Берестяная грамота в Рязани
О необычной находке было рассказано на сайте Института археологии Российской академии наук. Найденная берестяная грамота была обнаружена во время раскопок Кремля средневекового города Переяславля-Рязанского, которая находится на территории современной Рязани. По мнению авторов научной работы, она написана в Средневековье, на рубеже XIV–XV веков. Длина листа составляет 8 сантиметров, а ширина равняется примерно 2,5 сантиметрам. Историк Альбина Медынцева провела анализ документа и предположила, что на его нижней части написана древнерусская фраза «БЫША ти …», что можно перевести как «был ты». Также в тексте есть фрагмент «..I.. БЕЖИ», что переводится как «беги».
Рязанская берестяная грамота, свернутая в трубочку
Что именно хотел сказать автор письма, неизвестно. Но в древности березовую кору использовали для записи различных молитв, заговоров, долговых расписок и всего тому подобного. Также берестяные грамоты часто использовались как письма для передачи распоряжений и просьб. Примечательно, что письмом пользовались представители разных слоев населения. Некоторые ученые даже предполагают, что в Средневековье существовало некое подобие курьерской службы для передачи писем.
Место раскопок на карте
Важно отметить, что берестяную грамоту на территории нынешней Рязани рано или поздно должны были найти. Дело в том, что ранее в этой области уже были найдены писала — так называются заостренные стержни, при помощи которых можно было наносить надписи и рисунки на мягкие поверхности вроде коры деревьев
Также в 1978 году археологи нашли деревянный сосуд с изображением всадника. Все это говорит о том, что в средневековом городе Переяславль-Рязанский технология нанесения надписей на бересту была освоена и распространена.
Папирус
Чтобы написать на папирусе, использовались перьевые кисти с острыми кончиками и чернила. Чернила делались из разных видов пигментов – карления (черный), индиго (синий), красной глины (красный) и других материалов. Человек, писавший на папирусе, держал перо в руке и окунал конец кисти в чернила, а затем наносил чернила на поверхность листа, создавая буквы и слова. Для защиты текста от стирания и потери, поверхность папируса покрывалась тонким слоем воска.
Папирус являлся довольно доступным и популярным материалом для письма в древнем двуречье, однако он был несколько хрупким и подверженным разрушению при плохом хранении. Именно поэтому не все папирусные свитки дошли до нашего времени в сохранности. Все же, с помощью археологических исследований, нам удалось изучить множество ценных текстов, написанных на этом материале, что помогло нам углубиться в понимание жизни и культуры древних цивилизаций.
Инструменты для письма в древнем двуречье
Решили написать письмо в древнем двуречье? Вам понадобятся следующие инструменты:
1. Табличка из глины:
В качестве основы для письма древние двуреченные писцы использовали таблички из глины. Они были обычно прямоугольной или овальной формы и имели гладкую поверхность. Таблички из глины использовались для записи писем, договоров, официальных документов и других текстов.
2. Терравет:
Чтобы нанести текст на табличку из глины, писцы использовали инструмент под названием «терравет». Это был острый каменный или металлический инструмент, похожий на резец. С помощью терравета писцы вымаливали буквы и иные символы на поверхности таблички.
3. Библиотека из глиняных табличек:
Для удобства хранения и обмена письмами древние двуреченные государства создали специальные библиотеки, состоящие из глиняных табличек. Эти таблички были отпечатаны терраветами и содержали ценную информацию — от законов до литературных произведений.
4. Чернила:
Писцы двуречья использовали чернила для нанесения некоторых текстов на таблички. Они делали чернила из различных материалов, включая растения и животные продукты. Например, писцы могли использовать сок груш для создания чернил.
5. Штифт:
Для написания более тонких линий или деталей писцы могли использовать «штифт». Это был металлический или деревянный инструмент с острым концом, аналогичный пера современного письма. С помощью штифта писцы могли писать более мелким почерком и достигать более высокой степени детализации в их текстах.
Теперь, когда вы знаете основные инструменты для письма в древнем двуречье, вы можете приступить к созданию своего первого письма. Удачи!
Пергамент
Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.
На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.
К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.
Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.
Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.
С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.
Переход от античности к феодализму
Рабовладельческое в историческом контексте предстает пред нами как свободномыслящее, развивающееся, образованное. Потому и множественные письменные памятки, датируемые этой эпохой, являются не просто древними пиктограммами и ребусами, а полноценными документами и сочинениями, написанными на мертвых ныне языках. Однако в те годы грамотности были обучены лишь самые богатые люди. Для написания они использовали папирус — так сказать, твердую бумагу, которая перевозилась в Европу из Египта. С наступлением этот материал для письма утратил свою актуальность, прежде всего, потому, что разладились отношения с Востоком. Потому, начиная с третьего века, люди переходят на пергамент.
Письменность и государственность Древнего Египта
Производство папируса обеспечило Древнему Египту колоссальный прорыв в производительности и качестве фиксации информации, а также низкие затраты на перемещение, хранение, доступ, аналитическую обработку. Всё вместе это привело к практически мгновенному появлению после 3200 до н.э. государства и иероглифической письменности по бумаге.
Продвинутая технология, сделавшая кодирование информации энергетически дешёвым, открыла окно возможностей для колоссального роста объёмов фиксации информации, что позволяло поднять эффективность и качество управления. Технология открыла широкие перспективы для социогенеза: большое государство требует многоуровневой бюрократии, которая как раз и являет собой систему для фиксации, передачи, хранения, обработки информации, управляющей её исполнительными функциями.
Неудивительно, что практически синхронно с папирусом и письменностью по бумаге – около 3200÷3100 до н.э. – возникла и египетская государственность, причём сразу невероятно устойчивая. В конце IV тыс. до н.э. Менес, царь Верхнего Египта, разгромив царя Дельты, провозгласил себя правителем всего Египта, после чего был коронован на царство под именем Нармер. Текущий консенсус относительно даты его коронации колеблется в диапазоне 3150-3050 до н.э. Нармер стал основателем I-й династии фараонов и открыл тысячелетнюю эпоху Раннего и Древнего царств 3120-2150 до н.э.
Приводимая ниже зарисовка даёт представление об объёмах информации, которыми оперировала египетская бюрократия:
«Особенностью сельскохозяйственного производства в Древнем Египте была полная сдача собранного урожая на склады, после чего излишек над нормой сдачи возвращался земледельцам. Зерно собирали, перевозили, доставляли в центральные хранилища, а затем распределяли по хозяйствам – царским и храмовым, и каждый этап учитывался и контролировался. Система сбора и распределения средств обрастала документами, сверками, взаимными и вышестоящими проверками. О невыполнении нормы сбора указывали в документах.
Наряду с зерном другим важнейшим материальным ресурсом был скот. Перепись скота производилась каждые два года. Для этого его доставляли к местам подсчёта и в целях налогообложения клеймили. В учёте соблюдалось деление скота по видам, возрастным группам и производственному назначению», ссылка.
Это лишь один из аспектов хозяйственной деятельности. Огромные объёмы информации сопровождали учёт населения, законотворчество, административное и судебное производство, религиозные культы, гигантские строительные проекты и пр., и пр.
Постоянно практикующие отряды писцов быстро совершенствовали письменность, что вело к её дальнейшей оптимизации, следовательно, к снижению ресурсной стоимости информации, поэтому к росту эффективности государства. В свою очередь это позволяло ему наращивать штат писцов, далее совершенствовавших письменность – получился своего рода автокаталитический цикл, обеспечивший быстрое развитие письма и государства. Благодаря ему в Древнем Египте практически мгновенно в масштабе исторического времени возникли и законченная письменность, и армия писцов, и эффективная бюрократия. Неудивительно и то, что вскоре после иероглифического письма появилось иератическое – функциональная скоропись, в которой символы имели более округлую, курсивную форму.
Продвинутое письмо сделало Египет самой энергетически эффективной монархией Древнего мира. Тому свидетельством уровень культуры и невероятные инженерные сооружения – ирригационные системы, храмы, пирамиды. Такую форму принял прорыв древней цивилизации в её локальный «космос», в чём-то невероятный, на пределе её технологических возможностей.
Для Древнего Египта папирус стал не только носителем информации, но и важным экспортным товаром. Он послужил главным носителем информации для многих цивилизаций, в том числе для Западной Европы, где пергамент начал вытеснять папирус только в VI веке под нажимом католической церкви.
Древняя Палестина
Расположение
От южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем.
Да, с Древней Палестиной вам тоже не нужно мудрить. Нашли Нил? Закрасили прямоугольник. От Нила вправо, на Аравийский полуостров.
Климатические условия и занятия
В северной части страны, в долине реки Иордан,были хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов
Персонажи исторических источников
Моисей (вывел евреев из египетского плена, 40 лет водил их по пустыне, получил на горе Синай 10 заповедей от бога), Самсон (боролся с филистимлянами, сила в волосах, был обманут своей подлой возлюбленной Далилой), Соломон (мудрый царь Израиля, известен в том числе по истории о двух женщинах и одном ребёнке, притче о кольце с надписью «это пройдёт»), Давид (ещё один царь Израиля, получил славу после победы над громилой Голиафом, одолев его с помощью пращи (не знаешь что это — гугли), Ной (выжил во время потопа благодаря ковчегу, на который взял по паре животных каждого вида).
Термины
- Скрижали – каменные плиты с божественными заповедями
- Исход евреев из Египта – бегство евреев из египетского плена
- Земля обетованная – земля, обещанная Богом иудеям
- Иерусалим – столица древнего Иудейского царства, священный город
- евреев
- Десять заповедей – десять законов, которые согласно Пятикнижию были
- даны Моисею Богом
- Двеннадцать родов (колен) – племенной союз Израиля
- Иерусалимский храм – храм, построенный царем Соломоном в Иерусалиме
- Пятикнижие Моисея – священная книга иудеев и христиан
- Саул – первый царь Израиля
- Давид – при нём столицей царства стал Иерусалим, до восхождения на трон, победил филистимлянина Голиафа (тот еще гигант)
- Соломон – последний царь Израиля, отличался мудростью.
- Яхве – Бог, покровитель израильтян
О технологических тупиках
Папирус – растение, произрастающее в тёплом климате на заболоченных территориях. В древности массово присутствовало в Дельте Нила, сейчас встречается гораздо реже. Из него в четвёртом тыс. до н.э. египтяне научились делать папирусную бумагу. Это стало колоссальным прорывом в технологии носителя письма, поскольку египетский папирусный свиток сразу же фактически представлял собой книгу:
В «Естественной истории» Плиния Старшего утверждается, что папирус был исконным растением в том числе в дельтах рек Тигр и Евфрат. Возможно, так оно и было. Однако Шумер стал невольным заложником раннего глубокого развития клинописи – письма на глиняных табличках, а она никак не переносится на бумагу. Клинопись закрыла шумерам глаза на возможность производства папирусной бумаги или её приобретения у Египта – для шумерского письма она была бесполезной. Произошла необратимая технологическая дифференцировка цивилизаций – письмо по бумаге vs письмо на глине.
Бумага: задел на века
Производство бумаги осуществлялось из растений: деревьев, льна, конопли. Полученное в результате волокнистое вещество выравнивалось и прессовалось, затем происходил процесс сушки. Этот удивительный материал стал популярным и в других культурах, добравшись до Европы в X веке. Бумага была прекрасной альтернативой для кожаных свитков и глиняных плиток, которые использовались ранее.
В междуречье бумага также стала широко распространена. Она стала основным письменным носителем для набора алфавитной иероглифической систем. Множество древних текстов было нанесено на бумажные свитки, которые позволяли легко перемещаться и хранить большие объемы информации.
Деревянные коробки и горшки для сохранности
Поскольку материал довольно хрупкий, то памятников письменности дошло мало. Несколько их осталось в местах, где преобладает сухой климат. Множество помимо Египта хранили Тунис и Геркуланум.
Исписанный лист называли томом
. С каждой его стороны приделывали деревянный или костяной валик. Такие тома накручивали на валики, и в итоге формировался целый свиток. Сбоку прикрепляли именную табличку, где указывали сведения об авторе и названии текста. Нередко на сверток одевали футляр, который мог быть тканевым или кожаным.
В большинстве случае сохраняли их на стеллажах библиотек. Некоторые для хранения помещали в коробки из дерева. Еще одним распространенным способом хранения были глиняные горшки.
Пергамент: открытие для Европы
Пергамент характеризуется своей прочностью и гладкой поверхностью, что делало его идеальным для письма. Он позволял легко скользить пером или кистью, обеспечивая письму красоту и четкость. Благодаря своим особенностям пергамент стал новым стандартным носителем письма в Европе.
Процесс создания пергамента был сложным и трудоемким. Сначала кожа была вымочена в воде, затем тщательно очищали и растягивали на специальных рамах. После этого кожу обрабатывали мелкой измельченной природным камнем, чтобы получить гладкую поверхность. Затем пергамент высушивали, а в конце процесса срезали на отдельные листы.
Преимущества пергамента: |
---|
Прочность и долговечность |
Гладкая поверхность для чистой и четкой письменности |
Возможность перезаписывать тексты |
Пергамент имел множество преимуществ по сравнению с предыдущими материалами. В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее и долговечнее, что позволяло документам и текстам сохраняться в течение длительного времени без особых усилий по сохранению. Кроме того, пергамент обладал гладкой поверхностью, что делало его идеальным для качественной и аккуратной письменности.
Пергамент также позволял перезаписывать тексты, в отличие от глиняных табличек. Это облегчало воспроизводство и распространение литературных и религиозных текстов, способствуя созданию и развитию письменности в Европе.
Использование пергамента стало повсеместным в Европе и повлияло на развитие многочисленных культур и цивилизаций. Большое количество рукописей, созданных на пергаменте, дошло до наших дней и является ценным историческим наследием.
История древних письменных носителей в междуречье
В период с IV тысячелетия до нашей эры на территории Междуречья (между реками Тигр и Евфрат) появились первые письменные носители. Данный период истории человечества называется древним Востоком.
Одним из первых письменных носителей были каменные плиты, на которых важные события и культовые обряды выгравировывали древние жители Междуречья. Эти плиты служили для хранения и передачи информации от поколения к поколению.
Вторым важным письменным носителем стали глиняные таблички. Они имели прямоугольную форму и покрывались письмом клинописью – системой письма, в которой знаки оставляли на плите толстым глиняным клином. Глиняные таблички широко использовались для ведения учета, записи договоров и документов.
Третьим видом письменного носителя являлся пергамин — материал, получаемый из кожи животных. Пергамин позволял записывать и сохранять тексты, а также делать коррекции в уже написанных документах.
Также в Междуречье в течение долгого времени использовались и восковые таблички. Они изготавливались из писчей воском и служили для записи временных заметок, посланий и писем.
В истории древних письменных носителей в Междуречье также стоит упомянуть о парчовых свитках — положительном метериале, который позволял свободно прокручивать написанный текст. Парчовые свитки широко использовались в ранних формах книжного дела.
Интересно, что фараоны Древнего Египта использовали папирус — материал, полученный из стеблей водных растений, для написания своих документов и заметок. Папирус считается одним из самых древних письменных носителей и был широко распространен в древней Междуречье.
История древних письменных носителей в Междуречье свидетельствует о том, что человечество всегда стремилось сохранить информацию и передать ее будущим поколениям. Различные письменные носители развивались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, становясь основой для развития письменности и культуры.
Происхождение слова «пергамент»
Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. э. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме (город в Малой Азии) местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент».
В ожидании конца света
Еще одна грамота этого сезона была найдена в Рязани. Введенский раскоп находится прямо на территории Рязанского кремля. Команда Владимира Игоревича Завьялова нашла там свиток середины XV века, получивший название «рязанская берестяная грамота №1».
Это документ совсем иного типа, чем все предыдущее, — это церковнославянский книжный текст. Несколько прочитанных слов из древнего письма заставил лингвистов поискать источник в интернете, и они легко его обнаружили. Оказалось, это рядовая Пасхалия, представляющая собой собрание расположенных по годам сведений от даты Пасхи и других праздников до 7000 года. XV век на Руси прошел под знаком ожидания наступления 7000 года от сотворения мира. Тогда, согласно распространенной концепции, должна была закончиться история мироздания и наступить конец света. Текст Пасхалии содержит предсказания о том, что произойдет в оставшиеся годы. В грамоте упомянут текст, относящийся к 1459 году.
Первые берестяные грамоты
Первая из них найдена 26 июля 1951 года при раскопках в Великом Новгороде. Есть сведения, что отдельные фрагменты этих грамот археологи находили еще в XIX веке. Однако находка 1951 года представляла собой достаточно полный и в целом понятный для прочтения текст. Именно с нее начинается история систематического накопления и изучения в науке этого нового вида письменных источников. Вскоре уже в 50-60-х годах были найдены берестяные грамоты в других городах северо-западной Руси: Смоленске, Пскове, Старой Руссе. В 80-х годах эти письменные памятники были найдены в Твери, Мстиславле (Белоруссия), Москве.
Шумерское письмо
В Шумере и наследовавших его царствах Аккада и Вавилона основным физическим носителем информации так и осталась глиняная табличка. С позиций социогенеза это был технологический провал.
Начнём с того, что табличка пригодна для записи ограниченное время – пока глина мягкая, поэтому невозможно было дописать информацию, если оставалось свободное место. После записи табличку надлежало длительное время сушить на солнце или в печи. Носитель после сушки становился недоступным для коррекции записи, тогда как папирус позволял легко её править, более того, его можно было очищать и использовать повторно. На глине невозможно было делать зарисовки – навык крайне полезный при передаче сложной визуальной информации, который был рядовым для египетских писцов.
Наконец, самое главное – вес носителя. Учитывая плотность керамики, стандартная шумерская табличка толщиной 2,5 см и размером 15×20 см (примерно формат А5) весила почти 2 кг. Клинописная информация была очень тяжёлой в прямом физическом смысле слова, как следствие её производство, хранение, перемещение, обработка, доступ к ней были весьма энергоёмкими процессами. Для государства ресурсная цена единицы «глиняной» информации оказалась в разы, если не на порядки выше папирусной. Поэтому настолько же ниже был объём производимой и циркулировавшей в системе информации в расчёте на одного бюрократа.
Компенсировать столь явное технологическое отставание гигантским ростом бюрократии не представлялось возможным. Она была очень дорогим элементом государства, поэтому, во-первых, никто просто не позволил бы монарху собирать столь огромные налоги, во-вторых, и это главное, бюрократия фактически съедала бы весь энергетический выигрыш от объединения социумов, что сделало бы процесс консолидации нецелесообразным. Поэтому потоки информации в царствах Месопотамии в сравнении с Египтом оставались рахитичными, а создаваемые на их хлипком фундаменте большие державы были неустойчивыми и фрагментарными. Естественный для слабого государства недобор налогов, значимую долю которых потребляла энергоёмкая бюрократия, оставлял мало ресурсов для социального развития и масштабных проектов.
Итогом стало эволюционное отставание Месопотамии во всех аспектах социогенеза. И самое первое следствие «небольшого», казалось бы, различия (папирус vs глина) в сроках создания полноценной письменности: первый законченный вариант старошумерской клинописи появился только в 2750 до н.э., а уровня упорядоченного словесно-слогового письма, соответствовавшего исходному египетскому, Шумер достиг около 2400 до н.э., ссылка. Таким образом, отставание от Древнего Египта составило почти 800 лет.
Аналогичным было и отставание во времени создания и качестве государственности, угнетаемой тяжестью глиняной информации.
Разница итогов социогенеза в одном рисунке
Хилая государственность Шумера-Аккада-Вавилона исчезла, оставив невнятные относительно Древнего Египта памятники, тогда как государственность Древнего Египта, несмотря на все потрясения, дожила до наших дней вместе с её невероятными шедеврами:
Раннее царство Древнего Египта: пирамида Хеопса, около 2600 до н.э.
Шумеро-Аккадское царство III-й династии Ура: зиккурат в Уре, около 2050 до н.э.
Разница масштабов становится наглядной, когда помещаешь сооружения рядом:
Внутри пирамиды с лёгкостью разместилась бы «выставка» с экспозицией из двенадцати зиккуратов:
Куда сильнее поражает разница в уровне ресурсных, инженерных, технологических, инфраструктурных, логистических, организационных задач, которые решали египтяне и шумеры, причём египтяне решали их на 550 лет раньше постшумеров.
Таковы наглядные плоды слабой письменности и энергоёмкого носителя. Поэтому папирус с полным на то основанием можно назвать самой великой технологией Древнего Мира. Пожалуй в ряд с ней можно поставить лишь фонетическое письмо, но его широкое тиражирование относится уже к I-му тыс. до н.э. Оно стало возможным благодаря одновременной гибели всех больших царств Передней Азии и запросу на фонетическое письмо со стороны социогенеза, поддержанному широким распространением папируса.