Дорога жизни блокадного ленинграда: история создания, роль в обороне ленинграда

Все достопримечательности дороги жизни — там!

Из истории

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.

С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.

Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.

Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100–150 метров друг от друга. Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно. В память о подвиге, который совершали изо дня в день обычные люди, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной «полуторке» ГАЗ –АА.

Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:

А где-то на Ладоге, в белом просторе От бомб и мороза взрываются льдины, И воют моторы, и стонут моторы, И тянут груженные хлебом машины — В пургу и обстрелы, без сна и покоя, За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе. И было на трассе движенье такое, Как в мирное время на Невском проспекте.

Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!

По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.

В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.

  • За первую блокадную зиму из Ленинграда было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых, в город было доставлено 361 тысяч тонн различных грузов, в том числе 262,5 тысяч тонн продовольствия и около 32 тысяч тонн боеприпасов
  • Во время второй навигации было перевезено более 1 миллиона тонн различных грузов в обоих направлениях, а их города было эвакуировано около 540 тысяч человек.

19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.

Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Уничтожить любой ценой

Архивное фото

Дорога жизни не давал привести в исполнение приказ фюрера заморить город голодом. Гитлеровцы постоянно атаковали жизненно важный маршрут, с примирением дальнобойной артиллерии и авиации. Бомбардировщики вермахта старались поразить не отдельные цели, а участки, чтобы расколоть лёд, чтобы образовавшиеся полыньи служили для машин смертельными ловушками. Организовывались немцами диверсии, работали снайперы. В этом случае полыньи отмечали специальные бригады, которые полностью контролировали трассу.

Весной 1942 года на озере возобновилось судоходство. Хотя у Ладожской военной флотилии врагов стало еще больше. Моряки-красноармейцы отбивали атаки не только немецких бомбардировщиков, но и итальянских торпедных катеров, которые атаковали наши суда, выдвигаясь с финской военно-морской базы в Лахденпохье.

Несмотря на усилия враг так и не смог поменять в свою пользу ситуацию на Ладожском озере. Враг также не смог помешать прокладке по дну озера в мае-июне 1942 года магистрального трубопровода, который снабжал блокадный Ленинград стратегически важным топливом.

10-й км, слева – Заброшенный парк усадьбы Рябово

Чуть выше монумента, на самой Румболовской горе расположился старинный, но очень заброшенный усадебный парк. Старый парк, здание сыроварни, где теперь расположен Дом авиаторов да стены конюшни на улице Шишканя – это все, что осталось от усадьбы Рябово, построенной еще в XVIII веке. Владельцами этих земель в разное время были граф Александр Меньшиков, граф Эрнст Бирон, граф Владимир Фредерикс, а также семейство дворян Всеволожских. Последнее значительное строение – усадебный дом, сгорело в 1927 году. Однако сохранилось множество историй о подземельях в Румболовской горе, которые доходили чуть ли не до Колтушей. В 1984 г. здесь был даже найден один из фрагментов подземного хода. В ходе сложных подземных работ были расчищены завалы и открыты новые подземные залы. Также были обнаружены: подземная дренажная система, фрагменты бревенчатого настила, подобие штольни, целиком заваленной глиной. Назначение этих подземелий и время их создания не установлены.

Как проходила Дорога жизни по Ладоге

Дорога жизни – это не только легендарная ледовая трасса, но и совокупность водных, воздушных, сухопутных, железнодорожных путей, благодаря которым осуществлялась транспортировка грузов в блокадный город и эвакуация его жителей.

Снабжение блокадного Ленинграда осуществлялось из города Вологда – главной продовольственной базы северо-запада страны. Сухопутная трасса проходила по следующему маршруту: Вологда – Череповец – Тихвин – Волхов – Новая Ладога. Продовольствие и боеприпасы доставляли по железной дороге Тихвин-Волхов. Далее, ценный груз со станции Волхов перевозили на водную пристань Гостинополье – важнейший перевалочный пункт Дороги жизни.

В пристани ценный груз перегружали на баржи. Речные буксиры доставляли баржи по реке Волхов через Волховский шлюз до поселка Новая Ладога. Груженые баржи буксировали по Ладожскому озеру посредством озерных буксиров или кораблей военной флотилии на западный берег – в бухту Осиновец.

Бухта располагалась в 55 км от блокадного Ленинграда, недалеко от станции Ладожское озеро, конечной станции Ириновской ветки Октябрьской железной дороги. В порту Осиновец грузы из кораблей и барж перегружали на грузовые машины, железнодорожные платформы и доставляли в Ленинград по железной дороге и по трассе, идущей параллельно ей.

В ноябре 1941 года Тихвин был захвачен немецкими войсками. Единственная железнодорожная ветвь, благодаря которой удавалось поставлять ценный груз к берегу Ладожского озера на базы Кобона и Лаврово со складов станции Войбокало, была перекрыта противником. Маршрут поставок продовольствия и боеприпасов меняется – ценный груз для блокадного города начал поступать на станции Заборье и Подборовье, которые располагались в 300 км от побережья восточного берега Ладожского озера.

В конце ноября военный совет Ленинградского фронта принимает решение о строительстве зимней дороги от станции Заборье до Кобоны.

Новая автомобильная дорога, построенная в рекордно короткий срок, получила название Военно-автомобильная дорогой № 102.

Важно! По новой сложной автомобильной дороге удавалось доставлять всего 500 т груза в сутки.

Сложная военная дорога, проложенная неимоверными усилиями военных и местных жителей близлежащих населенных пунктов через болота и непроходимые леса, стала жизненно важной артерией Дороги жизни. Благодаря ей жители Ленинграда смогли пережить самые мучительные блокадные дни 1941 года

Дорога в объезд захваченного Тихвина просуществовала недолго, позже ВАД-102 объединили с легендарной ледяной дорогой через Ладожское озеро – Военно-автомобильной дорогой № 101. Автомобильная ледовая Дорога жизни через Ладожское озеро начала функционировать 22 ноября 1941 года.

По льду Ладожского озера были проложены первые маршруты – схемы движения по Дороге жизни.

По тонкому льду

На озере со временем лед становился все толще, количество машин, шедших с провизией по Дороге жизни становилось больше. Тем не менее безопасней маршрут не стал и только за первый месяц десятки автомашин провалились под лед и затонули. Для предотвращения таких катастроф, были разработаны специальные правила для Военной дороге № 101, утверждены рекомендации по скоростному режиму и дистанции между машинами.

Безопасность на «Дороге жизни» обеспечивали 300 инспекторов дорожного движения. Функцию инспекторов в большей степени выполняли женщины, в белом камуфляже, с флажками и фонариками. Из-за белого одеяния участники маршрута их прозвали «Белые ангелы». К сожалению, они были хорошо видны не только водителям-красноармейцам, но немецким снайперам и летчикам Вермахта.

Важную функцию по охране Военной дороге № 101 выполняли две дивизии НКВД. Атаки вражеских самолетов отбивали несколько полков истребителей и зенитные батареи, которые были расположены прямо на ладожском льду. Велась и борьба с вражескими диверсантами. Достаточно много милиционеров охраняли склады, разрезку и погрузку от мародеров.

ТОП популярных статей

Most Liked

  • Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
  • Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
  • Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
  • Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько…
  • Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
  • Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
  • Ключ от всех тайн ключ-города хранится в Музее истории Шлиссельбурга
  • Тропа Петяярви: туда и обратно
  • Поморские деревни: жемчужины на Терском берегу. Часть II, непроходимая
  • Список самых красивых деревень и городков Вологодской области пополнился

7-й км, слева – Усадьба Приютино

Эта остановка в пути отсылает в историю гораздо более давнюю. Прямо у обочины шумного шоссе расположилась тихая усадьба, принадлежавшая директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину. Это одна из самых близких к городу старинных усадеб, которая была отстроена к 1805 году. Сюда стремились приехать за умиротворением и в поисках музы Батюшков, Грибоедов, Брюллов, Венецианов, Толстой, Глинка и ещё бесконечный список известных фамилий. Одной из печальных историй, связанных с этим местом, является судьба сына Олениных – Николая. Когда-то в ходе строительства родители и дети высадили в саду молодые дубки. Один из них, посаженный Николаем, полностью засох после его гибели под Бородино. На месте дерева, в память о сыне, была установлен монумент в виде пирамиды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: