О Сталине и миллионах
«… Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов — значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.
Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства…
И потом, запреты ведь только создают феномен «запретного плода». Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос… памятник Сталину! Из-под земли!»
Биография
Родился 1 января 1919 года в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным — в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.
Согласно официальной биографии, в 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе. Оттуда ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах, на фронте в 1942 году вступил в ВКП(б). Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков.
Сведения из официальной биографии Гранина были опровергнуты литературоведом Михаилом Золотоносовым, который обнаружил, что в архивных документах, обнародованных в общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», сообщается, что на Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ, в армию в 1941 году вступил не рядовым, а был направлен в звании старшего политрука, впоследствии служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (сформирован 2 мая 1942), сведения же о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени не подтверждаются.
Впрочем, как уточняет Золотоносов, в наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен. Данные о вступлении в ВКП(б) в изученных литературоведом документах расходятся — в наградном листе указан 1940 год, но согласно личному делу из ЦГАИПД СПб, кандидатом в члены партии он стал лишь в 1941 году на Кировском заводе.
С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. В дальнейшем — профессиональный литератор. Секретарь, с 1965 года второй секретарь, в 1967-1971 годах первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР. В качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации, по мнению Золотоносова, лично ответственен за осуждение И. А. Бродского на судебном процессе 1964 года.
Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Член Всемирного клуба петербуржцев.
В возрасте 95 лет в 2014 году выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.
О разнице между фашизмом и коммунизмом
«Шпеер едва ли не исключение — фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения. Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю… Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр — то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..
Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости… Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.
Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях. Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал. И трудно себе представить, как это возможно: читать «Воскресение» Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?»
О выступлении в бундестаге три года назад
«Было очень странное, многослойное ощущение… Я — один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить…
Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть — тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.
Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: «Боже мой, это же встреча промахнувшихся!»
О любви в жизни и книгах
«В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда — вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать…
Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть…
Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно… Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в «Анне Карениной» Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.
Вы знаете, что такое любовь — для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине «Прогулка». Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!
С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима».
Творчество
Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина — реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами.
- роман «Искатели» (1954)
- роман «Иду на грозу» (1962)
- Роман «После свадьбы» (1958) посвящён судьбе молодого изобретателя, посланного комсомолом на работу в деревню. Все три романа инсценировались для театра, по ним сделаны одноимённые фильмы («Искатели» (1956), «После свадьбы» (1962), «Иду на грозу» (1965)).
- Рассказы и повести «Победа инженера Корсакова» (опубликована в 1949 под названием «Спор через океан»), «Вариант второй» (1949), «Ярослав Домбровский» (1951), «Собственное мнение» (1956).
- Книги очерков о поездках в ГДР, Францию, на Кубу, в Австралию, Англию — «Неожиданное утро» (1962) и «Примечания к путеводителю» (1967);
- Рассказ «Дом на Фонтанке» (1967), повесть «Наш комбат» (1968), раздумья о «Медном всаднике» А. С. Пушкина — «Два лика» (1968).
- Художественно-документальные произведения: «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А. А. Любищеве), «Клавдия Вилор» (1976, Государственная премия СССР), роман «Зубр» (1987, о судьбе биолога Н. В. Тимофеева-Ресовского), «Блокадная книга», ч. 1 -2 (1977-1981, совместно с А. М. Адамовичем).
- В романе «Картина» (1979) и в повести «Неизвестный человек» (1990) затронуты проблемы сохранения исторической памяти, предпринят анализ состояния человека, теряющего своё место в социальной иерархии.
- «Повесть об одном учёном и одном императоре» — биография Араго (1991).
- Шпионский роман «Бегство в Россию» (1994).
- Повесть «Оборванный след» — о жизни учёных в современной России (2000).
- Эссе «Страх
» — о преодолении тоталитаризма и коммунизма.
Награды
- Герой Социалистического Труда (1 марта 1989 года),
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (28 декабря 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность
. - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 января 1999 года) — за заслуги перед государством и большой вклад в развитие отечественной литературы
. - Орден Александра Невского (21 декабря 2013 года) — за вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю общественную деятельность
. - Два ордена Ленина (16 ноября 1984 года; 1 марта 1989 года),
- орден Отечественной войны II степени (1985),
- Орден Трудового Красного Знамени (28 октября 1967 года),
- Орден Дружбы народов (2 января 1979 года),
- Орден Красной Звезды (2 ноября 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования фронтом по восстановлению и ремонту боевой техники
, - Крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» I класса — Офицерский Крест (ФРГ),
- медали.
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005 год).
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2009 год).
- Медаль «Маршал Баграмян» Министерства обороны Республики Армения (2013 год).
- Почётный член РАХ
- Почетный доктор СПбГУП с 1997 года
- Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.
- В октябре 2008 года получил в Санкт-Петербурге международную премию за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (диплом, нагрудный знак и денежная премия), которой были отмечены также Томас Венцлова, Раймонд Паулс, Ингмар Бергман (премия учреждена в 2004 году Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Всемирным клубом петербуржцев и фондом «Балтийский международный фестивальный центр»)
- Литературная Бунинская премия (2011 год)
- Царскосельская художественная премия (2012 год)
- Первая премия «Большая книга» (2012 год)
- Премия «Лучший роман года» (2013 год, Китай), за книгу «Мой лейтенант»
- Премия имени доктора Фридриха Йозефа Гааза — за особый вклад в укрепление германо-российских отношений
(2016 год) - Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
- Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
- Премия имени Гейне
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) в номинации «Литературное искусство»
- Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2016 года.
Девушки, паровозы и ни одного немца
Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде
Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта «Коридор бессмертия». Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей. Шлиссельбургскую магистраль называли красиво — «Дорога Победы», но у самих железнодорожников она «славилась» как «коридор смерти». Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис. Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин
Гранин читал сценарий «Коридора бессмертия», и первая его реакция, которую я помню: «Девочки настоящие, я знал таких».
Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.
Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.
И как говорил нам Гранин, война — не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.
Но вот один февральский день 1943 года — солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется… Что бы ни было — жизнь продолжалась
Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм. И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях
Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней — в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: «А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?» Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: «Тишиной».
Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.
Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.
Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера
Помню, в последний раз — мы были у него в конце мая — я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки
После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.
Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны — аскет, а с другой — ценил качество жизни.
В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом — озорной глаз. Вот таким он был — немного колючим и озорным.
Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!
Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и — неожиданно!
Странно, казалось бы.
Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное — характер
И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.
Читать краткую биографию Даниила Гранина
Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Герман) родился 1 января 1919 года в Курской губернии. Его отец был рабочим, а мать — домохозяйкой.
В 1940 году Даниил Александрович окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «гидроэлектрические станции». Затем устроился старшим инженером на Кировский завод, стал членом ВЛКСМ, учился в аспирантуре и одновременно публиковал свои статьи в многотиражке. В 1941 году Гранин записался добровольцем в Красную Армию, чтобы сразиться с фашистской Германией во время Великой Отечественной войны.
Военные годы стали для будущего писателя настоящим испытанием. Гранин был дважды ранен, награжден орденом Красной Звезды, сражался с немцами во время блокады Ленинграда. Все это время Даниил Александрович вел дневник, фиксируя в нем события войны и жестокость окружающей действительности. Впоследствии эти записи стали основой его автобиографичных произведений.
После войны Гранин работал в научно-исследовательском институте и Ленэнерго. В свободное время занимался литературным творчеством. В 1949 году Даниил Александрович опубликовал свой рассказ «Вариант второй» в журнале «Звезда», который был высоко оценен писательским сообществом. А через год Гранин оставил работу инженера и посвятил себя исключительно литературному творчеству.
Свою первую книгу под названием «Спор через океан» он опубликовал в 1950 году. Через год вышла в свет его новая книга — «Ярослав Домбровский», а в 1952 году — сборник очерков «Новые друзья». Писательскую славу Гранину принес роман «Искатели», опубликованный в 1955 году.
Тема Великой Отечественной войны всегда занимала центральное место в творчестве Даниила Александровича. Реалистическая манера письма и глубокая психологическая проработка персонажей делают его произведения уникальными и поистине живыми.
Наиболее известные творческими работами Гранина стали романы «Иду на грозу», «Мой лейтенант» и «Заговор», повести и рассказы «Неизвестный человек», «Собственное мнение», «Кто-то должен», документально-публицистическая проза «Размышления перед портретом, которого нет» и многие другие
Особое внимание он уделял повседневной жизни простых людей, маленьким радостям и печалям, которые сопровождали их в тяжелое военное время
Благодаря своему профессионализму и таланту, Даниил Александрович завоевал признание и любовь читателей. Его произведения переведены на множество языков и изданы в огромных тиражах. Гранин также был активным общественным деятелем, за что получил высокие звания и награды.
Даниил Александрович Гранин ушел из жизни 4 июля 2017 года и похоронен в Москве. Его жизнь и творчество стали ярким примером преодоления трудностей, отваги и стойкости духа во имя истины и литературы.
Об отношении Европы к России
«Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом. Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века «гайки завинтил» Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. — Ред.)…
И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией… И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром».
О чуде победы и Пушкине
«Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.
Но самое интересное все-таки — почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме — это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?
Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: «Почему вы проиграли войну?» Он не мог ответить, кроме как: «Потому что Америка вступила». Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?
Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа — это чудо. Вначале меня это возмутило: «А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?»
Но потом я вспомнил Пушкина. «Гроза двенадцатого года/ Настала — кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?» Это признание Пушкина — тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков».
О блокаде Ленинграда
«Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.
Одна из высказанных официально гипотез — Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен — несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что «через неделю обязательно». Но так и не отдал приказа наступать.
Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг…
Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь…»