Димитрий солунский

Страдание и чудеса святого славного великомученика димитрия

В чем помогает святой

Почитание святого на Руси традиционно связано с воинскими подвигами, защитой отечества. Многие князья, известные воинскими подвигами, Димитриями называли первых сыновей. Глубоко чтил святого его тезка, Дмитрий Донской.

Кроме помощи в ратных делах, святой помогает:

  • сохранить жизнь в бою, в опасных конфликтах;
  • облегчает служение Родине, помогает в армейских буднях военнослужащим;
  • защищает мир и спокойствие, не дает разгореться войне;
  • обрести твердость в вере;
  • наделяет отвагой и стойкостью;
  • сохранить здоровье, исцелиться.

Можно просить Димитрия о даровании покоя в душе, отведении отчаяния и горьких дум.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 3

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзно­ве́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.

Величание

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Где хранятся мощи блаженного сейчас, как и когда можно приложиться к святыне

С 1588 г. мощи святого пребывают в Покровском соборе, одном из самых красивых храмов страны, построенном как память о взятии Казани войсками Ивана IV. Здесь 11 престолов, один из которых посвящен блаж. Василию. Так как все храмы – очень маленькие, службы здесь обычно совершались на престольные праздники.

Церковь блаж. Василия до революции была единственной, где литургию служили ежедневно – по множеству народа, стремящегося к его мощам. Более того, придел, по ряду свидетельств, был открыт круглые сутки, при раке всегда горели свечи.

С 1918 г. собор был конфискован государством, с этого времени до наших дней здесь – музей. Вход сюда платный. Богослужения бывают лишь по определенным дням, один из них – 15 августа, память святого, когда молебен ему служит Патриарх.

Это интересно: Храм Василия Блаженного

Один в России, другой на Украине

Этот факт, кстати, нередко используется и для того, чтобы в день памяти мученика за веру Христову поздравлять всех православных мужчин. Нередко в городах России в этот день устраиваются массовые мероприятия, где мужчинам предлагается помериться силой, показать кулинарные умения и, тем самым, погрузиться в старорусскую атмосферу.

Храм мученика Димитрия в хуторе Новонекрасовский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края

Однако у старообрядцев такое времяпрепровождение в этот день не принято, хотя в некоторых храмах мужчин в день памяти Димитрия Солунского иногда не меньше, чем женщин (не будем забывать, что женщин в старообрядчестве, как и в целом в России, все-таки больше, чем мужчин). А вот храмов в РПсЦ во имя этого мученика совсем немного. Один из них — в хуторе Новонекрасовский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, другой — в украинском поселке Добрянка, а в подмосковном селе Сабурово попечитель построил часовню во имя солунского мученика.

Народные традиции празднования Димитрова дня 8 ноября

Образы Димитрия Солунского и Георгия Победоносца тесно связаны не только в иконографии.

Весенний Юрьев день, который отмечается 6 мая (23 апреля по ст. стилю), и Дмитров день, который празднуется 8 ноября (26 октября по ст. стилю), делят год на две части. У сербов, например, полугодие, начинающееся с Дмитриева дня, называется «митровское», а начинающееся с Юрьева дня, соответственно, «джурджевское».

Известно даже народное преданье о том, что в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают ее в корову и доят.

Начало зимы

День Дмитрия Солунского находится на границе между теплым периодом года и холодным.

Отсюда и пословицы:

  • «В Дмитриев день зима лезет на плетень»;
  • «Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне».

В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из нее сыпался первый снег.

Конец брачного сезона

Дмитриев день завершал осенний брачный сезон. Считалось, что после этого нельзя было засылать сватов – впереди Рождественский пост.

В народе говорили: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такой».

Конец сезона у пастухов

Святые Юрий и Димитрий считаются покровителями скота. А Дмитриев день обозначает также завершение скотоводческого сезона, начинающегося в день св. Георгия.

В это время владельцы скота расплачивались с пастухами за полгода работы, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В связи с этим чабаны и пастухи устраивали празднества, которые длились несколько дней. Говорят, что «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».

У восточных славян считалось, что с Дмитриева дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на стадо.

Что такое Дмитриевская суббота?

По древней традиции, суббота перед днем Дмитрия Солунского посвящается поминовению родителей.

День поминовения установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий СолунскийПервая половина XVIII в.Дерево, темпера.35 × 26.5 смНациональный музей перемышльской земли,Пшемысль, ПольшаИнв. MPH-1065Происходит из села Крайна (Krajna)Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Народный покровитель

Считается, что икона Дмитрия Солунского помогает тем, кто страдает болезнями глаз и головы. Также он является покровителем воинов. Мощи святого при обретении изливали столько благоуханного мира, что он был прозван мироточивым. Верующие используют его для исцеления от болезней. В России святой почитался так сильно, что даже считался русским по происхождению. Многие князья часто называли детей в его честь, возможно с этим связана популярность имени Дмитрий, которая сохранилась и по сей день.

  • Икона Геронтисса
  • Семистрельная икона Божьей Матери — смотрите здесь
  • Икона Неопалимая купина —

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Обращаться к святому можно в любой нужде. Прежде попросить, чтобы он помог утвердиться в православной вере. Потом уже озвучить другие свои желания, главное, чтобы они не вредили другим людям — Господь услышит и поможет, если вы сами будете прикладывать усилия. Божией помощи в делах!

Мощи

Могилу святого почитали со времен погребения. Множество легенд свидетельствуют, что приходящее помолиться слышали глас, звучащий из кивория, и обращались к нему с просьбами. Источники 7 века сообщают, что когда мощи были извлечены из места захоронения святого, все вокруг благоухало дивным ароматом, обильно выделялось миро. Глубокое почитание мощей и крови Димитрия Солунского сложилось к 10 веку. Мироточение было таким обильным, что драгоценную жидкость набирали все желающие, ею лечили раны, добавляли в пищу.

Паломники собирали миро и увозили в свои земли в сосудах. Со временем серебряный киворий заменили мраморным, соорудили двойной саркофаг для мощей. Перед опасными сражениями воины покрывали тело миро. Иконы Димитрия делали с небольшим сосудом для драгоценной жидкости. С приходом в Салоники мусульман и превращением базилики в мечеть мироточение прекратилось.

Место захоронения было разграблено во время крестовых походов. Мощи вывезли в Италию. Долгое время они хранились в аббатстве San Lorenzo in Campo. В конце 20 века мощи вернулись в Салоники. Мощи святого не раз покидали пределы Греции, поклониться им можно было в разных странах христианского мира. Раку привозили в Москву и Екатеринбург.

Внутреннее убранство

Колоннада

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.

Фрески

Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках.

Крипта базилики

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни (Фессалоники) в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. На допросе Дмитрий не отрекся от веры, и император заключил проконсула в темницу. После чего стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

При христианском императоре Константине I Великом (306—337) над могилой воздвигнута часовня, а через сто лет — храм. Тогда же были «обретены нетленные мощи св. мученика».

Св. Дмитрий стал небесным покровителем Салоник. По преданию, подходившие на штурм города славяне-язычники видели на его стенах рослую фигуру светловолосого юноши в полном вооружении и в страхе отступали. Возможно, эти легенды повлияли на то, что Св. Дмитрий Солунский после крещения Руси в 989 г. князем Владимиром стал покровителем князей и воинства. Согласно легенде, при владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) из Солуни во Владимир торжественно перенесена чудотворная икона Св. Дмитрия, написанная на доске от Св. гроба. Накануне Куликовской битвы в 1380 г. князем Дмитрием Донским эта икона доставлена в Москву. Св. Дмитрия в образе воина в латах, с копьем, мечом и щитом, в красном плаще изображали на византийских иконах. С XI в. — в древнерусском искусстве. В XV в. иконы Св. Дмитрия стали включать в Деисусный чин иконостаса. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина- мученика — Св. Георгия Победоносца. Встречаются и житийные иконы. Среди них — «Чудо Дмитрия Солунского» — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона либо языческого царя Колуяна.С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Обители и храмы в честь святого Димитрия издавна строили на Руси. Русские князья считали небесного воина своим покровителем, заступником, просителем перед Господом. К числу наиболее славных и известных храмов сейчас относятся:

  1. Дмитровский храм на Благуше, Москва. Построен в начале 20 века, восстановлен и вновь освящен в 2012 году.
  2. Дмитриевский собор, Владимир. Построен по приказу князя Всеволода в конце 12 века. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменит резьбой по белому камню.
  3. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, Великий Новгород. Храм заложен в 1381 году, сейчас реставрируется.
  4. Храм великомученика Димитрия Солунского Русской Древлеправославной Церкви, Льгов Курской области. Построен в начале 20 века старообрядцами на месте древнего монастыря.
  5. Церковь старообрядцев в Краснодарском крае, хутор Новонекрасовский.

Несколько храмов в честь великомученика Димитрия построено в разные годы в Украине.

Архитектура

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Собор Димитрия Солунского (Салоники)

Иконография

В конце двенадцатого века во Владимир из Фессалоник была привезена «доска гробная» св. Димитрия Солунского, «мироточивая и чудотворная». В 1380 г. Она была перенесена в Москву, уцелела до нашего времени и хранится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля. К сожалению, изначальная икона не сохранилось, а живопись на ней относится уже к восемнадцатому веку и принадлежит кисти Кирилла Уланова, мастера Оружейной Палаты.

Димитрий Солунский Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий) 1701 г. 169 × 86 см Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. Ж-129 См. в «Галерее»: Димитрий Солунский

Известно, что он написал икону в 1701 году, возможно, поверх прошлого изображения святого. Поновленная ростовая икона представляет великомученика Димитрия Солунского в богатых воинских доспехах, с копьем и мечом. Написана в характерной для Оружейной Палаты изысканной полубарочной манере, живопись обильно украшена золотыми плавями.

Традиционная русская иконопись восприняла св. Димитрия Солунского не только в образе в воина, но и как кроткого мученика, если для византийской иконы традиционным является изображение святого с оружием, мечом и копьем, то русские иконописцы отчасти переосмыслили образ.

Знаменитая псковская икона Дмитрия Солунского пятнадцатого века представляет святого в красных одеяниях, символизирующих повторение крестного подвига и обязательным крестом в руке – первый план иконы. Интересно, что меч как бы спрятан за щитом, и изображен очень примитивно.

Дмитрий Солунский Школа или худ. центр: Псков XIV–XVI вв. (?) 105 × 59 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Инв. ДРЖ-2096 Происхождение иконы не установлено. Сотрудники ГРМ предполагают, что первоначально она была исполнена на рубеже XIV и XV веков, и, возможно, не на Руси, а вследствии, в XVI в., была почти заново написана псковским мастером.

Лик псковской иконы так же носит архаичные черты, перспективное искажение лица святого, показывает его как бы в динамическом развороте к смотрящему и сообщает некоторую «грозность» взгляду св. Димитрия. Цветовая гармония иконы, традиционна для Новгорода, — составлена с преобладанием красного киноварного цвета, это очень энергичный образ.

Древнейшая, известная нам икона св. Димитрия Солунского хранится в Государственной Третьяковской г, ранее находилась в городе Димитрове. Заказчиком иконы предположительно был князь Всеволод Большое Гнездо, то есть икона была написана до 1212 года.

Дмитрий Солунский на троне Школа или худ. центр: Владимиро-Суздальская школа Конец XII в. Onasch 1961: XII в. Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в. Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в. ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв. Лазарев 2000/1: Конец XII в. 156 × 108 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28600

Редкость этой иконографии заключается не только в ее древности, она изображает св. Димитрия зрелым мужем, частично в княжеском одеянии. Считается, что иконописец наделил великомученика чертами князя, подчеркивая их небесную связь (Всеволод во крещении – Дмитрий). На княжеском троне изображена «тамга» – родовой знак князя, добавившего к своем титулу слова Всея Руси и объединившего крупнейшие русские княжества.

Дни празднования

Великомученика Димитрия славят в православной церкви 8 ноября – в день трагической гибели за веру. Накануне поминают усопших близких, день именуют Дмитриевской родительской субботой. Святого чествуют как воина и мученика за Христа, в храмах идут службы. Помолиться святому можно у домашней иконы. Просьбы и молитвы в этот день имеют особую силу.

Димитрий Солунский оберегает Россию от врагов, помогает воинам отстоять отечество. Святого чтят за стойкость веры, как истинного христианина, не пожелавшего отказаться от Господа ради благополучия, сохранить жизнь ценой отречения. Особое почитание сложилось среди военных, стоящих на защите Родины, людей, служащих Отечеству и думающих о его благе.

https://youtube.com/watch?v=2iaUfOhC6ZA

В чем помогает великомученик Димитрий Солунский

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь: Димитрий помогал воинам в осаде, даже дерзнул ослушаться Всевышнего ради любви к родному городу. Димитрий — заступник людей, в том числе в военное время. После осады Солуни святой кормил граждан в голодное время. То есть Димитрий помогает в голодное время, в житейских трудностях. Эпарх Мариан вел неправедный образ жизни, это привело его к тяжелой болезни. Никто из врачей не мог помочь, оставался один способ — магия. Но Мариан отказался от волхования, решив не предавать своей веры. В ту же ночь ему явился великомученик и повелел идти в его храм. Больной послушался и, проведя ночь в храме, исцелился. Дмитрий помогает в болезнях. Летописец Солуни Иоанн упоминает о серьезной эпидемии, унесшей жизни огромного количества граждан. Болезнь не жалела ни детей, ни взрослых. Жители стали усиленно ​молиться своему небесному попечителю. По истории, все, кто пребывали в храме Дмитрия и возносили молитвы, утром остались в живых, а те, кто были дома, скончались. Дмитрий помогает в эпидемиях тем, кто просит о помощи. До нас дошли также и свидетельство того, как один воин оказался под властью демонов. Бедняга не мог даже призвать на помощь Высшие силы. Друзья отвели страждущего в храм Дмитрия и закрыли его в помещении на ночь. Уже утром бесноватый был полностью в своем уме. Великомученик Солунский помогает при одержимости и помутнении разума. Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом — небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.

Тропарь Димитрию Солунскому

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки побеждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак Димитрию Солунскому

глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, / Церковь Бог обагри, / давый тебе крепость непобедимую / и соблюдая град твой невредим; / того бо еси утверждение.

Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Народный календарь

8 ноября — Дмитриев день

На Руси всегда особо почитали этого святого, связывая его имя с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. На многочисленных иконах святого Димитрия Солунского часто можно найти слова его молитвы о родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Дмитриев день – в память о Дмитрии Солунском, прозванном также Мироточцем.

Этим днем наши предки поминали умерших, особенно старательно исполняя все связанные с этим обряды, когда день приходился на субботу. Также поминки устраивали в ближайшую субботу до Дмитриева дня.

А основателем этой традиции, укреплявшей почитание предков, стал Дмитрий Донской, устроивший панихиду в память о тех, кто пал на поле Куликовском поле.

Поговорка этого дня: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут. Покойнички ведут, живых блюдут».

Ушедшим родственникам на могилах посвящали много теплых слов и искренних слез, и накрывали в домах богатые на угощения столы, следуя правилу: «Живы родители — почитай, умерли — поминай».

Дмитриев день — зима уж лезет ня плетень.

До Дмитровской субботы зима не становится.

Коли 8 ноября холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель —зима и весна теплые.

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.

Багряная заря предвещала разгульные ветра, а холод – что окна запотеют.

Именинники в этот день: Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Марк

Интересные страницы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: