроения в обществе были содержанием жизни в России 1840 — 1880-х годов.

Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание пришло скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же своего романа — «Бедные люди» — стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева — И.А. Гончаров, В.Д. Григорович — на первых порах были гораздо счастливее его.

Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял стихи с конца 1830-х годов, а в 1843 году опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу.

В 1840-е годы Тургенев был активным участником литературного кружка В.Г. Белинского в Петербурге. На его творчество оказали определённое влияние стилевые черты «натуральной школы», присущие писателям кружка Белинского.

Виссарион Белинский

Это проявлялось прежде всего в натуралистическом описании действительности, внешнего мира. Как оригинальный писатель, имеющий свою индивидуальную манеру, творческую и гражданскую позицию, Тургенев впервые выступил в цикле рассказов-очерков «Записки охотника» (1847 — 1852).

Касьян, иллюстрация самого И.С. Тургенева к «Запискам охотника»

В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, яркие национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека

В 1838 — 1841 годах он писал мало и очень немногое из написанного находил достойным печати. Каждое из его опубликованных стихотворений было «не хуже» тех, которыми известнейшие стихотворцы (само собой разумеется, Лермонтов, Кольцов, Баратынский из этого числа исключаются) «украшали» страницы литературных журналов; но ни одно из них не привлекало внимания ни читателей, ни критики.

Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали, что в его устах эти слова являются одним из обозначений социальной темы. Именно в разработке этой темы критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что всё творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче — поиску своего решения социальной темы в литературе.

Отцы и дети

В 1862 году был опубликован его лучший и самый успешный роман «Отцы и дети «. Роман затрагивает социальные темы современности, но, как следует из названия, он построен вокруг разрыва поколений между двумя братьями, обоими «мужчинами 40-х» и двумя представителями новой радикальной интеллигенции, или «мужчинами 60-х». Аркадий Кирсанов — сын зажиточного помещика, который приглашает своего друга Базарова провести лето с ним в его родовом поместье. Это приводит к серии встреч с отцом Аркадия и особенно с его дядей Павлом. Базаров — нигилист, чьи идеи вызывают бурный отклик у Павла. По большей части Базаров более умен и берет верх над Павлом, что приводит к жарким перепалкам. Когда Павел подозревает Базарова в попытке соблазнить любовницу своего брата и вызывает его на дуэль, он слегка уязвлен, но его самолюбие получает более серьезный удар. Однако, хотя Базаров легко побеждает Павла, не исповедуя никаких других верований, кроме науки, отвергая либеральную культуру, он, тем не менее, влюбляется в мадам Одинцову. Она отвергает его, и, убитый горем, он позволяет себе уйти. Если не перевязать рану, нанесенную при вскрытии трупа, в его рану попадает инфекция, и он умирает. Многие называют Базарова одним из лучших персонажей романа девятнадцатого века, но он не был принят молодым поколением, которое считало, что Тургенев насмехается над ними. Более консервативные читатели Тургенева не оценили его обращения с Павлом. Они видели в нем карикатуру на свой романтический идеализм. Язвительная критика, особенно со стороны молодых радикалов, разочаровала Тургенева, и в последующие годы после «Отцов и сыновей» он написал очень мало.

Собрание сочинений в двенадцати томах

  • Том 1. Стихотворения, статьи, наброски 1834-1849
  • Том 2. Сцены и комедии 1843-1852
  • Том 3. Записки охотника
  • Том 4. Повести и рассказы, статьи 1844-1854
  • Том 5. Рудин. Повести и рассказы 1853-1857
  • Том 6. Дворянское гнездо. Накануне. Первая любовь
  • Том 7. Отцы и дети. Дым. Повести и рассказы 1861-1867
  • Том 8. Повести и рассказы 1868-1872
  • Том 9. Новь. Повести и рассказы 1874-1877
  • Том 10. Повести и рассказы 1881-1883
  • Том 11. Литературные и житейские воспоминания
  • Том 12. Либретто, речи, записки, незавершенное

В первый том вошли стихотворения, поэмы, статьи и рецензии, прозаические наброски написанные И. С. Тургеневым в 1834-1849 гг.

В первый том вошли стихотворения, поэмы, статьи и рецензии, прозаические наброски написанные И. С. Тургеневым в 1834-1849 гг.

Во второй том вошли сцены и комедии И. С

Тургенева: «Неосторожность», «Безденежье», «Где тонко, там и рвется», «Нахлебник», «Холостяк», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге», «Вечер в Сорренте» созданные писателем в 1843-1852 гг, а также неоконченные произведения, планы, наброски

«Записки охотника», появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение Тургенева.

Настоящее издание «Записок охотника» подготовлено на основе изучения всех рукописных и печатных источников текста произведения, в том числе и черновых автографов.

В четвертый том вошли повести и рассказы, статьи и рецензии и незавершенное произведение И. С. Тургенева «Степан Семенович Дубков и мои с ним разговоры».

Пятый том содержит повести и рассказы 1853-1857 гг., роман «Рудин», статьи 1855-1859 гг. и относящиеся к этому же времени произведения, не опубликованные при жизни писателя.

Шестой том Сочинений настоящего издания Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева содержит произведения, появившиеся в печати в 1859-1860 годах: романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» и повесть «Первая любовь». Теснейшим образом связанные с предшествующим творчеством Тургенева, эти произведения вместе с тем знаменовали собой новый этап в его идейно-художественной эволюции, – этап, обусловленный прежде всего тем новым состоянием, в которое вступило русское общество после окончания Крымской войны, а также событиями личной биографии писателя.

Настоящий том объединяет произведения, написанные в 1860-1867 годах: роман «Отцы и дети» (1860-1862), рассказы «Призраки» (1863-1864), «Довольно» (1862-1865), «Собака» (1864-1866), роман «Дым» (1865-1867).

В восьмой том включены повести и рассказы: «История лейтенанта «Ергунова», «Бригадир», «Несчастная», «Странная история», «Степной король Лир», «Стук… стук… стук!» и «Вешние воды».

В настоящий том включены: повести и рассказы, создававшиеся Тургеневым в 1872-1877 годах («Пунин и Бабурин», «Часы», «Сон», «Рассказ отца Алексея»), роман «Новь», над которым писатель работал в 1870-1876 годах, «Предисловие к романам», написанное им в 1879 году для нового издания собрания своих сочинений.

Десятый том включает художественные произведения, созданные писателем в последние годы его жизни, а также переводы из Г. Флобера, критику и публицистику конца 1850-х – 1880-х годов.

М.: Наука, 1978

Личное дело

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) родился в Орле в семье, происходившей из древнего рода тульских дворян. Отец Сергей Николаевич служил в кавалергардском полку. Ведя предписанный обществом образ жизни офицера, он оказался на мели и в 1816 году женился на Варваре Петровне Лутовиновой – немолодой и несимпатичной по меркам того времени, но весьма состоятельной барышне.

В 1827 году семья поселилась в Москве, где Иван по окончании пансиона поступил на словесный факультет Московского университета. После устройства старшего брата Николая в гвардию семья переехала в столицу, где Иван продолжил образование на философском факультете.

Первые шаги Тургенева на писательском поприще были связаны с поэзией – на третьем курсе он показал поэму «Стено» своему преподавателю, известному критику Петру Плетневу, который на одной из лекций, не называя автора, строго разобрал произведение, но признал, что в создателе его «что-то есть». Два стихотворения Тургенева Плетнев опубликовал в «Современнике», который возглавил после Пушкина.

По окончании университета Тургенев продолжил обучение в Германии, где сложилось его западническое мировоззрение. Вернувшись в Россию, написал диссертацию для словесного факультета, но защищать ее не стал, поскольку увлекся к этому времени литературной работой. До 1844 года служил коллежским секретарем в Министерстве внутренних дел.

В 1843 году Тургенев показал поэму «Параша» Виссариону Белинскому, который высоко отозвался о ней в «Отечественных записках». С этого времени началось знакомство писателя с самым известным русским критиком XIX века, переросшее в дружбу. В этом же году Тургенев пишет самое известное свое стихотворение «Утро туманное» – по мнению современников, оно было навеяно состоявшимся в это время знакомством писателя с Полиной Виардо.

В 1846 году выходят повести «Бретер» и «Три портрета», но по-настоящему заметили Тургенева как прозаика в 1847-м: в возглавляемом Николаем Некрасовым «Современнике» выходит рассказ «Хорь и Калиныч». Вдохновленный огромным успехом у читателей, Тургенев решает написать целый цикл, ставший известным под названием «Записки охотника».

В конце 1840-х – начале 1850-х Тургенев плодотворно работает в области драматургии – его пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» с успехом идут на сцене. В этом жанре одним из образцов для него становится драматургия Гоголя, к последователям которого Тургенев себя причисляет. Для «постановки руки» он переводит Байрона и Шекспира, при этом не копируя их драматургические приемы, а интерпретируя образы.

Параллельно Тургенев пишет и прозу; в 1852 году появляется знаменитый рассказ «Муму», а в 1854 году в Париже выходят отдельным изданием «Записки охотника».

После смерти Николая I один за другим были опубликованы четыре самых известных романа писателя – «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).

Тургенев активно участвовал в политической жизни страны, причем его либеральная позиция позволяла ему как писать проекты и коллективные письма на имя Александра II, так и сотрудничать с «Колоколом» Александра Герцена с момента его основания. Параллельно он долгое время публиковался в «Русским вестнике» Михаила Каткова, известного своими консервативно-охранительными взглядами; в частности, «Отцы и дети» впервые увидели свет именно в этом издании.

Создавший множество женских образов писатель никогда не был женат. Известна его многолетняя дружба с Полиной Виардо, в семействе которой (она была замужем) писатель подолгу жил во Франции, по его выражению, «на краю чужого гнезда». Истинные отношения писателя с певицей остаются неизвестными. В числе других увлечений Тургенева – сестра революционера, идеолога анархизма Михаила Бакунина Татьяна и актриса Александринского театра Мария Савина, восхитившая его исполнением роли Верочки в пьесе «Месяц в деревне».

Тургенев скончался в пригороде Парижа в Буживале в окружении семейства Виардо 3 сентября 1883 года от злокачественной опухоли костей позвоночника.

По его завещанию, прах был перенесен в Петербург. Панихиды служились на станциях, начиная от самой границы, а на Варшавском вокзале состоялась торжественная встреча. Процессия, провожавшая гроб на Волково кладбище, растянулась на несколько километров, включив в себя почти двести различных делегаций из самых разных слоев общества.

Вклад И. С. Тургенева в русскую литературу

Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) – один из наиболее значимых писателей в русской литературе девятнадцатого века, внесший значительный вклад в развитие русской литературы. Картина современной жизни в произведениях Тургенева представлена романтичной, овеянной верой в творчество, в любовь и в искусство. Тургенев был убежден в том, что литература помогает обществу в его движении и развитии с идеологической и исторической точки зрения.

Творчество Тургенева во многом стало новым в русской литературе. Его ценность не измерить, но, несомненно, творчество Ивана Сергеевича Тургенева – одно из самых значимых явлений в русской литературе. К новшествам, созданным этим автором, можно отнести:

  1. Тонкое, чувственное описание красот русской природы. Тургенев, как ни одни прозаик до него, так пронзительно живописал прекрасные и пленительные пейзажи просторов нашей родины.
  2. Образы народа, крестьянского быта и жизни. Так откровенно о тяготах простого народа и о печалях невольной, крепостной жизни крестьян до Ивана Сергеевича не писал ни один прозаик. В произведениях Тургенева впервые поднимается актуальная в те времена тема: тема крепостного права и необходимости его отмены. Все это производило эффект на читательскую публику и создавало множество споров и обсуждений.
  3. Впервые так ярко показаны личности персонажей: идеалистов, реалистов и даже нигилистов. До сих пор личность героя его произведения «Отцы и дети» — Базарова – является спорной и вызывает искренний интерес у читателя.
  4. Обсуждение «вечных» актуальных проблем во взаимоотношениях в обществе. Тема любви, тема «отцов и детей», тема надежды, бессилия, обиды – все это ярко показано в произведениях И. С. Тургенева. Именно поэтому, данные шедевры русской и мировой литературы не теряют своей популярности и актуальности и по сей день.

Статья: И. С. Тургенев в русской литературе

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Замечание 1

Особого внимания в творчестве Ивана Сергеевича заслуживают образы русских женщин. Не зря возникло выражение «тургеневская барышня». Женщины в произведениях Тургенева – натуры тонкие, чувствительные, отличающиеся трудолюбием, невинностью, послушанием и кротостью.

Такими были практически все представительницы его произведений – единственным исключением, пожалуй, являлась эмансипированная героиня «Отцов и детей». Однако, сам автор показывает в своем произведении ее скорее, как антипод того поведения, которое присуще истинной женщине.

Стоит отметить, что образ женщины у Тургенева – это, прежде всего, образ сильной и чувствительной натуры, несмотря на ее кротость и нежность. Тургенев подчеркивал в своих произведениях то, как тяжело бывает русским женщинам, но как достойно они принимают свою долю.

Отдельно заслуживает внимания образ России и русского народа в произведениях И. С. Тургенева. Стоит отметить, что эти образы неразрывно связаны между собой. Тургенев с особым трепетом относится в своих произведениях к русскому народу. Он считает, что вся Россия сильна благодаря простым обычным русским людям, которые тянут на своих плечах все то, чем Россия может гордиться.

«Лишние люди» в изображении Тургенева

Несмотря на то что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Чацкий А.С. Грибоедова, Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, Бельтов А.И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.

Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.

Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли:

Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:

Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.

Итогом размышлений Тургенева о героях рудинского и чулкатуринского типа стала статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859 год) Наименее «гамлетичным» из всех тургеневских «лишних людей» является герой «Дворянского гнезда» Лаврецкий. «Российским Гамлетом» назван в романе «Новь» один из его главных персонажей Алексей Дмитриевич Нежданов.

Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» разрабатывал И.А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н.А. Некрасов — Агарин («Саша», 1856), А.Ф. Писемский и многие другие. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И.М. Френкеля),

Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл Антон  Павлович Чехов. Персонаж его повести «Дуэль» — Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского «лишнего человека». Он говорит своему приятелю фон Корену:

Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский — это «сколок с Рудина». Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне:

Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.

Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.

Заключение

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то, в конце концов, почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слёзы жалости, это были слёзы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызвали, по-видимому, самую ожесточённую полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Писарев считал, что Базаров необычайно полно воплотил в себе качества революционера поколения 60-х годов, Антонович провозгласил Тургенева реакционером.

Тургенев в пылу раздражения резко отзывался не только об Антоновиче, но и о Некрасове, и о Чернышевском. Во второй половине 60-х годов его конфликт с лагерем революционной демократии достиг наибольшего накала

Он считал себя несправедливо обиженным, негодовал, жаловался, грозился «положить перо» и… не переставал с напряжённым вниманием следить за перипетиями общественной борьбы в России. Художник, всегда верный правде жизни, он понял, что и в годы реакции, и в годы нового подъёма освободительного движения именно молодые последователи Чернышевского играли ведущую роль

С их методами борьбы он и теперь не был согласен; но перед их благородством, перед готовностью во имя блага народа принести жертвы он открыто преклонялся. Именно это чувство руководило им, когда он писал и свой последний роман «Новь», и знаменитый гимн революционному подвигу — «Порог».

И как же он почитается в наше время и как планируется отметить юбилей писателя?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: