Чайковский, николай васильевич

Н. в. чайковский

Революция не по Робеспьеру и не по Дзержинскому

Всецело доверяя природному и народному творчеству, Кропоткин утверждал, что «свобода — наиболее верное средство против временных неудобств, проистекающих из свободы». Именно развитие в обществе духа инициативы, свободы и солидарности Кропоткин считал сутью революции, двигателем и мерилом прогресса.

Он обращал внимание на вольные союзы и ассоциации в современном обществе — ростки анархического будущего в настоящем, — хотя бы отчасти построенные на небуржуазных, невластнических и неконкурентных принципах самоорганизации, бескорыстия и солидарности: артели, кооперативы, профсоюзы, библиотеки, муниципальные учреждения. Именно развитие и распространение в обществе таких начал, ценностей, практик и учреждений, выработка нового сознания означали для философа важнейшую подготовительную часть революционного процесса

«Исход борьбы будет зависеть не столько от ружей и пушек, сколько от творческой силы, примененной к переустройству общества на новых началах, — писал Кропоткин. — Исход будет зависеть в особенности от созидательных общественных сил, перед которыми на время откроется широкий простор, и от нравственного влияния преследуемых целей, ибо в таком случае преобразователи найдут сочувствующих даже в тех классах, которые были против революции» (курсив авторский. — П. Р.).

«Главное, что требуется для успеха всякой революции, — справедливо констатировал анархист, — это революционность мысли: способность выступать на новые пути жизни, способность изобрести новые формы борьбы и суметь понять те неясные указания на новый строй, которые дает народная жизнь. Всякая революция есть эпоха прогресса в человечестве, и прогресс обусловливается, прежде всего, созидательным творчеством».

При этом Кропоткин категорически отрицал абсолютизацию и институционализацию террора якобинцами и большевиками, указывая, что это лишь сеет страх, подавляет свободу и убивает душу революции — творческую инициативу людей: «Будучи орудием правителей, террор служит прежде всего главам правящего класса; он подготовляет почву для того, чтобы наименее добросовестный из них добился власти… Робеспьер привел к Наполеону».

Таким образом, целостная личность и продуманная философия анархизма Кропоткина пронизана темой сочувствия людям, солидарности и взаимопомощи. Именно нравственный выбор определил его жизненную траекторию. Именно нравственные ценности сформировали его анархическое учение. И именно о нравственности он писал свою итоговую книгу «Этика».

Вячеслав Маркин, автор нескольких книг о Петре Кропоткине, справедливо подчеркивал: «Слово “совесть” было последним написанным его рукой словом. Так получилось. И это слово — ключевое для понимания образа Кропоткина, его идей и деяний». Лучше и не скажешь.

* Кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Коллективное сознательное

После экспедиций по Восточной Сибири, Маньчжурии и сбора обширного научного материала, осенью 1867 года 24-летний Петр Алексеевич со всей семьей переезжает в Санкт-Петербург, где начинает совмещать учебу в Императорском университете и работу в Министерстве внутренних дел. В следующем году его избирают членом Русского географического общества и награждают золотой медалью за научную работу. Кропоткин продолжает трудиться над темой строения горной Азии, изучая законы расположения ее плоскогорий и хребтов – эту свою работу он будет считать главным вкладом в науку.

Впрочем, «разъедающие противоречия», которыми был полон мир вокруг, заставляют Петра Алексеевича отказаться от научной работы. В 1872 году он совершает свое первое путешествие за границу, где встречается с революционерами, в первую очередь с Бакуниным, и вступает в Первый Интернационал. Вернувшись на родину, он становится членом кружка «чайковцев», ведет агитационную работу среди питерских рабочих и является одним из инициаторов «хождения в народ»

Разделяя взгляды Бакунина об инстинктивной бунтарской природе человека, Кропоткин акцентирует внимание на том, что именно «коллективный ум народа» способен создать новое общество, которое будет организовано по принципу коммун или общин

Служить бы рад, прислуживаться тошно!

В роду Кропоткиных достаточное количество родовитых предков. Фамилия Крапоткин (а именно такое написание фамилии было принято до 1917 года) происходит от прозвища современника Ивана III князя Дмитрия Васильевича Крапотки. Сам князь Петр Алексеевич был прямым потомком атамана запорожских казаков Ивана Сулимы. В 1862 году будущий революционер заканчивает Пажеский корпус и получает чин офицера. И вот, пожалуй, первый бунтарский шаг Петра Алексеевича – он добровольно отправляется в Сибирь для несения службы в казачьих частях. При дворе поступок был расценен как величайшая глупость.

Здравствуй, Россия, я вернулся!

В 1917 году в возрасте 74 лет Петр Алексеевич Кропоткин возвращается в Россию, где он со свойственной ему энергией погружается в водоворот событий. В печати широко освещается это событие. Многочисленные новые общества и комитеты пытаются заполучить Кропоткина в почетные члены. В июле, после признания «неограниченных полномочий и неограниченной власти» Временного правительства начинаются аресты большевиков. Керенский предлагает «старому эмигранту» войти в состав Временного правительства, предлагая любой пост на выбор. Кропоткин отвечает отказом. Он также отвергает предложение ежегодной пенсии, которую предлагает ему новая власть. Несмотря на это, в целом он поддерживает Временное правительство, хотя российские анархисты, «грубые развязные молодые люди», действующие по принципу вседозволенности, крайне разочаровали Петра Алексеевича.

Литература

  • Макаров М. А. Николай Васильевич Чайковский: Исторический портрет. — Архангельск, 2002.
  • Мельгунов С. П. Н. В. Чайковский в годы гражданской войны: (Материалы для истории русской общественности) / С. П. Мельгунов. — Париж: Родник, 1929. — 320 с.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
  • Peter Kenez. Civil war in South Russia, 1919-1920 : The defeat of the Whites (англ.). — Stanford, California: Univ. of California press for the Hoover institution on war, revolution and peace., 1977. — 378 p. — ISBN 0-520-03346-9..

В июне 1917 года в России произошел «Второй кризис Временного правительства», причина которого — затягивание войны.

Лозунги масс в период июньского кризиса: «Долой войну!», «Земля — крестьянам!», «Вся власть Советам!», «Долой 10 министров-капиталистов!».


16.06.1917 года. Демонстрация в Петрограде. Фото ТАСС

1917 год. А.Ф. Керенский в своем кабинете в Зимнем дворце. Фото с сайта wikipedia.org

18 июня на Марсовом поле у могилы жертв революции состоялась 500-тысячная политическая демонстрация, на которой были лозунги как в поддержку Временного правительства, так и в поддержку большевиков, в том числе против оборонческих установок первого Всероссийского съезда Советов. В этот же день началось наступление Русской армии на Юго-Западном фронте, которое 30 июня провалилось. Потери Русской армии составили 60 000 убитых и раненых. Несмотря на то что «июньский кризис» не привел к «правительственному кризису», он четко показал: в России возможно установление одной из диктатур — военной, буржуазной или большевистской. Деморализация, дезертирство и революционизация в июне 1917 года приобретают массовый характер, а большевистский лозунг перерастания империалистической войны в войну гражданскую находил все больший отклик прежде всего в солдатской массе. 

7-17 ИЮНЯ (25 мая — 4 июня по ст. ст.) — в Москве проходит съезд эсеров, на котором левые эсеры представляют собственную платформу.  

12 ИЮНЯ (30 мая по ст. ст.) — 74-летний идеолог анархизма П.А. Кропоткин с триумфом вернулся в Россию из эмиграции. Известного историка, философа, публициста и создателя идеологии анархо-коммунизма в зале на Финляндском вокзале Петрограда ожидали военный министр А.Ф. Керенский и его старый друг, «дедушка Русской революции» Н.В. Чайковский. А.Ф. Керенский впоследствии предлагал П.А. Кропоткину любой пост на выбор во Временном правительстве, но в ответ услышал: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». 

12-16 ИЮНЯ (30 мая — 3 июня по ст.ст.) — в Петрограде прошла I конференция заводских комитетов Петрограда, принимающая большевистские резолюции. 

С 16 ИЮНЯ (3 июня по ст. ст.) по 7 июля (24 июня по ст. ст.) — в Петрограде работал Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало свыше тысячи делегатов. Большинство депутатов съезда отвергли предложение о переходе власти к Советам. Лидер меньшевиков И.Г. Церетели заявил: «В настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место…» В ответ В.И. Ленин от имени большевиков бросил с места фразу: «Есть такая партия!» По воспоминаниям участников, эта «крылатая фраза» Ленина была встречена смехом.

Петр Алексеевич Кропоткин.
Фото с сайта wikipedia.org

16 ИЮНЯ (3 июня по ст. ст.) — опубликовано воззвание военного министра А.Ф. Керенского ко всем гражданам России о помощи солдатам на фронте.

18 ИЮНЯ (5 июня по ст. ст.) — обращение А.Ф. Керенского к солдатам. В июне 1917 года Керенский объезжал фронтовые части, выступал на многочисленных митингах, стремясь воодушевить войска, в результате чего получает прозвище Главноуговаривающего.

23 ИЮНЯ (10 июня по ст. ст.) — Первый Универсал (основной закон) принят Центральной Радой Украины, им провозглашена автономия Украины в составе России. В этом документе были записаны и такие слова: «Пусть будет Украина свободной. Не отделяясь от всей России, не разрывая с государством Русским». 

29 ИЮНЯ (16 июня по ст. ст.) — в России на 30 процентов увеличен налог на прибыли капиталистов. 

Подготовил Владимир Шилов

Le Revolte

Великолепный французский позволяет Кропоткину вести активную агитацию и пропаганду. В 1879 году он выпускает газету «Бунтарь» («Le Revolte»). Через два года швейцарские власти по настоятельной рекомендации Москвы, объявляют Кропоткина «опасным революционером» и выдают предписание на выезд из страны. Петр Алексеевич перебирается во Францию. Через год его арестовывают по обвинениям в причастности к организации лионских взрывов. Кропоткина приговаривают к пятилетнему тюремному заключению. Год тюрьмы оборачивается для него значительным ухудшением здоровья, но только в 1886 году он получает свободу благодаря «заступничеству» левых депутатов и петициям общественников.

Два выбора, определивших судьбу

Вспомним ключевые выборы — развилки судьбы Кропоткина, спроецировавшиеся на его теоретические построения.

Выбор первый: юный потомок смоленских Рюриковичей, выпускник Пажеского корпуса и паж императора, могущий сделать блестящую карьеру при дворе, но впитавший в себя вольный дух шестидесятников, по доброй воле отправляется туда, куда всегда принудительно ссылали неугодных, — в Сибирь, став есаулом Амурского казачьего войска. «Я уже давно решил, что не поступлю в гвардию и не отдам свою жизнь придворным балам и парадам. Пошлость светской жизни тяготила меня». Подальше от двора, от начальства, от отцовского деспотизма — навстречу вольному ветру странствий, попыткам участия в угасающих реформах! И — новый жизненный опыт, путешествия, открытия, разочарование в реформах и в государстве вообще: «Годы, которые я провел в Сибири, научили меня многому, чему я вряд ли мог бы научиться в другом месте. Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. С этой иллюзией я распростился навсегда». Но там же юный бунтарь увидел множество примеров народной инициативы и «понял значение этой построительной работы в росте общества». Так, «в Сибири я утратил всякую веру в государственную дисциплину; я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом». Восстание ссыльных поляков и постыдная перспектива участия в его подавлении заставили Кропоткина уйти с военной службы.

Выбор второй: вернувшись из Сибири и разочаровавшись в реформах государства, Петр Алексеевич с головой ушел в науку. Путешествия, сбор сведений, обобщения. Изучение азиатского материка, работы о ледниковом периоде, пост секретаря отделения физической географии в Русском географическом обществе. Но сочувствие людям, отказ от выгод и привилегий, желание «вернуть долг» страдающему угнетенному народу толкали Кропоткина на новый непростой шаг: уход от науки в революцию за освобождение народа. «Наука — великое дело. Я знал радости, доставляемые ею, и ценил их, быть может, даже больше, чем многие мои собратья… — признавался он. — Но какое право имел я на все эти высшие радости, когда вокруг меня гнетущая нищета и мучительная борьба за черствый кусок хлеба? Когда все, истраченное мною, чтобы жить в мире высоких душевных движений, неизбежно должно быть вырвано из рук, сеющих пшеницу для других и не имеющих достаточно черного хлеба для собственных детей?» Знакомство с Первым Интернационалом, с идеями Парижской коммуны, с бакунистами в Швейцарии помогли ему осознать свой анархизм.

Этот выбор определил последующее вступление в кружок «чайковцев», пропаганду среди рабочих, которым Кропоткин, как апостол, нес евангелие Парижской коммуны и Интернационала, затем арест и казематы Петропавловской крепости, побег, эмиграцию, снова годы крепости — уже во Франции — и всемирную славу ученого-энциклопедиста и теоретика анархического коммунизма.

И на старости лет Кропоткин, вернувшийся в бушующую революционную Россию с почетным прозвищем «дедушка русской революции», не изменял себе. Ни когда на предложение премьера Керенского занять министерский пост во временном правительстве скромно ответил, что считает «ремесло чистильщика сапог более почетным и полезным». Ни когда на встречах с Лениным, главой нового государства, обличая его за узурпацию и гибель революции, разгром кооперации, заложничество и «красный террор», отверг предложенный государственный паек и издание книг в государственных издательствах.

Пожилой анархист, убежденный в том, что «полиция не может быть строительницей новой жизни» и что большевики показали всем, «как не надо делать революцию», усматривал в торжестве большевистского деспотизма наступление столетней реакции в России и во всем мире.

Участники Государственного совещания Павел Милюков и Петр Кропоткин. 1917 год. ТАСС

Почти по Дюма

В марте 1874 года Кропоткин выступает в Географическом обществе с докладом, в котором излагает свои умозаключения по поводу существовавшей ледниковой эпохи. Доклад становится сенсацией. На следующий день Кропоткина арестовывают, но не за доклад, а за членство в революционном кружке. Арестанта направляют в Петропавловскую крепость. По личному велению Александра II, который высоко ценил ученую работу Кропоткина, в камеру доставляют перо и бумагу, а также создают условия, чтобы узник мог писать. Именно здесь Петр Алексеевич формулирует обоснование своей ледниковой теории «Исследования о ледниковом периоде». Напряженная работа и условия содержания негативно отражаются на здоровье заключенного и его с симптомами цинги переводят в арестантский госпиталь, откуда Кропоткин сбегает летом 1876 года и эмигрирует из России.

Оправданные опасения

Октябрьская революция застала Кропоткина в Москве. Он неоднозначно отнесся к происходящему: с одной стороны, он приветствовал факт свержения буржуазии, с другой, — опасался, что новые хозяева не захотят делиться своей властью, а уж тем более отдавать ее народу. По твердому убеждению Петра Алексеевича революция должна быть всенародной и внеклассовой. Большевики предложили Кропоткину кремлевскую квартиру, спецпаек, при этом Луначарский лично просил его жену Софью Григорьевну повлиять на мужа, чтобы тот принял помощь новой власти.

Не трудно догадаться, что и на этот раз Кропоткин взбунтовался и отверг предложение. Он перебирается в подмосковный Дмитров, и, несмотря на непростые условия жизни, продолжает активную деятельность и работу над новой книгой «Этикой». В 1921 году Петр Алексеевич тяжело заболевает. Ленин направляет к нему лучших врачей, ему предлагают усиленное питание и спецпаек. Однако от всех привилегий Кропоткин снова отказывается. Он умрет «незаметно», скромно, никому не доставив хлопот этой «процедурой». Прощаться с «известнейшим русским революционером» придут тысячи людей, а у его гроба будут стоять в почетном карауле выпущенные из тюрьмы друзья-анархисты.

« Сонники: кто их придумал и стоит ли им верить?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: