Репин илья ефимович — живопись в стиле реализм

Репин илья ефимович - живопись в стиле реализм

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 года. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.


Автопортрет, 1878. (wikipedia.org)

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

«Бурлаки на Волге»

Как часто бывает, сюжеты для полотен Репину подсказывала сама жизнь. Во время одной из прогулок по набережной Невы живописец увидел бурлаков. Он был потрясён контрастом между праздной публикой, неспешно гуляющей по берегу, и измученными рабочими, выполняющими ежедневный тяжелейший труд. Несколько лет Репин вынашивал идею создания картины, которая была бы посвящена этим несчастным труженикам.

В 1870 году Илья Ефимович вместе с приятелями отправился на Волгу. Бескрайние просторы и живописные виды действительно впечатляли. Именно здесь живописец начал работу над своей знаменитой картиной «Бурлаки на Волге». Но найти подходящие типажи для будущей картины оказалось не так просто.

Однажды Репин увидел человека по фамилии Канин – он был тем самым «совершенным типом бурлака». Спустя пару дней, как и просил художник, Канин пришёл к нему в мастерскую. Позднее, вспоминая о работе над полотном, Репин писал:

В «Бурлаках на Волге» Канин изображён в первой тройке, с тряпицей, повязанной на голове. Впрочем, здесь достоин особого внимания каждый из героев. Здесь нет персонажей «для количества» – в этой картине каждый выполняет свою роль и отличается индивидуальностью. Картина Репина произвела фурор в обществе – впервые столь реалистично была показана жизнь «низов» – да ещё и в такой монументальной сцене.

Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге», 1870 – 1873 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первый шедевр

Первым мощным произведением стали «Бурлаки на Волге», задуманные в 1868-м, когда подобную сцену художник видел своими глазами, только на Неве. Репин картины вынашивал подолгу, скрупулёзно обдумывая сюжет, подбирая меткие, по собственному видению и замыслу, позы, жесты, лица и мимику героев. Картины Ильи Репина – не случайные композиции, ракурсы и краски, а результат мучительных творческих исканий.

Увлёкшись «Бурлаками…» Репин даже перенёс свою заграничную поездку. Только в 1873 году художник представил «Бурлаков на Волге» публике. Резкий контраст счастливого пейзажа и шокирующих портретов измождённых мужиков, тянущих против течения реки корабль, произвёл сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном художественном мире.

Вторая половина жизни

Поселившись в «Пенатах» в Куоккале близ Петербурга, Репин отдаётся работе и общению со светилами. В усадьбе бывают Чехов, Короленко, Стасов, Серов, Горький, Чуковский… Для приёма гостей Наталья Борисовна выделяет один день в неделю, среду, чтобы художник мог спокойно работать над картинами.

Репин пишет статьи, работает иллюстратором, бывает на выставках, в том числе зарубежных.

В марте 1917-го приветствует провозглашение России республикой, но в апреле 1918-го усадьба «Пенаты» оказывается на территории Финляндии – так пролегла граница. Весной 1922-го к отцу переезжает старшая дочь Вера. Оказавшись вне России, Репин старался не думать о территориальных и межгосударственных проблемах, всё время работал. К тому же он как именитый живописец, передавший в дар художественному обществу Финляндии ряд собственных картин и работ других русских художников, стал почётным членом общества.

Выставляется в Хельсинки, Праге, в 1925-м в Москве и Ленинграде. В 1926 году советская делегация во главе с Иосифом Бродским приглашает его вернуться в Россию.

География выставок расширяется: присоединяются Швеция, США, Франция. Но одновременно у стареющего художника остаётся всё меньше сил. Съехались все дети, они ухаживали за старым отцом и были с ним до конца. Не стало Репина 29 сентября 1930 года. По завещанию похоронен близ «Пенатов», в приусадебном парке.

Возвращение домой, передвижники, Москва

Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова

С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.

К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.

Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.

Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.

Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.

Переезд Ильи Репина в Санкт-Петербург

Новые горизонты

Илья Ефимович Репин многие годы провел в своем родном городе Чугуеве, но в 1863 году он решил переехать в столицу России, чтобы продолжить свои творческие поиски. Этот переезд стал решающим шагом в карьере художника и очень влияющим на его жизнь в целом.

Трудный путь к успеху

Первое время в Санкт-Петербурге было не легким для Ильи Репина. Несмотря на то, что он был сыном бедного крестьянина и не имел художественного образования, Репин старался много работать и не упускать своих возможностей

Его работы начали привлекать внимание критиков и публики, и он медленно, но верно, поднимался по ступеням успеха

Признание и поддержка

К концу 1870-х годов Репин уже был известным и уважаемым художником. Его работы стали признаваться на мировом уровне, и он получал заказы от высших правительственных кругов. Значительной помощью для художника стала также его дружба с другими выдающимися мастерами того времени, в том числе с Иваном Крамским и Владимиром Стасовым.

Санкт-Петербург: город, который стал домом

Переезд в Санкт-Петербург оказал на Илью Репина огромное влияние. Этот город стал не только его новым местом работы и творческих поисков, но и домом для него на многие годы вперед. Репин находился втиски между двух миров, жившей на краю света украинской культуры и новых тенденций, менующих Россию. Именно эта сплошная напряженность, эта необрезанная, сильная энергия, возбужденность новыми знаниями, во что его жизнь превратилась, держала Репина на заветном пути к успеху.

Сюжет и художественные особенности картины[править | править код]


Дворец Советов. 3D модель

С 1936 года Сталина чаще изображали одного, в противном случае его присутствие на картине обозначалось в виде живописного или скульптурного портрета на заднем плане. Доминирующим принципом организации пространства вокруг Сталина, по мнению искусствоведа Катерины Кларк, являлись концентрические круги. Пространственная структура полотна основана на системе концентрических кругов и на картине «Сталин и Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова. Геометрический центр располагается на уровне обшлагов армейской шинели на сложенных руках Ворошилова, однако центральное место в структуре полотна принадлежит Сталину. Он изображен ближе к зрителю и поэтому выглядит более высоким (в реальности Сталин был гораздо ниже Ворошилова), рядом с ним, в первой концентрической зоне находится только Ворошилов. Всем было известно, что он входит в «ближний круг». Полотно символически размыкает «ближний круг» в сторону зрителя, потенциально включая и его в число самых близких соратников Сталина. В следующие концентрические зоны попадают на картине: а) кремлёвская башня и Кремлёвская стена (по мнению искусствоведа Катерины Кларк, художник идентифицирует Сталина и Ворошилова с этими оборонительными сооружениями, изображая их в непосредственной близости друг от друга), б) Москва-река, в) толпы людей на набережной за рекой, г) дальняя панорама Москвы.

На картине присутствуют одновременно «новая Москва», реконструированная по распоряжению Сталина («Дом правительства», Большой Каменный мост через Москву-реку у правого края картины, дымовые трубы позади них), и «старая Москва» (три купола православной церкви), которая отступила на задний план, что символизирует победу над царской Россией. Художник признавался, что Дом правительства специально был помещен на картину — Плампер предполагает, что как знак идеологической близости селившейся там партийной и творческой элиты к Сталину. По мнению Яна Плампера, на картине Герасимова Сталин выполняет роль сакрального центра всего советского космоса. Сакральность Сталина подчёркивается размером его фигуры, неподвижностью, отсутствием наград и званий. Ворошилов наделён регалиями высшего командного состава (например, маршальские звезды на петлицах), Сталин же в них не нуждается как сакральный центр общества, он одет чрезвычайно просто — в серую шинель, фуражку и армейские сапоги.

По мнению Плампера, Сталин служит на картине воплощением Советского государства, а Ворошилов — Красной Армии. Таким образом, государство находится под защитой армии. Ещё одним символом защиты является ограда. За фигурой Ворошилова секция ограды отсутствует, давая возможность разглядеть Москву-реку и скопление людей на набережной. Сломанная ограда позволяет провести зрительную ось от Ворошилова к людям на набережной Москвы-реки, вводя мотив связи между двумя вождями и обществом. Дымовые трубы символизируют готовность советской индустрии к отражению агрессии внешнего врага.

В 1939 году художественный критик предположил, что взгляд Сталина направлен на конкретный объект: «Сталин и Ворошилов стоят на Кремлёвском холме, устремив взоры туда, где воздвигается грандиозный монумент в честь В. И. Ленина — Дворец Советов». В 1931 году на конкурсе проектов Дворца Советов победил проект Бориса Иофана, по нему здание 415-метровой высоты должна была венчать 80-метровая статуя Ленина. Дворец Советов, расположенный на месте крупнейшего в России собора Христа Спасителя, должен был стать самым высоким зданием в мире. Снос храма завершился в декабре 1931 года, в фундамент нового здания был залит бетон, а ближайшая станция метро получила название «Дворец Советов», но сам Дворец Советов так и не был построен. Плампер приводит два варианта трактовки такого взгляда: а) Ленин проторил путь к коммунизму (ещё не установленная статуя, на которую смотрят Сталин и Ворошилов), а Сталин завершает его дело и является его живым воплощением (фигура Сталина, пристально смотрящего на стройку), б) Сталин смотрит на Ленина как на воплощённое в человеке начало утопической новой эры. Ленин в этой версии олицетворяет поворотный момент истории.

Кандидат философских наук Вера Чайковская в своей монографии о соцреализме писала, что некогда полотно вызывало бурю восторгов. В настоящее время оно заслуживает лишь удаления из Третьяковской галереи и экспонирования в Государственном историческом музее как своеобразный «раритет» своего времени. Она цитировала доктора искусствоведения Глеба Поспелова, который писал о картине как «о всем надоевшей и беспомощной в художественном отношении».

Друзья Репина

Восемь лет обучения в Академии подарили Репину не только бесценный опыт и знания, но и немало друзей. Одним из самых верных приятелей живописца стал Марк Антокольский, молодой скульптор, приехавший в столицу из Вильны. Сам Репин говорил, что это был дружеский союз двух одиноких людей:

Был дружен Илья Ефимович и с критиком Владимиром Стасовым, который многие годы считался одной из главных фигур репинского «ближнего круга». А вот своим наставником Репин считал Ивана Крамского. Он часто показывал ему свои эскизы, бывал в творческой артели Крамского, получал оценки новых работ. После смерти своего наставника и воодушевителя Репин некоторое время не мог писать – потеря оказалась слишком тяжёлой. Через некоторое время Илья Ефимович написал воспоминания о Крамском, в которых называл того своим главным учителем.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Ивана Николаевича Крамского», 1882 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Репин педагог

Пахарь. Лев Толстой на пашне 1887 г.

Уже в звании профессора живописи, с 1894 года художник преподаёт.

Впоследствии его ученики в родной Академии художеств отзывались о Репине как наставнике двояко, но мастер всегда был внимателен к студентам, особенно тем, кто испытывал материальные трудности, устраивая им подработки.

С обострением политической ситуации в стране, особенно после январских событий 1905 года, накалялось и общество. Студенты и педагоги были его частью, и не могли оставаться безучастными. Но мнения разделялись, доходило до горячих споров. В пылу политических разногласий Репин в сентябре того же года всё бросил и уехал в Италию к Нордман, затем вернулся в Россию, уволился, весной 1906-го коллеги уговорили его снова пойти преподавать. Но страна только закипала… В 1907 году Репин снова подал прошение об отставке. На этот раз окончательное.

В Европе

Пенсионерская поездка началась с небольшой задержкой – весной 1873 года Репин с женой и маленькой дочкой отправился в Европу. Через полгода, недовольный Италией, художник осел в Париже. Но быстрого сближения с французским искусством не получилось – Репин и импрессионисты не понимали друг друга. Раздражаться по поводу новых форм русский художник будет до конца жизни. Его ответной реакцией на упрёки французов станет картина «Садко» (1876), герой которой – гость и чужак в подводном царстве. И хотя за эту работу Репин получил звание академика, ни критика, ни сам художник ею довольны не были. От живописца, «учеником производившего совершенства» (имеются в виду «Бурлаки на Волге»), ждали большего, а не «человека в аквариуме».

Учёба в Академии

Краткая биография Репина как студента изобилует наградами.

С первых лет своего пребывания в Петербурге молодой художник жадно учится и стремится отличиться. Для этого периода наиболее значительны картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» (1865) – серебряная медаль;
  • «Иов и его друзья» (1869) – малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871) – большая золотая медаль.

Годы учёбы и написание конкурсных работ с непростой тематикой, требующей творческих мук, осложнялись нехваткой средств на холсты и краски. Но Репин художник целеустремлённый, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, он с целью продажи довольно быстро написал жанровую работу: студент отвлекается от занятий, наблюдая за девушкой из окна. Отданная в комиссионный магазин, картина быстро и выгодно была продана, обеспечив возможность работать над картиной, завершающей учёбу. В результате в 1871 году Репин стал художником I степени и мог на шесть лет уехать за границу. Слава о молодом таланте, выпускнике Академии, вышла за её пределы.

Репин как педагог и преподавание в Академии художеств

Илья Репин был не только выдающимся художником, но и преподавателем. С 1894 года он преподавал в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, а с 1903 года возглавил мастерскую живописи. В его классе ученики получали свободу творческого самовыражения, но при этом строгий контроль и критику от учителя.

Репин учил своих студентов не только основам живописи, но и ценности идеологии и национального самосознания. Он поддерживал традиции русской культуры и настаивал на потребности достижения мирового уровня российской живописи. Репин был знаменит не только своими талантами художника, но и своим уникальным методом преподавания.

Большинство учеников Репина, включая Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Кузьму Петров-Водкина, Василия Якушева, стали знаменитыми художниками. Репин был не только близким другом, но и учителем своих студентов. Более того, он старался передать всему миру богатство и красоту русской культуры через свой уникальный метод обучения.

Илья Репин считается одним из самых успешных педагогов Императорской Академии художеств. Его уникальный метод преподавания получил мировую известность и вдохновил многих студентов следовать его примеру. Более того, он оставил непередаваемый вклад в развитие национальной культуры и искусства на Руси.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

Серьёзный заказ

После успешной сдачи экзаменов и первых успехов Репин начал приобретать известность в столице. А спустя некоторое время о молодом талантливом живописце узнали и в Москве. Одним из заказчиков Репина стал хозяин московской гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков, который попросил мастера написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов». За это полотно заказчик платил 1500 рублей. Сумма по тем временам была немалая, но Константин Маковский, к которому Пороховщиков обращался ранее, заявил, что эти деньги не окупят всех затрат.

Репин же в этом заказе увидел для себя шанс вырваться из постоянной нужды. Помощником Репина при написании творения стал верный друг Стасов, который прекрасно разбирался в музыке. Позировали мастеру многие известные музыканты того времени – Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Николай Рубинштейн. Публика с восторгом приняла картину. Во время открытия «Славянского базара» работа Репина получила немало положительных отзывов. Одним из немногих, кто негативно высказался о полотне, стал писатель Иван Тургенев. В одном из писем Стасову он заявлял:

Илья Ефимович Репин «Собрание русских, польских и чешских композиторов» («Славянские композиторы»), 1872 годМестонахождение: Большой зал Московской консерватории, Москва, Россия

Тайны и Мистика, связанные с Репиным

В связи с активной работой, у Ильи Репина часто болела правая рука. После она и вовсе ему отказала. Мистики полагали, что это было связано с работой, посвященной Грозному: мол, художник отобразил события, которых не было на самом деле, и за это его прокляли. Плодовитый живописец не смог остаться без любимого занятия, и научился писать другой рукой.

А. Балашов, иконописец, впервые увидев «ИВАНА ГРОЗНОГО…» набросился на полотно с ножом! За это он был отправлен в психлечебницу. Но не только иконописец странно отреагировал на живописное полотно. После того, как картину разместили в Третьяковке, многие посетители вдруг начинали плакать, другие впадали в истерику или оцепенение… Скептически настроенные люди убеждены, что это происходило потому, что работы Репина отличались особой реалистичностью.

К слову, вдохновился живописец кровавыми сценами, насмотревшись боев корриды, когда был в Испании. Он писал, что и кровь, и смерть так его влекут, что, вернувшись домой, он первым делом примется за сцену, которая будет кровавой.

Люди, которые выступали для Репина в качестве натурщиков, по странным обстоятельствам, умирали почти сразу после написания своих портретов. Среди них были такие известные личности, как М. П. Мусоргский, Н. И. Пирогов, Ф. Тютчев… Последний умер тогда, когда портрет был только начат.

Даже многие из вполне здоровых мужчин, которые стали натурщиками для картины «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ», внезапно уходили из жизни.

После портрета своего родственника, о котором ходила дурная слава, «МУЖИК С ДУРНЫМ ГЛАЗОМ», заболел вдруг сам Репин. Живописец и портретист был уверен: он либо заразился какой-то болезнью в селе, или, скорее всего, болезнь напрямую была связана с родственником-колдуном, силу которого он испытал на себе дважды.

В последние годы жизни врачи запрещали Репину рисовать более 2-х часов. Но он никого не слушал. Друзьям часто приходилось прятать от Репина художественные принадлежности. Но Репин не унимался — мог схватить окурок прямо из пепельницы, и начать им рисовать.

Вечорници

Ее можно найти в Третьяковской галерее. Эту картину особенно выделял Лев Толстой. Он был поклонником творчества Репина.

Илья Ефимович решил изобразить посиделки украинской молодежи. Как и в любые времена, молодые люди собирались вместе, чтобы повеселиться и потанцевать.

Художник смог как бы поймать нужный момент, создать эффект фотографии, остановившегося мгновения. Не каждому мастеру удается так точно передать настроение музыки и веселья, но Репин справился с этой задачей.

Ценители живописи считают картину уникальной, т.к. она хорошо передает национальный колорит и воссоздает движения.

ТАЛАНТ ПЕДАГОГА

В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом я вполне удовлетворён новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили тёплые воспоминания о своём профессоре.

Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически — не желая связывать своё имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Творчество художника

Репин был особенным художником: он умел чрезвычайно чутко уловить только намечающиеся волнения в обществе и отразить их в своих работах. По сути, он был поэтом революционного движения в России. Но известен не только этим. «ПО ГРЯЗНОЙ ДОРОГЕ» — первое произведение Репина, написанное на социальную тематику.

Далее следует «АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА». К этой картине художник возвращался дважды, переделывая и дополняя ее. Художественная работа была вдохновлена «Взятием Христа под стражу».

Слава пришла к Репину после картины «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ». Академия Художеств отзывалась о ней отрицательно, а вот любители реализма, напротив, с большим восторгом.

«КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ» — одна из особенно знаменательных картин художника. Ее Репин написал с натуры. Он смог отразить старую Россию с типичными для нее типажами, нравами, характерами, которые можно было видеть на грандиозных крестных ходах того времени.

Наиболее яркой и значительной стала работа, созданная Репиным в 1885-м, с названием «ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО…». Ее приняли неоднозначно…

Часто в своих работах Илья Репин запечатлевал родственников. Так, «СТРЕКОЗА», «ОСЕННИЙ БУКЕТ» или «НА СОЛНЦЕ» запечатлели дочерей художника, а «ОТДЫХ» — супругу.

Необычайная плодовитость Репина позволяла ему писать сразу несколько картин. Не успевая окончить одну, он принимался за другую…

В 70-х гг. появляются знаменитые «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ». Колоритные образы казаков отразили украинскую народную культуру, с ней живописец был знаком с раннего детства.

Последней работой Репина стала картина, посвященная Мусоргскому, любимому музыканту художника, она получила название «ГОПАК. ТАНЕЦ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ».

идеологический контекст

Разрушение Вандомской колонны во время Парижской коммуны (1871 г.) . Культурным управляющим коммуны был именно Курбе, которого за этот поступок привлекли к ответственности.

Реализм был связан с более или менее определенными социалистическими идеями. Несмотря на явные различия между разными авторами, в целом интерес к положению наиболее обездоленных классов общества, возникших в результате промышленной революции, вызывает интерес. Некоторые занимают позицию, полностью преданную интересам пролетариата, участвуют в текущих политических событиях и занимаются боевым искусством. Другие придерживаются более умеренной позиции и как-то подслащивают свое видение реальности.

Заслуженная награда

Большая золотая медаль стала заветной наградой для Ильи Репина. Её он получил за картину «Воскрешение дочери Иаира». Примечательно, что с этой работой была связана интересная предыстория.

У Репина совершенно не было средств для создания нового полотна. Чтобы приобрести хотя бы небольшую сумму, он решил написать «лёгкую» жанровую картину, на которой студент, готовясь к экзаменам, подглядывал за девушкой из соседнего дома. Отнеся работу в небольшой комиссионный магазинчик, он спустя пару дней получил деньги за свою картину, причём сумма была немалой. Репин признавался:

Илья Ефимович Репин «Воскрешение дочери Иаира», 1871 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Скандальная картина

Московский период в творческой жизни Репина ознаменовался созданием немалого числа выдающихся работ, однако самая известная (и спорная) картина Ильи Ефимовича была написана в Петербурге. Речь идёт о полотне «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».

В качестве основы для сюжета автор взял «Историю государства Российского», где преподносится версия ненамеренного убийства царём собственного сына. Работа началась с поиска натуры. Для картины Репину позировали художник Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин. Сам мастер писал:

После завершения работы Репин представил свою картину на 13-й выставке передвижников. Император Александр Третий был крайне недоволен интерпретацией сюжета (есть версия, что Иван Грозный не убивал сына). Царь даже запретил демонстрировать работу Репина на всевозможных выставках, однако в защиту художника выступили многие известные деятели искусств, и император вынужден был сдаться.

Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Последние годы жизни и творческое наследие

В последние годы жизни Илья Репин находился под влиянием новых художественных течений, которые влияли на его творческий подход

Он экспериментировал с цветом, формой, композицией, уделяя большое внимание деталям и настроению в своих работах

В числе наиболее известных работ того периода стоит отметить «Бурлаку», «Бурлаки на Волге», «Завтрак на траве», «Александр III в Царском Селе». Они характеризуются мягкими, плавными линиями, легкой мазкой и яркими, сочными красками.

Несмотря на то, что Илья Репин переживал тяжелые времена в личной жизни, потерю друзей, болезни, его творческий потенциал не иссяк. Он продолжал работать и создавать новые произведения, которые на долгие годы войдут в золотой фонд русского и мирового искусства.

Безусловно, творчество Ильи Репина оказало огромное влияние на развитие отечественного искусства. Его работы признаны многими поколениями людей, и по сей день они не утратили своей актуальности и значимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: