Беседа «советская ёлка»

Рождественская Ёлка в первой половине XIX века

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничков дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большом столовом дворце.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Установить точное время, когда елка впервые появилась в русском доме, пока не представляется возможным. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга.

И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. Торговля елками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Но если бедняки не могли позволить себе приобрести даже самую маленькую елочку, то богатая столичная знать стала устраивать соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. В качестве елочных украшений в состоятельных домах нередко использовали настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.

К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Само дерево, ранее известное в России лишь под немецким названием «Weihnachtsbaum», стало называться сначала «рождественским деревом» (что является калькой с немецкого), а позже получило имя “елка”, которое закрепилось за ним уже навсегда. Елкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: «пойти на елку», «устроить елку», «пригласить на елку». В. И. Даль заметил по этому поводу: «Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, Сочельник».

«Почему лишают прекрасного удовольствия ребятишек»

28 декабря 1935 года, спустя шесть лет, после того как Новый год стал рабочим днем, в газете «Правда» выходит обращение первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) и кандидата в члены Политбюро Павла Постышева с заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Постышев апеллирует к тому, что в дореволюционные годы «дети рабочих с завистью через окно посматривали» на украшенные елки «детей богатеев», то есть буржуазии.

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею, — говорилось в обращении. — Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком». При этом антирождественская кампания часто использовала именно тот аргумент, что елки для детей — это «варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией».

За три дня до Нового года Постышев велит устроить коллективные елки для детей в школах, детдомах, дворцах пионеров, детских театрах и клубах. «Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек», — в директивном тоне обращается автор к читателям. Ответственность за проведение детских елок Постышев возлагает на горсоветы, председателей районных исполкомов, сельсоветов и органы народного образования.

Нетрудно догадаться, что Павел Постышев, совершая столь решительный разворот в елочной теме, действовал не от себя лично. В воспоминаниях Никиты Хрущева без указания точной даты рассказывается о разговоре Постышева и Сталина, в котором зашла речь о елке. «Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим»», — говорилось в мемуарах.

Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её вошедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Невероятно, но похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

Советская Ёлка во второй половине ХХ века

В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, «какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита и в то же время все были довольны». Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых предполагалось равенство всех детей.

Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «Рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях. Стремление идеализировать возрождённый праздник становится с каждым днём всё откровеннее. На сверкающей в лучах прожекторов красавице ёлке, установленной в Доме союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.

Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим, а ёлка в Доме союзов приобрела официальный статус «главная ёлка страны». В 1954 году новогодняя ёлка получила «право на вход» в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца — обслуживала она по две тысячи детей в год. Впервые Кремль открылся перед счастливчиками, получившими новогодние приглашения. Для молодых передовиков производства, студентов столичных вузов, слушателей военных учебных заведений, учащихся десятых классов, комсомольских работников в том же Георгиевском зале устраивались новогодние балы-маскарады.

После «оттепели» с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки». И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям. Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. «И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета «Невское время», — горят на главной улице Петербурга ёлки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звёзд». На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеализация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Такой помним её мы. Такой запомнят её наши дети. Будем надеяться, и внуки будут ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором. На сайте Mamsy стартует акция с самыми красивыми елочками. Сегодня мы подготовили для вас настоящий сюрприз и немного волшебства из сказки. Останется украсить елку любимыми украшениями. Праздничное настроение вам обеспечено! Создайте в доме уют и волшебное настроение!

Советская ёлочная игрушка после распада СССР: этичное потребление, любовь к истории и тренд на ретро

После распада Советского Союза артели и фабрики по производству ёлочных игрушек тоже закрылись. И долгое время, почти до 2000-х годов, люди пользовались старыми игрушками и привозными: ничего своего не производилось. Сегодня, конечно, ситуация изменилась. Однако старые игрушки не остались забыты. В 2010 году наметился устойчивый тренд на ретроэстетику: и московский ГУМ, и питерские катки были оформлены в стиле, очень близком к советскому.


Шрифт для катка создан на основе советского леттеринга промтоваровФото: welcomeinside / Shutterstock

В 2010-х годах к советским ёлочным игрушкам вернулась популярность: их стали собирать селебрити и коллекционеры. Известная дизайнерка Ульяна Сергеенко — большая поклонница советских артелей и старинных ёлочных игрушек. Или фигуристка Татьяна Навка — известная коллекционерка ёлочных игрушек советской эпохи.

Ёлка в России на рубеже XIX—XX ВЕКОВ

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в «лесах» ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях («только после всенощной ее впустят») или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах.

1950-1960 года Космос и кукуруза

В 1946 году заработала в полную силу фабрика «Елочка». На поток поставлено производство стеклянных игрушек. Дружными рядами выходят спортсмены, особенно любят хоккеистов, представители народных республик, негритята и китайские дети, как символ дружбы между СССР и Китаем. Впервые делают сложные игрушки — самовары и чайники.

В 1947 году впервые 1 января становится днем выходным. «Хрущевская оттепель» наступает и на производствах елочных игрушек. Наконец-то на елки вешают именно игрушки — зайчиков, лисичек, мишек и героев сказок — Доктора Айболита, Жар-птицу, Ивана-Царевича, Хозяйку медной горы, Дядьку Черномора, Мурзилку. Дань этому времени — фрукты и овощи, как символ колхозного изобилия в стране. Особенно популярна кукуруза. В 1948 начинается выпуск популярных игрушек на прищепках — любимцами становятся «Маленький мук» и «лебеди» и серия Чиполлино, состоящая из 23 игрушек. Появились и сосульки — олицетворение оттепели.

 

Orange-факт

​В музей «Клинское подворье» можно принести старые елочные игрушки, если вы их не коллекционируете. Взамен вам дадут новые игрушки. 


Сразу после выхода фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году в России начали выпускать игрушку в виде часов, стрелки которых показывали время без пяти минут двенадцать. После премьеры «Цирка» тут же выпускаются страшные акробаты и животные из ваты. Символы этой эпохи — упитанный снеговик и шар с прожектором — большой вмятиной посередине.

  
Вместо звезд на верхушках елки появляется советская новинка — пика. На новый 1962 год на елках у многих граждан СССР сверкают космонавты в лице Юрия Гагарина, спутники, ракеты, космические корабли, Белка и Стрелка, мальчик, шагающий по луне. Космическая тема прочно войдет в елочную советскую моду. Кстати, она в тренде до сих пор.

Начинается странная мода на мини-елки, которые украшают мини-игрушечками, их ставят в маленьких квартирках-хрущевках. В конце шестидесятых елочные игрушки перестают выпускать вручную, фабрики начинают выдавать сотнями тысяч безликие штамповки — шишки и снежинки. Застой прокрался даже в елочные игрушки.

Перегибы «комсомольских святок»

После победы в гражданской войне новые власти обратили внимание на церковные праздники, уже осенью 1921 года прошли антирелигиозные мероприятия, организованные Российским коммунистическим союзом молодежи (РКСМ). В январе 1922 года прошли первые «красные елки»: комсомольцам порекомендовали обходить дома с красной звездой, показывая, что в Рождестве нет никакой святости, а лозунгом акции стал «Смотр низложенных богов»

1927-1931 год. Из фондов Российской государственной библиотеки

Новый виток пропагандистской кампании дал Ленин в своей статье «О значении воинствующего материализма», опубликованной в третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» в марте 1922 года. Лидер большевиков писал, что «многомиллионным народным массам, осужденным всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки», нужно «дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,
Гадкий праздник буржуазный…
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Во многих городах комсомольцы устраивали кощунственные постановки, буйные ночные шествия с транспарантами и криками. Даже партийное руководство решило, что такие методы антирелигиозной пропаганды слишком агрессивны, и предложило ограничиться в «комсомольских святках» чтением лекций о материализме и природе религии. А руководство комсомола запретило к Пасхе устройство «каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов».

«Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков», — постановил ЦК большевистской партии.

Лекции не вызывали у населения понимания, по мнению историка Александра Баланцева, от открытого противодействия комсомольцам население «удержали ошеломление кощунственным поведением, смущение от собственного богоотступнического любопытства, память о недавних репрессиях и слухи о возможных погромах».

Спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

Отношения к Октябрьской революции оценили социологи

08.11.2023

1332

Сторонники партии КПРФ и представители общественных организаций левого народно-патриотического движения возлагают цветы к Мавзолею Ленина на Красной площади в Москве. Максим Блинов / РИА Новости

Сторонники партии КПРФ и представители общественных организаций левого народно-патриотического движения возлагают цветы к Мавзолею Ленина на Красной площади в Москве. Максим Блинов / РИА Новости

Каждый второй (50 %) россиян выразил уверенность в том, что Октябрьская революция 1917 года имела больше положительных последствий для РФ.

«Согласно полученным данным, по мнению 50 % респондентов, Октябрьская революция положительно повлияла на дальнейшую судьбу России, в то время как 21 % заявил обратное», — говорится в опросе, проведенном Фондом общественного мнения (ФОМ).

В числе тех, кто отметил положительные последствия, 12 % выделили, что это событие в первую очередь сказалось на развитии страны, 7 % подчеркнули, что за Октябрьской революцией последовал экономический подъем, 6 % упомянули об улучшении жизни населения.

Среди россиян, считающих, что революция имела больше отрицательных последствий, по 3 % опрошенных в качестве аргумента назвали гибель большого количества людей и экономический спад, про гражданскую войну и хаос сказали 2 % респондентов, про потерю образованных граждан — 1 %.

Помимо этого половина (50 %) соотечественников полагают, что Октябрьская революция — это закономерный исход ситуации, сложившейся в стране в начале двадцатого века, тогда как 32 % придерживаются мнения, что события могли развиваться совершенно иначе, сообщается на сайте ФОМ.

Для 48 % россиян 7 ноября является важным днем, 46 % опрошенных не разделяют эти чувства.

Еженедельный всероссийский поквартирный опрос ФОМнибус был проведен с 27 по 29 октября 2023 года, в 53 субъектах РФ, 104 населенных пунктах, среди 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6 %.

День годовщины Октябрьской революции отмечается в России 7 ноября.

Гражданская война — ряд вооруженных конфликтов и сражений, последовавших после взятия власти в стране Российской коммунистической партией (большевиков) и подконтрольными им Советами в октябре 1917 года.

Вооруженное противостояние различных слоев общества стало результатом масштабного революционного кризиса. Его начало относят к началу XX века — революция 1905—1907 годов, влияние Первой мировой войны, падение монархии, хозяйственная разруха, глубокий социальный, национальный, политический и идейный раскол общества.

Вершиной противостояния стали боевые действия между вооруженными формированиями советской власти, с одной стороны, и Белого движения — с другой. Они сопровождались двусторонним террором по отношению к гражданскому населению.

Влияние на ситуацию оказали действия национальных сепаратистских движений и партий, в том числе на национальных окраинах Российской империи, а также вмешательство Центральных держав и Антанты (иностранная интервенция).

Точных хронологических рамок Гражданская не имеет — различные историки отсчитывают временные границы войны по-разному. Тем не менее принято считать, что война началась сто лет назад — в 1918 году.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному ранее, большинство россиян (58 %) уверены, что в 1918 году гражданская война в нашей стране была неизбежна.

В фондах Омского института водного транспорта была найдена редкая фотография адмирала Александра Колчака во время последней поездки на Тобольский фронт в октябре 1919 года.

В Севастополе открыли памятник, посвященный жертвам Гражданской войны.

#ик

После войны: Пушкин, фольклор, Китай и «Карнавальная ночь»

В 1949-м Пушкин был уже официально признан «нашим всем», и страна широко праздновала 150-летие со дня рождения поэта. Тогда впервые в производство была запущена серия игрушек по мотивам сказок: «Сказка о Золотом петушке», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».

И главное — появился новый тип креплений для ёлочных шариков, прищепка.


Фабрика стеклянных ёлочных украшений (г. Москва), 1960 год Фото: сайт «Игрушки на ёлку»

Появились фольклорные мотивы и герои, а будённовцы и военные немного отступили в тень.


Артель «Культигрушка» (г. Ленинград), 1950-е гг.Фото: сайт «Игрушки на ёлку»
Игрушку создал художник Н. И. Юркевич в 1951 году, и потом её выпускали на разных фабриках СССР. Арлекин появился на советской фабрике «Культигрушка»Фото: Дарья Голощапова / Skillbox Media
Красная Шапочка от знаменитой артели «Культигрушка» (г. Ленинград). Автор игрушки — художник Л. А. Чистяков. 1956 годФото: Дарья Голощапова / Skillbox Media

Самые изысканные, сложно украшенные и сложные по форме игрушки создавала знаменитая ленинградская артель «Культигрушка».

В 1952 году потеплели советско-китайские отношения, и новый дипломатический тренд немедленно оформился в ёлочных украшениях: появились экзотические китайские фонарики.


Фото: Mira Kos / Shutterstock
Фото: IgorMarch / Shutterstock

Советский новогодний хит «Карнавальная ночь» также внёс новый мотив: стали выпускать многочисленные шарики, которые показывали без пяти полночь.


Кадр: фильм «Карнавальная ночь» / Мосфильм

2000-2020 года Елочные эксперименты

В новом тысячелетии с елками много экспериментировали — с цветами, деревья могли быть и синими, и белыми, и розовыми. С местоположением «зеленых красавиц» — их крепили даже к потолку. Снова с дизайном — елки украшали всем, чем угодно, только не елочными игрушками — цветами, пробирками, CD- дисками.

Думается, что елка переживет еще не одно влияние моды и будет подвержена еще не раз какой-нибудь идеологии. Что до меня, то я после всех экспериментов, давно вернулась к старой доброй елке. На ветвях висят и игрушки из детства, и те, что я привожу из поездок и покупаю на рождественских рынках. Сложилась добрая семейная традиция наряжать елку с дочкой под рождественские песенки. Мы достаем коробки, открываем их, словно сундуки с сокровищами, и понимаем, что за год уже успели забыть о том, какие они красивые. Ведь согласитесь, мы не так много берем с собой во взрослую жизнь из нашего детства, и елочные игрушки в этом смысле, редкое исключение. Мне грустно, если в вашем шкафу, нет той самой заветной коробки, о содержимом которой, напрочь забываешь за целый год. И если еще такой нет, самое время ее завести.

  

Как добраться до музея елочных игрушек «Клинское подворье»:

Самый удобный способ на автомобиле, на нем также удобно добраться и до фабрики елочных игрушек «Елочка» в Высоковске.

Ехать придется около 100 км по Ленинградскому шоссе. 

До города Клин можно также добраться и на электричке с Ленинградского вокзала, а также на автобусе № 437 от метро «Водный стадион»

Музей открыт круглый год с 09.00 до 17.30. Выходной— понедельник. В ноябре и декабре музей работает без выходных.

Стоимость билетов с экскурсией — 600 рублей. Стоимость мастер-класса по росписи елочных игрушек 270 рублей.

 

Что почитать по теме:

  • Алексей Толстой в «Детстве Никиты»
  • Антон Чехов «Елка»
  • Ганс Христиан Андерсен «Елка»
  • Михаил Зощенко «Лелька и Минька», рассказ «Елка»
  • Алла Сальникова «История Елочной игрушки»
  • Душечка Е.В. «Русская елка. История, Мифология, Литература»

Благодарю за организацию репортажа сотрудников музея «Клинское подворье».

Проект «Четыре сезона России» проходит при поддержке Русского географического общества www.rgo.ru

Посещение музея елочных игрушек рекомендовано Русским географическим обществом.

подписывайтесь на канал в телеграм

Теги:
Русское географическое общество
Россия
Новый Год

Народные промыслы России
Елочные игрушки
4 сезона России

Вулканариум на Камчатке
О вулканах, «барахлитах» и 17-ти видах одуванчиков.

Озеро Байкал
Что мы о нем знаем?

Восхождение на гору Верблюд
Как я провела день на Авачинском перевале

Борьба с елками при советской власти

Бытует мнение, что празднование Рождества было отменено сразу после октябрьского переворота, но это не так. Большевики после прихода к власти начали борьбу с религией, но в отношении церковных праздников роль пропаганды первое время была невелика. Велись кампании по вскрытию святых мощей и изъятию церковного имущества, а идея отмены или запрета Рождества активно не обсуждалась, хотя шли показательные суды над священнослужителями.

Первое неудобство в праздновании Рождества было связано с переходом на Григорианский календарь в 1918 году, церковь его не признала и Рождество приходилось на 7 января, в стране это был обычный рабочий день.

«…Плюс химизация народного хозяйства»

Нет, речь идёт не о решениях ХХ съезда КПСС и не об «оттепели», хотя и здесь без политического лозунга не обошлись. Он был таков: «Материальная база коммунизма — это советская власть плюс химизация народного хозяйства».

Химия — синтетические материалы, пластмассы, удобрения нового поколения — должны были решить не только глобальные проблемы (догнать и перегнать Америку, построить эту самую базу), но и насытить рынок доступными товарами. В том числе и новыми игрушками.

Не секрет, что производимые тогда игрушки из традиционных материалов были дороги, а увеличение валового производства и постановка их на массовый конвейер неумолимо вели к увеличению количества брака и рекламаций.

Декабрьский номер журнала «Знание — сила» за 1958 год среди прочего был посвящён Загорскому институту игрушки. Были в том номере и юмористические рисунки на тему «Игрушки XXI века». Робот (вместо носа и глаз — лампочки) читает книжку, дерётся со своим маленьким хозяином. Радиоуправляемая кошка. Кукла с запоминающим устройством, при которой нельзя ругать детей… А в это самое время готовился колоссальный прорыв в области технологий материалов.

В декабре 1958 года специалисты Института игрушки декларировали начало перехода на принципиально новые материалы и технологии в массовом производстве игрушек. «Вместо целлулоида — новые пластические массы: этрол, полиэтилен, капрон, на основе которых разработана новейшая технология изготовления кукол — способом формования на шнек-машине из этрола и полиэтилена. Пластическая масса плавится на специальной шнек-машине и формуется в трубку. Из трубки, заключённой в пресс-форму, воздухом выдувается игрушка. Карусельная установка увеличит производство в 3-4 раза», — писала сотрудник института В. Полякова в очерке «Игрушки из пластмассы» («Вперёд, 9 декабря 1958 года).

Одной из первых с конвейера сошла кукла высотой 30 см, разработанная знаменитой скульптором-кукольницей Эммой Фёдоровной Фадеевой. На смену традиционным, прожившим десятилетия формам пришли новые, динамичные, во многом — гротескные. Весь мир детской игрушки становился другим. Далеко не все материалы выдержали трудный экзамен со стороны «шаловливых ручонок». Так, оказались совершенно нежизнеспособными белые медведи из поролона. Материал сильно пачкался, быстро изнашивался, рвался. Не прижились и ёлочные игрушки из пенопласта. Другим материалам повезло, и к середине 1960-х годов уже практически полностью исчезло папье-маше и целлулоид. Символом новых игрушек стали пластмассовый красный «Конь богатырский», удивительно сочетавший новаторский дизайн, современные материалы и традиции народной игрушки, и забавные музыкальные матрёшки — младшие сестры деревянной посадской игрушки.

А в 1959 году Генеральный штаб советской игрушки добрался и до ёлочки.

Ранние советские тренды: воздухоплавание, пограничники и цирк

Звучит совсем не по-новогоднему, но как есть! В 1935-м появились первые монтажные игрушки: это такие ёлочные украшения, которые собираются на нитку или проволоку.

Они состоят из нескольких частей, в отличие, например, от цельных шаров.


Монтажные советские игрушкиФото: Ketrin_Ti / Shutterstock
Пример монтажных игрушекФото: XRISTOFOROV / Shutterstock
Фото: Stanislaw1999 / Shutterstock
Фото: Lunov Mykola / Shutterstock
Фото: коллекция Л. В. Петриковой / музей-заповедник «Коломенское»
Фото: Lunov Mykola / Shutterstock
Фото: Lunov Mykola / Shutterstock

В 1935-м на Тушинском аэродроме состоялся необычный парад: в нём участвовало три дирижабля. Страна увлекалась авиацией, царил модерн, Сталин был большим поклонником самолётов.

Дирижабли хотели использовать в гражданской авиации, было даже запланировано первое направление: пассажирский рейс по маршруту Москва — Свердловск. На дирижабле!

Конечно, появились ёлочные игрушки-дирижабли, парашюты, самолёты.


Картонаж, 1930-е годыФото: «Литфонд»
Пограничник Карацупа с собакой ИндусомФото: «Литфонд»
Стекло, 1950-еФото: Аукционный дом Егоровых

Игрушки довоенного и послевоенного времени долгое время не создавались из стекла: не было массового производства, и само изготовление было дорогим и сложным.


Серия «Агитация», 1947 годФото: Дарья Голощапова / Skillbox Media

Поэтому в большинстве случаев использовались техники картонажа, а также папье-маше.


Ватные ёлочные украшения, 1937–1940Фото: коллекция Л. В. Петриковой / музей-заповедник «Коломенское»
Фото: XRISTOFOROV / DmyTo / Shutterstock

Суровую правду жизни будённовцев и пионеров с пограничниками на ёлках разбавил выход советской комедии «Цирк», которая стала популярной и принесла на ёлки более сказочные и праздничные сюжеты.


Картонаж, «Слон»Фото: Martin Gik / Shutterstock
Фото: Martin Gik / Shutterstock
Фото: Martin Gik / Shutterstock

Помимо цирка и советских реалий оставались популярными игрушки в виде фруктов.


Ватные игрушки покрыты мерцающей слюдой, 1930 годФото: Zakharova_Elena / Shutterstock

Хрущёвская оттепель: невероятный Гагарин, артишоки и эксперименты с модерном

1960-е и 1970-е годы — расцвет ёлочной игрушки: за годы празднований Нового года накопилось большое количество сюжетов для коллекций украшений. Но к уже состоявшимся прибавляются всё новые, ведь наконец-то Гагарин покорил космос!


Фото: marigo20 / Shutterstock
Фото: Katia Seniutina / Shutterstock

Тема оказалась настолько популярной, что впервые ракета сместила звезду с верхушки ёлки.


Фото: сайт «Лавка старины»

Модернистские формы, с одной стороны, цитируют эстетику авангарда начала двадцатых годов, а с другой — соответствуют космической теме, которая после полёта Гагарина в космос вошла в жизнь и дизайн. В период хрущёвской оттепели появляется мода на сосульки, что достаточно закономерно.


Классический набор сосулекФото: Neskuchniy071 Vladimir / Shutterstock
Фото: Mira Kos / Shutterstock
Фото: Salivanchuk Semen / Shutterstock

Создатели ёлочных игрушек продолжают эксперименты, и на них довольно сильно влияет опыт фабрик ГДР. Так появляется шарик прожектор — его дизайн советские мастера подсмотрели у коллег.


Фото: Дарья Голощапова / Skillbox Media

Форма была очень популярна в 1930-е и 1940-е годы в Европе. Также продолжаются эксперименты с покрытием ёлочных игрушек: мастера пробуют создавать матовые шарики.


Фото: NikitaPetrov / Shutterstock
Натуралистичная морковьФото: YvY illustrations / Shutterstock
Кукуруза, благодаря Н. С. Хрущёву, появилась даже на ёлкеФото: unmarini / Shutterstock

Вообще, «продуктовая» ёлочная корзина 1960-х поражает разнообразием. Есть и кукуруза, и виноград, и морошка, и репа. И гораздо более удивительные артишоки, миндаль, инжир.


Репа, а не лимонФото: сайт «Игрушки на ёлку»
Фото: Diana Golysheva / Shutterstock
Фото: Gyvafoto / Shutterstock
АртишокФото: Lena Ivanova / Shutterstock

Из-за появления знаменитых «хрущёвок» возникает потребность в миниатюрных ёлочках — и под запрос создаются крошечные шарики.


Фото: AleKak / Shutterstock

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: