Иван федорович крузенштерн

Кругосветное путешествие Крузенштерна

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Флот и путешествия

В скором времени Крузенштерна повысили до звания мичмана и определили служить на линейный корабль «Мстислав». Он проходил службу под началом Григория Муловского, который к осени 1787 г. полностью подготовил кругосветное плавание.

Интересен факт, что на этом судне Иван участвовал в Гогландском и Эландском сражениях. Примерно спустя 3 года он удостоился звания лейтенанта. В 1793 г. парень вместе с Юрием Лисянским был направлен стажироваться на британский флот, где находился 6 лет.

За это время биографии Крузенштерн посетил немало стран, включая США. Любопытно, что согласно некоторым источникам, в Америке он имел честь пообщаться с президентом Джорджем Вашингтоном. Домой мореплаватель вернулся уже в чине капитан-лейтенанта.

Тогда же Иван начал лоббировать идею о важности налаживания торговых отношений между Русской Америкой и Китаем. Для этого требовалось снарядить кругосветную экспедицию, которая бы позволила реализовать данный проект. Однако его призывы остались незамеченными российским правительством

Однако его призывы остались незамеченными российским правительством.

Просьба Крузенштерна была удовлетворена в 1802 г. при императоре Александре I, которого заинтересовали его мысли. В следующем году Ивану поручили возглавить 1-е русское кругосветное плавание.

Путешествие Крузенштерна и Лисянского продолжалось около 3-х лет (1803-1806). Оно проходило на кораблях «Надежда» и «Нева», которые выйдя из Кронштадта попали в Атлантический океан, миновали мыс Горн, а потом прошли в акватории Камчатки, Сахалина и Курильских островов.

По ходу путешествия Иван Крузенштерн постоянно делал разные заметки, которые касались географии и картографии, а также культуры и быта разных аборигенов. Вернувшись домой он был произведен в капитаны II ранга и удостоился пожизненной пенсии в размере 3000 рублей.

Кроме этого Крузенштерн получил много наград и право на публикацию описания путешествия за казенный счет. В результате, труд капитана вышел в 3-х томах, и вскоре был переведен на несколько языков.

В 1811 г. Иван Федорович был избран инспектором классов Морского кадетского корпуса. Через 3 года благодаря его усилиям была издана научная инструкция для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Для этого он выполнил в Англии все нужные закупки и подготовил к плаванию Отто Коцебу – главу предстоящего путешествия.

Одновременно с этим, Крузенштерн занимался разработкой «Атласа Южного моря», который сопровождался комментариями автора. В 1816 г. он вошел в состав Шведской королевской академии наук. В конце 1827 г. мужчина возглавил Морской кадетский корпус, пробыв на этой должности 16 лет.

Команда Крузенштерна в Авачинской губе

Мореплаватель также стал членом Адмиралтейств-совета и Московского университета. Он внес существенный вклад в развитие морского дела. При нем в кадетском корпусе появились новые предметы, современные учебники, а также был основан офицерский класс.

В 1840 г. Крузенштерн отправился в свое последнее зарубежное плавание, посетив Германию. После этого он обосновался в собственном имении, продолжая работать и став одним из создателей Русского географического сообщества.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Апология Фёдорова

В 2009 г. издал большую книгу о Фёдорове писатель Вячеслав Шалагинов, который относится с полным доверием ко всем рассказам своего героя.

Автор книги общался с Фёдоровым около двух лет (на момент знакомства с писателем лётчику было уже 92 года). Шалагинов не только фиксировал по памяти всё услышанное от Фёдорова, но и работал в Центральном архиве Министерства обороны РФ, где надеялся найти документы, подтверждающие сообщаемые его собеседником сведения. Некоторые факты в самом деле подтвердились, например — факт существования в 3-й воздушной армии штрафных эскадрилий. Это словосочетание употреблено, в частности, в приказе командующего 3-й воздушной армией генерал-майора Громова «О чрезвычайных происшествиях в 3 ВА и мероприятиях по их ликвидации» от 18 августа 1942 г. № 185.

В целом книга Шалагинова представляет собой причудливую смесь интереснейших выписок из архивных документов военной поры и устных рассказов Фёдорова, некоторые из которых, вопреки установке публикатора, воспринимаются всё же как «военные байки».

Великий мечтатель

Уже просматривая первые сведения об Иване Крузенштерне, невольно начинаешь восхищаться этим человеком

Адмирал совершил немало открытий в области океанологии, был талантливым учёным и историком, его путешествия носили особую важность, а сам он стал автором «Атласа Южного моря». Согласитесь, такой человек – выдающаяся личность в нашей истории. Но давайте начнём с самого начала

Но давайте начнём с самого начала.

Несмотря на то, что свою жизнь Иван Фёдорович посвятил морскому делу и развитию океанологии России, его малой родиной была совсем другая страна. Его немецкий прадед Филипп Крузиус был одним из тех, кто поддерживал в своём роду любовь к русской культуре. Его знаменитый правнук появился на свет в Эстонии в 1770 году. Только не думайте, что ребёнка назвали Иваном. Именем, данным при рождении Крузенштерну, было Адам Иоанн.

Почему же «Иван Фёдорович»? Просто он взял русский вариант своего имени, а к нему добавил такую же интерпретацию имени отца (того звали Фридрих). Думаю, именно место рождения мальчика повлияло на его пристрастия. Море покорило его сердце навсегда. Он с раннего детства мечтал отправиться во все уголки мира. Вот только путь к мечте оказался непростым.

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Иван Фёдорович Крузенштерн – «человек и пароход»

Категории: Библионовости

Помните фразу Кота Матроскина из известного мультфильма: «О нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?» Мультяшный кот не знал, кто это такой, а вы знаете?Российский мореплаватель жил на стыке XVIII-XIX вв. Необычная для России фамилия объясняется немецкими корнями, ведь при рождении звали его Адам Йоханн фон Крузенштерн. Позже он взял русский вариант своего имени и отчества.

Знакомясь с биографией этого человека, невольно начинаешь восхищаться им. Свою жизнь Иван Фёдорович посвятил морскому делу и развитию океанологии России

Адмирал совершил немало открытий, был талантливым учёным и историком, его путешествия носили особую важность, а сам он стал автором «Атласа Южного моря». Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время

Уже в возрасте 18 лет его отмечали за заслуги в боях на море. Согласитесь, такой человек – выдающаяся личность в нашей истории.Крузенштерн изучал морские просторы, о которых грезил с детства. Главной его мечтой было кругосветное морское путешествие.И его мечта сбылась. В 1802 году для путешествия, которое сулило появление на картах новых торговых путей, император Александр I выделил два парусных судна – «Надежду» и «Неву» под командованием Ивана Крузенштерна и Николая Резанова (того самого из «Юноны и Авось»), с помощником капитан-лейтенантом Юрием Лисянским. 7 августа 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта.На двух парусных судах Иван Фёдорович Крузенштерн обогнул весь мир. Они побывали в Японии, в Южном полушарии, у побережья бразильской Санта-Катарины. Позднее о своём путешествии он напишет книгу и создаст атлас, где укажет ранее малоизвестные острова и страны. Вернувшись на родину с ценнейшим багажом сведений, Крузенштерн и Лисянский стали известными личностями, а в честь их экспедиции была выбита особая медаль. В последующие годы Крузенштерн руководил Морским корпусом. В честь великого адмирала был не только установлен памятник и назван корабль – его имя увековечено в названиях пролива, рифа, острова, лунного кратера.19 ноября исполняется 250 лет со дня рождения российского мореплавателя адмирала Ивана Крузенштерна (1770-1846), совершившего вместе с Юрием Лисянским первую русскую кругосветную экспедицию.Что читать?
1. Крузенштерн, Иван Федорович. Первое российское плавание вокруг света. — Москва : Эксмо ; : Око Медиа, 2014. — 466 с. : ил. — (Великие русские путешественники).2. Невский, В. В. Вокруг света под русским флагом : первое кругосветное путешествие русских на кораблях «Надежда» и «Нева» под начальством флота капитан-лейтенантов Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского в 1803-1806 годах. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2016. — 168 с.3. Чуковский, Н. К. Капитан Крузенштерн / худож. В. Алексеев. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 189 с. : ил.4. Савинов, М. Крузенштерн и морское образование : / М. Савинов // Костёр. — 2020. — № 8. — С. 28.5. Савинов, М. Крузенштерн и дипломатия: мирные задачи военных моряков / М. Савинов // Костёр. — 2020. — № 5/6. — С. 36-37.6. Савинов, М. Первый русский плаватель вокруг света / М. Савинов // Костёр. — 2020. — № 1. — С. 28-29.7. Русская кругосветка // Лучик. — 2020. — № 1. — С. 48-65.Книги и журналы можно взять в детской библиотеке или заказать онлайн на нашем сайте.

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Длительное путешествие

После возвращения из множественных плаваний в 1799 на родину Иван Крузенштерн попросил у императора Александра Первого разрешение на морское путешествие к американским берегам. Он хотел изучить оба континента, чтобы наладить с ними отношения. С подобным предложением через три года явилась к властителю и РАК — Российско-Американская компания. Император согласился организовать опасную экспедицию и назначил Крузенштерна ее руководителем. Так он и начал командовать первым в истории России кругосветным путешествием.

Крузенштерну на тот момент было всего 32 года. Многие считали, что у него недостаточно знаний и опыта. Но он сумел все тщательно подготовить и организовать. Экспедиция началась 26 июля 1803. Всего было два трехмачтовых шлюпа:

  • «Надежда», команда состояла из 65 человек;
  • «Нева», 54 моряка во главе с Резановым и Лисянским Юрием.

Оба экипажа были исключительно русскими, так потребовал Иван Крузенштерн. Корабли прошли путь по Атлантическому океану, обогнули мыс Горн, земли на севере Тихого и достигли Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Вся экспедиция заняла три года и двенадцать дней. Все это время путешественник записывал свои наблюдения и полученные знаний в дневники.

В 1809 мореплаватель Крузенштерн начал составлять записки с описанием путешествия. Он много рассказал о быте и обычаях дикарей, составил подробный атлас с рисунками, планами и картами. Корабль Лисянского иногда отходил от «Надежды», поэтому в его книгах есть много информации о берегах Кодиака и Ситки. Острова, что открыл Крузенштерн, до его экспедиции не были нанесены на карты — большая часть побережья Курил и Сахалина.

После плавания Иван Федорович смог возглавить кадетский корпус — его назначили инспектором классов. А в 1814 году он начал разрабатывать план и инструкцию следующего кругосветного путешествия. Его руководителем стал Коцебу, который был младшим офицеров в первой экспедиции. Крузенштерну пришлось поехать в Англию, где он забрал важные инструменты для плавания.

По возвращении ему предоставили бессрочный отпуск, свободное время российский мореплаватель посвятил разработке атласа Южного моря. Он приложил к нему гидрографические записки и назвал «Собрание сочинение, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря». Эта работа была увенчана Демидовской премией.

Двадцать пять интересных фактов из жизни И.Ф. Крузенштерна

В честь 250-летнего юбилея Ивана Фёдоровича мы собрали 25 интересных фактов его биографии, которые позволяют лучше узнать личность и детали судьбы великого мореплавателя:

* Семья Ивана Фёдоровича происходила из обрусевшей ветви немецко-шведского рода фон Крузенштернов и при рождении он получил имя Адам Иоганн. При приеме в Морской кадетский корпус в Кронштадте «Адам» было заменено для удобства на более привычное для русского уха — «Иван».

* А вот отчество «Фёдорович» он решил позаимствовать у своего однокашника и лучшего друга Юрия Фёдоровича Лисянского — будущего капитана второго корабля кругосветной экспедиции — шлюпа «Нева». Кроме того, он решил немножко трансформировать свою первоначальную фамилию – Крузиенштерн – на знакомый нам сегодня и звучавший не так «по-шведски» вариант — Крузенштерн.

* Предки Крузенштерна были отчасти связаны с Россией, хотя порой это проявлялось оригинальным образом. Прапрадед Ивана Фёдоровича – Филипп – приезжал в Россию ко двору царя Алексея Михайловича в качестве посла (один раз – немецкого, другой – шведского), а его дед – Эверт Филипп попал в русский плен в битве при Нарве и прожил в Тобольске­ более двадцати лет.

* Лисянский вспоминал, что, еще будучи кадетом, более всего Иван хотел избежать рутины «обыденной жизни» и уже тогда мечтал побывать на могиле Беринга на Командорских островах.* По причине начавшейся войны со шведами Крузенштерн был выпущен из Морского корпуса досрочно в мае 1788г. Он прошел всего половину курса обучения (3,5 года вместо 6) и не получил полагающегося при выпуске звания «мичман» (ограничились компромиссным «проходил службу за мичмана») Первое боевое крещение он принял 28 июня 1788 г. За смелость, проявленную в ряде морских сражений, ему всего в 19 лет было сразу присвоено звание «лейтенант»! Кроме того, юному моряку в качестве признания его боевых заслуг поручили подняться на борт флагманского корабля и взять в плен самого адмирала Лейонакера.

Источник

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства. Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Барк Крузенштерн

Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.

Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда  парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.

Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море

Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.

Биография

Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из обрусевшего остзейского дворянского рода Крузенштернов. В семье судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики фон Толь седьмой ребёнок. До 12 лет воспитывался дома, затем учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле.

В 1785 году поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, откуда выпущен в 1788 году гардемарином досрочно из-за нехватки офи­цер­ско­го со­ста­ва в пе­ри­од русско-шведской вой­ны (—). На корабле «Мстислав» участвовал в Гог­ланд­ском сра­же­нии (). За успехи произведён в мичманы (). Сражался в Эланд­ском мор­ском бою (), в морских боях при Ревеле, Красной Горке, в Выборгской бухте (). В возрасте 19 лет за отличия в сражениях произведен в лейтенанты. Для со­вер­шен­ст­во­ва­ния в морском деле в составе группы волонтёров отправлен в Ве­ли­ко­бри­та­нию. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, по­се­тил города Галифакс и Нью-Йорк, Бермудские острова, остров Барбадос. В 1798 году прибыл в Калькутту и остался в Индии на год, в это же время посетил Китай.

В 1799 году вернулся в Россию, продолжил исследовательскую деятельность. В 1802 году разработал и предложил план первой российской кругосветной экспедиции (1803—1806), в состав которой входили корабли «Надежда» (капитан — Иван Крузенштерн) и «Нева» (капитан — Юрий Лисянский). Под руководством Крузенштерна во время экспедиции впервые проведены океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Иван Фёдорович описал часть Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, нескольких островов Японии. Результаты исследований Иван Фёдорович изложил в труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», изданном в Санкт-Петербурге и Берлине (—). К этому труду приложен ат­лас карт и рисунки исследованных тер­ри­то­рий, а также за­ри­сов­ки об­ли­ка жи­те­лей, ри­сун­ки жи­вот­ных, рыб. В честь окончания плавания выбита медаль с изображением Крузенштерна.

В 1811 году Иван Фёдорович Крузенштерн занял должность инспектора классов Морского кадетского корпуса. Крузенштерн внёс значительный вклад в подготовку последующих кругосветных экспедиций О. Е. Коцебу (—), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (—) и М. Н. Станюковича и Ф. П. Литке (—). В 1818 году ушёл в бессрочный отпуск для подготовки фундаментального «Атласа Южного моря» (—), с трёхтомным исследованием и дополнением (—) . Удостоен за это исследование Демидовской премии (1836). В 1827 году стал директором Морского кадетского корпуса и руководил им 16 лет. Вместе с кадетами и гардемаринами корпуса совершал учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом. Ввёл новые учебные предметы, пополнил библиотеку и музей пособиями, учредил офицерский класс, устроил обсерваторию. В 1842 году по состоянию здоровья подал в отставку.

Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, выйдя в отставку, продолжал работать. Весте с другими известными исследователями стал учредителем Русского географического общества. Умер Иван Фёдорович Крузенштерн 12 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Ревеле.

Лучший из лучших

Горящий мечтой о море юноша успешно оканчивает школу и мчится в Кронштадт, где его ждёт Морской корпус. На тот момент лишь в этом заведении можно было обучиться морскому делу. Юному Ивану даже удаётся выйти в море в период учёбы, но в тот момент начинается русско-шведская война, что становится препятствием для дальнейшего обучения.

Но, представьте, Крузенштерн сумел проявить себя и в военное время. В возрасте восемнадцати лет он поощряется за заслуги в боях на море, что происходили Красной горке и в Выборгской бухте. Через пару лет Крузенштерн становится лейтенантом.

В 1793 году отдельных офицеров направляют в Британию для получения совершенных навыков в морском деле. Для отправки за границу выбирают только двенадцать человек – лучших из лучших. Думаю, вы уже догадались, кто был среди них. Крузенштерн изучает морские просторы, о которых грезил с детства, на фрегате «Тетис». Он побывал у берегов Америки, неподалёку от Бермуд и Барбадоса. Не думайте, что во время иностранной стажировки Крузенштерн лишь узнавал о тонкостях морского дела. Нет, всё это ему до этого было хорошо известно.

Иван Фёдорович создаёт наиболее удобный для России маршрут в ост-индские воды, где не раз бывал

Кроме этого, он понимал, как важно открытие новых торговых путей. На тот момент Россия торгует пушниной с Китаем, но путь между государствами только один. Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке

Иван Фёдорович замечает, как можно проложить морской маршрут между странами, а это принесёт гораздо меньше расходов при транспортировке.

Выходит, что Крузенштерн был ещё и неплохим экономистом? Да, но в первую очередь – он был человеком талантливым, учёным, стремящимся к новым познаниям. Поэтому он по-прежнему лелеет мечту обойти весь мир на своём судне (а заодно открыть новые благоприятные пути для России), а потому, пока время для воплощения этого грандиозного плана не пришло, только присматривается к морям и океанам.

Иоганн Фридрих Вайч «Адам Иоганн фон Крузенштерн»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: