Табель о рангах петра 1

Табель о рангах

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские — и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, — больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах.

По первоначальному замыслу чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей.

С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти нормы имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

В XVIII веке чины по Табели о рангах сначала, в основном, соответствовали должностям, но затем соответствие нарушилось. В течение 1830—1850-х годов было составлено расписание должностей гражданской службы по классам, где каждой должности соответствовал определённый класс, что фиксировалось в штатных расписаниях ведомств и учреждений. Определение на должность зависело от класса должности и имеющегося чина. Позволялось иметь чины на 1 класс выше или на 2 класса ниже занимаемой должности в центральных учреждениях, а в губернских — более чем на 2 класса ниже. На низшие должности (12-го и 14-го классов) разрешалось назначать лиц, не имевших классных чинов. Лица, служившие по учебному ведомству, могли занимать должности выше имевшихся у них чинов, а также получать следующие чины, оставаясь в должности более низкого класса. Должности исправников, полицеймейстеров, а также по удельному управлению и ряду других ведомств разрешалось занимать без соответствующих чинов. После реформы 1861 года ведомства стремились получить право назначения независимо от чинов на всё более широкий круг должностей.

Классные чины употребляются и в современной России. В настоящее время действует таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, утверждённая указом президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в редакции Указа Президента РФ от 30.09.2013 № 744).

Военная реформа Петра I

Финансовая реформа

Азовские походы, а затем и Северная война 1700—1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.

В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны за счёт распространения налогового бремени не только на крестьянство, но и на их помещиков. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Прекращение действия

Придворные чины

Прекратили существование после Февральской революции — с 4 () марта  года, в связи с ликвидацией института императорской власти.

Гражданские чины

Прекратили существование с 12 () ноября  года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.

Военные чины

На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 () декабря  года на основании приказа по округу.

В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 () декабря  года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах».

Во флоте прекратили существование с 12 () января  года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым.

На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.

Табель о рангах

Класс

Чины гражданские (статские)

Чины военные

Чины придворные

I

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал

Нет

II

  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар (1711—1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)

III

  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер

IV

  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748—1798)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт на флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал на флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)

V

  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор(1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (с 1800)

VI

  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник
  • Капитан 1-го ранга на флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)

VII

  • Подполковник
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга на флоте
  • капитан гвардии в пехоте
  • ротмистр гвардии в кавалерии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

Нет

VIII

  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор (1798—1884)
  • Капитан (с 1884)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга на флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант на флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)

IX

  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик на флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант на флоте (1798—1885)
  • Лейтенант на флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант на флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (до 1800)
  • Гоф-фурьер

X

  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант на флоте (1722—1885)
  • Мичман на флоте (с 1884)

Нет

XI

Нет

XII

  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884)
  • Корнет в кавалерии (1731-1884)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант на флоте (1722—1732)
  • Мичман на флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер

XIII

  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин на флоте (1860—1882)

Нет

XIV

  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (до 1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман на флоте (1732—1796)

Нет

Уставное обращение соответственно классу

I — II

III — IV

V

VI — VIII

IX — XIV

Ваше высокопревосходительство

Ваше превосходительство

Ваше высокородие

Ваше высокоблагородие

Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).
  2. Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

Основные положения указа

Табель о рангах (конец XIX века)

Петровская Табель о рангах насчитывала 263 должности, каждая из которых с момента издания указа являлась также и ранжированным чином, и один статус, не связанный с должностными обязанностями — «кавалеры Св. Андрея» — в составе сухопутных военных чинов 3-го класса. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не «породой».

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и в официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Табель, в некоторой степени, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить», — гласил 3-й пункт указа.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жёны «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы при сравнении с жёнами лиц, имеющих чин, считаются на 4 ранга ниже своих отцов.

Все, получившие восемь первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже после получения отцом этого чина; если по получении чина детей у получившего потомственное дворянство не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Пётр I, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Всего статских чинов насчитывалось 96, их условно можно распределить на шесть групп: общегосударственные — 33 чина, горные — 7, сенатские — 7, чины в коллегиях — 24, в резиденции императорского двора — 10, в губерниях — 15.

Относительно низкий ранг (4-й класс) полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях — действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.

Генерал-адъютант состоял в 6-м классе (на одном уровне с сухопутным полковником и гвардейским майором), генерал-адъютант при генерал-фельдмаршале — в 7-м классе, генерал-адъютант при «генералах полных» — в 8-м классе. В дальнейшем чин генерал-адъютанта трансформировался в свитское звание, для получения которого необходимо было иметь военный чин не ниже 4-го класса.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

Контроль за деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).

В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Литература

  • Алексушин Г. В. Партикулярная Россия: Справ. пособие / Г. В. Алексушин; Под ред. Александра Владимировича Горожанина; М-во юстиции России. Самар. юрид. ин-т. — Самара: Самарский юридический институт МВД России, 2001. — 105 с. — ISBN 5-901465-04-0
  • Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 1862. — С. 564—568.
  • Придворные чины и придворное ведомство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Раскин Д. И. СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1992. — Т. 2 : Г—К. — С. 593—613. — 623 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 60 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 5-85270-064-9 (т. 2).
  • Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 1999. — 479 с. — ISBN 5-210-01518-1.
  • Шепелёв Л. Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М.СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2005. — 423 с. — ISBN 5-9524-1046-4.

Честь для дворянина

Разумеется, богатое и знатное дворянство стремилось избежать тяжкой солдатской службы. Так появился обычай записывать дворян еще в младенческом возрасте в полковые списки, получивший известное распространение в годы правления Екатерины II: недоросли официально числились в домовом отпуске для обучения наукам, им шли чины и к моменту начала действительной службы они были уже офицерами. «Меня производили в чины и выпрашивали мне паспорты до совершенного возраста. Наконец, когда мне минуло 19 лет, я вступил в службу сержантом; и через два месяца, в которые один только раз был в карауле, мне исходатайствовали отпуск на год. По окончании отпуска покровители мои посоветовали мне оставить военную службу и перейти в статскую»9.

Но бедные провинциальные дворяне не могли себе такого позволить, ибо у них не было ни влиятельных «милостливцев», ни средств для соответствующей мзды за продление домового отпуска.

Прошло сто лет после смерти Петра Великого. Сменилось четыре-пять дворянских поколений. Смягчились нравы. Два-три поколения выросли непоротыми. Не осталась неизменной и система ценностей: со времени Екатерины II дворяне служили престолу и отечеству, повинуясь не страху, а чувству чести. «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)»10, — писал Пушкин. Этот нравственный регулятор с некоторых пор действовал более эффективно, чем дубинка Петра. Сформировался характерный для дворянского сословия стиль жизни и мышления. Не служить было стыдно. Это понимал как владелец нескольких тысяч крепостных крестьян, так и бедный мелкопоместный дворянин.

И тот и другой не мыслили свою жизнь без службы: служба стала краеугольным камнем системы ценностей служилого дворянства.

«Чины сделались страстию русского народа»11, — очень точно заметил Пушкин. Никто не принуждал дворян к службе, однако никогда не служивший и не имевший никакого чина дворянин не имел права участвовать в выборах дворянством должностных лиц в уездах и губерниях. Такой нечиновный дворянин должен был испытывать постоянное чувство стыда: никто из порядочных людей не стал бы с ним общаться; никто бы не породнился, считая это унизительным для своего достоинства.

31 июля 1868 года князь Петр Андреевич Вяземский сочинил эпиграмму:

Мы за собой не примечаем,

А в нас китайский есть начин:

И упиваемся чаем,

И что ни шаг, то чин да чин12.

Дворяне еще не очень охотно учились, ибо образование вплоть до начала XIX века не давало существенных преимуществ по службе (регламент Российской академии наук 1747 года предусматривал для профессоров ранг армейских капитанов), но ментальность дворян уже изменилась: службой они оправдывали свои многочисленные сословные привилегии. Дворянство осознало само себя в качестве служилого сословия, причем видело свой долг в том, чтобы служить шпагой, а не пером.

Бедный воронежский дворянин Матвей Петров еще в малолетстве наслушался от «самоочевидцев» рассказов о Петре Великом, свято чтил строительство флота в Воронеже. Всех своих четырех сыновей Матвей Петров предназначал для военной службы, заявив жене:

«…В заплату за почет по неоспоримой справедливости и дети наши обязаны будут наряду с другими заплатить за свое почетное звание трудами военными, потоками крови на поле чести и, может быть, утратою которого-нибудь из них жизни: иначе же они были бы чистые тунеядцы, могущие размножением себе подобных на беспрекословной от совести льготе задушить свое Отечество, а не защитить».

Четыре брата совместно прослужили почти полтора столетия, повинуясь не страху наказания, а чувству чести; «восприняв 24 боевые кампании, запечатленные потоками и нашей крови и истощением всех сил жизни молодой». Самоотверженная и ревностная служба принесла братьям чины и знаки отличия, но не дала никаких ощутимых материальных выгод: они служили «без приращения карманных богатств»13. В этом не было ничего из ряда вон выходящего, так как офицерское жалованье было невелико.

«Россия никогда не славилась богатством — у нас служили по должности, из чести, из куска хлеба, не более!.. Честь, честь должна быть главною наградою!»14 — писал, обращаясь к императору Александру I, государственный историограф Николай Михайлович Карамзин.

Табель о рангах — своеобразная служебная лестница: все ступеньки расписаны.

Как получить новых дворян

Рассматривая государственную службу – военную, гражданскую или придворную – как важнейшую обязанность любого дворянина, Петр I включил в «Табель о рангах» важный механизм получения личного и потомственного дворянства. Причем и в этом вопросе военные имели существенное превосходство перед гражданскими и придворными: первый же, самый низший офицерский чин XIV класса давал им право передать своим детям по наследству дворянское звание. Что касается гражданских и придворных чинов, то у них право на получение личного дворянства приобреталось с получением чина XIV класса, а на потомственное — только с VIII и далее

Правда, при этом для военных действовало важное условие: обер-офицерские чины от XIV до IX классов давали безусловное право на потомственное дворянство только детям, которые родились после присвоения их отцу первого обер-офицерского звания — прапорщика (и соответствующих ему в гвардии, артиллерии и флоте). Если же, как оговаривали пояснения к табели, «не будет в то время детей», то отец мог ходатайствовать о получении потомственного дворянства одним из его сыновей – по собственному выбору

Такие правила действовали с момента введения «Табели о рангах» в действие и до манифеста императора Николая I от 23 (11 по ст. ст.) июня 1845 года. С того момента право на получение потомственного дворянства военные приобретали только с получением штаб-офицерского чина VIII класса, то есть майора (позднее — капитана), а гражданские – с V класса, то есть статского советника. А император Александр II еще раз повысил требования к получению потомственного дворянства, ограничив его VI классом (полковник) для военных и IV (действительный статский советник) для гражданских. Впрочем, к тому времени российское дворянство было уже достаточно многочисленным, причем существенное пополнение его произошло именно за счет выслужившихся военных по правилам петровской версии «Табели о рангах».

Ассамблея при Петре I. Картина Станислава Хлебовского, 1858 год

Отдельно в «Табели о рангах» оговаривались условия, при которых тот или иной дворянин мог лишиться своего титула. Непременным условием была отставка за совершение тяжких преступлений; перенесший публичное наказание, пытку тоже переставал быть дворянином. Вернуть звание и чин мог лишь сам император за какие-нибудь выдающиеся заслуги, причем это решение должно было подтверждаться соответствующим документом. При этом, если «злодеи по злобе других приводят», то есть оговаривают невиновных, – тот, кто был подвергнут пыткам по ложному доносу, получал царскую грамоту с подтверждением его невиновности и избавлялся от лишения дворянства и чина.

Примечания

  1. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке (формирование бюрократии). — М.: Наука, 1974. С. 83 — 89.
  2. ПСЗ 1. Т. VI, № 3890.
  3. Первый статский чин, дававший право на потомственное дворянство для чиновников по Закону от 9 декабря
  4. ↑ Обер-берг-гауптманы производились последовательно в V и в IV класс.
  5. ↑ Чин введен не ранее года и не позднее года
  6. До 1845 года этот чин давал право на потомственное дворянство. В 1809—1834 для перехода в VIII класс требовалось предоставить свидетельство об окончании университета или выдержать экзамен на чин.
  7. На момент учреждения звания и до 1798 года войсковые старшины считались по статусу ниже секунд-майоров, но при этом выше капитанов.
  8. В 1720—1722 годах — унтер-офицерское звание
  9. ↑ С года шихтмейстеры могли производиться и в XIII класс.
  10. До года мичман — унтер-офицерское звание
  11. До 1860 и в 1882—1917 — учащийся старших рот(классов) Навигацкой школы, Морского корпуса и иных военно-морских учебных заведений
  12. При выпуске по второму разряду, гардемарин относился к XIV классу Табели о рангах
  13. До 1826 года звание существовало как унтер-офицерское, но относилось до 1811 года к XIV классу, хотя и было приравнено к юнкерам
  14. В 1720—1722 годах — унтер-офицерское звание, равное мичману
  15. В Морской гвардейский экипаж гардемарины выпускались только по первому разряду, соответственно гардемаринов XII класса в гвардии не было.

Основные положения указа[править | править код]

Табель о рангах (конец XIX века)

Петровская Табель о рангах насчитывала 263 должности, каждая из которых с момента издания указа являлась также и ранжированным чином, и один статус, не связанный с должностными обязанностями — «кавалеры Св. Андрея» — в составе сухопутных военных чинов 3-го класса. Впоследствии многие из указанных в табели должностей были упразднены, а названный статус из табели исключён. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Указ содержал 19 пояснительных пунктов к табели. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не «породой».

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и в официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Табель, в некоторой степени, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить», — гласил 3-й пункт указа.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жёны «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина. Девицы при сравнении с жёнами лиц, имеющих чин, считаются на 4 ранга ниже своих отцов.

Все, получившие восемь первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже после получения отцом этого чина; если по получении чина детей у получившего потомственное дворянство не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Пётр I, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства. Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса. Всего статских чинов насчитывалось 96, их условно можно распределить на шесть групп: общегосударственные — 33 чина, горные — 7, сенатские — 7, чины в коллегиях — 24, в резиденции императорского двора — 10, в губерниях — 15.

Относительно низкий ранг (4-й класс) полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру. Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях — действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.

Генерал-адъютант состоял в 6-м классе (на одном уровне с сухопутным полковником и гвардейским майором), генерал-адъютант при генерал-фельдмаршале — в 7-м классе, генерал-адъютант при «генералах полных» — в 8-м классе. В дальнейшем чин генерал-адъютанта трансформировался в свитское звание, для получения которого необходимо было иметь военный чин не ниже 4-го класса.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский

Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: