Смена поколений: как проходили голосования по конституции россии в 1993 и 2020 годах

Курс реформ и политический кризис 1993 года

Выборы в странах

s
Австралия
Австрия
Айдахо
Айова
Албания
Алжир
Алтайский край
Амурская область
Ангола
Андорра
Антигу и Барбуда
Аргентина
Аризона
Армения
Архангельская область
Афганистан
Бангладеш
Башкирия
Без рубрики
Беларусь
Белгородская область
Белиз
Бельгия
Болгария
Боливия
Бразилия
Брянская область
Бутан
Вайоминг
Вашингтон
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Виргиния
Висконсин
Владимирская область
Волгоградская область
Восточный Тимор
Гаити
Гайана
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Германия
Гондурас
Гренландия
Греция
Грузия
Дания
Делавэр
Джибути
Джорджия
Доминика
Доминиканская Республика
Египет
Забайкальский край
Замбия
Западная Виргиния
Зимбабве
Ивановская область
Израиль
Иллинойс
Ингушетия
Индиана
Индия
Индонезия
Ирак
Иран
Иркутская область
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Кабардино-Балкарская Республика
Казахстан
Каймановы острова
Калифорния
Калмыкия
Камбоджия
Канада
Канзас
Карачаево-Черкесская Республика
Квебек
Кемеровская область
Кения
Кентукки
Кипр
Киргизия
Кирибати
Колорадо
Колумбия
Коморские острова
Конго
Коннектикут
Косово
Коста Рика
Кот-д’Ивуар
Курская область
Латвия
Лесото
Либерия
Ливан
Ливия
Литва
Лихтенштейн
Луизиана
Люксембург
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Македония
Малави
Малайзия
Мали
Мальдивы
Мальта
Марокко
Массачусетс
Мексика
Миссисипи
Миссури
Мичиган
Мозамбик
Молдова
Монголия
Монтана
Мэриленд
Нагорно-Карабахская Республика
Намибия
Небраска
Невада
Ненецкий АО
Непал
Нигерия
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Новая Каледония
Норвегия
Нью-Гэмпшир
Нью-Джерси
Огайо
Оклахома
Орегон
Оренбургская область
Пакистан
Палестина
Панама
Парагвай
Пенсильвания
Перу
Польша
Португалия
Приднестровье
Пуэрто-Рико
Республика Корея
Республика Татарстан
Республика Хакасия
Россия
Ростовская область
Руанда
Румыния
США
Сальвадор
Сан Марино
Сахалинская область
Свердловская область
Северная Ирландия
Северная Каролина
Сенегал
Сент-Люсия
Сербия
Сингапур
Словакия
Словения
Сомалилэнд
Суринам
Сьерра-Леоне
Таиланд
Тайвань
Танзания
Тверская область
Теннесси
Техас
Того
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уганда
Украина
Ульяновская область
Уругвай
Уэльс
Фарерские острова
Филиппины
Финляндия
Флорида
Франция
Хорватия
Чад
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шотландия
Шри-Ланка
Эквадор
Эстония
Эфиопия
Южная Дакота
Южная Каролина
Южная Осетия
Южно-Африканская Республика
Якутия
Ямайка
Япония
Ярославская область

«Большинство Верховного Совета идет на прямое попрание воли российского народа»

Установить, что полномочия окружных комиссий всероссийского референдума осуществляют соответственно центральные избирательные комиссии по выборам народных депутатов республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, окружные, Московская и Санкт-Петербургская городские избирательные комиссии по выборам народных депутатов соответствующих Советов народных депутатов. Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения при необходимости пополнить состав окружных комиссий всероссийского референдума в трехдневный срок с момента вступления в силу настоящего Постановления. Разрешить окружным комиссиям всероссийского референдума по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов привлечь для проведения референдума районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские избирательные комиссии по выборам народных депутатов соответствующих Советов народных депутатов с предоставлением этим избирательным комиссиям необходимых полномочий. Верховному Совету Российской Федерации установить: порядок доступа к государственным средствам массовой информации, гарантирующий их равное использование для агитации за и против вопросов, вынесенных на референдум; порядок финансирования агитации по поводу референдума, исключающий использование для агитации личных средств граждан Российской Федерации, средств иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, средств бюджетов, внебюджетных и валютных фондов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных и валютных фондов; порядок финансирования агитации по поводу референдума за счет средств предприятий, общественных объединений, а также за счет республиканского бюджета Российской Федерации; порядок участия в агитации по поводу референдума должностных лиц федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 125 Конституции Основного Закона Российской Федерации Совету Министров — Правительству Российской Федерации прекратить деятельность, связанную с организацией проведения референдумов, плебисцитов и других общенародных опросов общественного мнения, сосредоточив свое внимание на решении социально-экономических проблем. Совету Министров — Правительству Российской Федерации по представлению Центральной комиссии всероссийского референдума решить вопросы материального и финансового обеспечения референдума, проводимого 25 апреля 1993 года

Установить, что предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР» предоставляют на период подготовки и проведения референдума в распоряжение комиссий всероссийского референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для проведения референдума.

Результаты референдума Вопросы Голосов Процент от проголосовавших Процент от электората 1. Ельцину и об одобрении социально-экономической политики — были приняты. Однако согласно условиям референдума эти решения не имели и не могли иметь конституционных последствий. По третьему и четвертому вопросам, носившими конституционный характер и требовавшими для принятия положительного решения большинства от общего числа избирателей, такого большинства достигнуто не было, и, следовательно, решения не были приняты. Следовательно, с точки зрения любых возможных последующих конституционных решений какие-либо ссылки на результаты референдума 25 апреля 1993 г.

VIII съезд народных депутатов России 8 — 12 марта 1993 г. Ельцина добиться компромисса, в очередной раз ограничил полномочия президента, отменил соглашение 12 декабря 1992 г. Ельцин издал указ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. На 25 апреля был назначен референдум с вопросами о доверии президенту, о новой Конституции и о выборах нового парламента. Конституционный суд признал ряд положений указа противоречащими Конституции. Он попытался принять решение об импичменте Б.

Число граждан, принявших участие в голосоваими — 68. Число граждан ответивших «ДА» — 34. Число бюллетеней, признанных не- Итоги референдума по четвертому вопросу: «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? Число граждан, ответивших «ДА» — 46,232. Число граждан, ответивших «НЕТ» — 20.

Торг

И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.

Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречён на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.


 Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)

Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.


Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)

Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.

Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внёс 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.

Принятие

Доработать его на этом этапе, внести предложения и опротестовать какие-либо статьи возможности уже не было. Альтернативных проектов на референдум не выносилось. Само голосование президент организовал с нарушением закона «О референдуме» и действовавшей Конституции, согласно которой принимать новый Основной закон должен был Съезд народных депутатов.

Пропрезидентские СМИ изо всех сил призывали народ голосовать «за»: в противном случае каналы и издания угрожали хаосом, гражданской войной и распадом России. Тем же грозил в своих обращениях к народу Ельцин. По данным исследователей А. Собянина и В. Суховольского, нормального обсуждения проекта и свободной агитации «против» него в СМИ не было.

«За» проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей (106,1 млн человек) на участки пришли только 58,1 млн, то есть менее 55%. Таким образом, «за» ельцинскую Конституцию проголосовало лишь около 30% списочного состава избирателей. В 32 регионах большинство проголосовало «против», в ряде регионов голосование не состоялось (Татарстан) или не проводилось вовсе (Чечня). И всё же 25 декабря Конституция вступила в силу.

Бюллетень. (Политикус)

Публикация Конституции, 25 декабря 1993 г. (rg.ru)

К процедуре голосования тоже осталось много вопросов: почти всюду подсчёт голосов вели некие рабочие группы, сформированные региональными администрациями, а ЦИК не предоставлял никому сводных таблиц результатов голосования, так что проверить подсчёты и с таблицами в руках опротестовать их никто не мог. Вдобавок ко всему ещё 30 ноября ЦИК заблаговременно принял решение в ускоренном порядке уничтожить после референдума избирательные документы, что и было сделано уже в апреле 1994 года. Совпадение?

Вы точно человек?

3. Референдум 25 апреля 1993. Референдум 25 апреля 1993 года действительно включал четыре вопроса. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года. Это референдум, прошедший 25 апреля 1993 года. В октябре конституционный кризис вылился в неудавшуюся попытку госпереворота, а победа Ельцина запустила переход новой страны от парламентско-президентской к суперпрезидентской форме правления. 30 лет назад, 25 апреля 1993 года, прошёл референдум о повышении. Чуть позже, 25 декабря 1993 го-да она была опубликована и вступила в силу на всей территории Рос-сийской Федерации.

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.

Марка, 1995 г. (Pinterest)

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьёзнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы всё это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента ещё пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьёзные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

Противостояние 3–4 октября 1993 года и его итоги

3 и 4 октября сторонники Верховного Совета пытались захватить здание московской мэрии и здание телецентра «Останкино». Президент ввёл в Москве чрезвычайное положение. Войска штурмовали Дом Советов и вскоре лидеры Верховного Совета были арестованы и отправлены в СИЗО.

Далее Ельцин объявил о роспуске Советов всей уровней и объявил о выборах в Совет Федерации и о реформе местного самоуправления. 10 ноября в прессе появился новый проект Конституции, который вынесли на всенародное голосование.

Референдум по конституции состоялся 12 декабря, и за неё проголосовало 58 % при явке в 54 %. Именно поэтому Днём Конституции стало 12 декабря, а сама она была впервые опубликована в декабре 1993 года в «Российской газете».

Последствием противостояния в Москве между Ельциным и Верховным Советом стали выборы в Государственную Думу I созыва 12 декабря 1993 года. Победу на них одержала партия ЛДПР с 23 % голосов, на втором месте с 15 % оказался блок «Выбор России» Егора Гайдара, а на третьем — КПРФ с 12,5 % голосов. Главой Первой Думы стал Иван Рыбкин.

Рис. 3. Ельцин, 1993 год.

Что мы узнали?

Кратко подытоживая, политический кризис 1993 года завершился победой сторонников Бориса Ельцина. Следствием этого события стали декабрьские события 1993 года — референдум по конституции и выборы в Думу I созыва.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: