Двести потерянных лет: история самого северного флота россии

Знаменательные события, связанные с этим днем

Создание СФ в 1933 году было тесно связано с хозяйничаньем в Белом море норвежских браконьеров. Пользуясь тем, что у СССР на Белом море не осталось военных кораблей, норвежские браконьеры снарядили целую эскадру для забоя тюленей. Грабили и деревни поморов, захватывали рыболовные суда.

Это интересно!

Когда пограничные катера НКВД задержали 3 шхуны браконьеров, Норвегия прислала на Белое море свои военные корабли во главе с броненосцем. Хозяйничали, как дома, потомки викингов на русском севере до 1933 года, когда на севере появилась советская военная флотилия. Храбрые и гордые норвежские браконьеры тут же забыли дорогу к советским берегам.

Известный Беломорско-Балтийский канал был создан в первую очередь для возможности перебрасывать корабли в Белое море. Перевести их иным путем на Ледовитый океан СССР не мог.

ВМФ на севере оказался самым воюющим корабельным соединением Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В начале Отечественной войны в составе СФ находились:

  • 15 субмарин;
  • 8 эсминцев;
  • 7 сторожевых кораблей, тральщиков и минных заградителей;
  • 116 самолетов.

К концу боевых действий его силы значительно выросли за счет строительства новых кораблей, мобилизации гражданских судов, перехода единиц с Дальнего Востока по Северному Морскому пути и получения плавсредств от союзников:

  • 1 линкор «Архангельск»;
  • 1 крейсер;
  • 17 эсминцев;
  • 96 охотников за подлодками и сторожевых катеров;
  • 43 тральщика;
  • 42 подлодки;
  • 56 торпедных катеров;
  • 256 орудий в составе береговых батарей;
  • 718 самолетов.

В морской пехоте служило 25 тысяч человек.

Это интересно!

Рис. 3. СФ в годы войны

От Северной морской флотилии до Северного флота

Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.

Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.

Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.

Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.

Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.

История праздника

Дату отмечают с 1997 года. Она появилась в российском календаре благодаря приказу Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Ф.Н. Громова, подписавшего 15 июля 1996 года приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

1 июня выбрано не случайно. Именно в этот день было принято решение о создании Северной военной флотилии РККФ в 1933 году.

По этому поводу был выпущен циркуляр начштаба РККА Александра Егорова. Уже через 4 года, 11 мая 1937 г., флотилия была преобразована во флот.

На самом деле военная флотилия на севере России появилась еще во времена империи. Она была сформирована в 1916 году для охраны судоходства. Основными базами флотилии был Мурманск и Йоканьгский погост. Ныне это одно из мест базирования СФ –Гремиха.

Во время интервенции войск западных стран во время Гражданской войны в России русские корабли в 1918-1919 гг. были уведены в порты интервентов и фактически украдены. Советский ВМФ был вынужден создавать северные морские силы на пустом месте.

Видео 2. СФ РФ:

Традиции

Все традиции празднования Дня Северного флота — патриотические. Главное торжество ежегодно проходит в Североморске. Это закрытый город: въезд только по пропускам либо для жителей. Расположен он за полярным кругом. Здесь находится главная база североморских ВМФ России. А появился он только в 1933 году. В праздничный день в городе проходят торжественные построения и устраивают экскурсии по кораблям для местных жителей. Из-за закрытого статуса поселения попасть на мероприятия всем желающим будет непросто.


Матросы на атомном крейсере «Петр Великий». Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Однако не только в Североморске отмечают День Северного флота. На военных судах, которые относятся к этому округу, также устраивают торжественные мероприятия, поднимают Военно-морской флаг и выносят боевое знамя.

Традиции праздника призваны не только показать современную мощь флота, но и вспомнить героев-моряков. В честь них в годовщину открывают мемориальные доски и возлагают цветы к памятникам.

Флотилия Северного Ледовитого океана

«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.

Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.

И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.

Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: