Запад против: самое важное о санкциях против россии

Санкции новейшего времени

Современными санкциями, как это ни парадоксально, можно считать все ограничения, начиная со знаменитой поправки Джексона-Вэника к закону о торговле США от 1974 года. По инициативе сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также возможность предоставления кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию.Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых США из стран с нерыночной экономикой. Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года, согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Поправка была отменена только в 2002 году, когда американцы соизволили наконец признать Россию страной с рыночной экономикой.Новый виток противостояния пришелся на последнее десятилетие существования СССР. В богатые на события 1980-е годы, которые начались сразу с нескольких крупных событий для нашей страны. Безусловно, одним из главных событий стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году. Американцы использовали это как предлог для введения «зернового эмбарго» против СССР. Однако оно не достигло своей цели, и, честно говоря, не работало, поэтому уже в 1981 году было отменено.Однако новый президент США Рональд Рейган, выступил как один из самых последовательных противников СССР, при нем было принято огромное количество всевозможных санкций против нашей страны. С его подачи бойкотировалась летняя Олимпиада в Москве в 1980 году. Но затем он развернул куда более серьезные меры. Использовав введение чрезвычайного положения в Польше как предлог, американцы нанесли очередной экономический удар. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 года. Главным решением этого пакета стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования.Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, которого американцы боялись ничуть не меньше военной мощи СССР, они считали, что Европа таким образом попадёт в энергетическую зависимость. Интересно, что этот запрет привел к очередному экономическому конфликту США и Европы, итогом которого стало фактически игнорирование европейскими компаниями этого запрета и продолжение сотрудничества в энергетическом секторе с Советским Союзом. Тогда же, в 1981 году, были введены санкции против «Аэрофлота», который смог возобновить полеты в США только через пять лет – в 1986 году.Согласно данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1979 году составлял 2 млрд 837 млн руб., а в 1984 году – вырос до 3,1 млрд руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и «промышленно развитыми капиталистическими странами». В 1979 году объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд руб., в 1984 году – 40,9 млрд руб. То есть вопреки мнениям различных фальсификаторов и несмотря на давление и экономика СССР, и внешний торговый оборот только росли.Дальнейшие события в нашей стране, в том числе «перестройка», «гласность», за ними исчезновение СССР, развал социалистического блока, полностью перекроили политическую и экономическую карту мира. И сейчас мы живем в новых условиях, в новой стране, но видим, что западные «партнеры» не забыли свои старые методы. Они всё так же пытаются задействовать экономические рычаги давления на политическое устройство России.Насколько мы можем быть устойчивы к такому давлению, покажет время. Ясно одно: современная Россия имеет большой запас прочности для своего поступательного развития и готова к всевозможным дискриминационным мерам извне. Главное, не забывать все те уроки, которые мы можем вынести из истории санкционных войн против нашей страны.

Холодная война 2.0: значение исторического опыта

Иван Тимофеев: Политика санкций и наследие Золотой Орды

Ориентация США на замедление технологического развития СССР и ограничение его энергетического экспорта потенциально могла нанести (и, возможно, нанесла) существенный урон советской экономике, но все же влияние санкций на политическую сферу СССР не стоит переоценивать. В Советском Союзе шли сложные внутриполитические процессы, связанные с «перестройкой», которые привели к цепочке общественно-политических событий второй половины 1980-х гг. и в итоге к распаду страны. Санкционное давление США в этом процессе играло определенную, роль, но, скорее всего, не самую главную. Об этом может свидетельствовать пример ряда стран (Иран, Северная Корея), долгое время развивающихся в условиях жестких западных и международных санкций. По мнению некоторых американских экспертов начала 1990-х гг., Советский Союз вполне мог просуществовать еще 10–20 лет со сложившейся экономической моделью без каких-либо серьезных реформ, хотя и испытывая серьезные трудности.

В целом рассмотрение санкционных эпизодов прошлого показывает, насколько важную роль играет международно-политическая субъектность и последовательность в защите своих национальных интересов. Несмотря на высокую зависимость от США во времена холодной войны, европейцы все же оказывались способны противостоять американскому давлению и отстаивать свои экономические интересы. Это было возможно во многом благодаря тому, что политики минувшей эпохи опирались на устойчивые партийно-политические системы и широкую общественную поддержку

В условиях острого биполярного противоборства и наличия равновеликого соперника союзнические отношения с Европой для США имели чрезвычайно важное значение, что повышало статус европейцев в иерархии западного мира. Хотя серьезные ограничения со стороны США были введены, открытый протест европейцев против американской политики вкупе с позицией Конгресса привели к отмене санкций

Сейчас, за исключением высказываний отдельных политиков, ЕС полностью следует в фарватере политики США, принимая один за другим пакеты санкций против России.

В настоящее время у Европы почти нет политической воли для того, чтобы заставить США учитывать ее позицию в части санкционных решений, затрагивающих в том числе интересы европейских бизнес-структур. Европейский союз предпринимал попытки защитить свои компании от санкций и мер инфорсмента США, однако они провалились. Существенное ослабление европейских стран во внутриполитическом плане (популизм, Brexit, радикализм, миграционный кризис), жесткая ориентации европейских элит на США, доминирование идеологических мотивов во внешней политике над прагматическими, демократический дефицит институтов ЕС и отсутствие «сильного» лидерства не позволяют современной Европе что-либо противопоставить американскому влиянию. При этом за прошедшие десятилетия отношения с Европой для США стали гораздо менее важными в экономическом плане, поскольку американский экспорт в Европу за это время сократился, а импорт остался на относительно прежнем уровне.

Кроме того, США усвоили исторические уроки и преодолели недостатки прежней политики. Благодаря возрастанию своей роли в мировой экономике и политике после холодной войны они повысили эффективность санкционных мер, что рельефно проявляется в отношении американских партнеров. США усовершенствовали санкционные механизмы (вторичные санкции, «умные» санкции, усиление инфорсмента), укрепили политическое единство в рядах союзников (особенно при Дж

Байдене), стали обращать внимание на возможность предоставления альтернатив (хотя и относительных, например, поставки СПГ вместо трубопроводного газа из России), сделали упор на многосторонность и коалиции при реализации санкций. При этом в настоящее время в США существует гораздо более монолитный консенсус между исполнительной и законодательной ветвями власти по вопросу санкций, в том числе в отношении России, что задает устойчивый вектор антироссийской санкционной политики в среднесрочной перспективе.

Китай выступил против антироссийских санкций

Китай начал активно выступать против антироссийских санкций почти сразу после начала СВО. Главный используемый аргумент – санкции в одностороннем порядке дестабилизируют рынок. Во всяком случае, такова была позиция представителя Минкоммерции. И было добавлено, что Китай защитит свои торговые компании.

За год до этого основным объектом американских санкций был Китай – в основном за кибератаки, Тайвань, угрозы безопасности в Индо-Тихоокеанской зоне. В это время Китай держал триллион долларов в госбумагах США. И год назад китайцы всерьёз опасались их ареста американцами, как это было проделано ранее с Россией.

В конце марта 2022 г. более подробно развернул китайскую позицию по антироссийским санкциям китайский представитель в ООН: эти санкции нанесли существенный урон торговым, финансовым и продовольственным рынкам. Созданы серьёзные гуманитарные проблемы. Плохо, что из-за этого страдают страны развивающегося мира. Попытки сдержать Китай и Россию обречены на провал.

Через месяц глава Европейского департамента МИДа Китая так ответил на натовский призыв осудить российское вторжение в Украину: это вы с США довели до этого Украину с Россией.

Прошёл почти год и в китайской прессе так отреагировали на 10й пакет санкций, обращаясь к ЕС: вы, может быть, получите минуту удовольствия, но ситуация на Украине только ухудшится, как и условия для начала мирных переговоров сторон.

В конце февраля 2024 г. Китай предложил в Мюнхене свой мирный план. Несмотря на типичную китайскую округлость формулировок, план вызвал резкое неприятие США и западного мира.

Очень важно, что благодаря позиции Китая встреча двадцатки не завершилась осуждающим коммюнике против России

Блокада Советской России. 1917–1920 гг.

После Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революций, США и последовавшие ее примеру европейские страны Антанты — Англия и Франция, а также ряд нейтральных государств объявили торгово-экономическую блокаду Советской России. Она дополнялась морской блокадой, которая эффективно действовала на Балтийском море.

Причиной для таких мер послужил отказ большевиков от царских долгов, национализация предприятий, немалая доля которых принадлежала иностранцам, и отчасти досрочный выход из войны с Германией. В 1919 году на Парижской конференции, где решалось военное устройство мира, премьер-министр Франции Жорж Клемансо произнес речь: «Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу».

Из-за многих противоречий между участниками коалиции обширные санкции сняли в январе 1920 года, но фактически они продолжали действовать. Например, Великобритания с США принципиально отказывались торговать с советскими компаниями, а редкие контракты заключались лишь с кооперативными организациями.

Энергетический экспорт под прицелом

В конце 1960-х – 1970-х гг. мировая система приходит к относительно равновесному состоянию, и наступает «разрядка» в международных отношениях — расширяется политическое и экономическое сотрудничество. СССР стал активно развивать внешнюю торговлю, в частности углеводородными ресурсами, нарастив экспорт нефти и нефтепродуктов. По линии СЭВ в 1959 г. принимается решение о строительстве нефтепровода «Дружба» (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша, ГДР), продолжавшееся с 1960 по 1964 гг. В последующее десятилетие сеть трубопроводов расширялась, и в 1970-е гг. на основе этого трубопровода начались поставки нефти в Западную Европу. Однако ключевой проблемой для СССР оказалась нехватка труб большого диаметра, которая отчасти решалась через кооперацию с западными странами.

Иван Тимофеев: Крепость и поджигатели: как Россия справляется с санкционными атаками

Реакция США на развитие советско-европейского сотрудничества в области энергетики оказалась болезненной. Они оценили ситуацию на уровне военной угрозы и начали лоббировать введение эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР через институты НАТО. В 1962 г. Совет НАТО одобрил эмбарго, имевшее рекомендательную силу. Франция и ФРГ сначала ввели ограничения, но под давлением своих производителей в конечном итоге отказались от их исполнения. В феврале 1970 г. ФРГ и СССР заключили договор на поставку природного газа, оплата за который осуществлялась по бартерной схеме — трубами. Поставки газа начались уже в октябре 1973 г.

Несмотря на противодействие со стороны США, сотрудничество между СССР и Западной Европой в сфере энергетики укреплялось. Помимо таких объективных условий, как географическая близость, а также дешевизна и доступность советских ресурсов, важным фактором, сыгравшим в пользу взаимовыгодных советско-европейских отношений, стал энергетический кризис 1970-х гг. К концу десятилетия Западная Европа импортировала из СССР более 25 млрд куб. м природного газа в год. В обратном направлении шли поставки оборудования для добычи ископаемого топлива и труб для его транспортировки.

Зачем нужны санкции

Среди функций правовых санкций выделяют:

  • охрана правопорядка и профилактика нарушений (например, многие люди не убивают потому, что за это можно сесть за решётку);
  • стимул для нарушителя исправиться (например, запрет на вождение авто может побудить алиментщика выплатить долги);
  • возмещение ущерба, компенсация страданий (например, выплата определённой денежной суммы за падение в автобусе может покрыть затраты на лечение и загладить пережитое);
  • наказание за правонарушение (любая санкция доставляет неудобства — штрафы бьют по карману, лишение свободы — по психике и социальным, семейным связям);
  • восстановление нарушенных прав (например, суд может обязать работодателя вернуть человеку его должность).

Международно-правовые санкции применяют в случае, если какое-то государство действует вразрез с нормами международного права. Такие санкции вводят, когда в военных действиях нет необходимости (или они обойдутся слишком дорого), а дипломатические протесты бессильны.

Положительные последствия санкций

Экономическая ситуация сложная, но она мало влияет на простых людей, ну, за исключением некоторых продовольственных проблем, но они, как правило, не критичны.

На фоне санкций правительство взяло курс на импортозамещение. Если объективно посмотреть на это, то вполне реально заменить многие изделия российскими аналогами, которые не хуже, а порой и качественнее зарубежной продукции.

В рамках политики «эмбарго» и импортозамещения существуют хорошие возможности для экономического развития. Отечественные производители не имеют сильной конкуренции из-за эмбарго и получают помощь от государства в стратегии импортозамещения. Развитие собственных фирм и целых отраслей приводит к увеличению общего уровня инвестиций, как иностранных, так и отечественных. Следовательно, создаются новые отрасли промышленности. Многие экономические показатели улучшаются: растет ВВП, снижается уровень безработицы и т.д. Более того, грамотно проводя политику, Россия сможет открыть новые мировые рынки в различных отраслях промышленности, что поможет избавиться от зависимости от экспорта нефти и других энергоносителей. В случае успешной политики импортозамещения эффект от применения некоторых санкций просто исчезнет. Например, ограничение Запада в поставках технологий при правильной политике российского правительства может привести к тому, что страна построит свою собственную технологию, которая может даже превзойти западные (примеры таких технологий уже есть). Более того, развитие собственных технологий может освободить нас от зависимости от импорта во многих отраслях промышленности, особенно в таких важных областях, как военная промышленность.

Как упоминалось ранее, одной из проблем нынешнего кризиса стала тенденция к стагфляции. Несомненно, эта тенденция очень опасна и оказывает еще большее давление на российскую экономику. Но это только на первый взгляд. Стоит отметить, что российская экономика уже «скатывалась» в стагфляцию еще до введения санкций (табл. 4). Это, конечно, печальная тенденция, но можно предположить, что аналитики, как правительства, так и бизнеса, давно заметили эту тенденцию и уже разработали программу по устранению ее последствий. Краткосрочные проблемы на данный момент бессмысленны и ни к чему не приведут. Текущая ситуация указывает на необходимость выбора и изменения реальной модели экономического развития, которая сможет учесть все предыдущие ошибки и поможет вывести российскую экономику на новый уровень. И это несмотря на то, что сейчас есть две основные идеи для такой модели: Догоняющее развитие в условиях глобализации и тесной интеграции с мировой экономикой или догоняющее развитие в условиях частичной автономии. На мой взгляд, оба варианта слишком радикальны и не помогут России выйти на новый этап экономического развития. Нам нужен вариант, отражающий золотую середину обеих идей. Россия должна быть интегрирована в институт международных экономических отношений, но в то же время не быть сильно от него зависимой, развивать и защищать свою промышленность и производство. При такой модели развития наша страна сможет избежать последствий санкций и укрепиться в качестве крупного игрока на мировом рынке во многих областях.

Учитывая все эти моменты, можно сделать вывод, что ситуация не нова для российской экономики. Но, как уже упоминалось ранее, санкции могут стать катализатором, тем самым элементом, который может довести экономику до критической точки. Нет необходимости паниковать, тем не менее, необходимо объективно и тщательно анализировать описанную тенденцию.

Россия — Украина: свежие новости на сегодня, 3 июля

В результате ночных взрывов в Белгороде погибли три человека, еще четверо – пострадали. Об этом сообщил в своем Тelegram-канале губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. «Полчаса назад в Белгороде была слышна серия громких звуков. Горит частный жилой дом по улице Маяковского, 23. Все оперативные службы работают на месте», – написал глава региона в 03:46 воскресенья, 4 июля, в Telegram-канале. В этом же посте сообщалось, что, предположительно, в Белгороде сработали системы ПВО. К 6 утра стало известно, что в результате серии взрывов были частично разрушены около пятидесяти жилых домов: одиннадцать многоэтажек (на улицах Маяковского, Мичурина, Чумичова, Попова и Павлова) и не меньше тридцати девяти частных домов по Маяковского, Попова и Павлова (пять из них – полностью). По данным на 06:00 пострадавших четверо: двое из них – мужчина и 10-летний ребенок – были доставлены в больницу. Мужчина находится в тяжелом состоянии. Еще два человека получили медицинскую помощь на месте. Власти пообещали оказать людям всю необходимую помощь. Восстановительные работы начнутся в городе уже сегодня.

Несмотря на конфликт, олигархи Украины продолжают зарабатывать в РФ. Об этом свидетельствуют секретные документы, на которые ссылается издание «Царьград». Официальный разрыв отношений между Россией и Украиной не мешает воротилам бизнеса продолжать заколачивать состояние в нашей стране. Это может вызвать множество неудобных вопросов.

Авторы статьи призывали российские правоохранительные органы вмешаться в ситуацию. Ведь получается, что люди, занимающие откровенно русофобскую позицию зарабатывают миллиарды в России.

Например Ринат Ахметов – украинский олигарх не стесняется называть Россию агрессором. Ранее он владел через корпорацию «ДТЭК» шахтами «Обуховская», «Донской антрацит» и «Сулинантрацит», расположенными в Ростовской области. Формально он продал их за 230 млн долларов, кипрской компании Valleyton Investments. Однако бывший владелец дополнительно получили права требования по ранее выданному кредиту почти на 447 млн долларов.

Другая русофобка – экс-омбудсмена Людмила Денисова активно распространяла фейки о зверствах ВС России в зоне спецоперации. Ее слова звучали настолько неправдоподобно, что опровергли их даже на Украине. Но это не мешает Денисовой зарабатывать в Крыму. Аффилированные с ее семьей структуры также получают миллиарды рублей.

Речь идет о строительной фирме «Триора», которая была учреждена в Симферополе еще в 2004 году. Людмила Денисов является одним из учредителей. В 2014 году, восседая в кресле министра соцполитики в правительстве Яценюка, Денисова официально перерегистрировала симферопольскую «Триору» в соответствии с законодательством РФ. К слову, вместе с Денисовой в учредителях стройкомпании значит Сенченко Андрей из команды Тимошенко.

Любопытный факт, одновременно с симферопольской «Триорой» в Киеве Денисовой была открыта компания с таким же названием по юридическом адресу на ул. Банковой, 2 – в историческом особняке Либермана по соседству с Верховной радой.

Россия со 2 марта отправила почти 39 тысяч тонн гуманитарной помощи на Украину, в Донецкую и Луганскую Народные Республики. Об этом сообщил начальник Национального центра управления обороной РФ, генерал-полковник Михаил Мизинцев.

По его словам, за прошедшие сутки в ДНР, ЛНР и Запорожской области провели шесть гуманитарных акций, в ходе которых местным жителям раздали более 420 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости.

Всего с марта по сегодняшний день было проведено больше 1200 гуманитарных акций, отметил Михаил Мизинцев.

Также он рассказал, что с начала военной спецоперации на Украине в Россию эвакуировали более 2,2 млн человек с территорий Украины, ДНР и ЛНР.

Санкции против Тинькофф

10-й пакет – первый с санкциями против Тинькофф Банка, основной пакет акций которого принадлежит Потанинскому “Интерросу”. Теперь остались всего 2 банка, не задетых санкциями – ЮниКредит Банк и Райффайзенбанк, имеющие основными акционерами банки Запада.

В чём виноват Тинькофф Банк? – В том, что занимает ведущие позиции среди российских банков, укрепляя этим финансовую систему России, что позволяет считать его одним из столпов нашей экономики. То есть он – один из важных помощников правительства России. А оно – один из основных виновных в захвате Крыма и дестабилизации Украины. Плюс банк помогал своим клиентам, а те помогали мобилизации.

В банке заявили, что давно этого ждали и давно готовы. И потому большей части клиентов не коснутся. Во-первых, потому, что счета и активы банка будут заморожены только на территории Евросоюза, но банк ещё в 2022г. прекратил переводы в евро. Во-вторых, отключение от SWIFT тоже не зацепит многих клиентов, но это больно ударит по клиентам стран, переводящих из России домой много валюты – среднеазиатских стран, Армении, Турции.

К альтернативной Свифту системе СПФС подключено пока существенно меньше клиентов. Для таких клиентов банк предполагает безболезненный перенос активов в компанию, не под санкциями. Для этого временно прекращена торговля иностранными ЦБ.

Сущность экономических санкций

Определение 1

Экономические санкции – это ограничительные меры, которые используются участниками торговых отношений против одного из них с целью оказания на него давления в политической сфере.

Мировая экономика испытывает влияние процесса глобализации. Национальные экономики все больше вытягиваются в единую систему отношений. Они стремятся сохранить свой суверенитет, достичь хозяйственных целей на международном уровне. Современная ситуация такова, что экономические и политические интересы сильно переплетены. Каждая страна стремится к установлению геополитической власти, которая может повлиять на экономическое благополучие.

Санкции стали методом ограничения влияния одного из участников международных отношений в случае если мировое сообщество посчитает его действия неправомерными. Они могут распространяться на экономические, финансовые отношения, сферу оказания услуг.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Санкции применяются в случае, если развязывание войны является экономически нецелесообразным, а дипломатические меры не работают. Они являются эффективным инструментом, применяемым крупными странами, занимающими существенную долю в международных торгово-экономических отношениях. На региональном уровне могут вводиться хозяйственные ограничения. Чаще всего, к санкциями прибегают державы, имеющие сильное геополитическое влияние. Их применение позволяет надавить на одного из участников международных отношений для того, чтобы получить определённый результат.

Экономически мощные страны используют санкции, чтобы обозначить решительность своей политической позиции, предотвратить возможные негативные последствия в будущем, а также решить внутренние политические, социальные и экономические проблемы.

Санкционный удар по газопроводу

После энергокризиса 1970-х гг. ряд европейских стран отдали предпочтение инвестициям в природный газ в качестве альтернативы углеводородам с Ближнего Востока. В 1982 г. началось строительство нового трансконтинентального газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», который должен был связать Советский Союз и Западную Европу. Для европейских участников проект сулил очевидные экономические выгоды, кроме того, он логично вписывался в развитие идей политической «разрядки» между Западом и СССР.

Однако Вашингтон все более беспокоило возрастание зависимости Западной Европы от советского газа, что гипотетически могло дать СССР рычаги воздействия на европейцев в условиях будущего кризиса и привести к расколу в западном альянсе. С приходом в 1981 г. к власти в США неоконсервативной администрации Р. Рейгана американцы взяли курс на усиление противостояния с Москвой, в том числе в области санкций. Мотивируя свои решения обострением ситуации вокруг движения «Солидарность» в Польше, 29 декабря 1981 г. Соединенные Штаты ввели пакет ограничительных мер против Советского Союза, включавших приостановку полетов «Аэрофлота» в США; закрытие Советской закупочной комиссии; приостановку действия лицензий на весь экспорт высоких технологий (в том числе в нефтегазовой сфере); расширение перечня нефтегазового оборудования, для экспорта которого необходимы лицензии; приостановку переговоров по новому соглашению по зерну и новому советско-американскому морскому соглашению; прекращение соглашений о техническом обмене в областях энергетики, космоса, науки и техники. В контексте общего развития антисоветской политики один из ключевых ударов США был направлен против советского энергетического экспорта.

Для Западной Европы столь резкие действия трансатлантического партнера оказались неприятной неожиданностью. Наибольшую тревогу европейцев вызывали односторонние меры США, запрещающие выдачу лицензий на экспорт американских высоких технологий, поскольку они играли важную роль при производстве компрессоров и турбин, поставляемых в СССР. Американские запреты отодвигали сроки завершения проекта «Уренгой — Помары — Ужгород» и ставили под угрозу будущие поставки «голубого топлива». С целью надавить на Европу США применили дипломатический маневр и дали разъяснения, что ограничения будут действовать перспективно, но при необходимости могут быть использованы и ретроспективно. Не желая усиливать риски, европейцы пошли на уступки и приняли решение о сокращении импорта из СССР на 150 млн долл. Это, однако, не устроило США, они требовали остановить переговоры с Москвой по всем будущим контрактам, заморозить для Москвы кредитные линии и повысить процентные ставки по уже выданным кредитам.

В июне 1982 г. Вашингтон расширил перечень ограничительных мер, распространив их на все компании, которые работали по экспортным лицензиям США, в том числе на американские дочерние фирмы в Европе. При этом ранее Соединенные Штаты ввели санкции на импорт стали из Европейского экономического сообщества, чтобы компенсировать государственное субсидирование при ее производстве. Особенно раздражал европейцев отказ США вместе с «газопроводными» санкциями ввести эмбарго на экспорт американского зерна в СССР. Складывалась впечатление, что США защищают свои экономические интересы за счет Европы, избирательно используя свою систему лицензий и навязывая европейцам несоразмерные ограничения в торговле.

Новые рестрикции вызвали шквал критики со стороны европейских политиков. Первой возвысила голос премьер-министр Великобритании М. Тэтчер, заявив о том, что «неправильно, когда одна могущественная страна препятствует выполнению существующих контрактов». Ее негодование подхватили другие европейские лидеры, которые стали призывать свои компании не следовать санкционным требованиям США, а выполнять контрактные обязательства и предприняли шаги для обеспечения условий своих договоров с СССР. В ответ американские власти быстро ввели ограничения против всех компаний, нарушивших санкционный режим, и запретили им торговлю с США. Динамика трансатлантического спора стала резко меняться после того, как в ситуацию вмешался Конгресс США. Ситуация обеспокоила американских парламентариев, поскольку речь шла не только о благополучии европейских фирм, но и о прибылях американских корпораций, а, кроме того, под вопрос была поставлена солидарность с ближайшими союзниками. В результате под внутри- и внешнеполитическим давлением администрация Р. Рейгана уже 13 ноября 1982 г. отменила все введенные ограничения. Строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» завершилось в 1984 г.

Что включает в себя 9й пакет санкций

Если смотреть укрупнённо на предыдущий (9-й) санкционный пакет и только что принятый 10-й, то видно много общего:

обязательно наличие персональных санкций:

9 пакет 10 пакет
Физлица 149 87
Юрлица 49 34
Министры, замминистры 9 20
Военные 30 3
Заморожены активы банков 3 3

Из общих закономерностей: пропорция 3:1 между физлицами и юрлицами, много одинаковых категорий.

Своеобразие пакетов: в 9-ом заметно больше юрлиц и физлиц, зато в 10-ом акцент смещён на министров и их замов. В 10-м меньше военных, но все они – большие начальники;

  • ограничения на какую-либо отрасль; в 9-ом это была горнодобывающая, в 10-м – электроника;
  • ограничения на технологии и товары двойного назначения (в 9-м акцент на двигатели, электронные компоненты);
  • санкции против СМИ: в 9-м запретили сделки с телеканалами, в 10-м под запретом арабские RT и Sputnik;
  • заморожены активы 3 банков.

Из истории экономических санкций

Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.

Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.

Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.

В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.

Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.

Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.

Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.

Санкции из-за сбитого Boeing-747. 1983 г.

1 сентября 1983 года советское командование ВВС сбило пассажирский Boeing-747 авиакомпании Korean Air. Полет из Нью-Йорка до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, когда самолет по неизвестной причине стал отклоняться от назначенного курса и вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Лайнер пролетел мимо военных объектов на Камчатке и над Сахалином. Над островом он был перехвачен и сбит советским истребителем Су-15. Тогда погибли все 269 человек, находившихся на борту.

Сразу после ЧП американский президент назвал действия Советского Союза «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». В сентябре–ноябре было принято решение о блокировании воздушного сообщения с СССР. Санкции сняли в связи с убытками крупных американских авиакомпаний.

Международная организация гражданской авиации провела два расследования: одно после катастрофы, другое — спустя 10 лет. Вплоть до поражения Boeing ракетой его пилоты вели обычные разговоры и, вероятно, не знали об отклонении от маршрута. Вторая комиссия пришла к выводу, что самолет полетел не туда из-за неправильно настроенного автопилота.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: