Какие великие итальянские архитекторы творили в россии

Основание Эрмитажа

Датой создания музея принято считать 7 декабря 1764 года. Изначально это была личная коллекция императрицы Екатерины II — прусский коммерсант и коллекционер Иоганн Эрнст Гоцковский отдал ей 317 картин. Общая стоимость собрания оценивалась в 183 000 союзных талеров, что было равно примерно пяти килограммам чистого серебра. 

Основу коллекции Екатерины II составили полотна голландской и фламандской школ начала XVII века. Среди полотен были работы Рубенса, Рембрандта, Хонтхорста и Гольциуса.

Сначала большинство картин располагалось в уединённом флигеле Зимнего дворца, который был возведён в 1754-1762 годах. Проект создал архитектор Франческо Растрелли. Работы начались при императрице Елизавете Петровне, однако она не дожила до их окончания, и внутренним оформлением руководила уже Екатерина II. Строение отделано в барочно-рокайльном стиле, залы выдержаны в духе французского рококо.

«Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула», В. Садовников, 1847 год

В 1764 году началось строительство Малого Эрмитажа, который расположился недалеко от парадной Зимнего дворца. Своё имя здание получило в связи с привычкой Екатерины II проводить здесь досуговые мероприятия — «малые эрмитажи». Проект павильонов создал архитектор Юрий Матвеевич Фельтин. Работы были завершены в 1775 году.

Впоследствии залы с художественной коллекцией императрицы стали называть «Эрмитаж» — в переводе с французского слово означает «место уединения». Постепенно это имя закрепилось за всем музейным комплексом.

Малахитовая гостиная, К. А. Ухтомский, 1865

Презентация на тему: » Итальянские строители России. Ридольфо Аристотель Фиораванти Именно этот итальянский зодчий и инженер прорубил в XVI веке окно в Россию – в Великое княжество.» — Транскрипт:

1

Итальянские строители России

2

Ридольфо Аристотель Фиораванти Именно этот итальянский зодчий и инженер прорубил в XVI веке окно в Россию – в Великое княжество Московское. Карьера Фиораванти развивалась на родине весьма успешно, пока в 1473 году его не посадили в тюрьму по обвинению в сбыте фальшивых монет. Вскоре архитектора оправдали, однако осадок у него остался. В 1474 году он встречается в Риме с русским послом Семеном Толбузиным, который искал иностранного специалиста для строительства Успенского собора, а уже в 1475 году переезжает в Московию.

3

О прибытии итальянского зодчего в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».Достижения Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты. Монета, предположительно отчеканенная Фиораванти. Между

4

Марко Руффо (Марк Фрязин) По поручению Ивана III был ангажирован в Московию венецианским послом. Вероятно, Марко не относился к «звездам» итальянской архитектуры, поскольку о нем не сохранилась никаких сведений в итальянских источниках.

5

Достижения По проектам Марко Руффо были построены многие Кремлевские башни (Спасская, Беклемишевская и Никольская и др), Казенный двор и Грановитовая палата (совместно с Пьетро Антонио Солари).

6

Пьетро Антонио Солари Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.

7

Достижения Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино- Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.

8

Доменико Андреа Трезини С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт- Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

9

Достижения По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

10

Антонио Ринальди В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

11

Достижения Строительство Большого Гатчинского дворца Екатерининский собор в Кингисеппе

12

Джакомо Антонио Доменико Кваренги В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу».

13

Достижения Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт- Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

14

Карл Иванович Росси архитектурии» в Санкт-Петербурге. Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию

15

Достижения Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Дальнейшее развитие

По примеру Екатерины II многие состоятельные люди в стране увлеклись коллекционированием. Императрица стремилась закрепить за собой славу «просвещённой государыни» и превзойти резиденции европейских правителей красотой и богатством своего двора. Знатоки живописи находили и закупали для неё ценные коллекции полотен.

Постепенно музей пополнялся новыми произведениями искусства:

  • В 1768 году императрица получила более 5 000 рисунков из коллекции графа Людвига фон Кобенцля, среди которых — портрет неизвестного мужчины в шляпе предположительно кисти Жана Фуке. Именно они положили начало развитию собрания графики Эрмитажа.
  • Годом позднее князь А. М. Белосельский-Белозерский приобрёл в Дрездене коллекцию картин графа Генриха фон Брюля. Оно насчитывало 600 работ западноевропейских авторов.
  • В 1772 году в фонд музея вошло собрание живописи барона Пьера Кроза. Купить его императрице помог князь Д. А. Голицын.
  • Ещё через шесть лет галерея пополнилась собранием картин первого британского премьер-министра Роберта Уолпола.
  • Двумя годами позже для музея Екатерины II приобрели 119 полотен из коллекции графа Франсуа Бодуэна в Париже. Среди них было девять работ Рембрандта и шесть портретов ван Дейка.
  • Помимо картин, императрица коллекционировала античные статуи и бюсты. Одним из важнейших приобретений для галереи стала скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
  • Во Франции было куплено собрание резных камней герцога Орлеанского. Специально для них мастер-мебельщик и механик Давид Рентген в Германии создал несколько шкафов.
  • Коллекцию Екатерины II пополнили библиотеки Вольтера и Дидро.

Многие картины были написаны для музея на заказ — это работы Шардена, Гудона, Рёнтгена и других живописцев.

«Портрет молодого человека с перчаткой в руке», Франс Халс«Гуляки», Ян Стен

Ещё до завершения строительства Малого Эрмитажа стало очевидно, что для коллекции необходимы более просторные помещения. В 1770 году императрица издала указ о возведении нового здания, которое получило название Большой Эрмитаж. Работами руководил архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство проходило в несколько этапов, окончательный облик здание приобрело лишь при Александре Первом.

В 1783 году ансамбль Зимнего дворца дополнило трёхэтажное здание Эрмитажного театра, возведённое по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Строение завершает музейный комплекс, протянувшийся вдоль Невы.

В 1796 году, после смерти императрицы, была составлена опись Эрмитажа. Выяснилось, что за годы правления Екатерина II собрала коллекцию из 3996 картин.

Угловая гостиная императора Николая I

Сказочная красота Петергофа

Усовершенствовать загородную резиденцию Петра I – на такое могла замахнуться только его дочь. Именно Елизавета заменила роскошным барокко сдержанный классицизм дворцово-паркового ансамбля. И лучшим архитектором для приумножения красоты Петергофа оказался, конечно же, Растрелли. Ему удалось совместить собственное бережное отношение к работе предшественников с требованиями императрицы, мечтавшей превзойти Версаль по пышности декора.

Получилось, что архитектору пришлось в некотором роде продолжить дело отца-скульптора. Тот был приглашен для украшения парка и с блеском это осуществил. Растрелли-старший создал целую коллекцию великолепных скульптур и прелестных беседок, расширил пространство фонтанов. Перед сыном стояла более сложная задача: увеличить дворец, сохранив не только стены петровских хором, но и атмосферу петровского века. При этом украсить его так, чтобы роскошь обновленного сооружения стала демонстрацией мощи российского самодержавия.

Почти 10 лет Растрелли работал над экстерьером дворца. Расширил комплекс, оставив почти без изменений выразительный центральный корпус. Зато оба пристроенных флигеля украсила позолоченная резьба, стены резиденции сияли зеркалами, а потолки украшала роспись плафонов. Новые корпуса и павильоны соединяли красочные галереи.

Одним словом, то, как выглядит сегодня это великолепие на южном берегу Финского залива – свидетельство расцвета гения Растрелли.

Главный дворец российских императоров

Более 140 лет великолепное сооружение служило императорской резиденцией. На самом деле современный Зимний дворец, созданный Растрелли, – пятый вариант постройки. Первый, свадебный подарок Петру I от губернатора Меншикова сохранился внутри новых стен Эрмитажного театра.

Растрелли был автором и четвертого, и пятого вариантов. Четвертый, временный, дворец он построил на период сооружения основного. Главный свой шедевр зодчий проектировал и создавал 12 лет. К окончанию строительства в 1762 году здание было самым высоким в городе. Но доминировало оно не только высотой. Это было самое выдающееся произведение русского барокко.

Часто задаваемые вопросы

Как войти в Эрмитаж с Иорданской лестницы?

Если вы приехали в Санкт-Петербург на экскурсию в Эрмитаж впервые, лучше всего выбрать Маршрут № 1. Он стартует у подножия Иорданской лестницы — самой знаменитой в Зимнем дворце. Чтобы добраться к ней и начать осмотр музея, нужно зайти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади. Большинство посетителей заходят именно здесь. Вы попадёте во внутренний двор Зимнего (по-другому он называется Большой), через который нужно пройти. Навигационные указатели покажут, как выйти к Иорданской лестнице и начать экскурсию по музею.

В рамках Маршрута № 1 посетители могут посмотреть самые знаменитые картины западноевропейских авторов — Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи. По пути к собранию этих шедевров, вы прогуляетесь по роскошным дворцовым интерьерам — парадным залам музея: Большому тронному, Георгиевскому, Фельдмаршальскому. Стоит задержаться в Военной галерее 1812 года, чтобы подробно рассмотреть все представленные там полотна — их более 330.

Какие картины находятся в Главном штабе Эрмитажа?

Кроме Зимнего дворца и прилегающих к нему зданий (Малого, Большого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра) на другой стороне Дворцовой площади в Петербурге есть ещё одно здание в составе Главного музейного комплекса. Это Главный штаб Эрмитажа — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга полукруглой формы и большой аркой посередине. Обычно именно сквозь неё по Большой Морской улице жители и гости Санкт-Петербурга попадают на Дворцовую площадь к Александровской колонне и Зимнему дворцу. Вход в Главный штаб раньше находился только слева от арки (если смотреть на здание со стороны Дворцовой). Теперь можно пройти и сразу под аркой, там оборудовали новый вход.

Многие специально приезжают в Санкт-Петербург и отправляются не в Зимний дворец, а в Главный штаб Эрмитажа, чтобы увидеть и подробно рассмотреть картины знаменитых французских импрессионистов и постимпрессионистов:

  • «Дама в саду», «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
  • «Танец», «Красная комната», «Музыка» Анри Матисса.
  • «Любительница абсента», «Кирпичный завод в Тортосе» Пабло Пикассо.
  • «Таитянские пасторали» Поля Гогена.
  • «Две танцовщицы», «За туалетом», «Вытирающаяся женщина» Эдгара Дега.

Когда можно попасть в Эрмитаж бесплатно?

Бесплатный день в Эрмитаже — третий четверг каждого месяца. Но не для всех, а только для некоторых посетителей. Вход по бесплатным билетам в Зимний дворец, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода в каждый третий четверг месяца возможен для: 

  • несовершеннолетних;
  • инвалидов (первая и вторая группы), в том числе детей-инвалидов;
  • членов многодетных семей из России и стран Евразийского экономического союза;
  • пенсионеров из РФ и других государств ЕАЭС;
  • ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • узники концентрационных лагерей;
  • ветераны боевых действий;
  • курсанты и призывники;
  • полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
  • Герои Соцтруда.

Те, кто учится или работает в сфере искусства, также имеют право на вход в музей на экскурсию по бесплатным билетам

  • работники российской музейной сферы;
  • представители творческих объединений — художественных, дизайнерских, архитектурных;
  • члены Международного Совета музеев;
  • студенты и аспиранты (направление обучения в вузе не обязательно должно быть связана с искусством);
  • интерны, ординаторы, адъюнкты.

Удобнее всего оформлять билет с правом бесплатного входа онлайн. В форме на сайте нужно подробно прописать данные из документов, подтверждающих право посетителя на бесплатный билет. Для сопровождающих льготы не действуют, и билеты необходимо приобрести по полной стоимости. Исключение составляют те, кто сопровождает:

  • инвалидов (первая, вторая группы) из РФ и ЕАЭС;
  • детей-инвалидов.

Это относится к сопровождающим тех, кто не может передвигаться самостоятельно (колясочникам, инвалидам по зрению). Тифло- и сурдопереводчики также имеют право на бесплатный вход.

С собой важно иметь подтверждающие документы, данные которых вы ввели на сайте при оформлении бесплатного билета

Возвращение в Россию[править]

В течение 1803—1804 гг. Карл Росси учился в Италии во Флорентийской академии.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург (современный вид)

Елагин дворец

В 1806 году, по возвращении в Россию Росси был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 — «Кремлевской экспедиции» в Москве. Известно, что Карл Росси создал много проектов в Москве (среди них — Арбатский театр), но ни один из них не сохранился.

В 1815 году был возвращён в Санкт-Петербург, в 1816 году назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. Работал он много и продуктивно. В 1819 году он обратился с просьбой освободить его от работы на фарфоровом заводе в связи с большой занятостью другими проектами. Просьба была удовлетворена. Теперь он занимался только городскими постройками.

Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города — до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

И то, что город Санкт-Петербург получил неофициальное название «Северная Пальмира» (название приписывается к концу 18 века, но это не так — оно возникло лишь в начале 19 столетия, а автором выражения является литератор и издатель Фаддей Венедиктович Булгарин (1789—1859), который, судя по году рождения, никак не мог сделать эту фразу «крылатым выражением» в 18 столетии) и до сих пор, несмотря на выдающиеся старания последних властителей по уничтожению стиля Санкт-Петербурга, не утерял звание «города-музея» и входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — во всем этом огромный вклад великого русского зодчего Карла Ивановича Росси.

Деятельность Карла Ивановича была достойно оценена, среди его наград:

  • В 1818 году награждён орденом Анны II степени.
  • В 1821 году награждён алмазными знаками к ордену Анны.
  • В 1825 году за строительство Михайловского дворца награждён орденом Владимира III степени.
  • В 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу.

Однако с царствованием императора Николая Первого все явственнее обнаруживались новые тенденции во внутренней политике Российской империи.

Биография К. Росси

Карл Росси родился в Неаполе в декабре 1775 года. Мать его, Гертруда Росси, была знаменитой балериной, впоследствии выступавшая на сцене Петербургского театра. Воспитывал будущего архитектора отчим – известный балетмейстер и танцор Шарль Ле Пик. Карл с самого рождения был окружен людьми, связанными с искусством. Возможно, это повлияло на раскрытие его таланта и дальнейшую жизнь.

Переезд в Россию

В 1786 году отчим мальчика вместе с женой получили приглашение работать в Петербургской Императорской труппе. Так Карл оказался в России. Жила семья Росси хорошо: Шарль Ли Пек давал уроки танцев детям императорской династии, а Гертруда выступала в театре. Карла отдали учиться в школу при церкви Святого Петра, где он получил достойное образование и выучил русский язык.

В последствие в благодарность за труды будущий император Павел I подарил Росси дачу в Павловске, и, возможно, именно этот подарок сыграл большую роль в дальнейшей жизни будущего архитектора. Там на званых обедах и ужинах собирались многие представители городской интеллигенции, с которыми Карл Росси быть знаком. А соседом по даче у четы России был знаменитый архитектор Винченцо Бренна. К тому времени Росси уже активно интересовался архитектурой, и когда стал вопрос о поиске учителя, у родителей не было сомнений, что им должен стать Бренна.

Начало карьеры

Наличие в наставниках такого известного архитектора, как В. Бренна, безусловно, повлияло на развитие карьеры Росси, но без таланта вряд ли бы он смог достичь хотя бы части той славы, которая у него была. В конце XVIII века Карл начал работать в Адмиралтейском ведомстве, и спустя всего лишь несколько лет, стал помощником архитектора.

После смерти императрицы, Павел I, взойдя на престол, решил построить для себя замок. По стечению обстоятельств главным архитектором был назначен В. Бренна, а помогал ему Росси. Помимо Михайловского замка, Бренна и России переделывали некоторые помещения Зимнего дворца, трудись над проектами на Каменном острове и в Гатчине и достраивали Исаакиевский собор. Все эти проекты служат доказательством востребованности талантов Росси. Разумеется, труд его достойно оплачивался.

Однако после убийства императора все круто изменилось. В. Бренна был отстранен от дел и покинул Россию. К. Росси тоже принял решение уехать, но с целью продолжить обучение. В 1802 году он попадает в Рим, где продолжает изучать архитектуру. За 2 года в Италии он стажировался в Риме, Флоренции и многих других городах, и лишь после этого решил вернуться в Санкт-Петербург.

Возвращение в Россию

На Родину Карл Росси вернулся полным планов и амбиций. Первым предложением было переделать набережную Адмиралтейства, но одобрения он не получил. Позже архитектор перебрался в Москву, где занимался ремонтом зданий правительства. К его работам здесь относят Арбатский театр, Екатерининскую церковь в Вознесенском монастыре и планирование застройки Твери. Однако многие из его творений не сохранились.

В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург и начинает менять облик города. На протяжении 10 лет он работал над ансамблем Дворцовой площади: было возведено всем известное здание Штаба и изменено направление Большой Морской улицы. Знания, полученные в Италии, во многом диктовали внешний вид возводимых построек. Он не боялся использовать новые для России тех времен приемы. Во многом современный вид Санкт-Петербурга определился именно работами этого величайшего архитектора.

Завершение карьеры

В 1832 году Карл Росси подал прошение об отставке или, как сказали бы сейчас, об уходе на пенсию. Прошение было принято, но трудиться зодчему приходилось еще ни раз: он работал над реставрацией Александринского театра и Эрмитажа. Император вновь и вновь обращался к Росси, потому что равных ему не было.

Чем сильнее слава мастера, тем трагичнее воспринимаются последние годы жизни, проведенные в нищете. После смерти второй супруги Росси остался один с 10 детьми от двух браков и очень слабым здоровьем. Помимо периодических заработков, он торговал билетами в ложу Александринского театра и писал унизительные для него письма императору с просьбой о материальной помощи. Но денег едва хватало на оплату жилья у Фонтанки.

В 1849 году он согласился на реконструкция Александринского театра, хотя работать было уже очень тяжело. Там он и заразился холерой, от которой умер в апреле 1849 года. Хоронили великого архитектора на деньги, пожалованные императором, потому что дети не могли позволить себе даже самые скромные похороны. Изначально Карла Росси похоронили рядом со второй супругой на Волковском лютеранском кладбище, но в 1940 году его перезахоронили в Некрополе Александро-Невской лавры.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Дворец трех императриц

Резиденция Екатерины I, Елизаветы и Екатерины II, дворец в Царском селе перестраивался в соответствии с модой и вкусом каждой из владелиц. Елизавета Петровна, любительница барокко, задумала перестроить загородный дворец в стиле парадных европейских резиденций. Конечно, она поручила это масштабное усовершенствование Растрелли.

На демонтаж и перестройку ушло почти 4 года. Результат вызвал изумление и восхищение у всех. Основное парадное здание соединено галереями с двухэтажными флигелями. Роскошный фасад, отделанный позолоченными скульптурами, простирался на 325 метров. А перед ним расстилался грандиозный парк. Его аллеи тоже украшали позолоченные статуи.

Интересные факты

  • Из 317 картин, которые получила императрица в 1764 году, в Эрмитаже хранится, как минимум, 96 полотен.
  • С XVIII века в зданиях музея обитает множество кошек. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, поскольку помогают бороться с грызунами, которые могут повредить ценные произведения искусства.
  • На крыше Зимнего дворца располагаются 176 скульптур. Они размещены таким образом, чтобы скрывать печные трубы от взглядов прохожих.
  • В период с 1964 по 1991 годы музей носил название «Ордена Ленина Государственный Эрмитаж».
  • Изначально здания музейного комплекса были окрашены в разные цвета. Привычный зелёный оттенок они приобрели после окончания Великой Отечественной войны.
  • В Эрмитаже можно увидеть массивную табакерку из золота, которой был убит император Павел I. На её боку осталась вмятина от удара.
  • Эрмитаж — единственный музей в России, в котором представлены полотна, созданные Леонардо да Винчи.
  • Самая дорогая картина в галерее — «Чёрный квадрат» Малевича. Её стоимость оценивают в 20 миллионов долларов.
  • Самое большое полотно — «Рай» Тинторетто. Оно занимает три выставочных зала. Высота картины — 7 метров, длина — 22 метра.

Итальянская традиция и архитектура первой половины XVIII века в России

Петр Первый был не первым царем, пригласившим итальянских зодчих в Россию, но бесспорно при нем количество иностранных мастеров достигло небывалых значений. Первые же итальянские мастера приехали в Россию по приглашению Ивана III, который стремился создать свой «третий Рим».

Одним из самых известных итальянцев в России был Аристотель Фьораванти, ему было поручено строительство собора в сердце столицы, в Кремле. Собор должен был стать центром церковной и политической жизни, все российские государи в нем венчались на царство. Предыдущие попытки возвести собор не увенчались успехом, поэтому пригласили иностранного зодчего. Аристотель Фьораванти в России оказался уже в почтенном возрасте, ему было почти шестьдесят. Всю жизнь он прожил в Италии, построил успешную карьеру архитектора и не имел недостатка в заказах. Однако, его неожиданно арестовали и бросили в тюрьму за фальшивомонетчество. В виду отсутствия доказательств Аристотеля освободили, но он предпочел за благо покинуть родину и встретившись с русским послом, получил в России работу. Аристотелю поручили завершить строительство Собора, с чем зодчий успешно справился к 1477 году.

Другими выдающимися итальянскими зодчими, работавшими в России, были:

  • Франческо Бартоломео Растрелли, флорентинец некоторое время жил во Франции, после чего переехал в Санкт-Петербург. Он построил Зимний и Летние дворцы, Манеж, ансамбль Смольного монастыря, Большой дворец в Царском селе, Петергофский дворец, дворец на Миллионной улице;
  • Карло Росси прибыл в Россию с семьей, когда ему было 11 лет. Он спроектировал и построил Михайловский дворец, Александрийский театр, Здание Сената и Синода, Здание Главного штаба;
  • Жан Батист Леблон являлся главным архитектором Санкт-Петербурга с 1716 года, он разработал генеральный план города в 1717 году и создал коллекцию «образцовых домов»;
  • Доменико Трезини работал в России с 1703 года, он спроектировал и построил Петропавловский собор, здание Двенадцати Коллегий, Летний дворец Петра I;
  • Джованни Мария Фонтана, переехал в Санкт-Петербург в 1710, принимал участие в возведении Меншиковского и Ораниенбаумского дворцов.

Рисунок 1. Франческо Бартоломео Растрелли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В начале 18 века в России именитых итальянских архитекторов было больше, чем русских, по некоторым сведениям несколько тысяч иностранных мастеров были заняты возведением новой столицы, но не все их имена сохранились в истории.

Итальянские традиции, завезенные иностранными мастерами жили в русской архитектуре еще долго, но постепенно сменились собственными традициями и национальными мотивами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: