Свобода
Под «свободой» Бакунин имел в виду не абстрактный идеал, а конкретную реальность, основанную на равной свободе для всех. В позитивном смысле он считал, что свобода состоит из «наиболее полного развития всех способностей и способностей каждого человека посредством образования, научной подготовки и материального процветания». Такая концепция свободы «в высшей степени социальна, потому что она может быть реализована только в обществе», а не изолированно. В отрицательном смысле свобода — это «восстание индивидуума против всей божественной, коллективной и индивидуальной власти».
Последние годы жизни Бакунина
Последняя надежда Бакунина на такую бурю рухнула 7 августа 1874 г., когда он явился в итальянский город Болонья, чтобы принять участие в восстании. Заговор был раскрыт, начались аресты. Бакунин взял револьвер и сам себе назначил смерть на четыре часа утра. Друзья не дали ему умереть, переодели в сельского священника, для убедительности дали в руки корзину яиц, и в этом «маскарадном» костюме он вернулся в Швейцарию.
М. А. Бакунин в 1872 году
Только теперь Бакунин окончательно уверился в том, что
Могила М. А. Бакунина на Бремгартенском кладбище в Берне
Два года, вплоть до смерти в Берне 1 июля 1876 г. М. А. Бакунин провёл в «умственном созерцании».
Швейцария, Брюссель и Париж
Во время шестимесячного пребывания в Цюрихе Бакунин сблизился с немецким коммунистом Вильгельмом Вейтлингом. Он оставался в дружеских отношениях с немецкими коммунистами до 1848 года, иногда называл себя коммунистом и писал статьи о коммунизме в Германии. Schweitzerische Republikaner. Незадолго до ареста Вейтлинга правительством Бакунин переехал в Женеву на западе Швейцарии. Его имя часто фигурировало в корреспонденции Вейтлинга, которая была конфискована полицией, а отчеты передавались в царскую полицию. Посол России в Берне приказал Бакунину вернуться в Россию, но вместо этого он отправился в Брюссель. Там он встретился с ведущими польскими националистами, такими как Иоахим Лелевель, но столкнулся с ними из-за их требований об исторической Польше, основанной на границах 1776 года, защищая право автономии для непольских народов на этих территориях. Он не поддерживал их религиозную приверженность, и они не поддерживали его призывы к освобождению крестьянства.
В 1844 году Бакунин отправился в Париж, который тогда был центром европейского радикализма. Он установил контакты с Карлом Марксом и анархистом Пьером-Жозефом Прудоном, которые произвели на него сильное впечатление и с которыми он установил личные отношения.
В декабре 1844 года царь Николай I издал указ о лишении Бакунина дворянских привилегий, лишении его гражданских прав, конфискации его земель в России и осуждении его на пожизненную ссылку в Сибирь, если он когда-либо будет захвачен российскими властями. . Он ответил длинным письмом на La Réforme, осуждая царя как деспота и призывая к демократии в России и Польше. В марте 1846 г. в другом письме к Конституционель, он защищал Польшу после репрессий против католиков. Некоторые польские беженцы, бежавшие из Кракова после поражения восстания, пригласили его выступить. на собрании в ноябре 1847 г., посвященном ноябрьскому восстанию в Польше 1830 г. В своей речи Бакунин призвал к союзу между польским и русским народами против царя и ожидал «окончательного краха деспотизма в России». В результате он был выслан из Франции и вернулся в Брюссель.
Критика марксизма
Спор между Михаилом Бакуниным и Карлом Марксом высветил различия между анархизмом и марксизмом. Бакунин был решительным антимарксистом. Он писал, что «Они утверждают, что только диктатура — их диктатура, конечно, — может создавать волю народа, в то время как наш ответ на это таков: у диктатуры не может быть другой цели, кроме цели самовоспроизводства. , и это может породить только рабство в людях, терпящих это; свобода может быть создана только свободой, то есть всеобщим бунтом со стороны народа и свободной организацией трудящихся масс снизу вверх », — Михаил Бакунин. , Этатизм и анархизм Хотя и анархисты, и марксисты разделяли цель создания свободного, эгалитарного общества без социальных классов или правительства, они категорически расходились во мнениях относительно того, как достичь этой цели. Анархисты считали, что бесклассовое, безгосударственное общество должно быть создано прямым действием масс, кульминацией которого является социальная революция, и отказывались от любой промежуточной стадии, такой как диктатура пролетариата, на том основании, что такая диктатура станет самовоспроизводящейся. Бакунин понимал фундаментальное противоречие в том, что для марксистов «анархизм или свобода — это цель, в то время как государство и диктатура — средства, и поэтому, чтобы освободить массы, они должны сначала быть порабощены».
Бакунин был, пожалуй, первым, кто теоретизировал «новый класс» интеллектуалов и администраторов, которые сформируют бюрократический аппарат государства. Бакунин утверждал, что «государство всегда было вотчиной какого-то привилегированного класса: класса священников, класса аристократов, класса буржуазии. И, наконец, когда все другие классы исчерпали себя, государство становится вотчиной класса бюрократов. а затем падает — или, если хотите, поднимается — до положения машины «.
Личная жизнь[править | править код]
В 1862 году А. К. Бакунина при помощи родственников мужа и друга семьи И. С. Тургенева выехала из России. Имела долголетнюю связь с неаполитанским адвокатом К. Гамбуцци, который был настоящим отцом её троих детей, а после смерти Бакунина женился на ней. Однако имеющая широкое хождение в литературе с лёгкой руки М. Н. Каткова версия о неспособности Бакунина иметь детей неправдоподобна. Сгоряча брошенное Катковым в его ссоре с Бакуниным слово «скопец» было на самом деле его традиционным ругательством. Несостоятельны и основанные на подобных фактах фрейдистские версии биографии Бакунина, как, например, вышедшая в 1934 году в Белграде («Комплекс Эдипа и судьба Михаила Бакунина»). В сибирский период жизни у Бакунина родился внебрачный сын, который затем воспитывался в Премухине.
Славянский конгресс в Праге. Восстание
В Праге, где чешские патриоты требовали выхода своей страны из состава Австрийской империи, собрался Славянский конгресс, обсуждавший возможности и способы общеславянского объединения (в то время из всех славянских народов только в России и Черногории славяне обладали национальной независимостью).
Бакунин устремился в Прагу и выступил на конгрессе за создание независимой всеславянской республики с общеславянским советом во главе. 12 июня 1848 г. в Праге вспыхнуло восстание. Бакунин, разумеется, принял в нём участие (говорили, что именно он, Бакунин, дал сигнал к восстанию выстрелом из окна отеля «Голубая звезда»). Ещё четыре дня «духовного пьянства», а затем последовало поражение, и Бакунин был вынужден возвратиться в Германию, надеясь подготовить новое выступление в Чехии.
Вклад в теорию социализма
Главной задачей социальной революции Бакунин считал разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного закона, федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу.
Социалистическая модель Бакунина получила название анархо-коллективизм. В этой социальной системе, как и в марксизме, основная роль отводилась рабочим и крестьянам. Им же на коллективных началах принадлежали средства производства. Предполагалось наличие развитой системы социальной поддержки, таких как равное и бесплатное образование для всех детей. Однако, в отличие от Маркса, Бакунин отрицал необходимость диктатуры пролетариата, считая её угрозой всему делу социальной революции и предпосылкой возврата к авторитаризму.
Главной движущей силой революции Бакунин считал беднейшие слои рабочих и крестьян, а главным способом пропаганды — постоянные мелкие восстания и бунты, называя их пропагандой фактами (фр. par le fait).
Критика Маркса
Бакунин признавал гениальность Карла Маркса и частично принимал взгляды последнего относительно классовой борьбы и природы капитализма. Однако он считал взгляды Маркса односторонними, а его методы — губительными для социальной революции. Особенно резко Бакунин выступал против концепции диктатуры пролетариата, указывая на опасность авторитаризма последней. Бакунин предупреждал:
Социальная революция
Методы Бакунина в реализации своей революционной программы соответствовали его принципам.Рабочие и крестьяне должны были организоваться на федералистской основе, «создавая не только идеи, но и факты самого будущего.Профсоюзные ассоциации рабочих «завладеют всеми орудиями производства, а также зданиями и капиталом. Крестьяне должны были «взять землю и выбросить помещиков, живущих чужим трудом». Бакунин смотрел на «чернь», огромные массы бедных и эксплуатируемых, так называемый «люмпенпролетариат», чтобы «открыть и привести к торжеству Социальную революцию», поскольку они были «почти не загрязнены буржуазной цивилизацией».
Память
В 1918 году имя Бакунина было выбито на Романовском обелиске, установленном в 1914 году у входа в Верхний сад в честь 300-летия дома Романовых, и после переделки ставшим первым монументальным памятником Советской России. Вместо сбитых имён царей и императоров из дома Романовых на плитах обелиска согласно списку, составленному В. М. Фриче, были выдолблены имена «19 выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся»; имя Бакунина находилось между именами Прудона и Чернышевского. В 2014 году обелиск подвергся реконструкции ради «возвращения исторического облика», при этом, по мнению специалистов, оригинальный памятник начала XX века, хранивший следы двух эпох, был практически утрачен.
В том же 1918 году в память о Бакунине Покровская улица в Москве была переименована в Бакунинскую улицу.
В 1919 году в Москве на Тургеневской площади по ленинскому плану монументальной пропаганды был установлен памятник Бакунину (скульптор Б. Королев). Из-за своего странного вида он не был воспринят населением, и в итоге его демонтировали.
Улица Бакунина есть в ряде городов бывшего СССР, в том числе улица Бакунина в Томске и проспект Бакунина в Санкт-Петербурге, улица Бакунина в Торжке .
Первый Интернационал и подъем анархистского движения
В 1868 году Бакунин вступил в женевскую секцию Первого Интернационала, в которой он оставался очень активным, пока не был исключен из Интернационала Карлом Марксом и его последователями на Гаагском конгрессе в 1872 году. Бакунин сыграл важную роль в создании отделений Интернационала в Италии. и Испания.
В 1869 году Международному альянсу социалистической демократии было отказано во въезде в Первый Интернационал на том основании, что он сам по себе был международной организацией, и только национальным организациям было разрешено членство в Интернационале. Альянс распался, и различные группы, которые он составлял, по отдельности присоединились к Интернационалу.
Между 1869 и 1870 годами Бакунин вместе с русским революционером Сергеем Нечаевым участвовал в ряде подпольных проектов. Однако Бакунин порвал с Нечаевым из-за того, что он назвал «иезуитскими» методами последнего, с помощью которых были оправданы все средства для достижения революционных целей.
В 1870 году Бакунин возглавил неудавшееся восстание в Лионе на принципах, позже продемонстрированных Парижской Коммуной, призвав к всеобщему восстанию в ответ на крах французского правительства во время франко-прусской войны и стремясь превратить империалистический конфликт в социальную революцию. . В его Письма французу о нынешнем кризисе, он выступал за революционный союз между рабочим классом и крестьянством и изложил свою формулировку того, что позже стало известно как «пропаганда дела»: «мы должны распространять наши принципы не на словах, а на деле, потому что это самая популярная, самая мощная и самая неотразимая форма пропаганды ».
Бакунин был решительным сторонником Парижской коммуны 1871 года, жестоко подавленной французским правительством. Он рассматривал Коммуну прежде всего как «восстание против государства» и хвалил коммунаров за отказ не только от государства, но и как революционную диктатуру. В серии мощных памфлетов он защищал Коммуну и Первый Интернационал от итальянского националиста Джузеппе Мадзини, тем самым склоняя многих итальянских республиканцев к Интернационалу и делу революционного социализма.
Разногласия Бакунина с Карлом Марксом, приведшие к исключению Бакунина из Интернационала в 1872 году после того, как партия Маркса проиграла ему на Гаагском конгрессе, продемонстрировали растущее расхождение между «антиавторитарными» секциями Интернационала, которые выступали за прямые революционные действия. и организация рабочих с целью уничтожения государства и капитализма; и социал-демократические секции, союзные с Марксом, которые выступали за завоевание политической власти рабочим классом. Антиавторитарные секции создали свой собственный Интернационал в анархистском Сент-Имье Интернационале и приняли революционную анархистскую программу.
Хотя Бакунин принимал классовый анализ Маркса и экономические теории капитализма, признавая «гений Маркса», он думал, что Маркс высокомерен и что его методы поставят под угрозу социальную революцию
Что еще более важно, Бакунин критиковал «авторитарный социализм» (марксизм) и концепцию «диктатуры пролетариата», которую он категорически отвергал
Если взять самого ярого революционера, наделить его абсолютной властью, через год он окажется хуже самого царя. (Цитируется по Даниэлю Герину, Анархизм: от теории к практике. (Нью-Йорк: Monthly Review Press, 1970), 25-26.)
Бакунин уехал в Лугано в 1873 году и умер в Берне 13 июня 1876 года.
Материализм
Бакунин отрицал религиозные концепции «свободы воли» и выступал за материалистическое объяснение природных явлений: «проявления органической жизни, химические свойства и реакции, электричество, свет, тепло и естественное притяжение физических тел составляют, на наш взгляд, так много различных но не менее тесно взаимосвязанные варианты той совокупности реальных существ, которую мы называем материей »(Избранные произведения, 219). «Миссия науки состоит в том, чтобы путем наблюдения общих отношений преходящего и реальных фактов установить общие законы, присущие развитию явлений физического и социального мира». Однако Бакунин отверг понятие «научный социализм», написав в Бог и государство что «научный орган, которому было доверено управление обществом, скоро закончит, посвятив себя больше не науке вообще, а совершенно другому делу … своему собственному вечному увековечению, сделав общество еще более глупым. и, следовательно, больше нуждаются в его правительстве и руководстве ».
Бакунин участвует в Дрезденском восстании
Из столицы Саксонии Дрездена Бакунин руководил пражской группой студентов-заговорщиков, надеялся, что восстание чехов сольётся с восстанием венгров и немцев, и неожиданно для себя оказался вовлечённым ещё в один революционный взрыв: в майское Дрезденское восстание 1849 г. Временное революционное правительство Саксонии приняло отставного артиллерийского прапорщика в качестве ведущего военного специалиста, предоставив ему право полного командования на баррикадах. Сохранилась легенда о том, что Бакунин предложил установить на городскую стену знаменитую «Сикстинскую мадонну» Рафаэля из Дрезденской картинной галереи, чтобы немецкие офицеры из осаждавших город войск прекратили артиллерийский обстрел города.
Четыре дня и четыре бессонные ночи провёл Бакунин среди восставших. Когда почти всё «временное правительство», разуверившись в успехе, бежало, Бакунин сумел организовать отступление повстанцев из города. После ухода из Дрездена войско было распущено, а Бакунин арестован жандармами. Во время ареста он обратился с единственной просьбой: дать ему поспать хотя бы несколько часов — до того он был измучен и истощён физически и нравственно.
Примечания[править | править код]
- Греф О. А. Александр Михайлович Бакунин — создатель усадьбы Премухино // Вопросы истории. — 2001. — № 2. — С. 143, 145.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- ↑ Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298. ISBN 5-699-17105-3
- Дьяков В. А. Славянский вопрос в пореформенной России (1861‒1895 гг.) // Вопросы истории. — 1986. — № 1. — С. 52.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 61.
- Бер Ю. А. Страницы биографии революционера (С. Г. Нечаев) // Вопросы истории. — 1989. — № 4. — С. 139.
- ↑ Цит. по: Платонов О. А. Тайна беззакония. Иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. — М.: Алгоритм, 2004. — С. 597. ISBN 5-9265-0148-2
- Цит. по: Башилов Б. Когда диавол выступил без маски в мир
- Цит. по: Владимир Короленко. Письма к Луначарскому // Новый мир. — 1988. — № 10.
- Цит. по: Орлик И. И. Венгерская революция 1848‒1849 годов и Россия // Новая и новейшая история. — 2008. — № 2. — С. 38.
- Цит. по: Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 298‒299. ISBN 5-699-17105-3
- Цит. по: Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 126.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87.
- Цит. по: Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874‒1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. — С. 87‒88.
- Исаев А. К., Олейников Д. И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 120.
- Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 59.
- Цит. по: Твардовская В. А., Итенберг Б. С. К. Маркс и М. А. Бакунин: борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история. — 1997. — № 3. — С. 66.
- Год как жизнь (1966) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Фильм Год, как жизнь (1965) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
- Карл Маркс: Молодые годы (сериал, 1 сезон) — актеры и съемочная группа // КиноПоиск
- Карл Маркс. Молодые годы // KinoExpert.ru
- Цит. по: Урилов И. Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. — 2006. — № 3. — С. 144.
- Цит. по: Булдаков В. П. У истоков советской истории: путь к Октябрю // Вопросы истории. — 1989. — № 10. — С. 69.
Французская революция 1848 года. Бакунин в Париже
Предрекаемая Бакуниным европейская революция вспыхнула в Париже 23 февраля 1848 г. Французы выступили против монархии. Бакунин жил тогда в Брюсселе и пешком (поезда не ходили) пришёл в Париж, чтобы наконец-то принять непосредственное участие в революционном восстании. Он поселился в казармах Национальной гвардии, спал по два часа в сутки, принимал участие во всех митингах, шествиях, собраниях, демонстрациях. Для него это был, как он сам выражался, «период духовного пьянства», «пир без начала и без конца».
Здесь, на парижских баррикадах, «убьёт» И.С.Тургенев своего Рудина — героя одноимённого романа «Рудин», прототипом которого являлся Бакунин. Для Бакунина реального Париж стал лишь отправной точкой его активной революционной деятельности.
Но не в Париже, и не во Франции видит Бакунин своё место. Инстинкт революционера влечёт его на прусско-польскую границу: там готово вспыхнуть восстание за польскую свободу, а «полная горючего материала Россия», как убежден Бакунин, «только и ждёт воспламеняющей искры». Но его не пустили к границе немецкие власти. Однако, поскольку революция всё шире распространялась по Европе, Бакунин скоро нашел применение своей неуёмной жажде деятельности.
Интерес к философии
В Москве Бакунин вскоре подружился с группой бывших студентов университета, которые занимались систематическим изучением идеалистической философии, объединившейся вокруг поэта Николая Станкевича. «Смелый первопроходец, открывший русской мысли огромный и плодородный континент немецкой метафизики» (Э. Х. Карр). Первоначально их исследования были сосредоточены на философии Канта, но затем перешли к Шеллингу, Фихте и Гегелю. К осени 1835 года Бакунин решил создать философский кружок в своем родном городе Прямухино, что вызвало большой энтузиазм среди вовлеченной молодежи. Один из ее членов, Виссарион Белинский, влюбился в одну из сестер Бакунина. К началу 1836 года Бакунин вернулся в Москву, где опубликовал переводы сочинений Фихте. Некоторые лекции по профессии ученого а также Путь к благословенной жизни, которая стала его любимой книгой. Вместе со Станкевичем он читал также Гете, Шиллера, Жана Поля и Э. Гофман.
В это время Бакунин принял религиозный, но внецерковный имманентизм, как выражается его собственными словами:
Пусть религия станет основой и реальностью вашей жизни и ваших действий, но пусть она будет чистой и целеустремленной религией божественного разума и божественной любви, а не … той религией, которая стремилась отмежеваться от всего, что составляет субстанцию и жизнь истинно нравственного существования. … Посмотри на Христа, мой дорогой друг; … Его жизнь была насквозь божественной, полной самоотречения, и Он делал все для человечества, находя Свое удовлетворение и восторг в растворении Своего материального существа.
… Поскольку мы крестились в этом мире и пребываем в общении с этой небесной любовью, мы чувствуем себя божественными созданиями, что мы свободны и что мы были предназначены для освобождения человечества, которое осталось жертвой инстинктивного законы бессознательного существования. … Абсолютная свобода и абсолютная любовь — вот наша цель; освобождение человечества и всего мира — вот наша цель.
Он все больше находился под влиянием Гегеля и предоставил первый русский перевод своей работы. В этот период он познакомился с социалистами Александром Герценом и Николаем Огаревым, со славянофилами Константином Аксаковым и Петром Чаадаевым и начал развивать свои панславские взгляды.
Ссылка в Сибирь и женитьба
В начале марта 1857 г. Бакунин покинул обжитую (с двумя канарейками в клетке) камеру. На один день ему разрешили заехать в родное Прямухино. 28 марта 1857 г. Бакунин был уже в Сибири. И вот до родных доходят известия, что ввиду плохого здоровья (а в тюрьме Бакунин потерял от цинги почти все зубы) Михаилу разрешено жить не в глуши, а в губернском городе Томске и что женится он на 17-летней Антонине Квятковской, дочери обедневшего дворянина, а посаженным отцом на свадьбе будет родственник Бакуниных граф Муравьёв-Амурский, могущественный генерал-губернатор Восточной Сибири!
Бакунин и Антонина Квятковская. Фотография 1861 года
Панславизм и революция
«С 1846 года славяно-польское дело стало моим idée fixe.Письмо Бакунина Герцену и Николаю Огареву Бакунин безуспешно пытался втянуть Александра Герцена и Виссариона Белинского в заговорщические действия с целью революции в России. В Брюсселе Бакунин возобновил контакты с революционными поляками и Карлом Марксом. Он говорил на собрании, организованном Лелевелем в феврале 1848 года, о великом будущем для славян, чья судьба, по его словам, — возродить западный мир. Примерно в это же время российское посольство попыталось дискредитировать Бакунина, распространив слухи о том, что он был российским агентом, который превысил свои приказы.
Когда разразилось революционное движение 1848 года, Бакунин был в восторге, несмотря на разочарование по поводу того, что в России мало что происходит. Бакунин получил финансирование от некоторых социалистов во Временном правительстве; Фердинанд Флокон, Луи Блан, Александр Огюст Ледрю-Роллен и Альбер Л’Уврие; за проект по созданию славянской федерации, освободившей тех, кто находился под властью Пруссии, Австро-Венгрии и Турции. Он уехал в Германию, проехав через Баден во Франкфурт и Кельн. Он поддержал Германский демократический легион, возглавляемый Гервегом, в неудачной попытке присоединиться к восстанию Фридриха Хеккера в Бадене. В то время он разорвал отношения с Марксом из-за критики последнего в адрес Гервега. Много позже, в 1871 году, Бакунин писал: «Я должен открыто признать, что в этом споре Маркс и Энгельс были правы. С характерной наглостью они атаковали Гервега лично, когда его не было рядом, чтобы защитить себя. В очном противостоянии с ними я горячо защищал Гервега, и тогда началась наша взаимная неприязнь ».
Он поехал в Берлин, но был остановлен полицией на пути в Познань, часть оккупированной Пруссией Польши, где происходило националистическое Великопольское восстание (1848 г.). Вместо этого Бакунин поехал в Лейпциг и Бреслау, затем в Прагу, где участвовал в Первом всеславянском конгрессе. За Конгрессом последовало неудавшееся восстание, Майский заговор, который Бакунин стремился продвигать и усиливать, но который был жестоко подавлен. Он вернулся в Бреслау, где Маркс повторно опубликовал утверждение о том, что Бакунин был царским агентом, заявив, что у Жорж Санд были доказательства. Маркс отказался от этого заявления после того, как Жорж Санд выступил в защиту Бакунина.
Осенью 1848 года Бакунин опубликовал свою Обращение к славянам, в котором он предложил славянским революционерам объединиться с венгерскими, итальянскими и немецкими революционерами, чтобы свергнуть три основных европейских автократии: Российскую империю, Австро-Венгерскую империю и Прусское королевство.
Бакунин сыграл ведущую роль в Майском восстании в Дрездене в 1849 году, помогая организовать защиту баррикад от прусских войск с Рихардом Вагнером и Вильгельмом Гейне. Он был схвачен в Хемнице и содержался под стражей тринадцать месяцев, прежде чем был приговорен к смерти правительством Саксонии. Однако, поскольку он также разыскивался правительствами России и Австрии, его приговор был заменен на пожизненный. В июне 1850 года он был передан австрийским властям. Одиннадцать месяцев спустя он получил еще один смертный приговор, но его тоже заменили пожизненным заключением. Наконец, в мае 1851 года Бакунин был передан российским властям.
Бакунин Михаил Александрович: основные идеи
Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как «левого» идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин. По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства — сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия. Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.
За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название «анархоколлективизм». При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации. Революционные органы управления должны были исходить из низов.
Литература
-
Полонский В. М
. Крепостные и сибирские годы М. А. Бакунина // Красная новь, 1921. — № 4. -
Кубалов Б.
Страницы из жизни Бакунина и его семьи в Сибири // Тр. Ирк. гос. ун-та, 1923. — Вып. 5. -
Пирумова Н. М.
Бакунин. М., 1970. -
Моисеев П. И.
Критика философии М. Бакунина и современность. — Иркутск, 1981. -
Графский В. Г.
Бакунин. — М., 1985.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. — из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор «Альянса социалистической демократии». С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.
Использован материал с сайта «Русское зарубежье» — http://russians.rin.ru
+ + +
Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876). Идеолог анархизма, окончил
артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н.
Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К-
Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний.
Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается
в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку
в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I
Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном
движении Италии. В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 — 74
гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная
революция», «Государственность и анархия». В 1873-1874 гг. участвует в
восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в
возможности революционной борьбы. Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.
Использован
материал с сайта «Народная Воля» —
http://www.narovol.narod.ru/
Другие биографические материалы:
Члены «Народной Воли» и др.
(биографический справочник).
Народная
воля , революционно-народническая
организация, образовалась в августе 1879
г.
Земля и воля ,
тайное революционное общество, существовало в
1870-е гг.
Петрашевцы , участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).
Сочинения:
Собр. соч. и писем, т. 1-4. М., 1934-35;
Избр. соч., т. 1-5.
Пб.-М., 1919-21;
Философия. Социология. Политика. М., 1989.
Анархия и порядок. М., 2000;
Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.
Литература:
Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы
истории, 1994, № 3
Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;
Демин В. Бакунин. М., 2006;
Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993
Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991
Пирумова Н. Бакунин.
М., 1966.
Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;
Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А.
Бакунина. М., 1990;
Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и
деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;
Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма.
М., 1915;
Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966
(разд. «М. А. Бакунин»);
Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;
Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;
Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и
письма. М., 1987;
История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).
Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В.
Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.
19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.
Его идеи привлекали многих участников которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.
Тюремное заключение, Признание и изгнание
Бакунина доставили в печально известную Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге. В начале своего плена граф Орлов, эмиссар царя, посетил Бакунина и сказал ему, что царь требует письменного признания.в надежде, что это признание поставит Бакунина как духовно, так и физически во власть Российского государства. Поскольку все его действия были известны, Бакунин не имел секретов, которые нужно было раскрывать, поэтому он решил написать царю:
Вы хотите мое признание; но вы должны знать, что кающийся грешник не обязан вовлекать или раскрывать проступки других. У меня есть только честь и совесть, что я никогда не предал никого, кто доверился мне, и поэтому я не назову вам никаких имен.
Читая письмо, царь Николай I заметил: «Он хороший парень, полный духа, но он опасный человек, и мы не должны перестать следить за ним». Это признание, которое было опубликовано только после того, как оно было обнаружено в царских архивах, оказалось весьма спорным и иногда анализируется в контексте сугубо русского литературного жанра.
Проведя три года в подземных темницах крепости Петра и Павла, он провел еще четыре года в замке Шлиссельбург. Здесь он страдал цингой, и все его зубы выпали из-за ужасной диеты. Позже он рассказывал, что нашел некоторое облегчение в мысленном воспроизведении легенды о Прометее. Его продолжающееся заключение в этих ужасных условиях заставило его умолять своего брата дать ему яд. После смерти Николая I в феврале 1855 года новый царь России Александр II лично исключил его имя из списка амнистии. Однако в феврале 1857 года мольбы его матери к царю были наконец услышаны, и ему было разрешено отправиться в постоянную ссылку в западно-сибирский город Томск.