История ликвидации неграмотности в ссср

№ 592. декрет совета народных комиссаров. о ликвидации безграмотности среди населения р.с.ф.с.р.

Группы ароматов или семейства

Мы уже публиковали несколько статей, посвящённых конкретным семействам. Так что в этот раз коротенько:

Зелёные. Свежие ароматы с выраженным травяным или лиственным запахом.

Фруктовые, цветочные, древесные. Тут тоже всё ясно – ароматы, где солирующую партию играют ноты фруктов, цветов или древесины.

Пряные. Как правило специи используют, чтобы не оттенить или подчеркнуть другие компоненты. Но в ароматах семейства «пряные» именно на специях сделан акцент.

Водяные. В таких композициях используются химические компоненты, имитирующие воду или морскую воду. Такие запахи звучат «влажно» и «прохладно».

Фужерные. От французского слова fougere – папоротник. Такая вот эта нота особенная, что для ароматов, содержащих её, даже выделили отдельную группу.

 Шипровые. Шипр — это дубовый мох, добываемый для парфюмерии на Кипре (Chypre). Соответственно, шипровые — это ароматы, которые содержат эту ноту в высокой концентрации.

Восточные. Это не то, что приезжает к нам из ОАЭ или Омана, а  скорее «что-то в этом роде». Мастера Востока изготавливали аттары – ароматические смеси на основе эфирных масел (без спирта, в отличие от европейцев). А потому маслянистые духи, тяжелые и плотные, принято считать восточными. Также, помимо характерной «текстуры» запаха, в ароматах этой группы всегда содержатся компоненты, присущие Востоку: удовая древесина, специи и т.п.

Гурманские. В них зачастую соло играют «вкусные» ноты, которые способны вызвать скорее аппетит, чем желание любоваться вами. Как в Montale Chocolate Greedy – до такой степени аппетитный парфюм, что хочется съесть и его и того, кто им надушен.

Это ключевые элементы «колеса Майкла Эдвардса» — общей классификации, предложенной в 1983 году. Колесо напоминает компас и, также, как и он, подразумевает деление не только на прямые направления север, юг и т.д., но и на средние, как северо-восток. Ароматы также могут быть не только древесными или цветочными, но и древесно-цветочными, древесно-водяными и т.д.

Защита от грамотеев десятников

Грамотеи десятники — это люди, которые злоупотребляют своими позициями и используют грамотность в противозаконных целях. Они могут использовать знание грамматики и правил письма и чтения, чтобы обмануть и лишить других людей их прав и средств к существованию.

Чтобы защититься от грамотеев десятников, необходимо быть бдительным и обладать базовыми знаниями о своих правах и обязанностях

Важно знать законы и правила, которые защищают граждан от незаконных действий

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам защититься от грамотеев десятников:

  1. Будьте внимательными при чтении и подписании документов. Внимательно читайте все условия и не бойтесь задавать вопросы, если что-то вас смущает.
  2. Не доверяйте слишком эмоциональным и спешным предложениям. Грамотеи десятники могут использовать ваше состояние для того, чтобы вас запутать и заставить сделать что-то в ущерб себе.
  3. Запоминайте свои права и умейте их отстаивать. Если вы чувствуете, что ваши права нарушены, обращайтесь за помощью к специалистам или юристам.
  4. Не делайте никаких денежных переводов или платежей, если на вас давят или угрожают. Грамотеи десятники могут использовать ваш страх и растерянность, чтобы вымогать у вас деньги.
  5. Будьте осторожны с личными данными. Никогда не давайте непроверенным и ненадежным источникам свои личные данные, включая паспортные данные и данные банковских карт.

Защита от грамотеев десятников — это важный аспект обеспечения безопасности и защиты своих прав и интересов. Будьте бдительны и не бойтесь обращаться за помощью, если столкнетесь с подобными ситуациями.

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921—1923 гг. их было от 4.5 до 9 миллионов.. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков. Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6−8 часов еженедельно).

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т. ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2−2.5 миллионах беспризорниках.(с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов. Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».

Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д. Сапрыкин пишет: «По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным«.

Долой неграмотность!

Дело не захлебнулось и после образования Советского Союза, когда процент неграмотных в стране снова вырос — прежде всего за счет Туркестана. В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Этому обществу помогали все знаменитые советские писатели, включая Максима Горького и весьма популярного в те годы Демьяна Бедного. А Владимир Маяковский многократно давал поэтические концерты в пользу ликбезовского общества.

Максим Горький и Демьян Бедный. Фото: Culture/cultureru.com

Критически не хватало педагогов. Наркомпрос пытался оперативно решить эту проблему. Под знаменами ВЧК в 26 губерниях создавались курсы учителей. Но тут система столкнулась с нехваткой преподавателей. Приходилось завозить лекторов из столиц. Комиссия помогала с командировками. Каждый образованный человек с минимальными педагогическими способностями был на счету. Недаром в 1928 году был организован всесоюзный комсомольский культпоход. Это была лихая молодежная атака на неграмотность. Комсомольцы на общественных началах обучали неграмотных — как правило, рабочих. В эту программу входила и борьба с детской беспризорностью. Власть исходила из того, что каждый подросток школьного возраста не только может, но и обязан учиться.

Выпускник ликпункта должен был уметь читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства». По тем временам — немало. Учили, как правило, по лозунгам, но старались пробудить у питомцев способности к самостоятельному мышлению. Учитывали социальное положение ученика, его профессию.

Сельский учитель обучает узбекских женщин грамоте, 1921 год. Фото: РИА Новости

Обучающимся сокращали рабочий день на два часа при сохранении зарплаты и пайка. Нередко руководители предприятий — в особенности во времена НЭПа — не выполняли этих предписаний. На них жаловались. Дело доходило до жестких мер: неуважение к ликбезу приравнивали к контрреволюционной деятельности. Кстати, за прогулы уроков на неграмотного могли наложить штраф… Правда, к столь строгим мерам прибегали нечасто. Другое дело — общественные порицания и агитсуды.

Чтобы система заработала на полную мощность, потребовалось 10 лет. К началу 1930-х в стране появилось массовое педагогическое образование. И это тоже заслуга кампании, которая началась в декабре 1919 года.

Кампания большевиков по обучению грамоте

Население научилось читать и писать. Чебоксары , 1930-е гг.

Население научилось читать и писать. Шоркасы ( КАССР ), 1930-е гг.

Когда в 1917 году к власти пришла партия большевиков , они столкнулись с рушащейся империей, печально известной своей кажущейся отсталостью и плохой системой образования. В 1917 году на оставшихся царских территориях примерно 37,9% мужского населения старше семи лет были грамотными и только 12,5% женского населения были грамотными. Взгляды Ленина на грамотность основывались на ее экономических и политических преимуществах. «Без грамотности, — заявил он, — не может быть политики, могут быть только слухи, сплетни и предрассудки». Кампания Ликбез была начата 26 декабря 1919 года, когда Владимир Ленин подписал Указ о советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» ( «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»). Согласно этому указу, все люди в возрасте от 8 до 50 лет должны были овладеть грамотой на родном языке. Было организовано 40 000 ликвидационных пунктов (ликпункты), которые служили центрами обучения и повышения грамотности.

Борясь за время и средства во время последовавшей Гражданской войны 1917-1923 годов в России, Наркомпрос , советское министерство образования, быстро сформировал ЧК Ликбез (аббревиатура от «Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности»), которая должна была отвечать за подготовка учителей грамотности, а также организация и распространение кампании по распространению грамотности. От крестьян до профсоюзов, конкретные квоты процента грамотности были установлены для различных слоев советского общества. Например, профсоюзная кампания была направлена ​​на достижение 100% грамотности своих рабочих к 1923 году. Большевики также считали, что с помощью литературных кампаний они могут легко продвигать партийную идеологию и формировать мировоззрение населения. Женщины, учитывая их низкий уровень грамотности, рассматривались как имеющие самый высокий потенциал для того, чтобы стать «модернизаторами» советского общества. Воспитанием крестьянок большевики надеялись сломить патриархальное господство в сельском обществе. Ленин писал в «Освобождении женщин», что неграмотность женщины подорвет «боевой дух» мужчин-членов партии и помешает женам ухватиться за идеалы своих мужей. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике кампания по повышению грамотности женщин в основном проводилась членами Клуба Али Байрамова , женской организации, основанной азербайджанскими женщинами-большевиками в Баку в 1920 году.

Чтобы еще больше охватить крестьянскую общину, большевики построили читальные залы в деревнях по всей стране. Выступая в роли пропагандистского центра, а не библиотеки, грамотный крестьянин будет действовать как «красный читатель» комнаты и вести обсуждения текстов, отправленных директивой партии, с членами местного сообщества. Посещение было чаще всего обязательным, поскольку читальные залы оказались одним из самых успешных инструментов пропаганды партии, где проводились кампании, и местные жители слышали о событиях во внешнем мире.

К 1923 году, однако, стало ясно, что у кампании есть недостатки. Во-первых, Наркомпросу было трудно бороться за финансирование от Политбюро . Бюджет Наркомпроса на обучение грамоте сократился с 2,8% в 1924/1995 году до 1,6% в 1927/8 году. Ликбезские литературные школы не были созданы на местах по приказу партийной элиты — вместо этого они в значительной степени полагались на массовый спрос. Наркомпросу также было трудно найти образованных учителей, действительно желающих жить в изолированных условиях сельской местности.

Во многих случаях ученики-крестьяне и пролетариаты враждебно встречали своих педагогов и учителей грамотности из-за их «мелкобуржуазного» происхождения. Чтобы решить эту проблему, местные органы власти установили систему поощрений для рабочих, посещающих занятия, предоставляя им особые привилегии. В некоторых крайних случаях, во время голода 1922 года , многие районы требовали от неграмотного мужского и женского населения посещать школу грамотности, чтобы заработать свои продовольственные баллы. Опасаясь, что они не обращаются к населению и вызывают у публики безумие чтения, на которое они надеялись, Политбюро решило в значительной степени финансировать и продвигать клубы и общества, такие как общество «Долой неграмотность».

Как избежать грабежа грамотеями десятниками

Грабежи, совершаемые грамотеями десятниками, являются серьезной проблемой, которая может иметь негативные последствия для людей. Для избежания таких ситуаций рекомендуется принять ряд мер и быть более бдительными.

Вот несколько важных мер, которые помогут предотвратить грабежи грамотеями десятниками:

  1. Будьте осторожны при общении с незнакомцами: Не раскрывайте личную информацию или доверяйте свои сведения неизвестным людям. Будьте бдительны при знакомстве и не предоставляйте доступ к своим финансовым счетам и документам.
  2. Установите надежную систему защиты: Используйте сильные пароли на своих устройствах и интернет-сервисах, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к вашей информации. Обновляйте свои программы и установите антивирусное программное обеспечение.
  3. Будьте бдительны при пользовании банкоматами: Всегда следите за своими деньгами и картами при использовании банкоматов. Покрывайте пин-код при вводе и не доверяйте свою карту незнакомым людям.
  4. Не открывайте подозрительные письма и ссылки: Будьте осторожны при открывании электронных писем и переходе по ссылкам, особенно если они приходят от неизвестных отправителей. Мошенники могут использовать эти методы для получения вашей личной информации.
  5. Укрепите свою электронную безопасность: Используйте многофакторную аутентификацию для своих аккаунтов, чтобы усилить защиту и предотвратить несанкционированный доступ. Не используйте одни и те же пароли для различных аккаунтов.
  6. Постоянно обновляйтесь на тему современных методов мошенничества: Будьте в курсе последних схем мошенничества, чтобы узнавать их признаки и избегать потенциальных ситуаций.

Соблюдение этих мер позволит увеличить вашу защиту от грабежей грамотеями десятниками. Будьте бдительны и помните, что внимательность — важный инструмент для предотвращения мошенничества.

И не забывайте сообщать о подозрительной деятельности в полицию или другие соответствующие организации. Вместе мы можем бороться с преступностью и защищать себя и свое имущество.

Советское поле экспериментов

Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии 

Я хочу привести цитату из Юрия Анненкова, человека, который писал портрет Ленина. «Владимир Ильич говорил о  целях большевистского ликбеза так: „Вообще к  интеллигенции, как Вы, наверное, знаете, я  большой симпатии не питаю. И наш лозунг: «Ликвидировать безграмотность!» отнюдь не  следует толковать как стремление к  нарождению новой интеллигенции. Ликвидировать безграмотность следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель вполне практическая, только и всего“». Процесс, как тут уже было сказано, имел вполне конкретную политическую цель: читать декреты новой власти. Да,  безграмотный человек по-своему тоже подвержен влиянию. Плакат, картинка имели огромное, необычайное влияние на  человека XIX  века  — с  нашей точки зрения, безграмотного человека. Однако на  грамотного человека имеет совершенно сокрушительное влияние даже относительно небольшой текст. Я не так давно говорил со своим сыном, который учится в  Германии. Германия, по  сравнению с  нами,— это достаточно отсталая страна. Там не  расплачиваются карточками, немцы этого не  очень любят, расплачиваются наличными. Потому что в  Германии не  очень принято экспериментировать над собственным населением. Только в  России возможны такие смелые масштабные эксперименты над большим количеством населения. И это, с одной стороны, действительно очень впечатляюще  — когда ты читаешь об  этом на  страницах учебника. Другое дело, когда ты себя представляешь на  месте тех людей, над которыми эти эксперименты производят. Вспоминается эксперимент, который проводил Э.В. Ильенков, известный философ-марксист, со слепоглухонемыми, которых он учил читать повести Л.И. Брежнева. Это, пожалуй, были единственные люди, которые данные книги читали. Очень похоже на  кампанию по  ликбезу. Учили читать манифесты советской власти, воспринимать большевистскую пропаганду, направленную на уничтожение любой культуры — и русской, в  частности, на  уничтожение национальной традиции. Глядя на  цифры, приведенные Игорем Михайловичем, можно говорить о том, что это же количество людей могло получить законченное реальное, не  направленное на чтение коммунистических брошюр образование, в  естественных условиях, без всяких срывов и  без бессмысленных самопожертвований. Организаторы дискуссии  — Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурный центр «Покровские ворота» и Центр искусств «Лавка художника».

Очередь в «Макдональдс». 1990 год

ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕЗ ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕ́З, ликбеза, муж. (неол.). Сокращение слов: ликвидация безграмотности.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы:

Книги

  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей: натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 436 руб
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 418 грн (только Украина)
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 323 руб
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: