«вы увидите, как люди будут летать по небу» в россии создали первый в мире самолет. почему его изобретателя все забыли?

Рождение истребительной авиации

Военные действия ускорили реализацию идей по вооружению аэропланов, и уже в 1915 году французский летчик Ролан Гарро при участии конструктора Раймонда Солнье установил на своем «Моране» пулемет, оснащенный синхронизатором – устройством, позволяющим стрелять сквозь вращающийся пропеллер. 1 апреля 1915 года Гарро опробовал установку в бою и сбил вражеский самолет. Можно считать, что с этого дня и началась эпоха истребительной авиации – самолетов, способных вести маневренный воздушный бой с применением автоматического оружия. В июле самолеты с синхронизированными пулеметами появились в Германии. Шансы противников уравнялись. Постепенно боевые самолеты проникли в авиацию всех воюющих держав. А осенью первый отечественный синхронизатор сконструировал и установил на самолет С-16 знаменитого конструктора Игоря Сикорского морской летчик Георгий Лавров.

Появление системы, позволяющей строить одноместные самолеты, способные на маневренный вооруженный воздушный бой, стало последним шагом на пути к истребительной авиации. И только нехватка ресурсов – самолетостроительных и, что важнее, моторостроительных мощностей, равно как и пулеметов, пригодных для установки на аэропланы, – не позволила до конца 1915 года создать первые русские истребительные авиачасти. Хотя их необходимость стала очевидной для всех – от рядовых пилотов до верховного главнокомандующего императора Николая II и его штаба.

После этого началось формирование истребительных отрядов и объединений для остальных армий: приказ об этом вышел 12 (25 по н. ст.) мая 1916 года. А точку в истории формирования первых истребительных подразделений русской армии поставил приказ №918 начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал-адьютанта Михаила Алексеева о включении истребительных отделений в штат корпусных авиационных отрядов.

«Вы увидите, как люди будут летать по небу»

21 марта 1825 года, когда родился Александр Можайский, ничто не предвещало, что самолеты когда-нибудь будут бороздить небесные просторы. Впрочем, по словам исследователя Маслинского, в среде старообрядцев бытовали пророчества, что «железные птицы будут летать по небу», «землю, словно тенетами, опутает нитями длинными», а «по путям железным поползут змеи железные», и это станет началом конца света. А священник Константинопольской православной церкви Косма Этолийский еще в XVIII веке предрекал: «Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир. Те, кто будет жить тогда, побегут на кладбище и будут кричать: выходите, мертвые, чтобы мы заняли ваше место».

Если абстрагироваться от народной эсхатологии и пророчеств, все выглядит вполне типично с точки зрения истории. Обывателю первые авиаконструкторы казались чудаками наподобие прожектеров, собиравших вечный двигатель в своих сараях.

Ни военные, ни гражданские, ни бизнесмены, ни правительства — никто, кроме этих «чудаков», не видел за самолетами будущего до поры до времени. Это касалось и России, и США, и Франции, и других стран-лидеров

Летать можно на воздушных шарах, и слава богу. В 1852 году с легкой руки Анри Жиффара в обиход вошли дирижабли.

Дирижабль французского инженера Анри Жиффара в 1852 году

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Но чтобы поднять над землей аппарат тяжелее воздуха, да еще и с человеком на борту, — это уму непостижимо. Все непонятное пугало и раздражало консервативную публику. К морскому флоту было доверие, в конце концов, эпоха наций, буржуа, капитала и конституций открыта благодаря кораблям. Великие географические открытия, колонизация Нового света, грандиозные морские баталии. Все это впечатало в сознание миллионов мысль, что корабли пришли раз и навсегда. Человеку доступен мировой океан, это его космос, других быть не может. У флота был Айвазовский, а вот самолеты проникнут в высокое искусство только в конце 20-х годов XX века.

По иронии судьбы, Можайский родился в городке Роченсальм Выборгской губернии, символе морского флота. Его стены еще помнили Суворова, а тот вообще с подозрением относился к прогрессу в военном деле. Появился на свет Александр Можайский в семье адмирала Федора Тимофеевича, о переходе которого на корабле «Любек» до Кадиса писали газеты. Можайский-старший, на тот момент отец трех детей (а всего их будет семь), был весьма консервативным человеком и считал, что сыновьям — старшему Федьке и младшему Сашке — прямая дорога на флот, а дочь Варвара пусть, как подрастет, выходит замуж за моряка и станет ему верной женой. Федор и Варвара в точности исполнили наказ отца: сын дослужился до мичмана 9-го флотского экипажа, дочь вышла замуж за контр-адмирала Кирилла Пасынкова.

Александр не был бунтарем и тоже пошел по стопам отца. Но его отличало наличие определенных задатков, новое мышление, зачатки эпохи воздушной авиации в душе. И однажды они прорастут.

Су-35: между четвертым и пятым

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.

Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.

Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

Когда проходит?

Многие военные специалисты не могут точно сказать, когда же празднуется этот день. Кто-то называет дату 12 августа, другие утверждают, что он празднуется 18 числа. Такой разброс в числах является следствием того, что существует несколько родственных праздников. У каждого подразделения есть свой профессиональный день, связанный непосредственно с его историей.

Но 12 августа не сразу стал праздничным днем. После революции 1917 года большевики активно стремились уничтожить все символы бывшей Российской Империи. Не обошлось и без реформы дня ВВС. Уже в 1924 г. эту дату изменили на 24 июля по указу Фрунзе. С 1933 года дата была перенесена на 18 августа. Это было связано с тем, что тогда проходили демонстрации заслуг советского военного производства. Также заканчивался летний период армейской подготовки.

А-40 Альбатрос Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Разработка этого оригинального и красивого самолета А-40 «Альбатрос» (Бе-42) началась в 1983 г. в ТАНТК им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. После создания летающей лодки Бе-12 «Чайка» в 1960 г. прошло более двух десятилетий, в КБ пришло новое поколение конструкторов, которым удалось спроектировать и довести машину до взлета. Машина задумывалась прежде всего как самолет противолодочной обороны, но в процессе проектирования заложили решения, позволившие получить ее как многоцелевую: для поисково-спасательных работ, пассажирских и грузовых перевозок, в противопожарном варианте.

Подробнее…

МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою

В третьем поколении истребителей, которое выпускалось между 1955 и 1980 годами, началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато появились радары повышенной мощности – возросла способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях.

МиГ-25, является, пожалуй, лучшим отечественным самолетом третьего поколения. После принятия на вооружение в 1970 году, МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха, был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по высоте (до 20 тысяч метров) позволили стать этой машине лидером третьего поколения в воздушном бою. Возможность подниматься на высоту выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения.

На основе МиГ-25 был создан более тяжелый МиГ-31, который стал одним из самых эффективных боевых самолетов четвертого поколения.

2.F-22 Raptor (США)

Мультифункциональный, экономичный, эффективный – в общем, перед вами лучший истребитель производства Соединённых Штатов. С 2014 года и по сегодня он составляет костяк ВВС в Сирии, где, начав борьбу против радикальных исламистов, продолжает создавать значительные проблемы войскам ИГ. Примечательным является случай, когда пилот, за один боевой вылет, не только выполнил боевую задачу, но и оставался в определённом участке ещё шесть часов, при этом не был замечен вражескими силами и передал координаты позиций противника, пытавшегося эвакуировать базу. За последние два года F-22 успешно выполнил около 210 боевых задач. Весь период эксплуатации включает лишь два случая потери во время конфликта, что свидетельствует о высоком качестве и надёжности Raptor.

Для завоевания превосходства в небе

Полеты самолетов-истребителей на авиашоу – всегда кульминация праздника, самый впечатляющий для зрителей момент. Скорость и маневренность современных истребителей, воздушные «танцы» многотонных машин, выполняющих сложные трюки, не только поражают воображение, но и восхищают силой конструкторской мысли. И сейчас уже сложно себе представить пионеров истребительной авиации, которые летали на деревянных самолетах и поражали противника с помощью пистолета или броском тяжелого предмета с высоты.

Можно сказать, что истребительная авиация появилась тогда, когда было создано большое количество военных самолетов, стали чаще случаться воздушные столкновения и возникла задача завоевания превосходства в небе. До этого самолеты применялись в основном в качестве разведчиков или бомбардировщиков. И считается, что первым самолетом, созданным специально для «истребления» себе подобных, был итальянский Caproni Са.20 1914 года. Несмотря на то что машина отличалась высокой скоростью, хорошей управляемостью, оснащалась дисковым пулеметом, стоявшим на опоре над винтом, и первым в мире авиационным прицелом, в серию моноплан не пошел. Причина тому – недальновидность итальянских военных, сделавших ставку на бомбардировщики.


«Красный барон» Манфред фон Рихтгофен

Впрочем, реальные бои Первой мировой все расставили на свои места. С нарастанием боевых действий и количества самолетов стало понятно, что задачи авиации нужно разделять и среди самолетов требуется специализация. По сути, в это время и складывается структура авиации, сохранившаяся и по сей день.

В 1915 году в Имперских ВВС Германии появляется революционная машина – истребитель-разведчик Fokker E.I, способный стрелять сквозь работающий винт мотора. Достигалось это благодаря синхронизатору, который позволял выпускать пули только при определенном положении лопастей. «Фоккеры» вызвали переполох в стане противника и навсегда изменили тактику ведения воздушного боя. Благодаря фронтальной стрельбе немцы быстро завоевали превосходство в воздухе и удерживали его, пока технологию не скопировали другие страны. Именно на «Фоккере» модели Dr.I знаменитый «Красный барон» Манфред фон Рихтгофен, самый заслуженный ас Первой мировой, выиграл свои последние 20 сражений.

«Ваше Высочество, вы собираетесь применить эти игрушки?»

В Российской империи военное руководство долгое время скептически относилось к первым попыткам применять аэропланы в боевых целях. Когда великий князь Александр Михайлович, впечатленный перелетом француза Луи Блерио через пролив Ла-Манш, в 1910 году предложил военному министру генералу Сухомлинову создать военный авиафлот, тот сквозь усмешку спросил: «Я вас правильно понял, Ваше Высочество, вы собираетесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии?» Благо, мнение министра не было решающим, и начало военной авиации было положено.

По инициативе снизу создаются первые вооруженные аэропланы – уже в 1911 году в ходе маневров войск Варшавского военного округа русские летчики решают задачи по уничтожению аэростатов и самолетов противника. В том же году авиатор А.М. Габер-Влынский впервые в отечественной практике произвел стрельбу из пулемета в воздухе. Основы высшего пилотажа и боевого маневрирования разрабатывал Петр Нестеров, в 1913 году прославившийся своей «мертвой петлей».

В 1912 году были сформулированы требования к истребителям: такой самолет должен «превосходить аппарат противника скоростью, способностью брать высоту и поворотливостью». На авиазавод «Дукс» в Москве даже был отправлен заказ на производство 24 бронированных аппаратов с пулеметами, но до начала Первой мировой он так и не был реализован.

Боевая техника российской авиации

Интересные факты

  • Считается, что по следу, оставленному воздушным судном в небе можно предсказать погоду.
  • До того, как радары стали применяться для обнаружения самолетов, этой задачей занимались «слухачи» – специалисты, использующие специфический микрофон, напоминающий стетоскоп.
  • Многие задают вопрос, что же такое печально известный черный ящик. Это бронированный контейнер, внутри которого расположено записывающее устройство. Вопреки названию, этот ящик ярко-оранжевого цвета.
  • На момент создания авиации в Российской Империи насчитывалось уже 263 воздушных судна.
  • В 2024 году праздник будет проходить уже в 22 раз.
  • Первым, выполнившим известную смертельную петлю был русский летчик Пётр Николаевич Нестеров. Именно им был заложен фундамент для будущего развития основ высшего пилотажа. Многие даже называют смертельную петлю «петлей Нестерова».

С миру по нитке, Можайскому — самолет

В конце 70-х Можайский проводил аэродинамические опыты, которые стабильно собирали публику. К началу 1878 года он представил свой проект военному министру Дмитрию Милютину, не только графу, но и прогрессивно мыслящему человеку, благодаря которому во многом Россия к началу Первой мировой хотя бы частично перешла на новое оружие.

Можайскому выделили три тысячи рублей на дальнейшие исследования. Это были большие деньги, но для создания полноразмерного «летательного аппарата» их было недостаточно. Можайский представил смету в 19 тысяч рублей, но ее отклонили. И тогда он стал строить самолет на свои кровные, а также на деньги меценатов.

Параллельно Можайский был зачислен на действительную военную службу в чине капитана Первого ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики. Все-таки море его до конца не отпустило. Соответственно, какую-то часть денег на проект он выделял из жалованья, что-то приносило имение Вороновица. Плюс в конце 70-х он получил пособие на поездку за границу с целью приобретения двигателей для летательного аппарата в размере 2,5 тысячи рублей. Кстати, двигатели он заказывал в Лондоне у фирмы Арбекер, и делали их по его чертежам.

Еще около 2,8 тысячи рублей Можайский получил от меценатов Ольденбургского, Воронцова-Дашкова, Скобелева. Как говорил сам Можайский, его не интересовали никакие выгоды от предприятия:

Я желал быть полезным своему Отечеству

Летом 1882 года на военном поле близ Красного Села под Санкт-Петербургом началась постройка натурного самолета «Жар-птица». Далее в истории Можайского следует большое темное пятно, поскольку все документы, касающиеся «Жар-птицы», таинственным образом исчезли. Ученые до сих пор спорят, в каком году точно полетел самолет Можайского — в 1882, 1883 или 1884-м. Или вообще 1885-м. Ясно одно: самолет едва-едва оторвался от земли, а затем накренился и рухнул, сломав крыло.

И вот этот кратковременный отрыв и станет впоследствии камнем преткновения между сторонниками «гения Можайского» и его скептиками. Последние годы жизни Можайский занимался модернизацией самолета. По некоторым данным, было построено три или четыре новых прототипа. Он также самостоятельно работал над компактным паровым двигателем. А в марте 1890 года конструктора не стало.

Его сын Александр отказался продолжать дело отца

«Жар-птицу» попросили убрать со стоянки, и вскоре она пропала. Двигатели и прототипы сгорели на Балтийском заводе где-то в 90-х XIX века. По другим данным, часть хранилась на другом заводе, но ничего найти не удалось. До конца 30-х XX века о Можайском забыли.

А когда СССР вступил в патриотическую фазу, когда в армию вернулись знаки различия, когда вышел фильм «Александр Невский» Эйзенштейна, захотели сделать Россию родиной самолетов. Параллельно помпезному празднованию 100-летия со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина начали формировать «культ Можайского», и исходя из него выходило, что он придумал первый самолет.

В годы перестройки маятник снова качнулся в обратную сторону, и на арену вышли скептики, для которых пионерами авиастроения стали братья Райт, запустившие на 50 секунд в воздух свой самолет уже на бензиновом двигателе. Забавно тут то, что на родине братья Райт, как и Можайский в России, были забыты всерьез и надолго.

17 декабря 1903 года братья Райт поднимают свой летательный аппарат в воздух

Фото: John Daniels / Library of Congress

Лучше придерживаться золотой середины и не возводить для изобретателей пьедесталов, с которых их потом придется сбрасывать, как только сменится конъюнктура. Заслуга Можайского в том, что он придумал самолет с фюзеляжем, задался вопросом о крыльях и элеронах, а также дополнил список правил конструирования самолетов, который был начат до него и продолжается до сих пор.

«Летательный снаряд» Можайского внешне отдаленно напоминает современный самолет, как механическая счетная машинка Бэббиджа и машины Тюринга по своим принципам работы напоминают компьютер XX века. Самолет — слишком сложное и прихотливое изобретение, чтобы приписывать его кому-то одному.

Воздушные флоты России и США — сравнительный анализ

Общее количество самолетов у США — это 13 513 машин. Исследователи отмечают, что из них — только 2000 — истребители и бомбардировщики. Остальные — 11 000 — это транспортные машины и те, что используются НАТО, ВМФ США и Нацгвардии.

Транспортные самолеты чрезвычайно важны, так как поддерживают авиабазы в боевой готовности и обеспечивают отличную логистику войскам Америки. В этом сравнении ВВС США и ВВС России явно выигрывают первые.

Военно-воздушный флот США располагает большим количеством техники.

По темпам же обновления военно-воздушной техники Россия вырывается вперед. К 2020 году планируется выпустить еще 600 единиц. Реальный разрыв по мощности между двумя державами составит 10-15 %. Уже отмечается, что русские С-27 опережают американские F-25.

Если говорить о сравнении вооружённых сил России и США, то козырем первой является наличие особо мощных систем ПВО. Они надежно защищают воздушные широты России. Современные российские комплексы ПВО С-400 не имеют аналогов нигде в мире.

ПВО России — это что-то вроде “зонтика”, защищающего небо нашей страны до 2020 года. К этому рубежу планируется полное обновление практически всей военной техники, включая и воздушную.

https://youtube.com/watch?v=zxchpE4NQFQ

Первый русский истребитель

В Первую мировую войну Российская империя входит с самым большим среди всех участников боев воздушным флотом в 263 единицы, но многие самолеты были устаревшими, а опытных пилотов катастрофически не хватало. Кроме того, самолеты еще не были вооружены, и экипажу приходилось отстреливаться пистолетами. Среди других средств поражения было запугивание противника опасными маневрами и, например, таран, который впервые реализовал тот же Петр Нестеров.

Когда Германия начала активно использовать цеппелины для разведки и бомбометания, активизировались процессы по созданию воздушной обороны в разных городах, в том числе и в столице. В конце 1915 – начале 1916 года в российской авиации появляется свой первый полноценный истребитель − РБВЗ-С-16, разработанный Игорем Сикорским. Его главным новшеством был синхронизатор стрельбы через вращающийся винт. Создание такого самолета стало решающим шагом к появлению отдельного рода авиации – истребительной, необходимость в которой уже окончательно назрела.


Истребитель С-16 Игоря Сикорского

12 (по новому стилю 25) марта 1916 года выходит приказ начштаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии М.В. Алексеева, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были созданы первые штатные истребительные авиационные отряды, и уже в апреле они были отправлены на фронт.


Полевая авиаремонтная мастерская Императорского военно-воздушного флота, Первая мировая война

В период между Первой и Второй мировыми войнами истребительная авиация качественно изменилась во всем мире. Росли мощность истребителей и скорость их полета. В СССР формировались конструкторские коллективы Н.Н. Поликарпова, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, создавались первые истребители нового поколения. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

https://rostec.ru/news/rozhdenie-istrebitelnoy-aviatsii/

Снайперы бомбометания

Бомбометание с самолёта в те годы производилось вручную. На двухместном самолёте находились пилот и лётчик-наблюдатель, в боевые функции которого входило, в частности, и осуществление бомбометания. При этом лётчик-наблюдатель брал в руки небольшую бомбу (в его кабине их обычно помещалось несколько штук) и, по возможности прицельно, бросал её за борт. Таким же образом он сбрасывал (просто высыпал из ящика) остроконечные стальные «стрелы» — по-своему страшное оружие тех лет: такая «стрела», размером с карандаш или авторучку, падая с высоты 150-200 метров, способна была пробить насквозь всадника вместе с лошадью.

Подобный способ бомбардировки был малоэффективен и не очень удобен. К примеру, 25 августа 1914 г. в районе Равы-Русской наш знаменитый лётчик П.Н. Нестеров вместе с лётчиком-наблюдателем Титовым совершили одну из первых в той войне бомбардировок. Титов сбросил с пилотируемого П.Н. Нестеровым аэроплана две (sic!) специально для того приспособленные трёхдюймовые артиллерийские гранаты. Обе они разорвались в центре площади, занятой вражескими обозами. Несмотря на кажущуюся незначительность удара, атака была признана эффективной!

Фото из архива
Пётр Николаевич Нестеровов.

На следующий день Пётр Николаевич на своём «Моране» совершит первый в истории авиации воздушный таран. Австрийский «Альбатрос» будет сбит, его экипаж (пилот лейтенант барон Фридрих Розенталь и лётчик-наблюдатель унтер-офицер Франц Малина) погибнут, но погибнет и командир XI корпусного авиаотряда штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров…

Что и говорить, две трёхдюймовые гранаты — не тот бомбовый груз, с которым можно было бы нанести серьёзный удар по врагу, хотя и в годы Великой Отечественной войны с тихоходного биплана По-2 (У-2) бомбы сбрасывались таким же образом, а эффект от таких ударов бывал весьма значительным.

«Русский витязь», он же — «Илья Муромец»

За год до войны, 13 мая 1913 г., в воздух поднялся собранный в цехах Русско-Балтийского завода первый в мире четырёхмоторный самолёт. Этот гигант, главным конструктором которого был Игорь Иванович Сикорский, получил название «Русский витязь». Появление такой машины было явлением столь значительным, что с самолётом невиданных размеров пожелал ознакомиться сам государь. Чтобы представить императору это достижение отечественной технической мысли, И.И. Сикорский вылетел на «Русском витязе» в «благословенное Красное Село», где происходил высочайший смотр войск Санкт-Петербургского военного округа. Николай II внимательно осмотрел гигантский аэроплан. Подивиться было чему: размах крыльев — 27 м, длина фюзеляжа — 20 м, несущая площадь — 120 кв. м, собственный вес — 3.000 кг, вес с нагрузкой — 3.400 кг. Государь изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта, зашёл в кабину, поздравив молодого инженера с успехом, император подарил ему на память хронометр, который И.И. Сикорский, говорят, хранил всю жизнь.

wikimedia.org
Николай II изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта.

«Русский витязь» был доработан и на его основе создан новый воздушный богатырь — четырёхмоторный «Илья Муромец». Размах крыльев у него стал 34,5 м, площадь несущих поверхностей — 182 кв. м, расстояние между нижним и верхним крылом — 2,5 м. Масса самолёта без нагрузки составляла 3.500 кг, а полётная масса (в зависимости от модификации) составляла от 5 до 7,5 тонны. Внутренняя конструкция самолёта поражала ничуть не меньше, чем его внушительные габариты

Так, кроме каюты пилота на борту были гостиная, спальня и, pardon, уборная, что немаловажно, если учесть, что при полной нагрузке самолёт был способен держаться в воздухе до пяти часов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: