Царь алексей михайлович тишайший (1645-1676)

Царь алексей михайлович романов тишайший (1629 — 1676)

Стокгольмская икона Божией Матери

Память 13 ноября

Тропарь и кондак

История Стокгольмской иконы Божией Матери тесно связана со священным символом Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня), явившейся на Руси в 1383 году на берегу реки Тихвинки. Явление Стокгольмской иконы Пресвятой Богородицы приходится на XVI-XVII века, время великих распрей между Россией и Шведским королевством.

За их сговор с противниками Православной Веры и за многие другие грехи пал гнев Божий на русский народ. Шведские войска заняли крепости Ивангород, Ям, Копорье, Ладогу. После длительной осады Новгород попал в руки врага. В 1613 году Тихвин стал полем боя.

13 сентября 1613 года, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, шведские полки отступили, когда на защиту монастыря явилось большое московское войско. Известие об этом чуде положило начало освобождению всей Новгородской области от иноземных войск. Вскоре был подписан Столбовский мирный договор между Россией и Швецией в присутствии Тихвинской иконы. Таким образом, Тихвинская икона Божией Матери была защитницей и покровительницей православных в их отношениях со шведами.

По этому договору многие города были присоединены к Швеции, но русское население должно было остаться в тех местах. Православные, однако, не могли принять эти условия и через короткое время начался массовый исход людей с присоединенных земель на территорию России.

Исход православных из завоеванных шведами земель продолжился в правление благочестивейшего царя Алексея Михайловича (1645-1676), прозванного в народе «миролюбивым» за свою доброту. В его царствование Россия приобрела Стокгольмскую икону Пресвятой Богородицы.

Однажды, когда тихвинские купцы пришли к шведскому купцу Фоке за припасами, они увидели знакомую икону, икону Богородицы, похожую на Тихвинскую, только меньшего размера. Усердно молились, взирая на дорогую икону, и с тех пор часто приезжали в Фоку.

Прошло время, и до Тихвина дошел слух, что шведы в Стокгольме нашли Тихвинскую икону Божией Матери.

Уговорить Фоку было непросто, но в конце концов, боясь потерять выгодные торговые связи, он согласился продать Икону, попросив 100 золотых. Дело было улажено, и на двадцать шестом году царствования благочестивого государя Алексея Михайловича тихвинские купцы осенью 1671 года снова отправились в обратный путь с новообретенной святыней. Они везли с собой список Тихвинской иконы. , украшенный жемчугом и драгоценными камнями. который они купили в Стокгольме.

На Ладожском озере попали в страшную бурю. Несколько дней большие волны бросали корабль из стороны в сторону. Вода покрылась льдом, шел снег. Как раз тогда, когда казалось, что надежды уже нет, все на корабле пали на колени перед иконой Богородицы и стали молиться. Вдруг кормчий закричал: «Монастырь! Это монастырь Святителя Николая Чудотворца».

Чудесное спасение купцов и то, что икона прошла тем же путем, что и Тихвинская икона, расценивались как знак чудотворной силы Стокгольмской иконы. 13 ноября она была помещена для поклонения в Успенском соборе г. Тихвина. В городе икону встретил крестный ход, и все храмы зазвонили в колокола. Вместе со всем народом настоятель Великого Успенского монастыря преклонил колени перед иконой и воскликнул: «Пришла Государыня! Пришла не в чужую страну, а в свое место, в великую и славную Россию. , в эту святую обитель, куда Ангелы принесли поселиться ее древнюю икону».

Стокгольмская икона Царицы Небесной с красивой жемчужной ризой, с рельефным венцом, помещалась слева от Царских врат, в главном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора, построенного на на месте деревянной церкви, основанной при царе Петре Алексеевиче (1696-1725).

Принципы службы и жалование

Воинские полки создавались из людей, принадлежавших к разным сословиям. Наибольшую часть составляли жильцы, так именовали самое низкое дворянское звание. Большинство жильцов становилось солдатами, однако со временем при хорошей службе они могли подняться до высших чинов. В тексте принципов реформы значится:

Позднее, при сыне царя Алексея, Петре Первом, шляхетство было несколько изменено, а переход стал осуществляться с первоначального чина ефрейтора или капрала.

В выборных полках предполагалось жалование военнослужащим, что получали его в двух видах — поместном и денежном. Поскольку владельцем земли считался царь, она выдавалась лишь на время военной службы.

Само поместье приносило постоянный доход, а из кормовых денег делались определённые удержания. Исключением являлись доходы полковников, которые получали свои 45 рублей кормовых.

Жалование нижних чинов начислялось в зависимости от звания, происхождения, сословия, семейного положения. В зимнее время полк обычно отправляли по домам, не начисляя кормовых. Иностранцы и те, кому некуда было идти, становились “зимовальщиками”, оставаясь на постой у местных жителей.

Артамон Сергеевич Матвеев в 1654—1671 гг. стольник, полковник и стрелецкий голова 3 приказа

Социальные и культурные изменения

Под правлением Алексея Михайловича Романова Россия претерпела значительные социальные изменения. Одним из ключевых аспектов было укрепление централизованной власти, что способствовало консолидации государства. Романов также проводил ряд реформ, направленных на сокращение привилегий боярства и укрепление связей селянства с землей. Это помогло уменьшить социальные неравенства и укрепить стабильность в обществе.

Важным аспектом социальных изменений во время правления Романова было расширение образования и культуры. Были основаны новые учебные заведения, в том числе первая российская академия — Славяно-Греко-Латинская академия. Это событие имело огромное значение для развития образования в России, так как академия стала центром научной и интеллектуальной жизни страны.

Под влиянием Романова также происходило активное развитие искусства и культуры. В это время многое было сделано для поощрения мастерства и таланта в различных областях искусства. В 1669 году была создана Петровская академия художеств, которая стала первым официальным учебным заведением по изобразительному искусству в России. Академия предоставляла возможность молодым художникам получить систематическое образование и развить свои навыки в живописи, скульптуре и архитектуре.

Под его руководством также происходило активное строительство и реконструкция многих культурных и архитектурных объектов. Великолепные памятники архитектуры, такие как Спасская башня Московского Кремля, были возведены в это время. Были также проведены работы по обновлению и реконструкции многих церквей и монастырей по всей стране, что способствовало сохранению и развитию православной культуры.

Необходимо отметить, что во время правления Романова произошли также важные научные достижения. Например, одним из крупнейших научных проектов того времени стало составление первого русского словаря, известного как “Толковый словарь живого великорусского языка” под руководством Федора Иоанновича Буслаева. Это был значимый шаг в развитии русской лингвистики и литературы, который стал основой для дальнейшего развития национального языка и культуры.

Одним из ярких культурных событий царствования Алексея Михайловича стало создание в 1672 году так называемого «Царского титулярника». В одном переплете были собраны портреты 63 исторических персон, десятки гербов и обширная подборка документов, регламентирующих нормы общения с иноземными дворами.

Внешняя политика Алексея Михайловича

В этот период была продолжена политика по отвоеванию земель Польши и Швеции, утраченных в Смутное время. Также по определённому стечению обстоятельств Россия начала процесс включения в свой состав древнерусских земель, оказавшихся под властью Речи Посполитой.

Переяславская рада 1654 г.

По Люблинской унии 1569 г. украинские земли перешли из Великого княжества Литовского в состав Речи Посполитой.

Украинское население оказалось сразу под тройным гнётом со стороны поляков — национальным, религиозным и крепостным. Религией поляков было католичество, и исповедание православия жёстко пресекалось. Польская шляхта (дворянство) пренебрежительно относилось к населению украинских земель. Кроме того, в связи с активной торговлей с западными странами польское государство старалось выжимать из крестьян максимальное количество сельской продукции, что привело к социальному конфликту.

Многие беглые крестьяне устремлялись в Степь к казакам. Они называли себя Войском Запорожским. В конце концов в 1648 г. в Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Так началась Освободительная война украинского народа.

Польское государство было сильным, поэтому украинские казаки могли рассчитывать на успех лишь при наличии соответствующего союзника. Крымскому хану было невыгодно оказывать помощь исключительно одной стороне. Б. Хмельницкий несколько раз просил русского царя Алексея Михайловича принять украинские земли под покровительство России.

Переяславская рада. М.И. Хмелько

Однако в этот период внутренне положение в стране было неспокойным: городские бунты следовали один за другим, казна была пуста. Тем не менее в 1653 г. Земские собор одобрил вхождение Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1654 г. в Переяславле была созвана казачья рада (совет). Казачья верхушка принесла присягу русскому царю, а царское посольство во главе с боярином В.В. Бутурлиным передало казакам жалованную грамоту, в которой Войску Запорожскому предоставлялось широкое самоуправление с выбором гетмана.

Как и предполагалось, после этого события последовала война между Россией и Речью Посполитой, куда входили украинские территории.

Русско-польская война 1654-1667 гг.

  • Первые две кампания против Польши были успешными. И хотя 1660-е гг. Речь Посполитая мобилизовала все силы на борьбу с Россией, больших успехов ей добиться не удалось.
  • В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей на 13 лет: Россия получала Смоленскую и Чернигово-Северскую земли, утраченные в Смутное время, и Левобережную Украину с Киевом.
  • Таким образом, это был несомненный успех Московского государства. Выполнив задачу №1 по возвращению Смоленска, Россия также смогла закрепить присоединённые ещё на Переяславской раде украинские земли.

Русско-шведская война 1656-1658 гг.

  • Швеция решила вмешаться в начавшуюся войну между Россией и Речью Посполитой.
  • Опасаясь того, что Швеция и Польша заключат союз, Москва объявила Швеции войну. Тем самым Россия начала борьбу за восстановление выхода к Балтийскому морю, возвращение побережья Финского залива.
  • Наступательные действия русских войск не привели к решительному перелому, в связи с чем в 1658 г. был заключён Кардисский мирный договор: Россия отказалась от приобретённых в ходе войны территорий. Границы восстанавливались по Столбовскому миру 1617 г.
  • Война оказалась неудачной. Задача по возвращению выхода к Балтийскому морю на севере откладывалась. Её суждено было решить Петру I в Северной войне 1700-1721 гг.

Итоги правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.)

Эпоха Алексея Михайловича получилась бурной и пёстрой на события. Во внутренней политике царская власть смогла выдержать все волны недовольства, продолжая гнуть свою линию по укреплению самодержавной власти государя. Ярким подтверждением этому является конфликт между патриархом Никоном и царём, по итогам которого патриарх был лишён своего сана и отправлен в ссылку. Самодержавие крепло, и крепло Московское государство.

Результаты военной реформы по введению полков «нового строя» проявились в успешной русско-польской войне: Россия смогла выполнить одну из важнейших внешнеполитических задач. Однако нерешённой оставалась задача выхода к Балтийскому морю. Несмотря на ряд неудач и социальных недовольств, Россия продолжала крепнуть. Неким венцом этого процесса станет правление Петра I.

Государственная деятельность Алексея Михайловича

Поначалу юный царь во всём прислушивался к совету бояр. Наибольшее влияние на государя имел Борис Иванович Морозов (1590-1661). Он приходился молодому московскому правителю родственником, так как оба были женаты на родных сёстрах Милославских.

Однако Морозов оказался плохим управленцем. Он злоупотреблял своим положением, чем вызывал всеобщую неприязнь. В феврале 1646 года по его инициативе была введена новая пошлина на соль. Она заметно возросла, что вызвало резкое недовольство населения.

Алексей Михайлович любил соколиную охоту

Закончилось всё это соляным бунтом. Массовые беспорядки прошли как в Москве, так и в других городах. Возмущённые люди потребовали, чтобы царь выдал им Морозова на расправу. Но государь тайно переправил своего любимца в Кирилло-Белозёрский монастырь.

Пошлина была отменена, после чего народное возмущение стихло. Морозов после этого вернулся в Москву, но Алексей Михайлович уже перестал доверять ему безоглядно.

Церковная реформа

Вторым человеком, который имел большое влияние на царя, был патриарх Никон (1605-1681). Именно вместе с ним государь и провёл церковную реформу, которая привела к расколу православной церкви.

Московское царство ориентировалось на расширение своих границ. Однако этому препятствовали разногласия в православной вере, а основой этих разногласий были церковные обряды. Исполнялись они в соответствии с уставами. Великороссы придерживались Иерусалимского устава, а малороссы чтили Студийский устав. Они значительно разноречили, то есть отличались друг от друга.

Как результат, московский люд свысока смотрел на тех, кто чтил иной устав. А это мешало расширению границ и объединению с другими народами. В такой ситуации Москва не могла стать центром православия.

Алексей Михайлович и патриарх Никон у гроба св. Филиппа (картина А. Литовченко)

Поэтому царь и решил с помощью Никона изменить ситуацию. Тот был властным и решительным человеком, а поэтому за церковную реформу взялся круто.

Богослужебные книги были переписаны заново. Креститься начали не двумя, а тремя перстами. Произошли серьёзны изменения в церковных обрядах. Однако реформы напугали многих православных. Им стало казаться, что вводится какая-то нерусская вера. И верующие раскололись на два непримиримых лагеря.

Приверженцев старых обрядов или старообрядцев власти окрестили раскольниками. Те всячески сопротивлялись никонианству, что рассматривалось как государственное сопротивление и жестоко каралось.

Старообрядцев стали преследовать, унижать, убивать. А те, верные вере отцов и дедов, уходили в леса и основывали там скиты. Когда же их пытались арестовать, то староверы сжигали себя.

В 1656 году Священный собор отлучил всех старообрядцев от православной церкви. Это было страшным наказанием для верующих людей. Однако наказания не избежал и патриарх Никон. Его дружба с царём дала трещину. Причиной стала гордыня патриарха и его страстное желание влиять на помазанника божьего.

Все эти поползновения вышли за рамки приличия, и царь Алексей Михайлович Романов порвал все отношения с зарвавшимся владыкой. Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку в далёкий северный монастырь. Но на церковной реформе эта опала никак не сказалась.

Серебряный рубль при Алексее Михайловиче

Другие реформы

Государь провёл военную реформу. Прошла она в 1648-1654 годах. За это время возросла численность поместной конницы, стрелецких полков и пушкарей. Были в массовом порядке созданы гусарские, драгунские и рейтарские полки. Были приняты на службу иностранные военные специалисты.

Была осуществлена и денежная реформа. В казне накопилось много серебряных талеров. С 1654 года их начали перечеканивать в рубли. Появились ефимки, полуефимки, медные полтинники. Налоги стали собирать серебром, а из казны выдавать медные монеты. Это нарушило финансовую систему и стало причиной медного бунта. В целом, денежная реформа оказалась неудачной и провалилась.

Во время правления Алексея Михайловича произошло восстание Степана Разина. Началось оно в 1667 году, а в 1671 году мятежного атамана казнили в Москве.

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. Второй царь династии Романовых принял в этом активное участие. С 1654 по 1667 годы шла война с Польшей. Закончилась она подписанием Андрусовского перемирия. По нему к России отошли города Смоленск и Киев.

Военное дело

Алексей Михайлович Романов – русский монарх, при котором сложился прообраз новой русской армии. Царь понимал, что занять ведущую роль на геополитической арене без современной армии невозможно. Он продолжил военные реформы, начатые его отцом. В 1631-1634 годах в войсках были сформированы полки «нового строя» — рейтарские, драгунские и солдатские. Это и дало направление для дальнейших преобразований.

Характерной особенностью деятельности русского царя было совмещение лучшего отечественного с лучшим из иностранного опыта. Мало кто из монархов за всю историю мог похвастаться столь взвешенным подходом к делу.

Наряду с полками иноземного строя к середине XVII столетия у русского государя появилось два выборных полка (Государев и Дворцовый). В них отбирали лучших из лучших, подавляющее большинство составляли именно русские военные. Выборные полки Алексея Михайловича стали прототипом гвардии, служить в них было очень престижно. Стоит ли говорить, что обучение в этих элитных подразделениях велось на самом высоком уровне. Свою эффективность выборные полки, как и полки иноземного строя, показали в литовских и смоленских походах, при подавлении восстания Стеньки Разина и в войне против турок.

По мнению Алексея Михайловича, новая армия должна была иметь современное вооружение. В бунташный век значение холодного оружия было огромным, однако уже тогда было понятно, что будущее за оружием огнестрельным. Царь активно участвовал в создании новых видов вооружения, в частности изобрел новую разновидность пушки. Время его правления можно по праву считать отправной точкой в развитии оружейной отрасли в Русском государстве. При Алексее Михайловиче Тульский литейный завод стал центром оружейного дела в России, коим является и по сей день.

По приказу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда в 1667 году началось строительство первого военного корабля. «Орел» был спущен на воду уже в следующем году и ознаменовал собой первый шаг к созданию русских регулярных военно-морских сил на Каспийском море. И путь судьба его сложилась печально, этот важный для России шаг был сделан. К слову, по одной из версий именно «Орел» Алексея Михайловича стал прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Автор Соборного уложения

Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал все более самостоятельной фигурой.

После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.

При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.

Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.

Прочие реформы и заботы Алексея Михайловича

  • 1646 — перепись тяглых дворов: определение состояния крестьянского хозяйства
  • 1646 — упразднение привилегий английским купцам
  • 1646 — создается линия укрепленных городков от Белгорода до Симбирска
  • 1648-1663 — учреждение новых приказов: Тайных дел, Хлебного, Рейтарского, Счётных дел, Малороссийского, Литовского, Монастырского
  • 1648, 1-11 июня — Соляной бунт в Москве, вызванный сначала увеличением ввозной пошлины на соль, что привело к её удорожанию, а затем (после отмены пошлины) увеличению налога на соль
  • 1647 — публикация книги военных уставов
  • 1649 — начало путешествий Е. Хабарова в Приамурье
  • 1652 — в Москве возникла Немецкая слобода для жительства иноземных мастеров
  • 1655-1659 — война со Швецией
  • 1661, 21 июня — Карадисский мир со Швецией. Россия возвратила Швеции завоёванные ею ранее эстляндские и лифляндские города: Кокенгаузен, Дерпт, Мариенбург, Анзль, Нейгаузен, Сыренск. Русские получили право держать торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве, шведы — в Москве, Новгороде, Пскове и Переславле. Купцы свободно могли отправлять свои религиозные обряды и богослужения
  • 1661 — основан Иркутский острог
  • 1662-1664 — восстание башкир
  • 1665, 18 мая — голландцем Й. ван Сведеном основана почта
  • 1672 — отмена торговых привилегий духовенства
  • 1674 — в типографии Киево-Печерской лавры публикация «Киевского синопсиса» архимандрита лавры Иннокентия Гизеля — первого учебника русской истории

*Тягло — податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов
** Земщина (здесь) — всё гражданское население Руси, обыватели
*** чрезвычайный налог Московского государства XVII века, взимавшиеся с дохода торговых людей в размере 20, 10 и 6,7%

Династия Романовых

  • Михаил Федорович 1613-1645
  • Федор Алексеевич 1676-1682
  • Софья 1682-1689
  • Иоанн V Алексеевич 1682-1696
  • Петр I Алексеевич 1682-1725
  • Екатерина I 1725-1727
  • Пётр II 1727-1730
  • Анна Иоанновна 1730-1740
  • Анна Леопольдовна 1740-1741
  • Иоанн VI 1740-1741
  • Елизавета Петровна 1741-1761
  • Пётр III 1761-1762
  • Екатерина II 1762-1796
  • Павел I 1796-1801
  • Александр I 1801-1825
  • Николай I 1825-1855
  • Александр II 1855-1881
  • Александр III 1881-1894
  • Николай II 1894-1917
  • Факты из истории династии Романовых

Религиозная политика и укрепление православия

Н.Ф. Некрасов. “Составление Соборного Уложения при царе Алексее Михайловиче”

Одним из основных направлений религиозной политики Алексея была борьба с раскольничеством – распространением ересей и отклонений от официальной православной веры. Он приложил много усилий для противодействия раскольникам и укрепления единства православной церкви. Были приняты меры по пресечению раскольнических сект, проводились специальные расследования и суды. В результате этих действий удалось существенно сократить влияние раскола и восстановить авторитет Русской православной церкви. Алексей Михайлович поддерживал монастыри и храмы, финансировал строительство новых церквей, а также учреждал монастырские школы, где обучались будущие священнослужители. Все эти меры способствовали сохранению и распространению православия в стране.

Кроме борьбы с раскольничеством, Алексей Михайлович предпринял шаги для усиления церковной иерархии. Он создал Синод – коллегиальный орган, ответственный за руководство и управление Русской православной церковью. Это позволило установить более строгий контроль над церковной жизнью, повысить дисциплину и улучшить организацию церковных дел. Благодаря укреплению церковной иерархии и созданию Синода, Русская православная церковь стала более упорядоченной и единообразной.

Религиозная политика царя имела важное влияние на социальное единство и моральные ценности в Российском государстве. Укрепление православия способствовало формированию общей религиозной идентичности, сплочению населения и укреплению государственной власти

Православие стало неотъемлемой частью российской культуры и традиций, что способствовало укреплению национального самосознания.

Дети от первого брака с Марией Ильиничной Милославской.

В первом браке было рождено 13 детей:
1. Дмитрий (22 октября (1 ноября) 1648 — 6 (16) октября 1649);
2. Евдокия (17 (27) февраля 1650 — 10 (21) мая 1712);
3. Марфа (26 августа (5 сентября) 1652 — 19 (30) июня 1707);
4. Алексей (5 (15) февраля 1654 — 17 (27) января 1670);
5. Анна (23 января (2 февраля) 1655, Вязьма — 8 (18) мая 1659, Москва);
6. Софья (17 (27) сентября 1657 — 3 (14) июля 1704);
7. Екатерина (27 ноября (7 декабря) 1658 — 1 (12) мая 1718);
8. Мария (18 (28) января 1660 — 9 (20) марта 1723);
9. Фёдор III (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682);
10. Феодосия (29 марта (8 апреля) 1662 — 14 (25) декабря 1713);
11. Симеон (3 (13) апреля 1665 — 18 (28) июня 1669);
12. Иван V (27 августа (6 сентября) 1666 — 29 января (8 февраля) 1696);
13. Евдокия (младшая) (26 февраля (8 марта) 1669 — 28 февраля (10 марта) 1669).

Опала и извержение из священства

Алексей Михайлович почитал Никона, доверял его советам в деле государственного управления, а во время войны с Речью Посполитой (1654—1667) и долгого отсутствия де-факто оставлял патриарха во главе правительства. По велению царя к титулу «Великий Господин» был добавлен титул «Великий Государь». Это вызывало недовольство бояр, не желавших утратить возможность влиять в своих интересах на царя, и многих духовных лиц.

Патриарх Никон противодействовал посягательству гражданского правительства на его полномочия и юрисдикцию. Особенный протест был вызван принятием Соборного уложения 1649 года, умалившего статус духовенства и фактически поставившего Церковь в подчинение государству. Доходы от монастырских вотчин переходили к учрежденному Монастырскому приказу и поступали в казну государства; мирские суды стали разбирать дела, ранее относившиеся к ведению церковных судов.

Вследствие указанных причин и интриг части бояр и духовенства, имевших на царя влияние и настроенных враждебно к Никону, между царём и патриархом произошло охлаждение. 10 июля 1658 года Никон оставил Москву в качестве протеста: не отказавшись от кафедры, он удалился в основанный им Новоиерусалимский монастырь.

Однако причиной размолвки, была также философская деятельность Никона. Пользовавшийся в ранние годы царя его уважением, патриарх разработал концепцию, выдвинув тезис «священство выше царства», основанный на идее, что светский закон не может быть выше церковного.

В 1660 году на Московском Соборе было решено лишить Никона архиерейства и священства. Однако суд не состоялся, поскольку дело решено было передать на суд восточным патриархам.

Приглашённые в 1662 году патриархи длительное время не прибывали в Москву. Только в ноябре 1666 года с участием Макария Антиохийского и Паисия Александрийского открылся поместный собор Русской церкви. На тот момент оба патриарха считались лишёнными кафедр решением Константинополького Собора (в вину вменялось продолжительное отсутствие в своих патриархиях, произошедшее из-за просьбы русского царя принять участие в Большом Московском соборе), однако в Москве это известие получили уже после суда. Позднее, по просьбе Алексея Михайловича Константинопольский патриарх отменил свои решения о лишении кафедр Антиохийского и Александрийского патриархов.

12 декабря 1666 года состоялось заключительное, заседание Собора по делу Никона.

Монах Никон был извержен и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, откуда после смерти царя Алексея Михайловича переведён в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгий надзор.

Начало правления

Обучение Алексея было несколько однобоким, поэтому, когда царь взошел на престол, то столкнулся с рядом проблем, к которым был не готов. Это способствовало сближению с дядькой Морозовым. На первых порах Алексей Михайлович прислушивался к советам боярина, но позже сформировал личное мнение относительно вопросов государства.

Это способствовало укреплению характера царя. Иностранные гости в воспоминаниях описывали Алексея как мягкого, добродушного и тихого правителя. Такие качества выделили С. Коллинз, А. Мейерберг и даже Г.К. Котошихин. Алексей Михайлович ревностно следовал церковным обрядам и трижды в неделю воздерживался от еды и воды. Благодаря религиозности царь получил прозвище Тишайший.

Влияние Бориса Морозова по-прежнему оставалось слишком большим. Когда царь решил вступить в брак в 18-летнем возрасте, то выбрал в жены дочь Рафа Всеволожского. Свадьба так и не состоялась из-за вмешательства боярина. Тем не менее, через год прошло венчание Алексея Михайловича и Марьи Ильиничны Милославской. Вскоре по проторенной дорожке пошел и Морозов. Верный учитель женился на сестре девушки – Анне.

С этого времени влияние Милославского и Морозова на царский двор заметно возросло. Несмотря на это, Алексей Михайлович выявил негативные моменты во внутреннем управлении государством. К этому приложил свою руку боярин. Царь решает ввести пошлину на соль. Новый налог заменил соляную пошлину, стрелецкие и ямские деньги. Но в народе это ликования не вызвало, напротив, население проявило недовольство нововведениями. Усугубило ситуацию злоупотребление полномочиями Милославскими и разговоры о любви царя к иностранным обычаям.

Разгорелся Соляной бунт. Беспорядки проходили в Москве и других городах страны. Простые граждане желали получить в свои руки Бориса Морозова. Не получив желаемого, люди напали на дом боярина, убили думного дьяка Чистого и окольничего Плещеева. Царю ничего не оставалось, как втайне ото всех переправить Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь.

Бунт помог народу добиться отмены новой пошлины на соль. Постепенно недовольства угасали и боярин вернулся во дворец. С этого времени Морозов лишился возможности управлять государством, но царское расположение осталось. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.

Итоги правления Алексея Михайловича

Алексей Михайлович умер 30 января 1676 г. Главным итогом его правления (более чем 30-летнего) было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную: последний созыв Земского собора состоялся в 1653 г., упало значение Боярской думы. Царю нравилось самостоятельно ведать государственными делами, контролировать деятельность госучреждений через Приказ тайных дел. Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник

Важно и то, что царь заботился, чтобы его дети получили хорошее образование. Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику, философию, читали произведения античных авторов

Обязательными предметами были богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную из русских и иностранных книг. Своим потомкам самодержец передал в наследство сильное государство, признанное за рубежом. Один из них — Петр — продолжил дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.

Вопросы по теме

  1. Какие современные государственные органы управления соответствуют приказам?
  2. Что такое товар? А товарное производство? А мелкое товарное производство?
  3. Что такое Лобное место? Где оно находится? Как оно использовалось?
  4. Что такое Великий раскол христианской Церкви?

Ответы

  1. Министерства — центральные органы государственного управления, осуществляющие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо коллегий. А коллегии, в свою очередь, были образованы Петром I вместо приказов.
  2. Товаром считается продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведенный для обмена. Предметы, произведенные для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются. Товарное производство — это такой вид организации производства, при котором все продукты создаются для продажи на рынок. В мелкотоварном производстве средства производства принадлежат самим производителям, и основано оно преимущественно на их собственном труде.
  3. Лобное место находится в Москве, расположено на Красной площади. Представляет собой круглое в основании каменное возвышение-трибуну, верх которого обнесен парапетом с коваными чугунными воротами. Лобное место служило главной трибуной города. Здесь оглашали важные государственные указы, отсюда обращались к народу русские цари.
  4. Так называют произошедшее в 1054 г. окончательное разделение христианской Церкви на Католическую — на Западе и Православную — на Востоке. Причин тому имелось множество. Это обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба Папы Римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь — в западной Церкви и греческий — в восточной).

Поделиться ссылкой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: