Как экспедиция в арктике привела ледокол «георгий седов» к трехлетнему дрейфу и при чем здесь остров-призрак

Попытки спасения


Капитан Бадигин. /Фото: pisatelei.ru

На исходе 1937-го пароход плавал у Новосибирских островов. В том году сложные погодные обстоятельства усложняли арктическую навигацию. В середине осени «Георгий Седов» отправился в море Лаптевых, где во льдах застряли два парохода – «Садко» и «Малыгин». Ледокольный пароход, вызволяя коллег, повредил собственный руль. В итоге в ледовом плену оказались уже три судна. С материка поступил приказ оставаться на зимовку. Долгий дрейф «Георгия Седова» стартовал 23 октября 1937-го. Лагерь была активной. За пару месяцев дрейфующие лодки обошли Новосибирские острова и круто развернулись на запад. На трех пароходах все это пора находились 217 человек. Власти решили проводить спасательную операцию, эвакуировав большинство людей. На судах должны бывальщины остаться по 11 моряков для обслуживания и научных наблюдений. Эвакуацию возложили на полярную авиацию, и в апреле 1938-го тяжелые самолеты перевезли на Вящую землю 184 арктических пленника. Оставшимся пополнили запасы продовольствия, зимней одежды и топлива.

Накануне, в марте, капитаном «Георгия Седова» назначили перебежавшего с «Садко» Константина Бадигина. Опытный 29-летний моряк зарекомендовал себя как волевой и хладнокровный специалист. Эти капитанские качества очутились крайне важными в последующие сложные периоды дрейфа, когда напряжение экипажа достигло предела.

К концу лета «Садко» и «Малыгина» избавил пробившийся через льды «Ермак». При попытке буксировки третьего ледокола треснул его гребной вал, уйдя с винтом на дно. «Георгий Седов» с положительными повреждениями рулевого устройства и 15-ю добровольцами на борту был вынужден оставаться на вторую зимовку.

Годы дрейфа и стойкий экипаж


Архивное фото: будни седовцев. /Фото: ekb.aonb.ru

У экипажа «Г.Седова» сейчас были две задачи: противостоять ледовым стихиям, чтобы сохранить в целости судно, и использовать дрейф для реализации научных изысканий. Обе задачи в сложившихся обстоятельствах оказались чрезвычайно трудными. Но моряки держались стойко и решительно, и уже в первый год дрейфа опровергли гипотезу о существовании Земли Санникова. Заключительные сто лет этот вопрос занимал умы ученых и путешественников. Проводившиеся экипажем «Седова» промеры глубин уточнили северные границы моря Лаптевых, гораздо обогатив тогдашние знания об Арктике. Параллельно велись работы по корпусу судна: согнутый руль вскоре привел к тяжким последствиям.

Опыт первой зимовки показал, что нужно усилить борьбу с напором льдов. Для этого корпус изнутри усилили подпорками из брусьев. Подрывая аммоналом заостренные льдины, моряки создавали вокруг парохода своеобразную подушку из обломков. Это и позволило выдержать свыше полтораста сжатий льдов. Доля эпизодов были настолько опасными, что экипаж готовился к эвакуации с судна на ближайшие льдины. К лету 1939-го моряки восстановили и рулевое управление, реализовав оригинальную инженерную дума. После высвобождения «Седов» швартовался в Мурманске самостоятельно.

К очередной зиме дрейф отнес пароход далеко на запад – в Гренландское море. Но на поддержка героическому судну из Мурманска уже выходил новенький мощный ледокол «Иосиф Сталин».

Первая зимовка

Первая зимовка у берегов Новой Земли

А потом на горизонте показались льды. Несмотря на все усилия прорваться вперед, «Святой Фока» начал постепенно вмерзать в лед. И вот 28 сентября 1912 года Седов приказал потушить котлы и встать на зимовку близ полуострова Панкратьева в бухте, которую командир назвал по имени шхуны – «Бухта св. Фоки». С места последней стоянки экспедиция прошла всего 100 километров.

Во время зимовки Седов и его команда не сидели сложа руки – было проведено всестороннее исследование Новой Земли, нанесена на карту вся северная часть архипелага, проведена доскональная маршрутная съемка, которая до этого последний раз проводилась только в 1594 году. Но гнилая еда, забористый мороз и постоянный влажный ветер здорово подрывали моральный дух всего экипажа – в команде, особенно среди матросов, зрело глухое недовольство тяжелыми бытовыми условиями. Сам же Седов, несмотря на серьезный срыв первоначального плана, не унывал, хотя и похудел на 16 кг.

Море отпустило «Святого Фоку» почти через год – льды, окружающие корабль, вскрылись только 3 сентября 1913 года. Шхуна взяла курс на Землю Франца-Иосифа. Незапланированная зимовка здорово «подъела» все запасы угля, в топке приходилось жечь моржовое сало, тросы и старые паруса. Вся надежда была на то, что сошедшие ранее на берег матросы передадут просьбу о снабжении углем в Адмиралтейство, и «Святой Фока» сможет пополнить запасы топлива на Земле Франца-Иосифа.

«Сталин» и высокие награды


Ледокол «Сталин» на линии к «Седову». /Фото: pbs.twimg.com

Путь не был простым, и Гренландское море встретило ледокол тяжелыми льдами свыше двух метров толщиной. До «Седова» – 84 мили. Пришлось дождаться, пока мощный ветер разгонял сплоченные ледовые поля. И вот, к полудню 13 января 1940-го корабли наконец соединились, и в арктических ширях прогремело «ура». К слову, накануне ледокол «Иосиф Сталин» дважды совершил сквозное плавание из Мурманска в Анадырский залив Берингова моря и назад. Так был полноценно освоен Нордовый морской путь. Впоследствии, в Великую Отечественную по нему успешно переходили военные корабли с дальневосточного направления в Баренцево море. В послевоенные годы по этому маршруту происходили массовые перевозки хозяйственных грузов.

Научные результаты экипажа дрейфующего «Георгия Седова» пополнили научную копилку ценнейшими этими, что в будущем помогло исследовать северные пути. Весь Союз следил за отважным дрейфом и железной волей советских моряков, а те, в свою очередность, признавались, что выстояли по одной причине. Они были твердо уверены, если придет беда, Родина их спасет. За героическое выполнение сложнейшей научно-исследовательской программы в суровых арктических условиях, за обнаруженные мужество и стойкость 15 членов экипажа парохода «Георгий Седов» получили звания Героя Советского Союза.

Это может показаться диким, но т.н. “робинзоны” могут быть не лишь на островах. Но и под землей. Так, последний часовой крепости Осовец провёл там почти 9 лет своей жизни.

13 января 1940 года закончился дрейф во льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»

В 1937 году, ледокол «Георгий Седов», отправился в полярную экспедицию, для изучения районов моря Лаптевых и Карского моря. Выполнив, в водах Карского моря, поставленные задачи, ледокол «Георгий Седов», направился в море Лаптевых. Там он должен был провести ряд гидрографических исследований и выйти в район Ново-Сибирских островов.

Когда ледокол практически закончил программу научных исследований, экипаж судна получил сигнал бедствия от пароходных кораблей, застрявших в юго-западной части, замерзшего, моря Лаптевых. В районе мощного оледенения сконцентрировалось несколько пароходов-ледоколов, пытавшихся, освободиться из ледяного плена. Однако суда с паровой тягой, были слишком слабы, в борьбе со стихией. Отправившись на помощь, ледокол, «Георгий Седов» сам попал в ледяную ловушку.

В Арктику надвигалась ранняя весна, а проложенные ледоколами каналы, быстро оледеневал. Корабли вынуждены были оставаться на зимовку, дрейфуя с арктическими льдами. Общая продолжительность дрейфа составила 812 дней. Однако летом 1938 года, отправленный в спасательную операцию, ледокол Ермак сумел вывести два судна из ледяного затора, у ледокола «Георгий Седов», было выведено из строя рулевое управление, и он снова остался дрейфовать в водах Арктики.

В тяжёлых условиях команда, учитывая, что первой находится в неизведанных широтах Северного Ледовитого океана, взяла на себя повышенные обязательства по научным исследованиям и выполняла их. Участниками экспедиции были проведены важные метеорологические, астрономические, магнитные, гравитационные наблюдения, а также наблюдения за состоянием льда, замеры глубин и взятие проб грунта и многие другие ценные научные исследования. Ценнейшие научные материалы, собранные экипажем, дали новые материалы для гидрологии и гидрографии Центрального арктического бассейна. Ведь севернее 85-й параллели «Георгий Седов» пробыл в два раза дольше, чем станция «Северный полюс-1″ во главе с И.Д. Папаниным и в два с половиной раза дольше, чем «Фрам» норвежского полярного исследователя Нансена, существенно обогатив российскую и мировую науку.

«Седов» прошел в дрейфе более 6000 км и только в январе 1940 года был спасен, прибывшим на помощь, ледоколом «Иосиф Сталин».

Старшим радистом ледокола «Георгий Седов» был вологжанин, Герой Советского СоюзаПолянский Александр Александрович(1902-1951 гг.). За время 812-дневного дрейфа судна с октября 1937 по январь 1940 г. в труднейших условиях Арктики во льдах Северного Ледовитого океана обеспечивал бесперебойную связь с Большой землей, 4 раза в сутки передавал метеосводки, научные и другие материалы.

Из письма Полянского А.А. жене : «В марте 1939 года у меня начались головные боли, но я продолжал работать, не обращая на это особого внимания. Вскоре мне стало трудно ходить. Я жил в каюте, отделенной от радиорубки жидкой перегородкой без двери. В рубке хранились щелочные и кислотные аккумуляторы. Их испарения, которые он непрерывно вдыхал с начала дрейфа, видимо, отравили мой организм. Здесь же производили заливку аккумулятора, поэтому неудивительно, что воздух был насыщен вредными испарениями»…

Всем 15 седовцам — участникам дрейфа в 1940 году было присвоено звание Героя СССР. Кроме того, за полярную службу во время Великой Отечественной войны Александр Александрович Полянский награждён орденом Ленина, медалью «Золотая Звезда», значком «Почетный полярник», медалями «За оборону советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». В 1940 и 1977 гг. были выпущены почтовые марки, посвящённые подвигу «Георгия Седова» и седовцам.

В память об А.А. Полянском названо открытое в 1956 году крупное озеро на другом конце света — в Антарктиде. Его огромному авторитету и искреннему уважению товарищей по дрейфу способствовали и прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность. 3 февраля 2017 года нашему землякуисполнится 115 лет.

Возвращение

«Св. Фока» у Соборной пристани, Архангельск

19 марта Линник и Пустошный в полном изнеможении добрались до шхуны, найдя ее просто каким-то чудом, и сообщили печальную весть о смерти Седова. Разумеется, ни о каком продолжении экспедиции не было и речи. И когда арктические льды отступили, «Святой Фока» отправился в обратный путь. С полуживой командой, без запаса продовольствия и совершенно без угля. В топке были сожжены фальшборты и внутренняя палуба шхуны. На мысе Флора команда сумела разобрать и погрузить на борт деревянные постройки предыдущей норвежской экспедиции. До 20 августа, пока «Святой Фока» пробивался на чистую воду, в топке было сожжено все, что могло гореть – все бревна, запасные части, стенки кают и переборки. Выйдя, наконец, в открытое море, корабль пошел под парусами (вернее, под их остатками). В трюме в это время было уже 1,25 метров воды.

Путь экспедиции Седова

30 августа 1914 года полуразрушенное судно кое-как добралось до рыбацкого поселка Рында на Мурмане. Его вид был таков, что вызвал изумление даже у много повидавших поморов. В Архангельск оставшиеся в живых члены экспедиции вернулись уже на рейсовом теплоходе за счет средств капитана, ведь ни у кого из них не было денег.

Так закончилась первая русская экспедиция на Северный Полюс. И хоть она и не достигла поставленной цели, но результаты ее оказались действительно значимыми для русской науки. Заслуженную оценку героическая работа Седова получила только при советской власти. Именно тогда были полностью обработаны и опубликованы все научные результаты экспедиции. А отношение царского правительства к своему герою хорошо иллюстрируют слова морского министра Григоровича, сказанные им при получении известия о гибели Седова:

Что происходило на пароходе «Георгий Седов» во время дрейфа

Исследования в суровых условиях

Седовцам приходилось проводить научные работы в очень трудных условиях — над кораблем бушевала пурга, ледяной ветер пронизывал до костей.

К примеру, для измерения глубины океана необходим был длинный трос, которого не было на корабле. Седовцы изготовили его из толстых проволочных канатов. Только на шестой раз удалось сделать прочный трос, который прослужил до конца дрейфа.

Проводить гидрологические станции было трудно из-за недостатка годных глубоководных термометров, пишет Иван Папанин в книге «Три зимовки во льдах Арктики». Для решения этой ситуации седовцы сделали следующее:

Для проведения гидрологических исследований использовали палатку. Внутри были плотные матрацы из конского волоса, прорубь, два примуса.

Чтобы провести изменения земного магнетизма, нужно было просидеть в ледяном домике у прибора сутки и за это время сделать несколько записей. Обычно на магнитных станциях дежурили два человека, потому что в одиночку вынести такую нагрузку довольно сложно.

Досуга не было

Как такого времени для досуга на судне не было. А если членам команды выпадал за месяц один день отдыха, то в это время всегда находилось какое-нибудь дело.

Непростой быт

Идеальных бытовых условий на корабле не было. Нелегко было мириться с вечной темнотой, с некоторыми ограничениями в питании. На постели, книгах, столах и стульях была сажа.

В помещениях корабля следили за тем, чтобы было и сухо и тепло. В каждой каюте висел градусник, температуру старались поддерживать на определенном уровне.

Чтобы предотвратить появление грязи и паразитов, ввели санитарные дни. Раз в декаду каждый член экипажа был обязан вымыться в бане, привести в порядок свой туалет, переменить нательное белье, наволочки и простыни на койке.

Гораздо сложнее обстояло дело со стиркой. На корабле был некоторый запас чистого белья, нескольких месяцев после ухода «Ермака» команда «Седова» не занималась стиркой. Но вскоре запасы иссякли. Белье пришлось стирать на коленях с помощью мыла и двух тазов.

Животные помогали и развлекали

Помимо пассажиров на «Седове» было две собаки — Джерри и Льдинка. Команда очень привязалась к ним и подкармливали их лакомствами.

У питомцев были разные характеры. Джерри сопровождала людей, уходивших на лед, какая бы ни была погода, она пулей выскакивала из каюты. Во время дежурства на магнитной станции собака выкапывала себе ямку, в которой лежала до конца смены. После она возвращалась на корабль, быстро съедала свою порцию и убегала обратно.

Льдинка же наоборот старалась прожить на корабле с наименьшей затратой сил. Она постоянно выпрашивала лакомства, в дальние экскурсии по льду ходить не любила, и гораздо лучше чувствовала себя на мягком диване, нежели на снегу.

Бросок на север

Г. Седов на борту «Св. Фоки» за несколько дней до пешего похода к Северному Полюсу

Но Седов был верен своей мечте и плану экспедиции. 15 февраля 1914 года он взял с собой двух самых верных ему матросов – Линника и Пустошного и на трех собачьих упряжках они вышли с места зимовки к Северному Полюсу. Уже в первые дни пути Седов мог проходить только короткие расстояния, так как от цинги у него сильно опухли ноги. А потом он еще и подхватил сильную простуду. На седьмой день пути Георгий Яковлевич совсем не мог идти и был вынужден лечь на нарты. Но несмотря на это он и слышать не хотел ни о каком повороте назад, постоянно приказывая своим спутникам двигаться вперед и строго на север.

Состояние командира становилось все хуже и хуже, он почти все время находился в забытьи. Вдобавок, разыгралась сильная буря, морякам пришлось установить палатку. Они прогрели ее примусом и попытались растереть спиртом замерзшего Седова, но он так и не пришел в сознание. 5 марта 1914 года Седов скончался. Ему было всего 36 лет.

Линник и Пустошный так ослабли, что не смогли волочь сани с телом Седова обратно. Они взяли документы, письма и дневник командира, укрыли тело флагом, который он хотел водрузить на Северном Полюсе, и заложили камнями. Поверх ледяного склепа поставили крест из лыж. Рядом с телом хозяина осталась одна из собак – Фрам. Матросы не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит. С могилы они взяли три камня: для себя и супруги капитана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: