Владимир маяковский: главный бунтарь русской литературы

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ — ДЕТЯМ. К 130-летию со дня его рождения

Подробности
Создано: 20.07.2023 09:41

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в Грузии, в селе Багдади близ Кутаиси в дворянской семье.

Его отец был лесничим, а мать вела хозяйство и воспитывала детей. Владимир был младшим в семье, у него были ещё две старшие сестры Людмила и Ольга, и ещё два брата, которые умерли в младшем возрасте. 

Предки отца Маяковского были казаками Запорожской Сечи, а предки матери происходили из Харьковской губернии и с Кубани. О своём происхождении Владимир Владимирович позже написал в стихотворении «Нашему юношеству»: — 

«Я — дедом казак, другим — сечевик, а по рождению грузин». Первые семь лет юный поэт прожил в селе Багдади, позже с мамой переехал в Кутаис и поступил в гимназию. Его сёстры уехали раньше, так как в их родном селе не было возможности обучаться. Учился Владимир хорошо, много читал, поражал знакомых своим развитием и знаниями. Художник С. Краснуха, который преподавал уроки рисования его сестре Людмиле, увидел рисунки Володи и был поражен его талантом, стал заниматься с ним бесплатно, так как считал, что мальчик обязательно будет художником.

После смерти отца их семья переезжает в Москву, где Владимир продолжает учится. 

Владимир был очень увлечённым и многогранным человек, ему интересно было рисование, кинематография, музыка и конечно литература. 

Нам Маяковский известен больше всего как поэт.  «Я — поэт! Этим и интересен. Об этом и пишу! Об остальном — только если это отстоялось словом» — так начинается его автобиография. Владимир Маяковский является писателем для взрослых, но у него есть произведения, которые адресованы самым юным его читателям. Их не так много, но они поражают своей глубиной. В своих шуточных стихах Маяковский рассказывает о таких качествах, которые помогут вырасти счастливым и хорошим человеком. Это трудолюбие, смелость, честность, любознательность. 

В биографии поэта произошло одно событие, которое наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Когда юный Володя жил в Кутаиси, водопровода не было, воду приходилось брать из реки Рион. Напившись где-то некипячёный воды, Владимир заболел брюшным тифом, болезнь протекала тяжело. Все лето он провёл в постели. Тогда он и приобрел качество маниакальной чистоплотности

Многие знакомые, знавшие Владимира Владимировича, приводили множество свидетельств его фантастической осторожности, что касалось чистоты воды, посуды, рук. Он не любил рукопожатия и всегда носил с собой мыло

Это качество отразилось в его детском стихе «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?».  

Маяковский придумывал забавные книжки-картинки: «ЧТО НИ СТРАНИЦА — ТО СЛОН, ТО ЛЬВИЦА», «ЭТО КНИЖЕЧКА МОЯ ПРО МОРЯ И ПРО МАЯК». Кстати, Маяковского тоже друзья ласково называли маяком — сокращали его фамилию. Ведь он был высокий, большой и своими произведениями старался указывать правильный путь. Например, в своём стихотворении «КЕМ БЫТЬ» он хотел помочь ребятам в выборе будущей профессии. 

 Маяковский является тем поэтом, о жизни и творчестве которого сколько не расскажи, всегда будет мало. 

Дорогие наши читатели, лучше познакомится с его биографией и его произведениями вы можете у нас в библиотеке. 

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Маяковский, как ведущий представитель футуризма, довольно критично относился ко всему культурному наследию человечества. В своих произведениях он призывал навсегда уничтожить старый мир и его идеалы. Коммунистическое общество, по его мнению, должно быть построено на совершенно новых основаниях. В 1924 г. в стране готовились к празднованию очередного крупного юбилей со дня рождения А. С. Пушкина. Маяковский тоже откликнулся на это событие, написав стихотворение «Юбилейное».

Произведение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к Пушкину. Маяковский самоуверенно ведет себя на равных с великим поэтом. В принципе, в условиях того времени это не было слишком уж вызывающим. Сторонники самых крайних взглядов вообще призывали вычеркнуть из истории все события, произошедшие до Октябрьской революции, и сжечь все классические произведения.

Лирический герой на время «стаскивает» памятник Пушкина с пьедестала, для того чтобы поговорить с ним, как с живым человеком. Он считает, что имеет на это полное право и заявляет о своем близком сходстве с великим поэтом. Автор постоянно намекает на то, что абсолютно равен Пушкину, часто использует местоимение «мы».

Одним из признаков, свидетельствующих об этой связи, Маяковский считает любовь к вину. Он предлагает Пушкину по душам поговорить за стаканом. Неограниченная самоуверенность позволяет автору даже поучать классика, утверждать о слабости его произведений. В то же время Маяковский говорит, что, возможно, является единственным в стране человеком, который искренне переживает по поводу смерти Пушкина.

Размышляя над вкладом в отечественную поэзию, автор заранее отводит себе место рядом с Пушкиным («вы на Пе, а я на эМ»). При этом он весьма критически относится ко всем остальным русским поэтам. В прошлом он считает достойным упоминания только Некрасова («мужик хороший»). Среди современников он вообще не видит настоящих поэтов. Есенина он считает просто «балалаечником… из хора». Лишь один поэт («Асеев Колька») в глазах автора подает какие-то надежды, да и то лишь потому, что «хватка у него моя».

Маяковский утверждает, что сумел бы найти Пушкину работу и в советское время в качестве «соредактора по Лефу». Он бы научил (!) его правильно писать «агитки», перед которыми бледнеют «Полтава» и «Евгений Онегин».

В финале произведения автор критикует поклонение бездушному памятнику. Для него Пушкин всегда остается живым человеком со своими слабостями и пороками. Маяковский уверен, что уже заслужил себе памятник при жизни, но будет рад взорвать его.

Стихотворение «Юбилейное» отражает невероятное самомнение Маяковского. Он, бесспорно, внес определенный вклад в русскую поэзию. Но сравнение себя с одним из создателей отечественной литературы просто глупо и неуместно.

Новая жизнь

Освободившись, Владимир не стал тратить время впустую и продолжил учиться. Новые знания Маяковский стал получать в училище зодчества и живописи. Там юноша увлекся идеями футуризма.

В 1912 году у поэта, которому на тот момент было 19 лет, вышло в печать стихотворение «Ночь». Оно было написано интересным стилем – дактиль, который подразумевает классическую перекрестную рифму. Вместе с единомышленниками – кубофутуристами Владимир поехал в турне по городам России.

Владимир Маяковский – футурист, 1914 год

Молодые люди вели себя на сцене довольно вызывающе, пили чай, рисовали на лицах различные фигуры, даже обнажались, чем очень удивляли публику. Максим Горький, например, отметил, что из числа всех его товарищей Маяковский был единственным, кто действительно обладал талантом литератора.

Первый сборник стихов Маяковского вышел в 1913 году, был он невелик, всего 4 стихотворения, и назывался он незамысловато – «Я!». В этом же году Владимир бросил вызов российской буржуазии своим стихотворением «Нате». В следующем году литератор написал абсолютно не похожий на предыдущий стих под названием «Послушайте».

В этот период жизни у Маяковского проявился интерес к драматургии. «Владимир Маяковский» – так называлась первая трагедия литератора. Её поставили в театре, главного героя играл сам автор, а ещё он выступил в роли режиссёра своей постановки. Вот так многогранно раскрылся молодой поэт на творческой стезе.

Первый сборник стихов Владимира Маяковского «Я!», 1913 год

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом — начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» — оба в главных ролях.

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты — их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

Последние годы

В 1925 году покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. Маяковский не был ему другом, скорее даже, он был его оппонентом, но на смерть Есенина написал стихотворение, вот несколько строк из него:

Владимир Маяковский читает по радио пьесу «Баня», 1929 год

Получилось так, что после стольких лет признания, восторгов, любовных успехов настала для Маяковского какая-то печальная череда. Любовь не складывалась, Брики уехали за границу, Яковлева не захотела вернуться с Владимиром на родину. На творческом поприще также наступил разлад, коллеги его не понимали, критики журили.

В апреле 1930 года сердце Маяковского перестало биться, ум перестал блистать, 14 числа поэт застрелился. Его творчество погрузилось в забвение до 1936 года, до письма Лили Брик и резолюции Сталина. Борис Пастернак говорил про поэта:

Однажды Лиле Брик приснится Маяковский, она спросит у него, как же он мог так поступить, а поэт ответит ей, что она поступит так же. Муза Владимира Маяковского в 1978 году приняла большую дозу снотворного. Возможно, она вспомнила свой сон и решила последовать его сценарию, так как жизнь уже не доставляла ей той радости, как и Владимиру когда-то. Эта женщина внесла большой вклад в сохранение наследия поэта Маяковского.

Владимир Маяковский выступает перед красноармейцами, 1929 год

Отрывок из письма Лили Брик о Маяковском И.В.Сталину:

Маяковский и революция

Маяковский был не только зрителем двух революций (Февральской и Октябрьской), он активно в них участвовал.

Поэту были близки идеи социалистической революции. Они привлекли его, когда Маяковский был ещё подростком. В то время в Грузии проходили антиправительственные демонстрации и митинги.

В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «стихи и революция как-то объединились в голове».

С 1908 по 1910 год был членом партии большевиков (РСДРП(б)). Поэт вёл агитационные беседы с рабочими.

Маяковский активно выступал против капитализма и буржуазного строя. Высказывался за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­во­сть. Он также писал агитационные пьесы, рисовал карикатуры, создавал стихи с сатирой (многие видели в них высмеивание бюрократии и создавшегося после революций государственного строя).

Жизнь Маяковского

Его отец был запорожским казаком. Мама — дочерью капитана Кубанского пехотного полка. У поэта были две сестры — старшая и младшая. Поэт с детства учился рисованию, сам научился читать.

Отец Маяковского умер от заражения крови, когда поэту было 13 лет. После этого его семья переехала за старшей дочерью в Москву.

Маяковский учился в Строгановском художественно-промышленном училище (сейчас Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).

Затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был исключён за участие в мероприятиях и диспутах футуристов.

Читайте больше про Футуризм.

Аресты Маяковского

В четырнадцать лет Маяковский вступает в партию большевиков. За участие в этой (тогда подпольной) организации Маяковского впервые арестовали. Впрочем, вскоре освободили за малостью лет.

Потом Маяковского арестовывали ещё дважды, так как своё участие в организации он не прекратил.

Третий арест произошел в июле 1909 года и закончился тюремным сроком. Большую часть этого срока (Маяковского выпустили в январе 1910) он провёл в Бутырской тюрьме. Поэту было 16 лет.

Агитационные плакаты Маяковского

В 1919 году начинает сотрудничать с Российским телеграфным агентством (РОСТ). Создаёт рисунки и тексты к агитационным плакатам «Окна сатиры РОСТА», которые считаются первыми рекламными объявлениями.

Выставка Маяковского

В 1930 году поэт проводит выставку «20 лет работы Маяковского».

Сатира в его произведениях сыграла с ним злую шутку. Власти считали, что он критикует существующий строй. Критики не считали его писателем-революционером, негативно принимали его произведения, считали, что он «больше не поэт».

И хотя выставку посетили несколько тысяч человек, известные писатели и поэты, равно как и государственные лица, на неё не пришли.

Личная жизнь и семья Владимира Маяковского

Поэзия Маяковского

Творчеству Маяковского присуща экспрессия — то есть яркое выражение чувств и эмоций.

В стихах поэта много метафор и гипербол (преувеличений). В них также много разговорной лексики и неологизмов (новых слов).

Неологизмы Маяковский зачастую придумывал сам. В его стихах можно встретить такие слова, как: дрыгоножество, сердцелюдые, молоткастый, серпастый и др.

Поэт часто использует сатиру и высмеивает читателей.

В своей ранней поэзии Маяковский стремился быть непонятным читателю. Позже он стал больше ориентироваться на рабочий класс и писать для него.

«Лесенка» Маяковского

Стихотворения поэта сравнивают с большими тяжёлыми конструкциями.

Поэт отрицал стихотворный размер. Для своих произведений он использовал собственный ритм.

С 1923 года в его творчестве появилась «лесенка» или «ступени» — способ графического изображения стихотворения на бумаге.

Поэт использовал такую манеру записи, чтобы при чтении не сбился ритм и чтобы правильно были расставлены паузы.

Читайте больше про Гиперболу, Метафору и Неологизм.

Первая публикация

Впервые стихи Маяковского были опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (вышел 18 декабря 1912 года).

Это был коллективный манифест футуристов, в котором авторы высмеивали традиционную литературу. В его составлении участвовал и Маяковский.

Его отдельный первый сборник стихов «Я!» увидел свет в следующем году (1913).

Ранние годы

Маяковский Владимир Владимирович родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии Российской империи (ныне город Багдади, Грузия). Отец поэта, лесничий третьего разряда Владимир Константинович, относился к запорожским казакам, а мать Александра Алексеевна (урождённая Павленко) — к кубанским казакам. Прапрадед поэта получил дворянство за службу есаулом в Черноморском казачьем войске.

У Владимира Маяковского были две старшие сестры – Людмила и Ольга. Братья поэта Константин и Александр умерли в раннем возрасте. В автобиографии он писал, что его «учили мама и всякоюродные сёстры». Мальчик быстро освоил чтение, а вот арифметика «казалась неправдоподобной». Первым языком поэта был грузинский. Свою родину он воспевал во многих поздних произведениях, например, в поэме «Владикавказ — Тифлис».

Позже семья Маяковского переехала в город Кутаиси, где он в 9 лет пошёл в гимназию. На приёмном экзамене мальчика спросили, что такое «око», и он ответил: «Три фунта» (по-грузински). «Мне объяснили любезные экзаменаторы, что „око“ — это „глаз“ по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — всё древнее, всё церковное и всё славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм».

Революционные настроения поэт поддерживал уже в раннем возрасте. По воспоминаниям его сестры Людмилы, когда до Кутаиси докатилась волна Первой русской революции, он, тогда ещё ребёнок, участвовал в уличных протестах. Но вскоре мальчик с матерью и сёстрами покинул Грузию. После смерти главы семейства от заражения крови — тот укололся иголкой при сшивании бумаг — они в поисках лучшей жизни переехали в Москву.

В Москве поэт пошёл в Пятую классическую гимназию. Учился плохо, но исключён был по другой причине — семья не могла платить за его обучение. Затем перешёл в Третью гимназию. Узнав о том, что некоторые ученики публикуют свои работы в нелегальном журнале «Порыв», написал 2 стихотворения. Первое посчитал «невероятно революционным и в той же степени безобразным», второе — слишком лиричным, а потому бросил сочинительство.

В 15-летнем возрасте поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Занимался пропагандой большевизма (звался «товарищем Константином»). Трижды подвергался арестам, в том числе за «писание прокламации» и пособничество побегу каторжанок.  В 1909 — 1910 годах провёл в Бутырской тюрьме несколько месяцев (по официальным данным — 6, по автобиографии поэта — 11).

Время, проведённое в тюрьме, он называл началом своего поэтического пути. Перечитав классиков, пришёл к выводу: «До чего же нетрудно писать лучше их». Но первые опыты, навеянные стихами Андрея Белого и Константина Бальмонта, назвал «ходульными и ревплаксивыми» («рев» — сокр. от «революционный»). После Бутырской тюрьмы поэта могли отправить в лагеря в Туруханск. Но друг его отца способствовал, чтобы юношу выпустили на волю как несовершеннолетнего.

После тюрьмы Маяковский хотел заниматься «социалистическим искусством», но товарищ по партии ему заявил: «Кишка тонка». Поэт покинул партию. Посчитав, что стихи у него не получаются, вернулся к давнему увлечению — живописи. Лучшим своим учителем называл Петра Келина. Спустя год стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это было единственное заведение, куда его приняли, несмотря на неблагонадёжность.

Владимир Маяковский в молодости

Молодой Владимир Маяковский

Ранние годы

И творчество, и жизнь

Владимир Маяковский играл не только в театре, он снялся ещё и в нескольких фильмах. Набирающий популярность кинематограф стал ещё одним его творческим увлечением. В первом своём фильме поэт был лишь актером, а в последующих выступил как режиссёр и сценарист. Такое рвение к кинематографии ещё обусловилось и тем, что любимая Лиля Брик намекнула писателю, что тоже не прочь стать героиней фильма. Он принялся за написание сценария для неё.

На сегодняшний день сохранилась лишь запись фильма «Барышня и хулиган», в которой можно увидеть поэта. Остальные картины, к сожалению, не дошли в надлежащем виде и сохранности до наших дней.

Говорили, что Маяковский сочиняет на ходу. В прямом смысле на ходу, прогуливаясь по Москве, он мог сочинить законченное произведение. Лев Абрамович Кассиль – писатель и сценарист, современник Маяковского, который знал его лично, рассказывал про московские прогулки поэта:

Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган», 1918 год

Маяковский много путешествовал, не только по Союзу, но и ездил за границу. Бывал на другом континенте – в Мексике, а также в Европе. Он замечал всё своим пытливым взглядом. Потом это «всё» всплывало в его произведениях. Маяковский был чувствителен в душе, хоть на вид он и брутальный мужчина с хмуро сведенными бровями.

Он писал не только произведения резкие, обличающие, политические, но и о чувствах, в частности, о любви. Игорь Викторович Оболенский очень точно сказал про творчество литератора:

Владимир Маяковский в Мексике, 1925 год

Основные достижения Маяковского

В начале ХХ века Владимир Владимирович Маяковский стал, пожалуй, единственным художественным авангардистом, который сумел донести свое творчество до широких масс. На протяжении всего советского периода произведения Маяковского оставались образцом отечественного авангардизма.

Произведения Маяковского дореволюционного периода для многих поэтов 1950-х и 1960-х годов стали настоящим символом свободы и стремления к эксперименту.

Еще одна поистине огромная заслуга Маяковского состоит в том, что он сделал свое творчество символом советской эпохи. Именно он распространил идеи революции далеко за пределы Советской России и стал образцом для подражания немалого количества поэтов нового государства. Революционные произведения Маяковского были переведены на многие языки. Примечательно, что творчество его особенно популярно в Японии, Германии, Англии.

19 июля 1893 года – рождение в селе Багдады, близ Кутаиса.

1902 год – поступление в Кутаисскую гимназию.

1905 год – первые участия в выступлениях революционно настроенной молодежи.

19 февраля 1906 года – смерть отца. Июль – переезд в Москву. Август – поступление в Пятую московскую гимназию.

1907 год – Маяковский становится членом РСДРП(б).

1908 год – исключение из гимназии, арест за организацию подпольной типографии.

1909 год – создание первых стихов в тюрьме.

1911 год – был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества.

1913 год – публикация первого сборника «Я!». Постановка трагедии «Владимир Маяковский» в питерском театре «Луна-парк».

1914 год – исключение из Училища живописи, ваяния и зодчества. Получение отказа на просьбу о поступлении в действующую армию добровольцем.

1915 год – переезд в Петроград. Знакомство с А. М. Горьким и И. Е. Репиным. Публикация стихотворения «Гимн судье». Призыв на военную службу.

1916 год — знакомство с С. Есениным. Написание поэм «Человек» и «Война и мир».

1917 год – встреча с Лениным, активная организация сотрудничества представителей творчества с советской властью.

1918 год – написание сценария фильма «Не для денег родившийся». Постановка спектакля «Мистерия-буфф».

1919 год – переезд в Москву. Публикация сборника «Все сочиненное Владимиром Маяковским». Начало работы в РОСТА.

1921 год – публикация поэмы «150 000 000».

1922 год – участие в сборе средств в пользу голодающих Поволжья. Публикация стихотворения «Прозаседавшиеся». Выезд в Ригу, затем Берлин и Париж.

1924 год – присутствие на похоронах Ленина, представление поэмы «Владимир Ильич Ленин».

1925 год – путешествие в Германию, Францию, Мексику, США.

1927 год – премьера пьесы «Двадцать пятое». Публикация поэмы «Хорошо!».

1928 год – новая поездка в Европу, знакомство с Луи Арагоном в Париже.

1929 год – премьера «Клопа». Председательство на первом организационном собрании творческого объединения Леф.

1930 год – премьера спектакля «Баня». Начало массированной критики поэта, постоянные нападки в газетах.

14 апреля 1930 года – Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством.

Знаменитая «лесенка» Маяковского многими его коллегами-поэтами считалась жульничеством. Поэтам тогда платили в соответствии с количеством строк.

Маяковский всю жизнь очень сильно боялся микробов и мыл руки при каждом удобном случае. Фобия развилась после того, как отец поэта умер в результате обычного укола иглой.

Маяковский любил азартные игры и во время поездок по Европе предпочитал проводить время за карточными столами.

Одна из версий причин смерти поэта – неудачная игра в русскую рулетку.

Однажды, проигравшись в бильярд, Маяковский расплатился доверенностью на получение гонорара за свой сборник стихов.

Вернуться на главную

Сергей Есенин

Александр Блок

Валерий Брюсов

Константин Бальмонт

Марина Цветаева

Борис Пастернак

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: