Кобзон иосиф бухенвальдский набат

А вы знали, кто автор стихов о «бухенвальдском набате»?

Музей «Бухенвальдский набат»

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.–
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.

Именно с этих слов начинается экскурсия в нашем школьном музее «Бухенвальдский набат», который был создан в 1968 году. Его экспозиции посвящены малолетним узникам фашистских концлагерей.

Главная цель нашего музея — бережно хранить и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне, для того чтобы нынешнее  и грядущее поколение вечно помнили и чтили своих предков, совершивших выдающийся подвиг во имя спасения человечества.

Музей – центр военно-патриотической работы в школе. В преддверии Дня  Победы в музее проходят уроки  истории, литературы,  уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта, бывшими малолетними узниками фашистских  концлагерей, а в течение учебного года – экскурсии для всех желающих.

Школьный музей имеет определенную структуру и организуется на основе самоуправления. Работой музея руководит Совет, избираемый на собрании актива музея. Его коллективный состав определяется характером и объемом работы. Сегодня – это 30 активистов из числа учащихся школы. Они осуществляют поисковую, фондовую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу, изучают литературно-исторические источники, систематически пополняют  фонды музея, обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет, создают и обновляют экспозицию. Многое в нашем музее уникально: и личные вещи узников концлагерей, и потрясающие своей правдивостью фотографии, картины и панорама.

Музей имеет богатую историю.

В 1964 г. ученики 7 класса под руководством классного руководителя Чистяковой Л.С. прочли книгу Николая Петровича Тычкова «Маленькие пленники Бухенвальда». Ребята заинтересовались их дальнейшей судьбой и написали письмо автору. От Николая Петровича пришел ответ. Началась переписка. Были оформлены первые 3 стенда: «Это не должно повториться», «Люди мира будьте зорче втрое, берегите мир!», «Наша переписка».

23 февраля 1968 года на торжественном открытии музея были гости из Москвы – бывшие узники фашистских концлагерей, делегаты от  классов и других школ. К этому времени ребята уже переписывались более чем с 80 бывшими узниками лагерей. Свои первые экскурсии проводили учащиеся перед родителями и учениками школы. Руководила работой музея Наталья Евлампиевна Банникова, учитель литературы. Экспонатов становилось все больше. Пришла посылка из Бухенвальда с большим альбомом. Откликнулся на письмо Вальтер Бартель из ГДР – добровольный экскурсовод музея «Бухенвальд» и бывший его узник.

С 1969 г. руководителем музея стала Волкова Софья Михайловна. Поисковая группа побывала в ГДР в мемориальном комплексе «Бухенвальд». Ребята посетили Н.Ф. Кюнга, который был узником «Бухенвальда», привезли материал о Стефане Цвейге.

Надежными помощниками Софьи Михайловны стали Сурьянинов Михаил, Дубова Лена, Циганов Олег, позже служивший в Афганистане. В музее установились традиции и четкие музейные даты: 23 февраля – день открытия музея и 11 апреля – день освобождения концлагеря «Бухенвальд».

11 апреля 1969 г. в годовщину освобождения Бухенвальда в школе состоялся форум «Бухенвальд не должен повториться». В гости приехали бывший узник концлагеря Заксенхаузен Набоченко Леонид Федорович и учитель иностранного языка школы № 1 г. Владимира Поспелов Владимир Алексеевич  — бывший узник концлагеря Дахау.

В 70-е годы музей вел переписку с замечательным композитором В.И. Мурадели, автором музыки к песне «Бухенвальдский набат». Сегодня эти письма бережно хранятся. Поисковая группа музея, в состав которой входили учащиеся школы и члены совета музея, побывали во многих городах – героях, привозили новые материалы, завязывались знакомства, оформлялись новые стенды, а «адресный стол» пополнялся новыми контактами.

В 1987 году на территории школьного двора был открыт памятный знак, посвященный участникам сопротивления, на котором высечены слова Ю. Фучика:

Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам

Как друзья, как родные, как вы сами!

Приглашаем посетить  наш школьный музей «Бухенвальдский набат».

      

История создания песни «Бухенвальдский набат».

Эта песня была написана поэтом Александром Соболевым, участником войны, евреем по национальности. Хотя песня конкретно касается концентрационного лагеря в Бухенвальде (Германия), но она звучит как напоминание о преступлениях фашизма, о безвинных жертвах, память о которых священна. Песня известна и популярна не только в России, но и в мире.

«Бухенвальдский набат»- песня, облетевшая всю планету, ставшая своего рода символом борьбы народов за мир. Кажется невероятным, но почти за сорок лет жизни «Бухенвальдского набата» никогда не объявлялось имя автора слов.

Звали его Александр Соболев. Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения. Как вспоминает вдова поэта, уже через два часа после этого сообщения Александр Владимирович прочитал ей:

«Сотни тысяч заживо сожжённых Строятся, строятся в шеренгу к ряду ряд…»

Соболев отнес эти стихи в «Правду». По наивности он полагал, что в центральной партийной газете к ним отнесутся с заинтересованностью, особенно если учесть, что война окончилась не так давно, что автор -фронтовик, инвалид войны второй группы. Однако в «Правде» были другие критерии. Газета партийная, а автор стихов — беспартийный, к тому же еврей. Стихи не просто вернули безо всяких объяснений, они были все перечеркнуты.

Тогда Соболев понес их в «Труд». В «Труде» они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. И автор послал его композитору Вано Мурадели.

Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!»

С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но… там песня была встречена холодно, если не сказать хуже. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а один очень известный в то время поэт-песенник сказал: «Это же не стихи, а мракобесие…»

Но, видимо, предначертанную свыше счастливую судьбу песни было не дано перечеркнуть никаким чиновникам. Как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Её тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.

Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить её распространение было невозможно. Её взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Б.А. Александрова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: