Телевидение

Появление цветного телевидения

Эксперименты с электронных лучей для приема и передачи изображения на определенные расстояния начали проводить в 20-х годах прошлого столетия в США, Японии и СССР. В 1933 году американский инженер российского происхождения изобрел катодную трубку, которая до сих пор является основным компонентом современных телевизоров. Однако пятью годами раньше ему же удалось разработать систему цветного телевидения. Из-за сложности реализации практическое применение технологии стало возможным лишь к 1950 году.

Первый пригодный к продаже цветной телевизор был создан все той же американской лабораторией RCA в 1954 г. Вначале модели оснащались 15-дюймовыми экранами. Несколько позже были разработаны экраны с диагональю 19 и 21 дюйм. Телевизионная аппаратура была желанной, однако купить ее мог не каждый – стоимость модели достигала 1000 долларов США и выше. Однако вскоре появилась возможность приобретать технику в кредит, что положило начало массовому распространению цветного телевещания. Бурный же рост приемно-передающей телесети пришелся на 50-годы XX века. В этот период граждане стали активно пользоваться как черно-белыми, так и цветными моделями телевизоров.


Вначале трансляция цветного вещания осуществлялась на ТВ-устройства «Радуга», которые обладали вращающимся светофильтром. А поскольку диапазон частот был несовместим с теми, которые использовались для обычного вещания, было принято решение о разработке и создании аппаратуры с одновременной передачей цветов. В 1960 г. специалистами лаборатории Ленинградского электротехнического института им. Бонч-Бруевича был изготовлен опытный образец и вскоре после этого состоялся первый экспериментальный сеанс.


Поскольку испытания систем цветного ТВ проводились и в других странах мира, в марте 1965 года между СССР и Францией было подписано соглашение о сотрудничестве в области развития цветного ТВ на основе системы SECAM. Не откладывая документ в долгий ящик, уже в 1966 г. было принято решение внедрить в СССР систему СЕКАМ-111. Первые программы начали транслировать в Москве с 1 октября 1967 г., а 7 ноября состоялась цветная передача с Красной площади парада и демонстрации трудящихся.

Внедрение цветного телевидения открыло широкие перспективы для повышения качества трансляции передач, и освоения новых стандартов вещания. До появления цифрового ТВ сигнал передавался по кабельным и радиорелейным каналам связи. На самолетах использовались специальные ретрансляторы. Телевидение было разделено на каналы, которые по мере увеличения их количества были объединены в пакеты. Некоторые до сих пор предлагаются населению в платном формате (около 30%).

Становление отечественного ТВ

В дальнейшие годы для распространения телевизионного сигнала на территорию всего Советского союза строились в разных пунктах центры подачи этого сигнала. Считается, что был еще второй вариант – связать населенные пункты сетью специальных кабелей.

В ближайшее десятилетие происходила конкуренция между механическим и электронным принципами подачи сигнала. Первый был проще, но качество изображения, которое он передавал, считалось не очень высоким. Во многом это было обусловлено небольшим размером экрана. Чтобы увеличить его размеры, требовался достаточно большой по диаметру диск Нипкова. Это представлялось громоздким и неудобным.

Вскоре на смену механической передаче сигнала пришла электронная. В так называемых развитых в научно-техническом отношении странах первые регулярные опыты по переходу на электронное телевещание начались в период 1936–1940 годов. Считается, что в Советском союзе механическое вещание прекратилось в 1938 году, когда на Шаболовке был оборудован центр электронного вещания. В истории развития телевидения обычно ученые выделяют несколько этапов.

Экспериментальный этап

В этот период проводились первые опыты по передаче изображения через телевизионный сигнал. Он включает в себя также время экспериментов и изобретений разных устройств, аппаратов. Обычно его для Советского союза относят примерно к началу 30-х годов. В это время речь шла только об отработке самого принципа передачи, определения и производства нужных для этого устройств. После этого уже перешли к внедрению телевидения масштабно по всей стране.

Регулярное вещание

Этот этап растянулся на десятилетия. Его обычно начинают с 30-х или уже с конца 30-х годов вплоть до 60-х годов XX века. В этот период в стране налаживались технические условия для телевещания. С одной стороны, строились пункты подачи сигнала, телецентры. Они долгое время в целом были обособлены друг от друга, не были соединены линиями связи в одну сеть. Для них в промышленности производились соответствующие устройства.

С другой стороны, выпускались принимающие устройства – телевизоры. Их характеристики разработчики постепенно улучшали, одной из них была диагональ экрана. Со временем она все больше увеличивалась. Это, как считается, меняло и характер передач, которые начинали применять все более разные приемы и средства визуальной подачи картинки.

Распространенным марками телевизоров были «Старт», «Рубин», «Янтарь»

В этот период политическая власть начинает обращать внимание на телевидение и брать его под свой контроль, используя его в качестве агитационного и пропагандистского средства.

ТВ как средство массовой информации

К этому этапу уже в целом была сформирована сеть центров телевещания. Теперь они стали соединяться линиями связи в одну телевизионную систему страны. Этот период охватывает время с конца 60-х до 90-х годов. Центральное московское телевидение теперь можно было услышать почти во всех регионах страны.

В конце 60-х годов в действие был введен телевизионный центр Останкино, обладавший по тому времени значительными техническими мощностями. Регулярно передавалось уже около 4 программ. Картинка становилась цветной.

Считается, что даже мощные наземные передающие станции не охватывали деревень, всех населенных пунктов. В 1965 году началась передача сигнала через искусственный спутник. Внедрение спутникового сигнала стало следующим значительным технологическим шагом в развитии телевидения. Теперь началось строительство принимающих станций для сигнала со спутника.

Юридическое положение телевидения тоже меняется. В 1970 году сформирован специальный отдельный государственный комитет по телевидению и радиовещанию.

Изобретение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение – это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию.

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого Бориса Розинга, который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.

Цифровое ТВ: история становления и основные преимущества

С момента своего появления в прошлом веке телевидение шагнуло далеко вперед и добилось впечатляющих результатов. Оно охватило почти все население Земли, расширило свои функции и возможности по передаче телевизионных программ по различным каналам: кабельным, спутниковым и эфирным. И, наконец, подошло к этапу осуществления массового перехода на полностью цифровой формат вещания. В России переход на «цифру» полностью завершился в конце 2019-го года.

Необходимость перехода к цифровому телевидению стала ощутимой еще 20-30 лет назад. Но тогда на пути цифрового телевидения встали некоторые технические препятствия и лишь в конце восьмидесятых – начале девяностых годов двадцатого века, они были преодолены. С помощью специальной комиссии экспертов и развитию технологий были успешно решены задачи по сжатию видеосигналов для передачи движущегося изображения. Все эти успехи были во многом связаны с высокими достижениями в микроэлектронике. После этого, судьба аналогового телевидения была предрешена, а переход к цифровому вещанию стало не столько возможным, сколько неизбежным.

Аналоговое телевидение вещалось по стокгольмскому плану, выработанному еще в далеком 1961-м году, который определял принцип частотного планирования и частотного присвоения. В июне 2006 года прошла региональная конференция по рассмотрению плана цифрового наземного вещания. Все специалисты признали неоспоримое преимущество цифрового телевидения, которое, по их оценкам, в шесть раз превосходит аналоговое.

При цифровом вещании, качество телесигнала намного выше, чем при аналоговом, помимо этого, цифровой сигнал является гораздо более помехоустойчивым. Количество потребляемой, цифровым передатчиком, электроэнергии, при расчете на одну транслируемую передачу, так же снижается в несколько раз. Это позволит существенно сэкономить электроэнергию при использовании цифрового передатчика, чем при использовании аналогового, при одинаковой зоне трансляции.

Более качественный и устойчивый прием телесигнала можно получить, как при использовании наружной стационарной, так и при использовании комнатной антенны, поскольку цифровой сигнал менее подвержен помехам и шумовым воздействиям. Сигнал может приниматься как специальными цифровыми приемниками, так и аналоговыми, имеющими цифровую приставку. Таким образом, внедрение новых цифровых технологий, вовсе не отменяет старых, что позволяет им существовать параллельно друг другу.

Таким образом, можно подвести итог и указать на основные достоинства цифрового ТВ:

  • увеличение качества изображения;
  • единый стандарт цифрового кодирования, избавляющий от многочисленных несовместимых друг с другом цветных телевизионных систем;
  • возможность использования стереозвука;
  • небольшое количество потребляемой передающим оборудованием электроэнергии;
  • увеличение количества программ телевещания на одном канале;
  • обеспечение достаточно мобильного приема телесигнала на территориях больших городов, что приведет к более качественному изображению.

Но процессы полной цифровизации телевидения еще не завершились. На данный момент массовый спрос получила услуга платного доступа к телевизонным каналам высокого качества в составе пакетов «Triple Play», в рамках которых абоненты получают широкополосный доступ к сети Интернет наряду с домашней телефонией и телевидением. Отдельным драйвером развития современного ТВ выступают IPTV и платные OTT сервисы.

Коммерческое телевидение в России

История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.

С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая телекомпания «Дождь», которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.

Цифровое и аналоговое телевидение

До недавних пор основным форматом телевидения был аналоговый формат. Однако телевидение всегда быстро реагировало на новые технологии. Поэтому последние годы видеотехника перешла на цифровой формат. Он обеспечивает более устойчивое и качественное изображение, а также чёткий звук. Появилась возможность передавать огромное количество телеканалов одновременно.

Полный переход на новый формат будет осуществлен к 2018 году. А пока можно пользоваться специальными приставками к старым телевизорам, и наслаждаться услугами цифрового телевидения.

Телевизионная аудитория самая многочисленная в мире. Ведь это не только способ развлечь себя, но и возможность обогащения кругозора, не выходя из дома. Особенное значение в этом плане играет интернет-телевидение, позволяющее пользователям выбирать пакет каналов по своим интересам и просматривать прошлые телевизионные программы.

в группе ВКонтакте

Советское телевидение

Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР.

До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года — на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.

Всемирный день телевидения в цифрах

  • 1,67 миллиарда — количество домохозяйств с телевизором во всем мире.
  • 166,3 миллиарда долларов — глобальная сумма, потраченная на телевизионную рекламу в 2019
    году
  • 238 — количество минут, которое среднестатистический житель США тратит на просмотр телевизора каждый день.
  • 195 миллионов — количество подписчиков Netflix по всему миру
  • 75 миллионов — количество подписчиков Disney Plus по всему миру
  • 652 миллиона — количество людей, которые смотрели высадку на Луну в 1969 году
  • 2 миллиарда — количество людей, которые смотрели похороны принцессы Диании в 1997 году.

1,67 миллиарда — количество домохозяйств с телевизором во всем мире

Тропа войны

«Великая война» с российским телевидением ведется в Прибалтике уже много лет. В 2013-м Вильнюсский окружной административный суд на время остановил трансляцию в стране некоторых программ Первого Балтийского канала (телекомпания, созданная на основе российского Первого канала для вещания в Прибалтике). ПБК обвинили в показе «лживой пропагандистской передачи» о штурме вильнюсского телецентра 13 января 1991 года. В октябре 2015-го латвийский Национальный совет электронных средств массовой информации (НСЭСМИ) принял решение оштрафовать русскоязычный ПБК на €10 тыс. за «однобокое» освещение украинских событий.

Впрочем, евробюрократия смотрит на эксперименты прибалтов со свободой слова без особого восторга. В июне 2016-го Еврокомиссия выразила недовольство тем, что власти Литвы, не посоветовавшись ни с транслятором, ни с Брюсселем, насильственно переводят «неприятельские» каналы в платный пакет. В результате Вильнюсу пришлось снять санкции с «НТВ-Мир» и «РТР-Планеты». Однако спустя небольшое время прибалты вернулись к политике санкций и запретов, а на критику они стараются внимания не обращать. В ноябре 2019-го в Литве временно запретили вещание «РТР-Планеты» — использовав в качестве предлога выступление Владимира Жириновского. Этим список временных отключений российских телеканалов не исчерпывается, их можно приводить еще долго. Однако со временем в Прибалтике явно решили, что от точечных ударов пора переходить к тотальной зачистке информационного пространства.

На исходе прошлого года в Эстонии вынужден был приостановить свою деятельность местный филиал российского агентства «Спутник». До этого в течение нескольких месяцев его сотрудники подвергались прессингу — сначала им заблокировали возможность получать законную зарплату, а потом и вовсе стали грозить уголовными делами, если не уволятся. В итоге руководство решило приостановить деятельность СМИ, чтобы не подвергать риску сотрудников. Власти Эстонии и Латвии приступили к блокированию счетов неугодных журналистов, сотрудничающих с российскими изданиями.

Истоки

Истоки зарождения цветного телевидения можно найти в далеком прошлом. Еще Михаил Ломоносов, сам того не подозревая, раскрыл главный механизм работы цветных телеприемников. Он узнал, что если смешать три цвета – красный, синий и зеленый, то можно наблюдать множество других оттенков. В этом оптическом принципе смешения цветов заключена система современной телевизионной цветопередачи. Цвета, которые мы видим на экране наших телевизоров, состоят из трех кадров – красного, синего и зеленого.

То, что мы сегодня называем цветным телевизором, начало формироваться в России еще в начале XX века. В то время российский инженер Александр Полумордвинов, а потом и армянский изобретатель Аванес Адамян сконструировали первые системы цветопередачи. Старинный диск, предтеча кинескопа, хранится сегодня в Политехническом музее Москвы. Его раскручивал специально установленный электромотор. Сквозь едва заметные отверстия на краях вращающейся пластины проявлялась картинка, которую проецировали с другой стороны. В середине 30-х данное устройство, заводной телевизор, еще не обладал магией, которая была у кино, четким изображением. Но возможность разглядеть на крутящемся диске образы знакомых киногероев уже вызывала восторг.

Первые механические телеприемники в молодой Советской республике выпустят скромным тиражом – всего несколько десятков. В этом черно-белом механическом ящике уже невольно присутствовал один из трех цветовых компонентов – красный. Неоновая лампа внутри коробки подсвечивала диск, которая придавала картинке багровый оттенок. Тем самым советское телевидение в прямом смысле было красным.

Отцом телевидения мог стать и изобретатель Лев Термен. Усовершенствованная им система с диском, снабженным зеркалами, передавала изображение, в котором можно было различать лица людей. Терман назвал свое изобретение дальновидением и тоже проводил эксперименты с цветопередачей. Ему было поручено создание телевизионной системы для пограничных войск, при этом разработку засекретили. Начиная с 1927 года никаких открытых публикаций о работах в области дальновидения. Широко известным Термена сделают другие изобретения – электромузыкальный инструмент терменвокс и «жучки» для прослушки с автономным питанием. Один из них был установлен в кабинете американского посла и проработал восемь лет в интересах разведки СССР.

Фото: ТАСС

Электронный телевизор – не фантастика, а реальность

В начале XX века русские инженеры сразили мир своим изобретением. Все, что представлялось фантастикой, в городе на Неве год от года становилось все большей реальностью. В 1907 году был выдан патент на «Способ электрической передачи изображения» профессору Санкт-Петербургского технологического университета, пионеру электронного телевидения Борису Львовичу Розингу. Этот ученый-физик задал исследованиям новый вектор, и придуманный им подход к телесвязи исключал использование механики. Он ввел в систему телевидения безынерционный электронный луч.

Б.Л. Розинг на почтовой марке России 2019 года

Дальнейшие опыты были весьма успешными. Вскоре Розинг представил на суд инженерного сообщества прототип кинескопа, а в 1911 году в истории техники появилась формулировка «первая в мире телепередача». Именно такое определение зафиксировано в энциклопедиях для описания продемонстрированного Розингом изображения, полученного с помощью созданного им прибора.

Опубликованные Розингом труды буквально подтолкнули мировое инженерное сообщество к совершенствованию системы. В Японии над совершенствованием электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) работал Кэндзиро Таканаяги (в 1927 году представил аппарат с разрешением в 100 строк, а в 1928-м ему удалось передать лица людей в полутонах), в Америке Фило Фарнсуорт представил свой «диссектор» (прибор признали малоэффективным). А в Ташкенте впервые при помощи ЭЛТ получил движущееся изображение Борис Грабовский (прибор назвали радиотелефотом).

Но до начала массового производства телевизионных приемников, понадобились десятилетия. Разработкой телеприемника – этой, самой главной и понятной современному обывателю составляющей, занялся Владимир Козьмич Звoрыкин, ученик Розинга. В энциклопедиях он представлен как американский инженер русского происхождения. В. К. Зворыкин родился в Муроме, после окончания реального училища поступил в Петербургский практический технологический институт, который окончил с отличием в 1912 году. Служил в войсках связи в годы Первой мировой войны, работал в Петербурге в офицерской радиошколе, а затем в Омске. В 1919 году он был в командировке в Нью-Йорке, а поскольку в это же время Колчаковское правительство пало, он решил в Россию не возвращаться.

Владимир Зворыкин с первым электронным телевизором. США, 1934 год

Остался за океаном, чтобы через несколько лет о нем заговорили как о человеке, совершившем настоящую революцию в области телевидения. На чужбине было непросто, но он продолжил начатую еще в институтских стенах работу в области «дальновидения», сначала став сотрудником американской компании «Вестингауз», затем самостоятельно. А в 1928 году, что называется, Фортуна повернулась к нему лицом. Зворыкин стал руководителем лаборатории электроники Radio Corporation of America, а назначил его на эту должность такой же эмигрант из России и вице-президент фирмы Давид Сарнов.

Результатом бесконечных опытов и лабораторных испытаний стали кинескоп (приемная трубка) в 1929 году и иконоскоп (передающая электронная трубка) в 1931 году. Иконоскопом назвал изобретение сам автор. Интересно, что и в массовое производство, и в продажу (за 75 долларов) аппарат попал именно под таким наименованием.

Начался век регулярного телевещания. В середине 1930-х годов В. Зворыкин часто приезжал в Европу, и в СССР в том числе, давал консультации по созданию систем телевещания. В 1938 году при его непосредственном участии в Москве была введена в действие передающая станция ТВ, в Стране Советов началось телевещание трех каналов.

Кто и когда изобрел телевидение

В отличие от изобретения радио, которое произошло практически одновременно во многих странах мира, каждое государство самостоятельно создавало и озвучивало свою версию истории возникновения телевидения. Не удивительно, что в каждой стране существует собственная легенда о многолетней сплоченной работе ученых, создавших уникальную технологию.


Первым явление фотоэффекта описал немецкий физик Генрих Герц. В 1887 году в ходе исследований он случайно обнаружил, что в момент воздействия на вещества электромагнитным излучением происходит высвобождение электронов, но объяснить этот феномен он не смог.


Годом позже, в феврале 1888-го русскому ученому Александру Столетову удалось провести опыт, наглядно демонстрирующий это же самое явление, и выявить несколько закономерностей. Однако применения ему так и не нашлось.


И только в 1907 году русский физик Борис Розинг сумел теоретически обосновать возможность получения картинки при помощи электронно-лучевой трубки, созданной немецким физиком Карлом Брауном. Он даже осуществил идею на практике, в результате чего ему удалось получить изображение в виде одной не меняющей своего положения точки.

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: