Дюжина ножей в спину революции. аркадий аверченко

Творчество в годы Гражданской войны

С приходом большевиков журнал «Новый сатирикон» закрывают, а Аверченко уезжает на юг страны, на свою родину в Севастополь. Здесь с июня 1919 года работает в газете «Юг».

За время гражданской войны Аверченко написал пьесы «Игра со смертью», «Лекарство от глупости» и «детские» рассказы – «Шалуны и ротозеи» и «О маленьких – для больших».

В рассказах того периода он обращается к белогвардейцам с призывом «приблизить час ликвидации и расплаты» с большевиками. После чего подвергается репрессии со стороны цензуры и издание «Юг» закрывают. В ноябре 1920 года писатель эмигрирует в Константинополь, а в 1922 в Прагу.

Слайд 5Пятнадцатилетнему Аркадию пришлось думать об устройстве на работу. Ему пришлось труднее

всех — у мальчика было очень слабое здоровье, плохое зрение, и даже образование он получал дома, не посещая школу из-за болезней (впрочем, в автобиографии Аверченко умудрился весело рассказать даже о своих болезнях). Мальчик устроился писцом в контору, где и прослужил целый год. Потом он очутился в конторе каменноугольных рудников, расположенных в глухой украинской степи. Это было очень мрачное место, где от безысходности спивались и умирали люди… Даже оптимист Аверченко, описывая эту часть свои жизни, не может скрыть своей грусти: «Это место было наименее для меня подходящим, и потому, вероятно, я и очутился там по совету своего опытного в житейских передрягах отца… Это был самый грязный и глухой рудник в свете. Между осенью и другими временами года разница заключалась лишь в том, что осенью грязь была там выше колен, а в другое время — ниже».

Слайд 12 Вот что пишет Аверченко: «Приглядываюсь я

к русской революции, приглядываюсь и даже жутко от целого ряда поразительно точных аналогий… Все новое, революционное строительство жизни, все разрушение старого — ведь это же «Веселая кухня»! Вот тебе на полках расставлен старый суд, старые финансы, церковь, искусство, пресса, театр, народное просвещение… И вот подходит к барьеру дурак, выбирает из корзины в левую руку побольше деревянных шаров, берет в правую один шар, вот размахнулся –Вдребезги правосудие. В кусочки финансы. Бац! – и уже нет искусства, и только остается на месте какой-то жалкий покосившийся пролеткультовский огрызок. А дурак уже разгорячился, уже пришел в азарт и вот летит с полки разбитая церковь, трещит народное просвещение, гудит и стонет торговля. Любо дураку, а кругом собрались, столпились посторонние зрители — французы, англичане, немцы — и посмеиваются над веселым дураком, а немец еще и подзуживает: – Ай, ловкий! Ну, и голова же! А ну, шваркни еще по университету. А долбани-ка в промышленность! Горяч русский дурак — ох, как горяч… Что толку с того, что, потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская эмигрантская сатира. Аркадий Аверченко
«Дюжина ножей в спину революции»

Слайд 2Н. Н. Ге
« Что есть истина?»Если я подчиняюсь внешним

обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу,если же в сложных обстоятельствах

я пытаюсь сделать выбор,

то я творю жизнь,

в итоге пожинаю счастье жизни.

Слайд 3
Как вы понимаете слова Владимира Набокова, известного писателя –эмигранта:

Слайд 4Аркадий Аверченко
(1881-1925 гг.)Русский писательСатирикТеатральный критик

Слайд 5Когда – то Надежда Тэффи сказала об Аверченко: «Многие считают

Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывают ему путь Чехова. Но он

не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы».

литературную значимость произведений Аверченко: перед нами – по масштабам русской

классики — писатель достаточно скромного дарования. Но дарования вполне подлинного, оригинального, неповторимого. Аверченко – весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации. Он весь на живую нитку. Но именно – живую!»

Слайд 8Это – книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко.

Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно

сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней обстановке. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много, во всякой, в том числе, домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо писать, надо их знать. А вы их не знаете.
Зато большая часть книжки посвящена темам, которые Аверченко великолепно знает, пережил, передумал, перечувствовал. И с поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителя старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, объевшейся и объедавшейся России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов. Огнем пышущая ненависть делает рассказы Аверченко иногда яркими до поразительности. Есть прямо –таки поразительные вещички, например «Трава, помятая сапогами», о психологии детей переживших Гражданскую войну. До настоящего пафоса автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. В последнем рассказе «Осколки разбитого вдребезги» автор задает вопрос: «За что они Россию так?» Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, за что.

Слайд 9Как бы вы ответили на вопрос:
Это жизнь его или судьба?

Слайд 10 -Что для тебя было сегодня важным?
-Что заставило задуматься?
-Что

ты теперь для себя понимаешь?
Продолжи фразу: Вот теперь я обязательно…

Переезд в Петербург

Приехав в Петербург, открыл новый этап в своей биографии Аверченко. Очень быстро ему удается и здесь завоевать популярность, став весьма заметной фигурой.

Аркадию Тимофеевичу удается занять место, для которого, как многим казалось, он просто был создан. У него был удивительный талант подмечать нелепое и смешное. Он его реализует в полной мере, делая это остро и едко.

Для начала Аверченко устраивается на работу редактором в журнал «Стрекоза». В 1908 г. начинает сотрудничать с «Сатириконом», который быстро превращается в трибуну современной тому времени социальной сатиры. Это настоящее яркое культурное явление, которое все вокруг охотно обсуждают. Заканчивается это тем, что Аверченко из постоянного автора становится главным редактором этого журнала.

Краткая биография Аверченко в эмиграции

В год закрытия «Нового Сатирикона» писатель через Украину переезжает в Крым, где пишет для газеты «Юг». Все более ядовитые фельетоны бьют по обеим сторонам: и по большевикам, и по белым властям. В результате этого газету закрывают, и лишь визит Аверченко, краткая биография которого на тот момент уже впечатляла, к авторитетному Петру Врангелю позволил «Югу» продолжить работу.

Однако сам писатель продолжил эмиграцию и в октябре 1920 года, за несколько дней до того, как Красная Армия захватила Севастополь, покинул Россию вместе со 130 тысячами беженцев – первая волна эмиграции была в самом разгаре. Через Турцию и Болгарию Аверченко попал в 1922 году в Прагу, где он жил до самой cмepти в 1925 году.

В то время самый частый путь эмигранта заканчивался в Париже, однако Аверченко отказался переезжать во Францию. Несмотря на неприятие революции и нового режима, он хотел быть ближе к России, постоянно слышать славянскую речь.

И в Константинополе, и в Праге Аверченко продолжал писать и издавать фельетоны и рассказы.

Незадолго до cмepти писатель почти полностью ослеп, а 12 марта 1925 года скончался от сердечной недостаточности и был похоронен в Праге.

Аверченко Аркадия Тимофеевич: краткая биография

Аркадий Аверченко родился в Севастополе в семье небольшого торговца. Биографы хаpaктеризуют детские годы, как весьма неудачные – семья была на грани разорения, младшие дети не ходили в школу.

Дата рождения Аверченко А. Т.: 15 марта 1881 год.

Место: Севастополь (Российская империя до 1917 года).

Умер: 12 марта 1925 года в Праге (Чехословакия до 1993 года).

Деятельность: писатель-юморист, издатель, критик театра и литературы, драматург.

Отец: Тимофей Петрович Аверченко.

Мать: Сусанна Павловна Софронова.

Начального образования у Аркадия не было – с ним занимались старшие сестры. В детстве мальчик был хиленьким, зато смышленым, что в комплексе поспособствовало становлению усидчивого и мозговитого литератора. В 15 лет пошел работать писцом в трaнcпортной конторе своего родного города. В 1897 году переезжает на Донбасс, работает конторщиком на Брянских рудниках. С 1900 года работает в Харькове в газете «Южный край».

Произведения ранних лет:

  • «Автобиографии»;
  • «О пароходных гудках»;
  • «Вечером»;
  • «Молния»;
  • «Как мне пришлось застраховать жизнь»;
  • «Рыцарь индустрии»;
  • «Господин Цацкин»;
  • «Праведник»;

Наработки послужили хорошей рекомендацией Аркадию Тимофеевичу – в 1907 году обосновывается в Петербурге, находит работу в журнале «Стрекоза», меняет направление на сатирическое. Позднее становится штатным редактором.

Работы этих лет: «Веселые устрицы», «Рассказы», «Зайчики на стене», «Круги по воде», «Рассказы выздоравливающих». Произведения разлетелись по всей России, принеся Аркадию Аверченко народную любовь. Издатели прозвали автора «Королем смеха». В феврале 1916 года разразилась первая революция – Аркадий Тимофеевич принимает повороты судьбы с улыбкой. Октябрьская 1917 года такого восторга уже не вызывала. С 1918 года обосновывается на юге, находит работу в газете «Приазовский край», подpaбатывает также в «Юге», читает произведения в «Доме артиста».

Пьесы этого периода:

  • «Лекарство от глупости»;
  • «Игра со cмepтью»;

В 1920 году по инициативе Аркадия Аверченко был организован театр под названием «Гнездо перелетных птиц». Название как будто врезается символизмом в хронологию жизни писателя – через полгода Аверченко довелось эмигрировать. В 1922 году живет и работает в Праге, но не оставляет без внимания и другие интересные страны: Польшу, Прибалтику, Румынию, Германию.

  • «Дети»;
  • «Смешное в страшном»;
  • Роман «Шутка мецената»;

В 1924 году лишается глаза. Восстановление после операции проходит тяжело – развивается болезнь сердца, которая и унесла жизнь писателя.

Умер Аркадий Аверченко 22 января 1925 года в больнице в Праге. Похоронен там же на Ольшанском кладбище.

Аркадий Аверченко, цитаты и афоризмы:

  • «Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?».
  • «Жизнь любит иногда подшучивать и посмеяться, даже над cмepтью».
  • «У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним».
  • «Начало революции – это светлое, очищающее пламя, середина – зловонный дым и копоть, конец – холодные, обгорелые головешки».

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(11 оценили, оценка: 4,91 из 5) Loading.

Личная жизнь

Так случилось, что Аркадий Аверченко никогда не был женат. По-настоящему правдивой информации о его отношениях с женщинами сохранилось очень мало. В свое время в его окружении ходили слухи о том, что еще в Харькове у него родился сын, но доподлинно об этом ничего не известно.

Многие его коллеги и знакомые уверяли, что Аверченко относился к прекрасному полу достаточно иронично из-за того, что вырос в окружении своих шести сестер. Он, как утверждали его знакомые, заводил романы исключительно с замужними дамами, чтобы не пришлось потом жениться.

Одними из самых продолжительных — около двух лет — были отношения с Софьей Меттер, которая несколько лет спустя стала женой художника Николая Ремихова, сотрудничавшего несколько лет с Аверченко.

Непростые отношения этих двух людей легли в основу сюжета небольшого рассказа «Бритва в киселе». Его название говорит само за себя. Александра Садовская была целеустремленной, волевой, очень активной дамой. Аркадий Аверченко – абсолютной противоположностью – флегматик, не очень решительный и часто занятый собой и своим творчеством человек. Пара окончательно рассталась в 1915 году. Примечательно, что сын актрисы, который с большой вероятностью был и сыном Аркадия Аверченко, тоже стал писателем, а еще раньше, во время войны, был участником прорыва блокады Ленинграда.

Позднее в жизни писателя появлялись и другие женщины. Так, уже в эмиграции, у него случилось два романа — с актрисами Юлией Горской, а позднее — с Раисой Раич. Но ни одна из женщин так и не вошла навсегда в его жизнь.

С Раисой Раич (1923)

Смерть писателя

У Аверченко было слабое зрение из-за травмы, которую он получил, когда был совсем маленьким. В 1925 году ситуация осложнилась, ему пришлось лечь на операцию по удалению поврежденного глаза.

Хирургическое вмешательство прошло с осложнениями. В тяжелом состоянии его пришлось оставить в госпитале. Он долго не приходил в себя после наркоза. Сказались проблемы с сосудами, сердцем и почками.

Фактически выбраться из этого болезненного состояния ему так и не удалось. 12 марта Аверченко не стало.

На родине он на протяжении многих лет считался запрещенным автором. Активно публиковать его произведения начали только в 1980-е годы. С тех пор русский читатель заново открыл для себя его юмористические рассказы.

Личная жизнь

В биографии Аркадия Аверченко отсутствует информация о супруге, он никогда не был женат. Однако у него была бурная личная жизнь со множеством романов, в том числе с замужними женщинами. В Харькове у него родился сын Аркадий от женщины, имя которой неизвестно.

В 1910 году у него был роман с женой писателя и сценариста Николая Брешко-Брешковского. Сохранилась фотография, где Аркадий был запечатлен на пляже с его женой.

Самый длинный роман был с Александрой Садовской, женой антрепренера питерского драмтеатра Анатолия Леванта.

Одной из его пассий была оперная певица Елизавета Петренко, которую Аркадий звал с собой в Прагу. Но она отказалась. Также он встречался с актрисой Раисой Раич и Юлией Горской.

Уже в Праге, в 1924 году он познакомился с Елизаветой Кутльвашровой, женой полковника чешской армии. Судя по их переписке они были в романтических отношениях.

Ярлыки

1 апреля — день смеха
(1)

70 лет победы в Великой Отечественной войне
(11)

Абаза
(1)

Аверченко
(3)

актеры
(3)

Акунин
(2)

Асадов Э.
(2)

афоризмы. цитаты. крылатые выражения
(15)

Ахматова
(1)

Байрон
(1)

Белое движение
(4)

библиоклуб
(2)

библионочь
(1)

библиотека
(6)

библиотечный урок
(2)

блог
(2)

Блок
(1)

Большой этнографический диктант
(3)

Бронте
(2)

Брусилов
(2)

буктрейлер
(6)

Булгаков
(1)

Бунин
(2)

В.Распутин
(1)

Великая Отечественная война
(10)

вера
(18)

Вербное Воскресенье
(2)

Вертинский
(1)

Винничук Ю.
(1)

виртуальная выставка
(15)

виртуальное путешествие
(3)

ВМФ России
(2)

Врангель
(3)

Всемирный день здоровья
(1)

Всемирный день книги
(2)

Всемирный день кошек
(3)

Всемирный день поэзии
(2)

Всероссийский День трезвости
(1)

Гагарин
(2)

георгиевская лента
(1)

Гоголь
(3)

год литературы
(8)

Год экологии 2017
(2)

гражданская война в Испании
(2)

Гумилев
(1)

Дед Мороз
(2)

декупаж
(2)

День воинской славы России
(2)

День города
(2)

день защитника Отечества
(1)

День защиты детей
(1)

день космонавтики
(2)

День Матери
(1)

день молодого избирателя
(1)

День народного единства
(3)

День окружающей среды
(2)

день Петра и Февронии
(4)

День Победы
(5)

День России
(3)

День русского языка
(3)

день семьи любви и верности
(4)

День славянской письменности
(6)

День флага России
(2)

Джек Лондон
(1)

Достоевский
(1)

Есенин
(2)

женщина
(6)

Зощенко
(1)

И. Гаспринский
(4)

из новых поступлений
(2)

инсталляции
(1)

интересное
(22)

Иосиф Бродский
(1)

искусство
(27)

Исход Русской Армии из Крыма
(5)

Казарский
(1)

календарь знаменательных дат 2015
(2)

Карамзин
(1)

Клокачев
(2)

книги
(17)

Книжная выставка
(16)

князь Владимир
(4)

Короленко
(1)

короткие рассказики
(6)

Крещение
(3)

Крещение Руси
(5)

Крошицкий
(3)

Крым
(7)

Крымская война
(1)

крымские татары
(3)

Куприн
(1)

Курков А.
(1)

Леонардо да Винчи
(3)

Лермонтов
(3)

Лесков
(1)

Малахов курган
(1)

Мандельштам
(2)

Масленица
(4)

мастер-класс
(5)

Маяковский
(1)

медовый Спас
(2)

Международный день Земли
(3)

Международный день мира
(1)

Международный день памятников и исторических мест
(1)

мероприятия для читателей
(55)

море
(1)

Москва
(3)

Неделя детской и юношеской книги
(1)

Непорент
(2)

Нестеров
(1)

Николай Заболоцкий
(1)

Новый год
(12)

обычаи
(31)

ореховый Спас
(5)

осень
(4)

памятники
(1)

Партенит
(1)

Пасха
(14)

Первая мировая война
(1)

Первомай
(2)

писатели
(49)

поэзия
(16)

правополушарное рисование
(5)

праздник
(23)

Праздник Белых журавлей
(1)

про еду
(5)

проект «Мозаика ремесел»
(14)

Пушкин
(6)

Региональный центр межкультурных коммуникаций
(17)

реклама чтения
(1)

Ремесленная палата Севастополя
(6)

Рерих
(3)

Рождество
(9)

Россия
(6)

русская весна
(3)

русский язык
(11)

Салтыков-Щедрин
(1)

Санкт-Петербург
(1)

Санта-Клаус
(2)

Святой Николай
(1)

Севастополь
(25)

Севастопольская делегация на Международном фестивале мастеров искусств «Мир Кавказу»
(1)

Серафим Саровский
(1)

символика России
(1)

советуем прочитать
(12)

Спас
(9)

стихи о грибах
(1)

стихи о женщинах
(3)

стихи о любви
(2)

страстная неделя
(1)

Толстой Л.
(4)

Троица
(1)

Тургенев
(1)

уникальные личности
(12)

фотоискусство
(2)

цветы
(3)

Чернобыль
(3)

Черноморский флот
(6)

Чернышевский
(1)

Чехов
(3)

шоколад
(1)

экология
(7)

Ю. Рахимов
(2)

Яблочный Спас
(3)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2биографияТекст слайда Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе

в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за

плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

Слайд 3 биографияТекст слайдаВ пятнадцать

лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. В

1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс. В 1906—1907 он редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч»

Слайд 4 биографияТекст слайдаВ 1908 году Аверченко

«Стрекоза».

Слайд 5История творчества Первый рассказ писателя «Уменье жить» был

опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик».

В период революционных событий 1905—1907гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.

на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий.

Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

Слайд 10История творчества Вышедшие в 1912 книги «Круги

по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание

«короля смеха».

происходит в сфере будничной жизни большого города. Гораздо менее —

политические условия. Аверченко повествует о «быте», который заслонил собой «событие» — только что отгремевшую революцию 1905-1907 гг. Его герой — российский обыватель, стремящийся избежать потрясений революции.

Слайд 15Текст слайда Сатирики из журнала «Новый Сатирикон» Аркадий

Аверченко, Владимир Азов, Аркадий Бухов и Исидор Гуревич предложили свой

вариант толкования слов, пародийный, и, надо признать, создали своего рода энциклопедию остроумия.

— прощальное приветствие. В переводе — прощай, тетка.АРАБЕСКИ — дети

арабов.Б.БАКШИШ (см. полицейское право) — подарок. При исполнении просьбы дается целиком, при неисполнении — только вторая половина.БАШЛЫК — головной убор. Он же, сделанный из кусочков баранины, называется шашлык.БРОШЮРА — небольшое издание, которое не жалко бросить (прочту, мол, и брошу, отсюда — брошюра).БУРКА — жена бура, плащ на Кавказе. Различаются по месту жительства.

говорящие в наше время, уже удивления не вызывают.ВЕДРО — 20

бутылок водки.ВЕПРЬ — неинтеллигентный кабан.ВЕРЕВКА — самый чувствительный предмет: по многим плачет.Г.ГЕНЕАЛОГИЯ — родословная, любимое занятие волжских грузчиков.ГИПОТЕНУЗА — оно такое, вроде жабы, только на нее не похожее. Вообще трудно сразу сказать, что это такое.Д.ДАМОКЛОВ МЕЧ (см. гордиев узел) — есть предание, что гордиев узел был разрублен дамокловым мечом. Все это произошло на прокрустовом ложе (см. мифы древности).ДЕГОТЬ — приправа. Положенная в бочку меда ложка дегтя портит мед. Для чего это делается, неизвестно.ДЕНЬГИ — непереводимое. Особенно у богатых.ДИАБЕТ — небольшой сахарный завод на одну персону.ДОМОСТРОЙ — старинное руководство для архитекторов.

умеет по физиономии обратившегося к нему пациента определить, сколько с

него можно содрать.И. ИНОСТРАНЕЦ — человек, не понимающий, когда с ним говорят русским языком.ИЕЗУИТСКИЙ ОРДЕН — как всякий орден, его надлежит вешать.К.КАМЕНЬ — минерал, носимый обычно за пазухой. Служит для бросания в чужой огород.КОЛ — восточная мебель.КОММЕНТАРИЙ — они обычно излишни, а раз излишни, то зачем о них говорить.

Слайд 19Энциклопедия остроумияЛ.ЛЕЙДЕНСКАЯ БАНКА — долго объяснять, что это такое, но

можно пользоваться как вазой для цветов.ЛОНДОН — проехав Северное море

до устья реки Темзы, взять вправо.Н. НАИВНОСТЬ — парадный мундир глупости.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — наследство, которое нельзя спустить.НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ — смотря какого папы.С. СКЕПТИК — человек, умеющий кривить угол рта.

— дама просто приятная и приятная во всех отношениях.У. УПРАВА

БЛАГОЧИНИЯ — прежде так назывались полицейские управления, но так как они чинили мало блага, то их перестали так называть.Х. ХИРОМАНТ — человек на все руки мастер.ХОР — искусственный шум.ХРЕСТОМАТИЯ — сборник надоевших стихов.

Слайд 21 В 1924 г. Аверченко

прогрессирует болезнь сердца. Скончался А.Аверченко в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925 г. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Детство и юность

Аркадий Аверченко — человек уникальной творческой судьбы. Биография писателя, словно сложенная из отдельных разноцветных фрагментов мозаика, драматичная и поучительная, позволяет лучше понять суть его фантастически искрометного творчества, глубину юмора и трагизм сатиры, осознать ту невероятную масштабность охвата действительности в его коротких, простых по форме, но обладающих потрясающей смысловой наполненностью рассказов.

Будущий писатель родился в 1881 году в Крыму, в овеянном славой и легендами Севастополе. Много лет спустя, решив написать мемуары, Аркадий Аверченко довольно подробно описывает свое детство и юность, постоянно подтрунивая над самим собой.

Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко был купцом, по-видимому, не слишком удачливым и предприимчивым. В итоге, когда Аркадию было всего лишь 15 лет, он разорился. Мать, Сусанна Павловна Аверченко, занималась домом и детьми — в семье помимо Аркадия росло 6 дочерей. Еще трое сыновей умерли в младенческом возрасте.

Мальчик рос крайне болезненным, после травмы еще в младенческом возрасте у него были серьезные проблемы со зрением. Из-за этого Аркадию пришлось осваивать всю программу гимназии дома. Помогали, как могли, сестры.

Материальное положение семьи из-за банкротства отца стало по-настоящему бедственным, и в 15 лет будущему писателю пришлось начать работать — сначала писарем (при его-то плохом зрении) в севастопольской трaнcпортной конторе, занимавшейся грузоперевозками по Крыму, а немного позже —целых четыре года —на угольной шахте в Донбассе, куда он перебрался, посчитав этот вариант более перспективным.

Это был, как впоследствии вспоминал сам Аверченко, самый трудный период всей его биографии. Беспросветная работа и пьянство — все, что было в окружающей его жизни в течение этих долгих четырех лет.

Аркадий Аверченко в 1901 г.

Журнал «Сатирикон»

Рассказывая кратко самое главное о биографии Аверченко, стоит отметить, что под его началом журнал быстро стал одним из самых популярных в стране. В нем охотно публикуются самые известные писатели того времени.

В «Сатириконе» выходят рассказы Осипа Дымова, Надежды Лохвицкой, известной как Тэффи, Леонида Андреева, Саши Черного. Иллюстрации создают самые известные художники того времени.

Читателям особенно понравился этот журнал, потому что его авторы никогда не позволяли себе переходить на личности. Они не обличали конкретных индивидов, а рассказывали об общих тенденциях, системных проблемах общества, которые затрагивали всех и каждого.

Именно в «Сатириконе» при Аверченко появляется уникальный жанр лирической сатиры. Его особенность заключается в тонких наблюдениях за сущностью человека, которые пропитаны самоиронией. Рассказывают, что журнал читал даже император Николай II, собирал номера вместе, чтобы подшивать их.

Настоящим хитом становится публикация «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». В него входят юмористические произведения Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аверченко берется описать Новое время. Одним из самых запоминающихся становится его рассказ «Открытие Америки».

Анализируя кратко биографию и творчество Аверченко, нужно отметить, что на пик своей славы он, пожалуй, вышел в 1910 году, когда были изданы три его книги. Пресса оставляла о них восторженные отзывы, сравнивая автора с О. Генри и Марком Твеном.

Рассказы героя нашей статьи были настолько популярны, что некоторые превращались в театральные постановки.

В 1912 году он выпускает еще два сборника под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». В эти годы он активно путешествует, рецензирует сценарии театральных постановок по своим произведениям, пишет новые рассказы.

Благополучие в один миг обрывается после Октябрьской революции. Журнал Аверченко большевики приказывают закрыть, посчитав его неблагонадежным и буржуазным. Фактически Аверченко оказывается в изгнании. Из Петербурга он сначала уезжает на юг. Два года живет в Севастополе, а в 1920 году отправляется в эмиграцию.

За границей Аверченко работает над проектом театра, который был основан еще в Севастополе, продолжает писать рассказы. Адаптироваться на Западе было непросто, так как он не знал ни одного иностранного языка. Благо в то время в Европе было огромное количество эмигрантов из России. Так что часто складывалось ощущение, что ты по-прежнему дома.

В этот период творчество Аверченко резко меняется. Он начинает уделять больше внимания острым социально-политическим темам. Тональность его прозы меняется. При этом чувствуется тоска по родине. В 1921 году в Париже выходит сборник его памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

В рассказах, которые Аверченко пишет на протяжении 1920-х годов, он пытается осмыслить события, произошедшие в России, осознать их разрушительные последствия. Много внимания он также уделяет судьбам эмигрантов, которые пытаются найти новый смысл жизни, оказавшись вдали от дома.

В конце жизни Аверченко останавливается в Чехии. Здесь выходят его книги «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».

Ранние годы и начало литературной карьеры

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) родился в Севастополе, в купеческой семье. Из-за уличной дpaки мальчик потерял зрение в одном глазу, и до конца жизни он носил пенсне, скрывавшее незрячий глаз, о чем знали немногие.

Не окончив гимназию, он был отправлен служить в трaнcпортную контору, а в 1897 году стал конторщиком акционерного общества в Брянске и впоследствии в Харькове. В своей краткой биографии Аверченко писал, что держали его там шесть лет за то, что он был всегда веселым, улыбчивым и легко мог вовлечь человека в приятный разговор или игру, оставив работу на потом.

В 1903 году (в своей краткой биографии Аверченко ошибочно называет 1904 год) молодой писатель начал свою литературную деятельность. Поначалу он был редактором журнала «Штык и меч», а после переезда в Петербург основал свой журнал «Сатирикон» (с 1914 года был переименован в «Новый Сатирикон»), в котором был собран весь цвет русской сатиры: Саша Черный, Владимир Маяковский, Тэффи, Алексей Ремизов и другие писатели и поэты начала ХХ века. Журнал был известен не только искрометными и злободневными фельетонами, рассказами и стихами, но и карикатурами: для «Сатирикона» рисовали выдающиеся художники. О «Сатириконе» и самом Аркадии Аверченко слышал каждый читающий житель России.

События из жизни

  • 1900 год — переезд в Харьков, первые литературные опыты.
  • 1903 год — сотрудничество с харьковской газетой «Южный край», первый опубликованный рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».
  • 1904-1906 годы — первые собственные издания «Штык» и «Меч». Аркадий Аверченко одновременно выполняет функции автора, редактора и иллюстратора. оба издания имеют яркую сатирическую направленность, и в результате писатель был вынужден под давлением местных властей уехать из города.
  • 1907 год — переезд в Петербург, сотрудничество с журналом «Стрекоза», работа редактором.
  • 1908 год — начало сотрудничества с журналом «Сатирикон» в качестве постоянного автора, а немного позже — главного редактора. журнал становится одним из лидеров среди печатных изданий юмористической и сатирической направленности.

А.Аверченко (второй слева). Редакция журнала «Сатирикон» (1909)

  • 1909-1910 годы — Аверченко издал 20 сборников рассказов. на это время приходится пик его славы. читатели и критики сравнивают его с О. Генри и Марком Твеном.
  • 1911 год — путешествие по Европе и написание нескольких сатирических очерков.
  • 1912-1916 годы — выпуск двух сборников под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». работа над рецензиями на сценарии театральных постановок по своим рассказам, новые юмористические произведения.

Аркадий Аверченко в 1913 г.

  • 1917-1918 годы — октябрьский переворот и закрытие большевиками журнала А.Аверченко как буржуазного и политически нeблагонадежного.
  • 1919 год — переезд на родину, в Севастополь.
  • 1920 год — эмиграция в Константинополь, а затем в Прагу.
  • 1921 год — в Париже выходит сборник памфлетов А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». появление социально-политической тематики в творчестве.
  • 1922 год — переезд в Болгарию, а затем — в Белград и Прагу. рассказ «Трагедия русского писателя».
  • 1923 год — роман «Шутка Мецената».
  • 1925 год — резкое ухудшение здоровья, операция по удалению поврежденного глаза, давшая осложнение на сердце. cмepть.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: