Соловецкое сидение: дата, причины, итоги

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Причины восстания

Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая:

  • 1657 — в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам.
  • 1666-1667 — из Соловков в адрес царя было отправлено 5 челобитных. Монахи просили сохранить старые книги и обряды.Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию.
  • начало 1667 — Большой Московский собор предал анафеме старообрядцев.
  • 23 июля 1667 — царским указом Соловки получают нового настоятеля — Иосиф. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора.

Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию.

Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.Я., Савич А.А., Барсуков Н.А. и другие утверждают, что Никон урезал финансирование монастыря и именно по этой причине монахи начали восстание. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах

При этом всячески отводится внимание от простого факта — восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах

Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет

Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек.

Работа на благо страны

ГУЛАГ отличался тем, что в отличие от тюрем в других странах, активно эксплуатировал идею труда заключенных на благо Родине. В Соловецком лагере трудовые работы были слабо внедрены. Заключенные в основном выполняли работы по содержанию друг друга. А в наказание их заставляли заниматься бессмысленной работой, наподобие таскания бревен с места на место. Как гласит статистика, до 1929 года лишь 40 процентов узников занимались принудительной работой.

Но как только началась пятилетка, все изменилось. Лагеря индустриализировали. В 1929 году СЛОН стал заготовлять лес по «внешним заказам» в 100 раз больше, чем это было в 1926 году. Узники выполняли работы по строительству дорог в Карело-Мурманском крае, прокладывали тракт из Кеми в Ухту (эти работы считались невыполнимыми, ввиду сложной обработки грунта). Заключенные справились с созданием дороги длиной 27 км на Кольском полуострове. Маршрутом до Апатит они прокладывали бревна через болота, срезали склоны каменистых гор, делали песчаные насыпи. Затем была возведена железная дорога длиной 11 км. Ее создали за один год (что, опять же, считалось невыполнимым заданием, так как земля по твердости не уступает камню).

Изначальный смысл постройки на Соловках «замкнутого лагеря» исчез. Интересы страны стояли превыше всего. Лагеря «расплодились» по всей территории Советского союза, как грибы. Главной задачей была поставлена изоляция преступников от законопослушных граждан. Но по факту они были нужны как бесплатная рабочая сила.

Битва при Онего

Предыстория битвы при Онего уходит своими корнями в 1668 год. В это время на Соловках монахи уже давно неоднократно выражали свое недовольство своим положением и претензиями администрации монастыря. Однако, в этот год ситуация достигла критической точки, и монахи предприняли упорное сопротивление.

Одним из руководителей восстания был архимандрит Феофан Феоктистов, который сам по себе имел большое значение для монахов-соловлян. Он умело организовал и поднял на бунт большое количество монахов, которые были готовы идти на крайние меры ради своих прав и свобод.

Итак, в 1668 году монахи Соловецкого монастыря под руководством архимандрита Феофана выступили против администрации монастыря и царской власти. Их требования были смелыми: они хотели вернуть гарантированные ими права и свободы, которые были ограничены администрацией и властями. Недовольство накапливалось годами, и монахи решились на кровопролитное восстание в надежде достичь своих целей.

Битва при Онего, произошедшая в 1669 году, была значимым сражением в рамках Соловецкого восстания. Вооруженные монахи Соловецкого монастыря смогли противостоять царским войскам, которые были направлены для подавления восстания.

Несмотря на долгую осаду и попытки занять монастырь, царские войска так и не смогли уничтожить «оплот бунта». Монахи оказались крайне решительными и готовыми противостоять даже самым серьезным атакам.

Во время битвы монахи использовали свое знание местности и преимущественное знание территории вокруг Онеги, что позволило им превзойти военные силы царя-Ирода. Они атаковали и отступали, не давая врагу возможности нанести решающий удар.

Таким образом, битва при Онего стала значимым примером сопротивления монахов-соловлян царским войскам. Соловки продолжали противостоять, несмотря на падение монастырских сидений и депортацию монахов.

Историки считают Соловецкий бунт последним и крупным проявлением антифеодального движения и преждевременного монастырского раскола. Восстание и его последствия оказали значительное влияние на политическую и социальную обстановку в Российском государстве.

Таким образом, битва при Онего занимает важное место в истории Соловецкого бунта, и она стала символом смелой и решительной борьбы монахов-соловлян за свои права и свободы

Кровавая расправа

Разбирательство с мятежниками происходило на месте. Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку. В рукописных летописях монастыря сообщалось:

А ведь когда-то Мещеринов заверял монахов в том, что им даровано будет прощение.

Лубок XIX века. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.

Воевода учинил страшную расправу над монахами. Их казнили, пытали, загоняли в холодную воду и заставляли стоять без одежды на морозе — “кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках… и вси древа окрест обители аки бы плодами иноками обвеси благоверными”. Все погибшие участники Соловецкого восстания Русской православной старообрядческой церковью были признаны как великомученики.

Соловецкое восстание продемонстрировало, насколько далека была светская власть от представителей прежнего духовенства. Сопротивление реформам Никона и царю превратилось в борьбу людей, что вышла далеко за пределы Соловков. Церковная реформа расколола не только церковь, но и общество на тех, кто поддерживал или противостоял действиям правительства.

Осада обители

3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. 22 июня он потребовал впустить его в монастырь, но мятежники заявили, что не будут служить по исправленным «антихристом» книгам и пальнули по царскому войску из пушек. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду.

По данным воеводских отчётов царю, в осаждённом монастыре находились около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения. Кроме того, в начале 1670-х годов число защитников обители пополнили сторонники Степана Разина.

Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти всё ещё надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения. В части молитвы за царя, где упоминались конкретные имена, появилась формулировка «о благоверных князьях». Как пишет историк Ольга Чумичева, в условиях восстания немоление за царя стало наиболее острой формой политического протеста монастырского старообрядчества.

В сентябре 1673 года руководить осадой был призван воевода Иван Мещеринов. Терпение «тишайшего» царя и его надежда на мирный исход дела были исчерпаны. Монарх отдал приказ начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен обители из пушек, что до этого было запрещено. Часть воды из Святого озера была спущена, что привело к осушению монастырских колодцев и остановке работы мельниц. Стали подводиться подкопы, проводился обстрел монастыря из пушек с ближних рубежей. Зимой 1674/1675 года осадная хватка ослабла, войско отправилось на зимовку. В январе монахи окончательно перестали молиться за царя-«ирода».


Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. (wikipedia.org)

Летом осадное войско получило подкрепление, и наступательные действия продолжились. Перед началом следующей зимы Мещеринов впервые решил не снимать осаду и не уходить на квартиры. Потери среди бунтовщиков привели к тому, что в монастыре стало не хватать защитников для обороны на протяжении всей её линии. 23 декабря 1675 года начался генеральный штурм, но его из последних сил удалось отбить.

«Липовые» заслуги

В начале 30-х годов в лагере начались перемены. Социальный состав заключенных менялся, так как на Соловки стали отправлять проституток, шпану. Принудительных работ стало больше, поэтому поощрялись своего рода соревнования заключенных по выполненным объемам. Возник штаб «соревнований и ударничества». На должности ударников назначали «своих», которые отнимали у заключенных нормы выработки и присваивали их себе. Даже в советской литературе на полном серьезе писалось о том, что вчерашние убийцы и рецидивисты стали примерными хозяйственниками и умелыми работниками.

В итоге бандиты создали на острове свою коммуну, провозгласили о полном перевоспитании. За эти заслуги власть начала их лучше кормить и одевать. Жила «элита» в специальных общежитиях. Но весной 1931 года правда вскрылась, оказалось, что все трудовые результаты этих бригад не более чем липа.

Постепенно с Соловецкого архипелага лагеря перекинулись и на Новую землю. Там, по словам очевидцев, условия были самыми жестокими. Ни один из узников не вернулся домой живым. Но сейчас архипелаг славиться как популярное место туристических экскурсий, привлекая людей своей историей и красотами природы.

Заговор

После того, как с Соловков в Европу сбежало несколько заключенных, стали распространяться слухи о том, в каких условиях работают узники. ВЦИК послал на север страны проверочную комиссию, затем известного писателя Максима Горького. Последний вел себя в лагере очень нагло. После того как он покинул архипелаг, узников подвергли репрессиям. Из неудавшегося побега заключенного сделали чуть ли не заговор против правительства. Якобы белогвардейцы собирались захватить один из паромов и уплыть с острова. 15 октября 1929 года чекисты расстреляли всех тех, кто собирался покинуть архипелаг (порядка 300 человек).

Соловецкое восстание

Против преобразований выступили соловецкие монахи. Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита. Того в монастыре не приняли, согласившись лишь заменить одного старообрядца на другого – Никанора. Соловецкие монахи отправили царю челобитную, в которой предупредили, что будут бороться за правду. Многие иноки действительно прекрасно владели оружием и могли заручиться поддержкой сторонников. Узнав о намечавшемся конфликте, на Соловки начали стекаться раскольники со всей России, а также беглые крестьяне и солдаты. После провала восстания Степана Разина к монахам присоединились и его уцелевшие участники. Соловки объединили всех противников царской власти.

«Тишайший» царь стоял на своем. Челобитная разгневала его, и в ответ на дерзость соловецких монахов Алексей Михайлович приказал отобрать у монастыря все земельные владения. Иноки не сдались. Тогда государь запретил отправлять им хлеб. В 1668 году, не сумев сломить сопротивление раскольников, Алексей Михайлович отправил на Соловки правительственное войско. Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось.

Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего – воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год.

События

3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова
высадились на Соловецком острове 22 июня , однако встретили решительный отпор.

Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам Летом 1672 года И. А. Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.

Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года.

В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В период 1674-1675 стрелецкое войско было удвоено.

До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7-го января 1675 года (28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-«ирода».

В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батарями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибло 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.

Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1676 года один из перебежчиков — чернец предатель Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля) 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек.

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

Выселение монахов

После смены власти в 1917 году, монастырь был объявлен собственностью партии, а монахам приказали трудиться на благо родины, а не молитвы читать. Они занимались ловом рыбы, преимущественно селедки, которая потом шла напрямик в Кремль, на государственный стол.

Но руководству было мало того, что монахи стали больше работать, и меньше времени посвящать служению, и они решили избавить их от ценностей, которые обитали в монастыре. И подожгли его. В огне исчезли книги учета, поэтому определить, что именно пропало и в каком количестве, было невозможно.

Большевицкая власть без суда и следствия обвинила в поджоге монахов, и решила выселить их на «Большую землю», а из монастыря сделать лагерь особого назначения. Из местных жителей оставили только занимающихся рыбной ловлей монахов, и специалистов по скоту и квашению капусты.

Соловецкое восстание 1667–1676 гг.

Дата:
1667–1676 гг.

Противники:
Старообрядцы (власти Соловецкого монастыря, монастырские стрельцы)

Аннотация

Соловецкое восстание было вызвано несогласием монахов и мирян с церковными реформами 1653–1666 гг. В 1668 г. власти Соловков оказали сопротивление карательному отряду, однако блокаду крепости установили только к 1672 г. Осада монастыря затянулась до начала 1676 г., когда крепость пала в результате измены.

Причина конфликта

Власти Соловецкого монастыря не признали церковных реформ патриарха Никона. Они отвергли решения церковного собора 1666 г. и отказались молиться за царя и патриарха, что привело к отправке на них карательного отряда.

Ход конфликта

Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г., однако царь ждал решений церковного собора. Только после нового отказа в 1667 г. были посланы карательные войска. Активные действия против крепости начались в 1672 г. Крепость была взята в результате измены в 1676 г.

Описание

В 1650-х гг. патриарх Никон начал реформы церковного обряда, что встретило немало противников в среде священнослужителей и мирян. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. Уже в 1657 г. новые богослужебные книги, присланные в Соловецкий монастырь, были признаны братией противоречащими православной вере. В 1666 г. на церковном соборе в Москве старообрядцы были осуждены, и в Соловецкий монастырь назначили нового настоятеля. Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора. В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. В 1668 г. для наказания ослушников был послан небольшой отряд со стряпчим И. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668–1672 гг. не удалось установить даже блокаду монастыря.После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. А. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог. Осада 1674 г. окончилась неудачей и возобновилась весной 1675 г. Непрерывные бои под Соловками продолжались до 22 января 1676 г., когда царский отряд проник в крепость в результате измены части осажденных. Большая часть «соловецких сидельцев» подверглась казням и другим репрессиям, и на место старообрядцев были присланы другие монахи. Со взятием Соловков движение раскольников не было подавлено, а распространилось по всему Поморью. Однако отныне старообрядцы отказались от вооруженного сопротивления и перешли к формам мирного неповиновения (непризнание нового обряда, уход в леса, самосожжение).

Результат

Со взятием Соловецкого монастыря большая часть его насельников была казнена, и вместо них были присланы другие монахи.

Последствия конфликта

Движение раскольников не было подавлено, а распространилось по всему Поморью. Однако отныне оно отказалось от вооруженного мятежа, перейдя к формам мирного неповиновения (непризнание нового обряда, уход в леса, самосожжение).

Литература

Карелия: энциклопедия в 3 т. Т. 3. Стр. 115;

Барсуков Н. А.; Борисов А. М. гл. 4;

Фруменков Г. Г. 1965;

Фруменков Г. Г. 1975;

Чумичёва О. В. История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря.

Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. 2-е изд. М., 2009

Иллюстрации

Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668-1676 гг.

Смотреть полноразмерное изображение

Кампании

1668 Кампания 1668-1672 гг.
1672 Кампания 1672-1673 гг.
1673 Кампания 1673-1676 гг.

Жизнь узников

По части жестокого отношения к заключенным СЛОН по праву занимает одно из первых мест. Одежду не выдавали никому. Если человек попадал в тюрьму, и на нем была летняя рубашка, он в ней работал даже зимой. Лошадей в помощь не было, все возилось вручную, при помощи саней и телег. Утро заключенных начиналось с жестокого подъема: солдаты чуть ли не ремнями выгоняли людей на работу. Особо провинившихся узников отправляли в карцер на сутки. Их садили на жердь толщиной с человеческую руку. Тех кто свалился избивали до полусмерти. Летом же заключенных оставляли без одежды в открытом поле под солнцем, на съедение комарам. Такое нарушение правил, как вылазка в артель без разрешения начальства, каралось расстрелом.

Но эта эпоха в истории Соловецкого монастыря все равно не была такой кровавой, как та, что началась во время сталинского режима. До 1926 года о Соловках знал каждый житель Советского союза, ими гордились. На острове даже издавался журнал «СЛОН», который читала вся страна.

Если в 1926 году архипелаг был местом заключения пары тысяч узников, то через два года это число увеличилось в 30 раз. Теперь вместе жили не только политические заключенные, но и уголовники всех мастей. Потихоньку людей стали расселять с большого острова на острова поменьше. Сидели узники не более 10 лет, чаще отправляли на срок от 3-х до 5 лет.

Еще в начале 20-х годов, остров имел развитое хозяйство, на которое не пожалели сил некогда жившие здесь монахи. Здесь ловили лучшую рыбу в стране. Хвастались мельницами, лесопильнями, кузницами, гончарными мастерскими. За два года с момента существования лагеря чекисты все это разрушили, и превратили цветущий рай для крестьян в гиблое место для заключенных. Ввиду этого узникам стало не хватать еды, которую раньше выращивали. Люди умирали от голода, оспы, тифа. Мертвых кидали прямо под нары, не особо заморачиваясь с похоронами. Началась цинга.

Ход восстания

3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение».

План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг.

В 1673 году царь принимает решение — взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого:

  1. Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года.
  2. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага.
  3. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи.

В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек.

16 сентября 1674 года случилось одно из важнейших событий восстания в Соловецком монастыре — восставшие провели Собор, чтобы остановить богомолье за царя-ирода. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков. Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум.

К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков (насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость). Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет.

2 января 1676 года начался новый штурм, в ходе которого погибло 36 стрельцов. Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно — настолько хорошо укреплена крепость. Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену — можно легко проникнуть внутрь крепости.Штурм начался 1 февраля 1676 года.50 стрельцов проникли внутрь крепости ночью, открыли ворота и монастырь был захвачен.

Соловецкий монастырь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: