Глас народа: зачем созывали земские соборы?

История россии

Приложение. Список всех соборов

1551 23 февраля — 11 мая: За реформы в церкви и государстве. Составление проекта «Соборное учение» (Стоглава).

1565 3 января. О письмах Ивана Грозного из Александровской слободы в Москву с сообщением, что он «оставил свое царство» из-за «изменнических дел».

1566 года с 28 июня по 2 июля. О продолжении войны с Польско-Литовским государством.

1580 — не позднее 15 января. О церковных и монастырских имениях.

1580 Ноябрь или декабрь. О продолжении войны или мира со Стефаном Батори.

1584 года в период с 18 марта по 31 мая. Об избрании Федора Ивановича наследником престола.

1584 не позднее 20 июля. Об упразднении церковных и монастырских казначейств.

1591 1 января. Об условиях перемирия с Польско-Литовским государством.

1598 17 февраля — 9 марта Об избрании на престол Бориса Годунова.

1598 20 апреля. В экспедиции в Серпухов для отражения войск крымского хана Казы-Гирея.

1604 г. 15 мая. О разрыве с крымским ханом Казы-Гиреем и организации экспедиции против его войск.

1606 г. мая 19. Об избрании Василия Ивановича Суцкого наследником престола.

1607 г. 3-20 февраля. Об освобождении народа от присяги Псевдо-Демитрию I и о прощении народа.

Декабрь 1611 — начало 1613 г. Деятельность «Совета всей страны» в рамках второго ополчения.

1612 26 октября. Акт о признании польскими интервентами и членами Боярской думы суверенитета Всеземского собрания.

1613 Не позднее января — мая. Избрание Михаила Федоровича Романова наследником престола.

1613 — 24 мая. Об отправке денег и припасов в города Коллекционеров.

1614 — 18 марта. О подавлении Царуцкого и казаков.

1614 — 6 апреля. Относительно сбора коронных денег.

1614 — 1 сентября. По поводу отправки депеш восставшим казакам с просьбой подчиниться правительству.

1615 — 29 апреля Относительно дани казакам.

1616 г. Между 22 февраля и 18 марта По поводу взимания пяти коронных денег.

1616 г. 11-12 сентября. Об условиях мира со Швецией.

1616 15 декабря. Относительно условий мира со Швецией.

1617 — 8 июня Относительно сбора коронных денег.

1618 — 11 апреля Относительно конфискации денег короны.

1618 — 9 сентября. К вопросу об обороне Москвы от вторжения войск Владислава Василия.

1619 г. 22-24 июня. О назначении Филарета Никитича Романова патриархом.

Смерть Василия III и малолетство его преемника вызвали острый социальный и политический кризис: В стране больше не было авторитарного монарха, а при дворе царила атмосфера интриг: Были заговоры и перевороты. Бояре, правившие от имени молодого Ивана, злоупотребляли своей властью, взимали повышенные налоги и налагали на народ более тяжелые повинности.

Кульминацией кризиса стала серия опустошительных пожаров в 1547 году и последующее Московское восстание, в ходе которого народ поднялся, чтобы отомстить семье Глинских, обвинив их в поджогах и колдовстве. Тогда семнадцатилетний Иван IV, уже ставший царем, взял судьбу страны в свои руки и созвал 1 Земский собор в 1549 году.

В книге Steppenwolf написано следующее:

Обсудив с митрополитом, как уничтожить соблазны, истребить несправедливость и погасить вражду, он созвал свой штат, чтобы собраться из городов всех рангов.

Главными целями созыва Земского собрания были примирение сословий и устранение хаоса, который Боярская дума вызвала в последние годы

Также было важно, чтобы народ узнал о прибытии посланного Богом царя, истинного правителя. Иван IV должен был стать известным и в то же время заручиться поддержкой народа, чтобы положить конец конфликту

Страна также нуждалась в реформах. Русь давно пережила эпоху раздробленности, и власть единой Руси была сосредоточена в руках московского князя. Свод законов Ивана III, действовавший с 1497 года, уже не мог отвечать требованиям единой и централизованной России.

Само слово «земский» означает «национальный». Это было название дела, значимого для всех территорий страны.

Первый период

Причины народных волнений XVII века

XVII век – один из самых непростых периодов в истории Русского государства. Именно в эту эпоху русскими землями начала править новая царская династия – Романовы. Неустойчивое положение новых царей, внутренние противоречия в государстве, частые неурожаи и голод — стали причиной многочисленных народных восстаний XVII столетия.

Но главным источников всенародных бунтов было законодательное введение крепостного права. Теперь крестьяне не могли покидать своих землевладельцев даже в Юрьев День, превратились в личную собственность помещика. Их можно было покупать, продавать, выменивать как товары. В результате крестьяне бежали от своих ненавистных господ в свободные земли – на Урал, в Сибирь, за Дон.

Несмотря на общие причины, у каждого отдельно взятого бунта была своя искра – повод для народного недовольства.

Значение соборов

С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.  

Предыстория

Периодизация земских соборов

Список Земских соборов

Можно выделить шесть периодов в работе земских соборов:

При Иване Грозном

История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 году Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.

От смерти Ивана Грозного до падения Василия Шуйского

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Соборы выполняли функцию избрания на царство.

Ополчения

С 1610 по 1613 годы земский собор при Ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613—1622 гг.

Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632—1653 гг.

Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

1653—1684 гг.

Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Главные причины восстания

Одной из главных причин московского восстания считается ослабление авторитета монархии и возникшие вследствие распри среди различных боярских семей в борьбе за власть. В прослойке податного сословия (мещан и крестьян) росло недовольство увеличением повинностей, размера податей, а также многочисленными случаями произвола со стороны властителей и их наместников. Гнет феодалов стал настолько невыносим обычным людям, населявшим столицу в XVI столетии, что часть из них перешла к активным действиям, выражая тем самым свое недовольство существующим укладом.

Резкий упадок авторитета царской власти привел к возникновению огромного числа интриг среди князей и бояр, желавших усилить свое влияние на московскую политику. Вражду между кланами подогревало соперничество и ожесточенная борьба за высшие придворные чины. М.В. Глинский, приходившийся дядей Ивану Грозному, считался самым влиятельным лицом в столице, что сильно настораживало как бояр и князей, так и молодого монарха, недавно занявшего место на троне.

Царский двор после коронования Ивана IV не сумел разрешить надвинувшийся на государство кризис. Поэтому недовольство со стороны простого народа вылилось в ожесточенное насилие, в результате которого был убит Ю.В. Глинский, его фамильное имение было разграблено, а имущество разворовано бунтовщиками. М.В. Глинский предпринял попытку бежать из столицы на территорию Великого княжества Литовского, однако она оказалась неудачной.

История земских соборов[править | править код]

Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствования Ивана IV Грозного распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами» лишь с XVII века.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы года, когда Иван Грозный уехал в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Соловецкое восстание и движение старообрядцев

Помимо других, в стране бушевали бунты и на религиозной почве. Причиной тому послужила церковная реформа.

В 1654 году патриарх Никон предложил внести изменения в религиозные правила:

  • скорректировать текст некоторых молитв;
  • перевести все церковные книги с греческих оригиналов, вместо древнерусских;
  • ввести крестное знамение тремя пальцами, в то время как верующие привыкли креститься двумя пальцами;
  • внести некоторые изменения в одежду священников.

Реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря: тех, кто был согласен с изменениями, и тех, кто выступил против них. Последних прозвали старообрядцами, так как они стремились сохранить старые церковные книги, иконы, традиции и молитвы.

Старообрядцы отказались повиноваться новым религиозным правилам, за что их сажали в тюрьму, ссылали в Сибирь. Движение старообрядцев поддерживали не только крестьяне, но и ремесленники, некоторые помещики, бояре. Церковный раскол усиливался, и царские власти ужесточали против бунтовщиков меры. Они разрушали старообрядческие храмы, а староверов сжигали на кострах.

Крупнейшим сопротивлением церковной реформе стало Соловецкое восстание. Монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря оказали вооруженную оборону царским отрядам, которые стремились силой подчинить верующих. Монахи находились в осаде в течение восьми лет. После взятия монастыря и жесткой расправы над осажденными, по всей стране староверы уходили в леса за Волгу, бежали за границу.

Словарь

1. Крепостное право – это форма личной зависимости крестьян, при которой они находились в полном подчинении своим землевладельцам.

2. Юрьев день – христианский праздник, в который крестьянам разрешено было перейти от одного землевладельца к другому.

3. Жалование – плата за службу.

4. Атаман –предводитель казаков.

Какова же была процедура выборов?

Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые люди», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые-б умели разсказать обиды и насильства и раззорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т

п. Стоит обратить внимание, что требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное равнодушное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным

Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа. Города вместе со своими уездами составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший годность избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов. Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей: «велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен» Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.  

Причины Московского восстания 1547

Московский пожар 1547 года стал основной причиной восстания, так как люди начали искать виновных

  • Пожар. Широко известные московские пожары 1547 года начались, вероятно, из-за длительной засухи, и в них сгорело около 30-35% всех зданий города, а погибло около 4000 человек.
  • Ненависть к Глинским. Как известно, мать Ивана Грозного, Елена Глинская, после смерти Василия III сама правила в качестве регента, пусть и недолго. Её родственники пользовались огромным влиянием, а заодно и народной ненавистью, причём в основном из-за того, что они были “пришлыми”, так как род Глинских происходил из Литвы. Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года.
  • Отсутствие царя. Иван Грозный в этот момент находился не в городе, и народ распоясался. Впрочем, самого царя разбушевавшаяся толпа позднее тоже едва не убила, обвинив его в укрывательстве родственников-Глинских.
  • Социально-политический кризис на Руси. Обстановка к тому моменту сложилась трудная, так как бояре погрязли в борьбе за влияние и власть, а простонародье возмущалось очередным повышением налогов.
Значение Холодной войны для всего мира, СССР и США
Восстание ихэтуаней в Китае. Причины, итоги, события, суть, участники, лидеры.

Особенности проведения первого Земского собора

Не известно, кто точно дал правителю идею на его создание (есть вероятность что она последовала от участника Избранной Рады), кроме этого, важно заметить, что не сохранилось ни одного документа в самом процессе, оставшиеся сведения и факты были извлечены из более поздних источников. Первый Земский собор состоял из высшего духовенства (Освященный собор), удельных князей и бояр (Боярской думы)

Особенностью проведения являлось отсутствие представителей купечества (хотя оно не имело особой роли и на последующих собраниях). В целом, на Первом земском соборе представители призванных сословий имели право лишь на высказать свое мнение или обсудить определенную тему, но не указывать царю на принятие какого – либо решения. Пока что отсутствовало право выбора, оно появилось позже, приблизительно во времена Смуты.

Ключевский писал: «Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила – воля народа, выражавшаяся в приговорах земского Собора.» 

Предназначение и главные цели Первого Земского собора создал Иван Грозный самостоятельно. Было необходимо срочно принять множество решений и законодательных актов в ситуации кризисного состояния государства. Царь разделил Первый собор по разным секциям в зависимости от чина и социального статуса участника.

Предпосылки для первого Земского собора

Как было сказано в Степенной книге, «На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина».

Первый Земской собор был созван во время государственной нестабильности, в период правления Ивана Грозного: народный бунт, который появился вследствие московских пожаров, крымских и казанских набегов, привел к необходимости в принятии кардинального решения для изменения текущей ситуации.

В последствии он желал реформации государственного строя и начал относиться к своему правлению более серьезно. Царю были необходимы люди и средства, которые помогли бы найти выход из положения.

Существует множество теорий по поводу причин созыва первого Земского собора; к примеру, что его создание было связано с поиском народной поддержки и борьбой с боярами, что не имеет исторического подтверждения, потому как в 1550 году при сотрудничестве митрополитов Макария и Сильвестра Иван Грозный составил круг приближенных советников и помощников из лучших представителей боярского сословия.

На почве этого была определена вторая причина – первый Земской собор был создан для будущей борьбы с боярством, что опять-таки не подтверждено, потому как при наступлении ожидаемого противостояния царь не ожидал поддержки от него, а наоборот, создал организацию, которая противоречила его принципам – опричинину, разгромив в будущем сравнительно недавно присоединенные Новгородские и Псковские земли, утверждая диктатуру над всем государством.

Также существовали и другие варианты повода для создания Земского собора: необходимость в централизованной власти после объединения Руси с Москвой — органа, который бы мог рассматривать жалобы и требования подчиненных Русских земель, таким образом формируя понимание целостности общерусской земщины.

Созывая первый собор Иван IV мог также руководствоваться теми же принципами какие присутствовали у монархов из Западной Европы собирая парламент или Генеральные штаты – пресечь влияние крупного боярства в пользу мелких феодалов и купечества. Участие данных слоев общества в соборе наравне с боярами помогло бы укрепить их отношения с царем и обеспечить преданность к действующему правительству.

Возможные причины восстания и его последствия

Гнет со стороны властей, достигший кульминации в первые годы правления царя Ивана Васильевича, привел к упадку влиятельной династии Глинских. Существует версия, поддерживаемая историками Клибановым и Зиминым, согласно которой к организации массовых поджогов и московского восстания был причастен Феодосий Косой. Идеолог крестьянства, возглавивший вольнодумное еретическое течение и не признававший феодальный строй, преследовался православной церковью, и вынужден был поспешно ретироваться из столицы и скрываться в белоозерских пределах.

События 1547 года оказали сильное влияние на молодого царя Ивана Васильевича, решившего после усмирения бунтовщиков всерьез взяться за усиление вертикали власти. Когда восстание было окончательно подавлено, царь приказал наказать зачинщиков, большинство из которых было приговорено к казни. Бунт побудил монарха принять ряд мер по усилению собственной власти, вылившихся позднее в деспотичную политику и возникновение опричнины.

Основные причины созыва Земского собора

Отличия западного парламентаризма от российского

Все созданные социальные институты, государственные учреждения, в том числе и Земский собор были уникальными, имели свои особенности, непохожие на западные устои и порядки. Создание этого органа – шаг на пути к формированию такой системы управления, которая не раз помогала стране переживать и выходить из политических и международных кризисов.

Например, когда наступал период, в который не было явных претендентов на царствование, именно этот совет определял, кто возьмёт власть в руки, устанавливал новую династию.

В период царствования Михаила деятельность и история созыва земских соборов прекратилась, но дальнейшее формирование системы государственного управления осуществлялось с оглядкой на это учреждение.

Земский собор нельзя сравнивать с подобными правительственными органами запада по следующим причинам:

  1. На западе представительские, правительственные, законодательные органы формировались с целью устранить и предотвратить произвол самодержавной «верхушки». Их учреждение было следствием политической конкуренции. Инициатива формирования подобных органов выдвигалась обыкновенными гражданами, в то время как в России формирование происходило по предложению самого царя, а главной целью служила централизация власти.
  2. Парламент Запада имел регламентированную систему управления, созывался через определенные промежутки времени, имел конкретное значение и функции, прописанные в законодательстве. Российский Земский собор созывался по желанию царя или по острой необходимости.
  3. Западный парламент – законодательный орган, а российский образец редко занимался изданием и принятием законов.

Сущность понятия «Земский собор»

Земский собор — организация, руководствующая принципами сословно-представительской монархии и имеющая право на обсуждение и разработку законопроектов. Действовала с середины XVI по XVII века, впервые была созвана по приказу Ивана IV.

В 1883 г. благодаря трагедии Хомякова «Дмитрий Самозванец» в заключении прозвучали такие строки:

«Это что?

Без выбора, без земского собора?»

Таким образом, доказывая концепт государственной целостности и единства с народом данного понятия. Позже термин был применен в неоконченной рукописи предположительно 1850 г. С. Аскакова и в статье «Несколько слов о русской истории, возбужденных Историей» С.М. Соловьева 1851 года. Под словом «собор» понимали собрание или совещание, а под словом «земский» – всю землю. Во времена активности данной организации он обычно именовался как «совет», или «земский совет».

https://youtube.com/watch?v=A_RWcY_D3XI

Чем завершился Земский собор?

Земский собор закончился 21 февраля 1613 г.

Первым решением собора было утверждение обязательного условия для кандидатов на трон – монарх должен был обязательно быть русским и никаким образом не относиться к чужеземцам.

Второе решение – собор избрал царём Михаила Романова, которому на момент собора было только 16 лет. В результате вся полнота власти сосредоточилась в руках одного легитимного монарха, который основал стабильную правящую династию. Российское государство смогло остановить нападения Польского королевства, Германии и Швеции, которые стремились занять свободный российский престол.

Для оповещения Михаила о его избрании в Кострому прибыла делегация земского собора. В Москву для коронации он смог приехать лишь в мае 1613 г.

К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало аутентичных документов, которые бы пролили свет на все тонкости тех событий и решений. Мы знаем только о многочисленных интригах вокруг собора. Это вполне закономерно, учитывая ответственность и масштабы принимаемого решения. Целые династия могли потерять своё влияние. Для страны это была единственная возможность выйти из политического кризиса.

Избранная рада

Этим настроением, как мы знаем от Курбского, и воспользовалось духовенство и благомыслящая часть боярства. Нравственную поддержку удрученному царю оказал сначала придворный священник Сильвестр, а затем митрополит Макарий и другие мужи, пресвитерством почтенные». К ним присоединился царский постельничий Алексей Адашев, а за ним и некоторые бояре, «мужи разумные и свершенные, во старости маститей сущие, благочестием и страхом Божиим украшенные», а другие, хотя и среднего возраста, но «предобрые и храбрые» и в военных и земских делах искусные. Все эти лица составили особый совет, избранную раду, без которой царь не решал никаких дел: с ней он стал чинить суд, назначать воевод, раздавать именья и т. д.

На первый взгляд, кажется, что эта избранная рада была все тот же интимный совет, ближняя дума или комнатная, с которой вершил всегда дела отец Ивана Грозного Василий Иванович. С формальной стороны избранная рада, конечно, была продолжением ближней думы. Но по действительному значению своему она была далеко не то, что прежняя ближняя дума: избранная рада стала не только помогать самодержавной царской власти, но и опекать ее, ограничивать ее. Курбский говорит, что Сильвестр и Адашев, собрав к Ивану разумных и совершенных советников, «сице ему их в приязнь и дружбу усвояют, яко без их совету ничего же устроити или мыслити». Сам царь Иван Васильевич впоследствии в письмах к Курбскому жаловался на то, что царь был в обладании у попа невежи и злодейственных, изменных человек, что Сильвестр с Алексеем начали всех бояр в самовольство приводить, снимая с него, царя, власть, и чуть не ровняя с ним честью бояр, что они творили все по своей воле и по хотению своих советников, оспаривали и отвергали его мнения, раздавали должности, чины и награды и т. д.

Так, известной части московского боярства удалось фактически ограничить установившееся самодержавие. Избранная рада в своих стремлениях к благоустроению земли пошла и еще далее — заставила царя (правда, мимоходом) признать формально необходимость боярского совета и приговора. В статье 97 нового Судебника, составленного в 1550 году, было постановлено: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не писаны, и как те дела, с государева докладу и со всех бояр приговору, вершатца, и те дела в сем судебнике приписывати». Итак, боярский приговор был признан необходимым моментом в создании новых законов. Избранная рада, очевидно, не хотела подражать предшествующим олигархиям временщиков, хотела поставить высшее управление государством на твердых, незыблемых основаниях и потому рядом с докладом государю поставила в создании закона и боярский приговор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: