Святой праведный иоанн кронштадтский

Чудотворец

О самом первом своём чуде отец Иоанн даже сделал собственноручную запись. Вот она.

«Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над ним Его святой воли. Но неожиданно вдруг вижу, как будто бы приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была глубоко верующая, проведшая жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует, чтобы я молился именно о выздоровлении болящего. Помню, тогда я почти испугался: «Как я могу, — думал я, — иметь такое дерзновение?» Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидев волю Божию в этом деле, и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою — он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях уже прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить».

По молитвам батюшки стали одно за другим происходить чудеса: буквально на глазах исцелялись парализованные люди, приходили в себя бесноватые, много лет известные окружающим своим недугом. Об отце Иоанне узнали люди за пределами страны и в самых дальних её уголках. В Кронштадт потянулся людской поток. Отец Иоанн исцелял людей уже десятками и сотнями.

Однажды по молитве отца Иоанна был потушен лесной пожар пролитием дождя.

А если кто настаивал на вознаграждении батюшки, то всё оно тут же раздавалось нуждающимся, коих в окружении отца Иоанна было великое множество. Однако отец Иоанн иногда принимал в дар и носил богатое облачение, как праздничную одежду перед Господом на службах.

Более 25 лет отец Иоанн был преподавателем Закона Божия в классической гимназии и в Кронштадтском городском училище. Многих учеников он буквально спасал от отчисления и ставил на путь исправления своей отцовской любовью и праведностью.

Кем был Иоанн Кронштадтский

Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев) родился в 1829 году в селе Сура Архангельской губернии. Семья была бедной, отец служил дьячком в местной церкви. В роду Иоанна предки по отцовской линии были священниками как минимум 350 лет.

Ребенок родился слабым, и родители в тот же день его крестили. Имя будущему батюшке дали в честь святого Иоанна Рыльского. Мальчик стал быстро поправляться, и мать с отцом решили, что на него так повлиял обряд крещения. С раннего детства его приучили молиться и почитать Бога, отец часто брал ребенка с собой в церковь.

Когда Иоанну исполнилось 10 лет, его отправили в Архангельское приходское училище. Мальчику поначалу с трудом давалась учеба. Он часто молился ночами о помощи в учении, и однажды, по его признанию, случилось чудо. Иоанну явился ангел, а после этого он четко представил урок того дня и вспомнил все слова, сказанные учителем. С тех пор он стал проявлять успехи и окончил училище первым учеником.

Дальнейший путь лежал в Архангельскую семинарию. Одновременно Иоанн работал там же на канцелярской должности, чтобы помогать матери — отец к тому времени уже умер. После он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году.

Иоанн мечтал нести знание о православии язычникам и для этого хотел ехать в отдаленные уголки нашей страны или в Америку. Но судьба распорядилась иначе. Однажды он увидел сон, будто служит священником в каком-то храме в России. Спустя некоторое время молодому кандидату богословия предложили должность в Андреевском соборе в Кронштадте. Оказавшись в храме, он вспомнил, что именно это место видел во сне.

Вскоре Иоанн женился на дочери священника. У супругов детей не было, поскольку они «приняли на себя подвиг девства».

Из жития праведного Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в Архангельской губернии, в семье сельского дьячка.

Иоанн закончил Духовную Академию в Санкт-Петербурге и мечтал о миссионерской работе в Сибири и Северной Америке. Как он сам вспоминал, увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», Иоанн решил остаться. Он женился, и после рукоположения был направлен в Кронштадт.

В то время город был местом жительства многочисленных нищих, чернорабочих. Отец Иоанн стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц, раздавал все свое жалованье бедным, утешал матерей.

Не всегда такой подвиг находил понимание в тогдашнем обществе, даже среди священства. Но простой народ любил священника. Известность Иоанна Кронштадтского росла, к нему стали приходить пожертвования со всей страны. Он в свою очередь отправлял все деньги на благотворительность.

Он много помогал храмам и монастырям, прославился организацией столовых, лечебниц и мастерских для бедняков.

Постепенно к рассказам о его помощи нуждающимся прибавились истории о чудесных исцелениях, совершенных по молитвам отца Иоанна.

Его яркие искренние проповеди привлекали прихожан.

Известность отца Иоанна распространилась на всю Россию. Святого Иоанна Кронштадтского называли всероссийским пастырем – так высок был его авторитет в народе.

Отец Иоанн был популяризатором движения трезвенников, и видел в пьянстве одну из основных бед простого люда.

Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище и Кронштадтской классической гимназии.

Дневник отца Иоанна Кронштадтского «Моя Жизнь во Христе» остается ярким документом эпохи и замечательным свидетельством жизни этого великого пастыря.

Основная мысль всех письменных творений Иоанна Кронштадтского – необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотьми, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.

Прославление праведного Иоанна Кронштадтского

Уже при жизни праведный Иоанн Кронштадтский почитался многими верующими как молитвенник, прозорливец и чудотворец.

После кончины священнослужителя 2 января 1909 года вопрос о его канонизации был поднят не сразу.

Впервые вопрос о прославлении отца Иоанна был затронут в Русской Православной Церкви Заграницей в 1950 году. Однако сделать это Русской Зарубежной Церкви удалось только в 1964 году.

Русская Православная Церковь Московского Патриархата прославила Иоанна Кронштадтского как праведного для общецерковного почитания в июне 1990 года на своем Поместном Соборе.

Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке. Здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Радио «Вера», Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

2 января (25 декабря) – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

 Святого Иоанна Кронштадтского называли всероссийским пастырем – так высок был его авторитет в народе.

По молитвам батюшки Иоанна совершалось много исцелений и других чудес. На его службы в Андреевском соборе города Кронштадта собирались тысячи людей, которые приезжали со всей России.

Отец Иоанн также славился своими проповедями. Много занимался благотворительностью: посещал дома бедняков, раздавал деньги нуждающимся. Придерживался нетипичного для того времени правила служить литургию каждый день. Спал очень мало, постоянно был на людях, говорил что силы ему дает именно ежедневная литургия.

Был прозорлив и не допускал к причастию нераскаявшихся.

Слава Кронштадтского молитвенника еще при жизни была столь велика, что на исповедь в Андреевский собор собирались ежедневно тысячи народа. Для такого огромного количества людей, собиравшихся в храме, Иоанн Кронштадтский ввел общую исповедь. Такие смелые действия, а также огромная популярность отца Иоанна вызвали критику некоторых современников, но его дела говорили сами за себя.

 Толпы людей сопровождали доброго пастыря везде, где бы он ни появлялся. В годы всеобщего духовного и нравственного оскудения, происходившего в России в предреволюционное смутное время, Иоанн Кронштадтский явился непримиримым обличителем лжи «освободительного движения», стал ярким примером несокрушимой веры в Бога, надежды на Его милость к кающемуся человеку, любви к своему страждущему народу.

Были люди, которые обвиняли отца Иоанна в том, что он принимает дорогие подарки и денежные пожертвования. Однако все подарки и деньги он раздавал тысячам бедных и нуждающихся. После кончины Иоанна Кронштадтского выяснилось, что у него нет совсем никаких личных сбережений.

Мудрый наставник и добрый пастырь, сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны, спасения от надвигающейся смуты.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Правосла́вныя ве́ры побо́рниче,/ земли́ Росси́йския печа́льниче,/ па́стырем пра́вило и о́бразе ве́рным,/ покая́ния и жи́зни во Христе́ пропове́дниче./ Боже́ственных та́ин благогове́йный служи́телю/ и дерзнове́нный о лю́дех моли́твенниче,/ о́тче пра́ведный Иоа́нне,/ цели́телю и преди́вный чудотво́рче,/ гра́ду Кроншта́дту похвало́/ и Це́ркви на́шея украше́ние,/ моли́ всеблага́го Бо́га// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4

Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́,/ в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне./ Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́:/ неду́ги отгоня́ти, малоду́шныя утеша́ти,/ в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти./ Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас тойже

Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,// возлю́бленный па́стыpю наш.

Кондак, глас 3

Днесь па́стырь Кроншта́дтский/ предстои́т Престо́лу Бо́жию/ и усе́рдно мо́лит о ве́рных/ Христа́ Пастыренача́льника,/ обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́// и врата́ а́дова не одоле́ют ей.

Ин кондак, глас 6

Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,// пою́т Бо́гу: аллилу́ия.

Чем прославился святой Иоанн Кронштадтский

В те годы Кронштадт был наполнен нищими, бездомными, ворами. Сюда ссылали из Петербурга тех, кто был лишним в столице. Много было пьяниц и попрошаек. Иоанн, сам выросший в бедности, понимал этих людей и сострадал им. Священник стал отчетливо осознавать, что нужен им не меньше, чем язычникам в далекой Америке.

Каждый день батюшка приходил к тем, кто больше всего нуждался в помощи. Он не только разговаривал и утешал их, но и помогал деньгами, одеждой. Мог отдать свои сапоги и уйти домой босиком.

Отец Иоанн считал, что человека нужно любить «и в грехе его, и в позоре». По его мнению, неправильно смешивать людей со злом, которое в них находится. Человек всегда остается образом Божьим.

Сохранились воспоминания тех, кому помог святой Иоанн. Ремесленник Григорий, по его признанию, в молодости много пил. Жена и двое детей голодали. Однажды глава семейства пришел домой и увидел батюшку, который держал на руках ребенка и что-то ему говорил.

Григорий сначала хотел возмутиться, но, увидев добрые глаза отца Иоанна, прислушался к его словам. Тот не обвинял пьяницу, а только оправдывал его. И сказал такие слова: «Там, где дети, всегда хорошо. Не нужно менять этот рай на чад кабацкий». С тех пор мужчина встал на путь исправления.

Не только бескорыстием прославился святой Иоанн, но и даром чудотворца. Не раз его молитвы помогали в исцелении больных. К батюшке вскоре потянулись верующие со всей страны. И сам он много путешествовал по Российской империи, помогая нуждающимся и наставляя ищущих истинную веру.

Известно, что через его руки проходили большие суммы — многие жертвовали на благотворительность. Порой священник даже не смотрел, сколько денег в конверте, и тут же передавал их нуждающимся.

В 1872 году Иоанн основал «Дом трудолюбия», где нищие могли получить профессию и принести пользу обществу. Кроме того, он открыл школу для бедняков, детский приют, женскую богадельню.

Иоанн был известен на всю Россию. Когда он выезжал на богослужения в разные города, его везде встречали толпы верующих. В 1890 году в Харькове на Соборную площадь и прилегающие улицы пришли около 60 тысяч людей — все желали присутствовать на молебне отца Иоанна.

Последние годы жизни

О.Иоанна позвали к одру умирающего императора Александра Третьего. Он исповедовал, причастил царя и был с ним до самой его кончины.

В 1901 году о.Иоанн основал женский монастырь в Питере на реке Карповке. Он назван Иоанновским в честь своего святого Иоанна Рыльского. Один из храмов по желанию батюшки был освящен в честь святых его родителей.

В 1904 году батюшку позвали помолиться к больному. Он предчувствовал, чем это закончится. Как он вошел в дом, двери за ним заперли, послышалась возня и стоны батюшки. Когда двери удалось взломать, о.Иоанн был сильно ранен, весь в крови. Ему нанесли множество ран ножом в паховую область. Батюшка не велел наказывать обидчиков, никому не говорил, кто это был.

Три последних года своей жизни о.Иоанн сильно страдал от
болезни. Но продолжал служить, последний раз он отслужил в декабре 1908 года.
После этого батюшка слег и уже не вставал. Каждый день священники ходили
причащать его.

Через две недели о.Иоанн скончался. Его тело было положено в Иоанновском монастыре в храме в честь святых его родителей. К его могиле ходили люди, где получали исполнение просимого. В годы советской власти мощи были замурованы в подвал, но верующие нарисовали на этом месте крест и продолжали ходить на поклонение.

В 1990 году о.Иоанн был канонизирован в лике святых
праведных.

Дни памяти святого Иоанна Кронштадтского:

  • 2 января;
  • 14 июня;
  • 1 ноября.

До сих пор по молитвам к этому святому творятся чудеса.

https://youtube.com/watch?v=ULgIfbmIZFk

Житие Иоанна Кронштадского

Остатки рая на земле

Так о. Иоанн называл цветы, красота которых напоминает людям об утраченном Эдеме.

Цитаты о любви, евреях, посте, покаянии, про апокалипсис, балет и театр

  1. «Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. — Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! — Бог ваш поборник! — Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!»
  2. «Нужно любить всякого человека, и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем».
  3. «Пост — хороший учитель: он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать, милости, помощи, спасения»
  4. «Сказал Господу грехи с сокрушением сердца – и растаяли; вздохнул, пожалел о грехах – и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися (Ис. 43:26). Как приходят, так и уходят. Мечта – мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возымел намерение впредь вести себя исправно – и Бог очистил их чрез Своего служителя и св. Таинства».
  5. «Удивительная болезнь явилась нынче — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение — это уже общественный порок, уже общественная страсть!»
  6. «Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и золота и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божием в пристрастии к нему? Нет: потому что ты из-за него забыл Бога, храм Божий, слово Божие, молитву, высокое назначение души твоей, созданной по образу Божию, забыл о вечной жизни и о приготовлении к ней, о милостыне, девстве и целомудрии, воздержании.»
  7. «Весь Израиль спасется (Рим. 11, 26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, как Нафанаил, о котором Господь сказал: Се воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. 1, 47). Вот какие израильтяне спасутся. Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния, в коих не покаялись, погибнут. Изменяйся скорее добрым изменением всякий христианин, доколе не заключены для тебя двери милосердия Божия. Твори дела милосердия, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати»
  8. «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек!»

«Восстань же, русский человек!» Так обращается святой через века и к нам. Пусть сбылись пророчества святого о десятилетиях гонений на веру, но она все еще жива. И жив с Господом святой, который готов подставить плечо всякому –через чудеса по молитвам к нему, свои писания, оставленные нам, как путеводитель к Небесному Царству.

Наталья Сазонова

Сочинения

На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (1894).

При его жизни также были изданы:

  • Полное собрание сочинений, СПб., 1890—1894.
  • О блаженствах евангельских, СПб., 1896.
  • Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896.
  • Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899.
  • Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98.
  • Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого, М., 1898.
  • Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899.
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900.
  • Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного хрестианина, М., 1900.
  • Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901.
  • Христианская философия, СПб., 1902.
  • Мысли христианина, СПб., 1905.
  • Путь к Богу. СПб., 1905.
  • Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905.

Моли́тва

О вели́кий чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий, богоно́сне о́тче Иоа́нне! При́зри на нас и внемли́ благосе́рдно моле́нию на́шему, я́ко вели́ких дарова́ний сподо́би тя Госпо́дь, да хода́тай и при́сный моли́твенник за нас бу́деши. Се бо, страстьми́ грехо́вными обурева́еми и зло́бою снеда́еми, за́поведи Бо́жия пренебрего́хом, покая́ния серде́чнаго и слез воздыха́ния не принесо́хом, сего́ ра́ди мно́гим ско́рбем и печа́лем досто́йни яви́хомся. Ты же, о́тче пра́ведне, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и сострада́ние к бли́жним свои́м име́я, умоли́ Всеще́драго Влады́ку ми́ра, да проба́вит ми́лость Свою́ на нас и потерпи́т непра́вдам на́шим, не погуби́т нас грех ра́ди на́ших, но вре́мя на покая́ние ми́лостивно нам да́рует. О свя́тче Бо́жий, помози́ нам ве́ру правосла́вную непоро́чно соблюсти́ и за́поведи Бо́жия благоче́стно сохрани́ти, да не облада́ет на́ми вся́кое беззако́ние, ниже́ посрами́тся пра́вда Бо́жия в непра́вдах на́ших, но да сподо́бимся дости́гнути кончи́ны христиа́нския, безболе́зненныя, непосты́дныя, ми́рныя и Та́ин Бо́жиих прича́стныя. Еще́ мо́лим тя, о́тче пра́ведне, о е́же Це́ркви на́шей Святе́й до сконча́ния ве́ка утвержде́нней бы́ти, Оте́честву же на́шему мир и пребыва́ние в пра́вде Бо́жией испроси́ и от всех зол сохрани́, да та́ко наро́ди на́ши, Бо́гом храни́ми, в единомы́слии ве́ры и во вся́ком благоче́стии и чистоте́, в ле́поте духо́внаго бра́тства, трезве́нии и согла́сии свиде́тельствуют: я́ко с на́ми Бог! В Не́мже живе́м, и дви́жемся, и есмы́, и пребу́дем во ве́ки. Ами́нь.

Как стать святым?

Вот запись о. Иоанна за 13 мая 1862 г. – всего лишь 6 лет прошло от начала его священнического служения и жизни, которую одни считали праведной, другие – странной, третьи – невыносимой. А вот – ее духовные плоды:

«Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства также исцелились от обдержавшего их духа немощи. У Павла малютки немощь разрешилась сном; малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным.

Девять раз ходил молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит (Рим. 5:5), что толкущему отверзется (Мф. 7:8), что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое, что если неправедный судия удовлетворил, наконец утруждавшую его женщину (См.: Лк. 18:2–5), то тем более Судия всех Праведнейший удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и сделал Владыка.

Не посрамил меня, грешника. – Прихожу в десятый раз: младенцы здоровы. Поблагодарил Владыку и Пребыструю Заступницу».

Перед нами запись одного из первых его чудес. Может быть – даже первого.

Пройдет время, и Господь будет внимать даже самой краткой его молитве

Наступит день, и его «странные» походы по трущобам привлекут внимание благотворителей, и к помощи бедным подключатся сотни людей. Через руки самого о

Иоанна будут проходить тысячи и даже десятки тысяч рублей – которые он тут же будет раздавать, чтобы начать день без копейки в кармане, к ужасу жены, домашних, которые, может быть, лишь в последние годы поймут его…

На дрожках

Такова была его школа смирения и терпения, дорога к святости. Видя ее, каждый да подумает о себе – где он на этом пути, или, может быть, еще и не

начинал? Начать просто: прости обидчика, полюби оскорбляющего… Просто? Да невозможно! И даже с помощью Божией – с большим трудом.

Вот и предсмертный дневник о. Иоанна читается куда сложнее его других записей. В нем слишком много боли о стране, которая стоит уже на краю пропасти, и – да! – гнева на безбожников, революционеров, готовящих России страшное. И призывов к покаянию – о которых он, уже имеющий духовные дарования, прозорливый старец, знает, что они не будут услышаны.

Священство

Еще во время обучения Иван увидел сон, что служит священником в Кронштадте. Он раньше мечтал стать монахом и миссионером, чтобы проповедовать за рубежом. Но позже выяснилось, что жители Питера знают о Христе меньше, чем иностранцы, поэтому решил принять священство — чтобы просвещать русских людей.

Молодому выпускнику предложили жениться на дочери настоятеля
собора в Кронштадте, и он согласился. По сведениям, брак этот был фиктивный,
супруги никогда не вступали в интимные отношения, поэтому детей у них не было.
Говорят, что Елизавета, жена пастыря, долго не могла смириться с отношениями,
писала, жаловалась архиерею. Но, в конце концов, смирилась и стала помощницей великому
святому.

В возрасте 26 лет Иван был рукоположен во диакона, а через день в священника. Его поставили служить в Андреевском соборе города Кронштадта, где он и прослужил всю жизнь. Кроме того, он преподавал в гимназии Закон Божий.

Современники замечали особо ревностное отношение молодого священника к служению. Он всегда плакал на проповеди, чем вызывал некоторое удивление своих коллег. Через двадцать лет он стал протоиереем. Еще спустя двадцать лет настоятелем собора. Через пять лет о.Иоанн стал митрофорным протоиереем.

Чудо исцеления Иоанном Кронштадтским

В 1867 году было замечено первое чудо исцеления больного мальчика по молитвам о.Иоанна. Потом такие случаи бывали все чаще. О.Иоанн получил благодаря своему дару исцеления больных широкую известность. К нему ехали и писали письма с просьбой помолиться.

Служение литургии

О. Иоанн особо ревностно относился к служению литургии. Служил ее каждый день, будучи настоятелем. Перед каждой службой он приходил в алтарь, вставал на колени перед Престолом и долго молился, плакал. Когда чувствовал прощение и Благодать, вставал и приступал к служению.

На его службы стекалось множество людей, так что огромный
собор с трудом вмещал всех. По причине того, что батюшка не мог лично
поисповедовать каждого, исповедь была публичной. Каждый вслух говорил свои
грехи, так чтобы все их слышали. Потом о. Иоанн читал общую разрешительную
молитву и причащал. Он видел каждого насквозь, иногда подошедшему к Чаше, он
говорил: «ты недостоин причастия, иди еще кайся!» и не допускал некоторых ко
Причастию.

Коллеги завидовали его популярности и нередко творили ему мелкие козни. Кроме церковного служения батюшка широко занимался благотворительностью. Он организовал детские приюты, дома для бедных. Каждый день после службы он не шел домой, а обходил дома бедных прихожан. Он беседовал с жителями, рассказывал им о Боге, нянчил детей, помогал по хозяйству крестьянам. Батюшку очень любили простые люди. Часто он раздавал им всю свою зарплату, одежду, обувь, возвращался домой босиком.

Жена много роптала по причине этой расточительности. По её прошению зарплата мужа стала выдаваться ей на руки, а не ему. Но батюшка был неисправим и находил способы подавать бедным. Чем больше он раздавал, тем больше ему подавали денег.

Дома мало кто его понимал, жена и постояльцы не соблюдали
постов, не молились. В комнатах, соседних с ним, устраивали шумные балы,
танцевали и затихали далеко за полночь. Поэтому батюшка ложился спать очень
поздно, но вставал каждый день в пять утра и шел на службу.

О.Иоанн часто совершал поездки по всей России, занимался благотворительностью, проповедовал. На деньги благодетелей он приобрел пароход, на котором путешествовал. В родной деревне, где он родился, батюшка построил новый храм.

За что Иоанн Кронштадтский невзлюбил Льва Толстого

Отец Иоанн резко критиковал Льва Толстого. Писатель отвергал догматы о божественном происхождении Иисуса и Его Воскресении. В 1901 году Синод предал Толстого анафеме.

Причину «радикального безбожия» графа Иоанн Кронштадтский видел в праздности. Он обвинял писателя в том, что тот извратил смысл христианства. Священник считал, что разработанное Львом Толстым учение о мире усиливает развращение нравов и сбивает молодежь с пути истинного.

По мнению отца Иоанна, граф поставил себе цель отвести людей от православной веры и от церкви. Более того, он был убежден, что последователи Толстого готовят политическую гибель России.

Немало статей батюшка написал в защиту православия как ответ на высказывания графа. Толстой, в свою очередь, не беспокоился по поводу своего отлучения от церкви: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: